Конспект занятия элективного курса на тему Любовь и доброта спасут мир

Конспект заняти элективного курса на тему"Любовь и доброта спасут мир"окажет помощь коллегам-историкам, а также учителям других школьных предметовпри подготовке и проведении уроков обществознания и при проведении внеклассных мероприятий по очень важной на сегодня теме-воспитанию толерантности.Цель занятия-формирование толерантного сознания учащихся.  Задачи:  - повысить уровень коммуникативной культуры учащихся;  -способствовать выработке активного неприятия любых форм дискриминации;  -развить ...
Раздел Обществознание
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект открытого заседания элективного курса на тему: «Добро и любовь спасут мир»

Цель: формирование толерантного сознания учащихся.
Задачи:
- повысить уровень коммуникативной культуры учащихся;
-способствовать выработке активного неприятия любых форм дискриминации;
-развить навыки социального поведения;
-выработать принципы толерантного поведения

Демонстрация видеоролика «Мы разные,но мы-одна семья»

Слайд №1


«Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди».

Б.Шоу

Слайд №2

- Добрый день. Наше занятие я бы хотел начать с разговора о вечном, о любви.

Звучит музыка, рассказывается сказка.

Жила-была на земле девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему сто лет волшебнику:

- Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю отпущенную мне Богом жизнь.

Подумал волшебник и сказал:

- Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют и роса еще не просохнет...

Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла Любовь в условленное место... Пришла и видит: стоят пять прекрасных девушек, одна другой краше.

- Вот выбирай, - сказал волшебник. - одну зовут Радость, другую - Удача, третью - Красота, четвертую - Печаль, пятую - Доброта.

- Они все прекрасны, - сказала Любовь. - Не знаю, кого и выбрать...

- Твоя правда, - ответил волшебник, - они все хороши, и ты в жизни еще встретишься с ними, а может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю твою жизнь.

Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой. Задумалась Любовь.

? А кого выбрали бы вы? Почему? {Звучит музыка и продолжение сказки): Любовь подошла к девушке по имени Доброта и протянула ей руку.

Почему Любовь выбрала Доброту? {Ответы).

А кого выбрали бы вы? Почему? (Ответы)

Звучит музыка и продолжение сказки:

Любовь подошла к девушке по имени Доброта и протянула ей руку.

Почему Любовь выбрала Доброту?. (ответ на вопрос, беседа)

Ф.М.Достоевский однажды сказал. "Мир спасет красота, но кабы она добра была!"

Как вы думаете, какой смысл он вложил в эту фразу?(беседа)


В современное время мало кто из нас задумывается о добре и зле, о чести и бесчестии. Для многих эти слова стали лишь пустым звуком. Мы много раз за день говорим друг другу «Здравствуйте!», но не задумываемся над тем, какой смысл несёт в себе это слово. Мы даём обещания и забываем о них. Мы ставим перед собой цели и со временем меняем их. Можно с уверенность сказать, что наше общество представляет собой оплот эгоизма. Мы грубим друг другу, чтобы возвысить себя. Мы унижаем друг друга, чтобы сделать себе легче, избежать проблем, оторваться на ком-то.

Слайд №3

Набирает обороты третье тысячелетие. Прогресс неумолимо движется вперед. Техника пришла на службу человеку. Казалось бы, жизнь должна стать размереннее, спокойнее. Но мы все чаще и чаще слышим слова: беженец, жертва насилия...

В сегодняшнем обществе происходит активный рост агрессивности, расширение зон конфликтов. Эти социальные явления особо затрагивают молодежь, которой в силу возрастных особенностей свойствен максимализм, стремление к простым и быстрым решениям сложных социальных проблем.

В последние годы в подростковой и молодежной среде наблюдается катастрофический рост всевозможных форм асоциального поведения. Продолжает увеличиваться подростковая преступность. Растет количество антиобщественных молодежных организаций радикального толка, вовлекающих неискушенную молодежь в экстремистские группировки.

Слайд №4

Региональные конфликты и взрывы враждебности между народами привели к распаду стран и серьезным переменам на политической карте мира, просуществовавшего около полувека. По всему миру прокатилась волна межгрупповых столкновений, вражды на религиозной и этнической почве. Многие застарелые конфликты, прежде не замечаемые, оказались в центре внимания.

Усилились масштабы миграции, увеличилось число беженцев, ищущих приют, и мигрантов, ищущих работу. Необходимо учиться взаимопониманию между людьми различных культур.

В жизни человек общается с представителями различных национальностей, культур, миров, конфессий, социальных слоев, поэтому важно научиться уважать культурные ценности как своего народа, так и представителей другой культуры, религии, научиться находить точки соприкосновения

В настоящем и будущем человеческий род делится и будет делиться на общества, которые мы называем государствами и которые разделены строго определенными границами и режимами, часто противостоящими друг другуНи одно общество, о чем убедительно свидетельствует история и те события, которые происходят в наши дни, не может пока гордиться тем, что оно живет в любви и добре. Сегодня, в начале XXI века, приходится признать, что прогресс, достигнутый человечеством в различных областях, не привел к взаимопониманию между людьми. По-прежнему сильно стремление к единообразию, к абсолютному господству, к уничтожению независимости, индивидуальности. Оно проявляется не только на уровне внешней и внутренней политики государств, хотя именно в этой области его разрушительные последствия наиболее зримы, но и в повседневном межличностном общении.

Представим себе, что наступит время, когда все люди на Земле станут совершенно одинаковыми (рост, цвет волос и глаз, одежда, сумма знаний и т.д.)

Каким будет этот мир? Как люди будут в нем жить?

Хорошо или плохо, что мы все разные?

Как жить в мире, где столько разных людей?

Сегодня мы нередко слышим с телеэкранов, от ведущих политиков незнакомое нам до недавнего времени слово "толерантность".

А что оно означает, знаете? (выслушать мнение воспитанников)

Это дань моде или жизненная необходимость????

Слайд №5

  • На разных языках слово «толерантность» определяется по-разному. в испанском языке оно означает способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения;

  • во французском - отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;

  • в английском - готовность быть терпимым, снисходительным;

  • в китайском - позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным;

  • в арабском - прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим;

  • в русском - способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо).

Какое из определений вам импонирует более всего? (Ответы).

Почему, на ваш взгляд, в разных странах определения различны? (Ответы).

А что же объединяет эти определения? (Ответы).

  • Почему так актуальна толерантность в настоящее время? (Ответы).

. Не всем, может быть, знакомо это слово, и на первый взгляд, звучит оно совершенно непонятно. Но смысл, который оно несет, очень важен для существования и развития человеческого общества. Современный культурный человек - это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития индивидуума, группы, общества в целом.

Слайд №6

Понятие ТОЛЕРАНТНОСТЬ имеет свою историю: На рубеже XVIII-XIX веков во Франции жил некто Талейран Перигор, князь Беневентский. Это был человек, талантливый во многих областях, но, несомненно, более всего - в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться, искать решение проблем способом, наименее ущемляющим интересы других людей. И при этом сохранять свои собственные принципы.


Слайд №7


Ребята, прочитайте высказывание Л.Н. Толстого.


Каждый человек - алмаз, который может очистить и не очистить себя. В той мере, в которой он очищен, через него светит вечный свет.
Стало быть, дело человека не стараться светить, но стараться очищать себя.
Л.Н.Толстой
Почему писатель сравнивает человека с алмазом?
Как вы считает, что значит «самоочищение»?
О каком «вечном свете» говорит автор?
Какова основная цель человека, по мнению писателя?
Какой вывод вы можете сделать? (Предназначение человека - служить другим. Это и есть, по мнению автора, бессмертие). .

. У каждого на столе лежат положения, взятые из мировых религий. Подумайте, о чем говорит каждая из них.

Слайд№8

  • «Не делай другому того, от чего больно тебе».

  • «Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».

  • «Считай успех соседа своим успехом, а потерю соседа своей потерей».

  • «В счастье и страдании, в радости и горе мы должны относиться ко всем существам, как относимся к самим себе».

Передайте эти мысли своими словами.

Какой общий смысл есть в этих высказываниях?

Сегодня наш разговор посвящен толерантности не случайно. 16 ноября Международный

день толерантности.

Слайд №9

Современный культурный человек - это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития индивидуума, группы, общества в целом.

Термин толерантность объясняется как терпимость, стремление и способность к установлению и поддержанию общения с людьми.

  • А что значит - быть терпимым? Это значит: уметь прощать, принимать людей такими, какие они есть, уметь признавать свои ошибки, понимать других, допускать, что другие люди могут думать, жить по-другому, чем ты.

  • Быть толерантным - это значит принимать как факт присутствие других людей с их идеями, деятельностью и образом жизни, это значит признавать, что все мы разные, и уважаем тех, кто не похож на нас.

.

СЦЕНКА «ПЕРЕД ВАМИ ДВЕ ДОРОГИ. ВЫБИРАЙТЕ...»

Молодой человек и его девушка гуляли по городу. На бордюре сидел плохо одетый пожилой мужчина. Возле него валялась потрепанная сумка. Он тихонько стонал, а в глазах стояли слезы.

- Подожди, я подойду к нему, - сказала девушка.

- Не вздумай. Он грязный, ты подцепишь заразу, - ответил молодой человек, сжав ее руку.

- Отпусти. Видишь, у него сломана нога. Смотри, у него кровь на штанине.

- А нам-то что? Он сам виноват.

- Отпусти мою руку, ты делаешь мне больно. Ему нужна помощь.

- Говорю тебе: он сам во всем виноват. Работать надо, а он попрошайничает, ворует, пьянствует. Зачем ему помогать?

- Я все равно подойду. - Девушка вырвала руку.

- Я тебя не пушу. Ты - моя девушка и не смей общаться со «всякими». Пойдем отсюда, - он попытался увести ее.

- Знаешь что, я... Да как ты можешь? Ему же больно! Больно, ты понимаешь? Нет, ты не понимаешь!

Девушка оттолкнула парня и подошла к мужчине. Парень еще раз попытался удержать ее. Она решительно одернула руку.

- Что с вами? - спросила она мужчину. - Что с вашей ногой.

- Я сломал ее... кровь у меня. Я не знаю, что делать и где в этом городе больница. Я не отсюда. Мне очень больно.

- Сейчас, сейчас. Позвольте, я посмотрю. Потерпите. Нужно вызвать «скорую».

- Спасибо, леди, спасибо...

- Послушай, - обратилась девушка к молодому человеку, который подошел к ним, у тебя нет «мобильника»?

Парень промолчал. Девушка вопросительно посмотрела на него и вдруг почувствовала брезгливость, которая исходила ото всей его позы, взгляда... Она поднялась и приблизилась к парню.

- Иди отсюда! Никогда больше не звони мне и не приходи! Я больше знать тебя не хочу.

- Неужели ты из-за какого-то бомжа, алкоголика можешь так поступить? Глупая! Ты пожалеешь об этом.

Девушка пожала плечами и снова опустилась на колени. Парень пошел прочь.

- У вас открытый перелом, - проговорила она. - Я пойду вызвать врача. Потерпите, - она быстро пошла к телефонному автомату.

- Девушка! - окликнул ее мужчина - Спасибо вам! - Девушка обернулась и улыбнулась. - Вы обязательно найдете себе счастье.

Почему молодой человек отказался помочь?

Как бы вы поступили в этом случае?

Как вы обычно поступаете, если видите, что человеку нужна помощь?

Как мы должны поступать с людьми, которые просят милостыню?

Вывод. Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем внимательны к любому человеку, с которым вступаем во взаимодействие, будь то случайный попутчик, бродяга или друг, - это и будет проявление доброты.

Мы видим, что есть два пути развития личности - толерантный и интолерантный.

Попробуем дать характеристику человеку, который обладает толерантным отношением.

На ваших листах чуть ниже высказываний перечислены различные качества человека. Попробуйте выбрать те качества , которые, по вашему мнению, соответствуют человеку с толерантным отношением.

Конверт 1: снисходительность, злорадство, эгоизм, конфликт, доброта, уважение, понимание, миролюбие, бессердечность, сострадание, великодушие, бестактность,нравственность,терпимость.

Конверт 2: доброта, сердечность, хвастовство, радость, грубость, милосердие, зазнайство, сострадание, благосклонность, уважение, великодушие,терпение.

Конверт 3: миролюбие, бессердечность, прощение, равенство, уважение, ответственность,милосердие, вспыльчивость, диалог, раздражение, сердечность, конфликт, великодушие,активность,надёжность,товарищество,

Конверт 4: поддержка, миролюбие, сотрудничество, равенство, сострадание, скупость, ложь, общение, зависть, милосердие, великодушие, доброта,любовь,единство.

Учащиеся записывают слова в таблицу

Т- терпение.
О- ответственность.
Л- любовь.
Е- единство.
Р- радость.
А- активность.
Н- надежность
Т- товарищество.
Н- нравственность
О- общение.
С- сострадание, сотрудничество, справедливость.
Т- терпимость.
Ь- чуткость и снисходительность

Слайд №10

Учащиеся выполняют задание «Черты толерантной личности»

Колонка А

Колонка В

1. Терпимость к другим
2. Снисходительность
3. Терпение
4. Чувство юмора
5. Чуткость
6. Доверие
7. Умение владеть собой
8. Доброжелательность
9. Умение не осуждать других
10. Гуманизм
11. Умение слушать
12. Любознательность
13. Способность к сопереживанию

------------

------------

.

Процедура проведения. Учащиеся получают бланки опросника. Учитель объясняет, что 13 характеристик, перечисленных в опроснике, свойственны толерантной личности.

Инструкция: Сначала в колонке А поставьте: «+» напротив тех трех черт, которые, по Вашему мнению, у Вас наиболее выражены; «-» напротив тех трех черт, которые у Вас наименее выражены. Затем в колонке В поставьте: «+» напротив тех трех черт, которые, на Ваш взгляд, наиболее характерны для толерантной личности. Этот бланк останется у Вас и о результатах никто не узнает, поэтому Вы можете отвечать честно, ни на кого не оглядываясь.
Слайд №11
На заполнение опросника дается 3-5 минут.

Затем учитель заполняет заранее подготовленный бланк опросника, прикрепленный на доску. Для этого он просит поднять руки тех, кто отметил в колонке В первое качество. Число ответивших подсчитывается и заносится в колонку бланка. Таким же образом подсчитывается число ответов по каждому качеству. Те три качества, которые набрали наибольшее количество баллов, и являются ядром толерантной личности (с точки зрения данной группы)

Слайд №12

Россия - многонациональная страна. Здесь проживает более 180 народов и народностей. В Тульской области проживают представители 122 наций и народностей, в нашем Киреевском районе -58. Большинство составляют русские - 120 млн. чел. (82 %), далее идут татары - 5,5 млн. чел. (3,8 %), украинцы - более 4 млн. чел., чуваши - около 2 млн., башкиры, белорусы, мордва, чеченцы, немцы, удмурты, марийцы, евреи.

В жизни человек общается с представителями различных национальностей, культур, миров, концессий, социальных слоёв, поэтому важно научиться уважать культурные ценности, как своего народа, так и представителей другой культуры, религии, научиться находить точки соприкосновения. Кроме того, толерантность как качество личности считается необходимым для успешной адаптации к новым неожиданным условиям. Люди, не обладающие толерантностью, проявляя категоричность, оказываются неспособными к изменениям, которых требует от нас жизнь.

Интеллектуальная викторина«Такие разные народы»

Слайды №13-20
1.Именно в этой стране елочка со звездой на макушке, салат «Оливье» и «Ирония судьбы» по телевизору давно стали обычными атрибутами Нового года. (РОССИЯ)
2.В этой стране на Новый год принято избавляться от всего старого и надоевшего. Его просто выбрасывают из окон на улицу.(ИТАЛИЯ)
3.В этой стране к Новому году каждый житель считает своим долгом обзавестись сельскохозяйственными граблями: считается, что они нужны для того, чтобы было чем загребать счастье. (ЯПОНИЯ)
4.В этой стране при первом ударе часов хозяева дома обязательно должны открыть заднюю дверь и выпустить старый год. А с двенадцатым - открыть переднюю и впустить год новый.(АНГЛИЯ)
5.Жители этой страны в Новый год наполняют водой всю посуду, которая только есть под рукой, а в праздничную полночь дружно выплескивают ее - прямо в окна. Таким образом, они желают Новому году светлого и незапятнанного пути. (КУБА)

Категория «Национальные блюда на нашем столе»


6.Блюдо украинской кухни. Род маленьких пирожков из пресного теста с начинкой из творога, ягод. А бывает еще с картошкой и капустой. (ВАРЕНИКИ)
7.Это блюдо русской кухни. Готовится из жидкого теста, которое выливается на раскаленную сковороду. (БЛИНЫ)
8.Блюдо итальянской кухни. Это длинные макаронные изделия.(СПАГЕТТИ)
9.Блюдо армянской кухни. Пшеничный хлеб в виде тонких больших лепешек. (ЛАВАШ)

Категория «Национальные костюмы»

10.Национальные костюмы каких стран представлены на слайдах?
(Индия , Белоруссия)

Слайд №21.

Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье и все были такие разные. Семья занимала целое село, так и жили всей семьей, и всем селом. Вы скажете: «Ну и что, мало ли больших семейств на свете?». Но дело в том, что семья была особая - мир и согласие царили в ней. Так, в селе ни ссор, ни ругани, ни драк и раздоров не было.

Дошла молва об этой семье до правителя страны, и решил он проверить, правду ли говорят люди. Прибыл он в село, и душа его обрадовалась: вокруг чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно пожилым людям. Удивился владыка. Решил узнать, как крестьяне достигли такого порядка. Пришел к главе семьи и сказал: «Расскажи, как ты достигаешь такого согласия и мира в твоей семье». Тот взял лист бумаги и начал что-то писать. Писал долго, видно, не очень сильный был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял листок и начал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были написаны на бумаге: «любовь», «прощение», «терпение». И в конце листа: «Сто раз любовь», «Сто раз прощение», «сто раз терпение». Прочитал владыка, почесал, как велось, за ухом и спросил:

- И все?

- Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни любой хорошей семьи.

И подумав добавил:

- И мир тоже.

Наш класс,наша школа- это тоже семья…

Заключительное слово учителя В заключение хочу прочитать слова писателя М. М. Рощина «Попробуйте не наступить, а уступить. Не захватить, а отдать. Не кулак показать, а протянуть ладонь. Не спрятать, а поделиться. Не орать, а выслушать. Не разорвать, а склеить».

Я надеюсь, что наше занятие поможет нам всем понять, что только уважение друг к другу, взаимопонимание, терпимость, соблюдение равноправия на деле спасут мир. Мы не сможем в одночасье сделать толерантным ни своё поведение, ни поведение других людей. Однако важен даже самый маленький шаг в этом направлении.

Пусть каждый из вас, пусть наш класс, наша школа, наша страна Россия всегда будут островами толерантности для всех жителей большой планеты Земля.

Слайд №22
Говорил всем известный кумир:
Красота..."Красота спасёт мир!"
Только спорю я с ним вновь и вновь -
Мир спасут доброта и любовь!
-
Красоту не увидит слепой,
Не поймёт он её и душой.
Злой и жадный не видит цвета',
Для чего ему вся красота?
-
Добрый - миру душою открыт,
Каждый день чудеса он творит,
Согревая сердечным теплом
И души благотворным огнём.
-
Лишь любовь согревает сердца.
С ней одной нету миру конца...
Тот, кто сеет любовь средь людей,
Дорог всем! Он для всех - чародей.
-
Пусть твердят - вышла мода теперь
На добро...Человек, будто, зверь...
Я не верю огульным словам!
Убедись в правоте моей сам.
-
Кто с добром и любовью живёт,
Тот в ответ тоже самое жнёт.
Потому утверждаю я вновь:
Мир спасут доброта и любовь!

Слайды№23-25



© 2010-2022