Интервьюирование (урок социологии. 10 класс)

Результатом урока можно считать успешное воспроизведение учащимися процедуры интервью (в ходе ролевой игры), наличие разнообразных его оценок как самими участниками, так и «экспертами». Урок не заканчивается 45 минутами аудиторной работы. Полученные навыки дети используют для подготовки научно-исследовательских и проектных работ в рамках других учебных предметов (например, в качестве дидактического материала на уроке используется интервью, проведенное учащимися в 2007 г. в рамках Всероссийского ...
Раздел Обществознание
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Интервьюирование


Сценарий и методические рекомендации к уроку

по курсу «Введение в социологию»

для учащихся 10 социально-экономического класса



Тема урока: Интервьюирование.

Тип урока: усвоение новых знаний. Форма: фронтально-групповая. Вид: урок-практикум. Методы: словесно-практические (беседа, упражнения), элементы технологий компьютерного и проблемного обучения (в форме частично-поисковой деятельности).

Цель урока: раскрыть процесс интервьюирования как одного из способов сбора социологической информации. Задачи:

  • познакомить учащихся с основными признаками и видами интервью;

  • сформулировать требования к интервьюеру;

  • способствовать повышению уровня информационно-коммуникативной компетентности учащихся.

Оборудование: раздаточные листы (см. Приложение); материалы СМИ (телевизионный и газетный/журнальный варианты интервью, образцы анкет); интерактивная доска, компьютер (выход в Интернет), проектор, ноутбук; маркеры, листы бумаги.

Ход урока.

1 этап «организационный».

Дидактическая задача: подготовить учащихся к работе на уроке; сформулировать вместе с ними цель урока.

Содержание.

1. Рассаживание учащихся по группам постоянного состава (по выбранным темам исследований); другой вариант - формирование групп по принципу «выбери себе пару».

2. Приветствие учащихся (психологический настрой на урок).

3. Учитель. На прошлых уроках мы начали знакомиться с методами сбора информации. Каждый из них имеет свои особенности, предъявляет определенные требования. Метод опроса - не изобретение социологов. Во всех отраслях знания, где для получения информации исследователь обращается к человеку с вопросами, он имеет дело с различными модификациями этого метода. Например, врачи, выясняя течение болезни и предшествующее состояние здоровья пациента, проводят анамнестические опросы. Приведите свои примеры («допрос подозреваемого», «интервью журналиста», опрос учителя на уроке» и др.). Наиболее распространенный в практике прикладной социологии вид опроса - анкетирование. С его особенностями вы уже знакомы. Проверим ваши знания.

4. Задание группам (3 мин.): определить принадлежность полученных материалов к такому виду опроса как анкетирование (у двух групп традиционные анкеты, у других - газетные интервью).

2 этап «подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала».

Дидактическая задача: организовать и направить познавательную деятельность учащихся на восприятие нового материала.

Содержание.

1. Выступление представителей групп (5 мин.). №1, 2: анкетирование, т.к. перед нами формализованные «вопросники» (обращение к потенциальным респондентам, закрытые типы вопросов, «паспортичка»). № 3, 4: затрудняемся ответить, есть общее с анкетой («вопрос-ответ», общая тема), есть и различия (указана фамилия корреспондента и респондента).

2. Просмотр видеосюжета и определение его принадлежности к «анкетированию» (используется Интернет или интервью, ранее подготовленное самими детьми). Учащиеся определяют сюжет как «интервью», опираясь на собственный социальный опыт.

3. Фронтальный опрос: кто участвовал в интервьюировании? В качестве кого? Оцените свой опыт. Почему он именно такой? («нет жизненного опыта, нет знаний, психологические барьеры между людьми» и др.). Т.о., нужны специальные знания и умения. Цель нашего урока: познакомиться с процессом подготовки и проведения интервью.

3 этап «усвоение новых знаний».

Дидактическая задача: дать учащимся представление о признаках и видах интервью, о процессе подготовки и проведения интервью; добиться восприятия и осознания нового материала; создать условия для развития умения самостоятельно применять знания в новой ситуации, требующей совместной творческой деятельности.

Содержание.

1. Учитель (материал фиксируется в рабочих тетрадях учащихся): Основные признаки интервью:

1) интервьюер задает вопросы, организует и направляет беседу с отдельным человеком, фиксирует полученные ответы согласно инструкции;

2) разнообразные организационные формы: А) по месту работы, занятий (проф. деятельность); Б) по месту жительства (вопросы досуга и т.п.);

3) уменьшение или исключение присутствия «третьего лица» (гости, родственники и др.) для снятия «напряжения» респондента;

4) возможность помощи интервьюера, если респондент не понимает смысла вопроса.

2. Работа с раздаточными листами (см. Приложение). Различают 3 вида интервью: формализованное, фокусированное и свободное (см. Приложение). Комментарии учителя.

3. Задание (5 мин.): назовите достоинства и недостатки каждого вида интервью. Фронтальный опрос (оформление через интерактивную доску).

4. Учитель. Т.о., один из критериев сравнения - уровень влияния интервьюера на качество результатов, получаемых при опросе. «Эффект интервьюера» часто не осознается и проявляется не только в разговорном (вербальном) общении, но и в разнообразных косвенных формах: в общем эмоциональном тоне беседы, мимике, поведении ее участников. В том психологическом и поведенческом контексте интервью, который называют невербальным общением.

5. Задание (5 мин.): составить список требований к интервьюеру со стороны «социологов» (группы 1, 2) и «респондентов» (3, 4). Полученные «портреты» сравниваются и обобщаются (оформление через интерактивную доску). Примерный вариант «портрета»: умение изменять вопросы, их последовательность, быстрая реакция на ответы и настроение респондента; доброжелательность, внимание к респонденту; не вступать в дискуссии, не навязывать собственную точку зрения; определенный объем знаний, высокий культурный уровень; добросовестность.

6. Учитель. В интересах привития навыков соц. опроса перед началом полевого исследования интервьюер проходит спец. инструктаж: знакомство с задачами исследования, вопросником; проводится «тренировочное» интервью (социолог с социологом). Для контроля качества работы интервьюера проводится выборочное повторное посещение респондентов «контролером-интервьюером («Была ли проведена беседа? Её тема? Каковы впечатления от интервью?» и др.) или почтовое анкетирование.

Интервью - уникальный способ сбора информации. Чаще используется в зондажных (пилотных) опросах (на подготовительном этапе исследования, когда разрабатывается модель изучаемого объекта и рабочие гипотезы), в пробных исследованиях (при проверке качества методик сбора данных), для проверки понятийного аппарата (языковые, смысловые или логические трудности для респондента). Именно поэтому в соц. исследованиях чаще используют смешанную стратегию (для большой выборочной совокупности).

Современный вид - телефонное интервью (вопрос классу: какая это форма? Опосредованное интервью). «Плюсы»: оперативность, низкая стоимость, устранение «третьего лица», слабое влияние интервьюера. «Минусы»: не всегда можно удержать внимание респондента (только голосом), ограниченное время разговора (через 10-15 минут снижается внимание к опросу).

4 этап «проверка понимания нового материала».

Дидактическая задача: проверить глубину понимания учебного материала.

Содержание.

1. Задание: составить 2 вопроса для телефонного интервью по теме соц. проекта группы (5 мин.).

2. Ролевая игра «Позвони мне, позвони!». От каждой группы выбирается по одному «респонденту» и «интервьюеру» (интервьюер одной группы задает вопросы респонденту из другой группы; сидят «спина к спине»). По итогам импровизированных телефонных разговоров проводится рефлексия: вы удовлетворены вопросами/ответами? Почему? Ваши замечания, предложения к участникам опроса? (вопросы учителя и к «героям» игры, и к «зрителям»). Работа группы «экспертов» (по одному учащемуся от каждой группы): оценка «интервью» на основе материалов, полученных на уроке.

5 этап «рефлексия урока».

Дидактическая задача: озвучить результаты урока, оценить деятельность групп, отдельных учащихся, опираясь на результаты их саморефлексии.

Содержание.

1. Фронтальная беседа по вопросам (размещены на интерактивной доске): что нового узнали на уроке? Как это пригодиться при проведении соц. исследования? Можно ли знания, навыки, полученные на уроке, использовать для изучения других школьных предметов? Как изученный материал можно использовать в повседневной жизни?

2. Отметить наиболее активных участников урока. Напомнить, что следующий урок-практикум вне учебной аудитории (интервью по темам групповых проектов).

3. Прощание с учащимися.

Используемая литература:

1. Как провести социологическое исследование /Под ред. М.К.Горшкова, Ф.Э.Шереги. - М.: Политиздат, 1990. - 288 с.: ил.

2. Кравченко А.И. Введение в социологию: 10-11-й кл.: учебное пособие для общеобразов. учреждений / А.И.Кравченко. - М.: АСТ: Транзиткнига, 2006. - 253 с.: ил.

3. Кравченко А.И. Задачник по социологии: Пособие для учащихся 10-11 кл. общеобразов. учреждений / А.И.Кравченко. - М.: Просвещение, 2002. - 149 с.: ил.

4. Краткий словарь по социологии /Под общ. ред. Д.М.Гвишиани, Н.И.Лапина; Сост. Э.М.Коржева, Н.Ф.Наумова. - Политиздат, 1989. - 479 с.

5. Просветов Г.И. Социологические исследования: задачи и решения: Учебно-практическое пособие. - М.: Издательство «Альфа-Пресс», 2009. - 208 с.

6. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: курс лекций. - 3-е изд., перераб и дополн. - М.: Библионика, 2008. - 224 с.

7. [email protected] (возможны любые другие источники СМИ)


Приложение

Раздаточный лист для работы в группах

Это нужно знать!

1. Формализованное интервью

1. общение строго регламентировано детально разработанными вопросниками, инструкциями;

2. применение закрытых вопросов (варианты могут быть написаны на отдельных карточках, которые выбираются респондентом);

3.. невозможность самовольного изменения последовательности открытых вопросов;

4. четкая фиксация ответов (использование диктофона по согласованию с респондентом).

2. Фокусированное интервью

1. сбор оценок, мнений по поводу конкретной ситуации;

2. предварительное знакомство респондента с темой и списком вопросов интервью;
3. возможность изменения последовательности вопросов (при обязательном ответе на весь список).

3. Свободное интервью

1. применение в определенных случаях (предварительный этап исследования, уточнение проблематики);

2. определение только темы интервью, обсуждение ее с респондентом (без готового опросника);

3. определение интервьюером направления беседы, ее логики;

4. «пробное» интервью для 10-20 человек (использование диктофона).


© 2010-2022