Конспект урока по обществознанию

Конспект урока по обществознанию составлен в соответствии с программой по обществознанию УМК А.И. Кравченко. Комбинированный урок  в традиционной форме с использованием групповой, коллективной, индивидуальной  работы учащихся с элементами школьной лекции предназначен учителю обществознания, преподающему в 9 классах общеобразовательной школы. Учитель найдет здесь интересный материал для организации учебной и воспитательной деятельности школьников. Данный урок не только позволит усвоить основные п...
Раздел Обществознание
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методическая разработка урока

обществознания в 9 классе

по теме:


Конституция

Подготовила: Шачкина Ольга Александровна, учитель истории и обществознания МКОУ Суляевской СОШ имени Федотова В.П.



Цель. Дать учащимся:

  • понятие конституции как основного закона государства;

  • представление о последовательности исторического пути развития конституционного строя в России.

Задачи:

  • образовательные:

  • выяснить, почему Конституция является основным законом государства;

  • рассмотреть историю становления конституционных основ российского государства

  • проанализировать основные права и обязанности граждан РФ, закрепленные в Конституции.

  • развивающие:

  • продолжить работу с учащимися по формированию навыков работы с различными источниками по предмету;

  • уметь находить информацию и отвечать на предлагаемые учителем вопросы;

  • развивать умение грамотно аргументировать свою точку зрения.

  • воспитательные:

  • воспитывать чувство гражданственности и патриотизма;

  • формировать уважение к Закону, социальным и правовым нормам на основе изучения Конституции РФ.


  1. Форма проведения - комбинированный урок, с использованием групповой, коллективной, индивидуальной формы работы

  2. Оборудование: учебник А.И. Кравченко, Е.А. Певцова Обществознание, 9 класс. М.: «Русское слово», 2013г., презентация, раздаточный материал к уроку, компьютер, проектор..

Основные понятия: конституция, правовой статус человека, основные права человека, гражданин, конституционные обязанности, гражданское чувство, патриот, гражданство.

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

Учитель:

- У каждой страны есть важные атрибуты, свои символы. Какие символы России вы знаете? (флаг, герб, гимн)

Есть книга правды и свободы,

Вся наша жизнь - ее слова,

Запечатлели в ней народы

Свои священные права.

- О какой книге идет речь? (Конституция)

Учитель:

- Наш мир вступил уже в III тысячелетие. Какой долгой, мучительно-трудной, но в то же время и прекрасной была история человечества! Каким трудным был путь становления демократических основ государства! Какой ценой достались человечеству конституционные права и свободы.

Наша с вами задача сегодня - проследить исторический путь развития конституционного строя в России, путь, который прошла Россия от первых конституционных проектов к демократической Конституции.

(опережающее задание классу)

В конце урока определить, что может сделать каждый молодой человек, обучающийся в школе, для процветания России и влияния на политику правительства?

План урока:

  1. Что такое конституция?

  2. На пути к Конституции: развитие конституционного строя.

  3. Конституция РФ - закон высшей юридической силы

  4. Правовой статус человека.

III. Изучение нового материала

1. Что такое конституция?

Беседа с учащимися.

- Рассмотрим первый вопрос плана нашего урока (слайд 1)

- Что такое конституция? (в переводе с латинского означает «устройство», «постановление»)

Конституция /от лат. «устройство»/ основной закон страны, определяющий ее общественное и государственное устройство, порядок и принципы образования представительных органов власти, избирательную систему, основные права и обязанности граждан.

Конституция - это договор между государством и его гражданами.

- Приведите 2-3 ассоциации к понятию «конституция».

- Какое европейское государство впервые разработало проект конституции? (Франция, 1791) (слайд 2)

- Какова история принятия конституции в нашей стране?

2. На пути к Конституции: развитие конституционного строя.

Учитель: Необходимо возвратиться в прошлое, чтобы проследить становление конституционного строя в России. В процесс обсуждения данного вопроса, запишите этапы становления конституционных идей в свои тетради.

- Давайте вспомним из курса истории, кто первый предложил проект конституции страны?

(В период царствования Александра I, М. Сперанским был разработан проект Конституции, которая должна была даровать стране парламент, ограничивающий власть царя (но этот проект так и не был реализован)

(слайд 3).

Учитель:

- Первый проект политических преобразований Сперанский предложил царю еще в 1803 г. в «Записке об устройстве судебных и правительственных учреждений в России». Он ставил вопрос о необходимости осторожного введения в стране конституционной монархии и предотвращении, таким образом, для России «французского революционного кошмара». Однако лишь после Тильзитского мира царь поручил ему составить проект всеобъемлющей реформы государственного управления. Такой проект был готов к октябрю 1809 г. Им стало «Введение к уложению государственных законов», в котором содержались следующие положения:

- управление государством должно осуществляться на основе разделения властей: законодательная власть принадлежит новому выборному учреждению Государственной думе; исполнительную власть осуществляют министерства; судебная власть принадлежит Сенату;

- еще один новый орган - Государственный совет - должен был стать совещательным органом при императоре и рассматривать все проекты законов до их поступления в Думу;

- устанавливались три основных сословия российского общества: 1) дворянство, 2) «среднее состояние» (купцы, мещане, государственные крестьяне), 3) «народ рабочий» (крепостные крестьяне, домашние слуги, рабочие);

- политические права должны были принадлежать представителям «свободных» (первых двух) сословий; однако третье сословие получало общие гражданские права (главным среди них было положение о том, что «никто не может быть наказан без судебного приговора») и могло по мере накопления собственности и капитала перейти во второе сословие; первое сословие сохраняло и особые права (покупать имения с крепостными и т. п.);

- избирательное право получали лишь лица, обладавшие движимым и недвижимым имуществом (т. е. представители первых двух сословий);

- выборы в Государственную думу предполагались четырехступенчатыми (вначале проходили выборы в волостные думы, затем депутаты этих органов избирали членов окружных дум, те, в свою очередь, - депутатов губернских дум. И лишь губернские думы выбирали депутатов Государственной думы).

- Вскоре после того, как царь отложил вопрос о конституционном переустройстве страны (конституционная реформа «сверху»), в стране была предпринята попытка создать основы конституционного строя путем переворота (реформа «снизу»).

(Слайд 4)

- Сообщение учащегося о конституционных проектах П.Пестеля и Н.Муравьева (2 мин)

Учитель. Следующая попытка провести конституционную реформу была предпринята в правление Александра II.

(слайд 5)

- О проекте Т. Лорис - Меликова сообщение делает учащийся ( 2 мин).

Учитель. Итак, мы видим, что Россия XIX в. не была еще готова к переходу от царского самодержавия к установлению демократического строя, т.е. того, что должна была установить Конституция. А в годы правления Александра III попытки конституционных реформ были прекращены.

- Когда в стране появились гражданские права и свободы новый законодательный орган государственной власти?

(17 октября 1905 г. Николай II вынужден был подписать Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка», который даровал населению страны гражданские права и свободы, а также орган законодательной власти - Государственную думу). (слайд 6)

- Перелистаем страницы истории: (Слайды 7-10)

В 1918 г. большевики принимают 1-ю Конституцию Советской России, установившую, по сути, диктатуру пролетариата;

Вторая Конституция -1924 г. Закрепила отношения между гражданами и новым союзным государством,

Третья Конституция - 1936 г. Закрепила победу социализма в стране,

Четвертая Конституция - 1977 г. Констатировала построение «развитого социализма».

Все советские Конституции в основном выполняли пропагандистские функции, что помогало скрывать существенное ущемление прав граждан Советского Союза.

(слайд 11)

- Положение в стране меняется после путча в августе 1991 г., в результате которого в стране начались радикальные преобразования. В сложившихся условиях только принятие новой Конституции могло стабилизировать обстановку в стране.

Проект Конституции был вынесен на референдум. 12 декабря 1993 г. новая Конституция России была принята, это была первая демократическая Конституция в истории России.


3. Конституция РФ- Основной закон страны (закон высшей юридической силы)

Работа с документом (Конституция РФ). (слайд 12)

- А теперь подробнее рассмотрим содержание конституции

Учащиеся работают с текстом Конституции и делают соответствующие выводы.

1 группа - анализ преамбулы ;

2 группа - анализ гражданских прав: ст. 19-25, 27-29, 45-54,60,62;

3 группа - анализ политических прав: ст. 30-33, 63;

4 группа -анализ социальные права: ст.38-43;экономических ст.34-37;

культурных прав: ст. 26,44).

Группы представляют ответ, делают выводы, остальные делают записи в тетрадях.

1 группа

В соответствии с действующей Конституцией Российская Федерация - это демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления, характеризующееся следующими основными чертами:

1. высшая ценность - человек, его права и свободы;

2. многонациональный народ РФ - носитель суверенитета и единственный источник власти;

3. социальная политика направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;

4. частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности подлежат защите и обеспечению равным образом;

5. государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную;

6. признается и гарантируется местное самоуправление;

7. признаются идеологическое и политическое многообразие, многопартийность (но при этом никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной);

8. составная часть правовой системы РФ - общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры РФ;

9. Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ.

2-4 группы

дают краткое пояснение к своим классификациям прав человека, остальные заполняют таблицы в тетрадях:

Основные

конституционные права

Примеры

реализации прав

Гражданские

Политические

социальные

экономические

культурные

Работа с учебником (стр.95)

Какие обязанности должен выполнять гражданин РФ?

(слайд 13)

Учитель:
- Необходимо отметить, что Конституция - это основной закон страны, все принимаемые законы в государстве должны ориентироваться на Конституцию и не могут ей противоречить. Это значит, что Конституция -Закон государства, обладающий высшей юридической силой.

Перед Конституцией России стоят три задачи:
1.Закрепить и гарантировать права человека.
2.Упорядочить государственную власть.
3. Утвердить правосудие.

Первая задача означает, что в Конституции должна быть закреплена и гарантирована вся совокупность естественных и неотъемлемых прав человека и гражданина, признанных мировым сообществом.

Правам человека должна быть обеспечена полная и безусловная защита, а также беспрепятственное действие на всей территории России. В стране не должны издаваться законы, которые могли бы отменить, изменить или ограничить эти права. Все это и будет служить гарантией неприкосновенности личного достоинства и свободы человека.
Эта задача решена в главе 2.

Выполнение второй задачи требует такой организации власти, когда полностью исключается ее сосредоточение в одних руках. Для этого должно быть использовано ни в чем не превзойденное «изобретение» человечества - принцип разделения властей.

Третья задача требует такой организации «третьей власти», которая сможет утвердить торжество правосудия в России. А чтобы правосудие смогло выполнить свою задачу, оно должно стать независимой и сильной властью, способной защитить права человека.

4. Правовой статус человека. Что значит быть гражданином?

Запись на доске. Гражданин - лицо, принадлежащее к постоянному населению государства, пользующееся всеми правами и исполняющий обязанности.

- Все мы, живущие в Российской Федерации, независимо от социальной и национальной принадлежности граждане своего Отечества, своего государства - России.

Конституция дает человеку возможность не чувствовать себя чужим в собственной стране, а ощущать себя ее гражданином с определенными правами и обязанностями.

Конституция РФ закрепляет правовой статус человека как гражданина России.

Правовой статус человека - совокупность его прав и обязанностей.

Быть гражданином России - это значит:

  • иметь права, установленные юридическими нормами;

  • получать от государства гарантии соблюдения прав;

  • быть государству в чем-то обязанным.

  1. Рефлексия:

А теперь попробуйте сформулировать свою гражданскую позицию.

Ожидаемый результат. Примерные ответы учащихся (учитель корректирует):

Я - гражданин России

Я - человек с активной жизненной позицией

Я знаю историю моей Родины

Я знаю структуру политической власти страны и местного самоуправления

Я - успешный ученик

Я учусь с удовольствием, умею добывать знания

У меня есть цель и я знаю, как её достичь

Я владею компьютером и Интернетом

Я - достойный житель своего района

Я люблю свою малую родину

Я соблюдаю чистоту в своем районе

Я участвую в благоустройстве своего края

Я - человек демократического общества

Я знаю свои права, учусь их защищать и уважаю права других людей

Я умею делать правильный выбор в конкретных жизненных ситуациях

Я знаю свои обязанности и готов их выполнять

Я - толерантная личность

Я умею ладить с людьми, терпимо и с пониманием относиться к ним

Я умею слушать и сопереживать, ценить мнение других

Я умею общаться и эффективно сотрудничать в команде

Выполнение опережающего задания

- Что может сделать каждый молодой человек, обучающийся в школе, для процветания России и влияния на политику правительства?

( занимать активную гражданскую позицию; участвовать в решении каких-либо проблем школы, города, участвуя в социальных проектах;

развивать политическую культуру, чтобы к 18 годам сделать осознанный выбор, основанный на знаниях и практических навыках; изучать влияние СМИ; осваивать навыки управления и самоуправления). Другими словами четко следовать нормам основного Закона.

С Конституцией своего государства должен быть знаком каждый, ведь это не только Закон, но и история и традиции нашей страны. Сегодня вы сделали свои первые шаги в изучении Конституции Отечества. Уважение к закону в нашей повседневной жизни начинается с уважения к Конституции страны.


  1. Домашнее задание

Параграф 11. Работа с текстом Конституции. (Закончить заполнение таблицы)

© 2010-2022