Разработка по теме Что такое право?

Раздел Обществознание
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ТЕМА 1. ЧТО ТАКОЕ ПРАВО?


ПРАКТИКУМ

  1. В каком из трех перечисленных значений слово «право» употреблено в следующих словосочетаниях: право на понима­ние, право родителей дать ребенку имя, семейное право, пра­во участвовать в управлении своей страной, право владеть имуществом, право на сочувствие, право на свободу мирных собраний?

  2. Что, по-вашему, имел в виду немецкий писатель Люд­виг Берне (1786-1837), пошутив однажды: «Если бы природа имела столько законов, как государство, сам Господь не в состоянии был бы управлять ею»?

  3. Как вы думаете, является ли источником права учеб­ник по трудовому праву для вузов? А пособие, которое вы сейчас читаете? Поинтересуйтесь, какие источники права есть в школьной или районной библиотеке.

  4. Попробуйте определить, нормы, каких отраслей права применяются в следующих случаях: поступление на работу, кража, усыновление ребенка, выборы депутатов, защита прав человека, переход улицы в неположенном месте, покупка те­левизора.








ТЕМА 2. ИЗБИРПАТЕЛЬНОЕ ПРАВО


ПРАКТИКУМ


  1. Чем, с вашей точки зрения, является предвыборная аги­тация?

    • Давлением на сознание политически незрелых масс;

    • Помощью избирателям в определении их позиции;

    • Политическим шоу для прикрытия давно предопреде­ленных результатов голосования;

    • Способом повысить уровень политической и правовой культуры широких масс.


  1. Гражданин Д. не пошел голосовать в день выборов. Ближе к вечеру один из членов участковой избирательной комиссии пришел к нему домой с ящиком для голосования и, постыдив за гражданскую пассивность, попросил проголосо­вать.

Гражданин Н. не решился в день голосования отойти от постели больной дочери и попросил избирательную комиссию прислать ему на дом человека с ящиком для голосования, но ему в этом было отказано со ссылкой на крайнюю занятость членов комиссии.

Укажите на нарушение (я) избирательного права.


  1. Нарисуйте схемы сотрудничества избирательных ко­миссий различного уровня во время: а) выборов депутатов Го­сударственной Думы РФ и б) выборов на должность Прези­дента РФ.


  1. Какие из перечисленных ниже должностей являются выборными: министр, командующий армией, депутат город­ской думы, мэр города, завуч школы, член Верховного Суда РФ, районный прокурор?





ТЕМА 3. ПРАВА ЧЕЛОВЕКА

ПРАКТИКУМ

  1. Поскольку идеи прав человека и гуманизма находятся в самой непосредственной связи, имеет смысл остановиться на содержании понятия «гуманизм», тем более что в этом вопросе у людей не существует единства. Рассмотрим несколько определений. Гуманизм - это:

    • доброе, заботливое отношение к человеку;

    • коммунизм (Маркс называл коммунизм «реальным гу­манизмом»);

    • отношение к миру с точки зрения человека, его пользы («Я - мера и ценность всех вещей»);

    • признание свободы человека от обязанности служить Богу (из двух христианских заповедей: «Люби Бога» и «Люби ближнего, как самого себя» - остается только вторая);

    • преобладание интересов человека над всеми другими интересами (государства, церкви, общества);

    • признание ценности человека как свободной личности. Какие из этих определений кажутся вам близкими к ис­тине?


  1. Найдите во Всеобщей декларации прав человека соответствия следующим поправкам к Конституции США:

    • поправка I: «Конгресс не должен издавать законов, устанавливающих какую-либо религию или запрещающих ее свободное исповедание, ограничивающих свободу слова или печати или право народов мирно собираться и обращаться к Правительству с петициями о прекращении злоупотребле­ний»;

    • поправка IV: «Право народа на охрану личности, жили­ща, бумаг и имущества от необоснованных обысков или аре­стов не должно нарушаться, а ордера на обыск или арест не будут выдаваться без достаточных оснований...»;

    • поправка V: «Никто не должен привлекаться к ответст­венности за тяжкое или иное позорящее преступление иначе, как по постановлению или обвинению, вынесенному присяж­ными...».


  1. Почему у нас принята восьмая по счету Конституция (если учитывать советские конституции 1918, 1924, 1925, 1936, 1937, 1977, 1978 г.г.), тогда как в США до сих пор существует и действует единственная Конституция, принятая более двухсот лет назад - в 1787 г.?


ТЕМА 4. ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО


ПРАКТИКУМ


  1. Какие из перечисленных ситуаций регулируются граж­данским правом:

    • переход улицы в неположенном месте;

    • возврат в магазин купленной некачественной вещи;

    • жалоба в суд на автора статьи, в которой задеты честь и достоинство человека;

    • увольнение с работы;

    • раздел имущества;

    • подписка на собрание сочинений;

    • поездка в такси?


  1. К каким видам сделок (договоров) - займа, дарения, хранения - относятся следующие:

  • отец подарил дочери плейер;

  • уезжая в командировку, жилец попросил соседа подер­жать у себя аквариум;

  • гражданин взял у дальнего родственника в долг 50 000 рублей?


  1. Объясните, почему только по суду человек может быть ограничен в дееспособности.


  1. В каких из перечисленных случаев нужна дееспособ­ность, а в каких - достаточно правоспособности:

  • иметь собственный дом;

  • купить телевизор;

  • снять квартиру;

  • получить имущество по наследству;

  • дать в пользование автомашину?


  1. Трое ребят нашли на пустынной дороге коробку, выпав­шую из кузова грузовика. В коробке оказались детские иг­рушки. «Отнесем их в детский сад и подарим детям», - реши­ли ребята. Оцените их поступок с точки зрения права и мо­рали.


  1. «Необходимо, чтобы вещи принадлежали людям с та­кою полнотою, исключительностью и прочною обеспеченно­стью, которая вызывала бы в душе каждого полную и неисто­щимую волю к творческому труду» (И. Ильин). Согласны ли вы с этим? Попытайтесь объяснить взаимозависимость собственности и творческого труда.


  1. Почему советскими законами разрешалось нанимать домработницу мыть полы и готовить обед, но запрещалось на­нять работника чистить хлев и кормить скотину? Крестьяни­ну завести приусадебное хозяйство было можно, а вот пригла­сить помощника по договору - нельзя. Какова здесь логика?

ТЕМА 5. СЕМЕЙНОЕ ПРАВО

ПРАКТИКУМ


  1. Сопоставьте право людей на создание семьи с другими правами человека, на труд, отдых, достойный человека жиз­ненный уровень, образование, свободу совести, религии и др. Какие из них родственны первому? Почему?

  2. Вспомните какой-либо сложный эпизод семейной жизни из прочитанных вами книг, статей, просмотренного фильма и попытайтесь прокомментировать его с точки зрения морали и семейного права.

  3. «Родители трудятся, дети наслаждаются жизнью, вну­ки нищие» (японская пословица). Напишите маленькую статью о том, как вы поняли эту народную мудрость.

  4. «В характере ее (женщины) природы скрыты богатые средства для воспитания детей. Сосредоточенность внимания, точность, терпение, настойчивость, любовь к детям - все это такие качества, которые встречаются скорее в женщине, не­жели в мужчине» (К. Ушинский). Попытайтесь (это относится как к девушкам, так и к юношам) проанализировать свой ха­рактер с этих позиций.



ТЕМА 6. УГОЛОВНОЕ ПРАВО


ПРАКТИКУМ


  1. Можно ли сказать, что члены преступных молодежных групп реализуют свое право объединяться в ассоциации, за­фиксированное в Конвенции о правах ребенка? Поясните свой ответ.


  1. «Задуманное, хотя и неосуществленное преступление есть все же преступление». Вы согласны с этой мыслью Сене­ки? Поясните свою позицию.


  1. Какие преступления из перечисленных ниже представ­ляются вам наиболее отвратительными: разбой, изнасилова­ние, похищение малолетних детей с целью выкупа, убийство? Поясните свою позицию.


  1. Как вы думаете, почему закон не снижает ответствен­ность за совершение преступления в состоянии опьянения?


  1. Вернитесь к содержанию п. 4 учебного текста парагра­фа. Обратите внимание на выделенные преступления. Как вы думаете, почему автор пособия их выделил? Соотнесите выде­ленные преступные деяния с особенностями современной со­циально-экономической обстановки.



ТЕМА 7. ПРИЧИНЫ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

ПРАКТИКУМ


  1. Отметьте, какие из ниже перечисленных причин преступлений являются объективными, а какие - субъективными:

    • нищета семьи;

    • низкий уровень образования человека;

    • порнография и сцены насилия на экране телевизора;

    • недостаточное государственное финансирование образо­вания;

    • озлобленность человека;

    • сокращение издания научных и научно-популярных книг;

    • желание стать суперменом;

    • стремление модно и красиво одеваться.


  1. Алексей Б. был вором-рецидивистом. После отбытия третьего срока вышел из колонии и тут же опять попался на карманной краже. Однако умелый адвокат так построил систему доказательств невиновности Алексея, что суд при­знал его невиновным из-за отсутствия достаточных улик. Выйдя из зала суда, Алексей поклялся, что, раз ему так фан­тастически повезло, он больше никогда не притронется к чужой собственности. И с тех пор он ни разу не нарушил уголов­ный закон.

Как бы вы объяснили причину перелома в сознании и по­ведении Алексея?


  1. Какие черты характера могут спровоцировать человека на преступление: вспыльчивость, мстительность, смелость, настойчивость, дружелюбие, покладистость, коварство, непре­клонность, доверчивость, резкость?






© 2010-2022