Урок Классификация социальных групп

Раздел Обществознание
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок Классификация социальных группУрок Классификация социальных группУрок Классификация социальных группУрок Классификация социальных группУрок Классификация социальных группУрок Классификация социальных группУрок Классификация социальных группУрок Классификация социальных группУрок Классификация социальных группУрок Классификация социальных группУрок Классификация социальных группМетодическая разработка итогового урока по обществознанию по теме: «Социальные группы и их классификация» ( урок в 11 классе)

Тип урока: - комбинированный с элементами лабораторно-практического занятия.

Основная цель урока : - формирование навыков выполнения заданий части А, В, С. Единого государственного экзамена по обществознанию

В ходе урока: - учащиеся самостоятельно выполняют задания по карточкам, закрепляют навыки работы с учебным текстом, ответы в тестовых заданиях сверяют по методу взаимопроверки. Учитель является координатором урока.

Время урока: - 90 мин

Цели:

Образовательная: повторить, обобщить и закрепить знания учащихся о формировании социальных групп, их классификации; закрепить навыки работы с учебным текстом; формировать навыки выполнения задания ЕГЭ

Развивающая: сформировать умения анализировать поступки людей в соответствии с их социальной ролью

Воспитательная: привить культуру межличностных отношений

Учащиеся должны уметь :

  1. Понимать смысл основных понятий

  2. Уметь распознавать понятия и их составляющие при соответствии видовых понятий с родовыми и исключать лишние понятия

  3. Уметь анализировать и классифицировать социальную информацию , представленную схематически

  4. Уметь устанавливать соответствие между существенными чертами , признаками, примерами социальных явлений и обществоведческими понятиями

  5. Умение осуществить выбор необходимых позиций из предложенного списка

  6. Умение различать в социальной информации содержащиеся в ней факты и мнения ( оценку)

  7. Применять понятия в контексте обществоведческого знания и свободно контролируемом фрагменте текста выделять признаки основных понятий и явлений и т.д.

Оборудование урока:

  1. Учебник «Обществознание. 11 класс» Базовый уровень . Под редакцией Л.Н. Боголюбова, Н.И. Городецкой, А.И. Матвеева . м. «Просвещение» 2010 г

  2. Варианты ЕГЭ 2012 г

  3. О.А. Котова . Т.Е. Лискова «Тренировочная тетрадь 11 класс . Обществознание -курс комплексной подготовки»

  4. О.А. Котова . Т.Е. Лискова «Итоговые проверочные работы 11 класс . Обществознание -курс комплексной подготовки»

  5. Диск -ЕГЭ на 100 баллов

  6. Каждый ученик имеет лист контроля и учета знаний по теме .

Ход урока:

I. Организационный момент: ( объявляются цели, задачи урока. Знакомство с видами работы. Обязательно разъясняется учащимся , что каждый вид работы оценивается баллами в соответствии с критерием оценивания ЕГЭ ; по завершению урока баллы суммируются и выставляется итоговая оценка

II. Тестирование:

- Один ученик работает на компьютере выполняя задания темы на учебном диске ( по выполнению компьютер выводит соответствующий процент выполненных заданий с указанием ошибок)

- Класс выполняет тестирование по вариантам ( задания части А) - время выполнения 6 минут на каждый тест . Затем учащиеся проверяют ответы по методу взаимопроверки.

Тест 1:


  1. Ниже перечислены четыре социальные группы . Три из которых имеют общий социальный значимый признак . Какая группа выпадает из этого ряда?

  1. Дети;

  2. Пожилые люди

  3. Мужчины

  4. Молодежь


  1. Для определения социальной структуры современного общества существенным признаком является:

  1. Политические взгляды

  2. Культурные интересы

  3. Личный авторитет

  4. Размер получаемого дохода

3.Социальная общность, положение отдельных членов которой регламентируется нормативными документами , называется:

1) малой группой

2) большой группой

3) Формальной группы

4) референтной группы

4. К восходящей социальной мобильности относится переход ( переезд) :

1) гражданской службы на военную

2) рядовой работы на руководящую должность

3) государственного предприятия на частное

4) сельской местности в город

5. Верны ли суждения о многообразии социальных групп?

А. Для малых групп характерны близкие , эмоционально окрашенные, неформальные отношения.

Б. Размер группы не оказывает влияния на качество социального взаимодействия

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

6. Верны ли суждения о многообразии социальных групп?

А. В зависимости от характера отношений социальные группы подразделяются на формальные и неформальные

Б. Формальные группы создаются для выполнения определенного круга социальных задач.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Тест 2:


  1. Любой социальной группе присуща (-и):

  1. Малочисленность состава

  2. Родственные связи

  3. Неформальный контроль за поведением

  4. Общность социального статуса


  1. К статусным группам относятся:

  1. Классы

  2. Партии

  3. Общественно- политические движения

  4. Производственные объединения

3.К малым группам относится(-ятся):

1) интеллигенция

2) выпускники всех университетов страны

3) делегация на международном конгрессе

4) преподаватели высших учебных заведений страны

4. Малой группой является) :

1) верующие

2) демократы

3) дети

4) спортивная команда

5. Верны ли суждения о многообразии социальных групп?

А. высокий уровень эмоциональной общности и социальной сплоченности - основной признак формальной группы

Б. Непосредственные личные контакты между членами - основной признак малой группы

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

6. Верны ли суждения о социальных группах?

А. В формальных группах могут складываться отношения характерные для неформальных групп

Б. Социальные группы всегда возникают объективно , независимо от сознания людей

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

III. Работа по карточкам: (Часть В)

А. - Учащиеся самостоятельно (по вариантам) работают с карточками №1-2 в течении 10 минут . Затем у доски проверяется выполнение задания : от варианта вызывается по одному учащемуся ( класс обменивается тетрадями с ответами - взаимопроверка . Не правильно выполненные задания разбираются с помощью учащихся класса , в случаи необходимости пояснение учителя.

На карточках проверяются задания:

- умение анализировать и классифицировать социальную информацию , представленную схематически;

- соотнесение видовых понятий с родовыми

- осуществление выбора необходимых позиций из предложенного списка.

Карточка №1


  1. Запиши слово, пропущенное в схеме:

Классификация социальных групп

По способу организации и регулирования взаимодействия

……………..

…………….

По численности

По характеру

взаимодействия


  1. Ниже приведен ряд социальных групп . Все они , за исключением одной , образованы по этносоциальному признаку

Нация. Народность, сословие, род, племя

Найдите и укажите социальную группу «выпадающую» из этого ряда


  1. Продюсер В. создал музыкальную группу : пригласил трех солисток и нескольких музыкантов, писал с ними десять песен и отправился в гастрольный тур по стране. Выберите в приведенном ниже списке характеристики данной группы и запишите цифры под которыми они указаны

  1. Малая группа;

  2. Неформальная группа

  3. Большая группа

  4. Референтная группа

  5. Профессиональная группа

  6. Формальная группа

Карточка №2


  1. Запиши слово, пропущенное в схеме:

Признаки малой группы

……….

Непосредственные личные контакты

Эмоциональные отношения

Особые групповые ценности

Общая деятельность

Собственные социальные нормы


  1. Ниже приведен ряд социальных групп . Все они , за исключением одной , образованы по профессиональному признаку

Водитель ,учитель, слесарь дачник, инженер

Найдите и укажите социальную группу «выпадающую» из этого ряда


  1. Найдите в приведенном ниже списке социальные группы , выделенные по признаку религиозной принадлежности.

Запиши цифры под которыми они указаны

  1. Христианские демократы; 2) католики; 3) протестанты; 4) православные; 5) пацифисты; 6)арабские националисты.

Б. - Весь класс самостоятельно работают с карточкой № 3 в течении 10 минут .

Проверка задания - ответы спроектированы на доске . В случае необходимости подробно комментируются ошибки учителем.

- проверяются умение устанавливать соответствия между существенными чертами , признаками, примерами социальных явлений и обществоведческими понятиями.

- определение терминов и понятий , соответствующих предлагаемому контексту.

Карточка № 3


  1. Установите соответствие между социальными группами и признаками их объединения. К каждой позиции , данной в первом столбце , подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Социальные группы

Признаки объединения

А

Народность

1

Этно - социальный

Б

Молодежь

В

Мужчины

2

Демографический

Г

Нация

Д

Род

Запишите в таблицу выбранные цифры.

А

Б

В

Г

Д



  1. Прочитайте приведенный ниже текст , в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка , которые необходимо вставить на место пропусков.

« Термин « __(А)» изначально геологический - там он служит для обозначения расположения пластов Земли по вертикальной линии. Социология унаследовала данную схему и объясняет строение ____(Б) подобно строению Земли, размещая по вертикали ____(В). Основанием для данной схемы строения служит так называемая лестница _____(Г) , где бедняки имеют самую низшую ступеньку , средний класс населения - среднюю , а богатый слой - верхнюю. Другими основаниями выступает богатство , _______(Д) , престиж. В определенном обществе, в определенной ____(Е) существует своя иерархически организованная структура»

Слова в списке даны в именительном падеже, единственном числе. Каждое слово ( словосочетание) может быть использовано только один раз.

Список терминов:

  1. Общество; 2) стратификация; 3) доходы; 4) социальная группа; 5) социальная мобильность; 6) власть; 7) исторический процесс; 8) исторический период; 9) социальные слои.

IV . Работа в группах:

Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме :

- «Семья как малая группа»

- « Молодежь как социальная группа»

- « Семья как социальный институт»

Задание: Составить план, в соответствии с которым вы будите освещать эту тему. Проверка по завершению работы.

V. Работа с текстом:

Прочитайте текст и выполните задания 1-2

...Российское общество состоит из четырех социальных слоев:

верхнего, среднего, базового и нижнего, а также... «социального дна». Под верхним слоем понимается, прежде всего, реально правящий слой... К нему относятся элитные... группы, занимающие наиболее важные позиции в системе государственного управления, в экономических и силовых структурах. Их объединяет факт нахождения у власти и возможность оказывать прямое влияние на процессы реформ.

Второй слой назван средним... Пока этот слой слишком малочислен... Это мелкие предприниматели... менеджмент средних и небольших предприятий, среднее звено бюрократии, старшие офицеры, наиболее квалифицированные... специалисты и рабочие.

Базовый социальный слой очень массивен. Он охватывает более двух третей российского общества. Его представители обладают средним профессионально-квалифицированным потенциалом и относительно ограниченным трудовым потенциалом.

К базовому слою относится часть интеллигенции (специалистов), полуинтеллигенция (помощники специалистов), служащие из технического персонала, работники массовых профессий торговли и сервиса, а также большая часть крестьянства. Хотя социальный статус... интересы и поведение этих групп различны, их роль в переходном процессе достаточно сходна. Это в первую очередь приспособление к изменяющимся условиям с целью выжить и по возможности сохранить достигнутый статус.

Структура и функции нижнего слоя представляются наименее ясными. Отличительными чертами его представителей являются низкий деятельностный потенциал и неспособность адаптироваться к жестким социально-экономическим условиям переходного периода. В основном этот слой состоит либо из пожилых малообразованных, не слишком здоровых и сильных людей, не заработавших достаточных пенсий, либо из тех, кто не имеет профессий, а нередко и постоянного занятия, безработных, беженцев и вынужденных мигрантов из районов межнациональных конфликтов. Определить данный слой можно на основе таких признаков, как очень низкий личный и семейный доход, низкий уровень образования, занятие неквалифицированным трудом или отсутствие постоянной работы.

...Представителями социального дна являются преступники и полупреступные элементы - воры, бандиты, торговцы наркотиками, содержатели притонов, мелкие и крупные жулики, наемные убийцы, а также опустившиеся люди - алкоголики, наркоманы, проститутки, бродяги, бомжи и т. д.

( Социология в вопросах и ответах / Под ред. проф. В. А. Чуланова. -

Ростов-на-Дону, 2000. - С. 167-168.)

Вопросы и задания к тексту:

  1. На основе каких критериев, по вашему мнению, образована данная структура современного российского общества? Аргументируйте свой ответ.

2. Возможно ли в современной России изменить свою принадлежность к той или иной социальной группе? Приведите пример, подтверждающий ваш ответ.

Творческое задание:

К какой социальной группе вы относите себя и свою семью?

VI. Подведение итогов урока.

( Листы контроля учета знаний учащихся в конце урока сдаются на проверку учителю)

Домашнее задание :

Проанализируйте данное высказывание и напишите эссе, высказав свою точку зрения: « Семья- основа сообществ , клеточки их тела. С ней связаны все святыни , которые отличают человека от муравьев и пчел» ( Г.К. Честертон)


© 2010-2022