- Преподавателю
- Обществознание
- Программа по экономике 9 класс
Программа по экономике 9 класс
Раздел | Обществознание |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Семенова Е.А. |
Дата | 04.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Календарно тематическое планирование по экономике 9 класс
| ||||
№ урока | Название разделов и темы
| часы | дата | |
9а класс | 9б класс | |||
РАЗДЕЛ 1 ПОНЯТИЕ ОБ ЭКОНОМИКЕ |
|
| ||
1 | Введение в курс предмета экономика | 1 |
|
|
2 | Что такое экономика | 1 |
|
|
3 | Основы хозяйственной жизни человечества. | 1 |
|
|
4 | Главные вопросы экономики | 1 |
|
|
5 | Макроэкономика - цели и задачи | 1 |
|
|
6 | Микроэкономика - цели и задачи | 1 |
|
|
7 | Повторение | 1 |
|
|
РАЗДЕЛ 2 ТИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ |
|
| ||
8 | Традиционная и командная экономические системы | 1 |
|
|
9 | Рыночная и смешанная экономические системы | 1 |
|
|
10 | Типы экономических систем - повторение, закрепление | 1 |
|
|
11 | Понятие о спросе | 1 |
|
|
12 | Понятие о предложении | 1 |
|
|
13 | Рынок - главный рычаг экономики | 1 |
|
|
14 | Спрос и предложение - повторение | 1 |
|
|
РАЗДЕЛ 3 ОСНОВЫ ДЕНЕЖНОГО МЕХАНИЗМА |
|
| ||
15 | Функции денег в экономике | 1 |
|
|
16 | Деньги как средство соизмерения различных товаров | 1 |
|
|
17 | Роль денег как средства сбережения и измерения | 1 |
|
|
18 | Эмиссия денег. Преимущества и недостатки различных видов денег | 1 |
|
|
19 | Инфляция и дефляция: понятие, причины, последствия. Виды инфляции. | 1 |
|
|
20 | Повторение | 1 |
|
|
РАЗДЕЛ 4 БАНКИ И БАНКОВСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ |
|
| ||
21 | Двухуровневая банковская система в Р.К. | 1 |
|
|
22 | Банковские вклады, их виды, проценты по вкладам. | 1 |
|
|
23 | Кредиты, их виды, проценты по кредитам. | 1 |
|
|
24 | Механизм получения банковской прибыли. | 1 |
|
|
25 | Критерии выбора банка. | 1 |
|
|
26 | Банковская система - тестирование | 1 |
|
|
РАЗДЕЛ 5 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ БЕЗРАБОТИЦЫ |
|
| ||
27 | Структура населения. | 1 |
|
|
28 | Виды безработицы и занятости. | 1 |
|
|
29 | Права и обязанности безработных. Государственное регулирование безработицы | 1 |
|
|
РАЗДЕЛ 6 ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФИНАНСЫ И ЭКОНОМИЧЕСКОЕ УСТРОЙСТВО РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН |
| |||
30 | Налоги как источник доходов государства | 1 |
|
|
31 | Международная торговля и ее влияние на экономику страны | 1 |
|
|
32 | Казахстан в ВТО, ЕАЭС, Таможенный союз | 1 |
|
|
33 | Основные вопросы экономики - итоговое тестирование | 1 |
|
|
34 | Итоговое повторение | 1 |
|
|
Пояснительная записка
В Казахстане, как и во всех других странах Восточной Европы и Центральной Азии уровень финансового образования населения очень низок. Это является наследием времен социалистического периода, когда финансовое планирование семьи сдерживалось ограниченными возможностями потребления и относительной стабильностью доходов.
В настоящее время важность финансового образования значительно возросла по двум основным причинам:
1. ответственность и риск принятия решений, которые могут оказывать серьезное влияние на жизнь и будущее, передаются от государства гражданам;
2. финансовые услуги становятся все более разнообразными, что означает, что потребителям необходимо делать трудный выбор из широкого выбора вариантов.
В вопросах семейного финансового управления и использования различных финансовых услуг, таких, как кредиты, сбережения, страхование и денежные переводы, налицо значительные проблемы между новыми требованиями и старыми практиками и подходами. Иными словами, такие семьи и хозяйства нуждаются в базовом финансовом образовании и просвещении, которые представляют собой предоставление знаний, навыков и подходов для усвоения положительной практики управления деньгами в вопросах зарабатывания, трат, сбережений, заимствований и инвестирования.
Актуальность программы
Экономика окружает каждого человека в детства.
Поэтому:
-
предлагаемая программа связана с содержательным блоком урока экономики, часто является подготовкой или продолжением его;
-
внеурочная работа по данной программе предлагает задания для проведения тематических игр и мероприятий в школе;
-
программа позволяет ориентироваться на интересах учащихся к изучаемому предмету, хозяйственной жизни общества, семьи и потому помогает решать важные учебно-воспитательные задачи, углубляя и расширяя экономические знания учащихся;
-
программа составлена с учетом возрастных особенностей детей:
-
близкое общение учителя с учащимися при выполнении индивидуальных работ позволяет лучше узнать ученика, его стремления, способности, а исходя из этого, руководить развитием его интересов, самостоятельное познавательной деятельности.
Новизна и актуальность программы заключается в умелом сочетании различных форм работы, направленных на развитие детей с опорой на психологические особенности возраста детей и применением различных психологических техник.
Цель курса
Исходя из концепции современной школы, можно выделить следующую основную цель преподавания экономики, финансовой грамотности, менеджмента и других разделов прикладного характера:
- формирование базового уровня экономической и финансовой грамотности, формирование представлений о сути экономических явлений и их взаимосвязи, умения выносить аргументированные суждения по экономическим вопросам, обретение опыта в анализе конкретных экономических ситуаций;
Изучение экономики на базовом уровне направлено на достижение следующих задач:
• развитие экономического мышления: освоение основных понятий экономики, воспитание ответственности за экономические решения; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в экономической жизни;
• овладение умением оценивать экономические события: использование различных источников информации, анализ и систематизация данных;
• воспитание уважения к наемному труду и предпринимательской деятельности: овладение знаниями и навыками, необходимыми для будущей работы в качестве наемного работника и самостоятельного предпринимателя;
• решение экономических проблем: применение полученных знаний в решении текущих экономических проблем на примере конкретных домохозяйств, фирм и государств; изучение и предложение путей решения проблем экономики Казахстана ;
• ориентация в выборе будущей профессии: развитие потребности в получении и поддержании экономических знаний, выбор путей дальнейшего образования.
Направленность программы.
Программа кружка «Введение в экономику» ориентирована на широкое применение активных форм проведения занятий. Опыт показывает, что их использование помогает школьникам более глубоко усвоить теоретические знания, получить первый опыт применения экономических понятий на практике, облегчает и ускоряет усвоение предмета. Программа направлена на помощь учащимся воспринимать школьный курс экономики через расширенное познание хозяйственной деятельности общества.
Реализация поставленной цели направлена на воспитание молодых людей, которые:
- будут ответственными гражданами своей страны;
- смогут максимально эффективно использовать свои возможности на благо и себя и общества;
- будут инициативны, активны, самостоятельны в принятии решений;
- смогут мыслить системно, объективно, заменяя эмоциональные
суждения объективным и обоснованным анализом;
Формы организации учебной деятельности: лекции, практикумы, сюжетно-ролевые игры, беседы. Это достигается путем широкого использования наглядности, выполнения практических работ, решение задач, проведения деловых игр. Умелое использование организации самостоятельной работы учащихся позволяет решать учебно - воспитательные задачи, сочетая разные подходы к обучению. Применение технических средств и ИКТ, связанных с ними игровых методик, на занятиях способствует формированию критического и аналитического мышления, развитию предпринимательских способностей, формированию чувства ответственности за свои действия.
Формы контроля:
-
задания на выявление операционных умений;
-
моделирование жизненных ситуаций.
Требования к уровню подготовки учащихся
Данная программа обеспечивает уровень подготовки учащихся, соответствующий Стандарту среднего общего образования то экономике для школ на базовом уровне. В соответствии с ним ученик должен:
• знать/понимать функции денег, банковскую систему, причины различий в уровне оплаты труда, основные виды налогов, организационно-правовые формы предпринимательства, виды ценных бумаг, факторы экономического роста;
• уметь приводить примеры: факторов производства и факторных доходов, общественных благ, российских предприятий разных организационных форм, глобальных экономических проблем;
описывать: действие рыночного механизма, основные формы заработной платы и стимулирования труда, инфляцию, основные статьи госбюджета России, экономический рост, глобализацию мировой экономики;
объяснять: взаимовыгодность добровольного обмена, причины неравенства доходов, виды инфляции, проблемы международной торговли;
• использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для получения и оценки экономической информации; составления семейного бюджета; оценки собственных экономических действий в качестве потребителя.
Содержание программы кружка « Введение в экономику»
9 класс 34 часа
Понятия
Умения
1. ПОНЯТИЕ ОБ ЭКОНОМИКЕ 7 часов
Понятие об экономической науке, микро- и макроэкономике, круг изучаемых ими проблем. Потребности людей и их виды. Причины, по которым потребности людей не могут быть удовлетворены полностью. Свободные и экономические блага. Факторы производства и факторные доходы. Предмет макро и микро экономики основные цели и задачи.
Знать понятие об экономической науке. Объяснять понятия «микро-» и «макроэкономика». Различать , виды потребностей людей, и знать причины, по которым потребности людей не могут быть удовлетворены. Уметь называть основные макро и микро экономические проблемы.
2.ТИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ 7 часов
Понятие об экономических системах и основные критерии их разграничения. Традиционная экономическая система. Командная система: ее особенности и формы практической реализации. Частная собственность как основа рыночной экономической системы. Причины эффективности рыночного механизма и источники его слабости. Причины возникновения смешанной экономической системы, основные признаки.
Знать понятия «традиционная, командная, рыночная и смешанная экономическая система». Уметь подбирать примеры к каждой из них.
3.ОСНОВЫ ДЕНЕЖНОГО МЕХАНИЗМА 6 часов
Происхождение и сущность денег. Наличные и безналичные: бартерные, товарные, символические, кредитные деньги. Преимущества и недостатки различных видов денег. Функции денег: мера стоимости, средство обращения, средство накопления, средство платежа. Свойства денег. Эмиссия денег
Различать преимущества и недостатки различных видов денег. Различать функции и свойства денег. Определять количество денег, необходимое для обращения
4. БАНКИ И БАНКОВСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 6 часов
Понятие банковской системы. Двухуровневая банковская система. Нац. Банк РК и его функции. Коммерческие банки: виды, функции. Основные банковские операции. Вклады: виды, проценты. Кредиты: виды, проценты. Механизм получения банковской прибыли. Критерии выбора банка: надежность, ликвидность, процент
Различать функции Нац. Банка и коммерческого банка. Приводить примеры активных и пассивных операций. Различать виды вкладов, рассчитывать простые проценты по вкладам. Различать виды кредитов, рассчитывать простой процент, в том числе и по кредитам на срок до года. Выбирать банк исходя из критериев выбора
5. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ БЕЗРАБОТИЦЫ 3 часа
Структура населения: экономически активное (рабочая сила) и экономически пассивное (выбывшие из состава рабочей силы) население. Статус занятости и безработицы. Виды безработицы. Уровень безработицы. Уровень занятости. Естественный уровень безработицы и естественный уровень занятости.
Права и обязанности безработных,
Экономические и социальные издержки безработицы. Государственное регулирование занятости
Классифицировать население по отношению к той или иной группе по статусу. Приводить примеры экономических и социальных издержек безработицы.
Различать уровень безработицы и естественный уровень безработицы, уровень занятости и естественный уровень занятости.
Решать типовые задачи на расчет уровня безработицы и уровня занятости.
Оформлять резюме для приема на работу
6. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФИНАНСЫ И ЭКОНОМИЧЕСКОЕ УСТРОЙСТВО РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН 5 часов
Причины возникновения международной торговли. Понятие об импорте и экспорте. Принципы абсолютного и относительного преимущества и их значение в формировании международного разделения труда и мировой торговли. Влияние международной торговли на производственные возможности и уровень благосостояния торгующих стран. Значение международной торговли для экономики Казахстана. Роль налогов в экономике. Основные виды налогов. Воздействие налогов на экономику.
Знать:
- основные экономические принципы функционирования рынка и государства;
- определения: импортные квоты, демпинг, протекционизм;
- как определяют цены в международной торговле;
- как воздействуют тарифы на-конкретные тарифные рынки. Уметь:
- определять цели и средства протекционизма;
- доказывать выгоды от международной торговли;
- анализировать отношения Казахстана и ВТО
Список использованной литературы:
Основная литература для учителя
1. Наш дом. Методическое пособие для учителя 7 класс. ЦАО «Достижение Молодых», Алматы - 2008;
2. Программа и методические рекомендации по курсу «Введение в экономику: Наша страна» 8 класс. ЦАО «Достижение Молодых», Алматы.
3. Основы профориентации. Знакомство с профессией. ЦАО «Достижение Молодых», Алматы - 2008.
Дополнительная литература для учителя
1.Познание мира. Методическое руководство. 4 класс. Алматы. «Атамура» 2000
2. Технология. 8 класс. Учебно-тематическое планирование, Алматы. «Атамура»
3. Технология. 9 класс Учебно-тематическое планирование, Алматы. «Атамура»
4. Азбука финансов. Москва - 2007 г.
5. 9-10 класс «Казахстан в современном мире», изд. ЦАО «Достижения молодых»
Основная литература для ученика
1. 9-11 класс «Менеджмент и экономическое моделирование», изд. ОФ «Джуниор Эчивмент Казахстан»
2. 9-10 классы «Банки в действии», изд. ОФ «Джуниор Эчивмент Казахстан»
3. 9-10 классы «Мой финансовый бизнес», изд. ОФ «Джуниор Эчивмент Казахстан»
4. 8-10 класс «Школьная компания», изд. ОФ «Джуниор Эчивмент Казахстан»
5. 5 класс «Наш мир», изд. ЦАО «Достижения молодых»
Дополнительная литература для ученика
1. 6 класс «Начала бизнеса», изд. ЦАО «Достижения молодых»
2. 7 класс «Мировая экономика», изд. ЦАО «Достижения молодых»
3. 7-8 класс «Мировая торговля», изд. ОФ «Джуниор Эчивмент Казахстан»
4. 8 класс «Бизнес-карьера», изд. ЦАО «Достижения молодых»
Учебно-методическое обеспечение
-
fingramota.kz/ учись управлять своими деньгами
-
junior.kz/ Общественный Фонд «Джуниор Эчивмент Казахстан»
-
Экономический фильм - Буратино-инвестор
-
Увлекательные финансы -- познавательно-развивающая телевизионная программа для детей, с элементами тележурнала.