- Преподавателю
- Обществознание
- Рабочая программа по обществознанию 9 класс
Рабочая программа по обществознанию 9 класс
Раздел | Обществознание |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Баранова Н.В. |
Дата | 26.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное общеобразовательное учреждение Иркутского районного
муниципального образования «Оёкская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено
На заседании МО __________
Протокол № 1
От «__»_______2015г.
Руководитель МО
_____________________
Согласовано
«__»_______2015г
Зам директора по УВР
Дунаева С.В.
_____________________
Утверждаю
Приказ № 96\13________
от «_01__»09_____2015г.
Директор МОУ ИРМО «Оёкская СОШ»
________О.П. Тыртышная
Рабочая программа
по обществознанию
для 9 класса
Базовый уровень
Учитель: Баранова Наталья Васильевна,
II квалификационная категория
Рабочая программа составлена на основе примерной государственной программы по обществознанию для общеобразовательных школ Л.Н. Боголюбов. Обществознание. Программы общеобразовательных учреждений 5-9 классы. М «Просвещение», 2011.
2015-2016 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе:
-
Федеральный компонент государственного стандарта (начального общего образования, основного общего образования, среднего (полного) общего образования) по (предмету), утвержден приказом Минобразования России от 5.03.2004 г. № 1089.
-
Федеральный государственный стандарт основного общего образования, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897.
-
Закон Российской Федерации «Об образовании» (статья 7).
-
Распоряжение министерства образования Иркутской области от 12.08.2011 года №920-мр «О региональном учебном плане общеобразовательных учреждений Иркутской области» (с изменениями, внесенными распоряжениями от 07.08.2012 г№962, от 10 мая 2012 г №561-мр на 4,5-11 классов).
-
Учебный план МОУ ИРМО «Оёкская СОШ» на 2015/2016 учебный год
-
Письмо службы по контролю и надзору в сфере образования Иркутской области от 15.04.2011 № 75-37-0541/11
Рабочая программа составлена на основе примерной государственной программы по обществознанию для общеобразовательных школ Л.Н. Боголюбов. Обществознание. Программы общеобразовательных учреждений 5-9 классы. М «Просвещение», 2011.
Рабочей программе соответствует учебник: Л.Н.Боголюбов Обществознание 9 класс М.: «Просвещение», 2010.
Рабочая программа курса «Обществознание» (базовый уровень) рассчитана на 1 час в неделю, общее число часов - 34 часа и соответствует стандарту среднего (полного) общего образования по обществознанию.
Данная рабочая программа по обществознанию для учащихся 9 классов разработана на основе примерной программы по обществознанию для общеобразовательных школ Л.Н. Боголюбов. Обществознание. Программы общеобразовательных учреждений 5-9 классы. М «Просвещение», 2011, рекомендованной Министерством образования РФ, в соответствии с Федеральными Государственными стандартами образования и учебным планом образовательного учреждения.
Рабочая программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю).
Рабочая программа обеспечена соответствующим программе учебно-методическим комплексом:
-Учебник для учащихся: Л.Н.Боголюбов. Обществознание. 9 класс. М.: «Просвещение», 2010.
- Рабочая тетрадь к учебнику Л.Н. Боголюбова. «Обществознание. 9 класс». Иванова Л.Ф., Хотеенкова Я.В., Просвещение, 2012.
Рабочая программа является приложением к образовательной программе среднего общего образования МОУ ИРМО «Оёкская средняя общеобразовательная школа» и обеспечивает достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.
Цели и задачи:
- развитие личности в ответственный период социального взросления человека (11-15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
- воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
- освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
- овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;
- формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношениях; отношениях между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.
Формы организации учебного процесса
- коллективная;
- групповая;
- индивидуальная.
Общая характеристика предмета
Содержание основного общего образования по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, человек в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Не менее важным элементом содержания учебного предмета «Обществознание» является опыт познавательной и практической деятельности, включающий работу с адаптированными источниками социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности в учебном процессе и социальной практике.
Место предмета в учебном плане
На изучение предмета отводится 1 час в неделю, итого 34 часа за учебный год.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Изучение обществознания в основной школе призвано создать условия для полноценного выполнения выпускником типичных для подростка социальных ролей; общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах; нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей; реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей; первичного анализа и использования социальной информации; сознательного неприятия антиобщественного поведения. Выпускник основной школы должен получить достаточно полное представление о возможностях, которые существуют в современном российском обществе для продолжения образования и работы, для самореализации в многообразных видах деятельности, а также об условиях достижения успеха в различных сферах жизни общества. Курс призван помогать предпрофильному самоопределению.
Личностно-деятельностное усвоение учебного материала по обществознанию в соответствии с программой обеспечит сформированность таких нравственных свойств и качеств у школьников, как целеполагание, интерес к познанию, готовность ко всему новому, дисциплинированность, ответственность, коммуникативность, социальная активность.
Таким образом, данная программа имеет ценностно-ориентированное и общекультурное значение, играет существенную роль в процессе самоидентификации младших подростков основной школы.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В результате изучения обществознания (включая экономику и право) ученик 9 класса должен:
Знать/понимать:
- социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
- сущность общества как формы совместной деятельности людей;
-характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
- содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.
- основные обществоведческие термины, т.е. распознавать их в различном контексте и правильно использовать в устной и письменной речи;
Уметь:
- описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
- сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
- характеризовать изученные социальные объекты и процессы, т.е. указывать свойственные им значимые признаки;
- объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);
- приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
- оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
- решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека
- осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;
- самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.).
- использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
• общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
• нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
• реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей
• первичного анализа и использования социальной информации.
Контроль уровня обученности
Оценка «5» - дается четкий, развернутый ответ на поставленный вопрос, все ключевые понятия темы, даются определения и описания, нет фактических неточностей, речь правильная, включаются факты, поддерживающие детали.
Оценка «4» - большинство ключевых понятий и фактов хорошо определяются, описываются, есть небольшие фактические неточности, речь правильная.
Оценка «3» - определяется и описывается около половины ключевых понятий, проблем и фактов. Около половины объема информации правильной, остальная неверная, неточная или отсутствует.
Оценка «2» - определяется незначительное количество (либо отсутствует полностью) ключевых понятий, проблем, фактов, в основном информация неверная или не относится к поставленному вопросу.
Материально-техническая база:
-компьютер;
-проектор;
-сканер;
-принтер;
-тесты.
Тематический план
№ п/п
Тема
Всего часов
1.
Введение.
1
2.
Глава 1. Политика
12
3.
Глава 2. Право
20
8.
Итоговое повторение
1
Итого:
34
-
Содержание курса (34 часа)
-
Введение (1 час)
Глава 1. Политика (12 часов)
Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Основные направления политики. Государство, его отличительные признаки. Государственный суверенитет. Внутренние и внешние функции государства. Формы государства. Политический режим. Демократия и тоталитаризм. Демократические ценности. Развитие демократии в современном мире. Правовое государство. Разделение властей. Условия становления правового государства в РФ. Гражданское общество. Местное самоуправление. Пути формирования гражданского общества в РФ. Участие граждан в политической жизни. Гражданская активность. Участие в выборах. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Референдум. Выборы в РФ. Опасность политического экстремизма. Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Политические партии и движения в РФ. Участие партий в выборах.
Глава 2. Право (20 часов)
Право, его роль в жизни общества и государства. Понятие нормы права. Нормативно-правовой акт. Виды нормативных актов. Система законодательства. Правоотношения и субъекты права. Сущность и особенности правоотношений, различия в возможности осуществления действий участников правоотношений, мера дозволенного, правоспособность и дееспособность физических и юридических лиц. Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя РФ. Права и свободы человека и гражданина. Гражданские правоотношения. Сущность гражданского права. Виды договоров. Гражданская дееспособность несовершеннолетних. Защита прав потребителя. Право на труд. Трудовые правоотношения. Трудовой кодекс РФ. Особенности положения несовершеннолетних в трудовых правоотношениях. Семейные правоотношения. Семейный кодекс РФ. Правоотношения супругов. Правоотношения родителей и детей. Административные правоотношения. Кодекс РФ об административных правонарушениях. Виды административных наказаний. Уголовно-правовые отношения. Основные понятия и институты уголовного права. Уголовная ответственность несовершеннолетних. Социальные права. Социальная политика государства. Право на жилище. Право на социальное обеспечение. Здоровье под охраной закона. Международно-правовая защита жертв вооружённых конфликтов. Международное гуманитарное право. Правовое регулирование отношений в сфере образования. Законодательство в сфере образования.
Итоговое повторение (1 час)
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по обществознанию
Класс: 9
Учитель: Баранова Н.В.
Количество часов:
Всего 34 часа; в неделю 1 час.
Плановых контрольных работ 1 ч, тестов 2 ч.;
Планирование составлено на основе примерной государственной программы по обществознанию для общеобразовательных школ Л.Н. Боголюбов. Обществознание. Программы общеобразовательных учреждений 5-9 классы. М «Просвещение», 2011.
Учебник: Л.Н.Боголюбов Обществознание 9 класс М.: «Просвещение», 2010
Дополнительная литература:
- Л.Н.Боголюбов, Л.Ф.Иванова. Методические рекомендации к учебнику Обществознание. Человек, право, экономика. 9 класс. - М.: Просвещение, 2010.
- Рабочая тетрадь к учебнику Л.Н. Боголюбова. «Обществознание». 9 класс. Иванова Л.Ф., Хотеенкова Я.В., Просвещение, 2012.
- Контрольно-измерительные материалы. Обществознание. 9 класс. А.В. Поздеев. М.: ВАКО, 2015.
Н.А. Григорьева. Олимпиадные задания по обществознанию 9-11 классы. М.: Глобус, 2008.
Календарно-тематический план
№ п/п
Наименование разделов и тем
Количество часов
Дата
Корректировка
I четверть - 9 недель, 9 уроков
1
Введение
1
Глава 1. Политика (12 часов)
2
Политика и власть.
1
3
Государство.
1
4
Формы государства.
1
5
Политические режимы.
1
6
Политические режимы. Демократия.
1
7
Правовое государство.
1
8
Правовое государство. Принципы правового государства.
1
9
Гражданское общество и государство.
1
Итого за I четверть 9 уроков
II четверть - 7 недель, 7 уроков
10
Участие граждан в политической жизни.
1
11
Значение свободы слова.
1
12
Политические партии и движения.
1
13
Повторительно-обобщающий урок по теме: «Политика».
Контрольная работа.
1
Глава 2. Право (20 часов)
14
Право, его роль в жизни общества и государства.
1
15
Система законодательства.
1
16
Правоотношения и субъекты права.
1
17
Правонарушения и юридическая ответственность.
1
Итого за II четверть 7 уроков
III четверть - 10 недель, 10 уроков
18
Виды юридической ответственности.
1
19
Правоохранительные органы.
1
20
Конституция Российской Федерации.
1
21
Основы конституционного строя РФ.
1
22
Права и свободы человека и гражданина.
1
23
Общечеловеческие правовые документы.
1
24
Гражданские правоотношения.
1
25
Защита прав потребителя.
1
26
Право на труд. Трудовые правоотношения.
1
27
Семейные правоотношения.
1
Итого за III четверть 10 уроков
IV четверть - 8 недель, 8 уроков
28
Административные правоотношения.
1
29
Уголовно-правовые отношения.
1
30
Социальные права.
1
31
Международно-правовая защита жертв вооружённых конфликтов.
1
32
Правовое регулирование отношений в сфере образования.
1
33
Повторительно-обобщающий урок по теме: «Право».
Контрольный тест.
1
Итоговое повторение (1 час)
34
Итоговое повторение. Итоговый тест.
1
Итого за IV четверть 8 уроков
Итого за год 34 урока