- Преподавателю
- Обществознание
- Урок обществознания по теме Политика и субъекты политической жизни
Урок обществознания по теме Политика и субъекты политической жизни
Раздел | Обществознание |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Cтатьева М.Н. |
Дата | 03.11.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Урок обществознания по теме "Политика и субъекты политической жизни"
Цели:
-
Разъяснить учащимся, что такое «политика» и какие существуют виды политики.
-
Разъяснить учащимся, что такое «власть» и какие существуют формы влияния одних лиц на другие, сформировать умения анализировать взаимоотношения людей в политической сфере.
-
Пояснить учащимся, кто может выступать в роли субъектов политической жизни, сформировать навыки активного поведения.
Понятийный материал: политика, власть, человек политический, субъекты политики легитимность.
Тип урока: Учебная лекция с элементами беседы.
План:
-
Что такое политика?
-
Виды политики.
-
Что такое власть?
-
На чем основывается власть?
-
Способы воздействия на людей.
-
Человек политический.
-
Субъекты политики.
Ход урока
В начале урока учитель предлагает учащимся небольшую работу. Нужно вставить в текст пропущенные слова (текс распечатан и выдается каждому ученику):
«Ныне действующая в России Конституция была принята ____________ . Способ принятия ныне действующей Конституции _________. Государственная власть в России разделяется на три ветви _______________________________.
Граждане России имеют право избирать с ____ лет.
Главой государства в России является __________. Он избирается сроком на ____ года.»
(Ответы: 12 декабря 1993 года, референдум, законодательную, исполнительную и судебную, 18 лет, президент, 4 года).
(Работа проверяется сразу, если учащийся не допустил ни одной ошибки, то его можно оценить, основная же цель данного задания - показать, что любой человек, не зависимо от своего социального статуса, интересуется, кто работает в высших органах государственной власти, наблюдает за парламентскими дебатами, ходит на митинги и т.д. и вы, ответив на предложенное задание, это доказали.)
Ребята, мы начинаем изучение темы «Современная цивилизация и политическая жизнь». И первый урок «Политика и субъекты политической жизни».
(Далее учитель говорит о целях урока, предлагает учащимся составить конспект урока и приступает к изложению материала урока).
1. Что такое политика?
-
Политика - это искусство возможного.
-
Политика - это искусство управлять государством.
-
Политика - это деятельность, связанная с отношениями между социальными группами по поводу завоевания, удержания и использования государственной власти. В центре политической деятельности находятся вопросы регулирования отношений внутри государства и межгосударственных отношений.
Следовательно, главная функция политики - регулятивная.
2. Политическую деятельность можно классифицировать по тем или иным признакам.
Политика регулирует разные сферы общественной жизни; соответственно выделяется политика
-
экономическая;
-
социальная;
-
национальная;
-
военная и т.д.
По области распределения (приложения) различается политика
-
внутренняя и внешняя.
По масштабу сообществ, на которые воздействуют политические решения, различается политика
-
локальная;
-
региональная;
-
межгосударственная;
-
мировая.
По срокам действия выделяется политика
-
текущая;
-
долговременная;
-
перспективная.
Задание: Какая это политика:
-
Решение городского Совета народных депутатов.
-
Указ президента РФ.
-
Постановление губернатора Мурманской области.
-
Национальный проект «Образование».
3. Что такое власть?
Мы уже сказали, что главная функция политики - регулятивная. Но для того, чтобы что-то регулировать, чтобы проводить политику в жизнь, нужна власть.
-
Власть - это способность проводить в жизнь свою волю, т.е. распоряжаться кем-то и чем-то.
-
Власть - это форма социальных отношений, характеризующихся способностью влиять на характер и направление деятельности и поведение людей, социальных групп, классов.
4. На чем основывается власть?
(Вопрос можно сначала адресовать учащимся).
-
на авторитете;
-
на традиции;
-
на силе;
-
на законе.
Американский финансист и политик Генри Моргентау (1891-1967) писал: «Когда мы говорим о власти, мы имеем в виду осуществляемый человеком контроль за сознанием и действиями других людей».
5. Существуют различные способы воздействия на людей, различные средства осуществления власти над человеком.
(Вопрос можно сначала адресовать учащимся). Британский философ и математик Бертран Рассел (1872-1970) утверждал:
«На человека можно влиять:
-
посредством прямой физической власти над его телом, т.е. когда его заключают в тюрьму или убивают;
-
воздействием системы вознаграждений или наказаний в качестве стимулов, т.е. предоставляя работу или отказывая в ней;
-
влиянием на взгляды и мнения людей, т.е. пропагандой в самом широком смысле.
А как прийти к власти?
Еще Макиавелли выделил четыре способа достижения власти (их можно при оформлении доски к уроки записать на доске):
-
собственные личные достоинства;
-
использование достоинств других;
-
злодейство;
-
временное увлечение народа.
Задание: Как достигли власти Ленин, Сталин, Брежнев, Ельцин, Путин?
Ребята, с властью связано понятие легитимность - способ обеспечения консенсуса, согласия власти и общества, узаконивание власти в глазах граждан.
Задание: В феврале 1598 г. Земский собор избрал на царство Бориса Годунова. Но не все признали легитимность его власти. Почему? (Это был не природный царь).
6. Человек политический.
Древнегреческий философ Аристотель в своей книге «Политика» писал
(Высказывание записано на доске):
«Человек по природе своей есть существо политическое, в силу чего даже те люди, которые нисколько не нуждаются во взаимопомощи, безотчетно стремятся к совместному жительству».
Но будучи существами политическими, люди проявляют разную степень политической активности.
Политологи считают, что лишь 10-20% людей действительно политически активны, 80-90 % - равнодушны, их называют зрители политического театра.
Задание: Подумайте, в какие моменты истории появляется больше актеров политического театра, а в какие преобладают зрители.
Философы считают, что в человеке заложены мотивы и желания, делающие его существом политическим.
Б.Рассел разделял политические желания человека на основные и вторичные.
В основную группу входит всё, что необходимо для поддержания жизни: пища, кров, одежда. Невозможность удовлетворения этих потребностей приводит к социальным потрясениям (бунты, восстания, революции и т.д.)
Ко вторичным желаниям человека Б.Рассел отнес те стремления, которые никогда не могут быть удовлетворены полностью. Это стяжательство, тщеславие, любовь к власти.
Стяжательство - алчное накопление денег, имущества; страсть к наживе, приобретательству.
Тщеславие - стремление к славе, почестям, почитанию.
Задание: С каким из этих понятий Вы соотнесете стремление иметь как можно больше благ? Стремление к войне?
7. Субъекты политики.
Мы уже использовали сравнение политики с театром. (А помните у Шекспира «Что наша жизнь - театр. И все мы в нем актеры».)
В политическом театре много актеров, претендующих на главные, второстепенные роли, на роли статистов. Есть в этом театре и зрители7"Ребята, а вы кто в политическом театре? (Ответы учащихся).
Субъектами политики называют всех, кто так или иначе участвует в политической жизни. Это может быть гражданин, партия, организация, класс, государство, этнос и т.д.
Сегодня рассмотрим вопрос участия в политике граждан.
Выделяют три группы участников политического театра. В основе классификации -разная степень сознательности участия в политике: (это можно записать на доске)
-
полностью бессознательное участие;
-
полусознательное участие (понимание смысла политических ролей при безусловном подчинении чему-то заданному, неоспоримому);
-
сознательное участие.
Задание: Какая из трех моделей участия в политике приложима к поведению персонажей стихотворения А. Галича «О том, как Клим Петрович Коломийцев выступал на митинге в защиту мира»?
В выходной день Клим Петрович, депутат горсовета, кавалер многих орденов, рабочий-ударник сидел дома с женой.
Ну, ни капельки я не был поддавши,
Разве только маленько - с поправкой!
Только принял я грамм сто для почина...
Вижу - к дому подъезжает машина,
И вижу - на ней обкомовский номер!
Повезли Клима Петровича в ДК, на митинг в защиту мира. И вот начал Клим Петрович свою речь:
«... Израильская, - говорю, - военщина
Известна всему свету!
Как мать, - говорю, - и как женщина
Требую их к ответу!
Который год я вдовая,
Всё счастье - мимо,
Но я стоять готовая
За дело мира!»
Прочитал эти слова Клим Петрович и испугался: «Отвисла... прямо челюсть». «Это сучий сын, пижон-порученец, перепутал в суматохе бумажки!»
Как реагирует на это странное выступление «Первый»? А зал? «В зале вроде ни смешочков, ни вою... Первый тоже, вижу, рожи не корчит, а кивает мне своей головою». Клим Петрович успокоился:
Ну, и дал я тут галопом - по фразам.
(Слава Богу, завсегда все и то же!)
А как кончил - Все захлопали разом,
Первый тоже - лично - сдвинул ладоши.
Опосля зазвал в свою вотчину
И сказал при всем окружении:
«Хорошо, брат, ты им дал, по-рабочему!
Очень верно осветил положение!»
(Ответы учащихся).
- А всегда ли вы, ребята, проявляете общественную активность? Готовитесь ли вы к тому, чтобы взять на себя ответственность за судьбу города, России?
С известной долей условности актеров политического театра можно разделить на три группы (лидеры, элита, толпа).
Социолог Макс Вебер выделил три основных типа лидерства:
-
Традиционное лидерство освящено авторитетом издавна существующих патриархальных установлений, религиозными нормами.
-
Рациональное лидерство опирается на определенную систему общих правил и норм, на закон.
-
Харизматическое лидерство основывается на признании исключительности, уникальности личности, ее индивидуальных достижений. (Хс(ризма - исключительная одаренность).
Задание: К какому типу лидеров вы отнесете Петра 1, Николая П, Ленина, Сталина, Н.С.Хрущева, Путина?
Политологи подсчитали, что успех лидера только на 7% зависит от того, что он говорит, и на 55% - от того, какое впечатление он производит.
- Ребята, а вам нравится какой-либо политик и почему? Если вы будете участвовать в выборах, то кого поддержите? (Ответы ребят).
Говорят, что лидер должен быть понятен не до конца. Выделяют четыре типа лидеров:
-
Лидер-знаменосец. У него есть вполне определенная цель. Он сам определяет свою политику и ведет за собой массы.
-
Лидер-служитель. Он стремится выражать мнение своих приверженцев.
-
Лидер-торговец. Он стремится убедить людей делать то, что нужно ему.
-
Лидер-пожарный. Его действия определяются конкретными ситуациями, он реагирует на проблемы по мере их возникновения.
Задание: Назовите политиков, которых можно отнести к каждому из перечисленных типов.
В 2008 году в России будут выбирать президента. Какого президента вы хотели бы видеть во главе нашего государства?
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА:
-
Что такое политика?
-
Какие виды политики вы запомнили?
-
Что такое власть?
-
Кто такой человек политический?
-
Назовите субъекты политики.
ВЫВОД: В соответствии с Конституцией РФ гражданине России обладают целым рядом политических прав и свобод. Они участвуют в политической жизни, являясь, субъектами политики. Следовательно, надо формировать в себе навыки активного поведения.
Домашнее задание.