• Преподавателю
  • Обществознание
  • Методические рекомендации для курсантов по подготовке к практическим занятиям по дисциплине «Основы философии» для специальности 031001 «Правоохранительная деятельность»

Методические рекомендации для курсантов по подготовке к практическим занятиям по дисциплине «Основы философии» для специальности 031001 «Правоохранительная деятельность»

Раздел Обществознание
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

КОЛЛЕДЖ ПОЛИЦИИ
















МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ КУРСАНТОВ ПО ПОДГОТОВКЕ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ» ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 031001 «ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»














Преподаватель: Мазуров Н.А.





МОСКВА 2014


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Практическое занятие - это основной вид учебных занятий, направленный на формирование учебных и профессиональных практических умений, и навыков дисциплины «Основы философии».

В процессе практического занятия согласно рабочей программы дисциплины «Основы философии», утвержденной цикловой комиссией истории, обществознания и мировой художественной культуры, студенты (курсанты) выполняют практических занятий под руководством преподавателя в соответствии с изучаемым содержанием учебного материала.

Практические занятия по «Основам философии» проводятся с целью более подробного рассмотрения определенного круга вопросов по указанному предмету. Особое внимание уделяется развитию умений и навыков работы с философскими источниками.

Выполнение студентами практических занятий направлено на:

  • обобщение, систематизацию, углубление теоретических знаний по следующим темам дисциплины «Основам философии»:

«Становление философии Древней Греции: натурфилософия, классическая школа, эллинистическая школа».

«Сократ. Платон. Аристотель».

«Основные направления философии ХХ века: неопозитивизм, прагматизм, экзистенциализм».

«Особенности русской философии».

«Этика и проблемы свободы. Этические проблемы развития науки».

  • формирование умений применять полученные знания в практической деятельности;

  • развития познавательных и творческих способностей

  • формирования самостоятельности мышления, способности к саморазвитию, самореализации.

Методические рекомендации по подготовке к практическим занятиям составлены в соответствии с рабочей программой курса «Основы философии» и предназначены для студентов 2 курса специальности 030912 «Право и организация социального обеспечения».

В соответствии с учебным планом на практические занятия по дисциплине «Основы философии» отводится 8 часов.

Практическая работа студентов предполагает закрепление пройденного материала, ответы на поставленные вопросы и изучение дополнительной литературы.

Ведущее место в практической работе студента отводиться работе с дополнительной литературой и источниками: проведению поиска необходимой информации в одном или нескольких источниках; определению о назначении, ценности источника и т.д. Следует отметить определенный объем философской литературы, выводы по отдельным философским проблемам. Поэтому студент должен вдумчиво работать с дополнительным материалом: определять позиции, взгляды автора; сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различие; сравнивать предлагаемые философские версии и оценки, выявляя сходство и различия; высказывать суждение о подходах (критериях), лежащих в основе отдельных версий и оценок, представленных в учебной и популярной литературе; определять и объяснять (аргументировать) свое отношение и оценку наиболее значительных событий и личностей в истории философии.

В основу структуры методического пособия положен проблемно-хронологический принцип, позволяющий рассматривать основные процессы и события всемирной истории через выявление причинно-следственных связей и при сопоставлении их с мировым ходом истории. Пособие включает 4 практических занятия, рассчитанных на 8 часов аудиторных занятий в соответствии с учебным планом.

Методические рекомендации к выполнению практических работ содержат:

Тему занятия;

План занятия

Список литературы и источников

Цель занятия;

Методические указания по подготовке к вопросам практического занятия.

ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

С МЕТОДИЧЕСКИМИ УКАЗАНИЯМИ.


Практическое занятие №1.

Диоген Лаэртский «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов». Платон «Апология Сократа» .

(2 часа)

План занятия.

1. Роль исторических источников (философских текстов) в изучении философии и истории философии;

2. Диоген Лаэртский как историк философии

3. Основные положения философии Сократа;

4. Основные положения философии Платона;

5. Платон о жизнедеятельности Сократа;

6. Основные идеи произведения Платона «Апология Сократа».

Источники и литература:

Источники:

  1. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1979.

  2. Философы Греции. Основы основ: логика, физика, этика. Серия «Антология мысли». М., 1999

  3. Горелов А.А. Основы философии. М., 2013.

  4. Школьный философский словарь. М., 1995.

  5. Философский энциклопедический словарь. М.,1983.



Литература:

  1. Гриненко Г.В. История философии М., 2007.

2. Краткий философский словарь. М., 2009.

3. Г.Г. Кириленко Е.В. Шевцов Краткий философский словарь. М., 2010.

  1. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. М., 1991.



Методические указания.

Цель занятия - изучение философских текстов философов Древней Греции, используя работу Д. Лаэртского .

При ответе на первый вопрос студент должен показать роль и значение изучение философских текстов. Дальнейший шаг - уяснение составных частей данного памятника мировой философской мысли. Особо следует обратить внимание на проблему критического подхода (критика источника) к изучению любого исторического документа, каким является произведение Д. Лаэртского.

Отвечая на второй вопрос, студент анализирует доступные в настоящее время данные о сохранившихся и дошедших до нас авторов древних философских текстов (Цицерон, Секст Эмпирик и др.) . Весьма полезным в этой связи может оказаться привлечение дополнительного археографического материала, приведенного в Хрестоматиях.

При рассмотрении третьего вопроса студенты должны иметь в виду, что философские воззрения Сократа повлияли на целую плеяду последующих философов Древней Греции. Особо следует обратить внимание на этическую проблематику философии Сократа, особенно учение о добродетели. Затем необходимо остановиться на методе, применяемом Сократом.

Отвечая на четвертый вопрос, студент должен на основании конкретных положений философского учения Платона показать объективный идеализм его концепции. Необходимо учесть и доказать влияние на концепцию Платона философии Сократа.

Пятый вопрос предполагает комментарии освещения Платоном жизненного пути Сократа, особенно его последнего этапа. Анализ следует заканчивать исследованием мотивов поведения Сократа перед его казнью в интерпретации его ученика Платона.

Отвечая на шестой вопрос, студенту следует, прежде всего, обратить внимание на то, что произведение Платона есть его первая работа по истории философии.


Практическое занятие №2

Эрих Фромм «Душа человека».

(2 часа)

План занятия.

  1. Особенности психоанализа как одного из направлений философии ХХ века.

  2. Основные философские воззрения Э. Фромма.

  3. Главные идеи работы Э. Фромма «Душа человека».

  4. Значение основных положений неофрейдизма для анализа кризисных периодов в развитии общества.

Источники и литература:

  1. Фромм Э. Душа человека. М. 1992.

  2. Антология мировой философии. М., 1969-1972. Т. 4.

  3. Горелов А.А. Основы философии. М., 2013.

  4. Зотов А.Ф. Современная западная философия. М., 2001.

  5. Новая философская энциклопедия. В 4 т. М., 2000 - 2001.

  6. Хрестоматия по истории философии. Западная философия. М., 2001.

  7. Мир философии. Книга для чтения. Ч. 2. Человек. Общество. Культура. М., 1991.

Методические указания.

Цель занятия - изучить сущность проблемы типологизации черт человека, рассматриваемом в психоанализе как направлении философии ХХ в. на примере данного текста.

Работу над темой следует начать с прочтения соответствующих разделов учебной литературы. Затем нужно изучить источники и сделать необходимые выписки из них, на которые следует опираться при ответе по предложенным вопросам.

При ответе на первый вопрос студент должен освятить основные направления философии ХХ века, включая и психоанализ, а так же выявление его основоположников. Особенно необходимо обосновать проблему включения в философский тезаурус новых категорий. Необходимо кратко остановиться и на взаимоотношении философии и психологии.

При ответе на второй вопрос необходимо подготовить материал об основополагающих философских идеях такого представителя неофрейдизма, как Э. Фромма. Студент должен показать и роль таких психологов и философов в развитии психоанализа, как З. Фрейда и К.-Г. Юнга.

При ответе на третий вопрос необходимо перечислить основные понятия работы Э. Фромма, связанные с типологизацией черт человека. Особенно необходимо подчеркнуть неразрешимые противоречия - экзистенциальные дихотомии (стремление к свободе и конформизм, стремление к справедливости и ненависть к человеку и др.).

При ответе на четвертый вопрос студенту надо проанализировать основные признаки нестабильности или кризисных периодов в развитии общества. Показать влияние кризисного времени на формирование определенных черт человека.




Практическое занятие №3

В.С. Соловьев «Русская идея».

(2 часа)

План занятия.

  1. Основные идеи и философские взгляды В.С. Соловьева.

  2. Работа В.С. Соловьева «Русская идея».

  3. Значение основных положений работы В.С. Соловьева для понимания современных проблем российского общества.

Источники и литература:

  1. Мир философии. Книга для чтения. Ч. 2.Человек. Общество. Культура. М., 1991.

  2. Гриненко Г.В. История философии. М., 2007.

  3. Горелов А.А. Основы философии. М., 2013.

  4. Школьный философский словарь. М., 1995.

  5. Волкогонова О.Д. Сидорова Н.М. Основы философии. М., 2014.

Методические указания.

Цель занятия - изучить основные положения работы В.С. Соловьева.

При ответе на первый вопрос студент должен показать знания основных положений философии В.С. Соловьева. Прежде всего, необходимо обосновать, что его философия носит системный характер, построенная методом идеалистической диалектики и ее особенность - религиозность.

Переходя к изучению второго вопроса необходимо остановиться на исторических условиях написания изучаемой работы. Особо необходимо отметить, что автор написал ее для опубликования за рубежом.

Третий вопрос предполагает обоснования связи основных положений работы с современными проблемами развития российского общества. Студенту необходимо показать, что идеи славянофильства, западничества и евразийства являются актуальными для современного российского этапа и вопросов дискуссии о путях и средствах достижения определенных политических целей.



Практическое занятие №4

Сенека «Нравственные письма к Луцилию».

(2 часа)

План занятия.

  1. Философские взгляды Сенеки как представителя римской стоической философии.

  2. Исторические условия написания «Нравственных писем к Луцилию».

  3. Проблема индивидуального нравственного самосовершенствования.

  4. Роль этических взглядов Сенеки в развитии античной философии.

Источники и литература:

  1. Философский энциклопедический словарь. М., 1983.

  2. Асмус В.Ф. Античная философия. М., 1998.

  3. Чанышев А.Н. Философия Древнего мира. М., 1999.

  4. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. М., 1991.

  5. Новая философская энциклопедия в 4 т. М., 2000-2001.

  6. Горелов А.А. Основы философии. М., 2013.

  7. Краткий философский словарь. М., 2009.

Методические указания.

Цель занятия - изучение философского текста Сенеки «Нравственные письма к Луцилию».

При ответе на первый вопрос студент должен, аргументировано показать место и роль стоической философии в античной философии. Важно подчеркнуть особенности римского периода в развитии идей стоиков и ее представителей (поздняя стоя). Необходимо ответить и на вопрос об идеале стоиков.

Приступая к рассмотрению второго вопроса, студент выявляет исторические условия написания автором своего произведения, особенность данного эпистолярного жанра (124 письма). Важным является и ответ на вопрос о причинах существования в мире зла и аргументацию римских стоиков по данной теме.

Третий вопрос предполагает аргументированного показа всей этической проблематики в философии и особенно вопроса индивидуального нравственного совершенствования. Важно подчеркнуть роль философии в нравственном совершенствовании и как это понимает автор писем. В этом же вопросе студент должен раскрыть понимание Сенекой проблем судьбы отдельного человека.

Ответ на четвертый вопрос предполагает проведение общего обзора проблем этики как раздела философии во всей античной философии. Далее необходимо ответить на вопрос: в чем своеобразие римского философа и его конкретный вклад в развитие всего комплекса этических проблем античности.

© 2010-2022