Конспект урока по обществознанию на тему: Политическая сфера (Практическое занятие)

Место и роль урока в изучаемой теме: Практическое занятие №1Тип урока: комбинированныйФормы работы: индивидуальная, фронтальная, коллективнаяФорма урока: деловая игра «Референдум»Межпредметные связи: обществознание, история, правоВиды заданий: репродуктивные (по схеме), импровизированные, задания на самоорганизацию и самоконтрольФормы контроля усвоения темы: оценка учащихся самих себя (инсерт), самооценка учителя по уроку (рефлексия)Применение оборудования и инструментов: ноутбук, экран, раздато...
Раздел Обществознание
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока.

Аттестуемый педагог (ФИО): Каракулова Ольга Авельевна, БОУ НПО УР «Профессиональное училище №50», п. Кез.

Предмет: Обществознание

Группа __24

Тема урока: Политическая сфера (Практическое занятие)

Место и роль урока в изучаемой теме: Практическое занятие №1

Тип урока: комбинированный

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, коллективная

Форма урока: деловая игра «Референдум»

Межпредметные связи: обществознание, история, право

Виды заданий: репродуктивные (по схеме), импровизированные, задания на самоорганизацию и самоконтроль

Формы контроля усвоения темы: оценка учащихся самих себя (инсерт), самооценка учителя по уроку (рефлексия)

Применение оборудования и инструментов: ноутбук, экран, раздаточный печатный вариант, карточки с заданиями, тесты, бюллетени, протоколы, плакаты, ведомость.

Ресурсы: Горелов А.А. Обществознание для профессий и специальностей социально-экономичекого профиля: учебник для учреждений начального и сред. проф. обр. /2 издание. М.: Издательский центр Академия, 2011.

Человек и общество. Учебник для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений под ред. Л.Н. Боголюбова.- М.: Просвещение, 2002. ресурсы Интернета.

Цели:

Образовательные:- обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Политическая сфера», «Внутренние и внешние функции государства», «Признаки правового государства», «Типология политических режимов» в игровой форме.

Развивающие: Развивать приемы умственной деятельности посредством работы с тестами и бюллетенями, формирование политического мировоззрения и гражданской позиции в процессе дискуссии. Развиватьумение выделять главное, логически мыслить, оценивать ситуацию, свою деятельность, деятельность в коллективе.

Воспитательные: Воспитывать уважительное отношение друг к другу при работе в группе.

Задачи: В ходе игры определить основные понятия, связанные с темой урока.

«Проиграть » ситуацию с проведением выборов (научиться работать с бюллетенями, протоколом).

Распределить роли ЦИК, аналитика, журналиста, избирателей.

Составить список дел, познакомиться с правилами игры.

Научиться делать выводы.

Основные термины и понятия: выборы, бюллетень, ЦИК, протокол выборов, политический режим, функция государства, правовое государство.

Цели урока, как планируемые результаты обучения, уровень достижения целей.

Вид планируемых учебных действий

Учебные действия

Планируемый уровень достижения результатов обучения

Предметные

определение основных направлений в изучении темы, определение правил игры, построение нового знания о внутренних и внешних функциях государства, систематизация знаний о типологии политических режимов, определение понятия о правовом государстве; использование в работе элементов анализа и синтеза, установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство.

Обобщение и систематизация знаний учащихся по теме «Политическая сфера», «Внутренние и внешние функции государства», «Признаки правового государства», «Типология политических режимов» в игровой форме.

Регулятивные

  • целеполагание, как способность соотнести то, что уже известно, и то, что неизвестно

  • планирование как определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата

  • прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения

  • контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона

  • оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

  • волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

Развитие умения выделять главное, логически мыслить, оценивать ситуацию, свою деятельность

Познавательные

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, выделение наиболее важной информации, умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме, контроль и оценка промежуточных результатов деятельности.

Развитие умственной деятельности посредством работы с тестами и бюллетенями

Развитие умения выделять главное, логически мыслить, оценивать ситуацию, свою деятельность

Коммуникативные

включаемость в коллектив, учет позиции других людей, включаемость в обсуждение проблемы, умение задавать вопросы и отвечать на них, способность взаимодействовать с членами коллектива в соответствии с правилами, умение слушать и вступать в диалог, умение сотрудничать в поиске и сборе информации, умение аргументировать свою точку зрения.

Обобщение знаний в игровой форме.

Развитие приемов умственной деятельности (диалог - интервью, монолог - аргументация) Вовлечение в обсуждение в процессе дискуссии.

Развитие умения оценивать ситуацию, свою деятельность, деятельность в коллективе.

Воспитывать уважительное отношение друг к другу при работе в группе

Личностные

развитие познавательных интересов, учебных мотивов, осознание собственной жизненной позиции, жизненное самоопределение в политической сфере, соотнесение своих жизненных принципов с окружающим миром

формирование политического мировоззрения и гражданской позиции

Ход урока:

№ этапы урока, время

Методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Орг. Этап.

5 мин

Вступительное слово учителя.

Проверяет готовность учащихся к уроку.

Создает эмоциональный настрой на урок.

Слушают учителя

2. Подготовка к игре.

(Стадия вызова)

10 мин.

Консультация.

Плакаты: Политика, Выборы.

Подводит учащихся к озвучиванию темы и целей урока.

Уточняет понимание учащимися поставленных целей.

Напоминает учащимся об определенных правилах и условиях игры.

Помогает детям определить и выбрать для себя роли.

- Слушают учителя.

- Определяют тему урока (от частного к общему): на доске записаны подтемы «Внутренние и внешние функции государства», «Признаки правового государства», «Типология политических режимов»

- Исходя из темы и формы проведения занятия, ставят цели.

- выбирают себе роли (ЦИК - подсчет голосов, журналист - опрос респондентов, аналитик - прогнозируемый результат выборов)

- знакомятся с инструкцией

3. Игра. Структура игры.

(Стадия содержания)

25 мин.

Слово учителя


Плакаты: Политика, Выборы.

Разве не любопытно узнать преобладающее отношение вашего окружения к типу организации экономической жизни в стране, политической, правовой. Сегодня мы собрались здесь, чтобы сделать свой выбор политической системы. Представьте, что вы выбираете не за себя, а за последующие за вами поколения ваших детей, внуков. Это очень большая ответственность. Чтобы не ошибиться в определении своего будущего, надо вспомнить историческое прошлое нашего государства, сравнить его с сегодняшним днем и - сделать выбор. Сегодняшние выборы будут посвящены 3 подтемам по теме «Политика».

Выбор

Аналитический прогноз №1

Интервью №1

Работа в микрогруппах

Оформление протокола.

1. Референдум №1. «Выборы». Первый бюллетень содержит в себе простой вопрос - для чего лично вы идете на выборы?

Все учащиеся голосуют.

Аналитик (после голосования, но до объявления результатов): делает прогноз: для чего гражданину необходимы выборы? Обосновывает свои прогнозы.

ЦИК: подсчитывает голоса. Определяет ответ, набравший большинство голосов и победивший на выборах и отмечает в протоколе.

Журналист: обращаясь, к кому-либо лично, задает вопрос: «Какой ответ вы поддержали и почему?»(1-2 респондента)





Составление таблицы «Типы политических режимов»

2. Референдум №2. «Типология политических режимов».

Политический режим - порядок ведения дел в государстве, организация управления, отношения между управляющими и управляемыми. Выделяют 3 типа политических режимов: тоталитарный, авторитарный и демократический. При классификации режимов воспользуемся 3 критериями:

- форма идеологичности

- количество партий в государстве

- степень политического участия в народе

Задание 1. Контролирует и корректирует заполнение таблицы.

Зачитывают и запоминают термин, осознают его значение.



Самостоятельно читают текст параграфа, ищут необходимую информацию.

Заполняют таблицу

Выбор

Аналитический прогноз №2

Интервью №2

Работа в микрогруппах

Оформление протокола.

Задание 2. Референдум «Политический режим». Второй бюллетень содержит в себе вопрос: «Какой политический режим кажется Вам наиболее справедливым и экономически эффективным? »

Все учащиеся голосуют.

Аналитик (после голосования, но до объявления результатов): делает прогноз: какой политический режим имеет все шансы победить? Обосновывает свои прогнозы.

ЦИК: подсчитывает голоса. Определяет ответ, набравший большинство голосов и победивший на выборах и отмечает в протоколе.

Журналист: обращаясь, к кому-либо лично, задает вопрос: «Какой ответ вы поддержали и почему?»(1-2 респондента)

3. Референдум №3. «Внутренние и внешние функции государства»

Функция - это предназначение государства. Функции могут быть разделены на внутренние (по отношению к собственному населению) и внешние (по отношению к другим государствам).

Рассматривают слайд «Функции государства», делают для себя записи.

Кластер «функции государства»

Задание №1. Контролирует и корректирует заполнение кластера.

Самостоятельно читают текст параграфа, ищут необходимую информацию.

Заполняют кластер.

Выбор

Аналитический прогноз №3

Интервью №3

Работа в микрогруппах

Оформление протокола.

Задание №2. Референдум «Внутренние и внешние функции государства». Третий бюллетень содержит в себе вопрос «Какая из внешних и внутренних функций государства на сегодняшний день самая важная и актуальная»

Все учащиеся голосуют.

Аналитик (после голосования, но до объявления результатов): делает прогноз: Какая из внешних и внутренних функций государства на сегодняшний день самая важная и актуальная? Обосновывает свои прогнозы.

ЦИК: подсчитывает голоса. Определяет ответ, набравший большинство голосов и победивший на выборах и отмечает в протоколе.

Журналист: обращаясь, к кому-либо лично, задает вопрос: «Какой ответ вы поддержали и почему?»(1-2 респондента)

Аналитическое прослушивание.



Заполнение кластера.

4. Референдум №4. «Правовое государство»

Задание №1.Зачитывает стихотворения, выслушивает и корректирует высказывания учащихся.

Контролирует и корректирует заполнение кластера.

1. Дать права народу - это барство,
Пусть народ заткнётся и не воет;
Если все права у государства,
Значит, государство правовое.

2. От результата дыбом волосы,
Зря шла на выборы держава -
У нас такое право голоса,
Что не услышать голос права.

3. Мы - правовое государство,
Стараемся, по крайней мере,
Его основы чтить и верить,
Но губит все простое хамство.

Правовое государство - это государство, где на практике обеспечена высшая власть закона.

Слушают стихотворение, высказывают свое мнение.


Самостоятельно читают текст параграфа, ищут необходимую информацию.

Определяют признаки правового государства.

Заполняют кластер, вставляя пропущенные слова

Выбор

Аналитический прогноз №4

Интервью №4

Работа в микрогруппах

Оформление протокола.

Задание №2. Референдум «Правовое государство». Четвертый бюллетень содержит в себе вопрос «В условиях правового или неправового (полицейского) государства я предпочитаю жить и работать?»

Все учащиеся голосуют.

Аналитик (после голосования, но до объявления результатов): делает прогноз: какое из данных видов государства наиболее предпочтительно для населения? Обосновывает свои прогнозы.

ЦИК: подсчитывает голоса. Определяет ответ, набравший большинство голосов и победивший на выборах и отмечает в протоколе.

Журналист: обращаясь, к кому-либо лично, задает вопрос: «Какой ответ вы поддержали и почему?»(1-2 респондента)

4. Подведение итогов игры. (Стадия рефлек-

сии).

5 мин.

Составление индивидуального листа заданий.

Протокол

Инсерт

Сегодня вы побывали в роли избирателя и решили очень важные не только для себя вопросы.

- Давайте проверим, усвоили ли вы термины, используемые сегодня? (Учитель осуществляет проверку, оценивает деятельность учащихся.)

- В результате вы все заполняли бюллетени и составили общий протокол (озвучивает общие результаты, отмечает степень вовлеченности учащихся).

- В процессе игры. мы повторили и «оживили » важные политические темы. Насколько они были понятны вам? Нарисуйте на листочке соответствующий значок.

! - понятно

? - есть вопросы

+ - узнал много нового

(Организует осуществление самооценки)

Заполняют индивидуальный лист заданий

Подводят итоги голосования и делают вывод.

Осуществляют самооценку понимания темы.

Эссе

- Спасибо за урок. Д/З. Написать эссе по высказыванию У. Черчилля «Демократия - худшая из всех форм правления, за исключением всех остальных».

Дата: _______________ Подпись учителя:_______________

© 2010-2022