Методический материал для уроков обществознания Конструктор интерактивного урока

Раздел Обществознание
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Актуальность опыта и анализ исходного состояния проблемы

Если ученик в школе не научился сам ничего творить,

то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать

Л.Н. Толстой

Основной задачей образования сегодня становится создание условий развития школьника, которые обеспечат в будущем его готовность жить и успешно действовать в обществе. В связи с этим на уроках должны применяться различные приемы и методы обучения, в процессе которых ребенок принимает самостоятельные решения при наличии нескольких альтернатив, критически мыслит и вырабатывает свои собственные позиции. Реализовать данную задачу возможно с помощью интерактивного обучения, в результате которого все ребята класса оказываются вовлеченными в познавательную деятельность. На уроке создаются условия, при которых ученик чувствует себя успешным, интеллектуально состоятельным, а сам урок становится продуктивным.

Идея интерактивного обучения не нова. В середине XX в. над этой идеей работали зарубежные психологи Курт Левин, Девид Колб, в отечественной педагогике - Ирина Алексеевна Зимняя, доктор психологических наук, профессор. Сегодня в отечественной педагогике над интерактивным обучением работают Калмыкова Елена Владимировна, к. фил. н., методист отдела инновационной работы и экспериментальной деятельности ТОИПКРО, Газизова Гульнар Мунавировна, преподаватель Башкирского педагогического университета.

Исследования дают представление об актуальности и необходимости интерактивного обучения, однако практической направленностью в полной мере не обладают, т.к. не конкретизируют общие положения.

Кроме того, понимая важность и необходимость интерактивного обучения, учителя отказываются от него из-за трудоемкого процесса подготовки к такому уроку, сложности точного планирования результатов урока.

Именно поэтому целью моей работы является создание организационно-педагогических условий оптимизации учебно-познавательной деятельности обучающихся в режиме интерактивного урока по предмету «Обществознание».

Достичь данной цели можно, решив следующие задачи:

  1. Отобрать и систематизировать интерактивные методы и приемы обучения в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и с этапами урока.

  2. Показать эффективность применения интерактивных методов и приемов обучения.

  3. Обозначить темы рабочей программы по курсу обществознания для использования в интерактивном режиме обучения.

Сущность опыта или предлагаемой инновационной составляющей опыта

Интерактивное обучение (схема 3). Интерактивный («Inter» - это взаимный, «act» - действовать) означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. Многие между активными и интерактивными методами ставят знак равенства, однако, несмотря на общность, они имеют различия. В отличие от активных методов интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения. Место учителя в интерактивных уроках сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока. Учитель также разрабатывает план урока (обычно это интерактивные упражнения и задания, в ходе выполнения которых ученик изучает материал). Выполняя их, ученики не только и не столько закрепляют уже изученный материал, сколько изучают новый. В этом случае информационные потоки проникают в сознание, вызывают его активную деятельность и порождают обратный информационный поток, от ученика к учителю. Информационные потоки, таким образом, или чередуются по направлению, или имеют двусторонний (встречный) характер: один поток исходит от учителя, другой - от ученика. Задача учителя - создать условия для инициативы обучающихся. В интерактивном обучении учащиеся выступают полноправными участниками, их опыт важен не менее чем опыт учителя, который не столько даёт готовые знания, сколько побуждает учащихся к самостоятельному поиску. Учитель выступает в интерактивных уроках в нескольких основных ролях. В каждой из них он организует взаимодействие участников с той или иной областью информационной среды. В роли информатора-эксперта учитель излагает текстовый материал, демонстрирует видеоряд, отвечает на вопросы участников, отслеживает результаты процесса и т.д. В роли организатора-фасилитатора (фасилитация - поддержка, облегчение) он налаживает взаимодействие учащихся с социальным и физическим окружением (разбивает на подгруппы, побуждает их самостоятельно собирать данные, координирует выполнение заданий, подготовку мини-презентаций и т.д.). В роли консультанта учитель обращается к опыту участников, помогает искать решения уже поставленных задач, самостоятельно ставить новые и т.д. Методический материал для уроков обществознания Конструктор интерактивного урокаМетодический материал для уроков обществознания Конструктор интерактивного урокаМетодический материал для уроков обществознания Конструктор интерактивного урока

Главное достоинство интерактивного обучения в том, что информация усваивается не в пассивном режиме, а в активном, с использованием проблемных ситуаций. При наличии обратной связи отправитель и получатель информации меняются коммуникативными ролями. Изначальный получатель становится отправителем и проходит через все этапы процесса обмена информацией для передачи своего отклика начальному отправителю. Обратная связь может способствовать значительному повышению эффективности обмена информацией (учебной, воспитательной, управленческой). Двусторонний обмен информацией хотя и протекает медленнее, но более точен и повышает уверенность в правильности интерпретации сообщений. Обратная связь увеличивает шансы на эффективный обмен информацией.

Таким образом, интерактивное обучение - это диалоговое обучение, в ходе которого все ученики оказываются не только вовлеченными в процесс познания, но они имеют возможность понимать и рефлексировать. Принципиальным отличием интерактивного обучения является не только и не столько закрепление уже изученного, а изучение нового. (11, с. 236)

Интерактивный урок может быть реализован разными приемами и методами или их комбинацией. Я попыталась свести их в своеобразную конструкцию - таблицу. Даже если все эти приемы знаешь, их трудно удержать в памяти. Конструкция позволяет мне быстро найти и вспомнить необходимые методы и приемы работы при подготовке к уроку. Некоторые клетки таблицы остаются пустыми, что нацеливает меня на дальнейший поиск.

Распределение методов и приемов для основной и средней (полной) школы в конструкторе не означает, что методы и приемы, используемые, к примеру, в 7-9 классах, невозможно применять в старших классах. Все зависит от уровня подготовленности класса, от умения работать в интерактивном режиме. Универсальным методом в этой связи является «Мозговой штурм». Он хорошо работает и в основной, и в средней (полной) школе.

Данный конструктор позволяет оптимизировать подготовку к уроку обществознания. Он позволяет рациональнее использовать интерактивные методы и приемы на каждом этапе урока, конкретизирует цели каждого этапа учебной деятельности. В свою очередь, все это позволяет организовать системный подход к уроку.


Таблица «Конструктор» интерактивного урока»

Этапы урока

Интерактивные методы и приемы работы

1. Мотивация и объявление новой темы

Прием «Шкала мнений»

Прием «От-

сроченная отгадка»

Метод заданных альтернатив

Прием «Отсроченная отгадка»

Прием «Постановка проблемы»

2. Закрепление (повторение) пройденного

Метод проективных техник

Игра «Три направления»

Прием «Змейка»

Прием терминологических моделей

Прием «Фронтальный опрос»

Прием «Проблемный диалог»

3. Изучение нового материала

Учебные игры (или метод деловой игры)

Метод проекта

Метод проекта

Кейс-метод

Метод дискуссии:

Круглый стол

Заседание экспертной группы

Техника «Аквариум»

Прием «Работа с казусами»

Метод «Мозговой штурм»

Творческие задания с их обсуждением

Метод «Мозаика»

Метод «Эвристическая беседа»

4. Оценивание

Прием «Набор баллов»

Прием «Райтинг»

Метод коллективного оценивания

Метод командного оценивания

5. Подведение итогов урока

Прием «Шкала мнений»

Прием «Отсро

ченная отгадка»

Прием «Дебри-

финг»

Прием «ПОПС-формула»

Прием «Резюме»

Дебрифинг, рефлексия

Прием «Синквейн»

Для среднего звена

Для старшего звена

Как же работает конструктор? В своей рабочей программе я выделила курсивом темы, которые более всего подходят для интерактивного режима обучения. И если, скажем, в 7 классе мы подходим к изучению темы «Межличностные отношения в малой группе», я открываю данную таблицу и, исходя из целей урока, в левой части таблицы нахожу те методы и приемы, которые помогут мне раскрыть и конкретизировать рассматриваемые понятия.

Конструктор позволяет мне быстрее готовиться к интерактивному уроку, чаще их проводить (в старших классах это не менее 30-40 уроков в учебный год), а значит, и активизировать обучающихся, вовлечь их в совместную деятельность на уроке, а, следовательно, развивать необходимый ряд умений, который проверяется в ЕГЭ по обществознанию.

Кроме того, рациональное использование приемов и методов интерактивного обучения, способствует развитию коммуникативной компетентности у обучающихся, нацеленности на сотрудничество, умению грамотно выстраивать речь. Данные показатели говорят прежде всего об эффективности конструктора.

Сотрудничество, т.е. способность ребёнка принимать участие в общем деле, является частью коммуникативных умений, вырабатываемых в интерактивных уроках. Совместная деятельность связана с распределением функций между её участниками и предполагает умение ученика как подчиняться обстоятельствам, считаться с мнением других, в чём-то ограничивать себя, так и проявлять инициативу, совершенствовать общее дело.

Кроме того, интерактивное обучение, системно реализуемое благодаря конструктору на уроках обществознания, способствует развитию у обучающихся универсальных учебных действий: не только коммуникативных, но и познавательных, личностных, регулятивных.

Необходимые условия внедрения педагогического опыта

Конструктор интерактивного урока можно признать универсальным, т.к. он подходит не только для уроков обществознания, истории, но и любых других гуманитарных и социальных дисциплин. Главное определиться заранее с темами рабочих программ для преподавания в интерактивном режиме. Так, на мой взгляд, в 10 классе (программа и учебник Боголюбова) наиболее подходящими для работы в интерактивном режиме подходят следующие темы:

  1. Естественно-научные и социально- гуманитарные знания.

  2. Взгляды на общество и человека в индустриальную эпоху.

  3. Социально-философская мысль XX века.

  4. Философские искания XIX-XX вв. в России.

  5. Основные профессии социально-гуманитарного профиля.

  6. Происхождение человека и становление общества.

  7. Сферы общественной жизни как подсистемы общества.

  8. Типология обществ.

  9. Участники исторического процесса.

  10. Участники исторического процесса.

  11. Деятельность людей и ее многообразие.

  12. Деятельность в сфере духовной культуры.

  13. Политическая деятельность.

  14. Проблема познаваемости мира.

  15. Многообразие путей познания мира.

  16. Современные проблемы социальных и гуманитарных наук.

  17. Самопознание и развитие личности.

  18. Периодизация развития личности.

  19. Направленность личности.

  20. Общение в юношеском возрасте.

  21. Межличностные отношения в группах.

  22. Лидерство.

  23. Воспитание в семье.

  24. Неформальные молодежные группы.

  25. Конфликт в межличностных отношениях.

  26. Особенности и закономерности возникновения права.

  27. Действие норм права во времени, в пространстве и по кругу лиц.

  28. Правонарушения и их характеристика.

  29. Юридическая ответственность.

  30. Правовые системы современности.

  31. Теории происхождения государства.

  32. Гражданство как правовая категория.

  33. Правовой статус человека в демократическом правовом государстве.

  34. Избирательные системы и их виды.

  35. Правоохранительные органы Российской Федерации.

Литература

  1. Аминов, А.М. Проектная деятельность в гражданско-правовом образовании учащихся /А. Аминов// Преподавание истории и обществознания в школе.-2005.-№ 2.-С. 28-22.

  2. Вяземский, Е.Е., Стрелова, О.Ю. Теория и методика преподавания истории: учебник для вузов./ Е.Е. Вяземский, О.Ю. Стрелова. - М.: Владос, - 2003.

  3. Газизова, Г. М. Использование методов интерактивного обучения как фактор успешного овладения студентами профессиональными компетенциями/ Г.М. Газизова // Труды МЭЛИ: электронный журнал. -2008. -№7.- С8.

  4. Гин, А. А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя / А. А. Гин. -М.: ВИТА-ПРЕСС,- 2009.

  5. Гречко, П.К. «Обществознание - каким бы хотелось его видеть»/ П.К. Гречко // Обществознание в школе.-2000.-№ 3. С. 42-46.

  6. Зимняя, И.А. Педагогическая психология/ И.А. Зимняя. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.

  7. Игровые технологии обучения в начальной школе: практическое пособие / авт.-сост. Е. В. Калмыкова. - М.: АРКТИ, 2007.

  8. Калмыкова, Е.В. Игровые технологии обучения в начальной школе/ Е.В. Калмыкова. - М.:Генезис, 2007.

  9. Коваленко, Н.С., Комаров, К.В. и др. Дискуссии на уроках обществознания и граждановедения/ Н.С. Коваленко // Обществознание в школе.-2000.-№ 2.

  10. Козлова, А.А. Использование игровых форм на уроках права/ А.А. Козлова // Преподавание истории и обществознания в школе.-2004.-№ 5.

  11. Менеджмент качества и инновации в образовании: региональный аспект: коллективная монография. В 2т. / О. В. Власова, Л. В. Хасбутдинова [ и др.]; под общ. ред. С. Н. Бабурина, Ю.Н. Клещевского. - М. : Изд-во РГТЭУ, 2010. -Т.2. - С. 221-241.

  12. Общая методика преподавания обществознания в школе / Л. Н. Боголюбов, Л. Ф. Иванова, А. Ю. Лазебникова и др.; под ред. Л. Н. Боголюбова. - М. : Дрофа, 2008. -606 с.

  13. Обществознание.10-11 класс. Уроки учительского мастерства / cост. Т.А. Корнеева. - Волгоград, 2006.

  14. Основы правовых знаний. 8-11 классы. Интерактивные методы преподавания права: конспекты уроков/ авт.-сост. Е. А. Мавлютова. - Волгоград: Учитель, 2009.- 190с.

  15. Певцова, Е.А. Об особенностях преподавания обществознания в старшей школе/ Е. А. Певцова // Поурочные методические разработки к учебнику А.И. Кравченко «Обществознание. 10 класс».- М.:ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2005. - С.6-12.

  16. Поташник, М. М. Требования к современному уроку. Методическое пособие /М.М. Поташник.-М.:Центр педагогического образования, 2011.- 272с.

  17. Соболева, О.Б. Педагогические риски обучения обществознанию на основе использования личного социального опыта учащихся/ О.Б. Соболева // Преподавание истории и обществознания в школе.-2005.-№ 6.

  18. Стрельникова, Т. Д. Обучение с помощью кейс - технологий (Текст) / Т. Д. Стрельникова // Справочник заместителя директора школы. - 2009. -№4.- С. 59-71.

  19. Сурмин Ю. П. Что такое кейс-метод? Взгляд теоретика и практика.- casemethod.ru

  20. Фалькович, Т.А., Шупина, Т.И. По законам добра: Изучаем Конституцию Российской Федерации/ Т.А. Фалькович, Т.И. Шупина. - М.,2006.

  21. Формирование мотивации учения: Кн. для учителя/ А. К. Маркова, Т. А. Матис, А. Б. Орлов. - М.:Просвещение, 1990.-С.89-121.

  22. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя/ А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.; под ред. А. Г. Асмолова. -М.:Просвещение, 2010.-С.56-85.



© 2010-2022