- Преподавателю
- Обществознание
- Интервьюирование (урок социологии. 10 класс)
Интервьюирование (урок социологии. 10 класс)
Раздел | Обществознание |
Класс | 10 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Шумакова И.М. |
Дата | 14.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Интервьюирование
Сценарий и методические рекомендации к уроку
по курсу «Введение в социологию»
для учащихся 10 социально-экономического класса
Тема урока: Интервьюирование.
Тип урока: усвоение новых знаний. Форма: фронтально-групповая. Вид: урок-практикум. Методы: словесно-практические (беседа, упражнения), элементы технологий компьютерного и проблемного обучения (в форме частично-поисковой деятельности).
Цель урока: раскрыть процесс интервьюирования как одного из способов сбора социологической информации. Задачи:
-
познакомить учащихся с основными признаками и видами интервью;
-
сформулировать требования к интервьюеру;
-
способствовать повышению уровня информационно-коммуникативной компетентности учащихся.
Оборудование: раздаточные листы (см. Приложение); материалы СМИ (телевизионный и газетный/журнальный варианты интервью, образцы анкет); интерактивная доска, компьютер (выход в Интернет), проектор, ноутбук; маркеры, листы бумаги.
Ход урока.
1 этап «организационный».
Дидактическая задача: подготовить учащихся к работе на уроке; сформулировать вместе с ними цель урока.
Содержание.
1. Рассаживание учащихся по группам постоянного состава (по выбранным темам исследований); другой вариант - формирование групп по принципу «выбери себе пару».
2. Приветствие учащихся (психологический настрой на урок).
3. Учитель. На прошлых уроках мы начали знакомиться с методами сбора информации. Каждый из них имеет свои особенности, предъявляет определенные требования. Метод опроса - не изобретение социологов. Во всех отраслях знания, где для получения информации исследователь обращается к человеку с вопросами, он имеет дело с различными модификациями этого метода. Например, врачи, выясняя течение болезни и предшествующее состояние здоровья пациента, проводят анамнестические опросы. Приведите свои примеры («допрос подозреваемого», «интервью журналиста», опрос учителя на уроке» и др.). Наиболее распространенный в практике прикладной социологии вид опроса - анкетирование. С его особенностями вы уже знакомы. Проверим ваши знания.
4. Задание группам (3 мин.): определить принадлежность полученных материалов к такому виду опроса как анкетирование (у двух групп традиционные анкеты, у других - газетные интервью).
2 этап «подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала».
Дидактическая задача: организовать и направить познавательную деятельность учащихся на восприятие нового материала.
Содержание.
1. Выступление представителей групп (5 мин.). №1, 2: анкетирование, т.к. перед нами формализованные «вопросники» (обращение к потенциальным респондентам, закрытые типы вопросов, «паспортичка»). № 3, 4: затрудняемся ответить, есть общее с анкетой («вопрос-ответ», общая тема), есть и различия (указана фамилия корреспондента и респондента).
2. Просмотр видеосюжета и определение его принадлежности к «анкетированию» (используется Интернет или интервью, ранее подготовленное самими детьми). Учащиеся определяют сюжет как «интервью», опираясь на собственный социальный опыт.
3. Фронтальный опрос: кто участвовал в интервьюировании? В качестве кого? Оцените свой опыт. Почему он именно такой? («нет жизненного опыта, нет знаний, психологические барьеры между людьми» и др.). Т.о., нужны специальные знания и умения. Цель нашего урока: познакомиться с процессом подготовки и проведения интервью.
3 этап «усвоение новых знаний».
Дидактическая задача: дать учащимся представление о признаках и видах интервью, о процессе подготовки и проведения интервью; добиться восприятия и осознания нового материала; создать условия для развития умения самостоятельно применять знания в новой ситуации, требующей совместной творческой деятельности.
Содержание.
1. Учитель (материал фиксируется в рабочих тетрадях учащихся): Основные признаки интервью:
1) интервьюер задает вопросы, организует и направляет беседу с отдельным человеком, фиксирует полученные ответы согласно инструкции;
2) разнообразные организационные формы: А) по месту работы, занятий (проф. деятельность); Б) по месту жительства (вопросы досуга и т.п.);
3) уменьшение или исключение присутствия «третьего лица» (гости, родственники и др.) для снятия «напряжения» респондента;
4) возможность помощи интервьюера, если респондент не понимает смысла вопроса.
2. Работа с раздаточными листами (см. Приложение). Различают 3 вида интервью: формализованное, фокусированное и свободное (см. Приложение). Комментарии учителя.
3. Задание (5 мин.): назовите достоинства и недостатки каждого вида интервью. Фронтальный опрос (оформление через интерактивную доску).
4. Учитель. Т.о., один из критериев сравнения - уровень влияния интервьюера на качество результатов, получаемых при опросе. «Эффект интервьюера» часто не осознается и проявляется не только в разговорном (вербальном) общении, но и в разнообразных косвенных формах: в общем эмоциональном тоне беседы, мимике, поведении ее участников. В том психологическом и поведенческом контексте интервью, который называют невербальным общением.
5. Задание (5 мин.): составить список требований к интервьюеру со стороны «социологов» (группы 1, 2) и «респондентов» (3, 4). Полученные «портреты» сравниваются и обобщаются (оформление через интерактивную доску). Примерный вариант «портрета»: умение изменять вопросы, их последовательность, быстрая реакция на ответы и настроение респондента; доброжелательность, внимание к респонденту; не вступать в дискуссии, не навязывать собственную точку зрения; определенный объем знаний, высокий культурный уровень; добросовестность.
6. Учитель. В интересах привития навыков соц. опроса перед началом полевого исследования интервьюер проходит спец. инструктаж: знакомство с задачами исследования, вопросником; проводится «тренировочное» интервью (социолог с социологом). Для контроля качества работы интервьюера проводится выборочное повторное посещение респондентов «контролером-интервьюером («Была ли проведена беседа? Её тема? Каковы впечатления от интервью?» и др.) или почтовое анкетирование.
Интервью - уникальный способ сбора информации. Чаще используется в зондажных (пилотных) опросах (на подготовительном этапе исследования, когда разрабатывается модель изучаемого объекта и рабочие гипотезы), в пробных исследованиях (при проверке качества методик сбора данных), для проверки понятийного аппарата (языковые, смысловые или логические трудности для респондента). Именно поэтому в соц. исследованиях чаще используют смешанную стратегию (для большой выборочной совокупности).
Современный вид - телефонное интервью (вопрос классу: какая это форма? Опосредованное интервью). «Плюсы»: оперативность, низкая стоимость, устранение «третьего лица», слабое влияние интервьюера. «Минусы»: не всегда можно удержать внимание респондента (только голосом), ограниченное время разговора (через 10-15 минут снижается внимание к опросу).
4 этап «проверка понимания нового материала».
Дидактическая задача: проверить глубину понимания учебного материала.
Содержание.
1. Задание: составить 2 вопроса для телефонного интервью по теме соц. проекта группы (5 мин.).
2. Ролевая игра «Позвони мне, позвони!». От каждой группы выбирается по одному «респонденту» и «интервьюеру» (интервьюер одной группы задает вопросы респонденту из другой группы; сидят «спина к спине»). По итогам импровизированных телефонных разговоров проводится рефлексия: вы удовлетворены вопросами/ответами? Почему? Ваши замечания, предложения к участникам опроса? (вопросы учителя и к «героям» игры, и к «зрителям»). Работа группы «экспертов» (по одному учащемуся от каждой группы): оценка «интервью» на основе материалов, полученных на уроке.
5 этап «рефлексия урока».
Дидактическая задача: озвучить результаты урока, оценить деятельность групп, отдельных учащихся, опираясь на результаты их саморефлексии.
Содержание.
1. Фронтальная беседа по вопросам (размещены на интерактивной доске): что нового узнали на уроке? Как это пригодиться при проведении соц. исследования? Можно ли знания, навыки, полученные на уроке, использовать для изучения других школьных предметов? Как изученный материал можно использовать в повседневной жизни?
2. Отметить наиболее активных участников урока. Напомнить, что следующий урок-практикум вне учебной аудитории (интервью по темам групповых проектов).
3. Прощание с учащимися.
Используемая литература:
1. Как провести социологическое исследование /Под ред. М.К.Горшкова, Ф.Э.Шереги. - М.: Политиздат, 1990. - 288 с.: ил.
2. Кравченко А.И. Введение в социологию: 10-11-й кл.: учебное пособие для общеобразов. учреждений / А.И.Кравченко. - М.: АСТ: Транзиткнига, 2006. - 253 с.: ил.
3. Кравченко А.И. Задачник по социологии: Пособие для учащихся 10-11 кл. общеобразов. учреждений / А.И.Кравченко. - М.: Просвещение, 2002. - 149 с.: ил.
4. Краткий словарь по социологии /Под общ. ред. Д.М.Гвишиани, Н.И.Лапина; Сост. Э.М.Коржева, Н.Ф.Наумова. - Политиздат, 1989. - 479 с.
5. Просветов Г.И. Социологические исследования: задачи и решения: Учебно-практическое пособие. - М.: Издательство «Альфа-Пресс», 2009. - 208 с.
6. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: курс лекций. - 3-е изд., перераб и дополн. - М.: Библионика, 2008. - 224 с.
7. [email protected] (возможны любые другие источники СМИ)
Приложение
Раздаточный лист для работы в группах
Это нужно знать!
1. Формализованное интервью
1. общение строго регламентировано детально разработанными вопросниками, инструкциями;
2. применение закрытых вопросов (варианты могут быть написаны на отдельных карточках, которые выбираются респондентом);
3.. невозможность самовольного изменения последовательности открытых вопросов;
4. четкая фиксация ответов (использование диктофона по согласованию с респондентом).
2. Фокусированное интервью
1. сбор оценок, мнений по поводу конкретной ситуации;
2. предварительное знакомство респондента с темой и списком вопросов интервью;
3. возможность изменения последовательности вопросов (при обязательном ответе на весь список).
3. Свободное интервью
1. применение в определенных случаях (предварительный этап исследования, уточнение проблематики);
2. определение только темы интервью, обсуждение ее с респондентом (без готового опросника);
3. определение интервьюером направления беседы, ее логики;
4. «пробное» интервью для 10-20 человек (использование диктофона).