Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование по обществознанию 9 класс

Раздел Обществознание
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



Рабочая программа составлена на основе

-рабочих программ по обществознанию для 5 - 9 классов предметной линии учебников под редакцией Л. Н. Боголюбова («Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Л.Н, Боголюбова. 5 - 9 классы: пособие для учителей и организаций/ . Боголюбов Л.Н., Матвеев А.И., Жильцова Е.И. и др./Под ред. Боголюбова Л.Н., Лазебниковой А.Ю., Матвеева А.И. Обществознание 9 Издательство «Просвещение»2014). Данная линия учебников соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования, одобрена РАО и РАН, имеет гриф «Рекомендовано» и включена в Федеральный перечень.

Нормативно-правовые документы, на основании которых разработана данная рабочая программа:

  • Федеральный закон от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Приказ Минобрнауки РФ от 5 марта 2004г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 03.06.2008г. № 164, от 31.08.2009г. № 320, от 19.10.2009г. № 427, от 10.11.2011г. № 2643, от 24.01.2012г. № 39, от 31.01.2012г. № 69);

  • Приказ Минобразования РФ от 09.03.2004г. № 1312 «Об утверждении Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования»;

  • Федеральный базисный учебный план, утвержденный приказом Минобразования Российской Федерации от 09.03.2004г. №1312 (в ред. приказов Минобрнауки РФ от 20.08.2008г. № 241, от 30.08.2010г. №889) «Об утверждении Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

  • Приказ Минобрнауки РФ от 01.02.2012г. № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования РФ, от 9.032004г. № 1312»;

  • Приказ Минобрнауки РФ от 3.08.2010г. № 889 «О внесении изменений в федеральный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования», утвержденные приказом МО РФ от 09.03.2004г. № 1312;

  • СанПиН 2.4.2. 2821- 10, утвержденные постановлением Главного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. № 189, зарегистрированным в Минюсте России 03.03.2011г., регистрационный номер 19993;

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014г. №253 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2015/2016 учебный год»;

  • Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 N 253 (ред. от 08.06.2015) "Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования"

  • Приказ Минобрнауки РФ от 14 декабря 2009г. №729 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях» (с изменениями и дополнениями от 13 января 2011 г., 16 января 2012 г.);



  • Учебный план МБОУ Гимназия №22 г.Майкопа на 2015-2016 учебный год;

Учебник:

. Боголюбов Л.Н., Матвеев А.И., Жильцова Е.И. и др./Под ред. Боголюбова Л.Н., Лазебниковой А.Ю., Матвеева А.И. Обществознание 9 Издательство «Просвещение» 2014-2015. Рекомендован Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2015-2016 учебный год.

Кому адресована программа: для 9 классов МБОУ «Гимназия №22 г.Майкоп».

Курс «Обществознание» интегрирует современные социологические, экономические, политические, правовые, этические, социально-психологические знания в целостную, педагогически обоснованную систему, рассчитанную на учащихся старшего подросткового возраста. Он содержит обусловленный рамками учебного времени минимум знаний о человеке и обществе, необходимых для понимания самого себя, других людей, процессов, происходящих в окружающем природном и социальном мире, для реализации гражданских прав и обязанностей.

Содержание основного общего образования по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, положение человека в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Помимо знаний, важным содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Не менее важным элементом содержания учебного предмета «Обществознание» является опыт познавательной деятельности, включающий работу с адаптированными источниками социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности в учебном процессе и социальной практике.

Общие цели и задачи курса «Обществознание» 9 класса

- развитие личности в ответственный период социального взросления человека, её познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; развитие нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;

- воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закреплённым в Конституции РФ;

- освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно

оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;

- овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных социальных ролях, характерных для подросткового возраста;

- формирование опыта применения полученных знаний для решений типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной

деятельности; в межличностных отношениях, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной

деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.

Общая характеристика учебного предмета

«Обществознание» - учебный предмет, изучаемый в основной школе с 5 по 9 класс. Фундаментом курса являются научные знания об обществе и человеке. Обществознание изучает общественную жизнь многоаспектно, используя для этого комплекс общественных наук: философию, социологию, политологию, экономику, правоведение, социальную психологию, этику и культурологию. Это обуславливает специфику данного учебного предмета: его интерактивный характер, комплексное изучение современных социальных явлений и факторов и их влияние на жизнь человека.

Место и роль обществоведческого знания в образовании молодого поколения обусловлены его познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовно-нравственное становление личности человека.

Современное развитие, социальные и политические процессы, информационные контексты, глобализация всех сфер жизни, этнический и религиозный политеизм, социальная стратификация предъявляют новые требования к общественным наукам и к преподаванию в школе. Обществознание становится гуманистической базой для образования в целом. Знания по курсу должны стать основой для формирования ценностного отношения, собственной позиции к явлениям социальной жизни, поиску созидательных способов жизнедеятельности. Курс «Обществознание» даёт возможность подростку оценить себя как личность, найти свой путь, раскрыть свой потенциал, понять свои социальные роли и собственное место в социуме и культурной среде. Подросток приобретает опыт социального и культурного взаимодействия, становится активным гражданином.

Курс Обществознания 9 класса включает изучение 2 тем. Тема «Политика » дает представление о соотношении политики и власти, определяет сущность государства, знакомит с разновидностями политических режимов. Тема вводит ученика в круг политических проблем современного общества, процесса складывания правового государства и правового общества, участия граждан в политической жизни. Следующая тема «Право» вводит ученика в круг проблем правовых, важных для формирования правовой культуры, осознанного отношения подростков к вопросам законности и правомерного поведения.

Место учебного предмета «Обществознание» в базисном учебном (образовательном) плане.

Предмет «Обществознание» в основной школе изучается с 5 по 9 класс. Общее количество времени на пять лет обучения составляет 175 часов. Общая недельная нагрузка в каждом году обучения составляет 1 час. Всего-35 учебных недель.

Рабочая программа 9 класса конкретизирует содержание предметных тем Государственного образовательного стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам и темам курса. Она рассчитана на 35 учебных часа, из расчёта 1 час в неделю.

Количество тем регионального содержания- 6 часов. Уроки регионального содержания выделены курсивом

Контрольных работ - 2.

Приоритетные формы и методы работы с учащимися.Формы контроля.

Рабочая программа предусматривает наряду с традиционными нетрадиционными формами организации образовательного процесса: проблемные уроки, дискуссии, круглые столы, презентации, аукционы, брейн - ринги, КВН, уроки-путешествия и др.; предусматривает использование различных современных технологий обучения (интерактивное обучение с использованием ИКТ), что способствует развитию коммуникативных навыков, развитию критического мышления.

Рабочая программа предусматривает формы промежуточной и итоговой аттестации: контрольные работы, тестирование, обобщающие уроки, а также применение следующих форм контроля: индивидуальной, фронтальной, групповой; видов и приёмов контроля: письменный, устный, практический, составление планов, таблиц, схем, сочинения, исторические диктанты, беседы, рассказы, устное тестирование и др.

Сроки реализации рабочей программы- 2015-2016 учебный год.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА

Введение.1час.

Глава 1.Политика 9 часов.

Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Основные направления политики.

Государство, его отличительные признаки. Государ­ственный суверенитет. Внутренние и внешние функции государства. Формы государства.

Политический режим. Демократия и тоталитаризм. Демократические ценности. Развитие демократии в совре­менном мире.

Правовое государство. Разделение властей. Условия становления правового государства в РФ.

Гражданское общество. Местное самоуправление. Пути формирования гражданского общества в РФ.

Участие граждан в политической жизни. Участие в вы­борах. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Референдум. Выборы в РФ. Опасность полити­ческого экстремизма.

Политические партии и движения, их роль в общест­венной жизни. Политические партии и движения в РФ. Участие партий в выборах.

Средства массовой информации. Влияние СМИ на по­литическую жизнь общества. Роль СМИ в предвыборной борьбе.

Контрольная работа.1час.

Право. 22 часа.

Право, его роль в жизни человека, общества и госу­дарства. Понятие нормы права. Нормативно-правовой акт. Виды нормативных актов. Система законодательства.

Понятие правоотношения. Виды правоотношений. Субъекты права. Особенности правового статуса несовер­шеннолетних.

Понятие правонарушения. Признаки и виды правона­рушений. Понятие и виды юридической ответственности. Презумпция невиновности.

Правоохранительные органы. Судебная система РФ. Адвокатура. Нотариат.

Конституция - основной закон РФ.

Основы конституционного строя РФ. Федеративное устройство. Органы государственной власти в РФ. Взаи­моотношения органов государственной власти и граждан.

Понятие прав, свобод и обязанностей. Всеобщая декла­рация прав человека - идеал права. Воздействие между­народных документов по правам человека на утверждение прав и свобод человека и гражданина в РФ.

Права и свободы человека и гражданина в РФ, их га­рантии. Конституционные обязанности гражданина. Пра­ва ребенка и их защита. Механизмы реализации и защи­ты прав человека и гражданина в РФ.

Гражданские правоотношения. Право собственности. Основные виды гражданско-правовых договоров. Права потребителей.

Трудовые правоотношения. Право на труд. Правовой статус несовершеннолетнего работника. Трудоустройство несовершеннолетних.

Семейные правоотношения. Порядок и условия заклю­чения брака. Права и обязанности родителей и детей.

Административные правоотношения. Административ­ное правонарушение. Виды административных наказаний.

Основные понятия и институты уголовного права. По­нятие преступления. Пределы допустимой самообороны. Уголовная ответственность несовершенно летних.

Социальные права. Жилищные правоотношения.

Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. Право на жизнь в условиях вооруженных конфликтов. Защита гражданского населения в период вооруженных конфликтов.

Правовое регулирование отношений в сфере образования.

Контрольная работа.1часа.

Резерв - 1 час.

ТРЕБОВАНИЕ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ



В результате изучения обществознания ученик должен:

знать:

- социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;

- сущность общества как формы совместной деятельности людей;

- характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;

уметь:

- описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;

- сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;

- объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействие общества и природы, человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина и государства);

- приводить примеры социальных объектов определённого типа; социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;

- оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности; типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;

- осуществлять поиск социальной информации по заданной теме, используя различные носители (СМИ, учебный текст и т.д.),

- различать в социальной информации факты и мнения;

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;

- общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;

- нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей.

НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ,УМЕНИЙ И НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ


Выявление уровня овладения учащимися образовательными результатами через систему контроля включает:

  1. учительский контроль

  2. самоконтроль

  3. взаимоконтроль учащихся

Предпочтительные формы текущего и промежуточного контроля освоения рабочей программы.

Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов:

  1. Активность участия.

  2. Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.

  3. Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.

  4. Самостоятельность.

  5. Оригинальность суждений.

Критерии и система оценки творческой работы.

Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.

Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).

Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.

Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.

Нормы оценки знаний за устный ответ учащихся по обществознанию

Ставится оценка:

  • «5» - за ответ, обнаруживающий осознанность знаний, их безошибочность, умение излагать материал в соответствии с требованиями логики и нормами литературной речи. Оценка «5» ставится за краткий, точный, правильный, глубокий ответ или за отличное исправление ошибочного ответа по сложной теме.

  • «4» - при наличии неполноты ответа или одной - двух несущественных неточностей.

  • «3» - за знание основных положений темы при значительной неполноте знаний, одной - двух ошибок

  • «2» - за незнание большей части материала темы или основных ее вопросов

  • «1» - при отказе от ответа или при полном незнании темы

Нормы оценки знаний за выполнение теста учащихся по обществознанию

% выполнения

0-37

38-63


64-86

87-100

Отметка

«2»

«3»

«4»

«5»














Нормы оценки знаний за творческие работы учащихся по обществознанию

Отметка Содержание

2

3

4

5

1

Общая информация

Тема предмета не очевидна. Информация не точна или не дана.

Информация частично изложена. В работе использован только один ресурс.

Достаточно точная информация. Использовано более одного ресурса.

Данная информация кратка и ясна. Использовано более одного ресурса.

2

Тема

Не раскрыта и не ясна тема урока. Объяснения некорректны, запутаны или не верны.

Тема частично раскрыта. Некоторый материал изложен некорректно.

Сформулирована и раскрыта тема урока.

Ясно изложен материал.

Сформулирована и раскрыта тема урока.

Полностью изложены основные аспекты темы урока.

3

Применение и проблемы

Не определена область применения данной темы. Процесс решения неточный или неправильный.

Отражены некоторые области применения темы. Процесс решения неполный.

Отражены области применения темы. Процесс решения практически завершен.

Отражены области применения темы. Изложена стратегия решения проблем.



УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН



Количество часов:

Всего - 35 часов, в неделю - 1 час.

Учебник: . Боголюбов Л.Н., Матвеев А.И., Жильцова Е.И. и др./Под ред. Боголюбова Л.Н., Лазебниковой А.Ю., Матвеева А.И. Обществознание 9 Издательство «Просвещение»2014-2015

Планирование составлено в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, Приказом Министра образования и науки «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования, на 2015/16 учебный год», программой основного общего образования по обществознанию. Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф., Матвеева А.И. (Просвещение, 2014



Авторская программа

темы

Название темы

Кол-во часов

Повторительно-обобщающие уроки

Введение

1


Глава 1.

Политика

7

2

Глава 2.

Право

16

2

Заключительный урок

1


Резерв

6


Итого

31

4

Рабочая программа

.

темы

Название темы

Кол-во часов

Повторительно-обобщающие уроки

Введение

1


Глава 1

Политика

9

1

Глава 2

Право

22

1

Резерв

1


Итого

33

2

СРОК ОСВОЕНИЯ - 2015-2016 учебный год.



УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА



1. Боголюбов Л.Н., Матвеев А.И., Жильцова Е.И. и др./Под ред. Боголюбова Л.Н., Лазебниковой А.Ю., Матвеева А.И. Обществознание 9 Издательство «Просвещение» Номер в федеральном перечне учебников - 1.2.2.3.1.5

2. Котова О.А., Лискова Т. Е. Обществознание. Рабочая тетрадь. 9 класс: Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2015.

3. Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. Обществознание. Поурочные разработки. 9 класс: Пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Под ред. Л.Н. Боголюбова. М.: Просвещение, 2015.

4. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Л.Н, Боголюбова. 5 - 9 классы: пособие для учителей и организаций/ Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова. - изд 2-е, доработанное.- М.: Просвещение, 2014.

5. Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. и др. Промежуточная аттестация по обществознанию. 6-9 классы: Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2014.

6. Контрольно-измерительные материалы. Обществознание: 9 класс / Сост. А.В. Поздеев. М.:ВАКО, 2014.



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Литература для учителя

1.О.А.Котова Т.Е.Лискова. Рабочая тетрадь по курсу «Обществознание»: 9 класс. - М.: Просвещение, 2015;

2.А.И.Кравченко Задачник по обществознанию 8-9 класс Учебное пособие М.: «Русское слово» 2012

3.Контрольно-измерительные материалы.Обществознание.9кл.М.:»Вако» 2014г.

4.О.А.Котова,Т.Е.Лискова.Тестовые материалы для оценки качества обучения.Обществознание.Основная школа.М.:»Интеллект-Центр»2012г.

5.О.А.Котова,Т.Е.Лискова.Обществознание.9 кл.60 диагностических вариантов.М.:»Национальное образование.2012г.

6.С.В.Краюшкина.Тесты по обществознанию.9 кл.М.:»Экзамен» 2014г

7.Е.С.Королькова,Т.В.Коваль.Обществознание.9 кл.Экспресс-диагностика.М.:»Экзамен» 2014г.

8. Безбородов А. Б. Обществознание: учеб. / А. Б. Безбородов, М. Б. Буланова, В. Д. Губин. - М., 2008.

9. Морозова С. А. Обществознание: учеб.метод, пособие / С. А. Морозова. - СПб., 2010

10. Тишков В. А. Российский народ: кн. для учителя / В. А. Тишков. - М., 2010.

11. Философия: учеб. / под ред. В. Д. Губина, Т. Ю. Сидориной. - М., 2004.

12. Майерс Д. Социальная психология / Д. Майерс. - СПб., 2005.



Литература для учеников

1. Боголюбов Л.Н., Матвеев А.И., Жильцова Е.И. и др./Под ред. Боголюбова Л.Н., Лазебниковой А.Ю., Матвеева А.И. Обществознание 9 Издательство «Просвещение»2014-2015

2. Обществознание: пособие для поступающих в вузы / под ред. В. В. Барабанова. - СПб., 2011.

3. Григорович Л. А. Педагогика и психология: учеб. пособие / Л. А. Григорович, Т. Д. Марцинковская. - М., 2003.

4. Исаев Б. А. Социология в схемах и комментариях: учеб. пособие / Б. А. Исаев. - СПб., 2008.

5. Латышева В. В. Основы социологии: учеб. для ссузов / B. В. Латышева. - М., 2004.

6. Миголатьев А. А. Курс политологии: учеб. / А. А. Миголатьев, В. В. Огнева. - М., 2005. .

7. Политология: учеб. / под ред. В. А. Ачкасова, В. А. Гуторова. - М., 2005.

8. Смирнов Г. N. Политология: учеб. / Г. Н. Смирнов и др. - М., 2008.

9.Автономов В.С. Экономика.Учебник для средней школы.М. 2011

Цифровые образовательные ресурсы.

1. http: //гsnet.ru/ - Официальная Россия (сервер органов государственной власти Российской Федерации).

2. president.kremlin.ru/ - Президент Российской Федерации.

3. rsnet.ru/ - Судебная власть Российской Федерации.

4. iurizdat.ru/editions/official/lcrf - Собрание законодательства Российской Федерации.

5. socionet.ru - Соционет: информационное пространство по общественным наукам.

6. ifap.ru - Программа ЮНЕСКО «Информация для всех» в России.

7. gks.ru - Федеральная служба государственной статистики: базы данных, статистическая информация.

8. alleng ru/edu/social2.htm - Образовательные ресурсы Интернета - обществознание.

9. subscribe.m/catalog/economics.education.eidos6social - Обществознание в школе (дистанционное обучение).

10. lenta.ru - актуальные новости общественной жизни.

11. fom.ru - Фонд общественного мнения (социологические исследования).

12. ecsocman.edu.ru - Экономика. Социология. Менеджмент. Федеральный образовательный портал.

13. ug.ru/ug_pril/gv_index.html - Граждановедение. Приложение к «Учительской газете».

14. gallery.economicus.ru - Галерея экономистов.

16. be.economicus.ru - Основы экономики. Вводный курс.

17. cebe.sib.ru - Центр экономического и бизнес-образования: в помощь учителю.

18. mba-start.ru/ - Бизнес-образование без границ.

19. businessvoc.ru - Бизнес-словарь.

20. hpo.opg - Права человека в России.

21. uznay-prezidenta.ru - Президент России - гражданам школьного возраста.

22. mshr-ngo.ru - Московская школа прав человека.

23. ombudsman.gov.ru - Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации: официальный сайт.

24. pedagog-club. narod.ru/declaration2001 .htm - Декларация прав школьника.

25. school-sector.relarn.ru/prava/ - Права и дети в Интернете.

26. chelt.ru - журнал «Человек и труд».

27. orags.narod.ru/manuals/Pfil_Nik/23. htm - Духовная жизнь общества.

28. countries.ru/library.htm - Библиотека по культурологии.

29. russianculture.ru/ - Культура России.

30. ecolife.ru/index.shtml - Экология и жизнь. Международный экологический портал.

31. ecosystema.ru/ - Экологический центр «Экосистема».

32. priroda.ru/ - Национальный портал «Природа России».

33. fw.ru - Фонд «Мир семьи» (демография, семейная политика).

34. glossary.ru/ - Глоссарий по социальным наукам.

35. ihtik.lib.ru/encycl/index.html - Энциклопедии, словари, справочники.















КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ





урока

Вид контроля

Тема

Источник

11

Контрольная работа

Политика

КИМ Обществознание. 9 класс. Сост. А.В.Поздеев. М. ВАКО. 2014

34

Контрольная работа

Право

КИМ Обществознание. 9 класс. Сост. А.В.Поздеев. М. ВАКО. 2014





Календарно-тематический план по курсу «Обществознание» для 9 класса

Разделы, темы, количество часов

Тип урока

Понятия, термины

Элементы содержания

Элементы дополнительные

Требования к уровню подготовки обучающихся

Вид контроля

Домашнее

задание

Дата план

Даты

факт

1

Вводное занятие. Что мы уже знаем и умеем.

Повторение материала за 8кл.

Наметить перспективу совершенствования умений и навыков

Тестирование.

07.09

Глава 1 «Политика»9ч.

2

Политика и власть.

Урок исследование.

Политика, политическая власть.

Понятие «политика». Соотношение понятий «власть» и «политика». Роль политики в жизни общества. Сущность любой власти. Особенности политической власти. Влияние СМИ на политическую жизнь.

Политическая жизнь современной России

Знать соотношение понятий «власть» и «политика», сущность любой власти, ее роль в жизни общества.

Объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов. Умение анализировать, обобщать.

Актуализация знаний.

§ 1, задания, эссе «Недолговечна та власть, которая управляет во вред народу»

14.09.

3

Государство.

Государство, суверенитет, форма правления, монархия, республика, унитарное и федеративное государство, гражданство.

Происхождение государства. Признаки государства. Внутренние и внешние функции государства. Виды республик. Монархия абсолютная и конституционная. Государства унитарные и федеративные. Понятие «гражданство».

Теории происхождения государства. Правовой статус гражданина

Знать теории происхождения государства, предпосылки его появления, функции, формы.

Уметь описывать основные политические объекты, выделяя их существенные признаки, с презентацией, выделять главное.

Устный опрос, проверка эссе.

§ 2, задания и вопросы.

Учебный проект «Идеальное государство».

21.09

Формы государства.

Урок характеристика. Подготовка к ОГЭ.

4

Политический режим.

Урок лабораторного типа.

Тоталитаризм, террор, тоталитарный режим, фашизм, авторитаризм, авторитарный режим, оппозиция, демократия: прямая и представительная. Конституция.

Понятие «политический режим. Основные виды политических режимов: тоталитарный, авторитарный, демократический. Способы удержания власти в тоталитарном обществе.

Сходство и различие тоталитарного и авторитарных режимов Демократия: «за» и «против».

Знать сущность политических режимов

Описывать и давать характеристику основным политическим объектам, выделяя их существенные признаки.

Устный опрос, проверка проектов

§ 3, вопросы, задания Эссе «Если мужик может стать королем, не думай, что в королевстве уже демократия».

28.09

5

Правовое государство.

Урок исследования.

Правовое государство, разделение властей, законодательная, исполнительная и судебная власти, категорический императив, Конституционный, арбитражный суд.

Понятие правового государства. Идея соединения силы и справедливости в правовом государстве. Власть в правовом государстве. Принципы (признаки) правового государства.

Смысл суждения «право выше власти».

Знать признаки и сущность правового государства.

Объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов Умение анализировать, выполнять проблемные задания.

Тестовый контроль.

§ 4 Вопросы ля повторения.

05.10.

6

Гражданское общество и государство.

Урок практикум.

Гражданское общество, муниципальная собственность, Общественная палата.

Понятия «общество» и «гражданское общество». Основные признаки гражданского общества. Роль гражданского общества в отношении личности и государства. Формы осуществления местного самоуправления.

Взаимосвязь гражданского общества и правового государства. Причины складывания гражданского общества в развитых странах в последние два столетия.

Знать причины появления гражданского общества, его признаки и особенности.

Объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов Умение анализировать, обобщать, делать выводы.

Тестовый срез знаний.

§ 5, вопросы и задания к § Проект «Наше участие в формировании гражданского общества».

12.10.

7

Участие граждан в политической жизни.

Урок проблема с элементами дискуссии. Подготовка к ОГЭ.

  1. Выборы, избирательное право, референдум, митинг, цензура, политический экстремизм.

Выборы и референдум - возможность влияния на политику. Способы воздействия на власть в демократическом обществе. Условия сознательного участия человека в политической жизни. Сущность и проявления политического экстремизма.

Политика - дело каждого? Молодежь и политический экстремизм.

Знать факторы, определяющие степень участия в политической жизни страны, способы воздействия на власть в демократическом обществе. Описывать и давать характеристику основным политическим объектам.

Устный опрос, проверка проекта

§ 6, вопросы и задания к § 6 Мини-проект «Участие молодежи в политической жизни».

19.10

8

Политические партии и движения.

Урок исследование.

Общественно-политические движения, политическая партия, оппозиция, многопартийность.

Причины возникновения общественно-политических движений и их сущность. Признаки политической партии. Многопартийность.

Роль оппозиции в политической жизни.

Знать причины возникновения, признаки и особенности партий.

Уметь работать с текстом учебника.

Устный опрос, проверка проекта.

§ 7 практикум, проблема , мини-проект «Молодежная партия».

02.11.

9

Политическое развитие Республики Адыгея.

Правовое государство,разделение властей в РА.Гражданское общество.Общественная палата.

Власть в правовом государстве.Различия между государственным и местным самоуправлением.

Взаимосвязь гражданского общества и правового государства в Адыгее.

Умение анализировать,обобщать,делать выводы.

Тестовый срез знаний.

Конституция РА.Раздел 1

09.11

10

Участие граждан в политической жизни РА.

Выборы,референдум,цензура.

Способы воздействия на власть в Адыгее.

Политика-дело каждого?

Знать факторы,определяющие степень участия в политической жизни Адыгеи

Устный опрос.

Повторить

§ 1-7

16.11.

11

Контрольная работа по теме: "Политика". Подготовка к ОГЭ.

Основные понятия темы.

Политика и власть. Государство. Политические режимы.

Проблемы политического развития современной России.

Знать основные положения темы «Политика».

Решение проблемных заданий.

Эссе «Партия есть организованное общественное мнение».

§7

23.11.

Глава 2 « Право» 22 часа

12

Право, его роль в жизни общества и государства.

Урок практикум.

Право, естественное право, категорический императив, норма права, закон, подзаконный акт, отрасль права, институты права.

Смысловые значения понятия «право». Основные назначения права в обществе. Естественное право. Норма права. Отличительные особенности нормы права. Виды законов. .

Право определяет меру свободы и равенства людей в обществе. Возможна ли «Безграничная свобода».

Знать смысловое значение понятия права, особенности норм права

Использовать приобретенные знания для первичного сбора и анализа информации.

Проверка эссе.

§ 8, вопросы и задания.

30.11.

13

Правоотношения и субъекты права.

Урок-практикум .Подготовка к ОГЭ.

Правоотношение, субъекты правоотношений: физические и юридические лица, правоспособность, дееспособность.

Элементы правоотношений. Сущность и особенности правоотношений. Смысл понятий «субъекты правоотношений», «объекты правоотношений. Понятия «Дееспособность» и «правоспособность».

Юридическая обязанность и моральная обязанность. Дееспособность и правоспособность у физических и юридических лиц.

Знать элементы правоотношений их сущность и особенности.

Объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов. Умение сравнивать, обобщать, участвовать в дискуссии.

Тестирование.

§ 9, вопросы и задания Эссе «Когда закон дает право, он дает также и средство его защиты».

07.12.

14

Правонарушения и юридическая ответственность.

Правонарушение, противоправность, вина, неосторожность, умысел, проступок, юридическая ответственность, презумпция невиновности.

Формы вины: неосторожность, умысел. Преступление и проступок. Виды юридическая ответственности: уголовная. административная, дисциплинарная, гражданская.

Презумпция невиновности. Юридическая ответственность несовершеннолетних.

Знать признаки правонарушений, их виды, формы вины.

Уметь работать с текстом учебника, схемой, участвовать в дискуссии.

Устный опрос, проверка эссе.

§ 10, вопросы и задания.

14.12.

15

Понятия и виды юридической ответственности.

21.12.

16

Правоохранительные органы.

Урок-практикум .Подготовка к ОГЭ.

Правоохранительные органы, народные заседатели, судья, суд присяжных, прокуратура, адвокатура, нотариат.

Государственные правоохранительные органы: функции, цели и задачи. Принципы правосудия. Суд. Прокуратура. Адвокатура. Специфика работы нотариата.

Отношение к суду присяжных в современном обществе.

Знать функции, цели и задачи правоохранительных органов

Умение сравнивать, обобщать, прогнозировать, рассуждать, участвовать в дискуссии.

Тестовый контроль

§ 11, вопросы и задания Эссе «Обвинитель и судья не могут совмещаться в одном лице».

28.12.

17

Конституция Российской Федерации.

Конституция, ценности, плюрализм, многопартийность, статус человека и гражданина.

Конституция - закон вышей юридической силы. Базовые ценности Конституции: нравственные, ценности демократии, ценности патриотизма, ценности международного сотрудничества, ценности социального мира. Основные задачи Конституции. Принципы конституционного строя.

Современные проблемы народовластия.

Знать основные положения Конституции РФ, принципы основного закона жизни.

Использовать приобретенные знания для полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей Умение работать с текстом учебника, схемой, задавать и отвечать на вопросы.

Актуализация темы.

§ 12, вопросы и задания к параграфу

11.01

18

Основы конституционного строя РФ.

Уроки - практикумы .Подготовка к ОГЭ.

§ 13, вопросы и задания к параграфу.

18.01.

19

Основы конституционного строя РА.

Конституция РА,плюрализм,многопартийность.

Конституция РА-основной Закон Адыгеи.

Современные проблемы народовластия в Адыгее.

Знать основные положения Конституции РА.

Устный опрос.

Презентации

25.01.

20

Права человека и гражданина.

Достойное существование, естественные права, ООН, права и свободы, судебная система, Уполномоченный по правам человека.

Права человека - высшие ценности человеческой цивилизации. Что такое права человека. Естественные и неотчуждаемые права человека. Классификация прав, закрепленные в Конституции РФ. Права ребенка.

Декларация прав человека - идеал современного права или юридический документ.

Знать, что права являются высшей ценностью человека, классификация прав человека. Умение работать с текстом Конституции, схемой, задавать и отвечать на вопросы.

Тестовый контроль.

§ 14, вопросы и задания

01.02.

21

Свободы человека и гражданина.

Уроки лабораторного типа.

§ 15, вопросы и задания.

08.02.

22

Гражданские правоотношения.

Урок практикум. Подготовка к ОГЭ.

Имущественные отношения, собственность, гражданское право, договор, сделки, гражданская дееспособность, потребитель, сертификат качества.

Сущность гражданского права. Особенности гражданских правоотношений. Договоры и сделки. Гражданская дееспособность несовершеннолетних.

Содержание гражданских правоотношений.

Знать сущность, признаки и особенности гражданских правоотношений.

Умение работать с текстом учебника, схемой, задавать и отвечать на вопросы.

Тестовый опрос.

§ 16, вопросы и задания Эссе «Договор дороже денег».

15.02.

23

Право на труд. Трудовые правоотношения.

Уроки с элементами деловая игра.

Трудовые правоотношения, трудовой договор, трудовая книжка, социальное партнерство, профсоюз, дисциплина труда.

Что означает право на труд. Трудовые правоотношения. Трудовой договор - основа трудовых правоотношений. Права и обязанности работников. Значение дисциплины труда.

Трудовое законодательство для несовершеннолетних.

Знать основы трудовых правоотношений.

Уметь работать с текстом учебника, схемой, задавать и отвечать на вопросы, участвовать в дискуссии.

Решение правовых задач и проверка эссе.

§ 17, вопросы и задания.

29.02

24

Семейные правоотношения.

Уроки с элементами - деловая игра.

Семья в социальном плане, брак, фиктивный, гражданский, церковный браки, брачный договор.

Суть юридических понятий семьи и брака: фактическое и юридическое понимание. Предпосылки возникновения семьи. Условия и порядок заключения брака. Правоотношения супругов, родителей и детей. Законные и договорный режим имущества супругов.

Гражданский брак: «за» и «против».

Знать основы семейных правоотношений.

Решать познавательные и практические задачи на изученный материал. Умение составлять таблицы, работать с текстом учебника, работать в малых группах, составлять таблицу.

Устный опрос.

§ 18 вопросы и задания, эссе «К родителям относись так, как бы желал, чтобы твои дети относились к тебе».

07.03

25

Административные правоотношения.

Административное право.Понятие и черты административного правоотношения.


14.03

26

Уголовно-правовые отношения.

Урок исследование. Подготовка к ОГЭ.

Уголовное право, преступление, общественная опасность, противоправность, виновность, необходимая оборона, подстрекатель, пособник, исполнитель, соучастники.

Что такое уголовное право. Особенности уголовно-правовых отношений. Понятие преступление. Признаки преступления. Квалификация преступлений. Преступление в соучастии.

Специфика уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних.

Знать основы уголовно-правовых отношений

Решать познавательные и практические задачи на изученный материал Умение отвечать на проблемные вопросы.

Тестовый контроль, проверка эссе.

§ 20, вопросы и задания».

28.03

27

Социальные права.

Урок деловая игра.

Социальная политика, ипотека, кредит, социальные пенсии, пенсионный фонд

Понятие «социальное государство». Социальная политика государства. Условия для успешного решения социальных задач. Социальные права граждан РФ: право на жилище, на социальное обеспечение, на охрану здоровья.

Социальная политика государства: достижения и недостатки.

Знать социальные права граждан РФ, особенности и сущность социальной политики.

Уметь работать с текстом учебника, работать в малых группах, составлять таблицу, проводить сравнительный анализ.

Устный опрос.

§ 21, вопросы и задания к § 21.

04.04

28

Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов.

Конфликт, международное гуманитарное право, военные преступления.

Предпосылки создания международного гуманитарного права. Принципы и сущность МГП . Методы и средства ведения войны, запрещенные МГП. Особенности и значение МГП.

Понятие «военные преступления».

Знать основы международного гуманитарного права

Уметь работать с текстом учебника, документами, работать в малых группах, составлять таблицу, проводить сравнительный анализ.

Тестовый контроль.

§ 22, вопросы и задания.

11.04

29

Международно-гуманитарное право.

Урок лабораторного типа.

18.04.

30

Правовое регулирование отношений в сфере образования.

Урок исследование .Подготовка к ОГЭ.

Единый государственный экзамен, образование, дополнительные образовательные услуги

Сущность правового регулирования в сфере образования. Многоуровневое законодательство в сфере образования. Сущность права на образование. Гарантии государства в праве на получение образования.

Проблемы платного образования.

Знать основы правового регулирования в сфере образования

Решать познавательные и практические задачи на изученный материал. работать в малых группах, проводить сравнительный анализ.

Устный опрос.

§ 23, вопросы и задания. Эссе «Потребность в образовании лежит в каждом человеке».

25.04.

31

Конституция РА. Права и свободы человека и гражданина.

Достойное существование,права и свободы.Уполномоченный по правам человека в РА.Право на труд.

Права человека-высшие ценности человеческой цивилизации.

Классификация прав,закрепленных в Конституции РА.

Классификация прав человека.

Тестовый контроль.

Презентации, доклады.Р.2.Глава 1.

02.05

32

Конституция РА. Обязанности гражданина.

Социальная политика в Адыгее,право на социальное обеспечивание.

Социальные права граждан РА:право на жилище,на охрану здоровья.

Социальная политика в Адыгее:достиже ния и недостатки.

Знать социальные права граждан Адыгеи.Уметь работать с текстом Конституции РА.

Устный опрос.

Презентации, доклады.Р.3.Глава3-5,7.

10.05.

33

Адыгея сегодня.

Адыгея-равноправный субъект РФ.

Устный опрос.

Повторить§ 8-23.

16.05.

34

Контрольная работа по теме «Право».

Урок обобщения. Подготовка к ОГЭ.

Основные понятия по теме.

Право и его роль в жизни общества и государства. Конституция РФ. Основы конституционного строя. Права и свободы человека. Отрасли права.

Проблемы правоотношений в обществе.

Знать теоретические и практические основы темы «Право»

Умение анализировать, обобщать, отвечать на проблемные вопросы.

Решение проблемных заданий.

Выводы к главе.

Повторить§ 23.

23.05.

35

Резерв









ПРИЛОЖЕНИЕ К ПРОГРАММЕ

Темы проектов

  1. Социальный портрет моего сверстника

  2. Знай свои права

  3. Защита правопорядка

  4. Молодой человек на рынке труда (Как найти достой­ную работу?)

  5. Бизнес

  6. Как работает современный рынок

  7. Здоровый образ жизни

  8. Советы самому себе: как улучшить свою учебную де­ятельность

  9. Мой город - город для всех

  1. Защита прав детей, оставшихся без попечения роди­телей

  2. Образовательная карта моего города (Куда пойти учиться?)

  3. Человек долга - кто он, каков он?

  4. Свободное время школьника



© 2010-2022