Дополнение к рабочей программе по обществознанию для учащихся с ОВЗ

Раздел Обществознание
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Дополнение к рабочей программе по обществознанию в 9 классе.

Процесс обучения школьников с ЗПР имеет коррекционно-развивающий характер, что выражается в использовании заданий, направленных на коррекцию имеющихся у учащихся недостатков и опирается на субъективный опыт обучающихся, связь изучаемого материла с реальной жизнью.

Система работы коррекционно-развивающего обучения направлена на восполнение пробелов предшествующего обучения, преодоление негативных особенностей эмоционально-личностной сферы, нормализацию и совершенствование учебной деятельности обучающегося, его работоспособности, активизацию познавательной деятельности.

Основными принципами содержания программы коррекционной работы в образовательном учреждении являются: соблюдение интересов ребенка; системность; непрерывность; вариативность и рекомендательный характер. На данном этапе необходимо, учитывая учебную нагрузку, особенности ребенка, правильно построить процесс работы. Важно не перегрузить обучающегося, сформировать положительную мотивацию на совместную деятельность, учесть индивидуальные особенности личности, особенности социального окружения.

Особенности организации урока при обучении учащихся VII вида (с ЗПР):

1. Соблюдение психогигиенических требований к организации урока и соблюдение здоровьеохранительного режима (разумное чередование различных видов деятельности, игровых и проблемных ситуаций, позволяющих ребенку сохранять работоспособность на протяжении всего урока).

2. Обеспечение мотивационной готовности к решению стоящих на уроке задач. Использование с этой целью упреждающего предъявления этих задач, организации предварительной подготовки к их решению (в том числе средствами домашних заданий поискового характера), включения в деятельность контроля за успешностью их достижения.

3. Соответствие информационной и деятельностной насыщенности учебного занятия психофизиологическим возможностям ученика. Учет психического состояния в процессе занятия и оперативный отклик на него возможным изменением форм, методов работы.

4. Построение учебных заданий, ориентированных на преобладание продуктивных методов учебной деятельности учащихся над репродуктивными. Обеспечение субъективной позиции обучающегося на всех этапах учебного занятия - этапе освоения новых знаний, их закрепления, применения, проверки и оценки результатов учебной работы.

5. Оснащение учебного занятия дидактическими пособиями, объективирующими перспективные и этапные учебные цели, формы фронтальной и индивидуальной помощи ученику (таблицы, схемы, алгоритмы, правила, памятки и т.п.), средства обеспечения оперативной обратной связи (сигнальные карточки и т.д.)

Данная программа в целом доступна учащимся с ЗПР. Ввиду психологических особенностей обучающихся с ЗПР, ставится коррекционная цель («Коррекционные цели» в разделе «Календарно-тематическое планирование»), которая включает следующие направления.

Коррекция отдельных сторон психической деятельности:

  • коррекция и развитие восприятия, представлений, ощущений;

  • коррекция и развитие памяти;

  • коррекция и развитие внимания;

  • формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);

  • развитие пространственных представлений и ориентации;

  • развитие представлений о времени.

Развитие различных видов мышления:

  • развитие наглядно-образного мышления;

  • развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).

Развитие основных мыслительных операций:

  • развитие умений сравнивать, анализировать;

  • развитие умения выделять сходство и различие понятий;

  • умение работать по словесной и письменной инструкциям, алгоритму;

  • умение планировать деятельность.

Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы:

  • развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца;

  • формирование умения преодолевать трудности;

  • воспитание самостоятельности принятия решения;

  • формирование адекватности чувств;

  • формирование устойчивой и адекватной самооценки;

  • формирование умения анализировать свою деятельность;

  • воспитание правильного отношения к критике.

Коррекция и развитие речи:

  • коррекция нарушений речи;

  • коррекция монологической речи;

  • коррекция диалогической речи;

  • расширение представлений об окружающем мире и обогащения словаря.

Календарно-тематическое планирование скорректировано в направлении разгрузки курса по содержанию, т.е. предполагается изучение материала в несколько облегченном варианте, однако не опускается ниже государственного уровня обязательных требований.

Реализация стандартов образования построена на компетентностном подходе, который нацелен на формирование у выпускников умения самостоятельно, на основе полученных знаний и приобретенного социального опыта решать проблемы в различных областях деятельности человека. Компетентностный подход - это подход, акцентирующий внимание на результате образования, причем в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных проблемных ситуациях. В современной педагогической науке под компетенциями понимают готовность ученика использовать усвоенные знания, учебные умения и навыки, а также способы деятельности для решения практических и теоретических задач. Л.Н.Боголюбов разделяет компетенции обществоведческого курса на две группы. К первой группе относятся компетенции, формируемые многими учебными предметами. Это компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности, компетентность в сфере трудовой деятельности; компетенции, связанные с возникновением информационного общества. Ко второй группе относятся компетенции, формируемые собственно в ходе изучения предмета «Обществознание». К ним относятся: компетентность в сфере гражданско-правовой деятельности; компетентность в семейно-бытовой сфере; компетентность в сфере имущественных отношений; компетентность в сфере потребительской деятельности; компетентность, касающаяся жизни в многокультурном, многоконфессиональном обществе.

В современной Концепции обществоведческого образования в качестве целевых установок выделено формирование социальных компетенций или опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношениях; отношениях между людьми разных национальностей и вероисповеданий; в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом, и содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе

. Задачами развития социальных компетенций обучающихся коррекционной школы в процессе изучения предмета «Обществознание» являются: - овладение старшеклассниками умениями получать элементарную социальную информацию; осваивать важнейшие способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимые для участия в жизни гражданского общества и государства; - приобретение опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношениях; в семейно-бытовой сфере; - соотнесение своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом, и содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе; - приобретение опыта совместной работы в коллективе, ориентированной на достижение заявленного и ожидаемого результата; - умение делать ответственный выбор на основе простого анализа ситуации; -приобретение навыков адекватной самооценки; -закрепление умения анализировать ситуацию на рынке труда, оценивать собственные профессиональные возможности; - наличие навыков общения и совместной деятельности, готовности к сотрудничеству с другими людьми, умения разрешать конфликты, осуществлять стрессовый контроль; - развитие навыков принятия самостоятельных решений в профессиональных, межличностных, социальных ситуациях; - развитие способности к сотрудничеству в коллективной деятельности, умения эффективно работать в составе групп; - самостоятельная постановка задач и способность их решения, в том числе и в критической ситуации.

В содержание курса обществознания включены в доступной форме элементарные сведения о государстве, праве, правах и обязанностях граждан, основных законах нашей страны, что важно для формирования детей с отклонением в интеллектуальном развитии нравственных и правовых норм жизни в обществе. При изучении курса реализуется опора на уже имеющиеся знания воспитанников, учитывается, уровень возрастных и познавательных возможностей воспитанников старшей школы. Программа учитывает особенности познавательной деятельности детей с отклонением в интеллектуальном развитии. Уроки обществознания направлены на всестороннее развитие личности воспитанников, способствуют их умственному развитию, обеспечивают гражданское, эстетическое, нравственное воспитание. На уроках обществознания учащиеся знакомятся с современной политической жизнью страны, получают основы правового и нравственного воспитания. Особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у воспитанников специфических нарушений.

Методы:

Словесные - рассказ, объяснение, беседа

Наглядные - наблюдение, демонстрация

Практические - упражнения.

Методы изложения новых знаний

Методы повторения, закрепления знаний

Методы применения знаний

Методы контроля

Одним из основных методов работы с учащимися при изуче­нии данного материала является беседа, которая позволяет выявить уже имеющиеся у школьников представления по обсуждаемому вопросу, скорректировать и дополнить их, активизировать поиско­во-познавательную активность, речевую деятельность, внимание школьников. Занятия проводятся в классно урочной форме.

Типы уроков: Урок сообщения новых знаний (урок первоначального изучения материала) Урок формирования и закрепления знаний и умений (практический урок)

Урок обобщения и систематизации знаний (повторительно-обобщающий урок)

Урок проверки и оценки знаний, умений и навыков (контрольно-проверочный урок)

Комбинированный урок

Для контроля ЗУНов учащихся применяются тестовые, контрольные, самостоятельные работы. Важен не только дифференцированный подход в обучении, но и неоднократное повторение, закрепление пройденного материала. Курс дает и закрепляет лишь основы знаний в этих областях, уделяя преобладающее внимание практикоориентированной составляющей содержания. При этом сто­ит подчеркнуть, что несмотря на то, что содержание курса носит эле­ментарный характер, оно все же сохраняет структурную целостность, присущую данным областям обществоведческих знаний.

. Цель данного курса - создание условий для социальной адаптации уча­щихся путем повышения их правовой и этической грамотности, со­здающей основу для безболезненной интеграции в современное об­щество ребенка через знание своих гражданских обязанностей и умение пользоваться своими правами. Отбор содержания произведен с учетом психологических, по­знавательных возможностей и социально-возрастных потребностей умственно отсталых детей. Основные задачи, решаемые на уроках: - получение элементарных знаний о праве, Законодательстве РФ, правопорядке, мерах его укрепления и способах охраны; - установка на законопослушное поведение и активное неприятие нарушений правопорядка; - формирование социально-полезного поведение личности, проявляющееся в осознанном правомерном поведении, умелой реализации прав и свобод, ответственном выполнении обязанностей гражданина. Одним из направлений формирования социальной компетентности учащихся с ОВЗ на уроках обществознания является гражданско -правовое воспитание. Гражданско-правовое воспитание и образование направленно на формирование гражданской компетенции личности - это совокупность готовности и способностей, позволяющей личности активно, ответственно и эффективно реализовывать весь комплекс гражданских прав и обязанностей в гражданском обществе, применить свои знания и умения на практике. Построение в России гражданского образования и демократического государства невозможно без целенаправленной деятельности по воспитанию гражданина, обладающего патриотическим сознанием. Высоким уровнем правовой культуры гражданина с активной жизненной позицией. Формирование гражданственности, патриотизма и толерантности.- это важное направление на моих уроках. Необходимо донести до детей и убедить их в том, что они должны понимать свою ответственность перед обществом и будущим поколением, защищать свои права и отстаивать свою позицию в различных ситуациях. На своих уроках стараюсь воспитывать в детях гражданские чувства, вырабатывать активную жизненную позицию, принимать взвешенные решения, отвечать за свои поступки. На уроках обществознания, касающихся правовой сферы одной из важнейших задач, стоящих передо мной является задача максимальной активизации школьников и осознания ими практической значимости изучаемого материала. Повышению интереса к проблемам права, формированию демократической правовой культуры способствует личное вовлечение учащихся в процесс изучения темы. Так, при изучении темы «Правовые основы брака и семьи» учащиеся 9 классов высказывают свое отношение к браку, семейной жизни, по проблемам воспитания детей. Это представляется актуальным, так как большинство из них в недалёком будущем создадут собственные семьи. . Курс обществознания позволяет учащимся с ОВЗ усвоить наиболее актуальные обобщенные знания о человеке, обществе, отношении человека к природе, обществу, самому себе. Уроки в последующим помогают учащимся ориентироваться в социальной реальности, подростки приобретают опыт освоения основных социальных ролей ( гражданин, член семьи, избиратель, собственник), школьники могут усвоить идеалы и ценности демократического общества, патриотизма. Думается, что человек, обладающий развитой правовой культурой, способен помочь людям, попавшим в беду, остановить преступление. Он может вместе с такими же, как сам, сделать нашу Россию процветающей страной.
В результате изучения обществознания в 9 классе учащиеся должны:

Знать:

  • влияние: понятие, формы, способы, власть, авторитет;

  • причины зарождения государства, его функции, основные признаки;

  • факты подтверждающие процессы объединения и отделения наций;

  • сущность форм правления, сущность демократической формы правления, характеристику политической системы государства;

  • политические режимы: понятие, типы и формы;

  • понятие гражданского общества, пути становления гражданского общества, институты гражданства, признаки правового государства;

  • основные формы участия граждан в политической жизни страны, процедуру выборов, роль референдума в общественной жизни;

  • основные признаки политических партий, функции и роль;

  • роль права в системе социальных норм, отрасли права, нормы права;

  • историю отношений власти и закона, систему высших органов власти в РФ, принципы разделения властей;

  • понятие, структуру конституции;

  • правовое регулирование имущественных отношений;

  • предмет трудового права, семейного права, основные нормативные документы, права и обязанности супругов, родителей и детей;

  • основные виды юридической ответственности; особенности наказания несовершеннолетних;

  • многозначность понятия культура, правила этикета, понятие культурной нормы, виды культурных норм, особенности молодежной субкультуры;

  • что такое религия, виды религий; особенности мировых религий;

  • объекты и субъекты художественной культуры, функции культуры и искусства;

  • что представляет собой образование как институт общества, структуру современного образования; права и обязанности участников учебного процесса;

  • функции науки, классификацию наук.

Уметь:

 анализировать ситуации связанные с деятельностью власти;

 уметь сравнивать формы правления6 республику и монархию;

 объяснять особенности политических режимов;

 объяснять особенности форм участия граждан в политической жизни общества;

 сопоставлять и систематизировать материал, связанный с особенностями различных политических партий;

 объяснять сущность разделения властей;

 называть основные нормы, регулирующие имущественные отношения, приводить примеры прав потребителя и способы их защиты;

 характеризовать трудовое право, правовой статус несовершеннолетних;

 давать правовую характеристику брачно-семейных отношений;

 анализировать состав преступления и определять, является ли содеянное преступлением;

 характеризовать систему местного самоуправления;

 характеризовать духовную жизнь человека и общества; анализировать привычки, манеры людей;

 объяснять назначение тех или иных санкций в обществе; анализировать формы культуры;

 сравнивать мировые религии, выделять общее и различия;

 анализировать произведения искусства, определяя ценности, которыми они обладают;

 разъяснять эволюцию системы образования с древнейших времен до наших дней; правовой статус ученика.









Календарно - тематическое планирование программного материала

0.5 часа в неделю, всего 18 часов.




Тема

урока

Кол-во

часов



Содержание


Основные понятия


Требования к уровню подготовки

учащихся


Вид контроля

Домашнее задание

Дата

проведения


План


Факт



Раздел.1. Политическая власть (8ч.)







1

Власть

1

Формы проявления влияния: сила, власть, авторитет. Становление власти в качестве политического института общества. Разделение властей. Властные отношения и социальная иерархия. Борьба за власть

Сила, авторитет, власть, иерархия власти

Знать, какие существуют формы влияния в обществе. Уметь:

высказывать своё мнение, работать с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы, давать определения понятиям, анализировать конкретные жизненные ситуации, связанные с борьбой за власть

Составить схему «Ветви власти»

П.25

вопросы к параграфу



2

Государство

1

Определение политической системы общества. Общие признаки государства. Понятие и значение суверенитета. Внешние и внутренние функции государства. Причины и условия появления государства. Виды монополии государства: общие и частные

Государство, суверенитет, суверенность, функции государства, государственная монополия

Знать: что такое политическая система общества, какова роль государства в ней, его признаки, основные функции государства, причины зарождения государства.

Уметь: анализировать виды монополии государства, объяснять основные понятия

Составить схему «Признаки государства, таблицу «Функции государства»

П.26

вопросы к параграфу


3

Национально-государственное устройство

1

Объединение и отделение наций. Формирование единой Европы. Распад СССР и проблема сепаратизма. Национально-освободительные войны и межнациональные конфликты. Централизованное и национальное государство: сходство и различие. Одно- и многонациональное государство

Национально-государственное устройство, сепаратизм, централизованное государство, империя

Знать: конкретные факты, подтверждающие процессы объединения наций и их отделения, объяснять процесс создания централизованных государств.

Уметь: объяснять причины и особенности распада национальных государств

Составить сиквейн «Сепаратизм», таблицу «Этапы формирования единой Европы»

П.27, выучить понятия

вопросы к параграфу



4

Формы правления

1

Источники власти. Классификация форм правления. Сущность и политическое устройство демократии. Особенности демократии в нашей стране. Природа и сущность республики. Сочетание законодательной и исполнительной власти. Основные разновидности республики.

Монархия, аристократия, демократия, тирания, олигархия, республика, импичмент

Знать, что такое форма правления и как государства различаются по форме правления.

Объяснять сущность демократической формы правления. Давать определение понятию республика и знать, какие разновидности республик существуют в мире. Уметь анализировать государства с точки зрения формы правления. Разъяснять сущность импичмента на основе анализа конкретных фактов

Составить словарик темы, схему «Формы правления»

П.28 вопросы к параграфу



5

Политические режимы

1

Сущность и классификация политических режимов. Характеристика и исторические формы авторитаризма. Природа и сущность диктатуры. Происхождение и особенности парламентского режима. Парламент как защитник демократических свобод и борьба за его учреждение. Структура парламента

Авторитаризм, тоталитаризм, парламентаризм

Знать, что такое политический режим, какие существуют его типы. Уметь анализировать разновидности политических режимов, подтверждая ответ конкретными примерами из истории и современности

Составить схемы «Политические режимы», «Структура парламента»

П.29, подобрать материал из СМИ,

вопросы к параграфу



6

Гражданское общество и правовое государство

1

Два значения гражданского общества. Признаки гражданского общества. История развития и сущность гражданского общества. Избирательное право и его происхождение. Борьба за гражданские права. Понятие о правовом государстве и история его становления. Признаки правового государства. Черты тоталитарного государства

Гражданское общество, гражданство, правовое государство

Знать, что такое гражданское общество, что представляет собой институт гражданства, а также кто такие граждане и каков их правовой статус, что такое правовое государство и каковы его основные признаки. Уметь анализировать взаимоотношения государства и общества

Составить таблицу «этапы развития избирательного права», схемы «Признаки гражданского общества», «Признаки правового государства»

П.30 вопросы к параграфу



7

Голосование,выборы, референдум.

Политические партии

1

Голосование как форма участия граждан в политической жизни страны. Составные части процедуры голосования. Активность электората. Политические предпочтения людей. Электорат политических партий России. Конкуренция политических партий за электорат. Роль референдума в политической жизни.

Определение и признаки политических партий. Понятие о политической программе партии. Однопартийная и многопартийная системы, их особенности, преимущества и недостатки. Функции политической партии. Классификация политических партий. Роль политических партий в обществе

Активное избирательное право. Пассивное избирательное право, электорат, референдум.

Политическая партия. Многопартийность. Политическая программа

Знать: что представляет собой голосование, референдум, и каков их механизм; каким образом люди могут участвовать в политической жизни страны и оказывать реальное воздействие на власть и принимаемые ею решения. Объяснять сущность активного и пассивного права. Анализировать собственные и чужие политические симпатии, определять факторы. Способствующие политической активности населения. Уметь объяснять противоречия реальной жизни и находить возможный вариант их разрешения.

Знать: что такое политическая партия, какие функции она выполняет; основные классификации партий (по способу организации, по отношению к власти, по отношению к обществу); какими признаками наделена политическая партия. Уметь анализировать любые политические партии и определять, к какому типу они относятся

Составить сиквейн «Референдум», схему 2Формы участия граждан в политической жизни страны» П.32. вопросы к параграфу

П.31. сообщения о политических партиях современной России

вопросы к параграфу



8

Повторительно-обобщающий урок по разделу:

«Политическая сфера»

1

Знать основные положения раздела. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы

Повторить весь пройденный материал, понятия раздела

«Политическая сфера»


Раздел.2 Право, его сущность и особенности(7 ч)


9

Право, его сущность и особенности

1

Социальные нормы. Функции и сущность права. Представление о юридической ответственности. Права и обязанности. Понятие о естественных и гражданских правах. Уровень и содержание правосознания. Правовая культура. Разновидности правовых норм. Основные отрасли права. Иерархия нормативно-правовых актов

Социальные нормы, право, правовая культура, норма права, отрасль права

Знать: Что представляют собой социальные нормы и каково их видовое разнообразие; сущность основных понятий. Уметь: разъяснять сущность права, а также различные его значения; правильно употреблять понятие «право» в вариативных контекстах; объяснять систему права, раскрывая сущность основных отраслей российского права; определять, нормами каких отраслей права регулируется определённая жизненная ситуация и куда следует обратиться, чтобы узнать модель верного поведения участников правоотношений

Составить схему «Функции права», таблицу « Права и обязанности»

П.33, доделать таблицу

вопросы к параграфу

10

Закон и власть

1

Равенство перед законом. Структура Федерального собрания. Функции и роль депутатов. Состав и функции Госдумы и Совета Федерации. Институт президенства в России. Права и полномочия президента. Состав и функции правительства. Республиканские и местные органы власти. Структура и функции судебной власти. Структура и функции правоохранительных органов России

Федеральное собрание, правительство. Президент, Конституционный суд, правоохранительные органы, адвокатура

Знать: что представляет собой судебная система РФ, уметь объяснять в какой суд и как следует обратиться, если нарушено конкретное право человека; что представляют собой правоохранительные органы РФ, каково их функциональное назначение. Давать разъяснения по вопросу о соотношении власти и закона в жизни общества; объяснять особенности законодательной власти современной России. Уметь грамотно объяснять организацию местной власти, а также анализировать местное самоуправление того региона, где живёт ученик. Объяснять, чем занимаются адвокаты, нотариусы, прокуроры, юрисконсульты и в каких случаях к ним нужно обращаться

Составить схему «Структура федерального собрания», таблицу « Состав и функции правительства»

П.34, вопросы после параграфа

вопросы к параграфу

11

Конституция

1

Конституция как основной закон государства, её структура. Правовой статус человека. Классификация конституционных прав. Характеристика личных прав. Содержание политических и гражданских прав. Нарушение прав и свобод гражданина. Их защита

Конституция, правовой статус человека, гражданство, конституционные обязанности

Знать: особенности и структуру Конституции; способы реализации своих прав и выполнение обязанностей в конкретных жизненных ситуациях. Разъяснять сущность правового статуса личности

Составить схему « Структура Конституции РФ», таблицу « Классификация конституционных прав»

П.35

вопросы после параграфа

вопросы к параграфу

12

Право и имущественные отношения

1

Имущественные отношения. Принцип равенства участников гражданских правоотношений. Физическое и юридическое лицо. Право собственности на имущество. Сделки и договор. Потребитель и его права. Правовое регулирование трудовых отношений. Кодекс законов о труде РФ. Трудоустройство и его регулирование. Заключение трудового договора между работником и работодателем. Расторжение трудового контракта с администрацией и увольнение. Защита детского труда

Имущественные отношения, право собственности, сделка, договор, иск

Знать6 что представляют собой имущественные правоотношения, каким должно быть поведение их участников; основные виды договоров, сущность института права собственности. Уметь: разъяснять правила поведения участников договорных отношений; защищать свои имущественные права и знать, в каких случаях это можно сделать в судебном порядке

Составление трудового договора, работа с Кодексом законов о труде РФ

П. 36, вопросы параграфа

13

Труд и право

1

Потребитель, производитель, услуги. Закон « О защите прав потребителя». Трудовое право. Трудовой договор (контракт). Расторжение трудового договора. Сверхурочная работа

Потребитель, исполнитель, изготовитель.

Трудовое право, детский труд

Знать: кто такой потребитель и в чём заключаются его основные права; каким образом можно защитить свои права в случае их нарушения.

Знать: чем отличаются трудовые правоотношения от других видов общественных отношений, предполагающих трудовую деятельности людей; правовые модели поведения сторон при заключении или расторжении трудового контракта; как регулируется законом продолжительность рабочего времени и времени отдых, какие льготы существуют у работающей молодёжи. Уметь подсказать человеку, потерявшему работу. Дальнейшие действия

Работа с законом « о правах потребителя».

Тест «Трудовой договор»

П. 37, сообщения

П.38,

вопросы к параграфу

14

Правовые основы брака и семьи.

Правонарушения и виды юридической ответственности

1

Нормы семейного права и Семейный кодекс РФ. Юридическая трактовка брака. Понятие фиктивного брака. Свидетельство о браке. Условия расторжения брака. Взаимные обязанности родителей и детей. Понятие правоспособности. Органы опеки и попечительства. Классификация прав и свобод ребёнка.

Формы совершения преступления: действие и бездействие. Признаки преступления. Умысел и неосторожность как форма выражения вины. Соучастники преступления и преступная организация. Причины совершения преступления. Ответственность. Понятие административного проступка. Субъекты применения взысканий. Разнообразие мер воздействия. Представление о гражданском правонарушении. Нарушение трудовой дисциплины. Материальная ответственность. Принцип презумпции невиновности. Дознание и следствие. Основные виды наказания. Лишение свободы и меры воспитательного воздействия

Брачный контракт, правоспособность. дееспособность.

Преступление. Проступок, наказание несовершеннолетних

Знать: что регулирует семейное право; правовые аспекты взаимоотношений родителей и детей; основные права детей.

Уметь реализовывать и защищать права детей; разъяснять сущность правовых взаимоотношений супругов, их права и обязанности; составлять брачный контракт.

Знать: что представляют собой проступки и преступления, совершаемые людьми; что такое юридическая ответственность, какие виды ответственности существуют; что представляет собой принцип презумпции невиновности; наказания, которым могут подвергаться лица, совершившие преступления. Уметь анализировать состав преступления и определять, является ли содеянное преступлением

Работа с Семейным кодексом, решение практических задач.

Составить схему « Признаки преступления», сравнительную таблицу « Уголовное и гражданское правонарушение»

П.39

вопросы к параграфу

П.40

вопросы к параграфу

15

Повторительно-обобщающий урок по теме:

«Человек и его права»

1

Знать основные положения темы. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы; работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материл для решения познавательных задач

Решение разноуровневых тестов

Повторить весь пройденный материал, понятия раздела

«Право, его сущность и особенности»


Раздел. 3. Духовная сфера общества (3ч.)


16

Что такое культура.

Культурные нормы.

Формы культуры

1

Происхождение слова «культура» и его значение. Материальная и нематериальная культура. Её состав и структура. Элементы культуры и культурный комплекс. Этикет, его происхождение и правила. Культурное наследие и культурные универсалии. Понятие о культурных нормах, их разновидностях. Образ жизни. Привычки и манеры. Обычаи и традиции. Молодёжная мода. Обряд, его символическое значение. Церемония и ритуал. Нравы и мораль. Обычное право и юридические законы. Санкции как регулятор человеческого поведения.

Основные формы культуры. Характерные особенности элитарной культуры. Отличительные черты народной культуры. Массовая культура, её появление и средства распространения. Понятие о доминирующей культуре. Субкультуре и контркультуре, их отличительные черты. Неформальные молодёжные группы, их поведение и образ жизни. Молодёжная субкультура

Культура, культурный комплекс, этикет, культурное наследие, культурные универсалии, культурные нормы, манеры, обычаи, традиции, привычки, мода, нравы, мораль, обычное право, санкции.

Элитарная культура, народная культура, массовая культура, субкультура, контркультура

Знать, что представляет собой правила этикета и как они могут выражаться, что такое культурные нормы и чем они определяются. Разъяснять сущность понимания культуры у разных народов, понимание вкусов, увлечений людей, обрядов и церемоний, ритуалов, нравов; понимание морали обществом.

Уметь анализировать особенности некоторых культурных ценностей и объяснять сущность культурного наследия, анализировать привычки, манеры людей, знать их отличие от традиций, обычаев; объяснять назначение тех или иных санкций в обществе.

Знать: сущность основных форм культуры и её разновидности; особенности молодёжной субкультуры. Уметь анализировать контркультуру

Схему «Элементы культуры».

Составить схему «Формы культуры»

П.41-42, сообщения об обрядах и традициях.

П.43, вопросы к параграфу

17

Религия.

Искусство.

Образование и наука

1

Различные определения религии, её значение и роль в обществе. Тотемизм, фетишизм, анимизм. Мировые религии: христианство, ислам, буддизм. Вера и верования. Миф и мифология. Культ и символ как важнейшие элементы религии. Религиозные обряды и типы жертвоприношений. Культ предков и традиции уважения родителей. Вероучение в мировых религиях. Теология и Божественное откровение. Понятие о церковном и библейском каноне.

Различные трактовки искусства. Структура и состав ИЗО. Субъекты художественной культуры и деятели искусства. Инфраструктура художественной культуры. Критерии произведений искусства. Изящные искусства, их история и развитие, «свободные искусства». Основная задача и исторические формы образования. Приёмы обучения, предмет и формы усвоения знаний школьниками. Государственное и частное образование, школьное и домашнее. Общее образование и специальное образование. Школа. Правовые основы школьного образования. Роль науки в современном обществе. Классификация наук. Высшие учебные заведения: история зарождения, функции, структура, формы

Религия, архаические религии, мировые религии, мифология, тотемизм, фетишизм, анимизм, культ.

Искусство, художественная культура, фольклор, «свободное искусство».

Наука, университет, академия

Знать: что такое религия, особенности мировых религий. Иметь представление о фетишизме, мифологии, анимизме и их проявлениях в истории человечества.

Знать, что такое искусство и как оно соотносится с художественной культурой. Пояснять, кто является субъектом художественной культуры. Уметь анализировать произведения искусства.

Знать: что представляет собой образование; что такое наука, каковы её функции, учреждения науки; что представляет собой высшая школа, какие виды высших учебных заведений есть в РФ. Уметь: разъяснять особенности правового статуса ученика современной школы; осознанно выбирать высшую школу для продолжения обучения

Составить таблицу «Виды религий».

Составить схему «Структура ИЗО».

Составить схему «Формы образования»

П.44 сообщения на тему «Религии мира».

П. 45Вопросы к параграфу.

П.46-47 сообщение «Закон об образовании»

18

Повторительно-обобщающий урок по теме:

«Духовная сфера»

1

Знать основные положения темы. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы; работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материл для решения познавательных задач; высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные

Повторить весь пройденный материал, понятия раздела «Духовная сфера общества»



© 2010-2022