Конспект урока по обществознанию на тему

Любой человек, начиная с самых юных лет, сталкивается с ситуациями, когда необходимо знать свои права и обязанности. По мере взросления подростки не знают, как поступить, как защитить свои права. Опыт показывает, что для защиты своих законных интересов подростки редко обращаются к родителям, чаще всего пытаются самостоятельно или при помощи друзей, порой весьма сомнительных, защитить свои права, иногда переоценивая свои возможности и переступая  «линию дозволенного», что приводит к нарушению зак...
Раздел Обществознание
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок обществознания в 5В классе «Права и обязанности ребенка»

Цели:

Образовательные:

  1. Формирование предметной компетенции (способность работать с информацией, отделять значимое от второстепенного, формировать правовую культуру учащихся через ознакомление с основными правами, изложенными в Конвенции о правах ребенка, Конституции РФ и Семейном кодексе РФ, способности анализировать полученную информацию.)

  2. Формирование продуктивной компетентности ( способность создавать продукт долгосрочного индивидуального и краткосрочного группового проекта)

Развивающие :

  1. Формирование социальной компетенции (умения работать в группе, правильно распределять роли, вносить посильный вклад в общее дело)

  2. Формирование коммуникативной компетенции( уметь представлять в устной форме полученную информацию, вступать в диалог, аргументировать собственное высказывание)

  3. Формирование самообразовательной компетенции( закладывание основ последующего самообразования в области обществознания)

Воспитательные:

  1. Формирование нравственной компетенции (воспитание ответственности и уважительного отношения к другим людям, умения работать в команде, продолжить работу по формированию навыков культуры труда)

ХОД УРОКА

Добрый день, ребята. Давайте вспомним с вами эпиграф к нашему прошлому уроку и попробуем ответить на вопрос: Что является опорой в жизни каждого человека?

Любили тебя без особых причин:
За то, что ты - внук,
За то, что ты - сын,
За то, что малыш,
За то, что растешь,
За то, что на папу и маму похож.
И эта любовь до конца твоих дней
Останется тайной опорой твоей.
В. Берестов

Что такое семья?
-основанная на браке или кровном родстве малая группа людей, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.

Какие признаки семьи вы можете назвать?
- Формальное закрепление родства между лицами (кровное родство, принятие ребенка в семью, заключение брака, и др.)

- Наличие тесных экономических связей.

- Совместное проживание.

- Наличие установленных прав и обязанностей каждого члена семьи по отношению к другим членам семьи.

- Эмоциональная связь между членами семьи.

Семья - обязательная часть любого общества и любого государства Государство заботится о благополучии семей и проводит политику , направленную на защиту семьи и прав всех ее членов.

В течение года каждый из вас работает над одним из проектов. По мере подготовки вы представляете проекты своим одноклассникам. Сегодня вы имеете возможность посмотреть проект «Государственная поддержка семьи», который подготовил Титяев Владимир.

ПРОЕКТ: Государственная поддержка семьи.

В России приняты специальные законы, которые гарантируют семье помощь государства, соблюдение прав всех ее членов. А ребенок больше всего нуждается в защите.

Как вы думаете , о чем пойдет речь на нашем уроке?

-о правах и обязанностях детей

Запись темы урока в тетрадь

Давайте с вами подумаем, что же такое права и что такое обязанности?

А зачем мы будем это изучать?

Права - это установленные и охраняемые государством нормы и правила.(МОГУ)

Обязанности - это определенный круг действий, обязательных для выполнения.(ДОЛЖЕН)

Сейчас перед вами выступит творческая группа учащихся класса, которой было дано опережающее домашнее задание и расскажет нам о некоторых правах ребенка. Попробуйте сейчас сформулировать, какие права детей нарушены.

Выступление творческой группы (по мотивам сказок)

- Вот урок обществознания

Здесь должны мы дать ответ

Есть у нас права ребята

Или прав совсем уж нет?

- Да, задачка

Где же с вами

Будем мы искать ответ?

- Может вспомним мысли мудрых

И они дадут совет?

- Может обратимся к книжкам?

Там написано про все.

- Нет, там текста много слишком,

Зачитаемся еще!

- А давай вернемся в детство

Мы недалеко ушли!

Там и принцы и принцессы

И цари и короли.

- У Лукоморья дуб зеленый

И кот там в сапогах сидит…

И днем и ночью ворон черный

Над замком призрачным кружит…

- Так это ж сказки!

Что же толку!

Там выдумки одни живут!!!

- Да не скажи! В них много прока!

Ответ поищем с тобой тут!

_____________________________________________

Как-то утром, на рассвете

Заперев своих козлят

Чтоб не голодали дети

Пошла мама в банкомат.

Денежек сняла немножко

В магазин она спешит

Чтобы приготовить крошкам

Все, что сердце повелит.

А тем временем злой парень -

Серый волк - к дверям пришел

И стучал , и барабанил

Вкусный завтрак он нашел.

Испугались козлятки

Разбежались кто куда

Наигрались они в прятки

На все будущие года!

Волк и лаской и обманом

Просит дверь ему открыть

Так какого же права

Он козлят хочет лишить?

Вот другой пример из сказки -

Буратино - длинный нос

Всем известно без подсказки

Сколько бед он перенес.

Как однажды из полена

Его Карло сострогал

Чтобы дать образованье

Азбуку мальчишке дал.

А теперь решите сами

Что за право есть у нас

И чего лишил всех кукол

Злой и страшный Карабас?

Так, ну что же , смотрим дальше?

Добрый доктор Айболит.

Он как прежде всех зверюшек,

От недуга исцелит.

Вот оно - образованье

Пригодилось и ему

Применяет свои знания

Всем во благо на земле.

А уж скольким он зверятам,

И ребятам помогал.

То пилюли, то уколы

Пациентам назначал.

Если кто-то заболеет

К доктору всегда спешит

Точно знает - всех излечит

Добрый доктор - Айболит!

Все с рождения обладаем

Правом мы еще одним.

Подскажите мне ребята

Что за тайну мы храним?

Все, чем жизнь нас наградила,

Что дала наша страна

Это право - быть счастливым!

И обязанность - всегда!!!!!

Многие права вам уже известны, а теперь давайте попробуем поработать в группах с документами и выяснить, какие же права есть у детей еще.

Как вы думаете , в каких государственных документах говорится о правах и обязанностях детей? (Конституция РФ, Конвенция о правах ребенка, Семейный кодекс, Закон об образовании, Гражданский кодекс, Уголовный кодекс, Устав образовательного учреждения и т.д.)

У вас на столах находится раздаточный материал для групповой работы: лист А3, куда вы должны занести результат работы группы, выдержки из основных гос. Законов РФ (Конституция, Конвенция, Семейный кодекс), клей, ножницы, листы бумаги. Работая с документами, вы должны через 7 мин. рассказать нам, какие права детей записаны в том или ином законе.

Работа в группах

Представление материала работы групп у доски

В: права ребенка отражены во всех основных документах РФ.

А почему? ( дети самые слабые и малозащищенные, они являются будущим страны)

Какие обязанности несет несовершеннолетний ребенок?

каждый несовершеннолетний обязан получить основное общее образование, эта обязанность сохраняет силу до достижения им 15 лет (Закон Российской Федерации от 10.06.92 г. «Об образовании» в редакции от 13.01.96 г., ст. 19);

несовершеннолетние мужского пола несут воинскую обязанность в виде воинского учета и подготовки к военной службе (Закон Российской Федерации от 11.02.93 г. «О воинской обязанности и военной службе», ст. 1);

в год достижения 17-летия несовершеннолетний обязан явиться по вызову военного комиссара в связи с постановкой на учет, а также сообщить о перемене места жительства, сняться с воинского учета и по прибытии на новое место жительства в двухнедельный срок встать на воинский учет (Закон Российской Федерации от 11.02.93 г. «О воинской обязанности и военной службе», ст. 8,9);

в образовательных учреждениях среднего (полного) образования подготовка к военной службе осуществляется в добровольном порядке (Закон Российской Федерации от 11.02.93 г. «О воинской обязанности и военной службе», ст. 10);

не забывать родителей

А несете ли вы юридическую ответственность за свои поступки?

Какую ответственность несёт несовершеннолетний?

Несовершеннолетние при определенных условиях несут уголовную, административную и материальную ответственность.

Домашнее задание : нарисовать иллюстрации к любым правам ребенка(оформление выставки о правах ребенка); составить кроссворд по теме нашего урока.

Рефлексия

Пеппи Длинный Чулок

Нужно ли нам знать свои права и обязанности и почему?

(чтобы реализовывать свои права и не нарушать установленные законы)



© 2010-2022