Элективный курс Тайны социологии

Раздел Обществознание
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Элективный курс Тайны социологииЭлективный курс Тайны социологии


Элективный курс Тайны социологииГосударственное бюджетное

общеобразовательное учреждение

Школа 644

Приморского района

Санкт - Петербурга



Элективный курс Тайны социологии



ТАЙНЫ СОЦИОЛОГИИ

















Санкт - Петербург

2015










Тайны социологии

(программа спецкурса)




















Санкт - Петербург

2015


Автор - составитель: Горячева Л.Н., учитель истории и обществознания



В брошюре представлена программа и методические рекомендации к элективному курсу для учащихся 9-х классов "Тайны социологии". Материал может быть интересен учителям истории и обществознания.










Пояснительная записка к спецкурсу

«Тайны социологии»

Актуальность: Видное место в ряду других наук о человеке и обществе отводится социологии - науке о социальном мире, социальных взаимодействиях личности.

Какие сложные и высокие задачи не стояли перед человеком или группой, все они, в различной степени, упираются в характер человеческих отношений, в умении и способность людей жить вместе, разделять какие либо общие ценности, нормы поведения, находить компромиссы при решении сложных конфликтных ситуаций, которыми изобилует наш социальный мир. Чем сложнее проблемы, стоящие перед нами, тем большую роль в их решении играет личность и ее знания о человеке и обществе.

Происходящие в современном обществе изменения предъявляют все более высокие требования к способности человека адаптироваться к новым реалиям жизни.

Важную роль в формировании личности играют воспитание и образование, особенно гуманитарное. Благодаря гуманитарным знаниям и опыту человек не только осваивает и сохраняет созданные предшественниками духовные богатства социального мира, но и выражает новые культурные ценности.

В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов социологии, а также вопросов влияющих на образование современной молодежи, можно отнести:

  • формирование социального мышления;

  • познание и оценка социального мира;

  • воспитание детей;

  • проблемы брачно-семейных отношений;

- включенность и активность современного гражданина в политическую и экономическую жизнь, и другие вопросы.

Причины введения спецкурса.

Необходимость введения курса «Тайны социологии» обусловлены способностью науки социологии разобраться в сложных социальных системах, социальных институтах, регуляции отношений. Данный спецкурс ориентирует учащихся 9-х классов, в условиях профильного гуманитарного образования, представить и понять, на основе элементарных знаний, возможности социологии, ее цели, задачи, помогает учащимся выбрать и полюбить профессию связанную с социологией.

Программа данного спецкурса построена на основе учебника для студентов средних специальных учреждений, В.Харчевой «основы социологии» (учебник XXI века).

В данном учебнике становление и развитие социологии раскрываются как теоретической, так и прикладной социологией. Здесь проанализированы концепции наиболее известных представителей социологической мысли.

Приводятся основные понятия социологии. Каждая тема включает контрольные вопросы и терминологический словарь.

Содержание и структура соответствует требованиям государственного обязательного стандарта.

Данный спецкурс рекомендован для учащихся 9-х классов, в рамках предпрофильной подготовки учащихся.

Программа спецкурса не оторвана от реального школьного образования, он опирается на многие дисциплины изучаемые в школе.

Это такие предметы как: обществознание, история, литература, математика, экономика, география, психология и мн. др.

В результате изучаемого курса обучающиеся должны знать основные понятия:

  • понимать сущность общественных отношений;

  • особенности ролевого поведения;

  • поведение в группах, общностях.

Все это достигается через:

- знания;

  • ориентации;

  • оценки соц. индивида;

  • многообразие социальных явлений и проблем.

Обучающиеся должны уметь пользоваться дополнительной литературой, полученными самостоятельно данными, должны использовать основные навыки соц. исследования на практике. Применять знания по социологии и умения в области социологического исследования на практике. Должны самостоятельно решать задачи в области социологии, используя существующие данные и факты, а также факты, полученные при самостоятельном исследовании. Должны владеть понятийным аппаратом социолога. Знать определения, понятия и уметь раскрыть его суть.

Цель спецкурса: ознакомление обучающихся с основами социологии и основами социологического исследования. Задачи:

  1. Дать элементарное, но емкое представление о науке социологии и ее возможностях и в современном мире.

  1. Создать условия для социологического исследования обучающимися.

3. Ориентировать их на получение профессии связанной с социологией.
В данном курсе освещаются такие разделы как:

I. Методология социального познания.

П. От социальной мысли к социальной теории.

  1. Зарождение и становление социологии как науки.

  2. Уровни и парадигмы социологического знания.

V. Основные социологические понятия.

VI. Прикладное социологического исследование.

Программа предусматривает две формы организации учебного процесса:

1. Начальная (основная) - проведение традиционных уроков и лекций.

2. Практическая (обобщающая итоговая) - основана на проведении самостоятельного исследования проблемы и защиты собственного соц. исследования.

Данный спецкурс предусматривает взаимосвязь коллективной и самостоятельной работы.

Особое место отводится самостоятельной работе (собственное социологическое исследование).

Освоение программы предполагает выполнение и построение диаграмм, таблиц, схем, анкет, поросов социологической направленности.

Оценка ЗУНов проводится с помощью итогов контрольных вопросов, тестов, рефератов и исследовательских работ.

Контрольные вопросы

  1. Специфика природного и социального в человеке.

  2. Понятие личности.

  3. Специфика социологического подхода к анализу личности.

  4. Ценностные ориентиры и их значение в жизни человека.

  5. Понятие социальной установки и специфика ее формирования у человека.

  6. Социологические концепции личности.

  7. Сущность ролевой концепции личности.

8. Характер взаимодействия природного и социального в определении
социального поведения человека.

9. Понятие личности, специфика социологического подхода к нему.

  1. Что такое социальная зависимость и социальное взаимодействие.

  2. Уровни социальных взаимодействий.

  3. Роль культуры в процессах социальных взаимодействий.

13. Соотношение ролевого поведения с содержанием социальной культуры
общества.

  1. Социологические концепции личности.

  2. Причины социальных конфликтов.

  1. Уровни социальных конфликтов.

  2. Специфика соц. конфликтов.

  3. Многообразие проявлений культуры.

  4. Функции культуры и их значение.

  5. основные компоненты культуры.

  6. Понятие "культурные взаимодействия".
    22.Субкультуры и их соотношение с культурой.

  1. Социализация, значение адаптации и интеграции.

  2. Возрастные этапы и критические периоды социализации.

  3. Социальное взаимодействие. Системы.

  4. Формы и механизмы соц. взаимодействия.

  5. Процесс социализации в "первичных" и "вторичных" группах.

  6. Управление процессом социализации.

  7. Социальная группа. Классификация.

  8. Малые группы, их роль в жизни общества.

  9. Характер взаимодействия индивидов в зависимости от размеров группы.

  10. Групповая сплоченность и нормативное поведение.

  11. Лидерство и авторитет в группе.

  12. Понятие соц. общности и ее соотношение с понятием соц. группы.

  13. Типы соц. общности в которые можно выделить при соц. анализе.

  14. Каким образом индивид идентифицирует себя с общностями.

  15. Концепция соц. институтов М.Вебера, ее основные положения.

  16. Основные подходы к пониманию термина «социальные институт».

  17. Основные социальные институты, которые существуют в любых
    цивилизованных общественных системах.

  18. Структура и функции современной семьи.

  19. Понятие «дезорганизация семьи», ее проблемы.

  20. Социальная система и социальная структура.

  21. Опишите соц. систему и границы.

  22. Типы соц. взаимодействия.

  23. определите доминантные связи в системах, их значение в стабильности систем.

  24. «Соц. организация» и ее связь с системой.

  25. Общество как социальная система.

  26. Понятие нормы и патологии, специфика соц. норм, их место в регулировании соц. отношений.

  27. Социальное отклонение и отклоняющееся поведение.

  28. Специфика социологического подхода к изучению преступности.

  29. Личность преступника и преступное поведение.

  30. Социологические показатели характеристики личности.

  31. Классификация типов преступного поведения.

  32. Соц. коррекция преступного поведения.

  33. Роль соц. работы в профилактике отклоняющегося поведения.

  34. Суть концепции соц. стратификации П.Сорокина.

  35. «Одномерная» и «многомерная» стратификация общества.

  36. Какие основания стратификации можно выделить при соц. анализе.

  37. Научные концепции стратификации.

  38. Эмерджентные свойства стратификации.

  39. Стратификационные процессы современной России.

  40. Соц. изменения. Примеры.

  41. Уровни и направления соц. изменений.

  42. Определить действующие силы соц. изменений.


Тематическое планирование

Наименование часов и тем

Кол-во часов

Формы контроля

всего

лекций

практик

Глава I.

  1. Методология социологического познания.

  2. История социологической мысли и социологической теории


1




1


1




1


--




--


Контрольный диктант

Элективный курс Тайны социологии

1

1

--

Основные понятия спецкурса

Адаптация Отклоняющееся поведение

Анархия Первоначальные группы

Аномалия Подсистема

Верования Прогресс

Взаимодействия Процесс

Власть Равенство

Вторичные группы Регвесс

Групповая сплоченность Ролевая теория

Делинквент Социализация

Деструкция Соц. группа

Дифференциация Соц. организация

Дихотомическое деление Соц. ориентация

Доминанты связи Соц. система

Естественные общности Соц. структура

Идеологические группы Соц. установка

Иерархические связи Соц. поведение

Интеграция Соц. измерения

Интерес Соц. институты

Интериоризация Соц. общности

Классификация Соц. отклонения

Конфликт Соц. отношения

Конфликтология Соц. контроль

Культура Стратификация

Культурная агрессия Установка

Личность Функциональные связи

Личные группы Функциональный анализ

Максима Экспектация

Межфункциональные связи Эмбарго

Номинальные общности Эмерджентные свойства

Перечень ключевых слов: (IV глава (практич.))

Анкетный опрос

Верификация

Выборочная совокупность

Генеральная совокупность

Гипотеза

Дедукция

Измерения

Индикатор

Индукция

Интерпресторация понятий

Квонтификация

Концептуализация

Концепция

Меторд

Методика

Методология

Объект соц. исследования

Операционализация

Показатель

Предмет соц. исследования

Престиж

Признак

Проблемная ситуация

Программа соц. исследования

Ранг

Репрезентативность

Соц. исследование

Статус

Страта

Техника соц. исследования

Цель исследования

Список литературы:


  1. Основы социологии. Харчева В. - М. 2001 г.

  2. Основы социологии и политологии. - М. 2000 г.

  3. Основы социологии. Кравченко.

  4. Конспект лекций по социологии. Мухаев В.

  5. Социология в схемах. Платонов М. - 2000г.

  6. Социология. Краткий курс. Добренков С.Р.

  7. Практическая социология. Макарова Т.М.

  8. Социология. Элементарный курс. Меньшова Л.


© 2010-2022