Разработка урока музыки в 6 классе на тему: Тембры-музыкальные краски

Цель урока: Создание условий для осмысленного и эмоционального восприятия понятия “тембр” Задачи урока: Воспитательная: -воспитывать интерес и любовь к музыке, потребность общения с ней; - совершенствовать эмоциональную сферу учащихся;- воспитывать художественный, ...  музыкальный и эстетический вкус. Образовательная:-помочь учащимся услышать и почувствовать роль тембра в создании музыкально- живописного образа;-систематизировать определённые знания о музыке, композиторах, средствах музыкальной ...
Раздел Обществознание
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Муниципальное бюджетное общеобразовательное

учреждение "Средняя общеобразовательная кадетская

казачья школа" Забайкальский край,

Нерчинский район, с. Знаменка





Разработка урока музыки в 6 классе

на тему:

Разработка урока музыки в 6 классе на тему: Тембры- музыкальные краски





Составила: учитель музыки 1 категории-

Трушина Светлана Юрьевна


Урок музыки в 6 классе: Тембры - музыкальные краски

Цель урока: Создание условий для осмысленного и эмоционального восприятия понятия "тембр"

Задачи урока:

Воспитательная:

-воспитывать интерес и любовь к музыке, потребность общения с ней;

- совершенствовать эмоциональную сферу учащихся;

- воспитывать художественный, музыкальный и эстетический вкус.

Образовательная:

-помочь учащимся услышать и почувствовать роль тембра в создании музыкально- живописного образа;

-систематизировать определённые знания о музыке, композиторах, средствах музыкальной выразительности;

Развивающие:

- развивать интеллектуальный и творческий потенциал учащихся;

- развивать музыкально-творческие способности, эмоциональное восприятие, внимание, музыкальный слух, певческий голос, мышление, память.

Предметные компетенции

  • расширить представление о тембре как средстве музыкальной выразительности

  • обогатить знания о тембровых особенностях скрипки, виолончели, альта , банджо

  • учиться вслушиваться в темброво-живописную красоту музыки

  • развивать вокально - хоровую грамотность

Информационная компетенция

  • находить ключевые знания в текстовом материале (тембр как средство музыкальной выразительности, тембр - как живописные краски, тембр как отражение образов и эмоционального состояния)

  • развивать понимание чтения музыкально - познавательного текста (посредством чтения музыковедческих терминов запоминать их написание, чтение развёрнутых художественно оформленных текстов обогащает речевую культуру, чтение текста создаёт эффект театрализации на уроке)

  • уметь оформлять краткие записи материала урока

Социальная компетенция

  • находить продуктивное сотрудничество со сверстниками в процессе

работы на уроке

Коммуникативная компетенция

  • воспитывать культуру общения через чтение и воспроизведение музыковедческого учебного текста (слышать и слушать ответ другого ученика)

  • формировать культуру анализа текста на примере приёма «описание» - описание тембровой характеристики музыкальных инструментов

Личностная компетенция

  • направить себя на построение самостоятельного маршрута общения с искусством (самостоятельное прослушивание музыки в домашних условиях)

Оборудование и музыкальный материал урока:

компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, карандаши для творческой работы, музыкальные произведения:

- Ф. Шопен «Полонез» ( ля-мажор),

-Н. Римский - Корсаков «Шехеразада» «Полёт Шмеля», из оперы «Сказка о царе Салтане»,

-С. Рахманинов, «Вокализ» (в переложении для виолончели),

-И.С. Бах, «Шутка». Из Сюиты № 2 для оркестра,

«Соната для альта и фортепиано: И. Брамс,

- Песня «Радуга-дуга»

Ход урока:

1. Организация класса

Дети входят в класс под музыку Ф. Шопена «Полонез» ( ля-мажор)

2. Самоопределение к деятельности.

Учитель: Добрый день, ребята!

Сегодня наш урок мы проведём под девизом «Ученику- удача, учителю- радость». Давайте это скажем хором.

Ребята! Вы вошли в класс под музыку Ф. Шопена

- А на какое состояние вас настроила эта музыка?

Дети: - радостное, веселое, мажорное, приподнятое, ликующее.

Учитель: А какого цвета такое состояние?

Д: -яркие сочные краски.

У: Именно слово, звук и цвет помогают нам понять всё многообразие мира, помогают нам увидеть в обыденной жизни всю многокрасочность и многоцветность.

Создание проблемной ситуации.

У: На столах у вас лежат карточки с некоторыми понятиями, которые нам сегодня пригодятся. (ученик зачитывает)

- звуковой колорит

- звуковая палитра

- звуковая красочность

- цветовая гамма

- окраска звука

А теперь посмотрите на слайд. Все инструменты вам знакомы?

(дети называют названия инструментов). (изображены скрипка, виолончель, альт, банджо)

Д. один из инструментов не знаем

У: А звучат они одинаково?

Д. нет.

У: Что нам сегодня надо узнать и вспомнить? Вам в помощь карточки.

Д: Звуковую палитру и окраску звука этих музыкальных инструментов, как называется неизвестный нам инструмент, как он звучит, вспомнить музыкальную окраску струнных смычковых.

У:. У каждого музыкального инструмента свой голос.

Вспомните, как называется такая окраска музыкального инструмента?

Д: тембр.

У: Обратитесь к словосочетаниям в карточках и назовите тему.

Тема нашего урока: Тембры- музыкальные краски (запись в тетради темы урока)

4. Постановка учебной задачи.

У: Сегодня, слушая музыку, мы с вами нарисуем музыкальную радугу и у каждого она будет состоять из тех цветов, которые вы услышите в этих музыкальных произведениях, ведь все мы слышим, казалось бы, одинаково, но воспринимаем звуки все по - разному..

Также мы определим роль тембра в создании музыкально- живописного образа произведения.

3. Актуализация знаний

В начальной школе вы сравнивали музыкальные звуки с красками в живописи, говорили о том, что каждый музыкальный инструмент имеет своё неповторимое звучание, свой ТЕМБР и звучат все инструменты по-разному.

Запись в тетради: Тембр - «окраска звучания»

5. Открытие нового знания

У: Объясните выражение: «Музыка неотделима от тембра, в котором она звучит».

Ученик: Поёт ли человеческий голос или пастушья свирель, слышится напев скрипки или переливы арфы - любое из этих звучаний входит в многоцветную палитру тембровых воплощений музыки.

У: Рассмотрим Нотный пример 33, страница 114 нашего учебника.

Представлен фрагмент из симфонической сюиты «Шехеразада» Николая Андреевича Римского - Корсакова.

-Что известно о характере звучания скрипки?

Д.: отвечают.

У: Теперь найдите вариант ответа в учебнике на стр. 114

Д: Каждому музыканту известно, что скрипке присуща особая ПЕВУЧЕСТЬ, поэтому ей нередко поручаются мелодии ПЛАВНОГО, ПЕСЕННОГО ХАРАКТЕРА, обладающего особой закруглённостью линий.

Запись в тетради: Скрипка - певучая, песенная

У:. Как показан образ Шехеразады в звучании скрипки?

Д. Слышится прелесть волшебной арабской ночи и нежный голос Шехеразады.

У:. Слушая фрагмент музыки из сюиты, предлагаю выбрать цвет и раскрасить первый цвет радуги.

Слайд 1- портрет Н.А. Римского- Корсакова

Слушание музыки: Н. Римский - Корсаков, Тема «Шехеразады»,

Из сюиты «Шехеразада», фрагмент

У: Скрипка обладает не только способностью быть певучей и песенной. У неё много талантов. Какой ещё способностью обладает скрипка?

Д: Известна и ВИРТУОЗНОСТЬ скрипки, её способность исполнять самые стремительные мелодии с необычайной лёгкостью и блеском.

Продолжаем запись в тетради: -виртуозная

У: Послушаем «Полёт Шмеля» из оперы Н.А. Римского - Корсакова «Сказка о царе Салтане». Вспомним литературный сюжет о полёте Шмеля , поможет нам учебник, стр. 115.

Д: Рассерженный Шмель, готовясь ужалить Бабариху, совершает свой знаменитый полёт. Звук этого полёта, который музыка воспроизводит с изобразительной точностью и огромным остроумием, создаётся мелодией скрипки, столь стремительной, что у слушателя действительно остаётся впечатление грозного шмелиного жужжания.

Д: Обратите внимание на нотный пример 34, страница 115. Указан быстрый темп «виваче» - «живо». Стремительный полёт шестнадцатых ноток рисует нам кружащее движение Шмеля.

У:. Слушая фрагмент музыки, разукрасим следующий цвет радуги.

Слушание музыки: Н. Римский - Корсаков, «Полёт Шмеля»,

из оперы «Сказка о царе Салтане», фрагмент

У: В семейство струнных смычковых инструментов входит и ВИОЛОНЧЕЛЬ. Инструмент представлен на иллюстрации страницы 116. Что мы знаем о характере звучания виолончели?

Д: Необычайная теплота и выразительность виолончели сближает её интонации с живым голосом - глубоким, волнующе - эмоциональным.

Запись в тетради: Виолончель - теплота, глубина звучания

У: Эта удивительная способность виолончели звучать необыкновенно тепло и выразительно и позволило исполнять вокальные произведения в инструментальном переложении. На странице 116 представлена иллюстрация инструмента и нотный вариант «Вокализа» С.В. Рахманинова, с широким, всеохватывающим, поющим легато (дуга, соединяющая звуки).

У:. Слушая фрагмент музыки, выберем цвет третьего лепестка.

Слайд 2. Портрет С. В. Рахманинова

Слушание музыки: С. Рахманинов, «Вокализ» (в переложении для виолончели), фрагмент

У:. А сейчас узнайте следующий инструмент (показан слайд с музыкальными инструментами)

Звучит альт ( соната для альта и фортепиано)

Д. Скрипку и виолончель послушали, сейчас звучит альт.

У. Это фрагмент сонаты для альта и фортепиано И. Брамса.

Что вы можете сказать об этом инструменте?

Д. Инструмент такого же устройства , что и скрипка, но несколько больших размеров, отчего звучит в более низком регистре.

У: Слушаем музыку и рисуем нашу радугу.

Слушание : «Соната для альта и фортепиано: И. Брамс

Слайд с портретом композитора.

У: Какой у нас остался инструмент?

Д. банджо.

У:. Банджо- это струнно-щипковый музыкальный инструмент , широко используется в стиле кантри. И послушаем мы музыку как раз в этом стиле.

При слушании продолжаем наш рисунок.

У..Что можем сказать о звуке банджо?

Д: Звук звенящий и немного резкий.

Музыкальная разминка .

Наша разминка тоже будет сегодня в стиле кантри. Слушаем музыку и повторяем за мной движения.

У:. Вспомните, под какую музыку мы входили на урок. (дети отвечают)

Предлагаю выразить в цвете музыку Шопена.

Слайд с портретом композитора.

Слушание «Полонез» ля-мажор. Ф.Шопен

6. Закрепление изученного материала

У: Мы закрасили только 5 цветов нашей радуги. А докрашивать радугу вы будете дома , это будет домашним заданием, ну, об этом позже.

У:. Посмотрите на слайд (показан семицветик - интонация- средства музыкальной выразительности)

Обратите внимание на лепестки цветка , их тоже семь, как 7 цветов радуги. Цветок с названиями средств музыкальной выразительности. Видим, что ТЕМБР - одно из выразительных музыкальных средств.

Давайте сделаем вывод , что мы сегодня узнали на уроке?

-Каждый музыкальный инструмент имеет свой тембр

-Музыкальные тембры можно сравнить с красками в живописи

-Тембр помогает «увидеть» музыкального героя

-Музыка неотделима от тембра

У: Исполнение песни «Радуга-дуга»

Вокально-хоровая работа

Дождь стучал по крышам - мыл витрин афиши,

Злился на асфальте и коснулся платья.

А когда притих немножко, дети вышли на дорожку

И увидели: "О чудо - Радуга взялась откуда"?

Припев:

Радуга-радуга, радуга-дуга,

Красками раскрасила речку и луга!

Радуга-радуга, радуга-дуга!

Пусть летит над городом песенка моя!

Мне бы на мгновенье Радуги коснуться,

Ну, и в дополнение, в краски окунуться,

Но, пройдёт ещё мгновенье и исчезнет прочь виденье,

Растворятся в небе краски и не будет больше сказки.

7. Обобщение:

.У: Сумели мы добиться цели урока?

Д: Рассказывают, что помогло им добиться цели урока.-

Мы расширили свои знания о тембре. учились слушать и различать тембровую красоту скрипки, виолончели, альта и банджо, составили цветовую палитру музыкальных фрагментов , читали музыкальные тексты в учебнике .

У: Как палитра у художника, так и звуки музыкальных инструментов разнообразны и красочны.

8. Домашнее задание.

Чтобы наша радуга была вся раскрашена и заиграла разными красками, дома вы найдёте 2 классических произведения и выразите их цветом.

9. Выставление оценок.

Помните девиз урока? Вы доказали, что умеете хорошо работать и этим доставили мне огромную радость!

Спасибо за творчество на уроке!

Источники:

  1. Музыка. 6 кл.: учебник . для общеобразовательных учреждений

Т.И. Науменко, В.В. Алеев.- 2 - е изд., стереотип.-М.: Дрофа, 2014 -158.

2 .uchportfolio.ru/materials/show/69231




9

© 2010-2022