- Преподавателю
- Обществознание
- Обобщающий урок по главе 3. «Духовная сфера. Духовный мир человека» (9класс)
Обобщающий урок по главе 3. «Духовная сфера. Духовный мир человека» (9класс)
Раздел | Обществознание |
Класс | 9 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Барабанщикова Л.И. |
Дата | 03.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Бирючевская основная школа
Методическая разработка учебного урока
по обществознанию
Обобщающий урок по главе 3. «Духовная сфера. Духовный мир человека»
(9класс)
Барабанщикова Любовь Ивановна,
учитель истории и обществознания
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………………………………………………….
3
1. Цели учебного занятия…………………………………………………………………………………………………………………..
4
2. Технологическая карта учебного занятия………………………………………………………………………………………………
5
3. Методические рекомендации по проведению учебного занятия…………………………………………………………………….
15
4. Материально-техническое сопровождение ……………………………….…………………………………………………………..
15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………………………………………………………..
15
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………………...............................................................................
15
ПРИЛОЖЕНИЕ А. ………………………………………………………………………………………………………………………...
16
ПРИЛОЖЕНИЕ Б. …………………………………………………………………………………………………………………………
16
ПРИЛОЖЕНИЕ В. …………………………………………………………………………………………………………………………
16
ПРИЛОЖЕНИЕ Г…………………………………………………………………………………………………………………………..
16
Введение
Тема «Духовный мир человека» является для учащихся 9 класса фундаментальной в контексте становления духовно-нравственного мировоззрения и проводится в рамках обобщающего изучения раздела «Духовная сфера.»
Представленный урок обществознания - это познание самого себя как ЧЕЛОВЕКА - ГРАЖДАНИНА -ЛИЧНОСТИ. Это урок знакомства с общечеловеческими духовными ценностями, урок - общения и уважения.
Актуальность данного урока выражается в том, что реализуются межпредметные связи с литературой и философией в совокупности с технологией как проблемного, так и личностно - ориентированного обучения, признающий личность, её свободное творческое развитие. Содержание урока построено на разных уровнях: нормативной и вариативной части.
С целью активизации учащихся используются элементы игровой деятельности.
Наиболее оптимальной формой обучения является групповая и фронтальная работа.
Реализуется элементы технологии личностно - ориентированного обучения. В ходе диалога происходит обмен независимыми высказываниями, взаимопонимание, стремление к самораскрытию, самовыражению учащихся.
Во время работы в группе развивается: мыслительная деятельность, коммуникативная деятельность, рефлексивная деятельность.
Отобранные методы и формы мотивируют деятельность учащихся, им интересно работать, т.к. происходит смена разных видов деятельности (игры, работа в группах, рефлексия).
Во время занятия осуществляется опора на жизненный опыт, взгляд на себя со стороны. На уроке проявляется обратная связь: во время координации групп, во время ответов на вопросы и т.д.
В конце урока проводится рефлексия, где учащиеся анализируют свою деятельность и приобретённые навыки.
-
Цели учебного занятия
Цель: Продолжить формирование духовно-нравственного мировоззрения у учащихся.
Задачи:
1. Познакомить с элементарными общечеловеческими духовными ценностями.
2. Развивать элементарные навыки самооценки; рассмотреть причинно-следственную зависимость между воспитанием (средой) человека и его духовным ростом;
3. Продолжить воспитывать чувство ответственности за себя, свои слова и поступки, культуру сотрудничества через работу в группах.
Учебная задача решается на личностном уровне, образуя триаду:
Задача-диалог-игра, при чем диалог- это цель, средство и содержание обучения.
Тип урока: изучение нового материала
Формы обучения:
- фронтальная работа;
- индивидуальная;
- групповая работа.
Методы:
- проблемный (постановка проблемного вопроса);
- частично - поисковый (ответы на проблемные вопросы, формулирование определений, тезиса занятия);
- игровой (разыгрывание игровых ситуаций с элементами поиска нравственного выбора)
Используемые педагогические технологии:
- элементы технологии проблемного обучения;
- элементы технологии личностно-ориентированного обучения.
2. Технологическая карта учебного занятия
Этапы урока
Время
Содержание работы на уроке
Оснащение урока
Действия учителя
Действия учащихся
I. Эмоциональное погружение в тему
2
- Добрый день уважаемые учащиеся . Мне очень приятно Вас видеть на этом занятии.
У меня множество заветных мыслей, секретов и загадок. Но самая большая тайна-это Я сам! Необыкновенное я существо способное познавать мир, любить, страдать, переживать страх. Я - человек!
Едва научившись выражать свои мысли и чувства посредством знаков и символов человек стал размышлять о том, кто он собственно такой? И в чем его тайна?
Потребность раскрыть собственную тайну и составляет сущность человеческой жизни.
Великий Шеллинг говорил: «Человек в известной степени вырастает, когда он познаёт себя и свою мощь».
- Слушают педагога
Слайды со словами философа
II. Постановка проблемного вопроса.
1
- Ребята, что значит познать самого себя. И возможно ли это?
- Отвечают на проблемный вопрос
III. Активация и мотивация учащихся
2
- Есть ли что-то общее между изречением Сократа «Познай самого себя» и древнегреческим мифом о Нарциссе, прекрасном юноше, который был очарован своим отражением в воде и умер на месте, превратившись в цветок?
- Какое познание: познание самого себя или познание окружающего мира, вы считаете более важным и трудным?
- А. И. Герцен говорил: «Самое трудное для понимания надо искать не за тридевять земель, а у себя под ногами, возле нас!» Но этот процесс действительно труден, т.к. человек безмерно сложен и неисчерпаем.
- В чём же уникальность человека?
Владимир Солоухин: на современном этапе предметом изучения являются не только «+» и «-» заряды, сколько «+» и «-« в душе человека, то что выражается извечными словами «Добро и зло».
- Осмысливают слова великих философов и отвечают на поставленный вопрос
Слайды со словами философов
IV. Целеполагание. Тема урока
1
- Е. Евтушенко «Душа синя-синя, своя, а недотрога. Поехал бы в себя, да дальняя дорога»
И мы с вами продолжаем идти по трудной и тернистой дороге «Познания самого себя». А поможет нам в этом тема урока: ДУХОВНЫЙ МИР ЧЕЛОВЕКА
Цель нашей встречи сегодня:
-
Попытаться ответить на сложный вопрос: «Что значит быть духовно богатым, цельным человеком?»
-
Посмотреть на себя и оценить меру своего духовного начала.
Осмысливают слова поэта и поставленные перед ними цели урока
Слайды со словами поэта, цели урока
V. Изучение нового материала
30
- Предлагаю сегодня поработать в 2 группах.
В. Солоухин говорил: «Я мог бы многое услышать в этом мире, но, к сожалению, сам я всё время шумел»
- Что хотел этим сказать автор?
Я напоминаю основное правило урока «Человек говорит, мы его уважаем»
Разминка: Мудрая пословица гласит: «Если человек в течение дня скажет хотя бы одно доброе слово, увидит добрый поступок или сделает одно доброе дело, то он проживёт этот день не напрасно»
Я пускаю по кругу ВОЛШЕБНЫЙ МЯЧ «Доброты и внимания». Ваша задача, вспомнить и сказать, что хорошего, доброго вы успели совершить в это раннее утро для себя и для других.
- Я рада, что утро для многих было действительно Добрым. Как это здорово!
- Самая суть чисто человеческого здоровья - это когда его неудержимо тянет сказать, сделать что-то хорошее другому человеку. Как-будто это закон: раз мне, то должно быть и всем хорошо.
-Не бойтесь, ребята делится всем тем, что хорошего есть в вас с другими. Дарите радость своей души, и ваш духовный мир станет богаче.
- Какой мир мы называем духовным миром человека?
Внутренний мир людей разный. Существует древняя легенда, согласно которой греческий мудрец ДЕОГЕН появился солнечным днём на самой людной площади города с зажжённым фонарём в руке. Прохожие с удивлением спрашивали, что он ищет днём с огнём? А мудрец отвечал: ИЩУ ЧЕЛОВЕКА!
- Как вы думаете, о чём эта легенда?
- А другой философ призывал: «Люди будьте человечны - это ваш первый долг»
Определите в группах 2-5 человеческий долг.
Предлагаю поработать в группах и выделить 1 группе - характерные черты духовно-богатой личности (Приложение А), 2 группе - черты бездумных людей (Приложение Б).
ИГРА «ПРИЗНАНИЕ»
Я призываю вас, сделать признание того, что вызывает у вас - уважение.
Я ищущий, ведущий, ищу я в классной гуще, ищу я, выбираю лишь, то, что уважаю. А уважаю я (имя). Кто такая (имя) - Доброта! Кого выбираешь? (имя) Почему? Уважаю за доброту.
- Взгляните ребята на перечень тех качеств, которые мы с вами уважаем и назовите, хотя бы одно с которым человек рождается? Не назовёте. Почему?
- Предлагаю пофантазировать и сравнить человека в его собственном стремлении к росту с деревом.
На слайде:
1. прочный, прямой и крепкий, устремлённый к солнцу.
2. корявый, заросший, прячущийся в тени.
3.раскидистый, свободный, жизнеутверждающий, лёгкий, статный и высокий.
4. согнутый, сломанный, поникший к земле.
- Какие деревья вам нравятся?
- Если деревья е могут сами изменить себя или создать себя, то человек может! В этом его сила.
Есть выражение: твоя судьба, в твоих руках. Как понимать это?
Обсуждение письма (учебник с.200)
Н.В.Гоголь: «Ум не есть высшая в нас способность. Его должность не больше чем полицейская: он может только привести в порядок и расставить по местам, всё то, что заложено в нас»
Вывод: Духовно-богатая личность - это личность, обладающая УМОМ в сочетании с НРАВСТВЕННОСТЬЮ.
Духовность - это тяга к высшим духовным ценностям, к тому, что свято для человека, его убеждения, выраженные в его поведении.
- Предлагаю выполнить следующее задание в группах.
Задание 1 группе (ПРИЛОЖЕНИЕ В)
Задание 2 группе (ПРИЛОЖЕНИЕ Г)
- Какая из ценностей имеет для вас наибольшее значение?
Почти все духовные общечеловеческие ценности исповедуются в религии.
- Определите, какая из нравственных ценностей изложена в Нагорной проповеди Христа?
Вам, слушающим говорю:
Любите врагов ваших,
Благотворите ненавидящих вас.
Благословляйте проклинающих Вас
И молитесь за обижающих Вас.
Ударившему тебя по щеке,
Подставь и другую и
Отнимающему у тебя верхнюю одежду
Не препятствуй взять и рубашку.
(гуманность)
- А вот строки Игоря Северянина:
Благословенны будьте травы,
И воды в зелени оправ.
Виновных нет, все люди правы,
Но больше всех -простивший прав.
- Какое качество человека воспевает поэт?
- Ребята, а что помогает человеку стать духовно-богатой личностью?
- мы достаточно поработали, чтобы нарисовать сложный портрет духовно-нравсвенного человека, а помогут нам в этом наши ключевые слова.
Я уверена, что многие из Вас стремятся быть духовно-богатыми людьми. Но с чего же нужно начать?
А начать надо с размышления о том, что есть ДОБРО и ЗЛО, ЛЮБОВЬ и МУДРОСТЬ. Что во мне хорошего и плохого, какой я по отношению к себе и другим?
Помните что: тот, кто делает добро другому, делает добро самому себе.
1. Одни люди утверждают, что нужно относится с уважением прежде всего к себе.
2. Другие наоборот считают, что важнее научится уважать других.
- А как думает вы?
- Используя, набор слов, выведите золотое правило нравственности.
- В. Солоухин говорил: «высшее счастье человека, хотя это и банально в принесении радости другим людям, стремлении увидеть лучшее стороны человека. Ведь дарить радость - значит творить добро».
- Давайте, говорить друг другу комплименты! (игра в классе)
Мне кажется, в классе стало намного светлее. Недаром говорят: доброе слово, что весенний день.
- Предлагаю увеличить это приятное настроение и поиграть в игру «Желание».
- О. де Бальзак говорил: «Признавшись в своей слабости, человек становится сильным».
- Я предлагаю вам посмотреть на себя своими глазами и признаться:
1. Мне нравится больше всего во мне самой(ом)…
2. Если бы я мог избавиться от одного качества характера, это было бы…
- У Маргариты Шагинян есть такие строки: «А растёт человек - до самой смерти»
- Как вы понимает это выражение?
- Отвечают на проблемный вопрос
Передают мяч и рассказывают о своих добрых поступках.
- Выражают своё понимание данного понятия
- Выражают своё понимание сути легенды
- Работают в группах, выполняя предложенные задания
- Работают в группах, выполняя предложенные задания
Играют в игру
- Отвечают на предложенный вопрос
Потому что все качества приобретаются человеком в процессе жизни.
- Отвечают на предложенный вопрос
- Работают в группах, выполняя задание учителя
- Обсуждают поставленный вопрос
- Анализируют текст проповеди Христа.
- Выражают своё понимание строк И. Северянина
(поэзия, нравственные заповеди, посещение театра, занятие спортом, чтение книг, живопись…)
- Обобщают, составляют образ духовно-богатого человека
Уважать себя нужно, но не настолько, чтобы никого другого вокруг не замечать.
«Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе»
- Произносят друг другу комплименты
- Играют в игру «Желание» Тот, кто обрывает лепесток ромашки, просит исполнить желание, которое порадует в целом всех без исключения.
- Выражают свои признания, проводя самокритику своей личности
- Выражают своё понимание строк М. Шагинян
Человек всю свою жизнь учится, совершенствуется и морально растёт.
VI. Подведение итога
3
У французского писателя В.Гюго есть такие строки: « У каждого человека три характера: тот, который ему приписывают, тот, который он сам себе приписывает и наконец, тот, который есть у него в действительности».
Я желаю Вам в действительности быть духовно - богатыми людьми, способными сопротивляться жизненным испытаниям, терпеливо преодолевать трудности, любить, страдать, ошибаться, раскаиваться и сеять вокруг себя доброе и вечное!
И не забывать, что ты ЧЕЛОВЕК!
- Вернёмся к вариантам решения проблемного вопроса. Предлагаю составить оптимальный вариант: «Что значит познать самого себя. И возможно ли это?»
- Попробуйте предложить тезис к нашему уроку.
Выставив вам оценки, хочу напомнить. Что самый строгий учитель - это жизнь, и она вас оценит в зависимости от того, какими вы людьми станете.
- Слушают учителя
- Высказывают свои варианты решения проблемного вопроса
- Предлагают тезисы к уроку
VII. Рефлексия
3
- Наш урок подходит к концу, и я предлагаю оглянуться назад, оценить свою деятельность на уроке, т.е. провести рефлексию отметьте по 5-бальной системе себя, урок, работу группы
- В конце урока я тоже провожу для себя рефлексию.
- Обучая вас, чему я у вас научилась?
(Овладеваю навыком постановки вопроса и ищу ответ, размышляю…….)
- Закончить урок хотелось бы словами Шиллинга: «Когда человек познаёт самого себя и свою мощь, то в известной степени он вырастает»
Я, надеюсь, что сегодня каждый из вас, хотя бы немного, но подрос.
Спасибо за работу.
- Осуществляют рефлексию
Слайды
3. Методические рекомендации по проведению занятия
Перед началом занятия необходимо приготовить рабочие места для 2 групп по 10 человек.
4. Материально - техническое сопровождение
Для проведения данного учебного занятия необходим мультимедийный проектор, компьютер.
Заключение
Методическая разработка данного учебного урока разработана в соответствии с современными требованиями и ориентирована на формирование духовно-нравственного воспитания учащихся.
Вышеизложенный урок является одним из примеров реализации элементов технологии проблемного и личностно-ориентированного обучения.
Литература
1. Борисов, П.П. Компетентностно-деятельностный подход и модернизация содержания общего образования / П.П. Борисов // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2003. - № 1, с.58-61.
2. Кукушкин, В.С. Теория и методика обучения (В.С. Кукушкин) - Ростов - на/Д: изд-во Феникс, 2005. - 474 с.
3. Фейнберг, Е. Л. Интуиция и логика в искусстве и науке (Е.Л. Фейнберг) - Фрязино: изд-во «Век 2», 2004. - 288 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Тактичность, вежливость, милосердие, совесть, раскаяние, культура, сострадание, доброта, свобода, красота.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Ненависть, зло, лицемерие, жадность, грубость, ложь, жестокость, болтливость, зависть, безжалостность.
ПРИЛОЖЕНИЕ В
Выделите из перечисленных ниже общечеловеческие духовные ценности: истина, добро, красота, свобода, вера, надежда, любовь, благородство, достоинство.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г
Выделите святые ценности из перечисленных ниже: жизнь, здоровье, семья, уважение людей, интнресная работа. Общение с друзьями, материальный достаток.