Конспект урока по подготовке к ЕГЭ по теме Человек

Раздел Обществознание
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Подготовка к ЕГЭ «Человек»

Сегодня мы продолжаем говорить о человеке.

Обращаю внимание на Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников ОО для проведения ЕГЭ по обществознанию в 2016 г. Я отмечу элементы, с которыми мы будем сегодня работать. Именно рассмотрение этих вопросов станет нашей учебной задачей на сегодняшнее занятие.

1.1. Природное и общественное в человеке. Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. В этом вопросе необходимо рассмотреть подвопрос о внутреннем мире человека.

1.2.Мировоззрение, его виды и формы - как составляющие внутреннего мира человека.

1.6. Потребности и интересы, свяжет нас с предыдущим уроком «Деятельность»

И в заключении, 1.7. «Свобода и ответственность в деятельности человека».

Цель нашего занятия - закончить рассмотрение вопроса о деятельности человека и транспонировать наши знания в задания ЕГЭ.

Таким образом, план нашей работы на сегодня будет следующим:

1.Потребности и интересы как составляющая мотивов человеческой деятельности

2.Способности человека

3.Внутренний мир человека. Мировоззрение.

4.Свобода, необходимость и ответственность в деятельности человека.




ПОТРЕБНОСТИ И ИНТЕРЕСЫ

От чего зависит поведение человека в окружающем мире? Чем определяется его выбор в пользу того или иного вида деятельности? Ответить на это вопрос однозначно нельзя, т.к. сложна и противоречива сама природа человека. Но, опираясь на знания прошлого урока, можно с уверенностью сказать, что именно мотивы ведут к активности субъекта и определяют направленность его деятельности. Вспомните, что может выступать в качестве мотивов?

1.Идеалы 2.Влечения и эмоции 3.Убеждения 4.Социальные установки 5.Потребности и интересы

Потребность - осознаваемая и переживаемая нужда человека в чем-либо, в том, что составляет необходимое условие его существования. Таких «нужд» у человека огромное множество. Ученые попытались все их систематизировать, составив классификации потребностей. I.Потребности бывают биологические, приближающие нас к животному миру. Всё это позволяет нам существовать как биологическому виду, т.е. жить. Далее идут потребности социальные, которые характеризуют нас как существ общественных. И, наконец, самые сложно удовлетворяемые потребности - духовные (идеальные). Данная классификация потребностей отнюдь не является исчерпывающей.

II.Наибольший интерес вызывает пирамида потребностей, создателем которой предположительно является американский психолог Абрахам Маслоу. Это диаграмма, иерархически представляющая человеческие потребности. На основании этой модели Маслоу разработал теорию мотивации, которая сегодня очень широко применяется в теории менеджмента. Все потребности он разделил на первичные - врожденные, и вторичные - приобретенные. К первым относятся физиологические и экзистенциальные - в безопасности своего существования, в комфорте, гарантии занятости, уверенности в завтрашнем дне. Удовлетворение этих потребностей позволит человеку жить. Следующая группа обеспечивает развитие человека, т.е самоактуализацию: социальные, престижные и духовные. Последней группы, по мнению Маслоу, достигают не более 2% людей.

При этом ученый выделил некое правило удовлетворения потребностей: потребность каждого следующего уровня становится насущной, когда удовлетворена предыдущая. «По мере удовлетворения одних потребностей возникают другие всё более и более высокие. Так, постепенно, шаг за шагом человек приходит к потребности в саморазвитии - наивысшей из них» - А.Маслоу. Его теория популярна, но подвергается критике, т.к. нет надежного измерителя удовлетворенности потребности. Также вызывает вопрос сама последовательность в иерархии. Так, теория не может объяснить, почему существует инерция стереотипов - некоторые потребности продолжают быть мотиваторами даже после того, как они были удовлетворены.

В формировании мотивов деятельности велика роль интересов - целенаправленное отношение человека к какому-либо объекту его потребности, который положительно эмоционально окрашен, к которому субъект проявляет повышенное внимание. Многие ученые относят интересы к базовым эмоциям и считают их главными мотиваторами человека в работе и важнейшим элементом в творческой деятельности. Они в большей или меньшей степени осознаются людьми, а значит обладают наибольшими побудительными свойствами, поэтому выбирайте профессию, которая для вас прежде всего интересна, тогда вы будете успешны в ней. В обществе взаимодействуют разнообразные интересы: индивидуальные, групповые, интересы общества в целом. По направленности они разделяются на экономические, социальные, политические и духовные.

СПОСОБНОСТИ

Для успешной жизнедеятельности человек должен осознавать не только свои потребности, интересы, но и возможности - способности - индивидуальные свойства личности, от которых зависит успешность его деятельности. Все люди обладают способностями, но они у всех разные, представлены и развиты в разной степени. Именно способностями часто объясняют то, что разные люди, находящиеся в одинаковых жизненных условиях, обстоятельствах, добиваются разных результатов. Способные в каком-либо виде деятельности люди быстрее остальных приобретают необходимые в данной сфере навыки, закрепляют их и могут эффективно использовать. Как правило, успешность выполнения деятельности зависит не от одной, а от сочетания различных способностей. Все способности можно разделить по нескольким основаниям:

I.Природные, н-р, повышенная гибкость суставов, острый слух.

Общие интеллектуальные - развитая память, воображение.

Специальные - способности в специфических видах деятельности - музыкальные, математические, спортивные

II. Способности можно разделить на общие и специальные, каждые из которых, в свою очередь, разбить на элементарные и сложные. Расшифровку каждой способности вы видите на схеме.

Уровни развития способностей


задатки

одаренность

талант

гениальность

Анатомо-физиологические особенности нервной системы, служащие базой для формирования способностей. Н-р, для музыкальных способностей задаток-абсолютный слух.

  • Физические

  • Интеллектуальные

  • Эмоционально-чувственные

Но простое наличие задатков ещё ничего не гарантирует

Широкие возможности для деятельности, наличие потенциально высоких способностей

Высокий уровень проявления способностей

Высшая степень развития таланта, необыкновенно высокий творческий потенциал, способность к уникальным качественно новым открытиям и творениям. (Ломоносов, Пушкин, Моцарт)

И.Кант «Гений-это талант изобретения того, чему нельзя учить или научиться»

(В древнеримской мифологии Гений - дух, покровитель человека, который рождался вместе с ним, руководил его действиями и внушал ему оригинальные идеи, следовательно, гениальность имеет сверхъестественное, божественное происхождение, творчество гения во многом носит бессознательный характер). Каждый человек обладает определенными способностями, но для того, чтобы установить их наличие, надо пробовать себя в различных видах деятельности. Главная задача человека -превратить потенциальные задатки в реальные способности. Для этого требуется сила воли, целеустремленность, настойчивость, упорство, регулярность занятий и тренировок. «Любое умение приобретается при помощи упражнений» - французская пословица. Не малое значение имеет социальной окружение, которое либо будет способствовать развитию способностей, либо их уничтожит на корню. Основная роль в этом принадлежит семье.

В связи с этим хочется вспомнить притчу о талантах, которая была рассказана Иисусом Христом своим ученикам. Этот краткий, но поучительный рассказ содержится в Евангелии от Матфея. Толкование её может быть осуществлено как с религиозных позиций, так и с точки зрения психологии. По сюжету, некий богатый господин отправляется в дальнюю страну и оставляет своих рабов справляться без него. Перед отъездом он раздаёт рабам монеты - таланты, причём делит их не поровну. Так, одному рабу досталось целых пять талантов, другому - два, а третьему - всего один. Раздав дары, господин велел рабам непременно пустить их в ход и приумножить. Затем он уехал, а рабы остались с деньгами. Прошло много времени, и господин вернулся из далёкой страны. Первым делом он созвал всех трех рабов и потребовал с них строгий отчёт: как и на что они употребили данное им состояние. Первый раб, у которого было пять талантов, приумножил их вдвое - их стало десять. Господин похвалил его. Второй, которому было дано два таланта, тоже распорядился ими мудро - теперь у него стало их в два раза больше. Этот раб тоже удостоился похвалы от господина. Пришёл черёд третьего держать ответ. И принёс он с собой только один талант - тот, что хозяин дал ему перед отъездом. Раб объяснил это так: «Господин, я испугался твоего гнева и решил вовсе ничего не делать. Вместо этого зарыл свой талант в землю, где он пролежал долгие годы, и только сейчас я достал его. Услышав такие слова, господин страшно разгневался: назвал раба ленивым и лукавым, забрал у него единственный талант и прогнал негодного прочь. Затем он отдал эту монету первому рабу - тому, который пять талантов превратил в десять. Свой выбор хозяин объяснил тем, что имеющий много всегда получит ещё, а не имеющий потеряет последнее. Вот такую историю рассказывает притча о талантах.И религиозное, и психологическое толкование этой притчи, сходится в одном. Под «талантами» подразумевались деньги, но в иносказательном смысле они представляют собой различные умения, способности, качества характера, благоприятные возможности - словом, духовные и материальные блага. Примечательно, что каждый получает разные таланты и в разном количестве. В любом случае никто не остаётся без таланта - каждому даётся хотя бы один. Тому, кто сумеет на благо себе и другим использовать данное Богом, воздастся от Него, а кто не сумеет или не захочет - всё потеряет. Важно не то, что человек имеет (таланты, знания, навыки, ресурсы), а то, как он это использует. Можно обладать огромными возможностями, но никак их не применять, и тогда они пропадут.





ВНУТРЕННИЙ (ДУХОВНЫЙ) МИР ЧЕЛОВЕКА

Человек по многим параметрам отличается от животных, в том числе наличием внутреннего (духовного) мира. Древние греки представляли себе человека двояко: как часть большого космоса, мироздания, несущую в себе субстанцию целого, и как микрокосмос - отдельный уникальный мир, которому присуще только человеческое. Этот микрокосмос и есть наш внутренний мир - сложная система отношений человека к окружающему миру, к самому себе; система внутренних оценок, интересов, склонностей и предпочтений, богатство чувств и достижений разума, усвоение человечеством накопленных духовных ценностей и творческое создание новых.

Структура духовного мира человека:

  1. Познание - потребность в знаниях о себе и окружающем мире, о смысле и назначении своей жизни;

  2. Эмоции - личностные переживания (удивление, радость, стыд и т.д.)

  3. Чувства - эмоциональные состояния, отличающиеся от эмоций большей стойкостью и продолжительностью по времени.

  4. Мировоззрение

  5. Ценности

  6. Стремления

Структура внутреннего мира по Фрейду

Конспект урока по подготовке к ЕГЭ по теме Человек

Русский философ, историк и религиозный мыслитель Георгий Федотов писал: «…. (на слайде)» …

… Высшие человеческие ценности - истина, добро, красота, любовь. Эти категории создают для человека ценностные ориентации, т.е. осознанное стремление человека строить свою жизнь и преобразовывать действительность в соответствии с ними. Духовность - высший уровень развития зрелой личности.

Важным элементом духовного мира человека является его мировоззрение - устойчивая целостная система взглядов человека на мир и на своё место в этом мире.

Структура мировоззрения

  1. Знания Духовные ценности

  2. Принципы

  3. Идеалы

  4. Идеи

  5. Убеждения


Особенности мировоззрения

  1. Оно всегда исторично, т.е. тесно связано с историческим процессом, с уровнем развития общества

  2. Это система взглядов на мир в целом, а не на какую-то его отдельную сторону

  3. Носит личностную окраску, т.к. отражает отношение человека к миру

  4. В нем могут проявляться скептицизм, разумный критицизм

Пути формирования мировоззрения

Стихийное Осознанное

На основе ежедневного обыденного опыта Путем целенаправленной теоретической

разработки принципов, идей

В науке о человеке различается множество видов мировоззрения, но мы поговорим об одной из классификаций:

  1. Обыденное (житейское) - возникает в процессе ежедневной личной практики, его взгляды не обоснованы, бездоказательны, но могут освящаться авторитетом; формируется стихийно, подвержено влиянию религии и науки. Н-р, жизнь-полоса черная, полоса белая.

  2. Религиозное - связано с признанием сверхъестественного начала. Основа-религиозные учения, содержащиеся в священных книгах. Основа-вера, не требующая доказательств.

  3. Научное - признает решающее значение достижений науки, обобщает итоги достижений человеческого познания. Оно обоснованно, доказательно, органически связано с производственной и социальной деятельностью людей.

Роль мировоззрения в жизни человека

  1. Дает ориентиры и направленность жизни человека, влияет на его поведение

  2. Позволяет людям понять, как лучше достичь намеченных целей, т.е. вооружает методами познания и деятельности

  3. Делает жизнь человека осмысленной, определяя истинные ценности

Во взглядах каждого человека есть понемногу от каждого типа мировоззрения при доминанте одного. Духовно развитый человек знает, что у его собеседника может быть совсем иная точка зрения. Инакомыслие-норма жизни современного общества. Отношения между людьми должны строиться на понятии толерантности-терпимости.





Свобода, необходимость и ответственность в деятельности человека.

«Vita sine libertate, nihil!» - жизнь без свободы-ничто! (латинское изречение)

Значение свободы для самореализации человека было осмыслено ещё в древние времена. Стремление к свободе, освобождению от пут деспотизма, произвола пронизывало всю историю человечества. Сегодня свобода-основная ценность либерализма, так же категория свободы-одна из центральных в философии.. И как политики окрашивают это понятие в разные цвета, подчиняя нередко его своим конкретным политическим целям, так и философы подходят к его осмыслению с разных позиций. В чем их суть? Каковы подходы к пониманию свободы?

1.Свобода-возможность поступать так, как хочется, быть независимым от законов природы и общества. Именно так понимает свободу ваш сосед, который в 2 часа ночи захотел послушать музыку и включил её на полную громкость. Но такая трактовка ведет к произволу по отношению к другим людям. Абсолютная свобода приводит к состоянию «война всех против всех» Т.Гоббс

2.В мире есть объективные силы, которые действуют непреложно и неотвратимо, влияя на деятельность человека, на его поступки. Эти силы, обстоятельства мы назовем необходимостью. Если эта необходимость не осмыслена, не осознана человеком, он её раб; если же она познана, то человек обретает «способность принимать решение со знанием дела». В этом и выражается свобода с позиции осознанной необходимости.

«Свобода-это осознанная необходимость», так в XVII веке сказал нидерландский философ-рационалист Бенедикт Спиноза. Н-р, человек отправился в горы. Незнание природных особенностей, законов гор может быть не только опасным, но и губительным для человека. Знание же этих законов, наоборот, позволит альпинисту сделать правильный выбор маршрута, действий, поведения, сделать восхождение безопасным.Что же ограничивает наши действия? Законы природы и общества.

3.Познав действующие непреложно законы, человек будет иметь возможность выбора. Выбора между знанием и незнанием, между добром и злом, между правдой и ложью, законопослушанием и противоправным поведением. Но чем будет определяться этот выбор?

1.Социальными нормами 2.Уровнем развития общества

3.Но подлинное освобождение человека начинается с самого человека, когда свободным усилием воли он отказывается от зла и поворачивается к добру, добровольно ограничивает себя в чем-то, устанавливает сам для себя внутренние запреты. Именно это предопределяет выбор из многообразия возможных вариантов поведения. Отсюда некоторые современные философы делают вывод: человеческая деятельность не может получать свои цели извне, ничто внешнее по отношению к сознанию не может его мотивировать, человек совершенно свободен в своей внутренней жизни.

«Человек должен быть нравственным свободно, а это значит, что ему должна быть предоставлена некоторая свобода быть безнравственным» В.О.Ключевский

Животные действуют по программе, заложенной природой, у них нет выбора, а у человека он есть, значит он свободен. Но Б.Шоу говорил: «Свобода означает ответственность, вот почему многие боятся её». Ему вторит Ник. Бердяев: «Человек раб потому, что свобода трудна, рабство же легко».

Если мы делаем нравственный выбор сами, свободно, то и ответственность за этот выбор лежит полностью на нас. Социальная ответственность - способность человека вести себя в соответствии с интересами других людей и общества в целом, отдавать отчет о последствиях совершаемых действий перед собой и перед людьми. Это важнейший внутренний регулятор человеческой деятельности. Свобода без ответственности - произвол, распущенность, вседозволенность. Ответственность проявляется, прежде всего, в сознательной готовности человека следовать установленным нормам, оценивать свои поступки с точки зрения их последствий для себя и окружающих, принимать санкции в случаях допущенных нарушений. Темп жизни в современном обществе становится причиной частого появления у человека угнетенного, депрессивного состояния. Люди пытаются решить эту проблему, а свободное общество дает выбор: 1) услуги психолога 2)занятия спортом 3)путешествия 4)искусство 5)алкоголь, наркотики.

Общество дает варианты решения проблемы, а человек делает выбор сам, но он должен быть ответственным, т.е. осознанным, ведь если поступать по-другому, то ценой этого может стать жизнь. Виды ответственности - ….. слайд

Можно ли научить человека быть ответственным? Наверно, да, но это процесс очень долгий и сложный, складывающийся из множества факторов, влияющих на человека. И здесь надо говорить о социализации и её агентах, особую роль среди которых будут играть семья и государство, которые систематично и настойчиво демонстрируют индивиду образцы должного поведения, если надо, привлекают к ответственности. Но и строгая мама, и любая полиция, какими бы полномочиями она не обладала, борется не с самими безнравственными взглядами и принципами, а с их внешними проявлениями. Таким образом, единственной гарантией ответственного поведения является сам человек, его желания и умения поступать нравственно. И если мы позволяем себе свободу быть безнравственными, то в этом случае самым большим наказанием становятся «муки совести».

Итак, свобода - специфический способ существования человека, связанный с его способностью осознанно выбирать решения, поведение в соответствии со своими целями и интересами, неся ответственность за свой выбор.

«Рецепт свободы»

1.Познай законы развития природы и общества!

2.Научись делать осознанный выбор!

3.Пойми, что твой выбор предполагает ответственность за него!

4.Имей внутренние убеждения, совесть, чувство долга!

© 2010-2022