Методическая разработка урока по учебной дисциплине «Экономика»

Раздел Обществознание
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Бюджетное профессиональное образовательное учреждение Омской области «Омский авиационный колледж имени Н. Е. Жуковского»



Методическая разработка урока

по учебной дисциплине «Экономика»

Тема урока «Законы спроса и предложения»



Преподаватель

Еськина Е. А.




2014

Пояснительная записка

Современное образование в значительной степени опирается на технологии развивающего обучения, широкое использование активных методов обучения.

Проведение учебных занятий по дисциплине «Экономика», с применением подобных методов повышает уровень мотивации к изучению экономических явлений и процессов, способствует развитию творческих и коммуникативных способностей обучающихся.

При разработке материалов занятия были использованы достаточно известные подходы к классификации методов обучения.

Так, например, Л.С. Выготский отмечал, что обучение влечет за собой развитие, так как личность развивается в процессе деятельности. Именно в активной деятельности, направляемой преподавателем, студенты овладевают необходимыми знаниями, умениями, навыками для их профессиональной деятельности. В основе активных методов лежит диалогическое общение, как между преподавателем и студентами, так и между самими студентами. А посредством диалога развивается умение решать проблемы коллективно, и самое главное развивается речь студентов, логическое мышление и умение аргументировать собственные утверждения. А.М.Смолкин дает следующее определение активным методам обучения: Активные методы обучения - это способы активизации учебно - познавательной деятельности студентов, которые побуждают их к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения материалом, когда активен не только преподаватель, но активны и студенты.

Методы активного обучения могут использоваться на различных этапах учебного процесса:

1 этап - первичное овладение знаниями. Это могут быть проблемная лекция, эвристическая беседа, учебная дискуссия и т.д.

2 этап - контроль знаний (закрепление), могут быть использованы такие методы как коллективная мыслительная деятельность, тестирование и т.д.

3 этап - формирование профессиональных умений, навыков на основе знаний и развитие творческих способностей, возможно использование моделированного обучения, игровые и неигровые методы

Мною был выбран урок - повторение, закрепления теоретических знаний в целях углубленного понимания механизмов взаимодействия рыночного спроса и предложения, формирования навыков применения экономических законов в решении возникающих ситуаций в реальной экономике.

Методическая база урока

Тема урока: Законы спроса и предложения. Рыночное равновесие

Цели урока

1Образовательные

  • Изучение действия законов спроса и предложения, механизма установления рыночного равновесия

2 Воспитательные

  • Формирование готовности к самосовершенствованию, умения формулировать и отстаивать собственную точку зрения, требовательности к себе

  • Поддержание устойчивого интереса к изучению экономики, экономического мышления, экономической культуры.

3 Развивающие

  • Содействие развитию навыков сравнительного анализа, коммуникативной деятельности, рационального экономического мышления потребителя; аналитического мышления и рефлексивных способностей студентов.

Задачи урока

  • Произвести анализ различных ситуаций, складывающихся на рынке.

  • Научиться вычислять равновесное количество товара и равновесную цену, определять величину дефицита и избытка товара, рассчитывать коэффициент эластичности спроса и предложения.

Тип урока повторение (систематизация и обобщение материала)

Методы обучения проблемный, практический ( задания и анализ и решение ситуаций), рефлексивный

Формы организации деятельности фронтальная, групповая, индивидуальная.

Основные понятия: Спрос, предложение, законы спроса и предложения, факторы спроса и предложения, рыночное равновесие, избыток и дефицит товара, эластичность спроса и предложения.

Оборудование компьютер

Необходимые материалы: презентация ( создана в программе Microsoft Power Point), дидактический материал для индивидуальных и групповых заданий ( тестовые задания, практические задачи)

План урока

1 Определение основных понятий характеризующих поведение потребителей и производителей на рынке.

2 Анализ рыночных ситуаций.

3 Выполнение практических заданий.

4 Подведение итогов. Рефлексия.

Ход урока

 Организационный

Приветствие, проверка готовности к уроку. Добрый день ребята! Как настроение? Все ли готовы сегодня к уроку? Можем начинать урок!

 Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению материала (Актуализация темы)

- Ребята, сегодня мы с вами продолжаем разговор начатый ранее. Давайте вспомним, какую тему мы изучали на прошлом занятии (слайд 2)

Методическая разработка урока по учебной дисциплине «Экономика»

- Уважаемые ребята, вспомните, пожалуйста, какую цель вы ставили перед собой? ( Предполагаемый ответ: слайд 3) Методическая разработка урока по учебной дисциплине «Экономика»


- Как вы считаете, сформулированная вами цель была достигнута? Что вы узнали на прошлом занятии?

(Предполагаемый ответ: Да, частично. Мы познакомились с понятиями: спрос и предложение, величина спроса и предложения, рыночное равновесие, дефицит, перепроизводство, эластичность спроса и предложения), (слайд 4)

- Ну что, давайте проверим, как вы справились с достижением данной цели!

 Систематизация и обобщение знаний

1 Определение основных понятий (слайд 5)

На данном этапе занятия обучающиеся осуществляют проверку ранее полученных знаний, смысл, значение основных понятий по теме занятия.

- Итак, ребята, перед вами имеются необходимые материалы. Возьмите бланк с заданием № 1(приложение 1). Подберите к каждому термину левой колонки определение из правой колонки.

Приложение 1

ЗАДАНИЕ 1 Подберите к каждому термину левой колонки определение из правой.

1) Эластичность

А) Повышение цен обычно ведет к уменьшению величины спроса, а снижение цен к увеличению величины спроса.

2) Равновесная цена

Б) Совокупность форм и организаций сотрудничества людей друг с другом, где встречаются продавцы и покупатели, одни хотят купить, а другие продать, на взаимовыгодных условиях.

3) Спрос

В) Объем товара определенного вида, который продавцы готовы продать в течение определенного времени.

4) Рынок

Г) Платежеспособная потребность.

5) Дефицит товара

Д) Повышение цен обычно ведет к росту величины предложения, а снижение цен - к ее уменьшению.

6) Закон спроса

Е) Цена, при которой продавцы готовы продать свой товар, а покупатели готовы его приобрести.

7) Предложение

Ж) Образуется на рынке, если цена установится ниже равновесной.

8) Закон предложения

З) Степень чувствительности спроса и предложения к изменению рыночной цены.

9) Рыночное равновесие

И) Образуется на рынке, если цена установится выше равновесной.

10) Перепроизводство товара

К) Ситуация на рынке, при которой спрос соответствует предложению.

- Ребята, выполнив задание, осуществим проверку и самооценку деятельности (слайды 6 и 7 ). Полученные результаты занесите в индивидуальный оценочный лист. Отметьте уровень сложности вопросов.

- Что ж ребята, вы проверили свои знания основных понятий темы. Я прошу вас прокомментировать высказывание (слайд 8)

Методическая разработка урока по учебной дисциплине «Экономика»

- Как это может быть связано с нашим занятием? (Предполагаемый ответ: Нам необходимо отработать навыки использования знаний полученных на прошлом занятии, углубить и упрочить свои знания по данной теме)

- Как вы полагаете, мы можем остановиться только на том, что владеем лишь понятиями? Достаточно ли знаний лишь теории? (Предполагаемый ответ: Нет, надо полученные теоретические знания научиться применять на практике)

- Молодцы! Ребята, а чего бы вы хотели достичь на сегодняшнем занятии? Какие задачи вы ставите перед собой?

( Предполагаемый ответ: Научиться анализировать различные ситуации на рынке.

Научиться вычислять коэффициент эластичности спроса и предложения, равновесное количество товара и равновесную цену, определять величину дефицита и избытка товара (слайд 9 )


  1. Давайте поразмыслим! (слайд 11)

- Что ж ребята, теоретические знания представляют лишь фундамент, основу деятельности. Важно не только знать, но и уметь! Попробуем воспользоваться знаниями и «построить» правильные суждения о реальных ситуациях, которые возникают на рынке. (слайд 10 )

- Разделимся на группы, поработаем в команде. Будем анализировать ( одна из наших задач на этом занятии) различные ситуации, которые могут возникнуть на рынке. Поочередно каждая группа обсуждает задание и представляет ответ. (Каждая группа получает по 2 задания. За каждый правильный ответ участники группы получают 5 баллов). (Приложение 2) (слайды 12,13,14,15,16,17).

Приложение 2

ЗАДАНИЕ Каждой группе поочередно будет задан вопрос, на который ей предстоит ответить.

1 В результате рекламной кампании население стало предпочитать кока-колу квасу. Что произойдет с кривой спроса на квас?

Правильный ответ: Предпочитая кока-колу квасу, люди стали меньше пить квас. Следовательно, спрос на квас уменьшится. Кривая спроса сдвинется влево вниз.

2 За последние годы в Омске появилось много новых кафе и ресторанов. Что можно сказать о кривой предложения на рынке услуг общепита?

Правильный ответ: Вход на рынок новых продавцов естественным образом увеличил предложение услуг общепита, следовательно, кривая предложения на этом рынке переместится вправо вниз.

3 Как отреагируют продавцы иностранных автомобилей на введение импортных пошлин на их товар? Изменится ли положение кривой предложения автомобилей?

Правильный ответ: Импортные пошлины, взимаемые с каждого ввозимого автомобиля, увеличат издержки продаж на нашем внутреннем рынке, а это значит, что продавцы сократят ввоз в нашу страну иностранных автомобилей. Кривая предложения сместится влево вверх.

4 Какая ошибка содержится в следующем утверждении?
«Холодная погода сократила величину спроса на комнаты в гостиницах на Черноморском побережье, уменьшив тем самым цену аренды комнаты. Падение цены аренды, в свою очередь, вызвало увеличение спроса, так что, в конце концов цена возвратилась к своему первоначальному уровню».

Правильный ответ: В данном утверждении перепутаны понятия «спрос» и «величина спроса». Правильно: холодная погода привела к сокращению спроса на комнаты т.к. спрос изменится при любом уровне цен.

5 Может ли возникнуть ситуация, когда при той же цене, что и раньше потребители согласятся приобретать больше блага?

Правильный ответ: Да может, если у потребителей увеличится доход

6 В каком случае потребители откажутся приобретать больше автомобилей по меньшей цене?

Предполагаемый ответ: Возможно при существенном удорожании нефти (бензина)


- Ну что ж, (слайд 18) вы все молодцы, активно обсуждали ситуации, предлагали свои решения. Не забывайте отражать результаты своей деятельности в оценочном листе.

Итак, ребята, нами произведена аналитическая работа, осталось упрочить умения вычислять параметры рыночного равновесия, навыков определения дефицита и избытка товара, эластичности спроса и предложения ( слайд 19)

3 Производим вычисления!

- Возьмите, пожалуйста, бланк с заданиями № 2. (Приложение 3) , (используем 2 варианта заданий) Каждый из вас обязательно решает задачу под номером один. Ребята, те, кто справиться быстрее, может решить задачу под номером 2.

Нам предстоит научиться определять характер эластичности спроса и предложения, рассчитывать параметры рыночного равновесия (равновесный объем товара и равновесную цену), устанавливать величину дефицита и перепроизводства.

Что нам понадобиться для выполнения эти задач?

А) Формула расчета коэффициента эластичности спроса:

Методическая разработка урока по учебной дисциплине «Экономика»
Б) Знание условий рыночного равновесия (величина спроса и величина предложения совпадают, равны между собой)

В) Знание условий образования дефицита и избытка товара (отклонение цены ниже или выше равновесной цены).

Условия оценивания работы:

  1. Две задачи решены полностью и правильно -10 баллов.

  2. Одна решена полностью и верно, вторая частично - 8 баллов.

  3. Только одна задача решена верно - 5 баллов.

  4. Частично решены обе задачи -3 балла

  5. Задачи нерешены - 0 баллов

Задание 2 ВАРИАНТ 1

Задача 1 На основе приведенных данных (таблица 1) рассчитайте коэффициенты эластичности спроса для каждого интервала цен.

Таблица 1

Цена на яблоки (руб.)

Величина спроса на яблоки (кг)

80

9

100

8

120

7

140

6

160

5

180

4

Задача 2 Спрос и предложение обедов в студенческой столовой описываются уравнениями:

Qd = 600 - 25р

Qs = 100 + 100p

где : Qd и Qs -величина спроса и предложения (шт);

р- рыночная цена (у. е.)

Определите параметры рыночного равновесия. Что произойдет, если цена установится на уровне 6 у. е.?

Задание 2 ВАРИАНТ 2

Задача 1 На основе приведенных данных (таблица 1) рассчитайте коэффициенты эластичности спроса для каждого интервала цен.

Таблица 1

Цена на яблоки (руб.)

Величина спроса на яблоки (кг)

12

20

10

40

8

60

6

80

4

100

2

120

Задача 2 Спрос и предложение обедов в студенческой столовой описываются уравнениями:

Qd =2400 - 100р ;

Qs = 1000 + 250р

где : Qd и Qs -величина спроса и предложения (шт);

р- рыночная цена (у. е.)

Определите параметры рыночного равновесия. Что произойдет, если цена установится на уровне 3 у. е. ?

- Итак, (слайд 20) время отведенное на решение задач истекло, давайте проверим полученные результаты и вы оцените свою деятельность в соответствии с критериями: (слайды 21,22,23,24,25). Продолжаем заполнять индивидуальные оценочные листы.

V Подведение итогов урока. Рефлексия

Вот и подошел к завершению наш урок

- Давайте вернемся к началу урока и вспомним, какие задачи мы ставили перед собой? (слайд 27)

Методическая разработка урока по учебной дисциплине «Экономика»

- Отработали практические навыки полностью? У всех получилось? (Предполагаемые ответы: Да, Частично)

- Что ж ребята, судя по вашим ответам, вами будет продолжена работа дома в рамках реализации данной задачи. Вам предлагается разно уровневое домашнее задание, выполнив которое вы сможете справиться с трудностями, возникшими при выполнении практических заданий (Приложение 4)

Приложение 4

Домашнее задание

Даны шкалы спроса и предложения на рынке помидоров:

Цена за 1 кг

(руб.)

Величина спроса

(млн.кг в год)

Величина предложения

(млн. кг в год)

100

10

3

120

9

4

140

8

5

160

7

6

180

6

7

200

5

8

а) Начертите кривые спроса и предложения для помидоров и найдите равновесную цену и равновесное количество.

б) Что будет иметь место - дефицит или избыток помидоров на рынке, - если цена будет равна 120 рублей; 200рублей?

в) Почему и в каком направлении будут изменяться цены на помидоры из пункта (б) в случаях дефицита и избытка?

г) Покажите на графике, как изменятся равновесная цена и равновесное количество, если Министерство здравоохранения России предупредит, что от потребления помидоров краснеют белки глаз и на коже выступает сыпь. Объясните, почему цена не сохранилась на своем первоначальном уровне.

д) Покажите на графике, как изменятся равновесная цена и равновесное количество, если правительство в порядке поддержки сельского хозяйства введет субсидию на каждый килограмм выращенных помидоров.

е) Определите коэффициент эластичности предложения помидоров для каждого интервала цен.

- В целом, вы активно работали при выполнении заданий, шкала оценивания деятельности на уроке вам известна, напоминаю (слайд 29).

Методическая разработка урока по учебной дисциплине «Экономика»

Но особо хочется отметить работу студентов…., они получают дополнительные 5 баллов.

(слайд30)

- Подводя итоги данного занятия, я прошу вас выразить свое настроение на уроке с помощью карточек зеленого и синего цвет. Насколько вы легко, уверенно (Зеленый цвет) чувствовали себя на уроке, или вы испытывали чувство неуверенности (синий цвет).(слайд28)

- Ребята, пожалуйста сдайте листы самооценки работы на уроке.

(Приложение 5)Приложение 5

Индивидуальный оценочный лист урока:

Ф.И. учащегося______________________________ группа ________

Тема _________________________________________________________

Этапы занятия

Показатели

Учебные задачи

1 Основные понятия (тест на установление соответствия)

Самооценка трудности вопросов (поставить галочку)

Трудные Нормальные Легкие

Количество набранных баллов

Хорошо помню понятия:


Не помню понятия (нужно выучить)

2 Давайте поразмыслим

Что я узнал нового?

Что я хотел бы узнать, рассмотреть подробнее?

Количество набранных баллов


3Индивидуальное выполнение заданий

Самооценка трудности задач (поставить галочку)

Трудные Нормальные

Легкие

Какие трудности возникли при выполнении заданий

Количество набранных баллов


Итоги занятия

Выполнил (а)

Задание 1

Задание 2

Задание 3

Работал (а) на уроке (по отношению к результату)

Подчеркнуть:

Эффективно

Не эффективно

Работал (а) на уроке (по эмоциям)

Подчеркнуть:

С интересом

Без интереса

Оценка деятельности на уроке

Общее количество набранных баллов

Оценка преподавателя

- Вы все молодцы! Всем большое спасибо! Желаю дальнейших успехов в изучении экономической науки! Оценки вам будут выставлены на следующем занятии в соответствии с набранными баллами! Еще раз всем спасибо! Урок окончен.

Заключение

По итогам проведенного занятия можно сделать вывод о том, что занятия обобщающего характера позволяют каждому обучающемуся систематизировать свои знания, найти сильные стороны и восполнить пробелы. Проведение уроков - практикумов позволяет учащимся лучше разобраться в теоретических вопросах, осознать практическую значимость экономики в современном мире. Практические занятия призваны углублять, расширять, детализировать знания, полученные на лекционных занятиях в обобщенной форме, а также содействовать выработке навыков профессиональной деятельности. Они развивают научное мышление и речь, позволяют проверить знания учащихся и выступают как средства оперативной обратной связи.

Литература

1. Иванов С.И. Преподавание курса «Основы экономической теории»: пособие для учителя 10-11 классов общеобразовательных учреждений. Профильный уровень образования. СПб: Вита-Пресс, 2005 г. - 320 с.

2. Кайзер Ф. Й. Методика преподавания экономических дисциплин. Книга для учителя. СПб: Вита-Пресс, 2007 г. - 184 с.

3. Канарская О.В. Инновационное обучение: методика, технология, школьная практика. СПб., 1997. - 480 с.

4. Липсиц И.В. Введение в экономику и бизнес (Экономика для неэкономистов): Учебн. для средн. спец. учебн. заведений. - 5-е изд. - М.: Вита-Пресс, 2003. - 208 с.

5. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. -- М.: Педагогическое общество России, 1998. -- 640 с.

6. Хвесеня Н.П., Сакович М. В. Методика преподавания экономических дисциплин. - Минск: БГУ, 2006 г. - 116 с.



© 2010-2022