Конспект урока по обществознанию Социальная структура общества 10 класс

Раздел Обществознание
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

10

План-конспект урока по обществознанию в 10 классе по теме «Социальная структура общества» (базовый уровень).

Разработано учителем истории и обществознания МОУ «Скугареевская средняя общеобразовательная школа» Моисеевым Владиславом Владимировичем

Тип урока: комбинированный

Вид: урок изучения нового материала

Цель урока: Познакомиться с понятиями: социальная группа, социальный лифт, социальная мобильность, социальная дифференциация и стратификация , с интересами социальной группы; определить признаки социальной группы

Ожидаемые результаты:

А) в области знаний учащиеся узнают о

-том, что такое социальная группа, о видах социальных групп

-том, что такое социальная мобильность, о ее видах

- том, что такое социальная стратификация

Б) в области умений и навыков смогут проявить:

-способность давать определения понятиями из курса обществознания

-умение делать логические выводы при изучении нового материала

-самостоятельно работать с текстом и искать необходимую информацию

В) в области качеств, отношений, ценностей:

-воспитание у учащихся уважения друг к другу, к высказываемой точки зрения

-воспитание стремления к самосовершенствованию, индивидуальной и коллективной ответственности, учебно-познавательной самостоятельности.

Основные понятия:

Социальная группа- объединение людей, имеющих общий значимый социальный признак, основанный на их участии в некоторой деятельности, связанной системой отношений, которые регулируются формальными или неформальными социальными институтами.

Социальная стратификация-расслоение общества на группы(страты)

Социальная дифференциация- разделение общества на социальные группы

Социальная мобильность- переход из одной социальной группы в другую

Социальный лифт-это то, с помощью чего происходит перемещение из одной социальной группы в другую( образование, армия, профессия, брак)

Социальный статус- положение личности в обществе

Ресурсы для проведения занятия:

Учебник «Обществознание» базовый уровень для 10 классов .Л.Н Боголюбов, Просвещение, 2013 год

Методические рекомендации к учебнику « Обществознание» 10 класс Л.Н Боголюбова

Мультимедийное оборудование( компьютер, проектор, интерактивная доска или экран, презентация)

Ход урока:

  1. Организационный момент.(2 минуты)

Здравствуйте, ребята! Давайте познакомимся. Меня зовут Владислав Владимирович и сегодня я буду вести у вас урок обществознания.( учащиеся встают и называют своё имя и фамилии)

  1. Объяснение нового материала ( 20 минут)

Откроем тетради и запишем дату и тему нашего сегодняшнего урока :

« Социальная структура общества»

Прежде чем мы начнем рассматривать тему урока я вам предложу послушать притчу и ответить на вопрос « О чем эта притча? Почему отношение окружающих изменилось к вельможе? Как ситуация, которая была описана в притче, перекликается с нашим современным обществом?

Притча

Один вельможа в скромном будничном кафтане на праздник отправился к знатному горожанину. Он очутился среди людей, блиставших великолепием нарядов из шелка и бархата. С презрением гости смотрели на его бедную одежду. Вельможу умышленно не замечали, презрительно морщили нос и оттесняли от стола, ломившегося от яств. Тогда вельможа пошел домой, надел свой самый красивый кафтан и вернулся на праздник, исполненный достоинства, как какой-нибудь правитель. Гости сразу же стали заискивать перед ним. Каждый старался вступить с ним в разговор, или, по крайней мере, запомнить одно из его мудрых слов. Можно было подумать, что праздничный стол приготовили только для него. Со всех сторон ему предлагали самые вкусные кушанья. Вместо того, чтобы есть, вельможа запихивал их в широкие рукава кафтана. Гости осаждали его вопросами: « О, господин, что ты делаешь?». Вельможа, продолжая набивать свой кафтан яствами, ответил спокойно: «Я справедливый человек, и если говорить по правде, то ваше гостеприимство относится не ко мне, а к моему кафтану. Поэтому он должен получить то, что заслуживает».

Учащиеся отвечают на вопросы по прочитанной притче.

План урока:

  1. Многообразие социальных групп

  2. Социальная стратификация и социальное неравенство

  3. Социальная мобильность и социальные «лифты»

  4. Социальные интересы

1.Социальная структура и многообразие социальных групп

Дело в том, что в процессе жизнедеятельности люди объединяются в общество, которое представляет собой множество различных социальных групп. Что может относиться к таким группам? Это, например, народность, нация, общественный класс, сельская община, трудовой коллектив ,семья. Социальные группы различаются по своему масштабу, роли, которую они играют в обществе.

По какому же принципу такие непохожие сообщества людей можно объединить в единую категорию «социальная группа»? Ответ на этот вопрос прост. Общим является то, что все социальные группы объективно возникают в ходе жизнедеятельности людей вне зависимости от их воли и желания. Для каждой социальной группы присущи определенные признаки: национальность, доход, власть, образование, профессия, место жительства, религиозная принадлежность, образ и стиль жизни.

Как же взаимодействуют люди в социальных группах и как социальные группы связаны между собой? На этот вопрос ответ дали ученые-социологи. Они объяснили возникновение и существование социальных групп прежде всего общественным разделением труда и специализацией деятельности. Вспомним из истории то, что когда произошло отделение ремесла от сельского хозяйства, появилась особая группы людей- ремесленников, крестьян, городских и сельских жителей. А ремесленники какой-либо одной специальности стали объединяться в цеха.

Что же такое социальная группа? Давайте запишем в тетрадь

Социальная группа-это совокупность людей, имеющих общий социальный признак и выполняющих общественно необходимые функции в общественной структуре разделения труда

Виды социальных групп

Критерий

Виды

Примеры

По численности

  1. Большие

  2. Малые

  1. этнические, религиозные

  2. до 30 человек

По численности

  1. первичные

  2. вторичные

  1. семья, класс, студ.группа

  2. трудовой коллектив

по способы организации и регулирования взаимодействия

  1. формальные

  2. неформальные

  1. юридически оформленные

  2. не оформленные

2.Социальная стратификация и социальное неравенство

Как мы уже с вами выяснили, общество состоит из различных групп. Разделение же общества на группы называют социальной диффе­ренциацией.

1. Во всех без исключения обществах, даже на стадии первобытного об­щества, наблюдается социальное расслоение, или социаль­ная дифференциация. 2. На последующих этапах развития социальное расслоение усложнялось, становилось все более очевидным. 3. Различия в группах выражаются в их неоди­наковом доступе к экономическим ресурсам. 4. Различия в группах выражаются в их неодинаковом доступе к поли­тической власти. 5. Различия в группах выражаются в их неодинаковом доступе к образованию и другим социальным благам.)

Причины возникновения неравен­ства: 1. Различия во врожденных способностях. 2. Различия в отношении к труду. 3. Дискриминация на рынке труда. 4. Имущественные различия.

Социальное неравенство

-

+

  • Ведёт к социальным конфликтам

  • Порождает слой властных людей

  • Стимулирует конкуренцию

  • Усиливает стремления способных людей

В настоящее время большая группа людей, находящаяся на определенной позиции, получила название страта (слой), а со­вокупность расположенных в вертикальном порядке социальных слоев - социальная стратификация.

Принято различать следующие виды социальной стратифи­кации:

  • экономическая стратификация (выражается в различии доходов, уровня жизни, в существовании богатых, бедных и средних слоев населения);

  • политическая стратификация (деление общества на управ­ляющих и управляемых, политических лидеров и массу);

  • профессиональная стратификация (выделение в обществе различных групп по роду их деятельности, занятиям).

3.Социальная мобильность и социальные «лифты»

Этот пункт плана я вам предлагаю разобрать самостоятельно. Ваша задача на странице 156-158 прочитать информацию и ответить на вопросы:

  1. Что такое социальная мобильность

  2. Какие бывают виды социальной мобильности( привести примеры)

  3. Что такое социальный лифт

  4. Что такое социальный статус

На работу вам отводится время 5-7 минут.

Классификация мобильности

Вертикальная - движение вверх (восходящая мобиль­ность) или вниз (нисходящая мобильность) по социально-экономической шкале, связанное с изменением места в соци­альной иерархии.

Горизонтальная - географическое перемещение между районами, городами и т. д. или смена позиций на одном соци­ально-экономическом уровне, т. е. без изменения статуса («профессиональный карьеризм»).

Индивидуальная - перемещения вниз, вверх или по гори­зонтали происходят у каждого человека независимо от других.

Групповая - перемещения происходят коллективно (на­пример, после социальной революции старый класс уступает господствующие позиции новому классу).

Межпоколенная - сравнительное изменение социально­го статуса у различных поколений (например, сын рабочего становится инженером).

Внутрипоколенная - изменение статуса в рамках одно­го поколения (люди, как правило, достигают нового статуса благодаря собственным усилиям).

Организованная - перемещения человека или целых групп вверх, вниз или по горизонтали управляются государс­твом: с согласия самих людей, или без их согласия.

Структурная - вызвана изменениями в структуре эконо­мики и происходит помимо воли и сознания отдельных инди­видов (например, исчезновение или сокращение отраслей или профессий приводит к перемещениям больших масс людей).

Пути, по которым происходит перемещение людей из одних социальных групп в другие, называют каналами соци­альной мобильности, или социальными «лифтами».

4.Социальные интересы

Каждой социальной группе присуще определенные интересы, которые являются общими для всех ее участников.

Интересы, связанные с положением социальной группы в обществе и положением человека в этой группе называются социальными.

Социальные интересы воплощаются в действии.

К примеру, крестьяне и фермеры всегда были заинтересованы в результатах своего труда. Этот интерес заставляет их совершенствовать производство, добиваться более высоких урожаев

В многонациональных государствах различные нации заинтересованы в сохранении своего языка, своих традиций. Эти интересы способствуют открытию национальных школ и классов, выход в свет книг национальных авторов

Социальная группа призвана отстаивать свои интересы и защищать их. Осуществление социальных интересов может привести группу к воздействию на политику( письма и личные обращения представителей группы в органы власти, выступление в средствах массовой информации, проведение демонстраций, маршей)

III. Закрепление пройденного материала

1.К малой социальной группе можно отнести

1) верующих России

2) людей либеральных взглядов

3) женщин Москвы

4) бригаду рабочих

2.Дети, молодежь, мужчины - это социальные общности, выделяемые по

1) территориальному признаку

2) этническому признаку

3) демографическому признаку

4) профессиональному признаку

3. К социальным группам, выделяемым по поселенческому (территориальному) признаку, относится(-ятся)

1) народность

2) нация

3) горожане

4) класс

4. Социальный статус - это

1) поведение, ожидаемое от индивида

2) положение человека в обществе

3) форма поощрения индивидов

4) форма осуществления социальных функций

5. Одно из проявлений социального неравенства - различие в

1) доходах

2) способностях

3) темпераменте

4) духовных запросах

6.Восходящей вертикальной социальной мобильности относится

1) повышение по службе

2) занятие предпринимательской деятельностью

3) понижение по службе

4) выход на пенсию

7. Преподаватель становится старшим преподавателем, старший преподаватель - доцентом, доцент - профессором. Это пример

1) социальной стратификации

2) социальной адаптации

3) социальной мобильности

4) социализации

8. Семья в отличие от других малых групп характеризуется

1) высокой политической активностью

2) общностью быта

3) общими увлечениями

4) профессиональным ростом

9.Что такое социальная стратификация?

10. Что такое социальная дифференциация?

V. Итоги урока

Ребята, давайте сделаем вывод по изученной теме.

VI. Домашнее задание.

Параграф 14 ( стр 151-161). Вопросы для самопроверки 2,4,5,7,8 на стр 161 письменно)

Всем спасибо за работу. Урок закончен.

VII. Рефлексия.

Ребята, я предлагаю каждому высказать свое мнение по поводу того, что вам было понятно на уроке, что не понятно, что вам было интересно. Понравился ли вам урок?




© 2010-2022