Конспект урока Общественные отношения

      Конспект урока по обществознанию «Общественные отношения» выполнен по методике В.Д. Шадрикова,  может быть использован при проведении уроков на 1 курсе колледжа или в 10 классе общеобразовательной школы.       Цель урока: Формирования понятия об общественных отношениях, социальной мобильности и её видах, закрепить знания о социальном статусе.       Задачи: развивать умения осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, сравнивать, анализировать, делать вывод...
Раздел Обществознание
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План - конспект урока общеобразовательной дисциплины «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»

Методическая разработка преподавателя Мирнинского регионального технического колледжа Республика Саха (Якутия)

МООР МАРИНЫ ВЛАДИМИРОВНЫ

Тема урока: ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ (2 часа)

Цель урока:

Формирования понятия об общественных отношениях, социальной мобильности и её видах, закрепить знания о социальном статусе.

Задачи:

- развивать умения осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи; участвовать в дискуссии, работать с документами, тестами.

- формировать отношение к проблемам социального неравенства, вырабатывать гражданскую позицию

Формируемые компетенции:

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

Тип урока: Комбинированный

Ход урока:

Этапы работы

Содержание этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1

Организационный момент

Цели для преподавателя:

- создать условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность (с учетом реальных особенностей класса): эмоциональный, психологический настрой учащихся.;

- способствовать повышению мотивации учения.

Цели для обучающихся:

- включиться в учебную деятельность;

- подготовиться к восприятию нового учебного материала (способов практической деятельности).

Цель организационного момента:

настроить учеников на учебную деятельность, предмет и тему урока.

- Здравствуйте, ребята!

Сегодня на уроке мы продолжим изучать модуль «Общество», тема нашего урока- «Общественные отношения».

. Но прежде мы с вами вспомним, что такое общество, как взаимосвязаны человек и общество, на какие сферы делится общество.

В ходе урока мы будем обращаться к слайдам, изучать материал учебника, отвечать на вопросы, заполнять схемы.

Учащиеся слушают, удобно рассаживаются, настраиваются на урок.

записывают тему урока.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать методы и способы выполнения задач из известных, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Решать проблемы, принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях, нести за них ответственность.

2

2. Повторение

Опрос учащихся по заданному на дом материалу

Цели для преподавателя:

- установить уровень усвоения знаний (способов действий);

- обобщить и закрепить знания (способы действий), актуальные на уроке;

- определить ошибки и пробелы в знаниях, пути их устранения;

- развивать формы самоконтроля;

Цели для обучающихся:

- актуализировать знания (способы действий), необходимые для восприятия нового учебного материла (овладения новыми способами действий);

- оформлять письменные работы в соответствии с предъявляемыми требованиями;

Цели этапа урока достигаются посредством:

- формулировки критериев оценки уровня знаний (освоения способов действий) обучающихся;

- организации фронтального опроса, тестирования, демонстрации приемов выполнения операций анализа по пройденному учебному материалу;

- организации самоконтроля результатов тестирования;

- Методы, способствующих решению поставленных целей и задач:

-практическая работа: заполнение схемы, заполнение таблицы;

-вопросы по пройденной ранее теме;

В случае затруднения учащихся в заполнении схемы «Сферы общественной жизни» учитель заполняет одну из ячеек, например, «политическая».

Цель повторения:

привести в систему знания, полученные ранее об обществе;

работать над понятиями, используя схемы, соответствия понятий, тренировочные тексты.

В ходе повторения нам предстоит написать терминологический диктант, чтобы закрепить знания по предыдущей теме «Что такое общество?».

Домашним заданием было - повторить значение терминов, подготовиться к терминологическому диктанту.

1) терминологический диктант.

1- совокупность людей, объединенных исторически обусловленными формами совместной жизни и деятельности, общими интересами и потребностями.

2- весь мир во всей бесконечности его форм и проявлений.

3- человек как единичное природное существо.

4- человек, являющийся носителем сознания, способный обучаться, трудиться, общаться с себе подобными.

5- сущность человека образуют единство двух его сторон: биологической и _________.

6- поступательное развитие общества по восходящей линии, от простого к сложному, от низшего к высшему.

7- активность, взаимодействие человека с окружающей средой, миром, процесс сознательного и целенаправленного изменения человеком мира и самого себя.

8- отражение действительности в сознании человека.

9- возврат к старым, изжившим себя формам, застой. И деградация.

10- процесс адекватного, правильного, верного, отражения действительности в сознании человека.

2 ) Заполните пропуски в схеме: Слайд

Конспект урока Общественные отношения.

Вывод: - общество представляет собой сложную динамическую (развивающуюся) систему, состоит из взаимосвязанных элементов.

Молодцы, с данным заданием вы справились хорошо и можете четко определять сферы общественной жизни.

Пишут диктант.

Взаимопроверка, выставление отметок.

Слайд

  1. Общество

  2. природа

  3. индивид

  4. личность

  5. социальной

  6. прогресс

  7. деятельность

  8. познание

  9. регресс

  10. истина

«5»-10

«4»-8-9

«3»- 5-7

Индивидуальные задания тем, у кого «2»

Соотнести понятия (на карточках)

Приложение 1.

Учащиеся заполняют схему.

Ответ: политическая, экономическая, социальная, духовная

3

Изучение нового учебного материала.

Цели для преподавателя:

- обеспечить понимание планируемого результата деятельности, основных путей его достижения;

- способствовать развитию познавательных способностей обучающихся, посредством организации самостоятельной работы.

Цели для обучающихся:

-иметь понятие об общественных отношениях, социальной мобильности и её видах, закрепить знания о социальном статусе.

Цели этапа урока достигаются посредством:

- обеспечения понимания планируемого результата деятельности, основных путей его достижения;

- организации активной самостоятельной деятельности обучающихся

- Методы изложения (представления) нового учебного материала:

Наглядный - интерактивная лекция;

практические - работа с текстом, схемами

словесные - рассказ-объяснение, вопросы, чтение текста учебника

Цель изучения нового материала:

1) Формирования понятия об общественных отношениях, социальной мобильности и её видах, закрепить знания о социальном статусе.

2) развивать умения осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи; участвовать в дискуссии, работать с документами, тестами.

3) формировать отношение к проблемам социального неравенства, вырабатывать гражданскую позицию.

Задачи: изучить материал учебника, #8, прослушать лекцию, выполнить задания, ответить на вопросы.

В конце урока выполнить тест.

План изучения новой темы:

  1. Виды общественных отношений (таблица)

  2. Социальная мобильность. Что такое вертикальная мобильность, горизонтальная мобильность?

  3. Социальные конфликты. Каковы причины социальных конфликтов? Как развивается социальный конфликт?

  1. Работа с параграфом, стр. 65. (таблица)

  2. Соц. Статус. Интерактивная лекция (модуль)

Задание: прослушать лекцию, выписать в тетрадь

Стратификация социальная

Социальный лифт

Социальный статус

Социальная роль

Доска: Статус- это…

Основные статусы… Неосновные статусы…

Статус и роль - это две стороны одного феномена: если статус является совокупностью прав, привилегий и обязанностей, то роль - действием в рамках этой совокупности прав и обязанностей. Статус детей обычно подчинен взрослым, и от детей ожидается почтительность по отношению к последним.

Американский социолог Толкот Парсонс выделил четыре основные характеристики любой роли: по масштабу (часть ролей может быть строго ограничена, в то время как другая - размыта); по способу получения (роли делятся на предписанные и завоеванные); по степени формализации (деятельность может протекать в строго установленных рамках и произвольных); по видам мотивации (в качестве мотивации могут выступать личная прибыль, общественное благо и т.д.).

Горизонтальная, вертикальная мобильность- стр. 66 учебник.

Записывают план в тетрадь.

Учащиеся слушают и смотрят на слайды презентации 7-8, где отражены тема и план урока по изучению новой темы.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

Термины:

Стратификация социальная (лат. Stratum - настил, слой и facere - делать) - факт социального неравенства в обществе, его расслоение, из чего выводится социальная структура общества.

Социальный лифт - это процесс перемещения человека из одного социального статуса в другой. Например: человек был рабочим, а стал банкиром.

Социальный статус(от лат. status - положение, состояние) - положение человека в обществе.

Вертикальная мобильность- перемещение из низшего статуса в высший или наоборот.

Горизонтальная мобильность- перемещение из одной группы в другую, группы находятся на одном уровне.

Учащиеся слушают лекцию и делают записи по ходу рассказа.

4

Закрепление учебного материала

- получить достоверную информацию о достижении всеми обучающимися запланированных результатов обучения;

- формировать у обучающихся самооценку качества своей учебной деятельности.

- Работа в парах, «мозговой штурм»

Цель закрепления изученного материала: привести в систему знания, полученные на данном этапе урока; определить степень освоения учащимися нового учебного материала.

Изучение процесса социальной мобильности на примерах героев сказок.

- Сказка Шарля Пьеро "Золушка".

- Старуха из сказки А.С. Пушкина "Золотая рыбка".

- Герой сказки А.Н. Толстого "Приключения Буратино" Карабас-Барабас.

- Принцесса из сказки Г.Х. Андерсена "Свинопас".

Вывод: Здесь мы наблюдаем интересную ситуацию: с одной стороны честные, добрые герои совершают восходящую социальную мобильность благодаря упорному труду, доброму сердцу, красоте внутренней и внешней. Другая группа сказочных персонажей - ленивые, хитрые, глупые - повышают свой социальный статус благодаря наглости и обману.

Проведем параллель с сегодняшним днем: и тот и другой варианты имеют место и в современном мире. Однако за нарушение правовых норм неотвратимо наступает юридическая ответственность. Нисходящая социальная мобильность, то есть понижение социального статуса, в сказках происходит в результате алчности, жадности, глупости.

В качестве "социальных лифтов" могут выступать образование и квалификация, а также необходимые личностные черты - трудолюбие, целеустремленность; армия, бизнес, государственная служба, наука, спорт, брак по расчету.

Работа выполняется в парах с помощью "мозгового штурма". Затем представители каждой пары рассказывают о своих сказочных персонажах, опираясь на заполненную таблицу.

(приложение2)

5

Изучение нового материала.

Цель: ознакомить с основными понятиями темы, развивать умение характеризовать и анализировать формы конфликтов и типы социальных движений.

Изучение нового учебного материала.

Цели для преподавателя:

- обеспечить понимание планируемого результата деятельности, основных путей его достижения;

- способствовать развитию познавательных способностей обучающихся, посредством организации самостоятельной работы.

Цели для обучающихся:

-иметь понятие об общественных отношениях, социальной мобильности и её видах, закрепить знания о социальном статусе.

Цели этапа урока достигаются посредством:

- обеспечения понимания планируемого результата деятельности, основных путей его достижения;

- организации активной самостоятельной деятельности обучающихся

- Методы изложения (представления) нового учебного материала:

Наглядный - интерактивная лекция;

практические - работа с текстом, схемами

словесные - рассказ-объяснение, вопросы, чтение текста учебника

3) Социальные конфликты.

- Каковы причины социальных конфликтов? Формы соц. Конфликтов стр.66

- Как развивается социальный конфликт? Стр. 69

1. работа с учебником.

2.Г.Бардин. мультфильм «Конфликт».

Беседа по вопросам:

- Какой вывод можно сделать, посмотрев мультфильм?

3. задание (слайд):

Расставьте слова- синонимы по степени нарастания конфликтности (градация):

Нелады, несогласие, дискуссия, схватка, спор, столкновение, сражение, скандал, перебранка, война, потасовка, распри.

Все эти слова отражают не только межличностные отношения, но и уровень социального самочувствия общества.

Тест. «Насколько вы конфликтны?»

Читают параграф, выписывают

Причины:

борьба за власть,

Право допуска к мат. Ценностям, ресурсам,

Достойное существование,

Соц. Гарантии и т.п.

Формы:

Переговорно- примирительная

Насильственно- подавляющая



Работа с тестом «Насколько вы конфликтны?»

6

Закрепление учебного материала

- получить достоверную информацию о достижении всеми обучающимися запланированных результатов обучения;

- формировать у обучающихся самооценку качества своей учебной деятельности.

Презентация

Ответы на вопросы,

Заполнение таблицы «Плюсы и минусы конфликтов»

Работают с учебником,

заполняют таблицу.

7

Выставление отметок за работу на уроке.

Объяснение

8

Задание на дом

Цель задания на дом: создать условия для заинтересованности учащихся в продолжение самостоятельного изучения темы и документов по теме.

Д.з. Приготовить сообщение по одной из тем:

1.Общественные отношения в современной России.

2. Возможно ли бесконфликтное общество?

3.Составить памятку «Как я должен вести себя, чтобы избежать конфликтов с друзьями, родителями»

Учащиеся записывают задание на дом.



Приложение 1. Соотнеси понятия и термины

Понятие

термин

1

совокупность людей, объединенных исторически обусловленными формами совместной жизни и деятельности, общими интересами и потребностями.

а

природа

2

весь мир во всей бесконечности его форм и проявлений.

б

общество

3

человек как единичное природное существо.

в

прогресс

4

человек, являющийся носителем сознания, способный обучаться, трудиться, общаться с себе подобными.

г

индивид

5

сущность человека образуют единство двух его сторон: биологической и ______.

д

познание

6

поступательное развитие общества по восходящей линии, от простого к сложному, от низшего к высшему.

е

социальной

7

активность, взаимодействие человека с окружающей средой, миром, процесс сознательного и целенаправленного изменения человеком мира и самого себя.

ж

регресс

8

отражение действительности в сознании человека.

з

истина

9

возврат к старым, изжившим себя формам, застой. И деградация.

и

личность

10

процесс адекватного, правильного, верного, отражения действительности в сознании человека.

к

деятельность



Приложение 2. Социальная мобильность героев сказок


Характеристика исходного социального статуса героя

Вид социальной мобильности, совершенной в сказке

Характеристика измененного социального статуса

Личностные черты и качества; социальные "лифты", способствующие данной мобильности

Золушка - низкий социальный статус, прислуга.

Восходящая вертикальная мобильность.

Жена принца - высший социальный статус.

Терпение, трудолюбие, доброта; "лифт" - удачный брак.

Старуха - крайне низкий социальный статус крепостной крестьянки, имела очень скудное имущество.

Восходящая вертикальная мобильность

Достигнув высокого положения в обществе, стремительно вернулась к исходному статусу.

Благодаря не собственным усилиям, а волшебной силе золотой рыбки, а скатилась вниз из-за собственной жадности и алчности.

Карабас-Барабас - владелец кукольного театра, довольно состоятельный и знатный человек.

Нисходящая вертикальная мобильность.

Бедный человек, так как разорился и потерял весь свой капитал

Жадность, жестокость, не выдержал конкуренции с добрым и веселым Буратино.

Принцесса занимала второе место на вершине общества после своего отца-короля. В будущем ей был уготован королевский трон.

Нисходящая вертикальная мобильность.

Маргинал и практически люмпен -нищенка, изгнанница.

Принцесса не соответствовала своей социальной роли, проявив низкий уровень культуры и примитивные интересы, вызвав тем самым презрение принца и гнев отца.




© 2010-2022