Обобщающий урок по главе 3. «Духовная сфера. Духовный мир человека» (9класс)

Тема «Духовный мир человека» является для учащихся 9 класса фундаментальной в контексте становления духовно-нравственного мировоззрения и проводится в рамках обобщающего изучения раздела «Духовная сфера.» Представленный урок обществознания – это познание самого себя как ЧЕЛОВЕКА – ГРАЖДАНИНА –ЛИЧНОСТИ. Это урок знакомства с общечеловеческими духовными ценностями, урок – общения и уважения.
Раздел Обществознание
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Бирючевская основная школа







Методическая разработка учебного урока

по обществознанию


Обобщающий урок по главе 3. «Духовная сфера. Духовный мир человека»

(9класс)







Барабанщикова Любовь Ивановна,

учитель истории и обществознания



ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………………………………………………….

3

1. Цели учебного занятия…………………………………………………………………………………………………………………..

4

2. Технологическая карта учебного занятия………………………………………………………………………………………………

5

3. Методические рекомендации по проведению учебного занятия…………………………………………………………………….

15

4. Материально-техническое сопровождение ……………………………….…………………………………………………………..

15

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………………………………………………………..

15

ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………………...............................................................................

15

ПРИЛОЖЕНИЕ А. ………………………………………………………………………………………………………………………...

16

ПРИЛОЖЕНИЕ Б. …………………………………………………………………………………………………………………………

16

ПРИЛОЖЕНИЕ В. …………………………………………………………………………………………………………………………

16

ПРИЛОЖЕНИЕ Г…………………………………………………………………………………………………………………………..

16








Введение

Тема «Духовный мир человека» является для учащихся 9 класса фундаментальной в контексте становления духовно-нравственного мировоззрения и проводится в рамках обобщающего изучения раздела «Духовная сфера.»

Представленный урок обществознания - это познание самого себя как ЧЕЛОВЕКА - ГРАЖДАНИНА -ЛИЧНОСТИ. Это урок знакомства с общечеловеческими духовными ценностями, урок - общения и уважения.

Актуальность данного урока выражается в том, что реализуются межпредметные связи с литературой и философией в совокупности с технологией как проблемного, так и личностно - ориентированного обучения, признающий личность, её свободное творческое развитие. Содержание урока построено на разных уровнях: нормативной и вариативной части.

С целью активизации учащихся используются элементы игровой деятельности.

Наиболее оптимальной формой обучения является групповая и фронтальная работа.

Реализуется элементы технологии личностно - ориентированного обучения. В ходе диалога происходит обмен независимыми высказываниями, взаимопонимание, стремление к самораскрытию, самовыражению учащихся.

Во время работы в группе развивается: мыслительная деятельность, коммуникативная деятельность, рефлексивная деятельность.

Отобранные методы и формы мотивируют деятельность учащихся, им интересно работать, т.к. происходит смена разных видов деятельности (игры, работа в группах, рефлексия).

Во время занятия осуществляется опора на жизненный опыт, взгляд на себя со стороны. На уроке проявляется обратная связь: во время координации групп, во время ответов на вопросы и т.д.

В конце урока проводится рефлексия, где учащиеся анализируют свою деятельность и приобретённые навыки.



  1. Цели учебного занятия

Цель: Продолжить формирование духовно-нравственного мировоззрения у учащихся.

Задачи:

1. Познакомить с элементарными общечеловеческими духовными ценностями.

2. Развивать элементарные навыки самооценки; рассмотреть причинно-следственную зависимость между воспитанием (средой) человека и его духовным ростом;

3. Продолжить воспитывать чувство ответственности за себя, свои слова и поступки, культуру сотрудничества через работу в группах.

Учебная задача решается на личностном уровне, образуя триаду:

Задача-диалог-игра, при чем диалог- это цель, средство и содержание обучения.

Тип урока: изучение нового материала

Формы обучения:

- фронтальная работа;

- индивидуальная;

- групповая работа.

Методы:

- проблемный (постановка проблемного вопроса);

- частично - поисковый (ответы на проблемные вопросы, формулирование определений, тезиса занятия);

- игровой (разыгрывание игровых ситуаций с элементами поиска нравственного выбора)

Используемые педагогические технологии:

- элементы технологии проблемного обучения;

- элементы технологии личностно-ориентированного обучения.

2. Технологическая карта учебного занятия

Этапы урока

Время

Содержание работы на уроке


Оснащение урока

Действия учителя

Действия учащихся

I. Эмоциональное погружение в тему

2

- Добрый день уважаемые учащиеся . Мне очень приятно Вас видеть на этом занятии.

У меня множество заветных мыслей, секретов и загадок. Но самая большая тайна-это Я сам! Необыкновенное я существо способное познавать мир, любить, страдать, переживать страх. Я - человек!

Едва научившись выражать свои мысли и чувства посредством знаков и символов человек стал размышлять о том, кто он собственно такой? И в чем его тайна?

Потребность раскрыть собственную тайну и составляет сущность человеческой жизни.

Великий Шеллинг говорил: «Человек в известной степени вырастает, когда он познаёт себя и свою мощь».

- Слушают педагога





Слайды со словами философа




II. Постановка проблемного вопроса.

1

- Ребята, что значит познать самого себя. И возможно ли это?

- Отвечают на проблемный вопрос

III. Активация и мотивация учащихся

2

- Есть ли что-то общее между изречением Сократа «Познай самого себя» и древнегреческим мифом о Нарциссе, прекрасном юноше, который был очарован своим отражением в воде и умер на месте, превратившись в цветок?

- Какое познание: познание самого себя или познание окружающего мира, вы считаете более важным и трудным?

- А. И. Герцен говорил: «Самое трудное для понимания надо искать не за тридевять земель, а у себя под ногами, возле нас!» Но этот процесс действительно труден, т.к. человек безмерно сложен и неисчерпаем.

- В чём же уникальность человека?

Владимир Солоухин: на современном этапе предметом изучения являются не только «+» и «-» заряды, сколько «+» и «-« в душе человека, то что выражается извечными словами «Добро и зло».

- Осмысливают слова великих философов и отвечают на поставленный вопрос

Слайды со словами философов

IV. Целеполагание. Тема урока



1






- Е. Евтушенко «Душа синя-синя, своя, а недотрога. Поехал бы в себя, да дальняя дорога»

И мы с вами продолжаем идти по трудной и тернистой дороге «Познания самого себя». А поможет нам в этом тема урока: ДУХОВНЫЙ МИР ЧЕЛОВЕКА

Цель нашей встречи сегодня:

  1. Попытаться ответить на сложный вопрос: «Что значит быть духовно богатым, цельным человеком?»

  2. Посмотреть на себя и оценить меру своего духовного начала.

Осмысливают слова поэта и поставленные перед ними цели урока


Слайды со словами поэта, цели урока

V. Изучение нового материала

30

- Предлагаю сегодня поработать в 2 группах.

В. Солоухин говорил: «Я мог бы многое услышать в этом мире, но, к сожалению, сам я всё время шумел»

- Что хотел этим сказать автор?

Я напоминаю основное правило урока «Человек говорит, мы его уважаем»

Разминка: Мудрая пословица гласит: «Если человек в течение дня скажет хотя бы одно доброе слово, увидит добрый поступок или сделает одно доброе дело, то он проживёт этот день не напрасно»

Я пускаю по кругу ВОЛШЕБНЫЙ МЯЧ «Доброты и внимания». Ваша задача, вспомнить и сказать, что хорошего, доброго вы успели совершить в это раннее утро для себя и для других.

- Я рада, что утро для многих было действительно Добрым. Как это здорово!

- Самая суть чисто человеческого здоровья - это когда его неудержимо тянет сказать, сделать что-то хорошее другому человеку. Как-будто это закон: раз мне, то должно быть и всем хорошо.

-Не бойтесь, ребята делится всем тем, что хорошего есть в вас с другими. Дарите радость своей души, и ваш духовный мир станет богаче.

- Какой мир мы называем духовным миром человека?

Внутренний мир людей разный. Существует древняя легенда, согласно которой греческий мудрец ДЕОГЕН появился солнечным днём на самой людной площади города с зажжённым фонарём в руке. Прохожие с удивлением спрашивали, что он ищет днём с огнём? А мудрец отвечал: ИЩУ ЧЕЛОВЕКА!

- Как вы думаете, о чём эта легенда?

- А другой философ призывал: «Люди будьте человечны - это ваш первый долг»

Определите в группах 2-5 человеческий долг.

Предлагаю поработать в группах и выделить 1 группе - характерные черты духовно-богатой личности (Приложение А), 2 группе - черты бездумных людей (Приложение Б).

ИГРА «ПРИЗНАНИЕ»

Я призываю вас, сделать признание того, что вызывает у вас - уважение.

Я ищущий, ведущий, ищу я в классной гуще, ищу я, выбираю лишь, то, что уважаю. А уважаю я (имя). Кто такая (имя) - Доброта! Кого выбираешь? (имя) Почему? Уважаю за доброту.

- Взгляните ребята на перечень тех качеств, которые мы с вами уважаем и назовите, хотя бы одно с которым человек рождается? Не назовёте. Почему?

- Предлагаю пофантазировать и сравнить человека в его собственном стремлении к росту с деревом.

На слайде:

1. прочный, прямой и крепкий, устремлённый к солнцу.

2. корявый, заросший, прячущийся в тени.

3.раскидистый, свободный, жизнеутверждающий, лёгкий, статный и высокий.

4. согнутый, сломанный, поникший к земле.

- Какие деревья вам нравятся?

- Если деревья е могут сами изменить себя или создать себя, то человек может! В этом его сила.

Есть выражение: твоя судьба, в твоих руках. Как понимать это?

Обсуждение письма (учебник с.200)

Н.В.Гоголь: «Ум не есть высшая в нас способность. Его должность не больше чем полицейская: он может только привести в порядок и расставить по местам, всё то, что заложено в нас»

Вывод: Духовно-богатая личность - это личность, обладающая УМОМ в сочетании с НРАВСТВЕННОСТЬЮ.

Духовность - это тяга к высшим духовным ценностям, к тому, что свято для человека, его убеждения, выраженные в его поведении.

- Предлагаю выполнить следующее задание в группах.

Задание 1 группе (ПРИЛОЖЕНИЕ В)

Задание 2 группе (ПРИЛОЖЕНИЕ Г)

- Какая из ценностей имеет для вас наибольшее значение?

Почти все духовные общечеловеческие ценности исповедуются в религии.

- Определите, какая из нравственных ценностей изложена в Нагорной проповеди Христа?

Вам, слушающим говорю:

Любите врагов ваших,

Благотворите ненавидящих вас.

Благословляйте проклинающих Вас

И молитесь за обижающих Вас.

Ударившему тебя по щеке,

Подставь и другую и

Отнимающему у тебя верхнюю одежду

Не препятствуй взять и рубашку.

(гуманность)

- А вот строки Игоря Северянина:

Благословенны будьте травы,

И воды в зелени оправ.

Виновных нет, все люди правы,

Но больше всех -простивший прав.

- Какое качество человека воспевает поэт?

- Ребята, а что помогает человеку стать духовно-богатой личностью?

- мы достаточно поработали, чтобы нарисовать сложный портрет духовно-нравсвенного человека, а помогут нам в этом наши ключевые слова.

Я уверена, что многие из Вас стремятся быть духовно-богатыми людьми. Но с чего же нужно начать?

А начать надо с размышления о том, что есть ДОБРО и ЗЛО, ЛЮБОВЬ и МУДРОСТЬ. Что во мне хорошего и плохого, какой я по отношению к себе и другим?

Помните что: тот, кто делает добро другому, делает добро самому себе.

1. Одни люди утверждают, что нужно относится с уважением прежде всего к себе.

2. Другие наоборот считают, что важнее научится уважать других.

- А как думает вы?

- Используя, набор слов, выведите золотое правило нравственности.

- В. Солоухин говорил: «высшее счастье человека, хотя это и банально в принесении радости другим людям, стремлении увидеть лучшее стороны человека. Ведь дарить радость - значит творить добро».

- Давайте, говорить друг другу комплименты! (игра в классе)

Мне кажется, в классе стало намного светлее. Недаром говорят: доброе слово, что весенний день.

- Предлагаю увеличить это приятное настроение и поиграть в игру «Желание».

- О. де Бальзак говорил: «Признавшись в своей слабости, человек становится сильным».

- Я предлагаю вам посмотреть на себя своими глазами и признаться:

1. Мне нравится больше всего во мне самой(ом)…

2. Если бы я мог избавиться от одного качества характера, это было бы…

- У Маргариты Шагинян есть такие строки: «А растёт человек - до самой смерти»

- Как вы понимает это выражение?

- Отвечают на проблемный вопрос



Передают мяч и рассказывают о своих добрых поступках.





- Выражают своё понимание данного понятия



- Выражают своё понимание сути легенды

- Работают в группах, выполняя предложенные задания

- Работают в группах, выполняя предложенные задания

Играют в игру



- Отвечают на предложенный вопрос

Потому что все качества приобретаются человеком в процессе жизни.





- Отвечают на предложенный вопрос





- Работают в группах, выполняя задание учителя

- Обсуждают поставленный вопрос


- Анализируют текст проповеди Христа.





- Выражают своё понимание строк И. Северянина

(поэзия, нравственные заповеди, посещение театра, занятие спортом, чтение книг, живопись…)

- Обобщают, составляют образ духовно-богатого человека



Уважать себя нужно, но не настолько, чтобы никого другого вокруг не замечать.


«Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе»


- Произносят друг другу комплименты


- Играют в игру «Желание» Тот, кто обрывает лепесток ромашки, просит исполнить желание, которое порадует в целом всех без исключения.

- Выражают свои признания, проводя самокритику своей личности


- Выражают своё понимание строк М. Шагинян

Человек всю свою жизнь учится, совершенствуется и морально растёт.

VI. Подведение итога

3

У французского писателя В.Гюго есть такие строки: « У каждого человека три характера: тот, который ему приписывают, тот, который он сам себе приписывает и наконец, тот, который есть у него в действительности».

Я желаю Вам в действительности быть духовно - богатыми людьми, способными сопротивляться жизненным испытаниям, терпеливо преодолевать трудности, любить, страдать, ошибаться, раскаиваться и сеять вокруг себя доброе и вечное!

И не забывать, что ты ЧЕЛОВЕК!

- Вернёмся к вариантам решения проблемного вопроса. Предлагаю составить оптимальный вариант: «Что значит познать самого себя. И возможно ли это?»

- Попробуйте предложить тезис к нашему уроку.

Выставив вам оценки, хочу напомнить. Что самый строгий учитель - это жизнь, и она вас оценит в зависимости от того, какими вы людьми станете.

- Слушают учителя




- Высказывают свои варианты решения проблемного вопроса

- Предлагают тезисы к уроку

VII. Рефлексия

3

- Наш урок подходит к концу, и я предлагаю оглянуться назад, оценить свою деятельность на уроке, т.е. провести рефлексию отметьте по 5-бальной системе себя, урок, работу группы

- В конце урока я тоже провожу для себя рефлексию.

- Обучая вас, чему я у вас научилась?

(Овладеваю навыком постановки вопроса и ищу ответ, размышляю…….)

- Закончить урок хотелось бы словами Шиллинга: «Когда человек познаёт самого себя и свою мощь, то в известной степени он вырастает»

Я, надеюсь, что сегодня каждый из вас, хотя бы немного, но подрос.

Спасибо за работу.

- Осуществляют рефлексию

Слайды




3. Методические рекомендации по проведению занятия

Перед началом занятия необходимо приготовить рабочие места для 2 групп по 10 человек.

4. Материально - техническое сопровождение

Для проведения данного учебного занятия необходим мультимедийный проектор, компьютер.

Заключение

Методическая разработка данного учебного урока разработана в соответствии с современными требованиями и ориентирована на формирование духовно-нравственного воспитания учащихся.

Вышеизложенный урок является одним из примеров реализации элементов технологии проблемного и личностно-ориентированного обучения.



Литература

1. Борисов, П.П. Компетентностно-деятельностный подход и модернизация содержания общего образования / П.П. Борисов // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2003. - № 1, с.58-61.

2. Кукушкин, В.С. Теория и методика обучения (В.С. Кукушкин) - Ростов - на/Д: изд-во Феникс, 2005. - 474 с.

3. Фейнберг, Е. Л. Интуиция и логика в искусстве и науке (Е.Л. Фейнберг) - Фрязино: изд-во «Век 2», 2004. - 288 с.



ПРИЛОЖЕНИЕ А

Тактичность, вежливость, милосердие, совесть, раскаяние, культура, сострадание, доброта, свобода, красота.

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Ненависть, зло, лицемерие, жадность, грубость, ложь, жестокость, болтливость, зависть, безжалостность.

ПРИЛОЖЕНИЕ В

Выделите из перечисленных ниже общечеловеческие духовные ценности: истина, добро, красота, свобода, вера, надежда, любовь, благородство, достоинство.

ПРИЛОЖЕНИЕ Г

Выделите святые ценности из перечисленных ниже: жизнь, здоровье, семья, уважение людей, интнресная работа. Общение с друзьями, материальный достаток.




© 2010-2022