Программа кружка «Юный гражданин». Направление: гражданско-патриотическое

Раздел Обществознание
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №23»

г.Воркуты Республики Коми

Программа кружка «Юный гражданин»

Направление: гражданско-патриотическое

Для учащихся 1- 4 классов ( 7-10 лет)

3 года обучения

Программа кружка «Юный гражданин». Направление: гражданско-патриотическое

Составитель: Губайдуллина Елена Винокентьевна
учитель истории и обществознания

МОУ «СОШ № 23» г.Воркуты



Пояснительная записка


Патриотическое воспитание в современных условиях - это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха. Гражданско-патриотическое воспитание способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны.

Программа гражданско-патриотического «Юный гражданин» определяет содержание, основные пути развития гражданско-патриотического воспитания в нашей школе и направлена на воспитание патриотизма и формирование гражданственности.

Программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов.

Актуальность проблемы

В последние годы в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения и потере общих для всех граждан страны духовных ценностей. Стала более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания. В реформируемом государстве стратегическая цель социального развития направлена на построение правового государства и гражданского общества.

Создание гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания.

В условиях становления гражданского общества и правового государства необходимо осуществлять воспитание принципиально нового, демократического типа личности, способной к инновациям, к управлению собственной жизнью и деятельностью, делами общества, готовой рассчитывать на собственные силы, собственным трудом обеспечивать свою материальную независимость. В формировании такой гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру, ощутимый вклад должна внести современная школа.

Главное в программе «Юный гражданин» - системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для самопо­знания и самовоспитания, оптимальное использование педагогического потенциала социального окружения, т.е. через освоение учащимися общественно-исторического опыта путем вхождения в социальную среду, а также выработку индивидуального опыта жизнедеятельности.

Программа включает в себя 5 направлений, связанных между собой логикой формирования подлинного гражданина России.

Цель: воспитание системного подхода к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания

Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:

- содействие защите прав, достоинства и интересов детей;

- содействие развитию у детей и подростков осознания себя гражданином России, формированию основ гражданской, социальной правовой культуры;

- создание условий для самоопределения, саморазвития и самореализации детей в

процессе активной творческой деятельности;

- учить детей умению руководить и подчиняться, быть требовательным, объективным и самостоятельным;

- способствовать воспитанию чувства ответственности и коллективизма;

- создать условия для проявления способностей каждого ученика.

Программа состоит из нескольких взаимосвязанных тематических блоков, которые ежегодно повторяются с дополнением и усложнением первоначально полученных знаний, умений и навыков. Данная программа рассчитана на детей 7 -10 лет. В этом возрасте идёт активный процесс формирования знаний, оценок, чувств, переживаний, развития творческих способностей и интересов.

На первом году обучения учащиеся непосредственно знакомятся с окружающим их миром - своей семьёй, своим классом, своей школой, своим городом, у них формируются первоначальные представления о стране.

Основной формой занятий первого года является беседа, игра, рисунок, экскурсия.

На втором году обучения больше времени и внимания уделяется изучению родного края. Привлекаются знания, полученные на уроках, в семье, в результате общения с одноклассниками. Знания и умения совершенствуются с учётом повышения уровня подготовленности учащихся ( умение читать и писать).

Объектом третьего года обучения становится родной край. Но начинается курс, как и прежде с изучения семьи. Ребята повторяют уже известный материал и поднимаются на новый уровень знаний. Такая система позволяет систематизировать материал и подняться на новый уровень знаний и умений.

Каждая тема включает теоретическую и практическую часть. Активно применяются групповые формы работы.

Каждый год обучения может быть использован как самостоятельная одногодичная программа.

Программа «Юный гражданин» связана со школьным предметом «Окружающий мир» и системой внеклассного воспитания.

ФОРМА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Форма организации работы по программе в основном - коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы.

Теоретические занятия:

  • Беседы

  • Рассказ учителя

  • Просмотр видеоматериалов

  • Экскурсии

Практические занятия:

  • Конкурсы

  • Выставки работ учащихся

  • Викторины

  • Интеллектуально-познавательные игры


Учебно-тематический план

Раздел программы

1 год обучения

2 год обучения

3 год обучения

всего

теория

практика

всего

теория

практика

всего

теория

практика



1

Введение

1

1

1

1

1

1

2

Я

5

3

2

4

2

2

4

2

2

3

Моя семья

6

3

3

7

4

3

6

3

3

4

Моя школа

6

3

3

6

4

2

6

2

4

5

Отечество

6

3

3

6

4

2

5

3

2

8

Мой город

8

4

4

8

4

4

10

6

4

9

Заключение

1

1

1

1

1

1

Всего

33

18

15

33

20

13

33

18

15

Резерв

1

1

1 год обучения

Содержание программы

Введение

Знакомство с детьми. Введение в образовательную программу. Что значит «гражданин», «Родина», «Отечество».

1. Я

Я, мое имя, его значение. Моя жизнь. Добро и зло. Мои друзья. Дружба. Добрые дела. Мои способности. Терпение и труд.

Практические занятия: Нарисовать рисунок о себе, своих друзьях

2. Моя семья

Пословицы, поговорки о доме, семье. С кем я живу. В этом доме я живу. Семейные роли. Место работы, учебы членов семьи. Что умеет моя мама (бабушка), мой папа (дедушка). Наш домашний зоопарк. Мои обязанности по дому.

Практические занятия: рисунки «Моя семья», устные рассказы «Моя семья», «Мои домашние животные»

3. Моя школа

Зачем нужно учиться. Я - ученик. Моя дорога в школу. Правила поведения в школе и других общественных местах. История и традиции школы. Мой класс. Мои друзья. Мои учителя. Школьные кабинеты. Библиотека.

Практические занятия: Обзорная экскурсия по школе; рисунки «Моя дорога в школу», «Моя школа»

4. Отечество

Моя Родина - Россия. Патриотизм. Что значит быть гражданином? Государственные символы РФ. Города России. Республика Коми.

Практическое занятие: нарисовать герб, флаг России и Республики Коми


5 . Мой город

Название города. Возникновение города, время образования, геральдика. Улицы и площади города. Памятники и исторические здания. Наш микрорайон.

Практические занятия: Экскурсии: к месту основания города на ул.Шахтерская Набережная, рисунок «Символы города»

Календарно- тематическое планирование

№ занятия

№ занятия в теме

Тема

Теория

Практика

Дата

1

1

Введение ( 1 ч)

1


Тема 1. Я ( 5 ч)

2

1

Я и моё имя

1

3

2

Добро и зло

1

4

3

Мои друзья

1

5

4

Мои способности

1

6

5

Терпение и труд

1


Тема 2. Моя семья (6 ч)

7

1

С кем я живу

1

8

2

Профессии моих родителей

1

9

3

Подарок маме

1

10

4

Мои бабушка и дедушка

1

11

5

Мои домашние животные

1

12

6

Мои семейные обязанности

1


Тема 3. Моя школа ( 6 ч)

13

1

Зачем нужно учиться

1

14

2

Я - ученик

1

15

3

Правила поведения в школе и других общественных местах

1

16

4

История и традиции школы

1

17

5

Мой класс

1

18

6

Школьные кабинеты

1

Тема 4. Отечество ( 6 ч)

19

1

Моя Родина - Россия

1

20

2

Что такое патриотизм?

1

21

3

Что значит быть гражданином?

1

22

4

Государственные символы РФ

1

23

5

Города России

1

24

6

Республика Коми

1

Тема 5. Мой город ( 8 ч)

25

1

Мой город Воркута

1

26

2

История города

1

27

3

Герб города Воркута

1

28

4

Улицы и площади города

1

29-30

5-6

Памятники и исторические здания

1

31

7

Наш микрорайон

1

32

8

Мой дом

1

33

1

Заключение

1

2 год обучения

Содержание программы

Введение

Подведение итогов первого года занятий. Постановка целей и задач на новый учебный год. Повторение правил поведения на занятиях.

Тема 1. Я

Я, моё имя, его значение. Мои друзья. Мои способности. Мои успехи в прошлом году.

Тема 2. Моя семья

С кем я живу. В этом доме я живу. Пословицы, поговорки о доме, семье. Семейные роли. Место работы, учёбы членов семьи. Содержание работы членов семьи. Как мы проводим выходные дни. Мои родственники.

Практические занятия: Рассказы о своей семье, рассказы, рисунки «Семейные выходные»

Тема 3. Моя школа.

Зачем нужно учиться. Я - ученик. Моя дорога в школу. Правила поведения в школе и других общественных местах. История и традиции школы. Мой класс. Мои друзья. Мои учителя. Школьные кабинеты. Библиотека.

Практические занятия: рисунки «Моя школа», «Мой учитель», рассказ «Мой класс»

Тема 4. Отечество

Понятие о Республике Коми как составной части РФ. Ознакомление с названием республики, символами республики, национальным орнаментом.

Практические занятия: Рисунки национального орнамента коми.

Тема 5. Мой город

Растительный и животный мир тайги и тундры. Основные виды животных лесов, тундры. Лесные обитатели- герои коми народных сказок, песен, загадок, пословиц. Водоёмы республики и их обитатели. Парки и скверы нашего города.

Улицы и площади города, название и расположение. Памятники истории и архитектуры, скульптурные памятники.

Практические занятия: Работа с гербарием; наблюдение за деревьями в разное время года; игры. Экскурсия краеведческий музей. Экскурсия по улицам города, сочинение «Моя любимая улица», работа с фотографиями, посещение предприятий микрорайона

К концу второго года обучения учащиеся должны:

Знать: замечательные странички истории своей семьи, школы; фамилию, имя отчество, профессии членов семьи, домашний адрес и телефон, адрес школы, название улиц в микрорайоне школы и дома; основные памятники города и микрорайона, название главных улиц города; дату основания города, символы РК и Воркуты; основные виды растений и животных республики; правила поведения дома, в школе, на улице, в общественных местах.

Уметь: вести разговор с членами семьи по заданной теме; ориентироваться в окрестностях школы, своего дома; изобразить виденное в рисунке.

Календарно- тематическое планирование

№ занятия

№ занятия в теме

Тема

Теория

Практика

Дата

1

1

Введение ( 1 ч)

1


Тема 1. Я ( 4 ч)

2

1

Я и моё имя

1

3

2

Мои друзья

1

4

3

Мои способности

1

5

4

Мои успехи в прошлом году

1

Тема 2. Моя семья (7 ч)


6

1

С кем я живу

1

7

2

О доме, о семье

1

8

3

Семейные роли

1

9

4

Профессии моих родителей

1

10

5

Подарок маме

1

11

6

Семейные выходные

1

12

7

Мои семейные обязанности

1


Тема 3. Моя школа ( 6 ч)


13

1

Зачем нужно учиться

1

14

2

Я - ученик

1

15

3

Правила поведения в школе и других общественных местах

1

16

4

История и традиции школы

1

17

5

Мой класс

1

18

6

Мои учителя

1

Тема 4. Отечество ( 6 ч)


19

1

Моя Родина - Россия

1

20

2

Республика Коми

1

21-22

3-4

Символы Республики Коми

1

1

23

5

Растительный и животный мир тайги и тундры

1

24

6

Водоёмы республики и их обитатели

1


Тема 5. Мой город ( 8 ч)


25

1

История города

1

26

2

Символы города Воркуты

1

27-28

3-4

Улицы и площади города Воркуты

1

1

29-30

5-6

Памятники и исторические здания

1

1

31

7

Парки и скверы нашего города

1

32

8

Наш микрорайон

1

33

1

Заключение

1

34

1

Резерв

Заверяю

Директор МОУ «СОШ № 23» г.Воркуты Г.А.Сергеева

3 год обучения


Содержание программы

Введение

Подведение итогов второго года. Цели и задачи на новый учебный год. Правила поведения на занятиях.

Тема 1. Я

Я и моё имя. Моя жизнь. Добро и зло. Мои друзья. Дружба. Добрые дела. Мои способности. Мои успехи в прошлом году. Терпение и труд. О лени и лентяях.

Практические занятия: сочинение «Мой друг», рассказы о добрых делах.

Тема 2. Моя семья

С кем я живу. Пословицы и поговорки о семье. Семейные роли. Профессии членов семьи. Семейные реликвии.

Практические занятия: Конкурс писем «Я люблю свою маму», рассказы учащихся о своих семейных реликвиях, о своих семьях.

Тема 3. Моя школа.

Зачем нужно учиться. Я - ученик. Правила поведения в школе и других общественных местах. История и традиции школы. Герб и гимн школы. Мой класс. Мои друзья. Мои учителя.

Практические занятия: рисунки «Моя школа», «Герб школы»

Тема 4. Отечество

Климатические особенности Республики Коми, растительный и животный мир тундры. Редкие и охраняемые растения и животные. Печоро-Илычский заповедник. Национальный парк « Югыд Ва». Оленеводство. Богатство недр республики.

Практические занятия: Экскурсия в краеведческий музей. Работа с картой Республики Коми и Воркуты. Составление кроссвордов по населённым пунктам Республики Коми.

Тема 5. Мой город

История основания города. План застройки города. Символы города. Образ города в литературе и изобразительном искусстве. Знаменитые люди города в прошлом и настоящем. Современная жизнь города. Культурные, научные, религиозные центры. Основные промышленные предприятия города

Практические занятия: Работа с картой Воркуты, заполнение календаря погоды в Воркуте. Встречи с интересными людьми города.

Календарно- тематическое планирование

№ занятия

№ занятия в теме

Тема

Теория

Практика

Дата

1

1

Введение ( 1 ч)

1


Тема 1. Я ( 4 ч)

2

1

Я и моё имя. Моя жизнь

1

3

2

Дружба и добрые дела

1

4

3

Мои способности. Мои успехи в прошлом году

1

5

4

Терпение и труд. О лени и лентяях

1

Тема 2. Моя семья (6 ч)


6

1

С кем я живу

1

7

2

О доме, о семье

1

8

3

Семейные роли

1

9

4

Профессии моих родителей

1

10

5

Семейные выходные

1

11

6

Мои семейные обязанности

1

Тема 3. Моя школа ( 6 ч)


12

1

Я - ученик

1

13

2

Правила поведения в школе и других общественных местах

1

14

3

История и традиции школы

1

15

4

Символы школы

1

16

5

Мой класс - это мои друзья

1

17

6

Мои учителя

1

Тема 4. Отечество ( 5 ч)


18

1

Республика Коми

1

19

2

Растительный и животный мир тайги и тундры

1

20

3

Оленеводство

1

21-22

4-5

Богатство недр республики

1

1

Тема 5. Мой город ( 9 ч)


23-24

1-2

История города

1

1

25

3

Символы города Воркуты

1

26

4

Образ города в творчестве

1

27-28

5-6

Знаменитые люди города

1

1

29

7

Современная жизнь города

1

30-31

8- 9

Культурные и религиозные центры

1

1

32

10

Промышленность нашего города

1

33

1

Заключение

34

1

Резерв

Методическое обеспечение программы

Обязательным требованием достижения поставленных задач является соблюдение следующих принципов:

- доступность: от лёгкого к трудному, от простого к сложному, от неизвестного к известному, использование методов соответствующих возрасту детей и их развитию;

- наглядность: использование наглядных пособий, иллюстраций, справочной литературы;

- активность и сознательность: понимание цели и задачи учеником, ученик думает и действует самостоятельно;

- принцип уважительного отношения к детскому творчеству: представление свободы выбора, создание атмосферы раскованности для творчества.

Используются следующие методы обучения:

- объяснительно- иллюстративный ( предъявление информации учителем, дети воспроизводят, осознают знания)

- репродуктивный ( воспроизведение знаний и способов действий по образцу)

- метод творческих заданий ( применение знаний в изменённой ситуации)

Содержание деятельности

№ темы

Название темы

Содержание деятельности

Основные знания, умения, навыки

Предполагаемый

результат

1

Я

Осмысление ребенком себя как частички окружающего мира и уверенность в своей значимости.

Учащиеся должны уметь называть своё полное имя, полные имена членов своей семьи, имена своих соседей.

Воспитание гуманности учащегося: понимания ценности человеческой жизни, заботы, справедливости, бескорыстия, уважения человеческого досто­инства, милосердия, доброты, способности к состраданию, сопереживания, терпения, доброжелательности.

2

Моя семья

Подготовка к выполнению основных социальных ролей: дочери, сына, брата, сестры, мужа, жены, родственника.

Исходное положение: семья - главный фактор воспитания семьянина. Гражданственность проявляется в любви к родителям, родственникам. Учащиеся должны знать свои семейные традиции, уметь любить и беречь своих близких.

Учащиеся должны уметь называть полные имена членов своей семьи, составлять устно портреты членов семьи, рисовать портреты членов семьи, рассказывать о своей семье, о семейных традициях.

Сформировать понятия сущности социальных ролей:

настоящий мужчина обладает умом, решительностью, смелостью, мастерством в деле, благородством;

настоящая женщина отличается добротой, вниманием к людям, отзывчивостью, терпимостью, умением прощать, любовью к детям;

настоящий сын бережет покой родителей, членов семьи, готов всегда помочь старшим в их работе по дому не создает конфликтов, умеет держать данное слово;

настоящая дочь заботиться о благе в своей семье, покое старших, умеет и любит трудиться.

3

Моя школа

Исходные положения: в школе учащиеся не только получают знания, но и учатся жить. Школа - источник формирования качеств гражданина.

Осмысление школьником необходимости знаний как условий нор­мальной жизнедеятельности в современном мире.

Учащиеся должны знать основные помещения школы ( ориентироваться в их местоположении), знать безопасную дорогу в школу, знать улицу, на которой расположена школа.

Знать основные правила поведения в школе.

Осознание учеником роли знаний в жизни человека, видение личной учебной перспективы, овладение этикой взаимоотношений "учитель - ученик", умение дорожить временем, совершенствовать и применять свои знания. Выполнение распорядка работы школы и возложенных на учащегося обязанностей. Умение пользоваться правами ученика. Выполнение роли хозяина в школе, поддерживающего обстановку доброжелательности и радости общения, уважения друг к другу; организация самообслуживания, уважение труда окружающих.

4

Отечество

Осмысление ребенком себя как части своей Родины, гражданина, патриота своего Отечества.

Исходные положения: каждый человек не только сын или дочь своих родителей, но и гражданин Отечества. Отечество начинается с уголка, где человек родился.

Знать название своей страны, узнавать государственные символы РФ. Объяснять, что значит «любить свою страну»

Осознание того, что настоящий гражданин любит свою Родину, изучает ее историко-культурное, духовное наследие, верен гражданскому долгу, гордится Родиной, готов защитить свое Отечество.

5

Мой город

Осмысление ребёнком себя как части своего города

Учащиеся должны знать название своего города, узнавать символы города, знать главные улицы города, знать улицы своего микрорайона. Знать прошлое и настоящее своего города.

Учащийся осознает, что настоящему гражданину следует знать, что такое «малая родина».

Настоящий гражданин любит и бережет свой город.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  • В результате реализации Программы ожидается:

  • развитие творческих способностей;

  • осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;

  • способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;

  • осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.

Конечным результатом реализации Программы должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности гражданина России.

Список литературы:

1. «Азбука маленького воркутинца», Воркута - 2005 2. «Атлас РК», М - 2001 3. «Воркута» Н.Ушпик, С - 1972 4. «Воркута - город на угле, город а Арктике», С - 2004 5. «Воркута. На широте северного сияния», Воркута - 2000 6. «Воркутауголь», С - 2001 7. «Звезды Заполярья», С - 1988 8. «За семью печатями», С - 1995 9. «Историческая хроника. Республика Коми», С - 2002 10. «История РК. 7-11 класс, М - 2000 11. «Из истории открытия Печорского угольного бассейна», С - 1989 12. «Коми АССР в годы В.О.войны», С - 2004 13. «Уроки покорения Севера», М - 1998 14. «Фронтовики Республики Коми», С-2000 15. «Экономика РК: современность, контуры будущего», С - 2001




© 2010-2022