Проектная работа Борисовй Л. Г

В условиях реформ российского образования и введением новых стандартов перед современной школой стоит сложная задача – вывод системы образования на качественно новый уровень, соответствующий требованиям времени. Изменения продиктованы самой жизнью, в частности, тем социальным заказом, который предъявляет современное общество к общеобразовательной подготовке детей. Этот заказ – формирование социально-активной, инициативной, творческой личности.         Модернизация российского образования направ...
Раздел Обществознание
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) Федеральный университет»

Институт психологии и образования

Приволжский межрегиональный центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования

Отделение экономики и управления образования


ПРОЕКТНАЯ РАБОТА

слушателей курсов

«Обновление содержания и методики преподавания предмета «Обществознания» в условиях введения ФГОС ОО»


Использование кейс-технологий на уроках обществознания для развития общих универсальных действий


Автор проекта:

Борисова Лилия Галимхановна,

учитель МБОУ «Утяшкинская СОШ

Новошешминского муниципального

района РТ»


Научный руководитель: Вологодская Ольга Владимировна,

методист отделения общего образования Приволжского межрегионального центра повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Института психологии и образования КФУ




Казань, 2014


Оглавление стр.

  1. Введение…………….……………………………………………………...3

  2. Анализ ситуации……………………………………………………………3

  3. Актуальность..………………………………………………………….......12

  4. Проблема проекта………………………………………………………….13

  5. Цель проекта …………..…………………………………………………..13

  6. Задачи проекта ……….……………………………………………………13

  7. Объект исследования…..…………………………………………………..13

  8. Предмет исследования…………………..…………………………………13

  9. Проектное решение ………………………………………………………..13

  10. Ресурсы…………………………………………………………………..25

  11. Заключение………………………………………………………………26

11. Ожидаемые результаты реализации проекта……………………………..26

12. Литература…………………………………………………………….........29


Введение

В условиях реформ российского образования и введением новых стандартов перед современной школой стоит сложная задача - вывод системы образования на качественно новый уровень, соответствующий требованиям времени. Изменения продиктованы самой жизнью, в частности, тем социальным заказом, который предъявляет современное общество к общеобразовательной подготовке детей. Этот заказ - формирование социально-активной, инициативной, творческой личности.

Модернизация российского образования направлена не только на изменение содержания изучаемых предметов, но и на изменение подходов к методике образования, расширение арсенала методических приёмов, активизация самостоятельной деятельности учащихся, не усвоение ими определённого набора информации, а формирование умений поиска, критического осмысления и практического использования необходимой информации, формирование ценностных ориентиров.

Анализ ситуации

Кейс - метод не просто методическое нововведение (дань моде), распространение метода напрямую связано с изменениями в современном образовании (именно в конце 90-х гг. он стал повсеместно внедряться в практику преподавания в нашей стране - вначале в ВУЗах, потом в школе). Кейс- метод может быть назван методом анализа конкретных ситуаций. Суть метода довольно проста: для организации обучения используется описание конкретной ситуации, случая (от английского «case» - случай).

Метод кейс-стади в образовании берёт своё начало в двадцатых годах прошлого века.

Он может быть назван методом анализа конкретных ситуаций. Суть метода довольно проста: для организации обучения используются описания конкретных ситуаций (от английского «case» - случай). Учащимся предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений.

Будучи интерактивным методом обучения, он завоевывает позитивное отношение со стороны учащихся, которые видят в нем возможность проявить инициативу, почувствовать самостоятельность в освоении теоретических положений и овладении практическими навыками. Не менее важно и то, что анализ ситуаций довольно сильно воздействует на профессионализацию учащихся, способствует их взрослению, формирует интерес и позитивную мотивацию к учебе.

Кейс-метод выступает как образ мышления преподавателя, его особая парадигма, позволяющая по-иному думать и действовать, развить творческий потенциал. Этому способствует и широкая демократизация и модернизация учебного процесса, раскрепощение преподавателей, формирование у них прогрессивного стиля мышления, этики и мотивации педагогической деятельности.

Действия в кейсе либо даются в описании, и тогда требуется их осмыслить (последствия, эффективность), либо они должны быть предложены в качестве способа разрешения проблемы. Но в любом случае выработка модели практического действия представляется эффективным средством формирования профессиональных качеств обучаемых.

Кейс-метод, в современном его виде, был впервые применён во время преподавания управленческих дисциплин в Гарвардской бизнес-школе, хорошо известной своими инновациями. Термин «ситуация» ранее использовался в медицине и правоведении, но в образовании этот термин приобрёл новый смысл.

В начале двадцатого века в Гарварде преподаватели начали в дополнение лекции организовывать студенческое обсуждение. Преподаватель «презентовал проблему», перед студентами ставилась задача и рассматривались различные варианты её решения. Первый учебник по написанию ситуационных упражнений был опубликован Коуплендом в 1921 году при активном участии декана Гарвардской бизнес-школы Воласа Донама (Wallace B. Donham).

Повсеместное распространение метода в мире началось в 70-80 годы, тогда же метод получил известность и в СССР. Анализ ситуаций начал использоваться при обучении управленцев, в основном на экономических специальностях ВУЗов, в первую очередь как метод обучения принятию решений. Значительный вклад в разработку и внедрение этого метода внесли Г.А. Брянский, Ю.Ю. Екатеринославский, О.В. Козлова, Ю.Д.Красовский, В.Я. Платов, Д.А. Поспелов, О.А. Овсянников, В.С. Рапоппорт и др.

Тем не менее, развитие метода в СССР проходило в то время весьма противоречиво. С одной стороны, использование метода анализа ситуаций привело к широкому распространению игровых и дискуссионных методов обучения, но с другой стороны, давление идеологии, закрытость системы образования постепенно вытесняли метод из учебных аудиторий.

Новая волна интереса к методике кейс-стади началась в 90-е годы. Реформирование экономики породило существенный спрос на специалистов, умеющих действовать в ситуациях неопределённости, высокой степени риска, специалистов умеющих анализировать и принимать решения. В ВУЗах началось массовое обновление преподаваемых дисциплин и курсов. Менеджмент, маркетинг, политология, социология стали заполнять образовательный процесс, неся за собой расширение числа интерактивных методов обучения.

Метод кейс - стади - это не просто методическое нововведение, распространение метода напрямую связано с изменениями в современной ситуации в образовании. Можно сказать, что метод направлен не столько на освоение конкретных знаний, или умений, сколько на развитие общего интеллектуального и коммуникативного потенциала студента и преподавателя.

История метода кейс-стади в России в определённой степени связана с поддержкой международных образовательных фондов и программ. Так, например обучение большого числа специалистов методу кейс-стади было осуществлено в рамках Мегапроекта «Развитие образования в России (среднее образование)». Проект был реализован при поддержке фонда Дж. Сороса.

В настоящее время этот метод чрезвычайно широко распространён, особенно при обучении экономике, управлению, а также в бизнес-образовании. Использование кейс- метода теперь не ограничивается только обучением, очень активно метод кейс-стадии используется как исследовательская методика.

Кейс-метод может стать реальным средством повышения профессиональной компетентности преподавателя, способом соединения учебного, образовательного и исследовательского содержания в обучении.

Кейсовая технология (метод) обучения - это обучение действием. Суть кейс-метода состоит в том, что усвоение знаний и формирование умений есть результат активной самостоятельной деятельности учащихся по разрешению противоречий, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

Какие возможности дает метод обучающемуся:

 видеть проблемы

 понимать и использовать концепции

 анализировать профессиональные ситуации

 оценивать альтернативы возможных решений

 выбирать оптимальный вариант решения

 составлять план его осуществления

 развивать мотивацию

 развивать коммуникационные навыки и умения.

При разработке текста кейса для своего урока учитель может использовать многочисленные текстовые материалы художественных произведений. Это и публицистическая литература, произведения о великих ученых, статьи из газет и журналов, из новостных публикаций Интернета и пр.

Ограничения на использование кейс-технологии:

1) Кейс-технология неэффективна в отношении ситуаций, лишенных проблемности, контрастов, стандартных, не имеющих альтернативных путей решения, жестко регламентированных.

2) В начале учебного процесса, когда у учащихся нет знаний по теме. Т.е. кейс-технология требует опоры на уже имеющиеся знания и умения учащихся.

Наиболее успешно кейс технологии можно использовать на уроках экономики, права, обществознания, истории, литературе, экономической географии по темам, требующим анализа большого количества документов и первоисточников. Кейс технологии предназначены для получения знаний по тем дисциплинам, где нет однозначного ответа на поставленный вопрос, а есть несколько ответов, которые могут соперничать по степени истинности.

Типология кейсов

К кейс технологиям, активизирующим учебный процесс относятся:

• метод инцидента;

• метод разбора деловой корреспонденции;

• метод ситуационного анализа;

• игровое проектирование;

• метод дискуссии;

• кейс-стади.

1. Метод инцидента.

Особенность этого метода в том, что обучающийся сам находит информацию для принятия решения. Учащиеся получают краткое сообщение о случае ли ситуации в стране. Для принятия решения имеющейся информации явно недостаточно, поэтому ученик должен собрать и проанализировать информацию, необходимую для принятия решения. Так как для этого требуется время, возможна самостоятельная домашняя работа школьников. На первом этапе ребята получают сообщение и вопросы к нему.

Например, для изучения социально-экономического развития России в начале XXI века учащимся предлагается следующее сообщение: «2/3 российского населения находится за чертой бедности. Это тем более парадоксально, что, по оценкам ООН, в России сосредоточено более 50 % мировых природных богатств, Россия - страна сплошной грамотности населения и занимает одно из первых мест в мире по числу специалистов с высшим и средним техническим образованием на каждую тысячу человек». (Аргументы и факты)

Вопросы к тексту:

В чем заключается проблема?

Как государство ее решает?

Какие способы решения проблемы вы можете предложить?

На втором этапе ребята индивидуально или группами находят пути выхода из сложившейся ситуации. И третий этап - представление полученных результатов и обмен мнениями.

2. Метод разбора деловой корреспонденции.

Учащиеся получают от учителя папки с описанием ситуации; пакет документов, помогающих найти выход из сложного положения (можно включить документы, не относящиеся к данной проблеме, чтобы участники могли выбирать нужную информацию) и вопросы, которые позволяют найти решение.

Например, по теме «Права человека» в курсе обществознания можно рассмотреть такой случай: «Татьяна закончила 9 класс школы, в которую ходила по месту жительства. В аттестате у девочки много «троек» и она не отличалась примерным поведением. Татьяну отказались принять в 10 класс родной школы, так как подобная учеба и поведение наносят урон престижу заведения. Девочке посоветовали поискать другую школу или поступить в колледж. Но родители Татьяны были не согласны с этим решением. Что им делать?»

Вопросы:

Какое право нарушено?

Кем нарушено?

На какие нормативные документы можно ссылаться, защищая свое право?

Что нужно сделать для его восстановления?

Кто обязан это сделать?

Документы: «Всеобщая декларация прав человека», «Конвенция о правах ребенка», Конституция Российской Федерации, Закон «Об образовании».

3. Игровое проектирование

Цель - процесс создания или совершенствования проектов.

Участников занятия можно разбить на группы, каждая из которых будет разрабатывать свой проект.

Игровое проектирование может включать проекты разного типа: исследовательский, поисковый, творческий, аналитический, прогностический.

4. Метод ситуационного анализа.

Самый распространенный метод, поскольку позволяет глубоко и детально исследовать сложную ситуацию. Ученику предлагается текст с подробным описанием ситуации и задача, требующая решения. В тексте могут описываться уже осуществленные действия, принятые решения, для анализа их целесообразности.

5. Метод дискуссии

Дискуссия - обмен мнениями по какому-либо вопросу в соответствии с более или менее определёнными правилами процедуры.

К интенсивным технологиям обучения относятся групповые и межгрупповые дискуссии.

6. Кейс-стади

Этот метод отличается большим объемом материала, так как помимо описания случая предоставляется и весь объем информации, которым могут пользоваться ученики.

Основной упор в работе над случаем делается на анализ и синтез проблемы и на принятие решений.

Цель метода кейс-стади - совместными усилиями группы учащихся проанализировать представленную ситуацию, разработать варианты проблем, найти их практическое решение, закончить оценкой предложенных алгоритмов и выбором лучшего из них.

При проведении учебного занятия на основе кейса, можно применять дополнительные варианты работы учащихся. В младших классах ученики могут смоделировать и проиграть поведение участников, описать перечень отдельных факторов, признаков, содержания элементов противоречий, мотивационных установок действий субъектов данного события. В старших классах - организовать дискуссию, «мозговой штурм», научный спор, подготовиться и провести дебаты по ключевым, но расходящимся решениям.

Разбор кейсов может быть как индивидуальным, так и групповым. Итоги работы можно представить как в письменной, так и в устной форме. В последнее время все популярнее становится мультимедийные представления результатов. Знакомство с кейсами может происходить как непосредственно на уроке, так и заранее (в виде домашнего задания). Учитель может использовать и готовые кейсы, и создавать собственные разработки. Источники кейсов могут быть самыми разнообразными: художественные произведения, кинофильмы, научная информация, экспозиции музеев, опыт учащихся.

Использование кейс технологий имеет ряд преимуществ:

 позволяет приобретать новые знания и навыки практической работы;

 помогает получить знания по тем дисциплинам, где нет однозначного ответа на поставленный вопрос, а есть несколько ответов, которые могут соперничать по степени истинности;

 принципиально отличается от традиционных методик: школьник равноправен с другими учениками и преподавателем в процессе обсуждения проблемы и поиска истины;

 акцент обучения переносится на выработку знаний, а не на овладение готовым знанием.

 преодолевается «сухость» и неэмоциональность в изучении сложных вопросов.

 учащиеся получают жизненно важный опыт решения проблем, возможность соотносить теории и концепции с реальной жизнью.

 у ребят развивается умение слушать и понимать других людей, работать в команде.

Кейс технологии предоставляют больше возможностей для работы с информацией, оценки альтернативных решений, что очень важно в настоящее время, когда ежедневно возрастают объемы информационных потоков, освещаются различные точки зрения на одно и то же событие.

В жизни ученикам пригодится умение логически мыслить, формулировать вопрос, аргументировать ответ, делать собственные выводы, отстаивать свое мнение.

Достоинством кейс технологий является их гибкость, вариативность, что способствует развитию креативности у учителя и учеников.

Разбирая кейс, ученики фактически получают на руки готовое решение, которое можно применить в аналогичных обстоятельствах. Увеличение в «багаже» ученика проанализированных кейсов, увеличивает вероятность использования готовой схемы решений к сложившейся ситуации, формирует навыки решения более серьезных проблем.

Виды кейсов

Нет определенного стандарта представления кейсов. Как, правило, кейсы представляются в печатном виде или на электронных носителях, однако включение в текст фотографий, диаграмм, таблиц делает его более наглядным. С печатной информацией или с информацией на электронных носителях легче работать и анализировать ее, чем информацию, представленную, например, в аудио- или видео- вариантах; ограниченные возможности многократного интерактивного просмотра могут привести к искажению первичной информации и ошибкам. В последнее время все популярнее становятся мультимедиа представление кейсов. Возможности мультимедиа представления кейсов позволяют избежать вышеназванных трудностей и сочетают в себе преимущества текстовой информации и интерактивного видео изображения.

Кейс должен:

 быть написан интересно, простым и доходчивым языком;

 отличаться «драматизмом» и проблемностью; выразительно определять «сердцевину» проблемы;

 показывать как положительные примеры, так и отрицательные;

 содержать необходимое и достаточное количество информации.

Кейс дает возможность учителю использовать его на любой стадии обучения и для различных целей: дискуссия, опрос, зачет, экзамен.

Следует отметить, что традиционная пятибалльная система оценивания результатов плохо приспособлена к работе с кейсами.

Конечно, использование кейс технологий в обучении не решит всех проблем и не должно стать самоцелью. Необходимо учитывать цели и задачи каждого занятия, характер материала, возможности учащихся. Наибольшего эффекта можно достичь при разумном сочетании традиционных и интерактивных технологий обучения, когда они взаимосвязаны и дополняют друг друга.

Актуальность проекта

Совсем недавно учительская общественность смогла познакомиться со стандартами нового поколения, ориентирующими учителя на усиление информатизации учебного процесса, создание новых форм и методов работы по освоению учащимися исторического материала, предлагающие строить педагогический процесс на основе повышения степени активной самостоятельной деятельности учащихся.

Для решения указанных проблем целесообразно применение методов интерактивного обучения в преподавании общественных дисциплин. Одной из эффективных технологий интерактивного обучения, является кейс-технология.

Проблема проекта

Как использование кейс технологии на уроках обществознания способствуют развитию универсальных учебных действий учащихся.

Цель и задачи проекта

Используя кейс технологии разработать технологическую карту урока обществознания для развития общих универсальных учебных действий

Задачи:

1. Изучить соответствующую литературу по применению кейс технологий

2. Разработка и внедрение в образовательный процесс элементов кейс- технологии

3. Разработать технологическую карту урока обществознания

Объект исследования Сфера применения кейс технологий

Предмет исследования Модель технологической карты урока

Проектное решение (основные идеи проекта, отражающие его новизну)

Технологическая карта урока обществознания

по теме «Общение»

8 класс

Цель урока: создать условия для понимания учащимися роли общения в жизни людей.

Эпиграф урока: «Единственная роскошь в мире - это роскошь человеческого общения» А.Сент-Экзюпери.

Планируемые результаты:

Личностные - получение учащимися опыта работы в группах, навыков самоанализа своей деятельности;

Предметные - осознание учащимися роли общения в жизни общества и человека; умение учащихся формулировать определение понятия «общение»; различать вербальные и невербальные средства общения; формы общения.

Метапредметные -умение организовывать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе.

Тип урока: урок формирования новых знаний.

Средства обучения: учебник, презентация, понятие «общение» из словарей, отрывки из разных произведений, иллюстрации разных форм общения.

Название этапа

Цель этапа

Деятельность

учителя

Деятельность ученика

Результат этапа

1

Организационный

Этап

Мотивация к учебной деятельности

Приветствует учеников. Предлагаю вашему вниманию сюжет из юмористического журнала «Ералаш»

слайд № 1 Видеосюжет

Возникновение у ребенка внутренней потребности включения в учебную деятельность

Включение в учебный процесс

2

Актуализация опорных знаний

Готовность и осознание потребности к построению нового способа действия

Задает вопросы учащимся: почему внук не понял дедушку? (слайд)

А в вашей жизни были случаи, когда вас не понимали или вы не понимали собеседника?

Отвечают на вопросы учителя.

Личностные:

Умение излагать свои мысли, делать выводы, умение приводить примеры из личного опыта.

Метапредметные: способность к рассуждению,

умение выделить главное и второстепенное

3

Целеполагание

Сформулировать тему урока. Поставить цель урока.

Знакомит учащихся с высказыванием А.Сент-Экзюпери «Единственная роскошь в мире - это роскошь человеческого общения» (слайд высказывание А.Сент-Экзюпери) и побуждает учеников высказывать собственное мнение.

Итак, ребята, как вы думаете, какая сегодня будет тема урока?

(слайд тема урока «Общение»)

Учитель вновь активизирует мыследеятельность детей, напоминает им, что общение это один из видов деятельности, и задает вопрос по структуре деятельности. Из чего состоит любая деятельность?


Далее предлагает ученикам сформулировать цель урока и план по достижению цели.

Записывает поставленную учащимися цель на доске.

Высказывают свое понимание мысли А.Сент-Экзюпери.


Формулируют тему урока:

«Общение»


Отвечают на вопрос учителя. Деятельность начинается с цели, затем подбираются средства, производятся действия и получают результат.

Формулирует цель урока.

Цель: Понять, что такое общение и какова его роль в жизни людей.

План урока:

1.Понятие общения 2.Способы общения

3. Формы общения 4.Правила общения

(слайд план урока)

Личностные:

Умение сотрудничать, отстаивать свое мнение.

Метапредметные:

Умение ставить цель, работать в группе, планировать свою деятельность.

Предметные: осознание учащимися структуры деятельности (цель-средства-действия-результат)

4

Открытие нового знания

Развивать умение учащихся работать с понятиями

из словарей , учебной литературы, совершенствовать навыки работы в группах, умение отвечать на поставленные вопросы

Организует работу учащихся по составленному плану. Итак, переходим к рассмотрению понятия «общение» Предлагает учащимся подобрать ассоциации к слову общение. Чертит на доске кластер. Обобщает все сказанное ученикам: все ваши ассоциации можно систематизировать в следующее:

-обмен информацией;

-взаимопонимание;

-взаимодействие (слайд).

Задает вопрос учащимся: Из каких источников мы ещё можем узнать, что такое общение?

Раздает по группам выдержки из словарей и формулирует задание: внимательно прочитать и дополнить кластер. Философский словарь - «Общение - процесс взаимосвязи и взаимодействия общественных субъектов (классов, групп, личностей), в котором происходит обмен деятельностью, информацией, опытом, способностями, умениями и навыками, а также результатами деятельности» (1) Психологический словарь «Общение - сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностью в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания партнера по общению» (2) В толковом словаре В. Даля слово «общаться» означает быть заодно, с кем-либо знаться, дружиться, делиться сообща, давать кому-либо долю участия. (3)

Напоминает ученикам правила работы в группе. Контролирует выполнение работы. После дополнения кластера делает вывод:

Общение - форма связи между людьми, взаимодействие, действие, совершаемое вместе, сообща. (Слайд)

Итак, мы узнали, что такое общение, а сейчас познакомимся со Способами общения

О них вы узнаете, прочитав в учебнике с.68-69. (5мин).

Учитель: Назовите способы общения.


Называют свои ассоциации к понятию «общение».



Отвечают на вопрос учителя. Можем посмотреть в словарях.

В группах знакомятся с определениями понятия «общение», анализируют и подбирают дополнения к составленному кластеру.








Записывают определение понятия «общения» в тетрадь.


Называют способы общения:

Речевое (вербальное, словесное) и неречевое (невербальное, мимика, жесты, интонация).

(слайд № 8 способы общения)

Личностные:

Умение понимать смысл поставленных вопросов. Формирование самостоятельности и уверенности в своих силах.

Метапредметные:

Умение находить информацию, выделять главное, сравнивать, анализировать, делать выводы.

Предметные:

Закрепление понятия общение и знакомство с разными способами общения.

6

Первичное закрепление

Полученную информацию применить на практике

Чтобы лучше понять способы общения поработаем в группах. Передать полученную информацию предложенным способом. Другие группы определяют способ передачи информации и содержание.

Контролирует выполнение работы учащихся в группах.



Почему же не поняла сестричка рассказ брата? Он пытается рассказать о фильме. О действиях героев, за которых он переживал. Пробует рассказать и не может - не хватает слов (вместо глаголов употребляет слова-заменители).







Организует подведение итогов работы группы




Подводит учащихся к выводу, о том, что в общении важно учитывать словесную информацию и невербальную. «Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно войска за собой повести».

Психологи считают, что чтение невербальных сигналов является важнейшим условием эффективного общения. Оказывается, что слова, которым мы придаем такое большое значение, раскрывают лишь 7% смысла, 38% значения несут звуки и интонации и 55 % - позы и жесты.

Самостоятельно работают в группах. 1 группа Вербальное общение: Выразительно (по ролям) прочитать стихотворение А. Л. Барто «Сильное кино» Заранее, заранее всё было решено:

У школьников собрание, потом у них кино.

Домой придёт мой старший брат,

Он мне расскажет всё подряд,

Он объяснит мне что к чему,

А я большая! Я пойму.

И вот он начал свой рассказ:

- Они ползут, а он им- раз!

А тут как раз она ползла,

А он как даст ему со зла!

Они ей - раз! Она им - раз!

Он был с ней заодно…

Ух, сильное кино!

Нет, видно я ещё мала:

Я ничего не поняла. (4)

2 группа Невербальное общение. Изобразить отрывок из басни А.Крылова «Ворона и лисица».

Вороне где-то бог послал кусочек сыру; На ель Ворона взгромоздясь, позавтракать было совсем уж собралась, Да призадумалась, а сыр во рту держала. На ту беду, Лиса близехонько бежала; Вдруг сырный дух Лису остановил: Лисица видит сыр, - Лисицу сыр пленил, Плутовка к дереву на цыпочках подходит; Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит И говорит так сладко, чуть дыша: "Голубушка, как хороша! Ну что за шейка, что за глазки! Рассказывать, так, право, сказки! Какие перышки! какой носок! И, верно, ангельский быть должен голосок! Спой, светик, не стыдись! Что ежели, сестрица, При красоте такой и петь ты мастерица, Ведь ты б у нас была царь-птица!" Вещуньина* с похвал вскружилась голова, От радости в зобу дыханье сперло, - И на приветливы Лисицыны слова Ворона каркнула во все воронье горло: Сыр выпал - с ним была плутовка такова. (5)

3 группа Вербальное общение. Выразительно прочитать стихотворение З.Александровой «Родина».

Если скажут слово «родина», сразу в памяти встает

Старый дом, в саду смородина,

Старый тополь у ворот,

У реки берёзка скромница

И ромашковый бугор…

А другим, наверно, вспомнится

Свой родной московский двор.

В лужах первые кораблики,

Где недавно был каток,

И большой соседней фабрики

Громкий, радостный гудок.

Или степь от маков красная,

Золотая целина…

Родина бывает разная,

Но у всех она одна!

Личностные:

Умение организовать, контролировать и оценивать свою деятельность. Развитие творческих способностей.

Метапредметные: умение соотнести свои действия с планируемым результатом

Предметные:

Применение полученных знаний о способах общения на практике через выразительное чтение стихов А.Барто и З.Александровой и сценки по произведениям И.А.Крылова и А.С.Пушкина.

7

Самостоятельная работа

Чётко, ясно, аргументировано представить ответ по иллюстрациям.

друг

Вы успешно справились с творческим заданием по способам общения и далее мы обсудим формы общения. Раздает листочки с информацией о формах общения.

1.Служебное (деловое) - построено на убеждающей информации, выражается в приказе, совете, просьбе и рассчитано на то, чтобы стимулировать определенное действие; участники общения особым образом воздействуют друг на друга, стремясь достичь нужного изменения поведения собеседования. Например: после окончания 9 класса ученик, желающий поступить в 10 класс, пишет заявление на имя директора.

2.Повседневное ( бытовое) - общение с друзьями, родителями.

3.Убеждающее -построено на влиянии на взгляды или действия других. Например: родители-дети, учитель-ученик.

4.Ритуальное (этикет) - процесс соблюдения или выполнения предписанного этикета. Например: при входе учителя в класс -школьники встают. (8)

Итак, вы познакомились с формами общения, а сейчас предлагаю применить знания на практике . Я вам показываю иллюстрацию, а вы определяете какой форме общения она соответствует. Слайд Повседневное общение

Слайд

Ритуальное общение

Слайд

Убеждающее общение

Слайд

Деловое общение

Подводит учащихся к выводу: в зависимости от характера и содержания сообщаемой информации выделяют следующие формы общения:

1.Служебное (деловое)

2.Повседневное ( бытовое)

3.Убеждающее

4.Ритуальное (этикет) (Слайд Формы общения).

Показывает абстрактную иллюстрацию по общению слайд Мосты общения и задает вопрос ученикам: Какой смысл заложен в этой иллюстрации?

Работают в группах, изучают формы общения.







В группах учащиеся распределяют иллюстрации по формам общения, подбирают аргументы.



В группах составляют правила общения.


Ученики высказывают свои мысли.

Личностные:

Развитие навыков речевой деятельности. Уточнение собственных возможностей и ограничений.

Метапредметные:

Освоение способов совместной деятельности. Умение использовать информацию из разных источников, выделять необходимую для ответа на вопросы. Систематизировать полученную информацию.

Предметные:

Умение ориентироваться в информации о формах общения. (выделять признаки разных форм общения по тексту и иллюстрациям)

8

Повторение

Обобщить полученные знания, сделать выводы по достижению цели урока.

Таким образом, ребята, при общении важно помнить, что

любой человек сложен, раним, интересен, глубок как вы сами, поэтому: «Попробуйте

не наступать, а уступать.

Не захватить, а отдать.

Не кулак показать, а руку протянуть.

Не спрятать, а поделиться.

Не орать, а выслушать.

Не разорвать, а склеить».

Осмысливают полученную информацию

Личностные:

Формирование собственных представлений о роли общения в жизни человека.

Метапредметные:

Умение систематизировать, обобщать изученное. Соединить части в целое ( что такое общение, способы общения, формы общения и правила общения).

Предметные:

Умение высказывать свои суждения по результатам ответов на вопросы.

9

Рефлексия

Соотнесение цели урока и результата

Итак, мы с вами в начале урока поставили цель выяснить, что такое общение и какова его роль в жизни людей?

Далее учитель предлагает учащимся продолжить мысль…

Анализируют свою деятельность по достижению цели.

Самая главная цель общения состоит в том, чтобы…..

В ходе общения происходит…..

Результатом общения можно считать….

Личностные: Рефлексия способности организовывать собственную деятельность.

10

Домашнее задание

Закрепить знания, полученные на уроке, знать правила общения с разными людьми.

Предлагает по группам составить и записать правила общения с родителями, с друзьями, с братьями и сёстрами, с учителями.

Записывают задание в дневник

Ресурсы

Условия

Необходимо

Имеется

Источники

Сроки

Нормативно-правовые:

Образовательный стандарт основного общего образования по обществознанию

+

+

Интернет

Декабрь2014г.

Материально-технические:

  1. Кабинет истории и обществознания

  2. Компьютер

  3. Интерактивная доска,

  4. Учебно-методическая литература

+

+

МБОУ


Кадровые:

Учитель истории и обществознания

+

+

МБОУ

.

Информационные:

  1. Представление технологической карты урока

+

_

Семинары разного уровня,

Декабрь 2014г- декабрь 2016г

Мотивационные:

  1. Повышение профессиональной квалификации учителя

  2. Повышения уровня знаний и умений учащихся

  3. Повышение уровня навыков использования теоретических знаний для решения конкретных практических задач

+

+

МБОУ

Декабрь 2014г- декабрь 2016г

Организационные:

Создание рабочей группы по отработке данного проекта

-

-

МБОУ

Декабрь 2014г- декабрь 2016г.

Ожидаемые результаты реализации проекта

1.Учащиеся получат опыт работы в группах, навыки самоанализа своей деятельности;

2. Учащиеся осознают роль общения в жизни общества и человека; разовьют навык формулировать определение понятия «общение»; навык различать вербальные и невербальные средства общения; формы общения.

3 Учащиеся научатся организовывать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе

Заключение

Система исторического образования, на этапе масштабных цивилизационных изменений, призвана стать фактором, обеспечивающим условия для поступательного развития общества. Сегодня как никогда нашему государству нужны современно образованные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, коммуникабельностью и при этом обладают высокой нравственностью, чувством ответственности за судьбу страны.

Последние исследования педагогов и психологов показывают, что успех в информационном обществе доступен только тем учащимся, которые смогут применять свои знания в незнакомой ситуации, смогут самостоятельно их приобретать, научатся работать с информацией, и анализировать дополнительные материалы. Именно поэтому в современной школе происходит изменение образовательной парадигмы: от умений транслировать и формировать программный объем знаний - к умениям решать творческие задачи, формировать многомерное сознание школьников, развивать их способности к самоактуализации.

Условия для формирования личности, обладающей компетенциями, востребованными потребностями нового времени требуют использования в общеобразовательных учреждениях новых педагогических технологий.

В настоящее время существует немало кейсов разработанных учителями - практиками по истории и обществознанию, праву, которые можно классифицировать по объему, наличию сюжета, информативности, поставленным целям и задачам и т.д., но структура кейса практически одинакова.

Технология работы с кейсом на уроках истории, обществознания и права включает в себя следующие этапы:

введение обучаемых в содержание кейса (5-7 мин.);

самостоятельная работа в малых группах с материалами кейса (идентификация проблемы, формулирование ключевых альтернатив, предложение решения или рекомендуемого действия) 20-25 мин.;

презентация и экспертиза результатов малых групп на общей дискуссии (в рамках учебной группы) 10 мин.;

подведение итогов 5 мин.

В ходе работы над кейсом у обучающихся формируются ключевые компетентности. Создавая проблемную ситуацию, учитель направляет учащихся на ее решение. Таким образом, каждый школьник на уроке, ставится в позицию субъекта своего обучения, и как результат у него образуются новые знания, он овладевает новыми способами действия. Основанные на фактах реальной жизни кейс - технологии помогают формировать у школьников ценностно- смысловые компетенции, развивать способность ребенка видеть и понимать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принятия решений.

Учебно-познавательные компетенции формируются у школьников в ходе самостоятельной работы над содержанием кейса. Ученики добывают знания непосредственно из описываемых жизненных ситуаций, анализируют, пытаются отличить факты от оценочных суждений, планируют свои действия в нестандартной ситуации.

Кейс - технология предполагает работу в группах, а это формирует у школьников коммуникативные компетенции. Обучающиеся приобретают навыки работы в группе, коллективе. Учатся задавать вопросы, вести дискуссии, выступать и отстаивать свое мнение, взаимодействуют с окружающими и удаленными событиями и людьми.

Информационные компетенции формируются в ходе критического анализа большого объема неупорядоченной информации предлагаемого ученикам кейса.

Результат использования кейс- технологии очевиден. Школьники овладевают приемами учебной деятельности, навыками анализа и отбора информации, что позволяет решать определенные задачи и формирует ключевые компетенции.

Однако необходимо помнить, что применение кейс - технологии в полном объеме для реализации образовательного процесса возможно только в сочетании с другими методами и технологиями.

Деятельность преподавателя при использовании кейс-метода включает два этапа.

Первый представляет собой сложную творческую работу по созданию кейса и вопросов для его анализа. Он осуществляется за пределами класса и включает в себя научно-исследовательскую, методическую и конструирующую деятельность преподавателя, что формирует профессиональную компетенцию педагога.

Второй этап включает в себя деятельность учителя на уроке, где он выступает с вступительным и заключительным словом, организует малые группы и дискуссию, поддерживает деловой настрой, оценивает вклад каждого в анализ ситуации. Этот этап требует от учителя использования личностных компетенций.

Таким образом, кейс - технологии - один из ведущих методов активного обучения на основе деятльностного подхода. В процессе реализации кейс - технологий у учащихся формируются основные умения: анализировать информацию, сортировать ее для решения заданной задачи, выявлять ключевые проблемы, генерировать альтернативные пути решения и оценивать их, выбирать оптимальное решение и формировать программу действий, вносить в неё необходимые коррективы и т.д.

Помимо этого при применении анализа ситуаций достигаются и дополнительные эффекты. У обучаемых формируются коммуникативные навыки, они развивают презентационные умения, формируют интерактивные умения, позволяющие эффективно взаимодействовать и принимать коллективные решения, приобретают экспертные умения и навыки, учатся учиться, самостоятельно отыскивая необходимые знания для решения ситуационной проблемы, изменяют мотивацию к обучению.

Список использованных документов и источников информации

1. Даль, В. Толковый словарь, Москва, Мир книги, 2002г.

  1. Барто, А. Стихи, Москва, Просвещение, 2007г.

  2. Крылов, Басни, Москва,Терра, 1998г.

  3. Сборник стихов о Родине, Москва, Эксмо, 2007г.

  4. Кравченко, А.И. Обществознание, 8 класс, Москва, Русское слово, 2003г. с.59

5. casemethod.ru/base1.php?tbl=artikel&id=1

6. charko.narod.ru/tekst/an4/1.html


© 2010-2022