Рабочая программа по обществознанию 9 класс УМК Боголюбов Л. Н

Раздел Обществознание
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Департамента образования

г. Москвы

Автономная некоммерческая организация общеобразовательная

Частная Школа «Премьер» города Москвы



Россия 115563 Москва, улица Шипиловская, д. 40, корп. 2 Тел.(495) 393-08-18

E-mail: [email protected]




«Рассмотрено»

на заседании ШМО председатель методического объединения






Протокол № _________

«____»_________2015__ г.


«Согласовано»

заместитель директора по УВР, по ВР



/Е.Б. Машина /

/А.И. Аштрафзянов /




«____»_________2015__ г.


«Утверждаю»

директор школы




/ Ю.В. Андросова /



Приказ № _________

«____»_________2015__ г.


Рабочая программа

по Обществознанию

для 9 класса


1 час в неделю/ 34 учебных часов

уровень обучения : профильный

на 2015 - 2016 учебный год


Педагог - составитель

Бычкова С.А.

учитель истории и обществознания

АНО «Школа «Премьер» ЮАО г. Москвы











Общая характеристика программы

Рабочая программа по обществознанию предназначена для учащихся 9-го класса школы «Премьер» города Москвы.

Рабочая программа была составлена на основе программы Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников под ред. ЛН Боголюбова 5 - 9 классы : пособие для учителей общеобразоват. организаций / (Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова идр.). - 3 - е изд. - М. : Просвещение, 2014 г.

Предполагаемая программа ориентирована на учебник Л.Н. Боголюбова, Н.Ф., Н.И. Городецкой, Л.Ф.Ивановой. Обществознание. 9 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений / Л.Н. Боголюбов, А.И. Матвеев, Е.И. Жильцова и др.; под ред. Л.Н.Боголюбова, А.И.Матвеева; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд - во «Просвещение». - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2012 г.

Программа включает материал по обществознанию для 9 класса и рассчитана на 34 часа.

Рабочая программа по обществознанию на ступени основного общего образования составлена с опорой на фундаментальное ядро содержания общего образования (раздел «Обществознание») и задаёт перечень вопросов, которые подлежат обязательному изучению в основной школе. В программе делается акцент на сохранении традиционной для российской школы ориентации на фундаментальный характер образования.

Место и роль обществоведческого знания в образовании молодого поколения обусловлены его познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовно-нравственное становление личности человека.

Роль учебного предмета «Обществознание» в подготовке учащихся 9 класса в современном обществе в значительной мере связана с тем, насколько он помогает им отвечать на сущностные вопросы миропознания, миропонимания и мировоззрения: кто я? Как связаны прошлое и современность? Ответы предполагают, во-первых, восприятие семиклассниками основополагающих ценностей и мировоззренческого опыта своей страны, своей этнической, религиозной, культурной общности и, во-вторых, освоение ими знаний по истории человеческих цивилизаций и характерных особенностей исторического пути других народов мира. Учебный предмет «Обществознание» даёт учащимся широкие возможности самоидентификации в культурной среде, соотнесение себя как личности с социальным опытом человечества.

«Обществознание» - учебный предмет в основной школе, фундаментом которого являются научные знания о человеке и об обществе, о влиянии социальных факторов на жизнь каждого человека. Их раскрытие, интерпретация, оценка базируются на результатах исследований, научном аппарате комплекса общественных наук (социология, экономическая теория, политология, культурология, правоведение, этика, социальная психология), а также на знании философии. Обществознание как учебный предмет в основной школе акцентирует внимание учащихся на современных социальных явлениях.

Цели и задачи изучения курса



Главная цель изучения обществознания в современной школе - образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления мировоззренческого опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего обществоведческие знания в учебной и социальной деятельности. Вклад основной школы в достижение этой цели состоит в базовой обществоведческой подготовке и социализации учащихся.

Задачи изучения обществознания в 9 классе:

  • формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;

  • воспитание общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

  • развитие личности на исключительно важном этапе ее социализации - в подростковом возрасте, повышение уровни ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры

  • формирование у учащихся целостной картины общества, адекватной современному уровню знаний о нем и доступной по содержанию для школьников младшего и среднего подросткового возраста;

  • овладение учащимися умением получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию;

  • формирование у учащихся опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной позиции в общественной жизни.

Система оценивания достижений учащихся

Рабочая программа предусматривает индивидуальную, групповую, фронтальную работу учащихся через информационную, исследовательскую, проектную, дискуссионную деятельность и критериальное оценивание (Приложение № 1).

Система оценивания достижений учащихся - критериальная. Критериальное оценивание предполагает сравнение достижений учащихся с целью обучения и описывается критериями оценивания.

Высший балл по каждому критерию отражает уровень, реально достижимый учащимся к моменту изучения темы. Оценивание суммативной работы по теме производится в соответствии с рубрикой, которая показывает ученику, чему он должен научиться в результате изучения данной темы, и на что ему следует обратить внимание в процессе изучения темы. Технические баллы, полученные по всем критериям, суммируются и переводятся в отметку по соответствующей шкале.

Приложение 1. Критерии оценивания

Приложение 2. Планирование

Требования к результатам изучения предмета

К важнейшим личностным результатам изучения обществознания в 9 классе относятся следующие убеждения и качества:

  • осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;

  • освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважения прав и свобод человека;

  • осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

  • понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

Метапредметные результаты изучения обществознания в 9 классе выражаются в следующих качествах:



  • способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность: учебную, общественную и др.;

  • владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (работать с исторической картой, читать её, использовать как источник знаний; анализировать исторические факты, раскрывать причинно-следственные связи, сравнивая явления и события; составлять простой план; формулировать и обосновывать выводы);

  • способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, презентация и др.)

  • готовность к сотрудничеству с соучениками, участию в обсуждении; способность формировать собственное мнение, давать отзыв на ответы других учащихся.

Предметные результаты изучения обществознания учащимися 9 класса включают:



  • формирование относительно целостного представления об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной жизни, о механизмах и регуляторах деятельности людей;

  • знание отдельных научных понятий, отражающих наиболее важные социальные объекты;

  • умение находить нужную социальную информацию в различных источниках и адекватно ее воспринимать;

  • понимание побудительной роли мотивов деятельности человека;

  • приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности;

  • знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека;

  • понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;

  • умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения

Соотнесение элементов учебной деятельности школьников и ведущих процедур обществоведческого познания позволяет определить структуру подготовки учащихся 9 класса по обществознанию в единстве её содержательных (объектных) и деятельностных (субъектных) компонентов. Предполагается, что в результате изучения обществознания в 9 классе учащиеся должны овладеть следующими знаниями, представлениями, умениями:

1. Работа с различными обществоведческими источниками:

  • проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, тестовых, изобразительных и др.).

2. Описание (реконструкция):

  • рассказывать (устно или письменно) о цивилизационном развитии мира

3. Анализ, объяснение:

  • различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);

  • раскрывать смысл, значение важнейших обществоведческих понятий

4. Работа с версиями, оценками:

  • определять и объяснять (аргументировать) своё отношение к наиболее значительным событиям и личностям в мировом сообществе

5. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:

  • использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде



Место учебного предмета «Обществознание» в Базисном учебном (образовательном) плане

Предмет «Обществознание» изучается на ступени основного общего образования в качестве обязательного предмета в 9 классе в общем объёме 34 часа, т.е. 1 час в неделю.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»

Введение (2 часа)

Для чего необходимо изучать обществознание? Как работать с учебником? Сферы общества. Что связывает людей и общество. Устойчивость и изменчивость в развитии общества. Общественный прогресс и регресс.

Раздел I. Политика и власть (6 часов)

Политика и власть. Власть. Властные отношения Государство. Происхождение государства. Признаки государства. Формы государства. Государственно - территориальное устройство. Гражданство. Политические режимы. Понятие правового государства. Власть в правовом государстве. Признаки (принципы) правового государства.

Раздел II. Политика и гражданин (6 часов)

Гражданское общество. Местное самоуправление. Человек и политика. Политические события и судьбы людей. Как повлиять на политику? Гражданская активность. Политические партии и движения. Опасность политического экстримизма. Патриотизм.

Раздел III. Право, его роль в жизни общества и государства (6 часов)

Что такое право? Естественное право. Социальные нормы и правила общественной жизни. Мера свободы, справедливости и ответственности. Нормы права. Закон. Отрасли права.

Правоотношения и субъекты права. Сущность и особенности правоотношения. Субъекты правоотношения. Правонарушения и юридическая ответственность. Виды провонарушений. Проступок. Юридическая ответственность. Виды юридической ответственности. Презумпция невиновности. Правоохранительные органы.

Раздел. IV. Конституция РФ - основной закон государства (4 часа)

Конституция - основной закон государства. Конституционный строй. Основы государства. Основы статуса человека и гражданина. Права и свободы человека и гражданина. Права ребенка.

Раздел V. Отрасли российского права (6 часов)

Виды договоров и гражданская дееспособность несовершеннолетних. Право на труд. Трудовые правоотношения. Семейные правоотношения. Административные правоотношения. Уголовно - правовые отношения. Социальные права.

Раздел VI. Международное право (2 часа)

Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. Международное гуманитарное право. Международные документы по защите прав человека.

Итоговое повторение (2 часа)







РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ООП

1. Дополнительная литература

  1. Агеева И.Д. Кто лучше всех знает Россию? Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2014 (Игровые методы обучения).

  2. Агапова И.А. Давыдова Н. С. Тематические праздники по истории России: Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2013.

  3. Баранов П.А. Обществознание в таблицах: 8 - 9 класс: Справочные материалы / П.А. Баранов. - М.: АСТ: Астрель 2014.

  4. Боголюбов Л.Н., Иванова Л.Ф. Обществознание. Поурочные разработки. 9 класс: пособие для учителей ощеообразовательных организаций /Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкая, Л.Ф.Иванова и др.; Рос.акад.наук, Рос. акад. образования, изд - во «Просвещение», 2012 г.

  5. Никитин А.Ф. Основы обществознания. 8 - 9 кл.: Учебно - методическое пособие. - М.: Дрофа, 2013 г.

  6. Поздеев А.В. Универсальные поурочные разработки по обществознанию: 9 класс. - М.: ВАКО, 2012 г.

  7. Певцова Е.А. Обществознание: Книга для учителя. Методическое пособие 8 - 9 кл. М.: ТИД «Русское слово» - РС», 2012 г.

2. Интернет-ресурсы

1. Я иду на урок обществознания (методические разработки). - Режим доступа:

festival.1september.ru

2. Уроки, конспекты. - Режим доступа: pedsovet.ru

3. Информационно-коммуникативные средства

Коллекция мультимедийных уроков Кирилла и Мефодия «Обществознание. 9 класс» (CD).

4. Наглядные пособия

  1. Демонстрационные таблицы по разделам «Человек», «Общество», «Политика», «Экономика», «Социология»

5. Технические средства обучения

  1. DVD-плеер

  2. Телевизор

  3. Компьютер

Список литературы, использованной при составлении программы:

Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников под ред. ЛН Боголюбова 5 - 9 классы : пособие для учителей общеобразоват. организаций / (Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова идр.). - 3 - е изд. - М. : Просвещение, 2014 г.



















Приложение №1

Критерии оценивания различных видов работ



Оценка «5» - 1) материал усвоен в полном объеме, изложен логично, не требуется дополнительных вопросов

2) выводы опираются на теоретические знания, доказательны

3) применяются умения, необходимые для ответа

4) грамотная речь



Оценка «4» - 1) в усвоении материала допущены незначительные пробелы и ошибки

2) изложение, недостаточно систематизированное и последовательное

3) выводы доказательны, но содержат отдельные неточности

4) применяются не все требуемые теоретические знания и умения



Оценка «3» - 1) в усвоении материала имеются существенные пробелы

2) изложение недостаточно самостоятельное, не систематизированное, содержит существенные ошибки, в т.ч. в выводах

3) слабая аргументация

4) речь бедная



Оценка «2» - главное содержание не раскрыто









Календарно - тематическое планирование учебного материала по Обществознанию

для учащихся 9 класса на 2015 - 2016 учебный год

Количество часов в курсе: 34 (2 - в неделю)

№№ уроков


Название темы и количество часов. Сроки изучения (неделя месяца).

Формируемые УУД

Оценивание:

формы, сроки

1-2

Введение. Для чего необходимо изучать обществознание? Сферы общества. Устойчивость и изменчивость в развитии общества


(2 урока)


1-2 неделя сентября

Личностные:

  • устанавливать связи между целью учебной деятельности и её мотивом

  • формировать свою позицию о важности всех изучаемых в школе предметов для современного человека

Познавательные:

  • устанавливать межпредметные связи с историей, географией, литературой

Таблица «Сферы общества»

2 неделя

3-8

Тема 1. Политика и власть. Властные отношения. Государство


(6 уроков)


3-4 неделя сентября/1-4 неделя октября

Познавательные:

  • знать особенности развития политической власти

  • знать теории происхождения и признаки государства, формы правления, режимы власти, государственно - территориальное устройство

  • знать признаки правового государства

Регулятивные:

  • уметь работать с различными справочниками и использовать их как источник знаний

  • сводить знания в таблицу


  • объяснять понятия по теме

  • составлять связный и чёткий рассказ по тексу учебника и др.источникам знаний

Коммуникативные:

  • уметь работать в группе

  • участвовать в обсуждении

  • давать отзыв на ответы других учащихся

Схема «Форма государства»

3 неделя сентября

Тесты

4 неделя сентября

Контрольная работа

3 неделя октября

9-14

Тема 2. Политика и гражданин. Гражданское общество. Политические партии и движения


(6 уроков)


2- 4 неделя ноября/ 1-3 неделя декабря

Познавательные:

  • знать особенности взаимодействия политической власти и гражданина

  • знать особенности и черты гражданского общества

  • знать своеобразие современных политических партий

Регулятивные:

  • уметь работать с различными справочниками и использовать их как источник знаний

  • сводить знания в таблицу

  • объяснять понятия по теме

  • составлять связный и чёткий рассказ по тексу учебника и др.источникам знаний

Коммуникативные:

  • уметь работать в группе

  • участвовать в обсуждении

  • давать отзыв на ответы других учащихся

Личностные:

проектировать ситуацию на себя, формировать собственное мнение

Эссе

1 неделя ноября

Таблица «Современные политические партии и движения»

3 неделя ноября

Тесты

1 неделя декабря


15-20

Тема 3. Право, его роль в жизни общества и государства


(6 уроков)


4 неделя декабря/2-4 неделя января/ 1- 2 неделя февраля

Познавательные:

  • знать особенности права как социальной нормы

  • знать теории происхождения и признаки права, его отрасли

знать виды юридической ответственности

Регулятивные:

  • уметь работать с различными справочниками и использовать их как источник знаний

  • сводить знания в таблицу

  • объяснять понятия по теме

  • составлять связный и чёткий рассказ по тексу учебника и др.источникам знаний

Коммуникативные:

  • уметь работать в группе

  • участвовать в обсуждении

  • давать отзыв на ответы других учащихся

Личностные:

проектировать ситуацию на себя, формировать собственное мнение

Контрольная работа

4 неделя декабря

Таблица «Отрасли права»

2 неделя января

Эссе

1 неделя февраля

21-24

Тема 4. Конституция РФ- основной закон государства.


(4 урока)


3-4 неделя февраля/ 1-2 неделя марта

Познавательные:

  • знать положения Конституции РФ

  • знать основы статуса человека и гражданина

знать права ребенка

Регулятивные:

  • уметь работать с различными справочниками и использовать их как источник знаний

  • сводить знания в таблицу

  • объяснять понятия по теме

  • составлять связный и чёткий рассказ по тексу учебника и др.источникам знаний

Коммуникативные:

  • уметь работать в группе

  • участвовать в обсуждении

  • давать отзыв на ответы других учащихся

Личностные:

проектировать ситуацию на себя, формировать собственное мнение

Тесты

3 неделя февраля

Эссе

1 неделя марта

25-30

Тема 5. Отрасли российского права


(6 уроков)


4 неделя марта/ 1- 4 неделя апреля

Познавательные:

  • знать основные отрасли права РФ

  • знать основные обязанности и права человека

Регулятивные:

  • определять роль личности в истории и представлять это в виде сообщения

  • определять хронологию событий, соотносить события с веком, эпохой и показывать это на ленте времени

  • составлять схему государственного управления

  • анализировать исторический документ

Коммуникативные:

  • уметь работать в группе

  • участвовать в обсуждении

  • давать отзыв на ответы других учащихся

Личностные:

проектировать ситуацию на себя, формировать собственное мнение

Контрольная работа

3 неделя марта

Тесты

2 неделя апреля

31-32

Тема 6. Международное право


(2 урока)


1 - 2 неделя мая

Познавательные:

  • знать основные положения международного права

знать основы статуса человека и гражданина

Регулятивные:

  • уметь работать с различными справочниками и использовать их как источник знаний

  • сводить знания в таблицу

  • объяснять понятия по теме

  • составлять связный и чёткий рассказ по тексу учебника и др.источникам знаний

Коммуникативные:

  • уметь работать в группе

  • участвовать в обсуждении

  • давать отзыв на ответы других учащихся

Личностные:

проектировать ситуацию на себя, формировать собственное мнение


33-34

Итоговое повторение


(2 урока)


3 - 4 неделя мая

Познавательные:

  • знать основные сферы общества

  • знать теории происхождения и признаки государства, формы правления, режимы власти, государственно - территориальное устройство

  • знать признаки правового государства

Регулятивные:

  • уметь работать с различными справочниками и использовать их как источник знаний

  • сводить знания в таблицу

  • объяснять понятия по теме

составлять связный и чёткий рассказ по тексу учебника и др.источникам знаний

Зачет

3 неделя




© 2010-2022