• Преподавателю
  • Обществознание
  • Применение проектной и исследовательской технологий при подготовке урока «Хабаровчане в период репрессий 30-х годов»

Применение проектной и исследовательской технологий при подготовке урока «Хабаровчане в период репрессий 30-х годов»

 Занимаясь с ребятами несколько лет  подряд темой политических репрессий в Хабаровском крае в 30-е годы, я решила один из уроков регионального компонента посвятить именно данному вопросу. В чем причины такого выбора? Прежде всего, это  тема краеведческая, затронувшая судьбы людей различного социального статуса. Данная тема затрагивает важную для меня проблему человека и власти, нравственности  власти. Далее, эта тема интересна для ребят, она закладывает основы демократического мышления, критичес... Анализ ситуации, определение проблемы Описание проблемы n   Опрос учащихся и их родителей показал, что 72% ничего не знают о репрессиях в г. Хабаровске; n  12% - знают об этом из рассказов родственников и знакомых; n  16% респондентов этот вопрос не интересует Репрезентативный опрос независимого социологического центра «Левада» показал, что около 30% граждан нашей страны готовы к восстановлению тоталитарного режима   Место реализации проекта МОУ «Многопрофильный лицей», г. Хабаровск, ул. Шкотова, 14; телефон/факс – 234-649       Определение целевой группы Учащиеся 9- 11-х классов МОУ «Многопрофильный лицей» Мониторинг ситуации   Формулирование концепции  Цель проекта           1. Восстановление малоизвестной большинству учащихся страницы истории нашего края;   n  2.Сохранение памяти о тех страшных событиях с тем, чтобы они никогда не повторились   Каковы мотивы нашей деятельности?  Желание дать возможность учащимся определить свою позицию по отношению к тоталитарному режиму; понять положительные ценности демократии; вызвать у учеников эмоциональный отклик на изучаемый период нашей истории. Название проекта «Хабаровчане в годы репрессий 30-х годов» Проектная идея (конспект) Произвести систематизацию исторического материала по  теме «СССР в 30-е годы», заострив внимание на региональном компоненте.  Выделить хронологию событий, основные процессы, персоналий , изменение правовой базы, понятия данной эпохи. Разработать тестовые задания  на входе и выходе осуществления проекта Задачи  ·  Помочь учащимся обобщать, систематизировать, понимать содержание курса отечественной истории по основным его разделам, аспектно-содержательным линиям; ·  Привлекать внимание выпускников к наиболее сложным проблемам курса Мобилизация ресурсов С кем будем строить свою деятельность? С учителем истории, с журналистом Полниковой Ириной, Курпель А.А., Куликовой Л.Н. Куликовой, Сесь Определение типа ресурсов Учебные пособия по истории России , А.С. Сутурин «Дело краевого масштаба», статьи газет «Приамурские ведомости», «Молодой дальневосточник», семейные архивы семьи Куликовых, семьи Курпель, семьи Сутуриных Региональные субъекты и способы кооперации с ними Библиотека МОУ «МПЛ», краевая детская библиотека им. А. Гайдара  Принципы кооперации Сотрудничество Мотивационная основа кооперации  Поиски материала, необходимые для осуществления проекта Реализация проекта Стратегическая цель Создание   условий для обеспечения качественной подготовки учащихся по истории и овладению богатством исторических знаний; выработка мировоззрения, несовместимого с нарушением прав человека Методическая работа  1. Научиться добывать информацию; 2. Научиться оптимальным методам организации работы Планирование деятельности 1.   Определить объем необходимой информации для осуществления проекта 2.   Разработать схемы оформления материала, его систематизации 3.   Собрать  литературу, необходимую для работы 4.   Разделить материал на блоки, выделить главное 5.   Провести анализ отобранного материала, систематизировать его 6.   Подобрать в Интернете схемы и таблицы, иллюстрирующие содержательный материал и обработать их для использования 7.   Разработать проверочные тесты по разделам 8.   Оформить информацию в электро... Ожидаемый результат Полученные ресурсы помогут в подготовке к успешному осуществлению проекта на уроке. Данный проект  углубит знания учащихся по заявленной проблеме; будут способствовать успешному усвоению учебного материала;  поможет сформировать демократический подход к проблеме «человек и власть».  Управление ·  Организация работу, распределение объема работ по срокам; ·  Нахождение необходимой информации, ее систематизация ·  Разработка методов контроля за исполнением работы ·  Проведение мониторинга подготовки материалов (что сделано? Что нужно сделать?) ·  Оформление результатов работы Мониторинг проекта Обратная связь Выходное тестирование Определение количественных и качественных критериев n  Количественные параметры:  сколько участников проекта изменило свои взгляды на рассматриваемую проблему? n  Качественные параметры: изменилась ли эмоциональная оценка рассматриваемых событий? n    Определение участников мониторинговых исследований  Учащиеся 9-11 классов МОУ «Многопрофильный лицей» Оценка результатов   Полипрофессиональная оценка проекта   Наращивание потенциала проекта Мотивация к продолжению работы Разработать новые, более сложные задания для проверки; Разработать ресурсный материал по ХХ веку; Повысить уровень сложности схем на сравнение экономического, политического и духовного развития России по большим периодам, отражающим причинно-следственные связи событий Отбор эффективных технологий Шире использовать ЦОРы, ИКТ, ресурсы Интернета Повышение собственной квалификации Научиться применять новые информационные технологии Отказ от ошибочных результатов           Определение проблемы: n   опрос учащихся и их родителей показал, что 72% ничего не знают о репрессиях в г. Хабаровске; n  12% - знают об этом из рассказов родственников и знакомых; n  16% респондентов этот вопрос не интересует Результаты опроса независимого социологического центра «Левада»     Репрезентативный опрос независимого социологического центра «Левада» показал, что около 30% граждан нашей страны готовы к восстановлению тоталитарного режима   Цель проекта: 1. Восстановление малоизвестной большинству учащихся страницы истории нашего края; n  2.Сохранение памяти о тех страшных событиях с тем, чтобы они никогда не повторились План урока n  1. Результаты репрессивной политики в Хабаровском крае n  2. Судьбы хабаровчан: n              а) Судьба Куликова В. Д. и его           ... Стена Памяти рядом с часовней. На ней – имена тысяч дальневосточников, невинно убиенных сталинским режимом   Куликов Валентин Дмитриевич, председатель Хабаровского отделения историко-просветительского общества «Мемориал» Судьба ьи Куликова Валентина Дмитриевича     Родители В.Д Куликова, Дмитрий Васильевич, носильщик на станции Хабаровск-1 и его жена, Анна Николаевна, учительница начальных классов n  Трагедия семьи Куликовых началась 12 декабря 1937 года, когда был арестован отец Валентина n  ... «СЕМЕЙНАЯ САГА» СЕМЬИ КУРПЕЛЬ АНТОНЕЛЛЫ АНТОНОВНЫ Трудная судьба Антонеллы Курпель Полжизни с клеймом “дочь врага народа”. Тяжелый физический труд на заводе во время войны. В 15 лет она точила мины на станке. Работала ударно. После войны уехала в Караганду, работала на шахте. Яркая, талантливая, Антонелла не смогла получить образование и блистала своими талантами в самодеятельности. Антонелла Антоновна Курпель у Стены               Памяти. Отец, Антоний Михайлович Курпель, был расстрелян в193 году. Посмертно реабилитирован. Мать, Келя Яковлевна, провела в лагерях и на поселении 10 лет. Реабилитирована. Умерла в 1987 году, ничего не простив, унеся боль искалеченной жизни с собой . Журналист Александр Степанович Сутурин Автор книги «Дело краевого масштаба», в которой первым раскрыл историю событий  30-х годов в Хабаровском крае     Этот гражданский подвиг  журналиста стоил ему жизни. Его сердце не вынесло той страшной правды. Памят...     РЕЗУЛЬТАТЫ ВЫХОДНОГО ТЕСТИРОВАНИЯ 1.Изменилось ли ваше представление    об изучаемой эпохе? А) я стал лучше представлять ее (32%) Б) я представил себя на месте человека      того времени (68%) В)мои представления не изменились (0%) 2.Согласны ли вы с восстановлением   режима «жесткой руки»? А) согласен  (0%)  б) не согласен (100%) Подводя итог проектного урока, прихожу к выводу: сочетание проектной и исследовательской технологий дает исключительный знаниевый результат, будит эмоции, в...
Раздел Обществознание
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Первая городская научно-практическая конференция «Слагаемые успеха»

МАОУ «МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ ЛИЦЕЙ имени 202-й ВДБ»»







Доклад

«Социальные инициативы учащихся

в рамках духовно-нравственного воспитания»


Применение проектной и исследовательской технологий при подготовке урока «Хабаровчане в период репрессий 30-х годов»

Наши ребята в Доме ребенка


Автор доклада: Богаченко Людмила Семеновна,

учитель истории и обществознания

руководитель молодежного

объединения «Цунами»

МБОУ «Многопрофильный лицей»;

г. Хабаровск, ул. Шкотова, 14,

Тел/факс: 234 -649






г. Хабаровск, 2012 год

ПЛАН:

  1. Актуальность современных требований к проблемам духовно-нравственного воспитания.

  2. Опыт работы инновационной системы самоуправления МБОУ «Многопрофильный лицей» по выдвижению и осуществлению социальных инициатив.

  3. Результативность социальной деятельности лицеистов.

«

«Нас должно занимать не только собственное благополучие, но и благо других, а также всего человечества»

Швейцер А., «Благоговение перед жизнью», М.,1992 г. стр 218

Чтобы мой поступок имел моральную ценность, с ним должно быть связано мое моральное убеждение. Аморально делать что-либо из страха перед наказанием или для того, чтобы приобрести у других хорошее мнение о себе.»

Гегель Г.Ф.









С этих двух выражений великих мыслителей я хотела бы начать мой доклад, так как именно в них вижу главный смысл духовно-нравственного воспитания учащихся и отношения к нему. Ведь самое страшное в духовно-нравственной работе - это формализм в работе, он буквально калечит души ребят, воспитывает цинизм, неверие в искренность чувств, неуважение ко всему, что должно быть самым важным в жизни. Поэтому искренность воспитателя, личная убежденность в необходимости сохранения духовно-нравственных ценностей, очевидная полезность деятельности являются залогом успеха.

XXI век принес нам много перемен - кажется, само время ускорило свой бег. Меняется все - технологии, отношения, а в российской истории и образовании, которые не хотят отставать от этого процесса, наступает время смены ценностных ориентиров. В 90-е гг. прошлого столетия в России произошли как важные позитивные перемены, так и негативные явления, неизбежные в период крупных социально - политических изменений: морально-нравственная дезинтеграция общества, ощутимый недостаток гражданско-патриотического самосознания, низкий уровень доверия к власти и социальной солидарности, громадный разрыв в материальном обеспечении, рост национализма, ксенофобии, снижение ценности труда, творчества и образования, снижение ценностей семейной жизни, ослабление физического, социального и психического здоровья.

Эти явления оказали отрицательное влияние на общественную нравственность, гражданское самосознание, на отношение людей к обществу, государству, закону и труду, на отношение человека к человеку.

В посланиях Президента России Федеральному собранию Российской Федерации последних лет было подчеркнуто, что общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к родной истории, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям. Образованию должна быть отведена ключевая роль в духовно нравственной консолидации российского общества, его сплочении перед лицом внешних и внутренних вызовов, в укреплении социальной солидарности, в повышении уровня доверия человека к жизни в России. Ценности личности, конечно, формируются и в семье, неформальных сообществах, различных коллективах, в сфере массовой информации, искусства, отдыха и т. д. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере общего образования, где развитие и воспитание обеспечено всем укладом школьной жизни. Новая российская общеобразовательная школа должна стать важнейшим фактором, обеспечивающим социокультурную модернизацию российского общества. Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь обучающегося. Отношение к школе как единственному социальному институту, через который проходят все граждане России, наконец-то, должно стать индикатором ценностного и морально нравственного состояния общества и государства!

. Концепция духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России, разработанная в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации «Об образовании», на основе ежегодных посланий Президента России Федеральному собранию Российской Федерации, является методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования. Согласно ФГОС, общеобразовательные учреждения должны воспитывать гражданина и патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мир. Социальный заказ образованию устанавливается в следующей системе фундаментальных социальных и педагогических понятий, а также отношений между ними:

патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья,
труд и творчество, наука, традиционные российские религии , искусство и литература, эстетическое развитие, этическое развитие; природа, человечество .

От нас ждут сегодня, согласно Конституции Российской Федерации. согласно Закону Российской Федерации «Об образовании» в части общих требований к содержанию образования (ст. 14) и задачам основных образовательных программ (ст. 9, п. 6) высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации, способного видеть проблемы страны и готового решать их на самом современном уровне.

В условиях, когда многие одаренные молодые люди не связывают свое будущее с нашей страной, не видя перспектив для своей самореализации, карьерного роста, эти задачи становятся самыми актуальными - ведь мы этим прогнозируем свое будущее.

Как же на практике осуществить эти задачи?

В МБОУ «Многопрофильный лицей» 11 лет работает инновационная система самоуправления, созданная на базе молодежного объединения «Цунами», которая на деле доказала свою эффективность. Много было споров, можно ли соединять ученическое самоуправление с общественными объединениями? Так вот, наш опыт подтверждает, что не только можно, но и нужно! Современная школа ставит задачу научить ученика проектно-исследовательской работе, сформировать новые компетенции, ввести его в социум, как полезного, компетентного члена сообщества, в котором он окажется.

Как показывает опыт, разработанная мною модель самоуправления эффективно решает эти задачи, формируя духовно-нравственную, деятельную, умелую личность. В своей системе я соединила ученическое самоуправление внутри лицея с деятельностью общественных объединений (МО «Цунами», «Волна» и «Капельки»), деятельность которых направлена на социум. (Приложение, схема №1)

Таким образом, нам удается охватить громадный диапазон деятельности, который дает простор выбору учащихся, в какой системе он хочет проявить свои способности. В этом пространстве каждый лицеист находит дело по душе, происходит его самореализация и социализация. Данная деятельность способствует процессу, когда знания о духовно-нравственных ценностях превращаются в убеждения учащихся.

Работа начинается на Форуме, где создаются проекты учащихся, направленные на решение проблем, которые ребята определяют как главные. Проекты осуществляются в течение года творческой группой, которая его разрабатывала. Совет самоуправления лицея помогает в осуществлении проектов, затрагивающих интересы внутрилицейской жизни, а МО «Цунами», «Волна» и «Капельки» работают над проектами, направленные на решение социальных задач и осуществляют контакт с теми организациями, объединениями, которые заинтересованы в сотрудничестве. Самые удачные проекты превращаются в традиционные и могут повторяться в течение многих лет. Например, проект «Олимпийские игры Большого Аэродрома» продолжает существовать 12 лет.

Внутри лицея осуществляются такие проекты учащихся, как создание научного общества лицеистов в рамках проекта «Интеллект», проект «Артмода», проект «Чтобы помнили…» (об увековечении памяти выпускника лицея, кавалера ордена Мужества Колесникова В.Г.), проект «Хабаровчане. Живая память», проект о совместной работе с Хабаровской общественной организацией инвалидов по слуху «Аридонс», проект «День детства», «День самоуправления» и др.

Огромную работу ведут лицеисты по сохранению истории 202-й воздушно-десантной бригады, имя которой носит лицей. Ребята создали сайт Комнаты боевой славы 202-й ВДБ, электронный архив, а их исследовательская работа помогает дополнить историю легендарной бригады, давшей стране 15 Героев Советского Союза.

Одним из самых развитых направлений деятельности молодежного объединения «Цунами» является добровольчество. Отряды «Милосердие», «Позиция» выполняют громадный объем работы, т.к. в сфере их влияния находятся следующие объекты внимания: Дом ребенка, казенное учреждение реабилитационный центр, детское отделение больницы № 9?, Дом инвалидов и престарелых, дети, нуждающиеся в помощи. Впечатления ребят от встреч с детьми, нуждающимися в поддержке, двоякие - с одной стороны, понимание проблем общества, в котором столько людей нуждается в самых простых вещах, с другой стороны, сочувствие и удовлетворение от того, что наша помощь необходима. Помощь ветеранам Великой Отечественной войны, искренняя забота ребят о нуждах старшего поколения вызывает у них огромную благодарность. Говорить о духовно-нравственной составляющей такой деятельности не приходится - надо видеть, с каким желанием дети готовы оказывать любую помощь нуждающимся в ней. Доброта, милосердие - то, чего так не хватает нашему обществу, формируются в конкретной деятельности.

Акция МО «Цунами» «Подарок солдату к Дню защитника Отечества» традиционно проводится в лицее. Что она дает ребятам с точки зрения духовно-нравственного воспитания? С одной стороны, знакомство с жизнью, бытом и армейской службой сегодня перестают быть для ребят пугающей перспективой. Живое общение с военнослужащими дает реальную картину армейской жизни и понимание той важной задачи, которую выполняет армия. В лицее нет уклонистов, а многие ребята каждый год поступают в военные училища.

МО «Цунами», ДО «Волна» активно сотрудничают с краевым историко-просветительским обществом «Мемориал». Второй год они, по своей инициативе, 30 октября, в День Памяти погибших от репрессий, проводят городскую акцию «Это не должно повториться». Толчок этой акции дала научно-практическая конференция в лицее. Ребята, изучающие историю, подготовили цикл работ по теме «Репрессии в Хабаровском крае». Их выступления с работами «Лагеря Хабаровского края», «Воин «поля Куликова», «Семейная сага Антонеллы Курпель», «Судьба минувшего века», «Судьбы причудливая нить» (об архиепископе Войно-Ясенецком, и его потомках в Хабаровске) буквально потрясли ребят, и прямо на конференции родился проект подготовки городской акции, которую поддержал «Мемориал».

Каков же итог социальных инициатив ребят?

Во-первых, формируется лицейская гуманистическая воспитательная система, где главным критерием является развитие личности ребенка, вхождение его в мир культуры со знанием истории своей страны;

Во- вторых, формируется единая система духовно-нравственных ценностей лицея, учащихся и их родителей;

В - третьих, создается безопасная и комфортная среда внутрилицейской жизни, успешно развивается ученическое самоуправление;

В - четвертых, начинают совпадать интересы лицейской среды и социума, что формирует у лицеистов активную гражданскую позицию;

В - пятых, использование новых педагогических технологий и методик способствуют воспитанию общей культуры, верности духовным традициям России, уважения к ценностям современного общества, сформированного на основе духовных ценностей российской культуры;

В - шестых, деятельность ребят помогает им успешно презентовать себя в различных конкурсах, на конференциях, где лицеисты неизменно входят в число победителей.

Таким образом, на мой взгляд, активная жизненная позиция педагогов, правильно выбранные современные технологии и методики дают прекрасную возможность для развития социальной активности ребят, а это, в свою очередь, способствует формированию того духовно-нравственного климата, в котором растет настоящий гражданин России.

Применение проектной и исследовательской технологий при подготовке урока «Хабаровчане в период репрессий 30-х годов»

Схема №1.






© 2010-2022