Рабочая программа ФГОС 5 класс обществознание

Раздел Обществознание
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Рассмотрено»

Руководитель МО:

Познахирко Г.В._/___________/

Протокол № ___ от

«__»_августа_20_15__г.


«Согласовано»

Заместитель директора по НМР МОБУ «СОШ № 90»: Шнякина Л.А../__________/

«__»___августа__2015___г.


«Утверждаю»

Директор МОБУ «СОШ № 90»: Потоцкая Л.А.. /____________/

Приказ № ___ от «__»_августа____2015__г.






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ ДЛЯ 5 КЛАССА

ПАДАЛКО НИКОЛАЯ НИКОЛАЕВИЧА







Рассмотрено на заседании

лаборатории учителей

истории и обществознания

протокол № ____от

«__»_августа__2015 г.



2О15-2016


УЧЕБНЫЙ ГОД

Пояснительная записка

Данная рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:

  • Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897.

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».

  • Региональный учебный план для образовательных учреждений Иркутской области, реализующих программы начального общего, основного общего и среднего общего образования на 2011-2012, 2012-2013 учебные годы», утверждённым распоряжением министерства образования Иркутской области от 12.08.2011г. № 920-мр.

  • Письмо министерства образования Иркутской области от 16.05.2011г. № 55-37-2727/11 «О формировании учебных планов общеобразовательных учреждений».

  • Письмом министерства образования Иркутской области от 4.06.2014г. №55-37-5064/14 «Об использовании регионального учебного плана общеобразовательными организациями Иркутской области».

  • Письмо министерства образования Иркутской области от 14.11.11 № 55-37-8480/11 «О планировании и организации урочной и внеурочной деятельности».

  • Распоряжение Министерства образования Иркутской области от 21.05.2012г. № 640-мр «О пилотных площадках опережающего введения ФГОС основного общего образования».

  • Распоряжение министерства образования Иркутской области от 31.12.2010 № 1242-мр «Об организации дистанционного обучения детей-инвалидов» (приложение 1.6 к распоряжению министерства образования Иркутской области от 20.04.2010г. №164-мр с дополнением).

  • Основная образовательная программа основного общего образования муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №90 р. п. Чунский (2014-2019г.), утверждённой приказом МОБУ «СОШ №90» р. п. Чунский от 12.01. 2015 года №О-6

  • Учебный план МОБУ «СОШ №90» р. п. Чунский на 2015-2016 учебный год.

  • Положение о рабочей программе.

  • Положение о поурочном плане педагога, реализующего ФГОС ООО.

  • ФГОС основного общего образования. - М.: Просвещение, 2014.

  • Примерной программы основного общего образования по обществознанию в соответствии с ФГОС основного общего образования для 5-9 классов. - М.: Просвещение, 2014.

  • Рабочей программы основного общего образования по обществознанию предметной линии учебников под редакцией Боголюбова Л.Н., Городецкой Н.И., Ивановой Л.Ф., Матвеева А.И. - М.: Просвещение, 2014.

Данные программы отражают содержание обществоведческого курса, ядром которого является обязательный минимум содержания обществоведческого образования для основной школы. На изучение курса обществознания в 5 классе отводится 35 часов, то есть 1 час в неделю.

Курс 5 класса преимущественно носит пропедевтический характер, связанный с проблемами социализации младшего подростка.

При изучении данного курса используется учебник Л.Н. Боголюбов Обществознание. 5 класс, 2012 год. Данный учебник вводит учащихся в проблематику подросткового возраста. Раскрывает ученикам расширенный круг социальных институтов, таких как семья, школа, труд, Родина, их общественном назначении, а так же о качествах человека проявляющихся при взаимодействии с этими институтами.

Обществознание - учебный предмет в основной школе, фундаментом которого являются современные научные знания о человеке и об обществе, о влиянии социальных факторов на жизнь каждого человека. Их раскрытие базируется на результатах исследований, понятийном аппарате группы общественных наук (социология, экономическая теория, политология, культурология, правоведение, этика, социальная психология), а также философии. При этом основное внимание учащихся в 5 классе уделено нравственным основам межличностных отношений и посвящено человеку и его ближайшему социальному окружению (семья, друзья, ученический коллектив).

Изучение обществознания в 5 классе опирается на пропедевтическую обществоведческую подготовку учащихся в начальных классах в рамках учебных предметов «Окружающий мир».

Полнота и глубина раскрытия содержания курса по обществознанию на втором этапе обучения ограничены познавательными возможностями учащихся младшего и среднего подросткового возраста. Наиболее сложные аспекты общественного развития рассматриваются в курсе по обществознанию в старших классах.

Цель изучения курса:

-способствовать интеллектуальному развитию учащихся, гуманизации личности, формированию жизненной стратегии личности подростка, развитию познавательных способностей учащихся.

Общие задачи изучения курса:

-способствовать углублению интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;

-сформировать способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтролю;

-сформировать у учащихся целостной картины общества, адекватной современному уровню знаний о нем и доступной по содержанию для школьников младшего и среднего подросткового возраста;

-способствовать развитию у учащихся умений получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию, систематизировать, анализировать полученные данные; освоению ими способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и правового государства;

-сформировать у учащихся умение применять полученные знания и умения для определения собственной позиции в общественной жизни, для решения типичных задач в области социальных отношений, развития межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, а также в семейно­бытовой сфере, для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом, для содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе;

-сформировать у учащихся способности самостоятельно организовывать свою учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.) оценивать ее результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает вариативное распределение учебных часов по разделам курса с учетом государственных стандартов, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся школы, способствует реализации единой концепции обществоведческого образования.

Исходя из целей и задач обществоведческого образования в школе второй ступени и преемственности, контроль за уровнем ЗУН осуществляется в пределах отведенного учебного времени (8 часов) в следующих формах:

- тестирование;

- устный опрос, зачеты;

- контрольные и практические работы;

- защиты сообщений и презентаций;

- сочинения, проект.

Преобладающей формой текущего контроля знаний, умений и навыков являются опрос и практические работы. Промежуточная аттестация проводится в соответствии с уставом общеобразовательного учреждения в форме итоговой контрольной работы.

Требования к результатам обучения и освоения содержания курса

по обществознанию.


Результатами образования являются компетентности, заключающиеся в сочетании знаний и умений, видов деятельности, приобретённых в процессе усвоения учебного содержания, а также способностей, личностных качеств и свойств учащихся.

Личностными результатами, формируемыми при изучении данного курса являются:

- мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;

- заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, благополучия и процветания своей страны;

- ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству, на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности.

Метапредметные результаты изучения обществознания проявляются в:

- умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность;

- умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций;

- способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых социальных ролей;

- умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектной деятельности на:

1) использование элементов причинно-следственного анализа;

2) исследование несложных реальных связей и зависимостей;

3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;

4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;

5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;

6) объяснение изученных положений на конкретных примерах;

7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;

8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

Предметными результатами освоения данного курса являются в сфере:

познавательной

- относительно целостное представление о человеке;

- умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;

ценностно-мотивационной

- понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека;

- знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;

- приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности.

трудовой

- понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества.

эстетической

- понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;

- понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества.

коммуникативной

- знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;

- умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, аргументировать собственную точку зрения.

Содержание учебного предмета

При разработке содержания курса учитывались не только особенности психологии пятиклассников, но и уровень знаний и умений, достигнутый ими в начальной школе. Преемственность обеспечивается сохранением в структуре учебника основных рубрик, имеющихся в учебниках по «Окружающему миру», характером заданий для организации активной познавательной деятельности учащихся. Для того чтобы педагогический потенциал курса обществоведения в 5 классе был реализован, крайне важно не допустить как излишнего усложнения, так и примитивизма содержания. Поскольку речь идет об изучении предмета «Обществоведение», то, прежде всего, нужно обратить внимание на особенности социального развития младших подростков.

Как и переход из дошкольного детства в младший школьный возраст, подростковый период называют критическим, переломным, трудным. Если приход дошкольника в школу связан с возникновением новых социальных ролей (ученик, школьник), с другой деятельностью (учебной), с системой других взаимоотношений (член классного коллектива), то подростковый возраст характеризуется иной, принципиально важной тенденцией - переходом из детства к взрослости. Все стороны развития (физического, интеллектуального, нравственного и др.) подчиняются этой тенденции.

Почему это новообразование становится главным для подросткового возраста? У подростка возникает ощущение, что он уже не ребенок, он чувствует себя другим, ему хочется скорее стать взрослым, скрыто или явно он уже отвергает свою принадлежность к детям (я не маленький!). Растет его сознание, на более высоком уровне находится ответственность, целеустремленность, самостоятельность, умение контролировать свои поступки и деятельность.

Подросток становится более активным участником жизни взрослых, особенно в семье: на нем лежат определенные обязанности, часто весьма серьезные (прогулки с малышом, уборка квартиры, уход за животным, мелкий ремонт одежды, приготовление пищи и др.). Ученики дежурят по классу, по школе, активно участвуют в субботниках, играют с младшими школьниками, опекают дошкольников.

Меняется и отношение взрослых к подросткам: непосредственная опека заменяется советами, а поручения принимают характер обязанностей. Изменяется стиль общения, он приобретает черты равноправного обсуждения проблемы.

Вместе с тем процесс взросления часто скрыт, проявляется не в явной форме. Внешние проявления 10-11-летних подростков еще очень похожи на поведение младших школьников: они любят играть в шумные игры, проказничать; они непоседливы и активны; часто совершают поступки, не думая об их последствиях. Неправильно понятая самостоятельность оборачивается некоторым анархизмом поведения, что вызывает раздражение взрослых и часто их неправильную реакцию. Это явление М. Горький называл «глупое молодечество», приводя примеры из своего детства, когда он поднимал непосильные тяжести «в прямом и переносном смысле, физически и духовно, и только благодаря какой-то случайности не надорвался насмерть, не изуродовал себя на всю жизнь».

Младший подросток уже перестает принимать на веру слова взрослого, часто подвергает их сомнению, и это нужно рассматривать как достоинство становления личности школьника и использовать его во благо.

Почему это так важно? Это дает возможность развивать критическое мышление, которое является условием формирования неординарной, творческой, целеустремленной личности, сильного характера. Биографии выдающихся людей показывают, что никто из них не был конформистом. Умение сомневаться, искать другие пути в творческой деятельности было характерно для этих людей, и позволило им перейти из разряда «обыкновенных» в разряд «гениальных».

На страницах учебника идет разговор о том, как нужно относиться к людям, приводятся примеры добрых, благородных поступков, рассказывается о духовной связи людей между собой. Тут же обсуждаются проблемы: бывают ли люди бесчеловечными? Каковы причины людской злобы, жадности, ненависти? Что должно стать правилом поведения в обществе - человеколюбие или недоброжелательность и вражда?

Пятиклассникам предоставляется право высказать свое мнение о проблемах доброты, нравственности, всем вместе ответить на вопросы: почему правила морали живут много тысяч лет? Каких людей на свете больше - добрых или злых? Какие черты доброго человека ты считаешь самыми главными? Почему? Такой методический подход отражен и в других главах учебника. В учебнике постепенно усложняются подобные задания. Например, дети обсуждают такие сложные понятия, как смелость и добро, подходят к элементарному пониманию философской мудрости - скажи, что для тебя самое важное в жизни, и я скажу, кто ты.

Назначение обществоведческого курса в основной школе - содействие выработке системы жизненных ценностей, социальной компетентности человека в период его личностного становления.

Опираясь на положения концепции обществоведческого образования в условиях модернизации содержания общего среднего образования, данная программа является элементом целостной системы. Она преемственна содержанию обществоведческого образования в начальной школе.

Данная программа учитывает, что учащиеся к началу обучения в основной школе владеют пропедевтическими представлениями о большой и малой родине (России, своем крае: районе, городе, селе), гражданстве и гражданских правах, о правах ребенка, правилах и нормах жизни в обществе, поведении на улице, в школе, общественном месте, о правилах взаимоотношений между людьми, о составе семьи, родословной, об отношении к природе, образцах позитивного поведения. Задача данной программы - закрепить и углубить эти знания на новом учебном материале, чтобы добиться свободного оперирования ими в познавательной и практической деятельности учащихся.

В 5 классе основной школы при изучении обществознания прежде всего даются знания граждановедческого характера, основу которых составляют наиболее актуальные для учащихся подросткового возраста проблемы жизни личности и общества, жизненные ценности, нравственные и правовые нормы, правила поведения, в том числе взаимоотношения ребенка с семьей, ученическим коллективом, взрослыми; знания о правах человека и способах их защиты, этические нормы, первичные знания о государстве и законах. Изучение данного материала направлено на содействие первичной социализации подростков.

Курс строится с учетом того, что именно в начале подросткового возраста деятельность общения, сознательное экспериментирование в собственных отношениях с другими людьми (поиски друзей, конфликты, выяснение отношений, смена компании) выделяются в относительно самостоятельную область жизни. Дети в отроческом возрасте обладают высокой степенью самостоятельности и инициативности при недостаточной критичности и привычке просчитывать отдаленные последствия своих поступков.

Предлагаемая программа ориентирована на развитие моральных суждений, которое, по данным психологов, в это время осуществляется на конвенциональном уровне. Моральные нормы своей референтной группы: семьи, класса, компании - усваиваются и соблюдаются ребенком некритично, как истина в последней инстанции. Норма выполняется ради того, чтобы получить одобрение или избежать наказания, а не в силу ценности нормы, как таковой. Действия на основе узаконенных группой правил поведения дают ребенку основания считать себя «хорошим». Эти правила, не выработанные самим ребенком, не являются итогом его свободного выбора, а принимаются как норма той человеческой общности, с которой ребенок идентифицируется. Задача обществоведческого курса - содействовать становлению позитивных моральных установок.

Еще одной особенностью данной программы является ориентация на современные представления о развитии личности ребенка в возрасте 11 -14 лет. В этот период партнером ребенка становится общественный взрослый, воплощенный в системе социальных ролей и частично персонифицированный в учителе, наставнике. Вместе с ним растущий человек осваивает правила, понятия, принципы деятельности во всех сферах общественного сознания: в науке, искусстве, религии, праве, морали. Именно на этой ступени человек впервые осознает себя автором собственной биографии. Ведущим новообразованием этого периода является «чувство взрослости». Через него подросток сравнивает и отождествляет себя с другими (взрослыми или товарищами), находит образцы для подражания, строит свои отношения с другими людьми, перестраивает свою деятельность. Инициатива общества в этом процессе проявляется в предъявлении социальных ожиданий взросления (ценностей самостояния, самоопределенности). Инициатива отроков в постановке задач самоопределения требует совместного поиска способов решения социальных и личностных задач. В результате происходит разрушение отношений зависимости, возникает возможность построения отношений равенства. Вот почему в содержание курса включены значимые для актуальной и перспективной жизни подростков объекты и явления, ситуации, рассмотрение которых в процессе индивидуальной групповой работы призвано помочь становлению субъектности.

Особая роль в становлении эмоциональной сферы подростков, необходимого условия развития человека как личности, принадлежит 5-8 классам.

Программа строится с учетом того, что в онтогенезе чувства появляются позже, чем ситуативные эмоции. Они формируются по мере развития индивидуального сознания под влиянием воспитательных воздействий семьи, школы, искусства и других общественных институтов. Предметами чувств становятся, прежде всего, те явления и условия, от которых зависит развитие событий, значимых для личности, и поэтому они воспринимаются эмоционально.

Программа 5 класса является вводно-пропедевтической по отношению к основной школе. С одной стороны, она во многом строится на тех же дидактических единицах, что и в. начальной школе, с другой стороны, вводит новые единицы содержания. Логика программы в 5 классе предполагает восхождение от частного к общему.

Первая тема курса «Человек» раскрывает отношение человека к себе и к своему ближайшему окружению. Она ориентирует на осмысление необходимости быть толерантным в своем микромире. Тема позволяет ввести школьников в мир отношений между людьми, включая такие качества человека, как альтруизм, готовность бескорыстно действовать на пользу другим, не считаясь со своим личным интересом; великодушие и снисходительность к другим; деликатность, вежливость и мягкость в обращении; доброжелательность к другим людям; отзывчивость на чужое горе и радость.

Последующие темы курса «Семья», «Школа», «Труд», «Родина» вводят ученика в расширяющийся круг социальных институтов: от самого близкого и эмоционально значимого (семьи) через наиболее актуальный учебный институт (школа) до самого общественно значимого (родина и государство). Учащиеся расширяют круг сведений не только о самих этих институтах и их общественном назначении, но и о качествах человека, проявляющихся во взаимодействии с ними. К ним относятся: верность, стойкость в исполнении долга; патриотизм, любовь к родине; свободолюбие; стремление к независимости.

Тема «Труд» включает азы экономических знаний в сочетании с показом общественного значения труда и отношения к труду и его результатам. В этой главе уделяется большое внимание таким качествам человека, как: бережливость, экономность, умеренность, умение ценить результаты труда, трудолюбие, добросовестность, усердие.

Каждая тема программы 5 класса предполагает выделение специальных уроков-практикумов, на которых учащиеся выполняют задания, развивают свои практические умения, закрепляют на практике усвоенное содержание.

Учебно - тематический план

п/п

Содержание

Кол-во

часов

Теория

Практика

1

Введение

1

1

-

2

Человек

5

4

1

3

Семья

7

6

1

4

Школа

7

6

1

5

Труд

5

4

1

6

Родина

9

8

1

7

Итоговое повторение

1

1

Итого 35

Календарно - тематическое планирование

Уро-ка

Дата

Тема урока

Характеристика основных видов деятельности ученика на уровне учебных действий

План

Факт

I. Обществознание (35 часов).

Введение (1час).

1

Вводный урок.

Как работать с учебником.

Личностные УУД

Осознавать какое значение и смысл имеет для меня учение.

Познавательные УУД

Извлекать информацию из текста

Коммуникативные УУД

Составлять целое из частей, работая в группах

Регулятивные УУД

Составлять план своих действий

Раздел I. Человек (5часов).

2-3

Загадка человека.

Личностные УУД

Высказывать свои предположения о том, зачем человек рождается и каковы ценности человеческой жизни.

Познавательные УУД

Проверять правильность своих выводов об отличиях человека и животного, рассматривая схему.

Раскрывать на конкретных примерах цели и ценность человеческой жизни.

Характеризовать и конкретизировать конкретными примерами биологическое и социальное в природе человека. Коммуникативные УУД

Готовить коллективный ответ на вопрос: «Как на поведение живого существа влияют инстинкты?».

Регулятивные УУД

Составлять свой план текста.


Личностные УУД

Высказывать свои предположения о том, зачем человек рождается и каковы ценности человеческой жизни.

Познавательные УУД

Проверять правильность своих выводов об отличиях человека и животного, рассматривая схему.

Раскрывать на конкретных примерах цели и ценность человеческой жизни.

Характеризовать и конкретизировать конкретными примерами биологическое и социальное в природе человека. Коммуникативные УУД

Готовить коллективный ответ на вопрос: «Как на поведение живого существа влияют инстинкты?»

Регулятивные УУД

Составлять свой план текста

4-5

Отрочество - особая пора жизни.

Личностные УУД

Высказывать свое мнение, что в этой истории можно считать правдой, а что - вымыслом.

Познавательные УУД

Определять незнакомые слова и находить их значение.

Коммуникативные УУД

Готовить проект по теме: «Кто на кого похож», подобрав фотографии внешне похожих людей и используя ресурсы Интернета.

Регулятивные УУД

Составлять план и выделять основные смысловые части текста.

6

Практикум по теме: «Человек».

Личностные УУД

Высказывать свое мнение. Почему очень часто дети хотят поскорее стать взрослыми, а многие взрослые не прочь вернуться в детство.

Познавательные УУД

Находить основную мысль прочитанного текста и записывать ее.

Готовить сообщение об одном из мнений о происхождении человека, используя учебник истории, энциклопедию, Интернет.

Коммуникативные УУД

Инсценировать жизненные ситуации, работая в группах.

Регулятивные УУД

Составлять план текста.

Раздел II. Семья (7часов).

7-8

Семья и семейные отношения.

Личностные УУД

Составить свой кодекс семейных отношений.

Познавательные УУД

Объяснять значение слов, используя справочную литературу или материалы Интернета.

Выражать собственную точку зрения на значение семьи.

Коммуникативные УУД

Готовить совместные ответы на вопросы, работая в парах.

Регулятивные УУД

Вносить коррективы в план.

9-10

Семейное хозяйство.

Личностные УУД

Составить свой кодекс семейных отношений.

Познавательные УУД

Объяснять значение слов, используя справочную литературу или материалы Интернета.

Выражать собственную точку зрения на значение семьи.

Коммуникативные УУД

Готовить совместные ответы на вопросы, работая в парах.

Регулятивные УУД

Вносить коррективы в план.

11-12

Свободное время.

Личностные УУД

Формулировать свои правила ведения домашнего хозяйства.

Познавательные УУД

Заполнять таблицу на основе текста, выписывая цитаты и свои мысли.

Устанавливать соответствие между понятиями и определениями.

Коммуникативные УУД

Выполнять проект «Экономия семейных ресурсов».

Регулятивные УУД

Контролировать, что хотели бы получить и что получили.

Личностные УУД

Высказывать свое мнение.

Познавательные УУД

Определять основную мысль текста.

Приводить примеры из своего опыта, когда время летит очень быстро и тянется очень медленно.

Коммуникативные УУД

Исследовать несложные практические ситуации, связанные с проведением подростками свободного времени, работая в группах.

Регулятивные УУД

Составлять план своего рабочего дня и выполнять его.

Вносить коррективы в план.

13

Практикум по теме «Семья».

Личностные УУД

Высказывать свое мнение.

Познавательные УУД

Составлять вопросы к тексту, документу.

Коммуникативные УУД

Составлять коллективный портрет рачительного хозяина.

Подготавливать рассказ по группам.

Регулятивные УУД

Планировать свой режим для будничного дня и свои занятия во время каникул.

Проверять и оценивать результаты работы.

Раздел III. Школа (7часов).

14-15

Образование в жизни человека.

Промежуточный мониторинг.

Личностные УУД

Высказывать свое мнение с каким настроением ходишь ты в школу.

Познавательные УУД

Исследовать несложные ситуации из жизни человека и общества, раскрывающие значимость образования в наше время и в прошлом.

Описывать ступени школьного образования.

Коммуникативные УУД

Участвовать в коллективном обсуждении проблем.

Регулятивные УУД

Соотносить то, что известно и неизвестно, применяя метод незаконченных предложений.

Личностные УУД

Высказывать свое мнение, что ты чувствуешь, когда после приложенных усилий добиваешься хорошего результата.

Познавательные УУД

Объяснять смысл пословиц о школе.

Заполнять схему «Чему можно научиться».

Извлекать информацию из текста.

Коммуникативные УУД

Выполнять проект «Наш класс».

Регулятивные УУД

Составлять личный алгоритм - «Учись учиться».

Прогнозировать какой будет школа в будущем, написав сочинение.

16-17

Образование и самообразование

Личностные УУД

Высказывать свое мнение.

Познавательные УУД

Оценивать собственные умения учиться и возможности его развития.

Выявлять возможности практического применения полученных знаний в школе.

Характеризовать значение самообразования для человека, опираясь на конкретные примеры.

Составлять таблицу «Что общего и различного в образовании и самообразовании».

Размышлять на тему «Хорошо учиться - это значит», аргументируя фактами из своей жизни.

Коммуникативные УУД

Участвовать в коллективно обсуждении проблем.

Регулятивные УУД

Оценивать результаты работы.

18-19

Одноклассники, сверстники, друзья.

Личностные УУД

Высказывать свое мнение.

Познавательные УУД

Использовать элементы причинно - следственного анализа при характеристике социальных связей младшего подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями.

Иллюстрировать примерами значимость товарищеской поддержки сверстников для человека.

Описывать случай из своей жизни, который говорил бы о настоящем товариществе.

Коммуникативные УУД

Проводить игру по командам, продекламировав куплет любой известной песни о дружбе.

Регулятивные УУД

Оценивать собственные умения общаться с одноклассниками и друзьями.

Проверять и оценивать результаты работы.

20

Практикум по теме «Школа».

Личностные УУД

Высказывать свое мнение по жизненным ситуациям.

Познавательные УУД

Готовить рассказ на тему «как учились раньше», опираясь на жизненный опыт родных.

Коммуникативные УУД

Готовить презентацию »О нас и нашем классе», распределяя задания в группах.

Регулятивные УУД

Оценивать результаты работы.

Раздел IV.Труд (5часов).

21-22

Труд - основа жизни.

Личностные УУД

Высказывать свое мнение.

Познавательные УУД

Характеризовать особенности труда как одного из основных видов деятельности человека.

Заполнять сравнительную таблицу «Труд свободного человека и труд рабов».

Составлять синонимы со словом «Труд».

Коммуникативные УУД

Инсценировать труд раба, крепостного крестьянина и свободного человека.

Готовить в группах ответ на вопрос: кого называют людьми творческих профессий, и приводить примеры людей таких профессий.

Регулятивные УУД

Различать материальное изделие и услугу по рисункам, заполняя таблицу.

Составлять свои правила труда.

23-24

Труд и творчество.

Личностные УУД

Высказывать свое мнение.

Познавательные УУД

Различать материальную и моральную оценку труда.

Заполнять схему «Источники богатства».

Приводить примеры благотворительности и меценатства.

Определять собственное отношение к различным средствам достижения успеха в труде.

Коммуникативные УУД

Обсуждать с друзьями ситуацию, разделившись на группы.

Регулятивные УУД

Проверять и оценивать результаты работы.


Личностные УУД

Высказывать свое мнение.

Познавательные УУД

Характеризовать особенности труда как одного из основных видов деятельности человека.

Заполнять сравнительную таблицу «Труд свободного человека и труд рабов».

Составлять синонимы со словом «Труд».

Коммуникативные УУД

Инсценировать труд раба, крепостного крестьянина и свободного человека.

Готовить в группах ответ на вопрос: кого называют людьми творческих профессий, и приводить примеры людей таких профессий.

Регулятивные УУД

Различать материальное изделие и услугу по рисункам, заполняя таблицу.

Составлять свои правила труда.

25

Практикум по теме: «Труд».

Личностные УУД

Высказывать свое мнение, отвечая на вопросы.

Познавательные УУД

Извлекать информацию из текста.

Осознавать какое значение и смысл для меня имеет труд.

Коммуникативные УУД

Готовить проект «Творчество в науке и искусстве».

Регулятивные УУД

Соотносить то, что известно и что неизвестно, применяя метод незаконченных предложений.

Проверять и оценивать результаты работы.

Раздел V. Родина (9часов).

26-27

Наша Родина - Россия.

Личностные УУД

Высказывать свое мнение, отвечая на вопросы.

Познавательные УУД

Объяснять смысл понятия субъект Российской Федерации.

Знать и называть статус субъекта РФ, в котором находится школа.

Характеризовать особенности России как многонационального государства.

Объяснять значение русского языка как государственного.

Отбирать информацию из источника.

Подбирать синонимы к слову «Родина».

Коммуникативные УУД

Распределять задания по группам.

Регулятивные УУД

Осознавать качество и уровень усвоения.

Личностные УУД

Высказывать свое мнение, отвечая на вопросы.

Познавательные УУД

Извлекать информацию из текста.

Объяснять смысл пословиц.

Приводить примеры проявления патриотизма.

Коммуникативные УУД

Излагать мысли письменно своему сверстнику, живущему далеко от тебя, о своей малой родине.

Регулятивные УУД

Оценивать результаты работы.

28-29

Государственные символы России.

Личностные УУД

Придумывать свой личный герб, нарисовав его и описав.

Познавательные УУД

Использовать дополнительные источники информации для создания коротких информационных материалов, посвященных государственным символам России.

Составлять собственные информационные материалы о Москве - столице России.

Извлекать информацию из текста.

Коммуникативные УУД

Уметь слушать и вступать в диалог.

Регулятивные УУД

Проверять и оценивать результаты работы.

Личностные УУД

Рассказывать о своих чувствах при исполнении гимна РФ.

Познавательные УУД

Описывать основные государственные символы Российской Федерации. Знать текст гимна.

Коммуникативные УУД

Предлагать варианты герба, флага и гимна вашего класса, разделившись на группы.

Регулятивные УУД

Соотносить то, что известно и неизвестно, используя метод незаконченных предложений.

30-31

Гражданин России.

Личностные УУД

Высказывать свое мнение по поводу участия в решении государственных дел в России таким же способом, как в Древних Афинах.

Познавательные УУД

Объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданин»

Заполнять таблицу, используя словосочетания из приведенного ниже списка.

Коммуникативные УУД

Уметь слушать и вступать в диалог.

Регулятивные УУД

Оценивать результаты работы

32-33

Мы - многонациональный народ.

Личностные УУД

Высказывать свое мнение, что ты можешь делать сейчас, чтобы быть гражданином своей страны.

Познавательные УУД

Отбирать информацию из источника.

Называть и иллюстрировать примерами основные права граждан РФ.

Называть основные обязанности граждан РФ.

Приводить примеры добросовестного выполнения гражданских обязанностей.

Приводить примеры и давать оценку проявлениям гражданственности, представленным в СМИ.

Коммуникативные УУД

Участвовать в коллективном обсуждении проблем.

Регулятивные УУД

Оценивать результаты работы.

34

Практикум по теме: «Родина».

Личностные УУД

Принимать личное участие в озеленении школьного двора, улиц села.

Познавательные УУД

Работать с учебником и дополнительной литературой.

Коммуникативные УУД

Готовить плакаты на тему «с чего начинается Родина».

«Участие гражданина в делах государства».

«Главные обязанности гражданина».

Регулятивные УУД

Осознавать качество и уровень подготовки и оценивать результаты работы

35

Итоговое повторение.

Личностные УУД

Формировать личностные качества, патриотизм, самоотверженность.

Коммуникативные УУД

Защита презентаций.

Проверка знаний


Вид работы

Дата

Обществознание

План

Факт

I

пол.

II

пол.

Год.

Контрольные работы

1

1

2

Лабораторные работы


Практические работы

1

1

2

Творческие работы

1

1

2

Проекты

1

1

Презентации

1

1


Используемая литература по курсу обществознания в 5 классе:

УМК

  1. Боголюбов Л.Н., Виноградова Н.Ф., Городецкий Н.И. обществознание, 5 класс, - М.: Просвещение, 2012.

  2. Жадаев Д.Н., Брехач Р.А. Обществознание. Компетентностно - ориентированные задания. Ростов - на - Дону: Легион, 2013.

  3. Митькин А.С. Рабочая тетрадь по обществознанию, 5 класс. Экзамен, 2012.

  4. Поздеев А.В. Контрольно - измерительные материалы. Обществознание. ООО ВАКО, 2014.

  5. Рабочие программы. Обществознание. Под ред. Боголюбова Л.Н. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений, - М.: Просвещение, 2012.

Дополнительная литература для учащихся:

  1. "Обществознание в вопросах и ответах", пособие-репетитор, под ред. О.С. Белокрыловой, Ростов, 2012.

Дополнительная литература для учителя:

  1. Кравченко А.И. "Тесты по обществознанию». - М.: Русское слово, 2012 .

  2. Кравченко А.И. Задачник по обществознанию. - М.: Русское слово, 2012.

Электронные ресурсы

  1. teacher.syktsu.ru/05/index_pri Статьи журнала "Преподавание истории и обществознания в школе", посвященные вопросам методики преподавания.

  2. fcior.edu.ru/ Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов.

  3. school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

  4. gov.ru Официальная Россия: сервер органов государственной власти Российской Федерации.

  5. uznay-prezidenta.ru Президент России - гражданам школьного возраста от 8 до 13 лет.


© 2010-2022