Разработка занятия по обществознанию на тему Инфраструктура рыночной экономики (10 класс)

Инфраструктура рыночной экономики - комплекс производственных и непроизводственных отраслей и сфер деятельности, обеспечивающих функционирование рыночной экономики. Включает в себя: биржи, банки, посреднические структуры, маркетинговые, консалтинговые и аудиторские организации, страховые компании, средства деловой коммуникации, транспорт, систему подготовки кадров, информационные системы и др. Облегчает осуществление товарообменных операций, повышает эффективность работы всех структурных звень...
Раздел Обществознание
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Дисциплина, специальность: обществознание.

Тема: Инфраструктура рыночной экономики.

Мотивация изучения темы:

Инфраструктура рыночной экономики - комплекс производственных и непроизводственных отраслей и сфер деятельности, обеспечивающих функционирование рыночной экономики.

Включает в себя: биржи, банки, посреднические структуры, маркетинговые, консалтинговые и аудиторские организации, страховые компании, средства деловой коммуникации, транспорт, систему подготовки кадров, информационные системы и др.

Облегчает осуществление товарообменных операций, повышает эффективность работы всех структурных звеньев рыночной экономики.

Перечисленные выше элементы инфраструктуры в России находятся в стадии становления и совершенствования. Поэтому тема особенно актуальна сегодня.

1

Цели занятия:

Учебные:

а) проверить и обобщить полученные знания по теме "Деньги"; изучить новые понятия по теме;

б) повторение и закрепление пройденного материала; уточнение, обобщение и систематизация полученных знаний;

в) формирование практических умений, необходимых для овладения последующими учебными дисциплинами; профессиональных умений и навыков;

г) контроль, анализ и оценка знаний и умений студентов, корректировка учебного процесса на основе результатов проверки, уточнение и дополнение знаний, подкрепление умений.

Воспитательные:

- воспитание гражданина, способного на основе имеющихся гуманитарных знаний оценивать социально значимые факты и явления и т.д.

Развивающие:

- формирование и развитие познавательных интересов и способностей, творческой активности.

Интеграционные связи: тема связана с психологией, биологией, историей, философией.

Оснащение (средства обучения):

  • компьютер с проектором для демонстрации презентации;

  • раздаточный материал ;

  • учебник;

  • тетради.

Основные этапы занятия :

1) организационный момент;

2) актуализация знаний через постановку темы и цели урока обучающимися;

3) изучение нового материла;

4) закрепление изученного материала ;

5) инструктаж д/з;

6) итог урока.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Оргмомент: отмечаются отсутствующие и внешний вид студентов и аудитории, сообщается тема, формулируются цели с проведением мотивации, сообщается план проведения занятия.

Изучение новой темы.

Работа с §14.

Беседа по вопросам:

  • Что такое рынок, биржа, банк, брокеры, дилеры?

  • Какова роль денег?

Деловая игра

Учитель объявляет начало игры "Всюду деньги, деньги, деньги…", знакомя участников с ее правилами.
- Сегодня на уроке мы узнаем, какая команда лучше всех усвоила тему "Деньги". Но прежде, чем начать нашу игру, обратите внимание на эпиграф, написанный на доске: "Они - великий созидатель. Там, куда они текут, вырастают улицы, заводы, пустыни превращаются в оазисы, болота - в плодородные нивы… Они - жесточайший тиран. Чем больше человек хочет иметь свободы, тем усерднее вынужден служить им…"

Как мы видим, человечество всегда неоднозначно относилось к такой экономической категории, как деньги.

Наша сегодняшняя задача - расширить и обобщить ваши знания о деньгах.

Конкурс "Защита творческих проектов"

По два человека из команды отсаживаются и разрабатывают свой проект.

А пока вы разрабатываете проекты, остальные участники команды ответят на следующие вопросы за каждый правильный ответ 1 умник.

Вопросы-шутки. Показ слайдов.

Внимание! Внимание, друзья!
Первый конкурс объявляю я.
На вопросы смелей отвечайте

И умники скорей получайте!
Он в Америке родился,
Путешествовать пустился.
С тех пор пол миру гуляет,
Везде цену себе знает.
С ним торгуют, управляют…
Как его все называют? (Доллар)

Чтоб продукты потреблять,
В платьях модных щеголять,
Чтобы вкусно есть и пить,
Нужно всё это …(купить)

Ты сразу все орехи - в рот,
А мудрый папуас,
Чтоб лакомиться целый год,
Отложит про…(запас)

Угадай, как то зовётся,
Что за деньги продаётся.
Это не чудесный дар,
А просто-напросто…(товар)

Отгадайте

1 группа

Та сумма, что заплатит покупатель,
Та сумма, что устроит продавца;
Как мера для обмена всех товаров,
На рынке называется…(цена)

2 группа

Являясь многого мерилом,
Цена товара в свой черёд,
Как будто пламя над горнилом,
То взлетит, то упадёт.

- Как называется обесценивание бумажных денег, сопровождающееся ростом цен на товары и падением реальной зарплаты? (инфляция)

3 группа

Все дома обходили татары подряд:
Дом князей - 100 рублей,
Дом бояр - 50.
А с крестьян да посадских - по 10 рублей.
Денег нет - отдавай детей…

- Что татары собирали? (дань или подати)

Каждая команда выступает с представлением разработанных ею проектов денежных единиц. Представители команд объясняют, почему они выбрали ту или иную форму денежной единицы, каков ее номинал и т.д. Здесь оцениваются оригинальность идеи, ее реальное воплощение, обоснованность выступления.

Конкурс "Разминка"

Всем командам предлагается устно ответить на ряд вопросов, за каждый правильный ответ начисляется по 1 баллу. Здесь учащиеся проявляют не только свою эрудицию, но и умение анализировать предложенную информацию. Учащиеся вытягивают билеты и быстро дают ответ. За каждый правильный ответ 1 умник.

Вопросы для разминки:

  1. Могли ли ледяные кубики стать денежной единицей в Северной Америке?
    Ответ: Нет, так как они недолговечны. А в условиях вечной мерзлоты не являются достаточно редкими.

  2. Мог ли стать деньгами товар, очень редкий в данной местности?
    Ответ: Нет, так как он не смог бы обеспечить все сделки

  3. Почему в данных странах именно эти товары стали выступать в качестве денег: на островах Полинезии - раковины каури, в России - пушнина, на Аляске - золотой песок, у кочевых народов - скот?
    Ответ: Эти товары высоко ценились, их количества было достаточно, что обеспечить полноценный товарообмен.

  4. На раскопках в Херсонесе, где до нашей эры находилось большое греческое поседение, археологи нашли клад с монетами. На одной из них был отчеканен профиль царя Креза и написано: "X век до нашей эры". Могло ли быть такое?
    Ответ: Нет, монеты царя Креза относятся к VI веку до нашей эры. К тому же, тогдашние жители не знали, когда закончится их эра и начнется наша.

  5. Какими свойствами должен обладать товар, который выступает в качестве денежной единицы?
    Ответ: Долговечность, легкая делимость на части, узнаваемость, небольшой размер, однородность, его не должно быть слишком много (здесь за каждый правильный критерий можно давать по 1 баллу)

  6. Зачем на русских монетах, имеющих номинал 3, 5 копеек, выдавливались три, пять точек?
    Ответ: Население Российской империи было неграмотным и не могло прочитать, каков номинал монеты, для них и выдавливалось нужное количество точек. К тому же, это могло пригодиться для слепых.

  7. Объясните пословицу "Зарыть свой талант в землю"
    Ответ: Талант - крупная денежная единица в античном мире. Пословица основана на знаменитой басне Эзопа о нерадивом рабе, который зарыл доверенный ему хозяином талант в землю и не принес никакой прибыли.

  8. Как связаны название денежной единицы Древней Руси "куна" и пушной зверек куница?
    Ответ: Эта денежная единица соответствовала по стоимости шкурке куницы - одной из самых распространенных товарных денежных единиц того времени

  9. Лицевая сторона монеты. (аверс)

  10. Наука об умелом, эффективном ведении хозяйства. (экономика)

  11. Оборотная сторона монеты. (Реверс)

  12. Металлические монеты и бумажные билеты, служащие средством оплаты товаров. (Деньги)

  13. Денежное вознаграждение за труд. (зарплата)

  14. Совокупность заработной платы, пенсий стипендий и других денежных выплат, полученных членами семьи. (семейный бюджет)

Конкурс "Русские пословицы"

Задание на знание пословиц и поговорок, в которых используются слова: "деньги" или другие "денежные знаки".

В процессе проведения этого конкурса учащиеся имеют неоценимую возможность развивать свою речь.

(За каждую пословицу или поговорку - 1 умник).

Эталон ответа:

Деньги делают деньги.
Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.
Копейка рубль бережет.
С копейки начинается миллион.
Время - деньги.
Разменяться на мелкие монеты.
Подбивать бабки.
Отплатить той же монетой..
Пропадать ни за грош.
Принимать за чистую монету.
Посмотрел, как рублем одарил..
Отец накопил, а сын раструсил.
Кто не бережет копейки, сам рубля не стоит..
Легче прожить деньги, чем нажить.
Хлебу мера, а деньгам счет..

Конкурс капитанов.

Подобрать к данному определению подходящее по смыслу существительное, прилагательное или глагол:

  • Бережно расходовать. (экономить)

  • Человек бережно относящийся к своему имуществу. (экономный)

  • Бережливый, действующий с расчётом. (расчётливый)

  • Чрезмерно бережливый, до жадности; избегающий расходов. (скупой)

  • Приносящий выгоду. (выгодный)

  • Человек, который безрассудно тратит. (транжира)

  • Открытое похищение чужого имущества. (грабёж)

  • Деньги или вещи, даваемые должностному лицу в качестве подкупа для совершения преступных, караемых законом действий. (взятка)

  • Процесс, который помогает увеличить продажу товаров или услуг. (реклама)

Рекламная пауза.

Рекламировать у нас сегодня стало модно.
Рекламировать можно всё, что угодно:
Игрушки, костюмы, диваны…
И кружится голова от этой рекламы.

Конкурс кроссворд.

Чья команда быстрее разгадает кроссворд?

ПО ГОРИЗОНТАЛИ:

1. Будут целыми, как в танке,
Сбереженья ваши в….(банке)

3. Очень вкусная витрина
У овощного … (магазина)

6. В банке для всех вас висит прокламация:
«Деньги в кубышках съедает…» (инфляция)

8. Журчат ручьи, промокли ноги-
Весной пора платить …(налоги)

10. Мебель купили, одежду, посуду.
Брали для этого в банке мы….(ссуду)

11. Как ребёнка нет без мамы,
Сбыта, нету без … (рекламы)

14. Чтобы партнёров не мучили споры
Пишут юристы для них …. (договоры)

ПО ВЕРТИКАЛИ:

2. Приносить доходы стал
В банке папин …. (капитал)

4.Стал владельцем, братцы, я
Вот завода …. (акция)

5. В море коварном товаров и цен
Бизнес-корабль ведёт…(бизнесмен)

7. На товаре быть должна
Обязательно…(цена)

9. Коль трудиля круглый год,
Будет кругленьким …(доход)

12. На рубль - копейки, на доллары - центы,
Бегут - набегают в банке …(проценты)

13. Дела у нас пойдут на лад:
Мы в лучший банк внесли свой … (вклад)

15. Чуть оплошает- так в тот же момент
Весь рынок захватит твой….(конкурент)

15. Чтобы дом купить я смог
Взял кредит, внеся... (залог)

Конкурс муха-цокотуха.

Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла.
Пошла муха на базар
И купила самовар
И ещё купила дом
И кафе открыла в нём
Чашек, плошек накупила,
После вывеску прибила,
Что клиентов, мол, зовут
Посетить кафе "Уют".
Тут клиенты приходили,
Ели торты, кофе пили.
Удивлялися цене:
Мол, приемлема вполне.
За еду, за угощенье,
За конфеты, за печенья
Муха денежки берёт-
Так идёт за годом год.
А ещё продлятся годы-
Возрастут её доходы.
Ты запомни, наш читатель,
Муха та - предприниматель.

  • Успешна ли деятельность мухи?

  • Почему в её кафе много клиентов?

  • Как узнали клиенты об открытии кафе?

  • С какоё целью муха открыла кафе?

Конкурс "Пинг-понг"

Каждая команда подготовила для своих соперников два вопроса. И теперь они по очереди задают друг другу эти вопросы, как будто отдают подачи шариком пинг-понга. За каждый правильный ответ команда получает по 1 умнику. Первая команда задает вопрос второй, вторая - третьей, третья - первой и т.д.

Итог урока подводит учитель:

- Мир денег - удивительный и необычный мир, и за его внешней простотой и обыденностью скрывается невероятно много новых открытий и тайн. За время существования человечества по теории денег было написано более 30 000 работ. Это говорит о том, что человечество всегда уделяло и уделяет теме деньги большое внимание. Но не надо преувеличивать роль денег, не надо превращать их в единственную цель в жизни. Английский экономист Френсис Бэкон высказал замечательную мысль: "Деньги - очень дурной господин, но весьма хороший слуга". Именно так и надо относиться к данной экономической категории

Определение настроения в конце занятия (учащиеся высказывают своё мнение):

  • Да, я узнал много интересного. Настроение приподнятое

  • Да, но я уже всё знал раньше

  • Занятие не вызвало положительных эмоций. Нет, мне не понравилось

Домашнее задание: §14, тетрадь.

Использованная литература:

  1. И.В.Липсиц Экономика. Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. М.2004

  2. О.И. Медведева Экономика 10-11 классы. Контрольные задания и тесты. Волгоград. Учитель, 2009

  3. Г.Э.Королева Экономика 10-11 класс. Раздаточные материалы. Вентана-Граф, М.2009

  4. П.А.Баранов, С.В.Шевченко Обществознание. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. «Экономика»

  5. Т.П.Бегенева. Поурочные разработки по обществознанию. Базовый уровеньМ.2008



© 2010-2022