- Преподавателю
- Обществознание
- Конспект урока Общественные отношения
Конспект урока Общественные отношения
Раздел | Обществознание |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Моор М.В. |
Дата | 08.02.2015 |
Формат | rar |
Изображения | Есть |
План - конспект урока общеобразовательной дисциплины «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
Методическая разработка преподавателя Мирнинского регионального технического колледжа Республика Саха (Якутия)
МООР МАРИНЫ ВЛАДИМИРОВНЫ
Тема урока: ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ (2 часа)
Цель урока:
Формирования понятия об общественных отношениях, социальной мобильности и её видах, закрепить знания о социальном статусе.
Задачи:
- развивать умения осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи; участвовать в дискуссии, работать с документами, тестами.
- формировать отношение к проблемам социального неравенства, вырабатывать гражданскую позицию
Формируемые компетенции:
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
Тип урока: Комбинированный
Ход урока:
Этапы работы
Содержание этапа
Деятельность учителя
Деятельность ученика
1
Организационный момент
Цели для преподавателя:
- создать условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность (с учетом реальных особенностей класса): эмоциональный, психологический настрой учащихся.;
- способствовать повышению мотивации учения.
Цели для обучающихся:
- включиться в учебную деятельность;
- подготовиться к восприятию нового учебного материала (способов практической деятельности).
Цель организационного момента:
настроить учеников на учебную деятельность, предмет и тему урока.
- Здравствуйте, ребята!
Сегодня на уроке мы продолжим изучать модуль «Общество», тема нашего урока- «Общественные отношения».
. Но прежде мы с вами вспомним, что такое общество, как взаимосвязаны человек и общество, на какие сферы делится общество.
В ходе урока мы будем обращаться к слайдам, изучать материал учебника, отвечать на вопросы, заполнять схемы.
Учащиеся слушают, удобно рассаживаются, настраиваются на урок.
записывают тему урока.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать методы и способы выполнения задач из известных, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Решать проблемы, принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях, нести за них ответственность.
2
2. Повторение
Опрос учащихся по заданному на дом материалу
Цели для преподавателя:
- установить уровень усвоения знаний (способов действий);
- обобщить и закрепить знания (способы действий), актуальные на уроке;
- определить ошибки и пробелы в знаниях, пути их устранения;
- развивать формы самоконтроля;
Цели для обучающихся:
- актуализировать знания (способы действий), необходимые для восприятия нового учебного материла (овладения новыми способами действий);
- оформлять письменные работы в соответствии с предъявляемыми требованиями;
Цели этапа урока достигаются посредством:
- формулировки критериев оценки уровня знаний (освоения способов действий) обучающихся;
- организации фронтального опроса, тестирования, демонстрации приемов выполнения операций анализа по пройденному учебному материалу;
- организации самоконтроля результатов тестирования;
- Методы, способствующих решению поставленных целей и задач:
-практическая работа: заполнение схемы, заполнение таблицы;
-вопросы по пройденной ранее теме;
В случае затруднения учащихся в заполнении схемы «Сферы общественной жизни» учитель заполняет одну из ячеек, например, «политическая».
Цель повторения:
привести в систему знания, полученные ранее об обществе;
работать над понятиями, используя схемы, соответствия понятий, тренировочные тексты.
В ходе повторения нам предстоит написать терминологический диктант, чтобы закрепить знания по предыдущей теме «Что такое общество?».
Домашним заданием было - повторить значение терминов, подготовиться к терминологическому диктанту.
1) терминологический диктант.
1- совокупность людей, объединенных исторически обусловленными формами совместной жизни и деятельности, общими интересами и потребностями.
2- весь мир во всей бесконечности его форм и проявлений.
3- человек как единичное природное существо.
4- человек, являющийся носителем сознания, способный обучаться, трудиться, общаться с себе подобными.
5- сущность человека образуют единство двух его сторон: биологической и _________.
6- поступательное развитие общества по восходящей линии, от простого к сложному, от низшего к высшему.
7- активность, взаимодействие человека с окружающей средой, миром, процесс сознательного и целенаправленного изменения человеком мира и самого себя.
8- отражение действительности в сознании человека.
9- возврат к старым, изжившим себя формам, застой. И деградация.
10- процесс адекватного, правильного, верного, отражения действительности в сознании человека.
2 ) Заполните пропуски в схеме: Слайд
Вывод: - общество представляет собой сложную динамическую (развивающуюся) систему, состоит из взаимосвязанных элементов.
Молодцы, с данным заданием вы справились хорошо и можете четко определять сферы общественной жизни.
Пишут диктант.
Взаимопроверка, выставление отметок.
Слайд
-
Общество
-
природа
-
индивид
-
личность
-
социальной
-
прогресс
-
деятельность
-
познание
-
регресс
-
истина
«5»-10
«4»-8-9
«3»- 5-7
Индивидуальные задания тем, у кого «2»
Соотнести понятия (на карточках)
Приложение 1.
Учащиеся заполняют схему.
Ответ: политическая, экономическая, социальная, духовная
3
Изучение нового учебного материала.
Цели для преподавателя:
- обеспечить понимание планируемого результата деятельности, основных путей его достижения;
- способствовать развитию познавательных способностей обучающихся, посредством организации самостоятельной работы.
Цели для обучающихся:
-иметь понятие об общественных отношениях, социальной мобильности и её видах, закрепить знания о социальном статусе.
Цели этапа урока достигаются посредством:
- обеспечения понимания планируемого результата деятельности, основных путей его достижения;
- организации активной самостоятельной деятельности обучающихся
- Методы изложения (представления) нового учебного материала:
Наглядный - интерактивная лекция;
практические - работа с текстом, схемами
словесные - рассказ-объяснение, вопросы, чтение текста учебника
Цель изучения нового материала:
1) Формирования понятия об общественных отношениях, социальной мобильности и её видах, закрепить знания о социальном статусе.
2) развивать умения осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи; участвовать в дискуссии, работать с документами, тестами.
3) формировать отношение к проблемам социального неравенства, вырабатывать гражданскую позицию.
Задачи: изучить материал учебника, #8, прослушать лекцию, выполнить задания, ответить на вопросы.
В конце урока выполнить тест.
План изучения новой темы:
-
Виды общественных отношений (таблица)
-
Социальная мобильность. Что такое вертикальная мобильность, горизонтальная мобильность?
-
Социальные конфликты. Каковы причины социальных конфликтов? Как развивается социальный конфликт?
-
Работа с параграфом, стр. 65. (таблица)
-
Соц. Статус. Интерактивная лекция (модуль)
Задание: прослушать лекцию, выписать в тетрадь
Стратификация социальная
Социальный лифт
Социальный статус
Социальная роль
Доска: Статус- это…
Основные статусы… Неосновные статусы…
Статус и роль - это две стороны одного феномена: если статус является совокупностью прав, привилегий и обязанностей, то роль - действием в рамках этой совокупности прав и обязанностей. Статус детей обычно подчинен взрослым, и от детей ожидается почтительность по отношению к последним.
Американский социолог Толкот Парсонс выделил четыре основные характеристики любой роли: по масштабу (часть ролей может быть строго ограничена, в то время как другая - размыта); по способу получения (роли делятся на предписанные и завоеванные); по степени формализации (деятельность может протекать в строго установленных рамках и произвольных); по видам мотивации (в качестве мотивации могут выступать личная прибыль, общественное благо и т.д.).
Горизонтальная, вертикальная мобильность- стр. 66 учебник.
Записывают план в тетрадь.
Учащиеся слушают и смотрят на слайды презентации 7-8, где отражены тема и план урока по изучению новой темы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
Термины:
Стратификация социальная (лат. Stratum - настил, слой и facere - делать) - факт социального неравенства в обществе, его расслоение, из чего выводится социальная структура общества.
Социальный лифт - это процесс перемещения человека из одного социального статуса в другой. Например: человек был рабочим, а стал банкиром.
Социальный статус(от лат. status - положение, состояние) - положение человека в обществе.
Вертикальная мобильность- перемещение из низшего статуса в высший или наоборот.
Горизонтальная мобильность- перемещение из одной группы в другую, группы находятся на одном уровне.
Учащиеся слушают лекцию и делают записи по ходу рассказа.
4
Закрепление учебного материала
- получить достоверную информацию о достижении всеми обучающимися запланированных результатов обучения;
- формировать у обучающихся самооценку качества своей учебной деятельности.
- Работа в парах, «мозговой штурм»
Цель закрепления изученного материала: привести в систему знания, полученные на данном этапе урока; определить степень освоения учащимися нового учебного материала.
Изучение процесса социальной мобильности на примерах героев сказок.
- Сказка Шарля Пьеро "Золушка".
- Старуха из сказки А.С. Пушкина "Золотая рыбка".
- Герой сказки А.Н. Толстого "Приключения Буратино" Карабас-Барабас.
- Принцесса из сказки Г.Х. Андерсена "Свинопас".
Вывод: Здесь мы наблюдаем интересную ситуацию: с одной стороны честные, добрые герои совершают восходящую социальную мобильность благодаря упорному труду, доброму сердцу, красоте внутренней и внешней. Другая группа сказочных персонажей - ленивые, хитрые, глупые - повышают свой социальный статус благодаря наглости и обману.
Проведем параллель с сегодняшним днем: и тот и другой варианты имеют место и в современном мире. Однако за нарушение правовых норм неотвратимо наступает юридическая ответственность. Нисходящая социальная мобильность, то есть понижение социального статуса, в сказках происходит в результате алчности, жадности, глупости.
В качестве "социальных лифтов" могут выступать образование и квалификация, а также необходимые личностные черты - трудолюбие, целеустремленность; армия, бизнес, государственная служба, наука, спорт, брак по расчету.
Работа выполняется в парах с помощью "мозгового штурма". Затем представители каждой пары рассказывают о своих сказочных персонажах, опираясь на заполненную таблицу.
(приложение2)
5
Изучение нового материала.
Цель: ознакомить с основными понятиями темы, развивать умение характеризовать и анализировать формы конфликтов и типы социальных движений.
Изучение нового учебного материала.
Цели для преподавателя:
- обеспечить понимание планируемого результата деятельности, основных путей его достижения;
- способствовать развитию познавательных способностей обучающихся, посредством организации самостоятельной работы.
Цели для обучающихся:
-иметь понятие об общественных отношениях, социальной мобильности и её видах, закрепить знания о социальном статусе.
Цели этапа урока достигаются посредством:
- обеспечения понимания планируемого результата деятельности, основных путей его достижения;
- организации активной самостоятельной деятельности обучающихся
- Методы изложения (представления) нового учебного материала:
Наглядный - интерактивная лекция;
практические - работа с текстом, схемами
словесные - рассказ-объяснение, вопросы, чтение текста учебника
3) Социальные конфликты.
- Каковы причины социальных конфликтов? Формы соц. Конфликтов стр.66
- Как развивается социальный конфликт? Стр. 69
1. работа с учебником.
2.Г.Бардин. мультфильм «Конфликт».
Беседа по вопросам:
- Какой вывод можно сделать, посмотрев мультфильм?
3. задание (слайд):
Расставьте слова- синонимы по степени нарастания конфликтности (градация):
Нелады, несогласие, дискуссия, схватка, спор, столкновение, сражение, скандал, перебранка, война, потасовка, распри.
Все эти слова отражают не только межличностные отношения, но и уровень социального самочувствия общества.
Тест. «Насколько вы конфликтны?»
Читают параграф, выписывают
Причины:
борьба за власть,
Право допуска к мат. Ценностям, ресурсам,
Достойное существование,
Соц. Гарантии и т.п.
Формы:
Переговорно- примирительная
Насильственно- подавляющая
Работа с тестом «Насколько вы конфликтны?»
6
Закрепление учебного материала
- получить достоверную информацию о достижении всеми обучающимися запланированных результатов обучения;
- формировать у обучающихся самооценку качества своей учебной деятельности.
Презентация
Ответы на вопросы,
Заполнение таблицы «Плюсы и минусы конфликтов»
Работают с учебником,
заполняют таблицу.
7
Выставление отметок за работу на уроке.
Объяснение
8
Задание на дом
Цель задания на дом: создать условия для заинтересованности учащихся в продолжение самостоятельного изучения темы и документов по теме.
Д.з. Приготовить сообщение по одной из тем:
1.Общественные отношения в современной России.
2. Возможно ли бесконфликтное общество?
3.Составить памятку «Как я должен вести себя, чтобы избежать конфликтов с друзьями, родителями»
Учащиеся записывают задание на дом.
Приложение 1. Соотнеси понятия и термины
Понятие
термин
1
совокупность людей, объединенных исторически обусловленными формами совместной жизни и деятельности, общими интересами и потребностями.
а
природа
2
весь мир во всей бесконечности его форм и проявлений.
б
общество
3
человек как единичное природное существо.
в
прогресс
4
человек, являющийся носителем сознания, способный обучаться, трудиться, общаться с себе подобными.
г
индивид
5
сущность человека образуют единство двух его сторон: биологической и ______.
д
познание
6
поступательное развитие общества по восходящей линии, от простого к сложному, от низшего к высшему.
е
социальной
7
активность, взаимодействие человека с окружающей средой, миром, процесс сознательного и целенаправленного изменения человеком мира и самого себя.
ж
регресс
8
отражение действительности в сознании человека.
з
истина
9
возврат к старым, изжившим себя формам, застой. И деградация.
и
личность
10
процесс адекватного, правильного, верного, отражения действительности в сознании человека.
к
деятельность
Приложение 2. Социальная мобильность героев сказок
Характеристика исходного социального статуса героя
Вид социальной мобильности, совершенной в сказке
Характеристика измененного социального статуса
Личностные черты и качества; социальные "лифты", способствующие данной мобильности
Золушка - низкий социальный статус, прислуга.
Восходящая вертикальная мобильность.
Жена принца - высший социальный статус.
Терпение, трудолюбие, доброта; "лифт" - удачный брак.
Старуха - крайне низкий социальный статус крепостной крестьянки, имела очень скудное имущество.
Восходящая вертикальная мобильность
Достигнув высокого положения в обществе, стремительно вернулась к исходному статусу.
Благодаря не собственным усилиям, а волшебной силе золотой рыбки, а скатилась вниз из-за собственной жадности и алчности.
Карабас-Барабас - владелец кукольного театра, довольно состоятельный и знатный человек.
Нисходящая вертикальная мобильность.
Бедный человек, так как разорился и потерял весь свой капитал
Жадность, жестокость, не выдержал конкуренции с добрым и веселым Буратино.
Принцесса занимала второе место на вершине общества после своего отца-короля. В будущем ей был уготован королевский трон.
Нисходящая вертикальная мобильность.
Маргинал и практически люмпен -нищенка, изгнанница.
Принцесса не соответствовала своей социальной роли, проявив низкий уровень культуры и примитивные интересы, вызвав тем самым презрение принца и гнев отца.