Урок по теме Конфликты в обществе

Методическая разработка урока по дисциплине «Обществознание» разработана в соответствии с рабочей программой по специальности « Менеджмент Данный урок проводится при изучении раздела « Социальная сфера». Тема урока: « Конфликты в обществе». На изучение данной темы по программе отводится  два часа. Данный урок является уроком  изучения нового материала и первичного закрепления. Цели урока: Образовательные: усвоение  учащимися понятия «конфликт», «компромисс», виды конфликтов, пути выхода из конфл...
Раздел Обществознание
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка.

Методическая разработка урока по дисциплине «Обществознание» разработана в соответствии с рабочей программой по специальности « Менеджмент

Данный урок проводится при изучении раздела « Социальная сфера».

Тема урока: « Конфликты в обществе». На изучение данной темы по программе отводится два часа.

Данный урок является уроком изучения нового материала и первичного закрепления.

Цели урока:

Образовательные:

  • усвоение учащимися понятия «конфликт», «компромисс», виды конфликтов, пути выхода из конфликтов.

  • отработать навыки предупреждения конфликта.

Развивающие:

  • развитие познавательного интереса учащихся;

  • развитие навыков самооценки, самопознания;

  • способствовать повышению активности учащихся на занятиях;

Воспитательные:

  • стремиться к воспитанию уважительного отношения к окружающим людям;

  • создать условия для выражения учащимися собственного мнения

  • воспитание активной жизненной позиции

Для достижения целей на уроке используются: элементы проблемного обучения, обучение без насилия, диалогового и рефлексивного.

На уроке используются компьютер, проектор, экран, раздаточный материал, презентация (Microsoft PowerPoint)

В результате проведения урока студент должен :

Знать: виды конфликтов, пути разрешения конфликтов, последствия конфликтов.

Уметь: применить полученные знания о конфликтах в повседневной жизни.


План урока.

(слайд1)

  1. Организационный момент.

Добрый день! Я рада видеть вас !

Слайд 2 « Общение- это то, что сопутствует человеку на жизненном пути. Но не все могут его осилить».

  1. Целеполагание урока .

Прежде чем назвать тему нашего занятия, я предлагаю посмотреть видеофрагмент из кинофильма « Большая перемена»

(Слайд 3)

Что это за ситуация? Как называются такие ситуации?

( ссора, спор, конфликт…)

Так о чём мы будем говорить на уроке?

( об отношениях, конфликтах…)

Действительно мы будем рассматривать взаимоотношения людей.

Тема нашего занятия (слайд 4) «Конфликты в обществе». Запись в тетради.

Для чего вам будущим менеджерам, специалистам страхового дела необходимо знать природу возникновения конфликтов?

(В процессе всей своей деятельности приходиться сталкиваться с конфликтами. Он должен понимать причины, находить пути и средства выхода из тупиковых ситуаций, добиваться взаимопонимания между сторонами, противостоящими в конфликте)


  1. Актуализация.

Какие ассоциации возникают у вас со словом « конфликт» (ссора, спор, драка, крик,)

А вы были когда- либо участником конфликтной ситуации?...(да)

Какие остались ощущения от конфликта? ( неприязнь , обида, злость, слёзы…)

Конфликты возникают по самым разным поводам,.

4. Первичное усвоение материала.

Что же такое конфликт?( Слайд 5)

Попробуйте дать ему определение из своёго личного опыта.

(составление определения).

Заслушиваем.

Давайте сравним и выделим общее.

(Слайд 6) Конфликт- лат. столкновение.

(Слайд 7) Конфликт - это всегда противоборство субъектов социального взаимодействия, которое характеризуется нанесением взаимного ущерба (морального, материального, физического, психологического и т. п.)

По какой причине может возникнуть конфликт?

А в фильме какая причина?

Конфликты возникают по самым разным поводам, но причины у всех схожие: несовпадение целей, желаний, неуважение к другим, неумение общаться.

Причины конфликтов (слайд 8)запись в тетрадь

  • Стремление к превосходству ( угроза, обвинение, обзывание, замечание, насмешка)

  • Хвастовство ( « я разбираюсь в этом лучше, чем ты!)

  • Категоричность («А я уверена, что ты не прав!»)

  • Навязывание своих советов («Послушай меня, я старше и лучше разбираюсь в жизни»)

  • Разные точки зрения на одну и ту же проблему (Казнить нельзя помиловать!- где запятая?)

  • Утаивание информации ( о том что пара за контрольную, лучше родителям не говорить)

  • Различные системы ценностей и принципов.

Какие бываю виды конфликтов? (Слайд9 ) наука выделяет следующие виды конфликтов.

( внутриличностные, 10, межличностные 11, межгрупповые 12) Запись в тетрадь

5. Осознание и осмысление учебной информации

Определите пожалуйста к какому типу можно отнести следующие ситуации. (слайд 9)


  1. Ты должен подготовиться к контрольной работе по физике на завтра, а по телевизору показывают интересный фильм.

  2. Мама торопиться закончить приготовления к приёму гостей. Неожиданно обнаруживается, что в доме нет хлеба. Она просит дочь сходить в магазин. Но у той скоро начало спортивной секции. И она не хочет опаздывать. Мама просит « войти в её положение», дочка делает то же . Одна настаивает, другая не уступает. Страсти накаляются.

  3. Ваша компания все вечера проводит в беседке во дворе вашего дома. Однажды. Выйдя погулять, вы увидели в вашей беседке, незнакомых вам молодых людей. Попытавшись объяснить им, что это ваше место, вы услышали грубость в свой адрес.

А к какому виду можно отнести конфликт из фильма?


  • Какой конфликт разрешить легче: межличностный или групповой? Почему?

  • Как вы считаете, почему межгрупповые конфликты наиболее опасные?

Конфликт это естественный и неизбежный элемент процесса общения. В нём есть как отрицательные, так и положительные стороны.

(слайд 13)к негативным сторонам можно отнести: разрушение отношений между людьми, стресс, ухудшение здоровья.месть

Положительное: конфликт- это источник развития, сигнал к изменению, возможность сближения, разрядка напряжения.

К сожалению без конфликтов прожить не возможно, но разрешение конфликта во многом зависит от нашего поведения.( запись в тетрадь)

Для плодотворной работы нам потребуется ещё одно понятие. Это «компромисс»- один из способов разрешения конфликта.

(слайд.14). "Компромисс - соглашение, достигнутое путем взаимных уступок".(запись в тетрадь).

Конфликт можно разрешить уже на начальной стадии, если мы будем себя правильно вести. Существует два способа выхода из конфликта конструктивный и деструктивный.

Конструктивные направлены на развитие отношений, осуществление деятельности.( достижение согласия, диалог.)

Деструктивные направлены на удовлетворение личных амбиций, самоутверждение какого-то человека за счет других людей, отлынивание от исполнения обязанностей и т.д.; ( нет обратной цели, участники сосредоточены на своих интересах…)

(слайд 15) Разрешение конфликта


Конструктивное

Деструктивное

  1. Юмор

  2. Уступка

  3. Компромисс

  4. Сотрудничество

  5. Осознание позиций сторон

  1. Угрозы, насилие

  2. Грубость, унижение

  3. Переход на личности

  4. Уход от решения проблемы

  5. Разрыв отношений


А как можно было разрешить конфликт из фильма?

6.Первичное закрепление учебного материала.

Сейчас мы рассмотрим конкретные жизненные ситуации, и попробуем с точки зрения полученных новых знаний проанализировать пути выхода из них. (работа в группах и выполнение конкретного задания.) Необходимо найти пути разрешения конфликта. Можно ли было его избежать?

Ситуации для обсуждения: (Смотри приложение 1)

Слайд15 ( лирическая музыка)

Каждая группа находит свои пути разрешения конфликта. Объясняет, как можно было его избежать.

Обсуждение ответов.

-А как можно было разрешить конфликт из фильма?

Я хочу обратить ваше внимание на буклеты ( приложение 2), которые лежат у вас на столе. Там полезные советы о том, как нужно вести себя в конфликтной ситуации, соблюдение которых позволяет склонить людей к вашей точке зрения.

7.Домашнее задание: ( слайд 16)

А.Обязательным для всех является задание: выучить все определения из тетради.

Б. составить синквейн по теме конфликт

В. Сообщение «Роль руководителя в конфликте»

8. Рефлексия.

Вот и подошло к концу наше занятие. Давайте проанализируем, чему каждый из нас научился.

(расширили представление о конфликте, причинах, видах. Конфликт не всегда плохо есть и положительные стороны.)

Сегодня активны……

Хочу отметить ……..и поставить им за урок……..

Занятие заканчиваю словами известного иранского философа математика 12 в Омара Хайяма ( слайд17)

Других не зли и сам не злись

Мы гости в этом бренном мире

И если что не так смирись,

Умнее будь и улыбнись.

Холодной думай головой

Ведь в мире все закономерно

Зло, излученное тобой

К тебе вернется непременно.

Спасибо всем за урок! (слайд18)

Всего доброго! До свидания!


Приложение № 1

Карточка №1, 4

Найти выход из сложившийся ситуации .

Ситуация .

Две ученицы -Таня и Оля_ в классе поссорились из-за отметок. Одна заявила, что родители Оли дали взятка всем учителям и потому ей всегда ставят отличные отметки, относятся со снисхождением. Таня же получает плохие отметки из-за того, что к ней «придираются». Девочки возненавидели друг друга.

Ситуация.

Группа подростков собралась послушать музыку. Мнения разделились: одни хотели слушать поп-музыку, а другие были любителями « металла». Завязался спор. Страсти накалялись….


Карточка № 2, 3

Найти выход из сложившийся ситуации .

Ситуация.

Света принесла в школу плейер, полученный в подарок накануне. Друзья захотели послушать. Когда очередь дошла до Димы, он случайно сломал одну из кнопок. Света, увидев это , страшно разозлилась.

Ситуация

Директор фирмы вложил большую сумму денег в коммерческий банк, который потерпел крах. В результате ему оказалось нечем выплатить зарплату за три месяца своим сотрудникам. Работники стали требовать выполнения обязательств. Между ними и работодателем разгорелся серьёзный конфликт.



Правила Д. Карнеги

1. Единственный способ одержать верх в споре - это уклониться от него.

2. Проявляйте уважения к мнению собственника. Никогда не говорите человеку, что он не прав.

3. Если вы не правы, признайте это.

4. С самого начала поддерживайтесь дружелюбного тона.

5. Заставьте собеседника сразу же ответить вам "да".

6. Пусть большую часть времени говорит ваш собеседник.

7. Пусть собеседник считает, что данная мысль принадлежит ему.

8. Искренне старайтесь смотреть на вещи с точки зрения вашего собеседника.

9. Относитесь сочувственно мыслям и желанием других.

10. Взывайте к более благородным мотивам.

11. Драматизируйте свои идеи.

12. Бросайте вызов, задевайте за живое.







© 2010-2022