• Преподавателю
  • Обществознание
  • Технологическая карта урока общеобразовательной дисциплиныОбществознание по теме: Деятельность человека и мышление

Технологическая карта урока общеобразовательной дисциплиныОбществознание по теме: Деятельность человека и мышление

Раздел Обществознание
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта по учебной дисциплине «Обществознание» (включая экономику и право)

ФИО преподавателя: Кряжева Светлана Михайловна

Группы: I курсы

Тема: Деятельность человека виды деятельности

Тип урока: изучение нового материала с опорой на имеющиеся знания

Цель: Ознакомить с социальной сущностью деятельности человека и её типологией.

Задачи:

Образовательные: сформировать у учащихся представление о мыслительной деятельности человека, структуре деятельности, функциях и видах мышления.

Развивающие: способствовать развитию способности к анализу и обобщению, умения рассуждать и делать выводы: развивать словесно-логическое мышление.

Воспитательные: способствовать выработке гражданской позиции студентов

Методы и формы обучения:

Методы: частично-поисковый, проблемный, наглядно-практический, эвристическая беседа

Формы: групповая, фронтальная работа

Межпредметные связи: история, обществознание, психология

План изучения материала:

1.Деятельность как неотъемлемое свойство человека

2. Структура и мотивация деятельности

3. Многообразие видов деятельности

4. Мышление человека.

Основные понятия: деятельность, структура деятельности, «субъект», «Объект» деятельности, потребности и интересы, мотивы деятельности, классификация действий: (целерациональные, ценностнорациональные, аффективные, традиционные. Виды деятельности (игровая, учебная, трудовая)

Образовательные ресурсы: (средства ИКТ, учебные пособия и т.д.) Персональный компьютер, учебник А.Г. Важенин Обществознание. - М.: Академия, 2014. компьютер, мультимедиа, презентация, раздаточный материал, мягкая игрушка и коробка (пакет), спички.

Планируемые образовательные результаты

Объем усвоения и уровень владения компетенциями

Компоненты культурно-компетентного опыта/приобретенная компетентность

Научатся: определять, что побуждает человека к деятельности, всегда ли человек осмысливает свои поступки и действия, предвидит последствия своих действий и конечный результат (цель, средства достижения, результат). Использовать приобретённые знания в повседневной и профессиональной деятельности.

Получат возможность научиться: анализировать, делать выводы, давать нравственную и правовою оценку конкретных ситуаций. Осуществлять поиск информации отвечать на вопросы, высказывать свою точку зрения

Умеют: вступать в речевое общение, участвовать в диалоге, работать с книгой; взаимодействовать с окружающими; формулировать вопросы, использовать различные виды речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо). Выступать с устными сообщениями; корректно вести деловой диалог.



Организационная структура урока

Этапы и время занятия

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся



УУД, ЗУ, ОК/ПК

Технологии, методы и приемы обучения

Организационный момент

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к уроку: приветствие, проверка готовности к уроку

Приветствие педагога, проверка готовности к уроку.

УУД личностные:

понимают необходимость учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и способа оценки знаний

ОК1,ОК2


Мотивационно-целеполагающий

Создает условия

для возникновения у студентов внутренней потребности включения в учебную деятельность. Организует формулировку темы и постановку цели урока студентам.

Эксперимент «Черный ящик»

Учащимся предъявляется коробка либо пакет с мягкой игрушкой (можно использовать любой другой предмет) внутри. Учащиеся не имеют возможности увидеть, что именно находится внутри ящика, они должны догадаться. При этом им разрешается задавать вопросы, относительно признаков и качеств данного предмета, желающие могут подходить и с закрытыми глазами ощупывать предмет. Когда будет высказано предположение, что находится внутри ящика, следует показать игрушку

Студентам задаются вопросы: - Как вы догадались, что это за предмет? - Что помогло вам, а что мешало? - Легко ли было в условиях дефицита информации найти правильный ответ?

Организует формулировку темы и постановку цели урока студентам.

Тема урока Деятельность человека и мышление. Проводится аналогия между экспериментом и мыслительной деятельностью человека

Эпиграф:

«Только разобравшись в своём доисторическом прошлом, мы сумеем понять, чем мы были и как стали такими, какие мы есть» (Б.Кемпбелла) - это высказывание будет девизом нашего исследования на уроке.

Определяют цели урока



Высказывают мнение и предположение.

Совершают действия: трогают, визуально описывают предмет





Студенты отвечают на поставленные вопросы





Находят связь между деятельностью и мышлением

УУД: регулятивные: формулируют цели урока после предварительного обсуждения.

ОК3,ОК4

У 1, У 4,

З 4

Фронтальная работа

Деятельностный

На прошлом уроке мы завершили тему «Человек как биосоциальное существо». Я предлагаю вам небольшую дискуссию

Первая группа в ходе исследования должна представить доказательства того, что человек - биологическое существо, вторая группа - человек - социальное существо, третья группа - человек - биосоциальное существо.

Итак, каковы движущие силы антропогенеза?







Подводит итог вышесказанным мнениям

Таким образом, непременным условием развития личности является его деятельность. Что же такое «деятельность»? Чем деятельность животных отличается от деятельности человека? Какую роль играет деятельность в нашей жизни? На эти вопросы и предстоит ответить сегодня на уроке. Мы рассмотрим следующие вопросы:

1.Деятельность как неотъемлемое свойство человека

2. Структура и мотивация деятельности

3. Многообразие видов деятельности

4. мышление человека

Непременным условием развития личности является его деятельность. Выскажите свою версию понятия деятельность. Следует различать понятия «движение», «активность», «поведение», «деятельность». Все живые существа взаимодействуют с окружающей средой. Вспомните, в чём различие между поведением животных и поведением людей? (Поведение присуще и животным и человеку, но животных характерно приспособление к окружающей среде, а для человека не только приспособление, но и изменение, преобразование природного и социального мира.) Деятельность человека осуществляется ради удовлетворения его потребностей. Что собой представляет пирамида потребностей? Вспомните и охарактеризуйте шкалу потребностей, разработанную А.Маслоу, приведите свои примеры. В отличие от животных человек способен преодолевать грань биологической зависимости и добровольно жертвовать чем-то ради достижения высших идеалов





1. Опираясь на текст документа, объясните, что такое объект и субъект деятельности. Приведите конкpeтные примеры объектов и субъектов деятельности различных видов.

2. Найдите в тексте документа строки, где автор говорит о движении деятельности. Какой смысл он вкладывает в эти слова





Как будет выглядеть схема «Структура деятельности»?



Структура деятельности





Цель (осознанный образ предвосхищаемого результата)

Действия. Средства. Результат.

Вывод:

В мотивах деятельности человека проявляются его потребности, интересы, убеждения, идеалы. Именно мотивы придают человеческой деятельности смысл.

  • Как вы относитесь к выражению «Цель оправдывает средства»? Свой ответ аргументируйте

  • «Мотивы деятельности» ЧТО ДВИЖЕТ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ? (убеждения и интересы).

«Классификация действий» (сознательные, несознательные)


1 группа. Дайте характеристику ведущих видов деятельности и назовите их характерные черты.

2 группа. Составьте схему видов деятельности по объектам и результатам, приведите примеры.

3 группа. Как взаимосвязаны различные виды деятельности?

Мышление - это сложная форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между предметами и явлениями окружающего мира, отделяющая их от случайных совпадений.

Функция мышления - расширение границ познания путем выхода за пределы чувственного восприятия.

Путем умозаключения можно узнать намного больше того, что дается нам непосредственно через органы чувств

  • Вопрос к студентам: Как вы думаете, мышление дается человеку от рождения или формируется при жизни? (выслушиваются ответы учащихся). Приводится пример детей «маугли»

Таким образом, мыслительные навыки формируются у человека только при жизни в человеческом обществе, они не даются от рождения

Головоломка со спичками («Корова на лугу»): У этой коровы есть голова, тело, рога, ноги и хвост. Она смотрит влево. Передвиньте 2 спички так, чтобы корова смотрела вправо

Технологическая карта урока общеобразовательной дисциплиныОбществознание по теме: Деятельность человека и мышление

Студентам предлагается проанализировать ход своих рассуждений от начала до конца и попытаться выделить некоторую последовательность, этапы.

Выделение известного и неизвестного (анализ заданных условий). В каждой

ситуации есть что-то, что нам известно, нужно только применить мыслительную

операцию анализа и отделить знакомое от незнакомого

Разделяются на группы, получают карточки задания

(Приложение № 2,№3, № 4)

Дискутируют, делают записи в тетрадях, выделяют главную мысль.

Готовятся вступить в дебаты

Предполагаемые ответы: человек - биосоциальное существо; его становление происходило под влиянием как биологических, так и

социальных факторов. На ранних этапах антропогенеза большую роль играли биологические - борьба за существование, естественный отбор,

наследственная изменчивость. На более поздних этапах - социальные:

общественная жизнь, речь, трудовая деятельность, мышление)





Записывают план работы



Отвечают на вопросы







Работа с документом (читают отвечают на вопросы)

Выдержка

из работы современного отечественного психолога В.А. Петровского

«Личность в психологии: парадигма субъектности»

.

Приложение № 5











В ходе работы составляют схему

«Структура деятельности»

































































Учащиеся аргументируют свой ответ.











Работа в группах. Материал учебника стр. 17-18.











Обсуждение проблемных заданий











Краткая запись в тетрадях















Студенты отвечают































Работа в парах





Разгадывают головоломку

анализируют





Предположительный результат



Технологическая карта урока общеобразовательной дисциплиныОбществознание по теме: Деятельность человека и мышление





Студенты анализируют ход рассуждений.



Решают этапы оставленной задачи (мыслительной деятельности).


УУД: регулятивные: принимают учебную задачу. Удерживают цель деятельности до получения ее результата; осуществляют самостоятельно контроль своей деятельности; учитывают выделенные учителем ориентиры.

личностные: сохраняют мотивацию к учебной деятельности.

ОК.3,ОК4, ОК6

У 3

У 4

У 6

У 7









УУД: личностные: развивают способность к самооценке.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.

ОК.5, ОК6.









УУД: личностные: развивают способность к самооценке.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.

ОК.5, ОК6.

Групповая работа



Фронтальная работа













Фронтальная работа, Индивидуальная работа.











Работа в группах

Оценочно-рефлексивный

Подводят итоги, обобщающая беседа.



  • Что такое деятельность?

  • Какие черты присущи деятельности человека?

  • Какова структура деятельности? Каковы мотивы деятельности? Назовите основные виды деятельности.

  • Что движет человеческой деятельностью?



Телеграмма

Предлагает студентам написать друг другу телеграмму:

Подошел к концу наш сегодняшний урок. Я надеюсь, что вы многое для себя открыли, и многое еще предстоит открыть.

Закончить урок я хочу словами:

.ДЗ. подготовить сообщение на тему мыслительные процессы человека.

Обобщают полученные знания на уроке. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке





Кратко пишут самое важное, что уяснили на уроке с пожеланиями соседу по парте и отправить.

УУД: личностные: развивают способность к самооценке.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.

ОК.5, ОК6.

Фронтальная работа, Индивидуальная работа.







Индивидуальная работа



Групповая работа























Приложение № 1

«Только разобравшись в своём доисторическом прошлом, мы сумеем понять, чем мы были и как стали такими, какие мы есть» (Б.Кемпбелла)

Приложение № 2

Группа № 1

Вам предстоит представить доказательства того, что человек - биологическое существо. С этой целью, использую свои знания по теме, а также приведенные факты в тексте, вы должны обратиться к группе оппонентов со следующих слов: «Уважаемые коллеги, я твердо убежден в том, что человек - биологическое существо, так как… (и продолжить мысль).

Текст. Основополагающими факторами в становлении человека являются особенности биологического характера. Так, древесный образ жизни антропоидов и в связи с этим длинные передние конечности, крючкообразные кисти со слаборазвитым большим пальцем отличают человека в его способности к вертикальному положению тела и как следствие прямохождение. Оно в свою очередь возникло в ходе естественного отбора в результате приспособленности к жизни на открытой местности. Различия в строении черепа и мозга также являются биологическими характеристиками, играющими решающую роль в становлении человека.



Приложение № 3

Группа № 2

Задание 2. Вы выступаете следующим за первым представителем второй группы с анализом текста. Прочтите его вслух, доказывая тем самым, что в человеке все-таки очень многое определяется биологическими факторами.

Текст: Ребенок, родившись, инстинктивно ищет мать, "покрытую шерстью". Когда он хочет спать, важно, чтобы рядом был пушистый предмет - игрушка, одеяло, волосы матери. В любом возрасте человек в отчаянии кричит: "Мама" и хватается за шерсть, которая всегда рядом - за собственные волосы.

Приложение № 4

Группа № 3

Задание 3. Вы выступаете последним в своей группе, делая упор на то, что именно трудовая деятельность - один из главных социальных факторов антропогенеза - могла из исключения стать правилом только в ходе естественного отбора, который в свою очередь является главным биологическим фактором становления человека.

Докажите преимущество социальных факторов в антропогенезе, используя слова австрийского психолога Виктора Франкла, прошедшего во время Второй мировой войны через ужасы концлагерей. Он писал: "В концентрационном лагере, например, … мы были свидетелями того, что некоторые вели себя как свиньи, в то время как другие были святыми. Человек имеет в себе обе эти возможности, 3и то, которая из них будет актуализирована, зависит от его решения, а не от условий".



Приложение № 5

Этапы формирования мышления в течении жизни человека

Первые 5 лет - самый важный период, в течение которого развиваются психические функции (остающиеся у человека на всю последующую жизнь). До юношеского возраста (20-24 года) - мышление интенсивно развивается.

30-40 лет - пик его продуктивности. Затем ясность и острота ума постепенно слабеют. Но при соответствующей поддержке (умственной работе, широте интересов, социальной активности) возможно длительное поддержание мыслительных процессов на хорошем уровне. Людям среднего возраста, ведущим активный образ жизни, занимающимся интересным делом, продолжающим познавать мир вокруг себя, их ум верно служит на протяжении многих лет. У тех же, кто остановился в своем развитии, утратил интерес и цель жизни, сосредоточился на еде и отдыхе, быстро дряхлеет тело и ум. Именно с тем, что основная масса людей, вырастив детей и уйдя на пенсию, считает свою жизненную миссию выполненной и не видит смысла в дальнейшем существовании, и связан миф о том, что после 40-50 лет человек деградирует.

Мышление - это функция мозга; как и любая часть тела и психики, если ею не пользоваться, она теряет свою силу



Этапы формирования мышления в течении жизни человека

Первые 5 лет - самый важный период, в течение которого развиваются психические функции (остающиеся у человека на всю последующую жизнь). До юношеского возраста (20-24 года) - мышление интенсивно развивается.

30-40 лет - пик его продуктивности. Затем ясность и острота ума постепенно слабеют. Но при соответствующей поддержке (умственной работе, широте интересов, социальной активности) возможно длительное поддержание мыслительных процессов на хорошем уровне. Людям среднего возраста, ведущим активный образ жизни, занимающимся интересным делом, продолжающим познавать мир вокруг себя, их ум верно служит на протяжении многих лет. У тех же, кто остановился в своем развитии, утратил интерес и цель жизни, сосредоточился на еде и отдыхе, быстро дряхлеет тело и ум. Именно с тем, что основная масса людей, вырастив детей и уйдя на пенсию, считает свою жизненную миссию выполненной и не видит смысла в дальнейшем существовании, и связан миф о том, что после 40-50 лет человек деградирует.

Мышление - это функция мозга; как и любая часть тела и психики, если ею не пользоваться, она теряет свою силу





Этапы формирования мышления в течении жизни человека

Первые 5 лет - самый важный период, в течение которого развиваются психические функции (остающиеся у человека на всю последующую жизнь). До юношеского возраста (20-24 года) - мышление интенсивно развивается.

30-40 лет - пик его продуктивности. Затем ясность и острота ума постепенно слабеют. Но при соответствующей поддержке (умственной работе, широте интересов, социальной активности) возможно длительное поддержание мыслительных процессов на хорошем уровне. Людям среднего возраста, ведущим активный образ жизни, занимающимся интересным делом, продолжающим познавать мир вокруг себя, их ум верно служит на протяжении многих лет. У тех же, кто остановился в своем развитии, утратил интерес и цель жизни, сосредоточился на еде и отдыхе, быстро дряхлеет тело и ум. Именно с тем, что основная масса людей, вырастив детей и уйдя на пенсию, считает свою жизненную миссию выполненной и не видит смысла в дальнейшем существовании, и связан миф о том, что после 40-50 лет человек деградирует.

Мышление - это функция мозга; как и любая часть тела и психики, если ею не пользоваться, она теряет свою силу

головоломка «Корова на лугу»Технологическая карта урока общеобразовательной дисциплиныОбществознание по теме: Деятельность человека и мышление

© 2010-2022