- Преподавателю
- Обществознание
- Разработка по теме Что такое право?
Разработка по теме Что такое право?
Раздел | Обществознание |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Варлыгина М.А. |
Дата | 26.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
ТЕМА 1. ЧТО ТАКОЕ ПРАВО?
ПРАКТИКУМ
-
В каком из трех перечисленных значений слово «право» употреблено в следующих словосочетаниях: право на понимание, право родителей дать ребенку имя, семейное право, право участвовать в управлении своей страной, право владеть имуществом, право на сочувствие, право на свободу мирных собраний?
-
Что, по-вашему, имел в виду немецкий писатель Людвиг Берне (1786-1837), пошутив однажды: «Если бы природа имела столько законов, как государство, сам Господь не в состоянии был бы управлять ею»?
-
Как вы думаете, является ли источником права учебник по трудовому праву для вузов? А пособие, которое вы сейчас читаете? Поинтересуйтесь, какие источники права есть в школьной или районной библиотеке.
-
Попробуйте определить, нормы, каких отраслей права применяются в следующих случаях: поступление на работу, кража, усыновление ребенка, выборы депутатов, защита прав человека, переход улицы в неположенном месте, покупка телевизора.
ТЕМА 2. ИЗБИРПАТЕЛЬНОЕ ПРАВО
ПРАКТИКУМ
-
Чем, с вашей точки зрения, является предвыборная агитация?
-
Давлением на сознание политически незрелых масс;
-
Помощью избирателям в определении их позиции;
-
Политическим шоу для прикрытия давно предопределенных результатов голосования;
-
Способом повысить уровень политической и правовой культуры широких масс.
-
-
Гражданин Д. не пошел голосовать в день выборов. Ближе к вечеру один из членов участковой избирательной комиссии пришел к нему домой с ящиком для голосования и, постыдив за гражданскую пассивность, попросил проголосовать.
Гражданин Н. не решился в день голосования отойти от постели больной дочери и попросил избирательную комиссию прислать ему на дом человека с ящиком для голосования, но ему в этом было отказано со ссылкой на крайнюю занятость членов комиссии.
Укажите на нарушение (я) избирательного права.
-
Нарисуйте схемы сотрудничества избирательных комиссий различного уровня во время: а) выборов депутатов Государственной Думы РФ и б) выборов на должность Президента РФ.
-
Какие из перечисленных ниже должностей являются выборными: министр, командующий армией, депутат городской думы, мэр города, завуч школы, член Верховного Суда РФ, районный прокурор?
ТЕМА 3. ПРАВА ЧЕЛОВЕКА
ПРАКТИКУМ
-
Поскольку идеи прав человека и гуманизма находятся в самой непосредственной связи, имеет смысл остановиться на содержании понятия «гуманизм», тем более что в этом вопросе у людей не существует единства. Рассмотрим несколько определений. Гуманизм - это:
-
доброе, заботливое отношение к человеку;
-
коммунизм (Маркс называл коммунизм «реальным гуманизмом»);
-
отношение к миру с точки зрения человека, его пользы («Я - мера и ценность всех вещей»);
-
признание свободы человека от обязанности служить Богу (из двух христианских заповедей: «Люби Бога» и «Люби ближнего, как самого себя» - остается только вторая);
-
преобладание интересов человека над всеми другими интересами (государства, церкви, общества);
-
признание ценности человека как свободной личности. Какие из этих определений кажутся вам близкими к истине?
-
-
Найдите во Всеобщей декларации прав человека соответствия следующим поправкам к Конституции США:
-
поправка I: «Конгресс не должен издавать законов, устанавливающих какую-либо религию или запрещающих ее свободное исповедание, ограничивающих свободу слова или печати или право народов мирно собираться и обращаться к Правительству с петициями о прекращении злоупотреблений»;
-
поправка IV: «Право народа на охрану личности, жилища, бумаг и имущества от необоснованных обысков или арестов не должно нарушаться, а ордера на обыск или арест не будут выдаваться без достаточных оснований...»;
-
поправка V: «Никто не должен привлекаться к ответственности за тяжкое или иное позорящее преступление иначе, как по постановлению или обвинению, вынесенному присяжными...».
-
-
Почему у нас принята восьмая по счету Конституция (если учитывать советские конституции 1918, 1924, 1925, 1936, 1937, 1977, 1978 г.г.), тогда как в США до сих пор существует и действует единственная Конституция, принятая более двухсот лет назад - в 1787 г.?
ТЕМА 4. ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО
ПРАКТИКУМ
-
Какие из перечисленных ситуаций регулируются гражданским правом:
-
переход улицы в неположенном месте;
-
возврат в магазин купленной некачественной вещи;
-
жалоба в суд на автора статьи, в которой задеты честь и достоинство человека;
-
увольнение с работы;
-
раздел имущества;
-
подписка на собрание сочинений;
-
поездка в такси?
-
-
К каким видам сделок (договоров) - займа, дарения, хранения - относятся следующие:
-
отец подарил дочери плейер;
-
уезжая в командировку, жилец попросил соседа подержать у себя аквариум;
-
гражданин взял у дальнего родственника в долг 50 000 рублей?
-
Объясните, почему только по суду человек может быть ограничен в дееспособности.
-
В каких из перечисленных случаев нужна дееспособность, а в каких - достаточно правоспособности:
-
иметь собственный дом;
-
купить телевизор;
-
снять квартиру;
-
получить имущество по наследству;
-
дать в пользование автомашину?
-
Трое ребят нашли на пустынной дороге коробку, выпавшую из кузова грузовика. В коробке оказались детские игрушки. «Отнесем их в детский сад и подарим детям», - решили ребята. Оцените их поступок с точки зрения права и морали.
-
«Необходимо, чтобы вещи принадлежали людям с такою полнотою, исключительностью и прочною обеспеченностью, которая вызывала бы в душе каждого полную и неистощимую волю к творческому труду» (И. Ильин). Согласны ли вы с этим? Попытайтесь объяснить взаимозависимость собственности и творческого труда.
-
Почему советскими законами разрешалось нанимать домработницу мыть полы и готовить обед, но запрещалось нанять работника чистить хлев и кормить скотину? Крестьянину завести приусадебное хозяйство было можно, а вот пригласить помощника по договору - нельзя. Какова здесь логика?
ТЕМА 5. СЕМЕЙНОЕ ПРАВО
ПРАКТИКУМ
-
Сопоставьте право людей на создание семьи с другими правами человека, на труд, отдых, достойный человека жизненный уровень, образование, свободу совести, религии и др. Какие из них родственны первому? Почему?
-
Вспомните какой-либо сложный эпизод семейной жизни из прочитанных вами книг, статей, просмотренного фильма и попытайтесь прокомментировать его с точки зрения морали и семейного права.
-
«Родители трудятся, дети наслаждаются жизнью, внуки нищие» (японская пословица). Напишите маленькую статью о том, как вы поняли эту народную мудрость.
-
«В характере ее (женщины) природы скрыты богатые средства для воспитания детей. Сосредоточенность внимания, точность, терпение, настойчивость, любовь к детям - все это такие качества, которые встречаются скорее в женщине, нежели в мужчине» (К. Ушинский). Попытайтесь (это относится как к девушкам, так и к юношам) проанализировать свой характер с этих позиций.
ТЕМА 6. УГОЛОВНОЕ ПРАВО
ПРАКТИКУМ
-
Можно ли сказать, что члены преступных молодежных групп реализуют свое право объединяться в ассоциации, зафиксированное в Конвенции о правах ребенка? Поясните свой ответ.
-
«Задуманное, хотя и неосуществленное преступление есть все же преступление». Вы согласны с этой мыслью Сенеки? Поясните свою позицию.
-
Какие преступления из перечисленных ниже представляются вам наиболее отвратительными: разбой, изнасилование, похищение малолетних детей с целью выкупа, убийство? Поясните свою позицию.
-
Как вы думаете, почему закон не снижает ответственность за совершение преступления в состоянии опьянения?
-
Вернитесь к содержанию п. 4 учебного текста параграфа. Обратите внимание на выделенные преступления. Как вы думаете, почему автор пособия их выделил? Соотнесите выделенные преступные деяния с особенностями современной социально-экономической обстановки.
ТЕМА 7. ПРИЧИНЫ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
ПРАКТИКУМ
-
Отметьте, какие из ниже перечисленных причин преступлений являются объективными, а какие - субъективными:
-
нищета семьи;
-
низкий уровень образования человека;
-
порнография и сцены насилия на экране телевизора;
-
недостаточное государственное финансирование образования;
-
озлобленность человека;
-
сокращение издания научных и научно-популярных книг;
-
желание стать суперменом;
-
стремление модно и красиво одеваться.
-
-
Алексей Б. был вором-рецидивистом. После отбытия третьего срока вышел из колонии и тут же опять попался на карманной краже. Однако умелый адвокат так построил систему доказательств невиновности Алексея, что суд признал его невиновным из-за отсутствия достаточных улик. Выйдя из зала суда, Алексей поклялся, что, раз ему так фантастически повезло, он больше никогда не притронется к чужой собственности. И с тех пор он ни разу не нарушил уголовный закон.
Как бы вы объяснили причину перелома в сознании и поведении Алексея?
-
Какие черты характера могут спровоцировать человека на преступление: вспыльчивость, мстительность, смелость, настойчивость, дружелюбие, покладистость, коварство, непреклонность, доверчивость, резкость?