- Преподавателю
- Обществознание
- Методическая рекомендация Информационно-коммуникационные технологии и их применение на уроках общественных дисциплин
Методическая рекомендация Информационно-коммуникационные технологии и их применение на уроках общественных дисциплин
Раздел | Обществознание |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Буря В.И. |
Дата | 02.03.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Информационно- коммуникационные технологии и их применение на уроках общественных дисциплин
Современный этап развития общества характеризуется рядом особенностей, к которым следует, прежде всего, отнести: возросшую значимость интеллектуального труда, ориентированного на использование информационного ресурса глобального масштаба; потребность в осуществлении доступной и оперативной коммуникации между отдельными специалистами и творческими коллективами для решения совместных научно-исследовательских задач и работы над едиными проектами; интегративный характер процессов, охватывающих науку, технику, образование.
и организационного управления.
Средства ИКТ обладают определенными дидактическими возможностями, реализация которых создает предпосылки интенсификации образовательного процесса, а также создания методик, ориентированных на развитие интеллекта обучаемого, активизацию познавательной деятельности, на самостоятельную генерацию знания и продуцирование информации. К основным из них относятся:
- интерактивный диалог между пользователем и средствами ИКТ, который характерен тем, что каждый запрос пользователя вызывает ответное действие системы и, наоборот, реплика последней требует реакции пользователя;
- компьютерная визуализация учебной информации об изучаемом объекте, процессе (наглядное представление на экране: объекта, его составных частей или их моделей; процесса или его модели, в том числе скрытого в реальном мире; графической интерпретации исследуемой закономерности изучаемого процесса);
- компьютерное моделирование изучаемых или исследуемых объектов, их отношений, процессов, явлений, как реально протекающих, так и «виртуальных» (представление на экране математической, информационно-описательной, наглядной модели адекватно оригиналу);
- аудиосопровождение информации, синхронное и асинхронное по отношению к предъявляемому материалу;
- представление информации на основе гипермедиа - технологии совмещения и представления аудио-, анимационной, графической, текстовой информации с помощью гипертекстовых связей;
- архивирование, хранение больших объемов информации с возможностью легкого доступа к ней, ее передачи, тиражирования;
- автоматизация процессов вычислительной, информационно-поисковой деятельности;
- обработка результатов эксперимента с возможностью многократного учебного повторения фрагмента или самого эксперимента;
- автоматизация процессов информационно-методического обеспечения, организационного управления учебной деятельностью и контроля результатами усвоения.
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) - совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и использования информации в интересах ее пользователей.
Использование применяемых в сфере образования ИКТ должно ставить своей целью реализацию следующих задач, таких как:
-
поддержка и развитие системности мышления обучаемого;
-
поддержка всех видов познавательной деятельности обучающегося в приобретении знаний, развитии и закреплении навыков и умений;
-
реализация принципа индивидуализации учебного процесса при сохранении его целостности.
Образовательные средства ИКТ можно классифицировать по ряду параметров:
1. По решаемым педагогическим задачам:
-
средства, обеспечивающие базовую подготовку (электронные учебники, обучающие системы, системы контроля знаний);
-
средства практической подготовки (задачники, практикумы, виртуальные конструкторы, программы имитационного моделирования, тренажеры);
-
вспомогательные средства (энциклопедии, словари, хрестоматии, развивающие компьютерные игры, мультимедийные учебные занятия);
-
комплексные средства (дистанционные учебные курсы).
2. По функциям в организации образовательного процесса:
-
информационно-обучающие (электронные библиотеки, электронные книги, электронные периодические издания, словари, справочники, обучающие компьютерные программы, информационные системы);
-
интерактивные (электронная почта, электронные телеконференции);
-
поисковые (каталоги, поисковые системы).
3. По типу информации:
-
электронные и информационные ресурсы с текстовой информацией (учебники, учебные пособия, задачники, тесты, словари, справочники, энциклопедии, периодические издания, числовые данные, программные и учебно-методические материалы);
-
электронные и информационные ресурсы с визуальной информацией (коллекции: фотографии, портреты, иллюстрации, видеофрагменты процессов и явлений, демонстрации опытов, видеоэкскурсии; статистические и динамические модели, интерактивные модели; символьные объекты: схемы, диаграммы);
-
электронные и информационные ресурсы с аудиоинформацией (звукозаписи стихотворений, дидактического речевого материала, музыкальных произведений, звуков живой и неживой природы, синхронизированные аудиообъекты);
-
электронные и информационные ресурсы с аудио- и видеоинформацией (аудио- и видеообъекты живой и неживой природы, предметные экскурсии);
-
электронные и информационные ресурсы с комбинированной информацией (учебники, учебные пособия, первоисточники, хрестоматии, задачники, энциклопедии, словари, периодические издания).
4. По формам применения ИКТ в образовательном процессе:
-
урочные;
-
внеурочные
5. По форме взаимодействия с обучаемым:
-
технология асинхронного режима связи - «offline»;
-
технология синхронного режима связи - «online».
Можно выделить несколько аспектов использования различных образовательных средств ИКТ в образовательном процессе:
1. Мотивационный аспект. Применение ИКТ способствует увеличению интереса и формированию положительной мотивации обучающихся, поскольку создаются условия:
-
максимального учета индивидуальных образовательных возможностей и потребностей обучающихся;
-
широкого выбора содержания, форм, темпов и уровней проведения учебных занятий;
-
раскрытия творческого потенциала обучающихся;
-
освоения студентами современных информационных технологий.
2. Содержательный аспект. Возможности ИКТ могут быть использованы:
-
при построении интерактивных таблиц, плакатов и других цифровых образовательных ресурсов по отдельным темам и разделам учебной дисциплины,
-
для создания индивидуальных тестовых мини-уроков;
-
для создания интерактивных домашних заданий и тренажеров для самостоятельной работы студентов.
3. Учебно-методический аспект. Электронные и информационные ресурсы могут быть использованы в качестве учебно-методического сопровождения образовательного процесса. Преподаватель может применять различные образовательные средства ИКТ при подготовке к занятию; непосредственно при объяснении нового материала, для закрепления усвоенных знаний, в процессе контроля качества знаний; для организации самостоятельного изучения обучающимися дополнительного материала и т.д. Компьютерные тесты и тестовые задания могут применяться для осуществления различных видов контроля и оценки знаний.
Кроме того, преподаватель может использовать разнообразные электронные и информационные ресурсы при проектировании учебных и внеаудиторных занятий.
4. Организационный аспект. ИКТ могут быть использованы в различных вариантах организации обучения:
-
при обучении каждого учащегося по индивидуальной программе на основе индивидуального плана;
-
при фронтальной либо подгрупповой формах работы.
-
5. Контрольно-оценочный аспект. Основным средством контроля и оценки образовательных результатов обучающихся в ИКТ являются тесты и тестовые задания, позволяющие осуществлять различные виды контроля: входной, промежуточный и итоговый.
Таким образом, использование ИКТ в преподавании общественных дисциплин значительно повышает не только эффективность обучения, но и помогает совершенствовать различные формы и методы обучения, повышает заинтересованность студентов в глубоком изучении программного материала.
Необходимо отметить, что ИКТ - это не только компьютер, это и умение работать с информацией. И тогда необходимо выделить коммуникативную технологию.
Коммуникативная технология предусматривает функциональность обучения (деятельность ученика):
-
ученик спрашивает;
-
подтверждает мысль;
-
побуждает к действию;
-
высказывает сомнения и в ходе этого актуализирует грамматические нормы.
Деятельность, в которой реализуется коммуникативная технология, может быть:
-
учебная;
-
игровая;
-
трудовая.
Единицей организации и ядром процесса обучения с использованием коммуникативной технологии является ситуация. С помощью ситуации:
-
устанавливается система взаимоотношений тех, кто общается;
-
мотивируется общение;
-
презентуется (преподносится) речевой материал;
-
приобретаются речевые навыки;
-
развивается активность детей и самостоятельность общения.
Обучение должно воздействовать не только на мышление учащихся, но и на их чувства, эмоции:
-
приносить учащимся радость;
-
сопровождаться положительными эмоциональными переживаниями.
В коммуникативной технологии отбор учебного материала отвечает потребностям учащегося.