Рабочая программа по обществознанию для 9 класса. (по учебнику Богомолова)

Раздел Обществознание
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Пояснительная записка

Рабочая программа создана на основе федерального компонента Государственного

стандарта основного общего образования, программы общеобразовательных учреждений. «История. Обществознание. 5-11 классы», М, «Просвещение»2007,

авторской программы «Обществознание. 6-11 классы» Л.Н. Боголюбова, Н. И. Городецкой, М., «Просвещение», 2007.

Данная программа конкретизирует содержание предметных тем Государственного образовательного стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам и темам курса. Она рассчитана на 34 часа, из расчёта 1 час в неделю.

Цели курса:

  • создание условий для социализации личности;

  • формирование знаний и интеллектуальных умений, минимально необходимых и достаточных для выполнения типичных видов деятельности каждого гражданина, осознания личных и социальных возможностей их осуществления, дальнейшего образования и самообразования;

  • формирование основ мировоззренческой, нравственной, социальной, политической, правовой и экономической культуры;

  • содействие воспитанию гражданственности, патриотизму, уважения к социальным нормам, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям.

Задача курса: сформировать основные представления о системе социальных норм (моральных и правовых), создать условия для выработки собственных ценностных критериев, убеждений, идеалов для формирования прав и свобод личности и гражданской ответственности.






Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения обществознания 9 класса ученик должен:

Знать/понимать

  • социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;

  • сущность общества как формы совместной деятельности людей;

  • характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;

  • содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.

Уметь

  • описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;

  • сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;

  • объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);

  • приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;

  • оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

  • решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека

  • осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;

  • самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.);

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и

повседневной жизни для:

  • полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;

  • общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;

  • нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;

  • реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей

  • первичного анализа и использования социальной информации;

  • сознательного неприятия антиобщественного поведения.

Учебно - тематический план

недели

№ урока

Название разделов, тем

Количество часов

Теория

Практика

Раздел 1. Политика.

9

4

1-2

1-2

Политика и власть

1

Вводный тест

3-4

3-4

Государство

2

5-6

5-6

Политические режимы

2

7-8

7-8

Правовое государство

2

Диктант

9

9

Гражданское общество и государство

1

10

10

Участие граждан в политической жизни

1

Тест

11-12

11-12

Политические партии движения

2

13

13

Итоговый урок по теме

1

Тест

Раздел 2. Право.

13

7

14

14

Право, его роль в жизни общества и государства

1

15

15

Правоотношения и субъекты права

Диктант

16-17

16-17

Правонарушения и юридическая ответственность

2

18

18

Правоохранительные органы

1

19-20

19-20

Конституция РФ. Основы конституционного права

1

Диктант

21-22

21-22

Права и свободы человека и гражданина

2

23

23

Гражданские правоотношения

Диктант

24-25

24-25

Право на труд. Трудовые правоотношения

2

26

26

Семейные правоотношения

Диктант

27-28

27-28

Административные правоотношения

2

29

29

Уголовно-правовые отношения

Диктант

30

30

Социальные права

1

31

31

Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов

Диктант

32

32

Правовое регулирование отношений в сфере образований

1

33

33

Итоговый урок по разделу

Тест

34

34

Итогово-обобщающий урок по курсу

1

1

Итоговый тест

Содержание курса.

Раздел 1. Политика. 13 часов.

Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Основные направления политической деятельности. Разделение властей.

Понятие и признаки государства. Государственный суверенитет. Формы государства: формы правления, территориально-государственное устройство. Внутренние и внешние функции государства.

Политический режим. Демократия, авторитаризм и тоталитаризм. Демократические ценности. Развитие демократии в современном мире. Гражданское общество и правовое государство. Условия и пути становления гражданского общества и правового государства в РФ. Местное самоуправление.

Участие граждан в политической жизни. Выборы. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Референдум. Выборы в РФ. Опасность политического экстремизма.

Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Политические партии и движения в РФ. Участие партий в выборах.

Средства массовой информации в политической жизни. Влияние на политические настроения в обществе и позиции избирателя. Роль СМИ в предвыборной борьбе.

Раздел 2. Право. 20 час.

Право и его роль в жизни общества и государства. Принципы права. Субъекты права.

Система права. Понятие нормы права. Нормативный правовой акт. Виды нормативных правовых актов (законы, указы, постановления). Система законодательства. Правовая информация.

Правоотношения как форма общественных отношений. Виды правоотношений. Структура правоотношений. Участники правоотношения. Понятие правоспособности и дееспособности. Особенности правового статуса несовершеннолетних.

Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Правомерное поведение. Признаки и виды правонарушений. Юридическая ответственность (понятие, принципы, виды). Понятие прав, свобод и обязанностей. Презумпция невиновности.

Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя Российской Федерации. Народовластие. Федеративное устройство России. Президент Российской Федерации. Органы законодательной и исполнительной власти в Российской Федерации.

Конституционные основы судебной системы РФ. Правоохранительные органы. Судебная система России. Конституционный суд РФ. Система судов общей юрисдикции. Прокуратура. Адвокатура. Нотариат. Милиция. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.

Гражданство. Понятие гражданства РФ. Права, свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Международно-правовая защита прав человека. Декларация прав человека как гарантия свободы личности в современном обществе. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина. Особенности правового статуса несовершеннолетних.

Правовые основы гражданских правоотношений. Физические и юридические лица. Правоспособность и дееспособность участников гражданских правоотношений. Дееспособность несовершеннолетних. Право собственности. Право собственности на землю. Основные виды гражданско-правовых договоров. Права потребителей. Жилищные правоотношения.

Семейные правоотношения. Порядок и условия заключения брака. Права и обязанности родителей и детей.

Правовое регулирование отношений в области образования. Право на образование. Порядок приема в образовательные учреждения начального и среднего профессионального образования. Дополнительное образование детей.

Право на труд. Трудовые правоотношения. Трудоустройство несовершеннолетних. Правовой статус несовершеннолетнего работника.

Административные правоотношения. Административное правонарушение. Виды административных наказаний.

Уголовное право. Преступление (понятие, состав). Необходимая оборона и крайняя необходимость. Основания привлечения и освобождения от уголовной ответственности. Уголовная ответственность несовершеннолетних. Понятие и цели уголовного наказания. Виды наказаний. Пределы допустимой самообороны.

Итоговое занятие по всему курсу. 1 час.


Список литературы

  1. И. Ю. Александрова, В. В. Вла­димирова, Л. Ш. Лозовский. Обществознание. Интенсивный курс, М, Айрис-Пресс, 2010;

  2. К. А. Бекешев. Обществознание: учеб, пособие, М, Проспект, 2010;

  3. Л. Н. Боголюбова, А. И. Матвеева. Обществознание. 9 класс, М, Просвещение, 2011;

  4. Л. Н. Боголюбова, А. И. Матвеева. Обществознание. 9 класс. Поурочные разработки, М., Про­свещение, 2010;

  5. Л. Н. Боголюбова. Рабочие программы по учебникам под редакцией Волгоград, 2010;

  6. Л. Н. Боголюбов, Л. Ф. Иванова, А. Ю. Лазебникова. Общая методика преподавания обществознания в школе, М, Дрофа, 2008;

  7. В. А. Вакуленко, Е. С. Королькова, И. Е. Уколова. Методическое пособие по интерактивным методам преподавания права в школе, М, Новый учебник, 2004;

  8. Гражданский кодекс Российской Федерации. Кодекс об административных правонарушениях. Конституция Российской Федерации. Семейный кодекс РФ. Трудовой кодекс РФ.

  9. В. В. Гордеева. Правовое воспитание: 9-11 классы: разработки организационно-деятельностных игр, Волгоград, Учитель, 2007;

  10. Е. В. Домашек. Школьный справочник по обществознанию, Ростов н/Д, Феникс, 2010;

  11. С. Н. Дыдко. Обществознание. 8-11 классы: справ, материалы, М, 2010;

  12. А. Н. Иоффе, О. В. Кишенкова. Обществознание. 9 класс: справ, материалы, М, Астрель, 2006;

  13. О. А. Котова, Т. Е. Лискова. Обществознание. 9 класс: рабочая тетрадь, М, Просвещение, 2011;

  14. А. Ю. Лазебникова. Современное школьное обществознание: метод, пособие для учителя, М, Школа-Пресс, 2000;

  15. Л. Ш. Лозовский, Б. А. Райзберг. Практикум по обществознанию: вопросы и ответы; тесты с решениями, М, Айрис-Пресс, 2010;

  16. А. М. Лопухов. Словарь терминов и понятий по обществознанию, М, Айрис-Пресс, 2010;

  17. Е. А. Мавлютова. Основы правовых знаний. 8-11 классы. Интерактивные методы препода­вания права, Волгоград, Учитель, 2009;

  18. А. С. Прутченков. Наедине с собой. Психологические тесты и психотехнические упражне­ния для подростков и старшеклассников, М, Российское педагогическое агентство, 1996;

  19. Г. Г. Сазонова. Обществознание в таблицах и схемах, М, Виктория Плюс, 2007;

  20. Сборник нормативных документов. Обществознание. Примерные программы по обществознанию Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы, М, Дрофа, 2008;

  21. О. А. Северина. Обществознание. 9 класс: тесты и тренировочные упражнения, Волгоград: Учитель, 2008;

  22. А. А. Сычев. Обществознание: учеб, пособие, М, Альфа-М, ИНФРА-М, 2010;

  23. Т. И. Тюляева. Обществознание: настольная книга учителя, М, Астрель, 2010;

  24. О. А. Чернышева, Р. В. Пазин. Обществознание. 9 класс. Подготовка к ГИА, - М, Легион, 2009-2013

Календарно-тематическое планирование.

п/п

Тема урока

Тип урока

Элементы содержания

или основные

понятия урока

Формы контроля

Оборудование

Наглядность

Дата проведения

План. Факт

Глава 1. Политика. 13 часов

1-2

Политика и власть

Урок изучения нового материала

Что такое политика. Что входит в сферу политики. Политическая власть. В чем сущность любой власти. Роль политики в жизни общества. Политическая жизнь и СМИ. Что такое СМИ. Как они влияют на политическую жизнь.

Текущий опрос по новому материалу.

Вводный тест

Составление конспекта урока, работа со схемой: сферы общественной жизни.

09,09

3 - 4

Государство

Комбини-

рованный

Происхождение государства. Различные точки зрения на причины возникновения государства. Понятие государство. Основные признаки государственного устройства. Признаки государства. Внутренние и внешние функции государства. Формы государства. Гражданство. Как связаны права и обязанности гражданина.

Устный опрос по домашнему заданию.

Составление схемы: государство.

Работа с учебником и схемами урока.

09,09

5 - 6

Политические режимы

Комбини-

рованный

Значение понятия «политический режим». Основные виды политических режимов. Тоталитарный режим. Авторитарный режим. Демократия. Что такое непосредственная и представительная демократия. Особенности демократии в современном мире.

Письменный опрос по домашнему заданию.

Презентация по теме урока

10,10

7-8

Правовое государство

Комбини-

рованный

Понятие и сущность правового государства. Соединение силы и справедливости. Власть в правовом государстве. Принципы (признаки) правового государства. Разделение властей.

Устный опрос по домашнему заданию.

Терминологический диктант.

Работа со схемами учебника.

10,10

9

Гражданское общество и государство.

Урок изучения новой темы

Признаки гражданского общества. Гражданское общество. Условия и пути становления гражданского общества. Борьба за гражданские права. Местное самоуправление как атрибут гражданского общества. Муниципальная собственность.

Устный опрос по домашнему заданию.

Работа с периодической печатью

11

10

Участие граждан в политической жизни

Комбини-

рованный

Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Референдум. Роль референдумов в политической жизни общества. Голосование как форма участия граждан в политической жизни страны. Процедура голосования. Активность электората. Политические предпочтения людей. Выборы в РФ. Опасность политического экстремизма.

Понятий­ный дик­тант, индивидуальное тес­тирова­ние, устный опрос.

Работа со СМИ

11

11 - 12

Политические партии и движения

Урок изучения новой темы

Общественно-политические движения. Политические партии. Зачем создаются политические партии, их цели. В чем различие политических движения и партий. Понятие партийных программ. Однопартийная и многопартийные системы.

Устный опрос по домашнему заданию.

Составление схемы в тетради.

11,12

13

Итоговый тест по теме.

12

Глава 2. Право. 21 час

14

Право, его роль в жизни общества и государства.

Урок изучения нового материала

Что такое право. Назначение права в обществе. Меры свободы, справедливости, ответственности. Нормы права. Закон. Система законодательства. Право и закон.

Текущий: опрос по новому материалу,

Презентация по теме урока

12

15

Правоотношения и субъекты права.

Комбини-

рованный

Что такое правоотношение. Особенности и отличия юридической и моральной обязанностей. Сущность и особенности правоотношения. Субъекты правоотношения. Дееспособность и правоспособность физических и юридических лиц.

Устный опрос по домашнему заданию. Терминологический диктант

Работа с учебником и учебными схемами

12

16 - 17

Правонарушения и юридическая ответственность.

Комбини-

рованный

Правонарушение и его признаки. Виды нарушений. Юридическая ответственность. Виды юридической ответственности. Презумпция невиновности.

Текущий: опрос по д/з, индив. задания

Работа с материалами учебника и раздаточным материалом по теме.

01,01

18

Правоохранительные органы

Урок изучения нового материала

Правоохранительные органы, их сущность. Суд. Суд присяжных. Прокуратура. Адвокатура. Нотариат.

Текущий: опрос по новому материалу,

Работа с учебником и учебными схемами

01

19 - 20

Конституция РФ. Основы конституционного строя РФ.

Комбини-

рованный

Этапы развития конституции. Закон высшей юридической силы. Главные задачи конституции. Конституционный строй. Основы государства. Основы статуса человека и гражданина. Основные принципы.

Устный опрос по домашнему заданию. Терминологический диктант

Работа с текстом Конституции РФ

02,02

21 - 22

Права и свободы человека и гражданина.

Комбини-

рованный

Что такое права человека. От идеи к юридическим нормам. Общечеловеческие правовые документы. Идеал современного права или юридический документ. Права и свободы человека и гражданина РФ. Юридические гарантии и система защиты прав человека. Права ребенка.

Текущий: опрос по д/з, индив. задания

Работа с учебником и учебными схемами

02,02

23

Гражданские правоотношения.

Урок изучения нового материала

Сущность гражданского права. Особенности гражданских правоотношений. Виды договоров и гражданская дееспособность несовершеннолетних. Частичная дееспособность. Защита прав потребителей.

Понятий­ный дик­тант, устный опрос.

Работа с учебником и учебными схемами

03

24 - 25

Право на труд. Трудовые правоотношения.

Комбини-

рованный

Право на труд. Трудовые правоотношения. Особенности трудовых договоров. Что такое трудовая книжка. Значение дисциплины труда. Льготы на производстве.

Устный опрос по домашнему заданию. Проверка таблицы в рабочей тетради

Работа с материалами учебника

03,03

26

Семейные правоотношения.

Урок изучения нового материала

Юридические понятия семьи и брака. Условия и порядок заключения брака. Сущность и особенности семейных правоотношений. Правоотношения супругов. Правоотношения родителей и детей.

Устный опрос по домашнему заданию. Терминологический диктант

Работа с материалами учебника и раздаточным материалом по теме.

04

27 - 28

Административные правоотношения.

Комбини-

рованный

Административное право. Понятие и черты административного правоотношения. Административное правонарушение. Виды административных наказаний.

Взаимоконтроль в ходе парной и групповой работы

Работа с материалами учебника и раздаточным материалом по теме.

04,04

29

Уголовно-правовые отношения.

Комбини-

рованный

Особенности уголовного права и уголовно-правовых отношений. понятие преступления. Противоправность. Виновность. Наказуемость. Уголовное наказание и ответственность несовершеннолетних.

Устный опрос по домашнему заданию. Терминологический диктант

Работа с материалами учебника и раздаточным материалом по теме.

04

30

Социальные права.

Комбини-

рованный

Какие права человека являются социальными. «социальное государство». Социальная политика государства. Право на жилище. Право на социальное обеспечение. Здоровье под охраной закона. Суть страховой медицины.

Фронтальный опрос, беседа по новому материалу

Работа с учебником и учебными схемами

05

31

Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов.

Комбини-

рованный

Международное гуманитарное право. Значение международного гуманитарного права. Значение понятия «военные преступления».

Устный опрос по домашнему заданию. Терминологический диктант

Работа с учебником и учебными схемами

05

32

Правовое регулирование отношений в сфере образования.

Комбини-

рованный

Законодательство в сфере образования. Право и обязанность на образование.

Устный опрос по домашнему заданию. Проверка таблицы в рабочей тетради

Работа с учебником и учебными схемами

05

33

Итоговый тест по теме

05

34

Итоговый тест по всему курсу.

05









Контрольно - измерительные материалы

  1. Вводный тест.

  2. Промежуточный тест.

  3. Итоговый тест.

Вводный тест. Обществознание. 9 класс.

Часто 1. (А)

А 1. Обществом в широком смысле называется

1) весь окружающий мир 2) материальная часть мира, отделившаяся от природы, но тесно связанная с ней 3) группы людей, объединенные общими интересами 4) взаимодействие людей в повседневной жизни

А 2. Кого называют личностью?

1) человека, как участника общественных отношений, а также сознательной деятельности.

2) индивида 3) прожившего долгую жизнь человека

4) человека, как спокойную, тихую, неактивную личность

А 3. Какой формы правления в мире не существует?

1) монархия 2)республика 3) ограниченная монархия 4) монархическая республика

А 4. В каком ряду перечислены только факторы производства:

1) труд, земля, товары, деньги 2) земля, капитал, рабочая сила, прибыль

3) труд, земля, капитал, предпринимательская активность, рабочая сила, информация

4) производство, распределение, обмен, потребление

А 5. Необходимым признаком рыночной экономики является:

1) большое количество продукции 2) отсутствие дефицита товаров

3) свободное ценообразование 4) конкуренция потребителей

А 6. Прибыль равна:

1) выручка минус налоги 2) выручка минус зарплата 3) выручка минус затраты на рекламу

4) доходы минус расходы

А 7. Стадиями развития этноса являются:

1) русские, украинцы, белорусы 2) племена, народности, нации

3) классы, партии, группы 4) молодежь, средний возраст, пенсионеры

А 8. Какие из приведенных примеров не относятся к предпринимательской деятельности?

1) закупка картофеля на рынке семьей на зиму 2) продажа автомобилей

3) доставка фирмой цветов на дом 4) гарантийный ремонт бытовой техники

А 9. Какое суждение верно?

а) Национальный конфликт никогда не возникает из-за противоречий между массой беженцев-переселенцев и местным населением иной национальности.

б) Национальные конфликты всегда возникают на почве религиозной нетерпимости.

1) верно только 1 2) верно только 2 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны.

А 10. К показателям предписанного статуса личности относится:

1) связи 2) национальность 3) образование 4) квалификация

А11. Какое из чувств человека называют «самое утреннее из чувств»?

1) дружбу 2)гуманизм 3) любовь 4) добропорядочность

А 12. Какие положения относятся к правам ребенка?

1) право на заботу и воспитание 2) право выбора способа воспитания

3) право на свободное распоряжение собственностью родителей 4) право делать, что хочу

А 13. Какое из нижеприведенных положений не относится к правам человека?

1) право на свободу мысли, слова, совести 2) право собственности

3) право на свободу убеждений 4) право иметь друзей

А 14. «Аграрное общество, индустриальное общество, постиндустриальное общество» - это:

1) социальная сфера общества 2) стадии развития человека 3) экономические этапы развития человеческого общества 4) названия экономик разных стран

А 15. К глобальным проблемам современности не относятся:

1) опасность мировой войны 2) демографическая ситуация

3) опасность техногенных катастроф 4) неравномерное развитие стран 5) загрязнение дворов

А 16. Деньги имеют следующие функции:

1) средства платежа 2) средства обмена 3) средства накопления 4) монеты и купюры.

А 17. В чем состоит суть «Золотого правила морали»?

1) поступай с людьми так как получится

2) относись к людям так, как ты хочешь, чтобы они относились к тебе.

3) относись к людям так, как тебе выгодно. 4) не делай другому ничего хорошего

А 18. Какого слова не хватает ?

« Любовь Дружба ------------------------ Товарищество Знакомство»

1) родство 2) уважение 3) сознательность 4) приятельство

А 19. Соотнесите понятия и их значение:

1) личность 2)индивид 3) человек

а) биологический вид б) один из представителей рода людей

в) человек как носитель определенных неповторимых, социально значимых черт.

1

2

3

А 20. Запишите явления, относящиеся к духовной сфере деятельности

1) монархия 2) физика 3) семья` 4) библиотека 5) церковь 6)поликлиника

А 21. Что из перечисленного списка относится к предметам труда?

1) нефть 2) глина 3) мрамор 4)лопата 5) древесина 6) трактор 7) лом

А 22. Согласно «Закону об образовании» в РФ существуют:

1) основное общее образование (1-9 классы) 2) среднее (полное) образование (10-11 классы)

3) высшее образование 4) профессиональное образование 5) танцевальное образование

6) образование мастера машинного доения

А 23. Найдите пары слов с противоположным по смыслу значением:

1) религия - свобода совести 2) фашист - националист

3) гуманизм - садизм 4) любовь - дружба

А 24. Укажите меры, которые помогают уменьшить или ликвидировать дефицит в государственном бюджете:

1) поиск дополнительных доходов 2) увеличение налогов

3) одалживание денег у других государств 4) вкладывание денег в создание военной техники

А 25. Что из перечисленного ниже относится к признакам государства?

1) разделение общества на классы 2) единство территории 3) суверенитет 4) товарное производство и рынок 5) конституционная защита прав 6) демократический строй 7) наличие аппарата управления

А 26. Старшеклассник совершил хулиганский поступок. Он является правонарушением. Найдите три признака, которые подтверждают данный вывод.

1) Это противоправное действие 2) Это виновное действие.

3) Это общественно опасное действие. 4) Это малозначительный проступок

А 27. Найдите в приведенном списке черты, присущие Европейскому Союзу:

1) единое уголовное законодательство 2) единая таможенная политика 3) общая денежная единица 4) общая Конституция 5) единый внутренний рынок

А 28. Соотнесите понятия и их определения:

1) налог 2) бюджет 3) доход 4) расход

а) затраты на определенные цели 6) деньги в госбюджете в) план, объединяющий будущие расходы и доходы г) установленный обязательный платеж в пользу государства

1

2

3

4


А 29. Какое продолжение фразы верно?

«Предложение товара увеличится, если...»

а) увеличится цена единицы товара б) уменьшится цена единицы товара

в) цена единицы товара останется неизменной.

1) верно только а 2) верно только б 3) верно и а и б 4) неверно ни а ни б

А 30. Какое словосочетание выпадает из предложенного списка?

1) экзистенциональные потребности 2) физиологические потребности 3) духовные потребности

4) социальные потребности 5) дружеские потребности

Промежуточный тест.

1 вариант

Часть 1. (А)

А 1. Политический статус человека в обществе характеризует:

а) занятие предпринимательской деятельностью;

б) размещение крупного вклада в банке;

в) занятие депутатской должности в парламенте;

г) создание популярного литературного произведения.

А 2. Верны ли следующие суждения о политике?

А) Политика - это участие в делах государства;

Б) Политика - это деятельность связанная с отношениями между большими общественными группами по поводу власти. а) верно только А; б) верно только Б; в) верны оба суждения; г) оба суждения неверны.

А 3. По форме государственного устройства К - это унитарное государство. Это значит что: а) К объединяет несколько суверенных государств;

б) в территориальных единицах К могут существовать собственные правительства; в) в территориальных единицах К есть собственные конституции;

г) любые формы суверенности для входящих в К территорий исключены.

А 4. Какое из указанных определений характеризует партию по партийному спектру? а) легальная; б) левая; в) массовая; г) коммунистическая.

А 5. К системе сдержек и противовесов между ветвями власти в РФ относится:

а) право отлагательного вето Президента; б) развитие свободных СМИ;

в) принятие закона об информационной безопасности страны; г) введение должности уполномоченного по правам человека при Президенте РФ.

А 6. В программе политической партии записано: «Частная собственность, равенство возможностей, свобода предпринимательской деятельности, невмешательство государства в рыночную экономику - ведущие ценности партии». Какой идеологии придерживается данная партия?

а) коммунистической; б) социал-демократической; в) либеральной;

г) консервативной.

А 7. Верны следующие суждения об избирательных системах?

А. Для мажоритарной системы характерно создание единого избирательного округа.

Б. Для пропорциональной системы характерно законодательное определение избирательного порога (процента голосов, необходимых для прохождения партии в парламент). а) верно только А; б) верно только Б; в) верны оба суждения; г) оба суждения неверны.

А 8. Какое из направлений деятельности характерно для политической партии в демократическом обществе? а) разработка народно-хозяйственных планов;

б) управление законодательными органами; в) расстановка кадров на государственных должностях; г) разработка политических программ.

А 9. Верховная власть в этом государстве передается по наследству. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что государство является конституционной монархией?

а) монарх назначает главу кабинета министров; б) полномочия монарха ограничены законом; в)послы иностранных государств вручают свои верительные грамоты монарху; г) монарх является верховным главнокомандующим.

А 10. Верны ли следующие суждения?

А. В демократическом государстве гарантированы права и свободы для инакомыслящих.

Б. В демократическом государстве политические решения принимаются в интересах большинства граждан. а) верно только А; б) верно только Б; в) верны оба суждения; г) оба суждения неверны.

А 11. Пример, иллюстрирующий деятельность гражданского общества:

а) принятие парламентом поправок к закону о политических партиях; б) проведение жильцами дома митинга против нового строительства в их дворе, на месте детской площадки;

в) посещение депутатами школ и проведение уроков первого сентября; г) одобрение президентом страны депутатской инициативы.

А 12. В стране А начались политические реформы. Парламент принял закон об отмене порога минимальной явки избирателей на выборах. Службы изучения общественного мнения провели опросы среди населения, поставили вопрос: «Как вы оцениваете отмену минимального порога явки избирателей?» полученные результаты представлены в гистограмме.

Рабочая программа по обществознанию для 9 класса. (по учебнику Богомолова)

Проанализируйте данные опросов. Какова динамика отношения населения к проводимой реформе?

а) большинство граждан не смогли определить свое отношение к реформе;

б) возросло число тех граждан, которые не поддержали отмену порога явки; в) наблюдается устойчивый рост тех, кто одобрил проводимые мероприятия; г) количество людей, негативно оценивающих реформу, не изменилось.

А 13. к признакам понятия «политический режим» относится:

а) форма государственного правления; б) структура высших органов власти;

в) степень реализации прав и свобод личности; г) условия территориально государственного объединения.

А 14. Какая из названных функций является внутренней функцией государства?

а) отстаивание государственных интересов на международной арене;

б) организация воспитания подрастающего поколения в духе демократических ценностей; в) участие в решении глобальных проблем современности; г) противодействие международному терроризму..

А 15.К задачам политической власти относится:

а) освоение новых технологий; б) регулирование общественных отношений;

в) работа частной юридической фирмы; разработка новых компьютерных программ.

А 16. Какую форму правления описывает известный афоризм: «Король царствует, но не правит»? а) абсолютную монархию; б) парламентскую монархию;

в) парламентскую республику; г) президентскую республику.

Часть 2. (В)

В 1. Установите соответствие между политическими институтами и их функциями:

Функции

Институты

1) представительство совокупных интересов общества

А. государство

2) разработка политических программ

3) выдвижение политических лидеров

Б. партии

4) разработка и принятие законов

В 2. Ниже приведен ряд терминов. Все из них, за исключением одного, относятся к понятию «форма территориально-государственного устройства»

Монархия, унитаризм, федерация, конфедерация, автономия.

Найдите и укажите термин, «выпадающий» из ряда и относящийся к другому понятию.

В 3. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором ряд слов пропущен. Выберите из предложенного списка слова и вставьте в пропуски буквы, под которыми вписаны нужные слова.

Мажоритарная избирательная ________ (1) - порядок определения результатов ____________ (2), при котором избранным в тот или иной выборный орган по своему избирательному ________ (3)считается __________ (4), набравший предусмотренное большинство голосов. Большинство бывает разным. Политологи различают мажоритарную систему абсолютного и относительного большинства.

А) власть; б) система; в) выборы; г) движение; д) кандидат; е) округ

В 4. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.

1.Накануне вечером прошли завершающие предвыборные дебаты.

2.По итогам интерактивного опроса граждан победу в них одержал кандидат в президенты от оппозиционной партии.

3.Предполаем, что действующему президенту придется серьезно активизировать свою предвыборную компанию в оставшееся до выборов время.

4. Думается, что все мы будем свидетелями ожесточенной политической борьбы в ближайшее время.

Определите, какие положения текста носят:

А. фактический характер;

Б. характер оценочных суждения.

В 5. Прочитайте текст, выберите три ошибочных суждений их номера впишите в таблицу.

(1)Любое государство обладает аппаратом насилия и принуждения. (2) Но только демократическое правовое государство применяет насильственные меры вне законных рамок. (3) В демократическом государстве отсутствует принцип разделения властей.

(4) Тоталитарное государство, напротив, реализует в своем устройстве систему сдержек и противовесов между властями. (5) Государство является продуктом исторического развития народа. (6) Государства, как и люди, переживают период своей юности, расцвета, упадка.

А

Б

В

В 6. Установите соответствие между типами избирательных систем и их конкретными признаками.

Признаки

Типы избирательных систем

1)для проведения выборов создается единый общефедеральный округ

А. мажоритарная

2)для прохождения политических партий в парламент устанавливается избирательный порог, определенное количество голосов избирателей

3)голосование проводится по одномандатным округам

Б. пропорциональная

4)победу одерживает кандидат, получивший большинство голосов

2 вариант

Часть 1. (А)

А 1.Специфической чертой политической власти в обществе в отличие от других видов власти является:

а) обращение ко всем гражданам - жителям страны; б) отношение господства и подчинения; в) регулирование поведения людей; г) проявление в обычаях и традициях.

А 2. Какая из названных функций является внешней функцией современного государства? а) обеспечение народовластия гарантированного участия граждан в управлении делами общества; б) организация воспитания подрастающего поколения в духе приверженности демократическим ценностям;

в) обеспечение правопорядка в стране; г) отстаивание государственных интересов на международной арене.

А 3. Для какой из ведущих политических идеологий характерно высказывание: «Государство, страну нельзя рассматривать как чистый лист всякое начертание в анналы истории страны должно опираться на опыт и устои предков»? а) консервативной; б) либеральной; в) социал-демократической;

г) коммунистической.

А 4. Верны следующие суждения о политике?

А. Политика выступает важнейшим регулятором жизни общества.

Б) Везде, где существуют общественные интересы , действуют группы людей, есть своя политика. а) верно только А; б) верно только Б; в) верны оба суждения; г) оба суждения неверны.

А 5. Какое из указанных определений характеризует партию по численному составу? а) легальная; б) парламентская; в) массовая; г) коммунистическая.

А 6. Государственный суверенитет предполагает:

а) политическое доминирование государства на международной арене;

б) право на вмешательство во внутренние дела других государств;

в) подавление государством общественных организаций и движений;

г) независимость и верховенство государственной власти.

А 7. В стране произошли выборы депутатов законодательного собрания. Было избрано 450 депутатов. какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что выборы происходили по смешанной избирательной системе? а) избирательные права имеют все граждане, достигшие 18-летнего возраста; б) голосование проводится на избирательных участках по месту жительства; в) в день голосования было запрещено проводить выборную агитацию; г) половина депутатов избиралась по одномандатным округам, половина - по партийным спискам.

А 8. Сосредоточение полномочий главы государства и главы исполнительной власти характерно для: а) парламентской республики; б) президентской республики; в) смешанной республики; г) конституционной монархии.

А 9. Избирательную систему демократического типа отличает:

а) открытое голосование на выборах; б) предоставление дополнительных голосов наиболее активным гражданам; в) наличие альтернативных кандидатов; г) выдвижение на выборах одного наиболее достойного кандидата.

А 10. Только для пропорциональной избирательной системы характерно:

а) выдвижение кандидатов по одномандатным округам;

б) незначительная роль политических партий в предвыборной борьбе; в) выдвижение кандидатов списком от политических партий; г) правдивое и объективное информирование избирателей о кандидатах и их программах.

А 11. Исключительным признаком правового государства является:

а) реализация принципа народного суверенитета; б) наличие системы законодательства; в) декларирование политических прав; г) развитие средств массовой информации на языках национальных меньшинств.

А 12. Какое из направлений деятельности характерно для политической партии в демократическом обществе? а) разработка народно-хозяйственных планов; б) управление законодательными органами; в) расстановка кадров на государственных должностях; г) разработка политических программ.

А 13. Органы местного самоуправления именуются в законодательстве:

а) земскими; б) муниципальными; в) гласными; г) гражданскими.

А 14. Политическая партия участвовала в выборах по пропорциональной избирательной системе. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что данная партия стала правящей?

а) партия провела своих кандидатов в парламент и сформировала фракцию;

б) партия получила несколько парламентских комитетов под свой контроль;

в) партия получила возможность сформировать правительство и выдвинуть кандидатуру на пост премьер-министра; г) партия получила возможность вести предвыборную агитацию на страницах центральных газет.

А 15. Парламент данной страны формируется из представителей основных политических партий, которые смогли преодолеть десятипроцентный избирательный порог. Подберите из приведенных ниже признаков еще один, характерный для избирательной системы данной страны.

А) депутаты представляют различные социальные группы; б) в стране создается единый избирательный округ; в) в день голосования запрещена агитация на избирательных участках; г) политические партии не играют существенной роли при выдвижении кандидатов.

А 16. В стране А начались политические реформы. Парламент принял закон об отмене порога минимальной явки избирателей на выборах. Службы изучения общественного мнения провели опросы среди населения, поставили вопрос: «Как вы оцениваете отмену минимального порога явки избирателей?» полученные результаты представлены в гистограмме.

Рабочая программа по обществознанию для 9 класса. (по учебнику Богомолова)

Проанализируйте данные опросов. Какова динамика отношения населения к проводимой реформе?

а) большинство граждан не смогли определить свое отношение к реформе;

б) возросло число тех граждан, которые не поддержали отмену порога явки;

в) наблюдается устойчивый рост тех, кто одобрил проводимые мероприятия;

г) количество людей, негативно оценивающих реформу, не изменилось.

Часть 2. (В)

В 1. Ниже приведен ряд терминов. Все из них, за исключением одного, относятся к понятию «правовое государство». Найдите и укажите термин, «выпадающий» из их ряда и относящийся к другому понятию.

Независимость властей, равные права, верховенство закона, цензура, плюрализм, многопартийность.

В 2. В приведенном перечне выделите институты гражданского общества:

а) общество защиты прав потребителей; б) министерство образования;

в) ассоциация педагогов «Демократическая школа»;

в) районный суд; г) объединение жильцов микрорайона; д) управление внутренних дел.

В 3. Установите соответствие между типами государства и иллюстрирующими их признаками.

Признаки

Типы

1)Осуществление власти народом непосредственно и через своих представителей;

А. социальное

2)отделение церкви от государства

Б. правовое

3)разделение и независимость властей

В. светское

4)обеспечение достойных условий жизни и работы граждан

Г. демократическое

В 4. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором ряд слов пропущен. Выберите из предложенного списка слова и вставьте в пропуски буквы, под которыми вписаны нужные слова.

Мажоритарная избирательная ________ (1) - порядок определения результатов ____________ (2), при котором избранным в тот или иной выборный орган по своему избирательному ________ (3)считается __________ (4), набравший предусмотренное большинство голосов. Большинство бывает разным. Политологи различают мажоритарную систему абсолютного и относительного большинства.

А) власть; б) система; в) выборы; г) движение; д) кандидат; е) округ

1

2

3

4

5

6


В 5. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.

1.Накануне вечером прошли завершающие предвыборные дебаты.

2.По итогам интерактивного опроса граждан победу в них одержал кандидат в президенты от оппозиционной партии.

3.Предполаем, что действующему президенту придется серьезно активизировать свою предвыборную компанию в оставшееся до выборов время.

4. Думается, что все мы будем свидетелями ожесточенной политической борьбы в ближайшее время.

Определите, какие положения текста носят:

А. фактический характер;

Б. характер оценочных суждения.

В 6. Установите соответствие между типами избирательных систем и их конкретными признаками.

Признаки

Типы избирательных систем

1)для проведения выборов создается единый общефедеральный округ

А. мажоритарная

2)для прохождения политических партий в парламент устанавливается избирательный порог, определенное количество голосов избирателей

3)голосование проводится по одномандатным округам

Б. пропорциональная

4)победу одерживает кандидат, получивший большинство голосов

Контрольная работа по теме «Духовная сфера».

Часть1.

А 1 Культура, произведения которой рассчитаны на узкий круг знатоков, называется

1) народной 2) массовой 3) национальной 4) элитарной

А 2. Искусство от других форм духовной деятельности отличает

1) влияние на все сферы общественной жизни

2) решение фундаментальных проблем бытия

3) выявление законов человеческой психики

4) образное восприятие окружающего мира

А 3. В ходе социологических опросов 2004 и 2005 гг. респондентам предложили ответить на вопрос: «Удовлетворены ли Вы нынешней системой образования в России?» Были получены следующие результаты:

Варианты ответов

% от числа опрошенных

2004

2005

Определенно да/ скорее да

23

18

Ни да, ни нет

20

22

Скорее нет/ определенно нет

50

50

Затруднились ответить

7

10

Какой вывод можно сделать на основе данных таблицы?

1) Более половины россиян не смогли определить свое отношение к проблеме.

2) Значительно выросло количество россиян, удовлетворенных качеством образования

3) По мнению половины опрошенных, качество образования в России остается неудовлетворительным.

4) Сокращается число россиян, которые не интересуются проблемами отечественного образования

А 4 Произведения, создаваемые анонимными творцами, часто не имеющими профессиональной подготовки, относятся к культуре

1) экранной 2) народной 3) массовой 4) духовной

А 5. Закон РФ «Об образовании» называет следующие ступени образования

1) дошкольное общее образование

2) дошкольное, общее, профессиональное, дополнительное образование

3) дошкольное, начальное, профессиональное, дополнительное образование

4) основное, профессиональное образование

A 6. Реклама является неотъемлемой частью

1) элитарной культуры 2) народной культуры 3) массовой культуры 4) духовной культуры

А 7. Иван учится на первом курсе юридического колледжа. Это означает, что он получает

1) основное образование 2) полное (среднее) образование

3) среднее профессиональное образование 4) высшее профессиональное образование

А 8. Героический эпос, обрядовые танцы и песни относятся к

1) элитарной культуре 2) экранной культуре 3) народной культуре 4) массовой культуре

А 9. К мировым религиям относится

1) христианство 2) синтоизм 3) индуизм 4) конфуцианство

А 10 Продуктом массовой культуры является

1) симфония 2) фольклор 3) балетный спектакль 4) городской роман

Часть 2.

В 1 Завершите фразу

Система взглядов, последовательно отрицающая веру в существование Бога и сверхъестественных сил, -это _______________

В 2. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.

(1) Элитарное или «высокое» искусство сегодня находится в упадке. (2) Упали тиражи литературной классики. (3) Современные композиторы редко создают оперные произведения. (4) Все это самым губительным образом отражается на эстетических вкусах и пристрастиях публики.

Определите , какие положения текста носят

А. фактический характер

Б характер оценочных суждений

Запишите под номером положения букву, обозначающую его характер.

В 3. Установите соответствие между областями культуры и особенностями деятельности в этих областях: к каждой позиции, указанной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ОБЛАСТИ

КУЛЬТУРЫ

1)

стремление к достоверности

А)

наука

2)

обоснованность предположений

Б)

искусство

3)

субъективность

4)

образное отражение реальности

В4. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

« Ученые создали несколько классификаций религий. Самая простая из них объединяет религии в три группы.

Примитивные родоплеменные верования. Они возникли в ___________(1), но со временем не исчезли из сознания людей, а сохранились и живут по сей день вместе с более сложными религиями. От них происходят многочисленные ___________(2)…

Национально-государственные религии, которые составляют основу жизни целых народов и наций.

Мировые религии, т.е. вышедшие за национально-государственные пределы и имеющие огромное число последователей во всем мире. Мировых религий три: христианство, __________(3),______________(4).

Все религии можно также объединить в две большие группы __________(5), т.е. признающие существование единого Бога и ___________(6), признающее множество богов.»

Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пробелов. Слова в списке даны в именительном падеже. Помните, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пробелов.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя словами каждый пробел.

А) монотеизм Б) политеизм В) древность Г) ислам Д) культ Е) буддизм Ж) индуизм З) суеверие

И) конфуцианство К) миф

В 5. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано

(1) Человек, сидящий на скудном «пайке» массовой культуры, существенно обедняет свою духовную жизнь. (2) Массовая культура зародилась почти столетие назад. (3) С тех пор были значительно усовершенствованы технические средства, используемые при ее создании и тиражировании. (4) Однако продукты остались такими же примитивными, оскорбляющими вкус взыскательного читателя и зрителя.

Определите, какие положения текста носят

А) фактический характер

Б) характер оценочных суждений

Запишите под номером положения букву, обозначающую его характер.

В 6. Восполните пробел в приведенной ниже схеме

………………в РФ

Рабочая программа по обществознанию для 9 класса. (по учебнику Богомолова)

дошкольное

профессиональное

общее

дополнительное

В 7. Какие из указанных примеров могут быть отнесены к народной культуре?

1) мюзикл 2) кино 3) пляски 4) анекдоты 5) сказки 6) поговорки 7) законы

В 8. Какие из приведенных примеров могут быть отнесены к массовой культуре?

1) фортепианный концерт 2) философское эссе 3) детективный роман 4) героическая былина

5) эпос 6) телевидение 7) радиотрансляция эстрадного концерта

Часть 3.

С 1 Прочитайте текст и выполните задания к нему.

Образование в обществе.

Образование получило широкое распространение в течение последних двух или трех веков. Почему это происходило так долго?...

Первой из коренных перемен стала демократическая революция. Как видно на примере Французской революции конца XVIII в., она была вызвана растущим стремлением неаристократических классов…участвовать в политических делах. В ответ на это требование были прежде всего расширены возможности получения образования: ведь новые актеры на политической сцене должны представлять «невежественные народные массы». Поэтому в 30-е годы XIX в. Реформаторов образования в США волновала проблема повышения грамотности будущих избирателей, их осведомленность в социальных вопросах и способность принимать разумное решение при голосовании…Идеал общества равных возможностей представляет собой другой аспект демократической революции…Равные социальные возможности стали почти синонимом равных возможностей получения образования…

Важнейшим событием…стала промышленная революция…Развитие промышленности в широких масштабах потребовало расширения системы образования для подготовки квалифицированных работников, которые могли бы выполнять новые, более сложные виды деятельности…В странах, конкурирующих между собой в борьбе за мировой рынок, быстро осознали, что превосходство в промышленном развитии тесно связано с более высоким уровнем образования…

Важная перемена…была связана с развитием самого института образования. Когда социальный институт укрепляет свое положение, его члены обычно образуют группу, объединенную общими законными интересами, и предъявляют требования к обществу - например, относительно поддержания своего престижа или материальной поддержки со стороны государства…(К тому же) американцы всегда были склонны верить: чем выше уровень их образования, тем больше вероятность добиться успеха в жизни.

Н.Смелзер.

1.С какими тремя изменениями в общественной жизни связывает автор становление современной системы образования?

2. В тексте упомянуты или охарактеризованы три задачи, которые было призвано решить образование в XIX - XX вв. Назовите их.

3. Автор характеризует систему образования как социальный институт. Опираясь на знание обществоведческого курса, назовите любые четыре социальных института (помимо института образования). Какие две особенности социальных групп, складывающихся вокруг социальных институтов, он упоминает?

4. В тексте утверждается: американцам свойственно верить в то, что образование повышает шансы человека на «успех в жизни». Какое понятие следует употребить для характеристики движения человека к «успеху в жизни»? С какой функцией образования связаны эти надежды? Приведите термин, известный вам из курса обществознания, и назовите любые два других социальных института, выполняющих данную функцию.

Итоговый тест. Обществознание. 9 класс.

  1. Определите термин или впишите необходимое определение.

    1

    Общечеловеческий моральный принцип, в котором смысл жизни человека связывается с заботой о благе человека, со служением людям, человечное отношение к людям.

    2

    Совесть

    3

    Поведение людей, соответствующее определенным образцам морали и нормам права.

    4

    Мораль

    5

    Государственное регулирование общественных отношений путем установления обязательных для всех норм и правил поведения, за нарушение которых следуют санкции.

    6

    Конституция

    7

    Право любого человека верить во что-либо или не верить вовсе.

    8

    Личность

    9

    Материальная часть мира, отделившаяся от природы, но тесно связанная с ней и выражающаяся в способах взаимодействия людей, способах и формах человеческого общения.

    10

    Человек

    11

    Независимость государства во внешней и внутренней политике.

    12

    «Золотое правило морали»


  2. Заполните таблицу

    Формы государственного устройства

    Формы правления

    Политические режимы

    1.________________________

    2.________________________

    3.________________________

    4. ________________________

    1.

    А)____________________

    Б)____________________

    2.

    А)_____________________

    Б)_____________________

    1.________________________

    2.________________________

    3.________________________

  3. Приведите по 3 примера различных прав человека и впишите их в таблицу

    Гражданские (личные) права

    Культурные права

    Политические права

    Социально- экономические права

  4. Перечислите условия заключения брака

  5. Что такое государство?

  6. Разнесите в соответствующие нижеприведенные группы, следующие роли гражданина:

1.автор коллективного обращения сослуживцев к министру; 2.учащийся;3. отец семейства;

4.представитель налоговой службы; 5.член союза писателей;6.руководитель коммерческой организации; 7.член политической партии; 8.организатор демонстрации; 9.друг; 8.одноклассник;

9.избиратель; 10. сын; 11.церковнослужитель.

Роли члена политического общества

Роли члена гражданского общества


  1. Приведите в соответствие права человека и их гарантии

1. Право на неприкосновенность жизни А) Соблюдение тайны телеграфных переговоров

2.Право на свободу мысли Б) Введение в ряде негосударственных школ религиозного обучения

3.Право на свободу совести В) Отмена цензуры материалов средств массовой информации.

1

2

3

8. В Законе «Об образовании» среди принципов государственной политики в области образования указаны: светский характер образования в государственных школах, свобода и разновариантность образования. Что может свидетельствовать о нарушении этих принципов? Выберите из перечисленного:

А) преподавание в школе курса «Религиоведение»;

Б) высказывание учителем собственной точки зрения по какому - либо спорному вопросу;

В) введение единых минимальных требований к уровню знаний учащихся;

Г) преподавание «Закона Божия» как обязательного предмета;

Д) наличие единого учебника по предмету;

Е) замалчивание в учебниках существования других теорий и взглядов по ключевым вопросам курса.

9. Приведите основные правила межличностного общения

10. Некий журналист, выполняя задание редакции, написал статью. В которой подробно информировал читателей о частной жизни одного из известных актеров. Правомерно ли поведение журналиста?

Какими сведениями Вы должны располагать, прежде чем ответить на этот вопрос?


Итоговый тест. Обществознание. 9 класс.

1. Государство осуществляет:

1) политическую власть 2) межпартийную власть 3) публичную власть 4) власть родителей над детьми

2. Демократия - это:

1) народовластие 2) тоталитарный режим 3) авторитарный режим 4) суверенное государство

3. Решите задачу.

«Сторож спал на посту, что позволило ворам похитить ценное имущество. Какой вид правонарушения совершил сторож?»

1) административный проступок 2) преступление 3) дисциплинарный проступок 4) гражданский проступок

4. Всеобщая декларация прав человека является:

1) юридически обязательным документом

2) международным документом, обязательным для исполнения государствами

3) резолюцией, имеющей характер рекомендации

4) Пактом о политических и гражданских правах

5. Международные документы, содержащие правовые нормы в период военных вооруженных конфликтов, называются:

1) военным правом 2) гуманитарным правом 3) защитным правом 4) уголовным правом

6. Свобода совести подразумевает:

1) выбор, навязываемый государством 2) выбор, основанный на мнении родственников

3) свободный выбор веры без вмешательства государством

4) право обманывать в случае необходимости

7. Под понятием «личность» подразумевают:

1) биосоциальное существо, обладающее мышлением и речью, способностью создавать орудия труда и пользоваться ими в процессе производства 2) социальный образ человека

3) отдельный живой организм 4) индивид

8. Общечеловеческие ценности, являющиеся опорными критериями при принятии личностью жизненно важных решений:

1) истина и вера 2) свобода и честь 3) стыд и правда 4) красиво и некрасиво

9. Какое правонарушение является наиболее опасным?

1) административное 2) дисциплинарное 3) гражданско - правовое 4) уголовное

10. Ребенком согласно Конвенции о правах ребенка признается человеческое дитя до:

1) достижения 18 лет 2) начала трудовой деятельности

3) достижения 20 лет 4) вступления в брак

11. Свобода состоит в праве человека делать то, что:

1) не вредит другому человеку 2) способствует развитию его бизнеса

3) ограничивает произвол властей 4) обеспечивает его безопасность

12. Органы местного самоуправления

1)самостоятельно управляют муниципальной собственностью, устанавливают местные налоги

2)обеспечивают проведение в РФ единой финансовой политики

3) обеспечивают проведение в РФ единой государственной политики в области образования

4)принимают меры по охране государственных границ и суверенитета

13. Основополагающим принципом Конституции РФ является принцип

1)свободного выхода республик из состава РФ 2) государственной целостности

3) невозможности создания новых административных образований

4) недопустимости объединения регионов

14. Что из перечисленного относится к отраслям права?

1)гражданское право 2)частное право 3) публичное право 4)политическое право

15. Укажи признак, отличающий правовое государство от неправового

1) наличие профессионального аппарата управления 2) верховенство закона

3) наличие законодательного органа 4) суверенность

16. Примером объединения, действующего в гражданском обществе, является

1) милиция 2) нотариальная контора 3) союз промышленников 4) ЗАГС

17. Решите задачу. Бабушка подарила десятилетнему внуку квартиру. Каким правом не обладает ребенок? 1) обладать 2) пользоваться 3) распоряжаться 4) отказаться от наследства

18. Нарушение норм международного гуманитарного права называется:

1) преступлением против человечества 2) военным преступлением

3) отягощающим преступлением 4) уголовным преступлением

19. Сопоставьте понятия и их определения:

1) право 2) правовое государство 3) гражданин 4) гражданство 5) закон

а) государство, задачей которого является защита прав и свобод человека, его жизни и благосостояния; б) лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующегося его защитой и наделенное совокупностью прав и обязанностей;

в) нормативный акт, обладающий высшей юридической силой, регулирующий наиболее важные общественные отношения и принимаемый высшим представительным органом страны или непосредственно народом; г) совокупность устанавливаемых государственной властью норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе; д) правовое положение гражданина.

1

2

3

4

5


20. Установите соответствие между характерной чертой нормы и ее видом.

1) устанавливается государством 2) представляет собой совокупность одобряемых обществом правил 3) появляются задолго до возникновения государства 4) имеют общеобязательный характер

А. мораль Б. право

А

Б

21. Установите соответствие между разновидностями прав и конкретными правами человека.

1) право принимать участие в управлении своей страной

2) право на отдых, включая право на оплачиваемый отпуск

3) право на свободу мирных демонстраций и собраний

4) никто не может быть подвергнут произвольному аресту, задержанию или изгнанию

5) право на свободу убеждений и на свободное их выражение

6) никто не может подвергаться произвольному вмешательству в его личную жизнь

а) гражданские права б) социальные права в) политические права

а

б

в

22. Найдите в приведенном ниже списке задачи Конституции РФ и обозначьте соответствующие цифры.

1) закрепить союз российских республик

2) закрепить и гарантировать фундаментальные права человека

3) упорядочить государственную власть

4) установить главенствующую роль партии, имеющей парламентское большинство

5) утвердить правосудие

23. Найдите в приведенном списке права, которые одинаково защищаются нормами гуманитарного права и нормами Всеобщей декларации прав человека.

1) никто не должен содержаться в рабстве или в подневольном состоянии

2) никто не может быть подвергнут произвольному аресту, задержанию или изгнанию

3) каждый человек имеет право владеть имуществом как единолично, так и совместно с другими

4) никто не должен подвергаться пыткам или жестоким, бесчеловечным или унижающим его достоинство обращению или наказанию

5) каждый человек имеет право свободно передвигаться и выбирать себе местожительство в пределах каждого государства

24. В предложенном списке найдите неимущественные отношения между супругами.

1) Выбор фамилии супруга после вступления в брак

2) отношения собственности

3) решение внутрисемейных вопросов

4) совместное воспитание детей

5) алиментные отношения

6) право на расторжение брака

25. Верны ли следующие суждения о разделении властей?

А. Для того, чтобы государство хорошо защищало права граждан необходимы три сильные и самостоятельные ветви власти.

Б. Принцип разделения властей не является обязательным для демократического государства.

1) верно только А; 2) верно только Б; 3) оба суждения верны; 4) оба суждения неверны

26. Верны ли следующие суждения об идеях гуманистов?

А. По мнению гуманистов одной из главных задач государства является обеспечение прав человека на свободу, собственность, безопасность и сопротивление угнетению.

Б. Гуманисты утверждают, что для защиты естественных прав человека правительство должно наводить порядок в стране «железной рукой».

1) верно только А; 2) верно только Б; 3) оба суждения верны; 4) оба суждения неверны

27. Верны ли следующие суждения о социальной политике государства?

А. Одним из основных направлений социальной политики государства является поддержка семьи, материнства и детства.

Б. Одним из основных направлений социальной политики государства является установление системы налогообложения.

1) верно только А; 2) верно только Б; 3) оба суждения верны; 4) оба суждения неверны

28.Соотнесите даты и события:

1) 1976 2) 1787 3) 1789

а) Декларация прав человека и гражданина б) американская Декларация независимости

в) Конституция США

1

2

3

29. Какое слово пропущено в следующей фразе?

«Партии, несогласные с политикой, проводимой правящей партией, критикуют ее, находясь к ней в _____________________________».

30. Соотнесите понятия и их определения

1) частное право 2) гражданское право 3) публичное право

а) совокупность законов и других нормативных актов, касающихся всех сторон частной жизни

б) совокупность норм, регулирующих политические и государственно- общественные отношения

в) совокупность норм, регулирующих имущественные и личностные неимущественные отношения

1

2

3


Итоговый тест по обществознанию в 9 классе.

Итоговая контрольная работа по обществознанию составлена на основании программы по обществознанию автор Л.Н. Боголюбов. При составлении теста использованы: учебное пособие «Введение в обществознание» для 8-9 классов автор Л.Н. Боголюбов; «Тесты по обществознанию для 5-11 классов», М. 2005; рабочая тетрадь по курсу; материалы для подготовки к ЕГЭ.



© 2010-2022