Тест 1 на тему Политика

Раздел Обществознание
Класс 9 класс
Тип Тесты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тест 1 Обществознание. Подготовка к ГИА. «Политика». Итоговое тестирование.


1. Верны ли следующие суждения о политике?

А. Политика - это деятельность в сфере отношений между большими социальными группами и государством, когда решается вопрос о власти.

Б. Политика - это участие в делах государства, определение формы, задач, содержания деятельности государства.

1. верно только А. 2. верно только Б 3. верны оба суждения 4. оба суждения не верны

2. В государство X практически полностью отсутствуют политические свободы, плюрализм в политической, экономической, идеологической сферах, связь между гражданами и властью. Какой политический режим существует в государстве X?

1. авторитарный 2. Тоталитарный 3. Демократический 4. теократический

3. Влияние на основе закона или традиции, то есть нефизическое воздействие, оказываемое на других людей в рамках закона или обычая, это

1. политика 2. форма правления 3. политический режим 4. власть

4. Установите соответствие между типами политических режимов и их чертами.

Типы политических режимов.

А. Демократический

Б. Авторитарный

В.Тоталитарный

1. оппозиция допускается, но находится под строгим контролем

2. правовое государство 3. полный контроль государства за всеми и каждым

4. подавление любой оппозиции 5. равенство всех перед законом

6. насаждение единой идеологии

5. В государстве X существует парламент, осуществляющий законодательную деятельность, Кабинет министров, выполняющий решения главы государства и парламента, а также Верховный суд, ведающий системой судопроизводства. В государстве X существует

1. многовластие 2. Двоевластие 3. разделение властей

4. авторитарная власть главы государства

6. Установите соответствие между фактом политической жизни и видом демократии.

Виды: А. Прямая демократия

Б. Представительская демократия

1. референдум о принятии проекта Конституции

2. участи в выборах в парламент

3. выборы главы политической партии

4. делегирование представителя от инициативной группы на заседание муниципального собрания

7. В государстве X правительство формирует президент. При этом существует парламент, который должен утвердить состав правительства, предложенный президентом. Какая форма правления представлена в государстве X?

1. конституционная монархия 2. парламентская республика

3. абсолютная монархия 4. президентская республика

8. Верны ли следующие суждения о государстве?

А. Государство возникло для защиты от нападения внешних врагов.

Б. Формирование государства происходило по экономическим причинам.

1. верно только А. 2. верно только Б 3. верны оба суждения 4. оба суждения не верны

9. В приведённом списке указаны черты сходства и отличия понятий страна и государство. Выпишите черты сходства и отличия.

1. территория с определёнными границами 2. имеет определённый тип режима власти

3. наличие государственного суверенитета 4. имеет органы и структуру управления

10. Установите соответствие между функциями государства и их видами.

Виды функций государства А. Внешние

Б. Внутренние

Функции государства

1. защита существующей экономической системы

2. охрана общественного порядка

3. обеспечение нормальных отношений с соседними государствами

4. обеспечение неприкосновенности границ государства

11. В приведённом списке указаны черты сходства и отличия абсолютной и ограниченной монархии. Выберите и запишите черты сходства и отличия.

1. монарх передаёт свою власть по наследству 2. монарх вынужден считаться с мнением парламента

3. власть монарха священна 4. это форма правления

12. Верховенство государственной власти внутри страны и её независимость во взаимоотношениях с другими государствами - это

1. авторитет 2. Суверенитет 3. Иммунитет 4. нейтралитет

13. Верны ли следующие суждения об основных формах участия граждан в политической жизни?

А. К основным формам участия граждан в политической жизни относится на их обращения и письма к власти.

Б. К основным формам участия граждан в политической жизни относятся митинги, демонстрации, шествия.

1. верно только А. 2. верно только Б 3. верны оба суждения 4. оба суждения не верны

14. Верны ли следующие суждения о политической системе?

А. Политическая система включает государство, политические партии, профсоюзы, и общественные организации.

Б. Ведущую роль в политическом развитии современного общества играет церковь.

1. верно только А. 2. верно только Б 3. верны оба суждения 4. оба суждения не верны

15. К отличительным признакам государства не относится

1. единая система ценностей 2. единая система управления

3. единая система законов 4. единая территория

16. К функциям политики не относится

1. внедрение различных моделей поведения в обществе

2. выполнение задач, связанных с управлением и руководством жизнью общества

3. обеспечение формирования политической культуры

4. мобилизация людей на решение важных для общества задач

17. Содружество Независимых Государств является примером

1. неформального общения на уровне министров и президентов 2. унитарного государства

3. конфедерации 4. федерации

18. Гражданин - это тот, кто

1. живёт в стране не менее пяти лет 2. обладает собственностью в стране проживания

3. наделён определёнными правами и обязанностями и вправе поступать в соответствии с ними

4. пользуется уважением окружающих

19. Верны ли следующие суждения о многопартийности?

А. Многопартийность представляет собой деятельность в стране нескольких политических партий, конкурирующих в борьбе за голоса избирателей.

Б. Многопартийность формируется в странах с тоталитарным политическим режимом.

1. верно только А. 2. верно только Б 3. верны оба суждения 4. оба суждения не верны

20. Верны ли следующие суждения о выборах?

А. выборы являются действием органов государственной власти по назначению кандидатов на выборные должности.

Б. Выборы представляют собой закрепление путём голосования заранее определённых сотрудников исполнительной власти.

1. верно только А. 2. верно только Б 3. верны оба суждения 4. оба суждения не верны

21. В большинстве стран членам парламента запрещено занимать ответственные должности в правительственных организациях. В этом проявляется

1. обеспечение равноправия граждан 2. демократический принцип устройства

3. гарантия законности 4. принцип разделения властей

22. Укажите правильную последовательность стадий процесса выборов.

1. предвыборная агитация 2. назначение сроков выборов

3. голосование и подведение итогов выборов 4. выдвижение и регистрация кандидатов

5. регистрация и учёт избирателей

23. Верны ли следующие суждения о многопартийности?

А. Многопартийность создаёт преимущества для одной партии, являющейся правящей.

Б. многопартийность способствует выдвижению альтернативных вариантов развития страны.

1. верно только А. 2. верно только Б 3. верны оба суждения 4. оба суждения не верны

24. Что является признаком любого государства?

1. взимание налогов и сборов 2. демократический режим

3. разделение властей 4. федеративное устройство

25. Верны ли следующие суждения о целях политических реформ в современной России?

А. Целью политических реформ в современной России является укрепление вертикали государственной власти.

Б. Целью политических реформ в современной России является достижение политической стабильности в обществе.

1. верно только А. 2. верно только Б 3. верны оба суждения 4. оба суждения не верны

26. Парламент страны формируется из представителей политических партий, преодолевших 5%-ный заградительный барьер. Укажите ещё один признак из приведённых ниже, характерный для избирательной системы данного типа.

1. избиратели голосуют за личность кандидата

2. распределение мандатов будет зависеть от количества голосов, полученных партией на выборах

3. депутаты представляют интересы определённых слоёв населения

4. парламент страны - представительный и законодательный орган государственной власти

27. Государственную власть осуществляет

1. директор школы 2. Председатель Правительства

3. Председатель Центробанка 4. лидер оппозиционной партии

28. Верны ли следующие суждения о политических партиях?

А. Политическая партия объединяет сторонников одной политической программы.

Б. Политические партии предлагают решения социально-экономических проблем общества.

1. верно только А. 2. верно только Б 3. верны оба суждения 4. оба суждения не верны

29. Верховная власть в государстве является пожизненной. Глава государства - Папа Римский - одновременно является главой католической церкви. О какой форме правления идёт речь?

1. монархия 2. Теократия 3. Республика 4. автократия

30. Внутреннее строение государственного аппарата, порядок взаимоотношений различных органов власти называется

1. функциями государства 2. компетенцией государственного аппарата

3. структурой государственного аппарата 4. полномочиями государственного аппарата

31. В избирательном округе выставлены два списка кандидатов от двух партий. Мандаты между партиями распределялись в соответствие с количеством полученных голосов. По какой избирательной системе проходили выборы в данном округе?

1. мажоритарной 2. Пропорциональной 3. Смешанной 4. одномандатной

32. В отличие от государства, политическая партия

1. определяет внешнюю политику 2. выражает интересы общества в целом

3. борется за получение политической власти 4. разрабатывает политические документы

33. Верны ли следующие суждения о государственном суверенитете?

А. Государственный суверенитет не является основным признаком государства.

Б. Ничем не ограниченного государственного суверенитета реально нет и не может быть.

1. верно только А. 2. верно только Б 3. верны оба суждения 4. оба суждения не верны

34. Власть - это

1. лица, облачённые правительственными и административными полномочиями

2. право и возможность распоряжаться, подчинять своей воле людей

3. политическое господство, государственное управление и его орган

4. всё перечисленное

35. Укажите правильную последовательность стадий развития политического движения.

1. пропаганда взглядов движения среди населения

2. оформление политического движения в партию 3. зарождение идей движения

4. рост числа сторонников движения 5. выработка общих взглядов движения

36. Верны ли следующие суждения о государстве?

А. Государство - наиболее важная составляющая политической системы.

Б. Государство возникло одновременно с обществом.

1. верно только А. 2. верно только Б 3. верны оба суждения 4. оба суждения не верны

37. Организация «Парни в трико» в своей программе указала, что её целью является завоевание власти. Данная организация - это

1. политическое движение 2. политическая партия

3. политический дискуссионный клуб 4. неформальная группа молодёжи

38. Верны ли следующие суждения, выносимые на референдум?

А. На референдуме может рассматриваться вопрос о пересмотре действующего закона.

Б. На референдуме может рассматриваться вопрос о принятии Конституции.

1. верно только А. 2. верно только Б 3. верны оба суждения 4. оба суждения не верны

39. Укажите две основные формы правления

1. федерация, конфедерация 2. монархия, республика

3. демократия, аристократия 4. тоталитаризм, авторитаризм

40. Государство X обладает единой законодательной, исполнительной и судебной властью, издаёт законы действующие на его территории. В каждой администранивно-территориальной единице страны действуют также и свои властные органы, конституции и законы. Укажите форму государственно-территориального устройства государства X.

1. унитарное государство 2. правовое государство 3. Конфедерация 4. федерация

















«Го­су­дар­ст­во - до­сто­я­ние на­ро­да»

Са­мо сло­во «де­мо­кра­тия» бук­валь­но пе­ре­во­дит­ся с древ­не­гре­че­с­ко­го как «на­ро­до­вла­с­тие». Глав­ным, су­ще­ст­вен­ным при­зна­ком де­мо­кра­тии яв­ля­ет­ся при­зна­ние во­ли на­ро­да в ка­че­ст­ве ис­точ­ни­ка вла­с­ти. Про­воз­гла­ша­ет­ся и обес­пе­чи­ва­ет­ся пра­во на­ро­да на уча­с­тие в раз­ре­ше­нии го­су­дар­ст­вен­ных дел. Че­ло­век, его пра­ва и сво­бо­ды ста­вят­ся в де­мо­кра­ти­чес­ком об­ще­ст­ве во гла­ву уг­ла. Вспом­ним в свя­зи с этим ла­тин­ские по­сло­ви­цы: «Го­су­дар­ст­во - до­сто­я­ние на­ро­да», «Глас на­ро­да - глас бо­жий».

Де­мо­кра­ти­че­с­кий ре­жим пред­по­ла­га­ет мно­го­об­ра­зие во всех сфе­рах жиз­ни об­ще­ст­ва, на­чи­ная с со­су­ще­ст­во­ва­ния раз­лич­ных форм соб­ст­вен­но­с­ти в эко­но­ми­че­с­кой сфе­ре и плю­ра­лиз­ма в по­ли­ти­ке (на­ли­чия раз­лич­ных дви­же­ний, пар­тий, иде­о­ло­гий) и за­кан­чи­вая мно­же­ст­вен­но­с­тью ху­до­же­ст­вен­ных форм в те­а­т­раль­ном ис­кус­ст­ве, ли­те­ра­ту­ре, жи­во­пи­си и т. д.

Пред­ста­ви­тель­ные ор­га­ны го­су­дар­ст­вен­ной вла­с­ти из­би­ра­ют­ся на ос­но­ве все­об­щих, рав­ных, пря­мых вы­бо­ров при тай­ном го­ло­со­ва­нии. Вы­бо­ры яв­ля­ют­ся сво­е­об­раз­ным по­ли­ти­че­с­ким рын­ком, где кон­ку­ри­ру­ют раз­лич­ные по­ли­ти­че­с­кие пар­тии и их ли­де­ры.

Од­ним из су­ще­ст­вен­ных от­ли­чий де­мо­кра­ти­че­с­ко­го ре­жи­ма яв­ля­ет­ся то, что он за­щи­ща­ет и га­ран­ти­ру­ет за­ко­ном пра­ва мень­шин­ст­ва: хо­тя ре­ше­ние, в ко­неч­ном сче­те, при­ни­ма­ет­ся в ин­те­ре­сах боль­шин­ст­ва, однако и мень­шин­ст­во, ува­жая этот вы­бор, со­хра­ня­ет воз­мож­ность от­ста­и­вать свои по­зи­ции.

Де­мо­кра­тия пред­по­ла­га­ет вер­хо­вен­ст­во за­ко­на и рас­про­ст­ра­не­ние его дей­ст­вия на всех без ис­клю­че­ния граж­дан, а так­же осу­ще­ств­ле­ние прин­ци­пов раз­де­ле­ния вла­с­тей и не­за­ви­си­мо­с­ти каж­дой из вет­вей вла­с­ти. Ни од­на из вет­вей вла­с­ти - ни за­ко­но­да­тель­ная, ни ис­пол­ни­тель­ная, ни су­деб­ная - не мо­жет обес­пе­чить се­бе аб­со­лют­но­го до­ми­ни­ро­ва­ния в по­ли­ти­че­с­кой жиз­ни. Чи­нов­ни­че­ст­во, бю­ро­кра­тия по­став­ле­ны под кон­троль со сто­ро­ны об­ще­ст­ва.

(По материалам Энциклопедии для школьников)

.

С1Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте их.

С2Каков буквальный смысл слова «демократия»? Укажите с опорой на текст, главный признак демократического правления.

С3Авторы приводят латинские пословицы «Го­су­дар­ст­во - до­сто­я­ние на­ро­да», «Глас на­ро­да - глас бо­жий». Проиллюстрируйте проявление заявленных в них признаков любыми двумя примерами из жизни демократического государства, опираясь на текст и материал курса обществознания.

С4Авторы считают, что демократический режим предполагает многообразие во всех сферах жизни общества. Приведите три проявление многообразия в обществе, проиллюстрировав каждое из них конкретным примером.

С5В демократических обществах не все партии и политические силы согласны с правительственным курсом. Как называется подобная позиция? Какова роль инакомыслия в демократическом правлении? Найдите в тексте цитату, которая объясняет особенности положения меньшинства в демократическом обществе.

С6Авторы подчеркивают, что «де­мо­кра­тия пред­по­ла­га­ет вер­хо­вен­ст­во за­ко­на и рас­про­ст­ра­не­ние его дей­ст­вия на всех без ис­клю­че­ния граж­дан, а так­же осу­ще­ств­ле­ние прин­ци­пов раз­де­ле­ния вла­с­тей и не­за­ви­си­мо­с­ти каж­дой из вет­вей вла­с­ти». Сформулируйте свою точку зрения в отношении авторской позиции. Назовите, опираясь на знание курса и социальный опыт, любые два последствия нарушения названных принципов.



Критерии оценивания выполнения заданий с развернутым ответом.

С1Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте их.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Балл

В правильном ответе пункты плана должны соответствовать основным смысловым частям текста и отражать основную идею каждой части.

Могут быть выделены следующие смысловые части:

1) демократия и ее признаки;

2) демократия и многообразие форм общественной жизни;

3) демократические выборы;

4) права меньшинств в демократическом обществе;

5) демократия и принцип разделения властей.

Возможны иные формулировки пунктов плана, не искажающие сути основной идеи фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков.


Выделены основные смысловые части текста, их названия (пункты плана) отражают основную идею каждой части текста. Количество выделенных частей может быть различным.

2

Выделены не все (но большая часть) основные части текста, их названия (пункты плана) отражают основные идеи выделенных фрагментов ИЛИ Не все (но большая часть) выделенные части текста соответствуют содержательно и логически завершенным компонентам текста ИЛИ Не все (но большинство) названия выделенных частей (пункты плана) соответствуют основной идее фрагмента текста

1

Не выделены основные части текста ИЛИ Названия выделенных частей (пункты плана) не соответствуют основной идее фрагментов текста, являясь цитатами из соответствующего фрагмента ИЛИ Ответ неверный

0

Максимальный балл

2

С2Каков буквальный смысл слова «демократия»? Укажите с опорой на текст, главный признак демократического правления.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Балл

В ответе должно быть представлены элементы:

1) Раскрыт смысл слова «демократия»:

- «де­мо­кра­тия» бук­валь­но пе­ре­во­дит­ся с древ­не­гре­че­с­ко­го как «на­ро­до­вла­с­тие».

2) Указан признак демократического правления:

- глав­ным, су­ще­ст­вен­ным при­зна­ком де­мо­кра­тии яв­ля­ет­ся при­зна­ние во­ли на­ро­да в ка­че­ст­ве ис­точ­ни­ка вла­с­ти.


Раскрыт смысл понятия, приведен главный признак

2

Раскрыт смысл понятия ИЛИ приведен главный признак

1

Ответ неверный

0

Максимальный балл

2

С3Авторы приводят латинские пословицы «Го­су­дар­ст­во - до­сто­я­ние на­ро­да», «Глас на­ро­да - глас бо­жий». Проиллюстрируйте проявление заявленных в них признаков любыми двумя примерами из жизни демократического государства, опираясь на текст и материал курса обществознания.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Балл

В ответе должны быть следующие элементы:

Приведены два проявления демократического правления и иллюстрирующие их примеры, допустим:

1)Воплощение в государственной политике воли народа, например, занятие государственных должностей выборными представителями народа;

2) Обращение к народу в переломные моменты истории, например, принятие на всенародном референдуме новой конституции;

Могут быть приведены иные формулировки проявлений и иные примеры.


Приведены два проявления и два примера.

2

Приведены два проявления и один пример ИЛИ Приведено одно проявление и два примера ИЛИ два проявления без примеров ИЛИ Проявления сформулированы неявно, но приведены один-два примера

1

Приведено одно проявление без примера

ИЛИ Ответ неверный

0

Максимальный балл

2

С4Авторы считают, что демократический режим предполагает многообразие во всех сферах жизни общества. Приведите три проявление многообразия в обществе, проиллюстрировав каждое из них конкретным примером.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Балл

В ответе должны быть следующие элементы:

Приведены три проявления, и иллюстрирующие их примеры:

  1. многообразие форм собственности, например, в хозяйственной жизни действуют индивидуальные частные предприятия, предприятия коллективной собственности, государственные предприятия;

  2. многообразие в социальной сфере, например, взаимосвязь и взаимодействие представителей разных наций и народностей, людей разных конфессий;

  3. многообразие в политической сфере, например, конкуренция за голоса избирателей разных политических партий и лидеров, представляющих различные взгляды.


Приведены три проявления и три примера

3

Приведены два проявления и два примера

2

Приведено одно проявления и один пример

1

Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания ИЛИ Ответ неверный

0

Максимальный балл

3

С5В демократических обществах не все партии и политические силы согласны с правительственным курсом. Как называется подобная позиция? Какова роль инакомыслия в демократическом правлении? Найдите в тексте цитату, которая объясняет особенности положения меньшинства в демократическом обществе.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Балл

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

  1. приведено название:

- оппозиционные силы, оппозиция

2) Пояснена роль инакомыслия,например:

- инакомыслие направлено на выработку альтернативного политического курса, предложение иных решений по преодолению трудных для страны периодов.

3) приведен фрагмент текста: «Од­ним из су­ще­ст­вен­ных от­ли­чий де­мо­кра­ти­че­с­ко­го ре­жи­ма яв­ля­ет­ся то, что он за­щи­ща­ет и га­ран­ти­ру­ет за­ко­ном пра­ва мень­шин­ст­ва: хо­тя ре­ше­ние, в ко­неч­ном сче­те, при­ни­ма­ет­ся в ин­те­ре­сах боль­шин­ст­ва, однако и мень­шин­ст­во, ува­жая этот вы­бор, со­хра­ня­ет воз­мож­ность от­ста­и­вать свои по­зи­ции».


Приведено название, дано пояснение, приведен фрагмент текста

2

Приведено название, дано пояснение ИЛИ Приведен фрагмент текста

1

Приведено название без пояснения Ответ неверный

0

Максимальный балл

2

С6Авторы подчеркивают, что «де­мо­кра­тия пред­по­ла­га­ет вер­хо­вен­ст­во за­ко­на и рас­про­ст­ра­не­ние его дей­ст­вия на всех без ис­клю­че­ния граж­дан, а так­же осу­ще­ств­ле­ние прин­ци­пов раз­де­ле­ния вла­с­тей и не­за­ви­си­мо­с­ти каж­дой из вет­вей вла­с­ти». Сформулируйте свою точку зрения в отношении авторской позиции. Назовите, опираясь на знание курса и социальный опыт, любые два последствия нарушения названных принципов.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Балл

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) выражено мнение учащегося, например:

Согласие с точкой зрения автора и признание связи демократического правления с принципами верховенства права и разделения властей.

2) приведены два последствия, например:

- Демократическое правление невозможно, если есть люди, которые стоят над законом, не подчиняются ему, это может привести к произволу;

- Если одно и те же люди будут и принимать законы и исполнять их, они будут делать это в своих интересах и не думать о народе, их некому будет контролировать.

Могут быть приведены другие последствия.


Выражено мнение учащегося, приведены два последствия

2

Выражено мнение учащегося, приведено одно последствие ИЛИ Мнение учащегося не выражено, но понятно из контекста, приведены два последствия

1

Выражено мнение учащегося, последствия не приведены ИЛИ Мнение учащегося не выражено, но понятно из контекста, приведено одно последствие ИЛИ Ответ неверный

0

Максимальный балл

2

Ответы

1 - 3

2 - 2

3 - 4

4 - А. Демократический - 2, 5; Б. Авторитарный - 1; В. Тоталитарный - 3, 4, 6

5 - 3

6 - А. Прямая демократия - 1, 3; Б. Представительская демократия - 2, 4

7 - 4

8 - 3

9 - Сходства - 1, 3; Отличия - 2, 4

10 - А. Внешние - 3, 4; Б. Внутренние - 1, 2

11 - Сходства - 1, 4; Отличия - 2, 3

12 - 2

13 - 3

14 - 1

15 - 1

16 - 1

17 - 3

18 - 3

19 - 1

20 - 4

21 - 4

22 - 2, 5, 4, 1, 3

23 - 2

24 - 1

25 - 3

26 - 2

27 - 2

28 - 3

29 - 2

30 - 3

31 - 2

32 - 3

33 - 3

34 - 4

35 - 3, 5, 1, 4, 2

36 - 1

37 - 2

38 - 3

39 - 2

40 - 4



В современных условиях для большинства населения основной, а зачастую единственной формой участия в политике является избирательный процесс. Выборы в демократических странах охватывают все уровни государственности от центрального до местного. Всеобщие выборы позволяют выявить расстановку политических сил в стране в целом, в отдельной области; определить степень доверия избирателей к той или иной партии, ее лидерам. Они позволяют избирателям сделать осознанный выбор в пользу той программы дальнейшего развития страны, который в наибольшей степени отвечает их интересам.

В рамках предвыборной кампании важно обеспечить равенство возможностей для всех участвующих в выборах партий и кандидатов. Для этого во многих странах государство берет на себя финансирование предвыборной кампании. Другой принцип касается организации предвыборных дискуссий: кандидаты обязуются не допускать фальсификаций, оскорблений своих оппонентов. И, наконец, государственный аппарат в этот период должен сохранять нейтралитет, не вмешиваться в ход избирательной кампании.

В законах многих стран указаны требования к кандидатам на выборную государственную должность. Они чаще всего включают минимальный возрастной ценз, ценз оседлости, профессиональную пригодность для искомой должности.

В настоящее время в подавляющем большинстве стран действует всеобщее избирательное право. Вместе с тем в ряде государств голосование не только право, но и обязанность. За ее невыполнение предусмотрено наказание, чаще всего это - штраф.

По кн. К.С.Гаджиева «Политология». М., 2002. С. 245-247.

С1. Выделите основные смысловые части текста. Озаглавьте каждую из них (составьте план текста).

С2. В чем, по мысли автора текста, состоит значение всеобщих выборов в современных условиях? Укажите три позиции.

С3. Какие три принципа проведения предвыборной кампании выделяет автор?

С4. Что, по мнению автора текста, предпринимает государство для обеспечения равных возможностей всех кандидатов и партий, участвующих в избирательной кампании? Опираясь на обществоведческие знания, собственный социальный опыт, укажите, как используются средства массовой информации для обеспечения такого равенства. Приведите пример одной из форм, с помощью, которой кандидаты знакомят избирателей со своей позицией через СМИ.

С5. По конституции Франции 1959 г. президент страны избирался коллегией выборщиков, в которую входили депутаты парламента, мэры городов. Де Голль предложил перейти к всеобщим и прямым выборам президента. Парламент не одобрил эту инициативу. Тогда де Голль через референдум обратился за поддержкой к нации и получил ее.

Какие две формы избирательной активности граждан упомянуты в условии задания? Опираясь на приведенный текст и обществоведческие знания, укажите основное различие между ними.

С6. В тексте отмечается, что в некоторых странах участие в выборах не только право, но и долг граждан. Согласны, ли вы с, таким подходом? Приведите два аргумента в обоснование своей точки зрения.

Часть 3

С1. Выделите основные смысловые части текста. Озаглавьте каждую из них (составьте план текста).

Ответ:

Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Балл

Могут быть выделены следующие смысловые части:

1) значение всеобщих выборов

2) принципы предвыборной кампании

3) требования к кандидатам на выборную должность

4) участие в выборах - право или обязанность?

Возможны иные формулировки, не искажающие сути фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков

Выделены основные смысловые части текста, их названия (пункты плана) соответствуют содержанию. Количество выделенных частей может быть различным

2

Выделены не все основные части текста, их названия (пункты плана) соответствуют основным идеям выделенных фрагментов, ИЛИ не все выделенные части текста соответствуют содержательно и логически завершенным компонентам текста, ИЛИ не все названия выделенных частей соответствуют их содержанию

1

Ответ неверный или отсутствует

0

Максимальный балл

2

С2. В чем, по мысли автора текста, состоит значение всеобщих выборов в современных условиях? Укажите три позиции.

Ответ:

Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Балл

Могут быть указаны следующие позиции, отражающие значение всеобщих выборов:

1) основная форма участия в политике;

2) выборы показывают расстановку политических сил;

3) определяют степень доверия к партии, ее лидерам;

4) помогают избирателям сделать выбор той или иной программы развития общества.

Указаны три позиции

2

Указаны две позиции

1

Указана одна позиция ИЛИ ответ неверный

0

Максимальный балл

2

С3. Какие три принципа проведения предвыборной кампании выделяет автор?

Ответ:

Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Балл

В ответе должны быть названы следующие принципы:

1) обеспечение равенства возможностей для всех кандидатов и партий;

2) недопущение в дискуссиях фальсификаций и оскорблений оппонентов;

3) невмешательство государственного аппарата в ход избирательной кампании

Названы три принципа

2

Названы два принципа

1

Назван один принцип, ИЛИ ответ неверный или отсутствует

0

Максимальный балл

2

С4. Что, по мнению автора текста, предпринимает государство для обеспечения равных возможностей всех кандидатов и партий, участвующих в избирательной кампании? Опираясь на обществоведческие знания, собственный социальный опыт, укажите, как используются средства массовой информации для обеспечения такого равенства. Приведите пример одной из форм, с помощью которой кандидаты знакомят избирателей со своей позицией через СМИ.

Ответ:

Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Балл

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) ответ на первый вопрос, например: государство берет на себя финансирование избирательной кампаний;

2) указание о том. как СМИ обеспечивают равенство, например: всем партиям и кандидатам предоставляется равное время, в первую очередь, на государственном радио и телевидении;

3) пример формы, допустим: прямое обращение к избирателям лидера партии; рекламный ролик партии; «круглый стол» с участием нескольких кандидатов.

Дан ответ на первый вопрос, указано, как реализуется принцип равенства кандидатов в СМИ, приведен пример одной из форм

3

Дан ответ на первый вопрос, указано, как реализуется принцип равенства ИЛИ дан ответ на первый вопрос, приведен один пример

2

Дан ответ на первый вопрос, ИЛИ указано, как реализуется принцип равенства в СМИ, ИЛИ приведен пример

1

Ответ неверный или отсутствует

0

Максимальный балл

3

С5. По конституции Франции 1959 г. президент страны избирался коллегией выборщиков, в которую входили депутаты парламента, мэры городов. Де Голль предложил перейти ко всеобщим и прямым выборам президента. Парламент не одобрил эту инициативу. Тогда де Голль через референдум обратился за поддержкой к нации И получил ее. Какие две формы избирательной активности граждан упомянуты в условии задания? Опираясь на обществоведческие знания, укажите основное различие между ними.

Ответ:

Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Балл

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) названы две формы избирательной активности граждан:

- всеобщие выборы;

- референдум;

2) указано главное различие между ними, например: если на выборах выявляется отношение к тому или иному кандидату, то на референдуме выявляется мнение народа по какому-либо важному вопросу.

Названы две формы избирательной активности, указано различие между ними

2

Названы две формы избирательной активности -

1

Ответ неверный или отсутствует.

0

Максимальный балл

2





С6. В тексте отмечается что в некоторых странах участие в выборах не только право, но и долг граждан. Согласны ли вы с таким подходом? Приведите два аргумента в обоснование своей точки зрения.

Ответ:

Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Балл

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) выражено мнение учащегося: согласие или несогласие с приведенным подходом;

2) приведены два аргумента (объяснения), например: в случае согласия может быть указано, что

- в этом случае возрастает количество участвующих в голосовании, а это позволяет более точно отразить политические настроения в обществе,

- отсутствие мер ответственности приводит к тому, что из-за низкой явки выборы часто срываются, что ведет к неоправданным экономическим потерям;

в случае несогласия с приведенной позицией может быть указано, что

- в условиях демократии каждый человек сам решает, каким правом ему пользоваться, а каким нет;

- среди тех, кто не является в день голосования к избирательным урнам, немало граждански незрелых людей, формально проголосовав, они вряд ли бы положительно повлияли на результаты выборов.

Могут быть приведены другие аргументы (объяснения)

Выражено мнение учащегося, приведены два аргумента

2

Выражено мнение учащегося, приведен один аргумент, ИЛИ мнение учащегося не выражено, но понятно из контекста, приведены два аргумента

1

Выражено мнение учащегося, аргументы не приведены, ИЛИ мнение учащегося не выражено, но понятно из контекста, приведен один аргумент ИЛИ ответ неверный или отсутствует

0

Максимальный балл

2


© 2010-2022