- Преподавателю
- Обществознание
- Программа кружка «Юный гражданин». Направление: гражданско-патриотическое
Программа кружка «Юный гражданин». Направление: гражданско-патриотическое
Раздел | Обществознание |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Губайдуллина Е.В. |
Дата | 08.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №23»
г.Воркуты Республики Коми
Программа кружка «Юный гражданин»
Направление: гражданско-патриотическое
Для учащихся 1- 4 классов ( 7-10 лет)
3 года обучения
Составитель: Губайдуллина Елена Винокентьевна
учитель истории и обществознания
МОУ «СОШ № 23» г.Воркуты
Пояснительная записка
Патриотическое воспитание в современных условиях - это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха. Гражданско-патриотическое воспитание способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны.
Программа гражданско-патриотического «Юный гражданин» определяет содержание, основные пути развития гражданско-патриотического воспитания в нашей школе и направлена на воспитание патриотизма и формирование гражданственности.
Программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов.
Актуальность проблемы
В последние годы в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения и потере общих для всех граждан страны духовных ценностей. Стала более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания. В реформируемом государстве стратегическая цель социального развития направлена на построение правового государства и гражданского общества.
Создание гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания.
В условиях становления гражданского общества и правового государства необходимо осуществлять воспитание принципиально нового, демократического типа личности, способной к инновациям, к управлению собственной жизнью и деятельностью, делами общества, готовой рассчитывать на собственные силы, собственным трудом обеспечивать свою материальную независимость. В формировании такой гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру, ощутимый вклад должна внести современная школа.
Главное в программе «Юный гражданин» - системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для самопознания и самовоспитания, оптимальное использование педагогического потенциала социального окружения, т.е. через освоение учащимися общественно-исторического опыта путем вхождения в социальную среду, а также выработку индивидуального опыта жизнедеятельности.
Программа включает в себя 5 направлений, связанных между собой логикой формирования подлинного гражданина России.
Цель: воспитание системного подхода к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания
Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:
- содействие защите прав, достоинства и интересов детей;
- содействие развитию у детей и подростков осознания себя гражданином России, формированию основ гражданской, социальной правовой культуры;
- создание условий для самоопределения, саморазвития и самореализации детей в
процессе активной творческой деятельности;
- учить детей умению руководить и подчиняться, быть требовательным, объективным и самостоятельным;
- способствовать воспитанию чувства ответственности и коллективизма;
- создать условия для проявления способностей каждого ученика.
Программа состоит из нескольких взаимосвязанных тематических блоков, которые ежегодно повторяются с дополнением и усложнением первоначально полученных знаний, умений и навыков. Данная программа рассчитана на детей 7 -10 лет. В этом возрасте идёт активный процесс формирования знаний, оценок, чувств, переживаний, развития творческих способностей и интересов.
На первом году обучения учащиеся непосредственно знакомятся с окружающим их миром - своей семьёй, своим классом, своей школой, своим городом, у них формируются первоначальные представления о стране.
Основной формой занятий первого года является беседа, игра, рисунок, экскурсия.
На втором году обучения больше времени и внимания уделяется изучению родного края. Привлекаются знания, полученные на уроках, в семье, в результате общения с одноклассниками. Знания и умения совершенствуются с учётом повышения уровня подготовленности учащихся ( умение читать и писать).
Объектом третьего года обучения становится родной край. Но начинается курс, как и прежде с изучения семьи. Ребята повторяют уже известный материал и поднимаются на новый уровень знаний. Такая система позволяет систематизировать материал и подняться на новый уровень знаний и умений.
Каждая тема включает теоретическую и практическую часть. Активно применяются групповые формы работы.
Каждый год обучения может быть использован как самостоятельная одногодичная программа.
Программа «Юный гражданин» связана со школьным предметом «Окружающий мир» и системой внеклассного воспитания.
ФОРМА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Форма организации работы по программе в основном - коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы.
Теоретические занятия:
-
Беседы
-
Рассказ учителя
-
Просмотр видеоматериалов
-
Экскурсии
Практические занятия:
-
Конкурсы
-
Выставки работ учащихся
-
Викторины
-
Интеллектуально-познавательные игры
Учебно-тематический план
№
Раздел программы
1 год обучения
2 год обучения
3 год обучения
всего
теория
практика
всего
теория
практика
всего
теория
практика
1
Введение
1
1
1
1
1
1
2
Я
5
3
2
4
2
2
4
2
2
3
Моя семья
6
3
3
7
4
3
6
3
3
4
Моя школа
6
3
3
6
4
2
6
2
4
5
Отечество
6
3
3
6
4
2
5
3
2
8
Мой город
8
4
4
8
4
4
10
6
4
9
Заключение
1
1
1
1
1
1
Всего
33
18
15
33
20
13
33
18
15
Резерв
1
1
1 год обучения
Содержание программы
Введение
Знакомство с детьми. Введение в образовательную программу. Что значит «гражданин», «Родина», «Отечество».
1. Я
Я, мое имя, его значение. Моя жизнь. Добро и зло. Мои друзья. Дружба. Добрые дела. Мои способности. Терпение и труд.
Практические занятия: Нарисовать рисунок о себе, своих друзьях
2. Моя семья
Пословицы, поговорки о доме, семье. С кем я живу. В этом доме я живу. Семейные роли. Место работы, учебы членов семьи. Что умеет моя мама (бабушка), мой папа (дедушка). Наш домашний зоопарк. Мои обязанности по дому.
Практические занятия: рисунки «Моя семья», устные рассказы «Моя семья», «Мои домашние животные»
3. Моя школа
Зачем нужно учиться. Я - ученик. Моя дорога в школу. Правила поведения в школе и других общественных местах. История и традиции школы. Мой класс. Мои друзья. Мои учителя. Школьные кабинеты. Библиотека.
Практические занятия: Обзорная экскурсия по школе; рисунки «Моя дорога в школу», «Моя школа»
4. Отечество
Моя Родина - Россия. Патриотизм. Что значит быть гражданином? Государственные символы РФ. Города России. Республика Коми.
Практическое занятие: нарисовать герб, флаг России и Республики Коми
5 . Мой город
Название города. Возникновение города, время образования, геральдика. Улицы и площади города. Памятники и исторические здания. Наш микрорайон.
Практические занятия: Экскурсии: к месту основания города на ул.Шахтерская Набережная, рисунок «Символы города»
Календарно- тематическое планирование
№ занятия
№ занятия в теме
Тема
Теория
Практика
Дата
1
1
Введение ( 1 ч)
1
Тема 1. Я ( 5 ч)
2
1
Я и моё имя
1
3
2
Добро и зло
1
4
3
Мои друзья
1
5
4
Мои способности
1
6
5
Терпение и труд
1
Тема 2. Моя семья (6 ч)
7
1
С кем я живу
1
8
2
Профессии моих родителей
1
9
3
Подарок маме
1
10
4
Мои бабушка и дедушка
1
11
5
Мои домашние животные
1
12
6
Мои семейные обязанности
1
Тема 3. Моя школа ( 6 ч)
13
1
Зачем нужно учиться
1
14
2
Я - ученик
1
15
3
Правила поведения в школе и других общественных местах
1
16
4
История и традиции школы
1
17
5
Мой класс
1
18
6
Школьные кабинеты
1
Тема 4. Отечество ( 6 ч)
19
1
Моя Родина - Россия
1
20
2
Что такое патриотизм?
1
21
3
Что значит быть гражданином?
1
22
4
Государственные символы РФ
1
23
5
Города России
1
24
6
Республика Коми
1
Тема 5. Мой город ( 8 ч)
25
1
Мой город Воркута
1
26
2
История города
1
27
3
Герб города Воркута
1
28
4
Улицы и площади города
1
29-30
5-6
Памятники и исторические здания
1
31
7
Наш микрорайон
1
32
8
Мой дом
1
33
1
Заключение
1
2 год обучения
Содержание программы
Введение
Подведение итогов первого года занятий. Постановка целей и задач на новый учебный год. Повторение правил поведения на занятиях.
Тема 1. Я
Я, моё имя, его значение. Мои друзья. Мои способности. Мои успехи в прошлом году.
Тема 2. Моя семья
С кем я живу. В этом доме я живу. Пословицы, поговорки о доме, семье. Семейные роли. Место работы, учёбы членов семьи. Содержание работы членов семьи. Как мы проводим выходные дни. Мои родственники.
Практические занятия: Рассказы о своей семье, рассказы, рисунки «Семейные выходные»
Тема 3. Моя школа.
Зачем нужно учиться. Я - ученик. Моя дорога в школу. Правила поведения в школе и других общественных местах. История и традиции школы. Мой класс. Мои друзья. Мои учителя. Школьные кабинеты. Библиотека.
Практические занятия: рисунки «Моя школа», «Мой учитель», рассказ «Мой класс»
Тема 4. Отечество
Понятие о Республике Коми как составной части РФ. Ознакомление с названием республики, символами республики, национальным орнаментом.
Практические занятия: Рисунки национального орнамента коми.
Тема 5. Мой город
Растительный и животный мир тайги и тундры. Основные виды животных лесов, тундры. Лесные обитатели- герои коми народных сказок, песен, загадок, пословиц. Водоёмы республики и их обитатели. Парки и скверы нашего города.
Улицы и площади города, название и расположение. Памятники истории и архитектуры, скульптурные памятники.
Практические занятия: Работа с гербарием; наблюдение за деревьями в разное время года; игры. Экскурсия краеведческий музей. Экскурсия по улицам города, сочинение «Моя любимая улица», работа с фотографиями, посещение предприятий микрорайона
К концу второго года обучения учащиеся должны:
Знать: замечательные странички истории своей семьи, школы; фамилию, имя отчество, профессии членов семьи, домашний адрес и телефон, адрес школы, название улиц в микрорайоне школы и дома; основные памятники города и микрорайона, название главных улиц города; дату основания города, символы РК и Воркуты; основные виды растений и животных республики; правила поведения дома, в школе, на улице, в общественных местах.
Уметь: вести разговор с членами семьи по заданной теме; ориентироваться в окрестностях школы, своего дома; изобразить виденное в рисунке.
Календарно- тематическое планирование
№ занятия
№ занятия в теме
Тема
Теория
Практика
Дата
1
1
Введение ( 1 ч)
1
Тема 1. Я ( 4 ч)
2
1
Я и моё имя
1
3
2
Мои друзья
1
4
3
Мои способности
1
5
4
Мои успехи в прошлом году
1
Тема 2. Моя семья (7 ч)
6
1
С кем я живу
1
7
2
О доме, о семье
1
8
3
Семейные роли
1
9
4
Профессии моих родителей
1
10
5
Подарок маме
1
11
6
Семейные выходные
1
12
7
Мои семейные обязанности
1
Тема 3. Моя школа ( 6 ч)
13
1
Зачем нужно учиться
1
14
2
Я - ученик
1
15
3
Правила поведения в школе и других общественных местах
1
16
4
История и традиции школы
1
17
5
Мой класс
1
18
6
Мои учителя
1
Тема 4. Отечество ( 6 ч)
19
1
Моя Родина - Россия
1
20
2
Республика Коми
1
21-22
3-4
Символы Республики Коми
1
1
23
5
Растительный и животный мир тайги и тундры
1
24
6
Водоёмы республики и их обитатели
1
Тема 5. Мой город ( 8 ч)
25
1
История города
1
26
2
Символы города Воркуты
1
27-28
3-4
Улицы и площади города Воркуты
1
1
29-30
5-6
Памятники и исторические здания
1
1
31
7
Парки и скверы нашего города
1
32
8
Наш микрорайон
1
33
1
Заключение
1
34
1
Резерв
Заверяю
Директор МОУ «СОШ № 23» г.Воркуты Г.А.Сергеева
3 год обучения
Содержание программы
Введение
Подведение итогов второго года. Цели и задачи на новый учебный год. Правила поведения на занятиях.
Тема 1. Я
Я и моё имя. Моя жизнь. Добро и зло. Мои друзья. Дружба. Добрые дела. Мои способности. Мои успехи в прошлом году. Терпение и труд. О лени и лентяях.
Практические занятия: сочинение «Мой друг», рассказы о добрых делах.
Тема 2. Моя семья
С кем я живу. Пословицы и поговорки о семье. Семейные роли. Профессии членов семьи. Семейные реликвии.
Практические занятия: Конкурс писем «Я люблю свою маму», рассказы учащихся о своих семейных реликвиях, о своих семьях.
Тема 3. Моя школа.
Зачем нужно учиться. Я - ученик. Правила поведения в школе и других общественных местах. История и традиции школы. Герб и гимн школы. Мой класс. Мои друзья. Мои учителя.
Практические занятия: рисунки «Моя школа», «Герб школы»
Тема 4. Отечество
Климатические особенности Республики Коми, растительный и животный мир тундры. Редкие и охраняемые растения и животные. Печоро-Илычский заповедник. Национальный парк « Югыд Ва». Оленеводство. Богатство недр республики.
Практические занятия: Экскурсия в краеведческий музей. Работа с картой Республики Коми и Воркуты. Составление кроссвордов по населённым пунктам Республики Коми.
Тема 5. Мой город
История основания города. План застройки города. Символы города. Образ города в литературе и изобразительном искусстве. Знаменитые люди города в прошлом и настоящем. Современная жизнь города. Культурные, научные, религиозные центры. Основные промышленные предприятия города
Практические занятия: Работа с картой Воркуты, заполнение календаря погоды в Воркуте. Встречи с интересными людьми города.
Календарно- тематическое планирование
№ занятия
№ занятия в теме
Тема
Теория
Практика
Дата
1
1
Введение ( 1 ч)
1
Тема 1. Я ( 4 ч)
2
1
Я и моё имя. Моя жизнь
1
3
2
Дружба и добрые дела
1
4
3
Мои способности. Мои успехи в прошлом году
1
5
4
Терпение и труд. О лени и лентяях
1
Тема 2. Моя семья (6 ч)
6
1
С кем я живу
1
7
2
О доме, о семье
1
8
3
Семейные роли
1
9
4
Профессии моих родителей
1
10
5
Семейные выходные
1
11
6
Мои семейные обязанности
1
Тема 3. Моя школа ( 6 ч)
12
1
Я - ученик
1
13
2
Правила поведения в школе и других общественных местах
1
14
3
История и традиции школы
1
15
4
Символы школы
1
16
5
Мой класс - это мои друзья
1
17
6
Мои учителя
1
Тема 4. Отечество ( 5 ч)
18
1
Республика Коми
1
19
2
Растительный и животный мир тайги и тундры
1
20
3
Оленеводство
1
21-22
4-5
Богатство недр республики
1
1
Тема 5. Мой город ( 9 ч)
23-24
1-2
История города
1
1
25
3
Символы города Воркуты
1
26
4
Образ города в творчестве
1
27-28
5-6
Знаменитые люди города
1
1
29
7
Современная жизнь города
1
30-31
8- 9
Культурные и религиозные центры
1
1
32
10
Промышленность нашего города
1
33
1
Заключение
34
1
Резерв
Методическое обеспечение программы
Обязательным требованием достижения поставленных задач является соблюдение следующих принципов:
- доступность: от лёгкого к трудному, от простого к сложному, от неизвестного к известному, использование методов соответствующих возрасту детей и их развитию;
- наглядность: использование наглядных пособий, иллюстраций, справочной литературы;
- активность и сознательность: понимание цели и задачи учеником, ученик думает и действует самостоятельно;
- принцип уважительного отношения к детскому творчеству: представление свободы выбора, создание атмосферы раскованности для творчества.
Используются следующие методы обучения:
- объяснительно- иллюстративный ( предъявление информации учителем, дети воспроизводят, осознают знания)
- репродуктивный ( воспроизведение знаний и способов действий по образцу)
- метод творческих заданий ( применение знаний в изменённой ситуации)
Содержание деятельности
№ темы
Название темы
Содержание деятельности
Основные знания, умения, навыки
Предполагаемый
результат
1
Я
Осмысление ребенком себя как частички окружающего мира и уверенность в своей значимости.
Учащиеся должны уметь называть своё полное имя, полные имена членов своей семьи, имена своих соседей.
Воспитание гуманности учащегося: понимания ценности человеческой жизни, заботы, справедливости, бескорыстия, уважения человеческого достоинства, милосердия, доброты, способности к состраданию, сопереживания, терпения, доброжелательности.
2
Моя семья
Подготовка к выполнению основных социальных ролей: дочери, сына, брата, сестры, мужа, жены, родственника.
Исходное положение: семья - главный фактор воспитания семьянина. Гражданственность проявляется в любви к родителям, родственникам. Учащиеся должны знать свои семейные традиции, уметь любить и беречь своих близких.
Учащиеся должны уметь называть полные имена членов своей семьи, составлять устно портреты членов семьи, рисовать портреты членов семьи, рассказывать о своей семье, о семейных традициях.
Сформировать понятия сущности социальных ролей:
настоящий мужчина обладает умом, решительностью, смелостью, мастерством в деле, благородством;
настоящая женщина отличается добротой, вниманием к людям, отзывчивостью, терпимостью, умением прощать, любовью к детям;
настоящий сын бережет покой родителей, членов семьи, готов всегда помочь старшим в их работе по дому не создает конфликтов, умеет держать данное слово;
настоящая дочь заботиться о благе в своей семье, покое старших, умеет и любит трудиться.
3
Моя школа
Исходные положения: в школе учащиеся не только получают знания, но и учатся жить. Школа - источник формирования качеств гражданина.
Осмысление школьником необходимости знаний как условий нормальной жизнедеятельности в современном мире.
Учащиеся должны знать основные помещения школы ( ориентироваться в их местоположении), знать безопасную дорогу в школу, знать улицу, на которой расположена школа.
Знать основные правила поведения в школе.
Осознание учеником роли знаний в жизни человека, видение личной учебной перспективы, овладение этикой взаимоотношений "учитель - ученик", умение дорожить временем, совершенствовать и применять свои знания. Выполнение распорядка работы школы и возложенных на учащегося обязанностей. Умение пользоваться правами ученика. Выполнение роли хозяина в школе, поддерживающего обстановку доброжелательности и радости общения, уважения друг к другу; организация самообслуживания, уважение труда окружающих.
4
Отечество
Осмысление ребенком себя как части своей Родины, гражданина, патриота своего Отечества.
Исходные положения: каждый человек не только сын или дочь своих родителей, но и гражданин Отечества. Отечество начинается с уголка, где человек родился.
Знать название своей страны, узнавать государственные символы РФ. Объяснять, что значит «любить свою страну»
Осознание того, что настоящий гражданин любит свою Родину, изучает ее историко-культурное, духовное наследие, верен гражданскому долгу, гордится Родиной, готов защитить свое Отечество.
5
Мой город
Осмысление ребёнком себя как части своего города
Учащиеся должны знать название своего города, узнавать символы города, знать главные улицы города, знать улицы своего микрорайона. Знать прошлое и настоящее своего города.
Учащийся осознает, что настоящему гражданину следует знать, что такое «малая родина».
Настоящий гражданин любит и бережет свой город.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
-
В результате реализации Программы ожидается:
-
развитие творческих способностей;
-
осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;
-
способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;
-
осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.
Конечным результатом реализации Программы должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности гражданина России.
Список литературы:
1. «Азбука маленького воркутинца», Воркута - 2005 2. «Атлас РК», М - 2001 3. «Воркута» Н.Ушпик, С - 1972 4. «Воркута - город на угле, город а Арктике», С - 2004 5. «Воркута. На широте северного сияния», Воркута - 2000 6. «Воркутауголь», С - 2001 7. «Звезды Заполярья», С - 1988 8. «За семью печатями», С - 1995 9. «Историческая хроника. Республика Коми», С - 2002 10. «История РК. 7-11 класс, М - 2000 11. «Из истории открытия Печорского угольного бассейна», С - 1989 12. «Коми АССР в годы В.О.войны», С - 2004 13. «Уроки покорения Севера», М - 1998 14. «Фронтовики Республики Коми», С-2000 15. «Экономика РК: современность, контуры будущего», С - 2001