Дидактические игры на уроках истории и обществознания

Раздел Обществознание
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Дидактические игры на уроках истории и обществознания.


Предлагаемые игры можно провести на уроках истории и обществознания как при изучении нового материала, так и при закреплении и обобщении изученной темы. Данные дидактические игры не нуждаются в особом реквизите и довольно просты в исполнении.

Исторический снежный ком.


Выбирается и задается тема, например «Перестройка в СССР». Первый участник игры называет имя какого - либо исторического героя, относящегося к данной теме (например М.С.Горбачев), следующий участник должен сначала произнести то, что сказал первый, а затем добавить новое имя, понятие, связанное по смыслу с темой (например, М.С.Горбачев, СССР). Новый участник дополняет этот ряд: М.С.Горбачев, СССР, ускорение. В конце концов получается длинный ряд имен и понятий, относящихся к определенной исторической теме.

Если попросить всех играющих выйти к доске и встать в одну линию, то игра пройдет более организованно. Тот, кто ошибается или делает слишком длинную паузу, выходит из игры и садится на свое место. Линейка быстро редеет. Один из учащихся записывает на доске образовавшуюся цепочку и отмечает ошибки. Играющие стоят лицом к классу, поэтому записи на доске видны только учителю и выбывшим из игры. Игра завершается беседой, в которой определяется взаимосвязь слов, образовавших цепочку.


Историческая азбука.


Задается буква, допустим «П». Ребятам по одному, парами или по 4 человека (2 парты объединяются) предлагается за определенное время написать список, состоящий из слов, начинающихся с этой буквы и тесно связанных с изучаемой темой. Побеждает команда с самым длинным списком.

Аукцион имен.

Данную игру целесообразно проводить на уроках обобщения. На аукционе продается оценка «5». Каждый из учащихся может её купить, т.е. подняв руку, назвать любое историческое лицо, жившее, скажем в эпоху правления царя Ивана IV. Ребята называют известные им имена современников Ивана Грозного, которые записываются на доске (для этого назначается специальный ученик). При этом малоизвестные имена комментируются. В момент, когда активность учащихся снижается, учитель ударяет молотком медленно три раза. Выигрывает тот, кто последним, до третьего удара молотка, смог назвать имя еще одного героя. Он получает оценку «5» (или приз).

Второй вариант игры заключается в следующем. Учащимся предлагается записать в тетрадях максимальное количество исторических имен, касающихся определенной темы. На эту работу отводится время, предположим 5 минут. Через 5 минут объявляется аукцион. Предлагается начальная цена (допустим, 6 условных единиц). «Кто может предложить больше?».

Участники называют свои цифры (по количеству имен в списке). Победитель получает оценку «5» (или приз).

Таким же образом можно провести аукцион дат, событий.

Отгадай героя.


Один из участников игры (водящий) выходит из класса. Ребята загадывают имена исторических деятелей. Вызывается водящий, он должен их отгадать. Ему разрешается задавать вопросы всем участникам игры. Но ответы на них могут быть только такими: «да», «нет», «отчасти». Чтобы игра проходила более организованно, можно поставить такие условия, чтобы между ответом и новым вопросом прошло не более минуты, а также ограничить количество ответов до 10 (т.е. кто в ответах на 10 вопросов не отгадал имя героя, уступает место другому участнику). Эту игру удобно проводить после «Аукциона имен», когда на доске в наличии большой список имен, который дает возможность большего разнообразия и меньшей стереотипизации при выборе героя как для отгадывающего, так и для тех, кто загадывает. Выигрывает тот, кто за меньшее количество вопросов сумел отгадать героя. Игра приучает учащихся логично размышлять, правильно ставить вопросы, сопоставлять ответы, приходить к правильным выводам.

Отгадай термин.


Эта игра проводится так же, как и предыдущая, только вместо героя класс загадывает какое - либо понятие, относящееся к заданной теме.

Турнир.


В этой игре два ученика соревнуются в своих знаниях. Определяется тема. Игра начинается со жребия, кому первому начинать. Далее первый участник должен задать вопрос по данной теме, второй участник отвечает. Если он ответил правильно, то сам задает вопрос, на который отвечает первый участник турнира. Беседа идет до тех пор, пока кто - либо из участников даст неверный ответ или не сможет задать вопрос. Победитель тот, кто последним дал правильный ответ и задал свой вопрос, оставшийся без ответа.


Продолжи рассказ.


В этой игре двое учеников должны по одному предложению рассказать материал изучаемой темы. Один начинает, другой продолжает. Выигрывает тот, чье предложение было последним, в то время другой уже не сможет больше ничего вспомнить.

В этой игре может участвовать и весь класс, при этом она теряет соревновательный элемент, но усиливается игровой азарт. Аналогичный вариант игры проводился в Царскосельском лицее Пушкины, Дельвигом и другими участниками «литературного собрания».

Герой, дата, событие.


В игре участвует весь класс. Ведущий проходит мимо участников игры (которые сидят, как обычно, за партами) и просит одного из них назвать героя, другого - дату, а третьего - событие. Первый ученик называет имя героя, следующий участник - дату, связанную с эти героем, а третий - соответствующее событие.

Слово по вертикали.


В этой игре потребуется знание названий городов (например Месопотамии). Слева написаны необычные слова. Это названия городов древней Месопотамии, в которых нарушен порядок букв (как в анаграмме). Кроме того, в каждом слове есть лишняя буква. Требуется восстановить порядок букв в соответствии с названиями древних городов, а лишнюю букву поместить в колонке справа. Правильно выполненное задание позволит по вертикали прочесть название еще одного прекраснейшего города древней страны.

КУВУР_____________________________________**

АШАГАЛ_____________________________________**

РЭВУДЕ_____________________________________**

ИРИАМ_____________________________________**

ШРУШАЛ_____________________________________**

ИНЕЯВИНО_____________________________________**

НУР_____________________________________**

Ответ: Урук, Лагаш, Эреду, Мари, Ашшур, Ниневия, Ур; по вертикали - Вавилон.

© 2010-2022