- Преподавателю
- Обществознание
- Урок обществознания по теме: «Человек и культура»
Урок обществознания по теме: «Человек и культура»
Раздел | Обществознание |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Потемкина С.В. |
Дата | 16.02.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Учитель истории и обществознания: Потемкина С.В.
Конспект урока обществознания
Программа: Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова, А.И. Матвеев «Обществознание» 6-9 классы, «Просвещение», 2-е изд., 2010
Урок обществознания - 8 класс.
Тема урока: «Человек и культура»
Два мира есть у человека:
Один, который нас творил,
Другой, который мы от века
Творим по мере наших сил.
Н. Заболоцкий
Цели:
Образовательная: подвести учащихся к пониманию многообразия понятия «культура», пониманию, кто такой культурный человек.
Развивающая: формировать умение анализировать материал урока, делать выводы, работать по тексту учебника, излагать «сквозные» вопросы темы.
Воспитательная: воспитывать у учащихся потребность в приобщении к культурным ценностям.
Коррекционная: развивать умения выделять сходство и различие понятий;
Тип урока:
комбинированный
Учебное оборудование:
кроссворд, тексты дополнительного материала, проверочный тест
Оформление доски:
тема урока, план изучения новой темы, новые понятия: культура, культура внешняя и внутренняя, ценности культуры, человек культурный, домашнее задание.
Литература:
-
Обществознание. 8-9 классы: учеб. Для общеобразоват. учреждений/ под ред. Л.Н. Боголюбова.- 14-е изд. - М.: Просвещение, -2009
-
Универсальные поурочные разработки по обществознанию: 8 класс. А.В. Поздеев. - М.: ВАКО, 2008
ЭТАПЫ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
I. Организационный этап
Ведущая деятельность учителя
Ведущая деятельность учащихся
Здравствуйте, ребята! Садитесь.
II. Этап фронтальной проверки домашнего задания
На прошлом уроке мы познакомились с вами нормами морали, с основными правилами поведения в обществе, кто такой нравственный и безнравственный человек, сейчас мы проверим домашнее задание.
1.Ответьте на вопросы:
- Что отличает человека от животного?
- Почему поведение человека отличается от поведения животного?
- Что такое моральные нормы?
- Почему отличаются нормы поведения людей разных национальностей?
- Как изменились моральные нормы за последние века?
Учащиеся отвечают на вопросы учителя
III Этап всесторонней проверки знаний, умений и навыков
2. Решение кроссворда
1
2
3
4
5
6
7
Вопросы:
-
Самое развитое, универсальное средство выражения мысли
-
Преобразование человеком окружающего мира
-
Высокая степень одаренности в какой-либо деятельности
-
Общепринятое понятие о том, что такое хорошо и что такое плохо
-
Умение целенаправленно и разумно найти полезное для себя и других дело
-
Божество - прародитель рода, в римской мифологии
-
Одна из ложных потребностей человека
3.Подведение итога Д/З
- Приведите примеры людей, литературных героев с положительными и отрицательными нормами поведения?
- Ответьте на 2 вопрос учебника стр.26
Существует так называемое «Золотое правило нравственности». Оно гласит: «Чего в другом не любишь, того и сам не делай»
- Выскажи свое отношение к этому правилу и готовность применить его в основе своего поведения.
Выставление оценок
Весь класс работает над кроссвордом (кроссворд раздает учитель каждому ученику)
Правильные ответы учащихся
1.речь
2.деятельность.
3.талант
4.мораль
5.воля
6.гений
7.курение
Учащиеся приводят примеры поведения людей с положительными и отрицательными нормами
Учащиеся подводят итог урока и высказывают свое отношение к «Золотому правилу нравственности.
III этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала
Сообщение новой темы и знакомство с планом урока.
ПЛАН:
-
Что такое культура?
-
Приобщение к культуре?
Задача для учащихся.
Выяснить, почему не существует единого толкования понятия «культура»? Как становятся культурными людьми?
Учащиеся записывают план в тетради.
IV.Этап усвоения новых знаний
1.Работа в группах.
Учитель делит класс на 3 группы, дает разные тексты, учащиеся записывают еще дополнительные определения о понятии «Культура»
.
2.Подведение итога:
Ученые не могут дать общепризнанный ответ. Существует более 200 определений этого понятия.
Культура (от лат. cultura - возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание), совокупность созданных человеком в ходе его деятельности и специфических для него жизненных форм, а также самый процесс их создания и воспроизводства. Различные типы культуры характеризуют определенные исторические эпохи (античная культура), конкретные общества, народности и нации (культура майя), а также специфические сферы деятельности (культура труда, политическая культура, художественная культура и т.д.)
Внешняя культура - это созданные человеческими руками вещи.
Внутренняя культура - это совершенствующие умения, творческие способности воображение, творческое мышление и т.д.
3.Работа учащихся с текстом учебник
Задание: выяснить пути приобщения к культуре, кто влияет на формирование наших представлений, о культурных ценностях.
4.Беседа по прочитанному тексту
- Что такое «царский путь получения знаний?
- Как выглядит путь приобщения культурных ценностей? Чем он привлекает людей?
- Какую роль в приобщении к культуре играет воспитание человека?
- Кто формирует наше представление о вкусе и моде?
- Всегда ли нужно следовать моде?
- Какие профессии человека в области культуры ты знаешь?
5 . Составление плана (письменно в тетради)
- Какими качествами обладает человек культурный? (ответ в тетради)
- Какую роль играет воспитание в приобщении к культурным нормам? (ответ в тетради)
Выставление оценок
Учащиеся в группах читают предложенный текст и выбирают определение: что такое культура?
1 группа
Термин «культура» весьма многозначен. В специальной и художественной литературе можно встретить многие десятки его толкований. Так, в обыденной жизни под культурой обычно понимается уровень образованности и воспитанности человека, в отличие от невежества и невоспитанности. Для эстетики культура - это многочисленные произведения профессионального искусства и народного творчества. В общественной жизни широко применяются такие понятия, как «культура мышления», «культура речи», «политическая культура», «культура производства» и др.
2 группа
Впервые этот термин был применён римским оратором и философом Цицероном. Под культурой он понимал позитивное воздействие философии на ум человека. По его мнению, философия есть «культура ума», тонкий инструмент для познания мира и человека в нем.
В средние века культура ассоциировалась, прежде всего, с личным совершенством человека. Культура - это богоподобие человека, самопознание, его служение Богу и самоукрощение.
В эпоху Возрождения под культурой стало пониматься соответствие человека высокому гуманистическому идеалу. Культурным считался универсально развитый человек, разумный и деятельный.
Просветители XVIII в. (Ф. Вольтер, Д. Дидро и др.) смотрели на культуру как воплощение разумного. Соответственно, культурность нации противопоставлялась ими варварскому состоянию народов, их дикости. Культура измерялась достижениями наук и ремёсел, её целью считалось сделать всех людей счастливыми. В немецкой классической философии культура воспринималась как сфера духовной свободы человека. Эта философия решительно разделила весь окружающий мир на мир природы и мир культуры. Подчёркивалось, что культура - это мир идей и вещей, созданный в ходе человеческой деятельности. Рост культуры рассматривался как один из законов истории общества. Такой подход наиболее отчётливо проявился в творчестве И. Гердера. Он обосновывал идею о том, что культура - это прогресс в развитии способностей человеческого ума. Важнейшим проявлением культуры является, по мнению философа, язык. Каждый народ создаёт свою собственную самобытную культуру, которая выполняет цивилизующую функцию.
3 группа
Термин культуры переводится с латинского языка как'' возделывание'', ''уход'', ''обработка'', ''почитания'' и т.п. В основе культуры лежит деятельность человека как основной способ его существования в мире. Эта деятельность весьма разнообразна по форме и сферам своего проявления и, следовательно, культура тоже многолика. Однако культура- это не только живая деятельность человека, но и ее предметные воплощения, а также отношения между людьми как ее творцами. Культура - это сложнейший социальный организм, который рождается, живет и умирает, уступая дорогу новым культурным явлениям.
Учащиеся читают определения, которые они выделили
Запись в тетрадь:
Культура (от лат. cultura - возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание), совокупность созданных человеком в ходе его деятельности и специфических для него жизненных форм, а также самый процесс их создания и воспроизводства.
Виды культур: материальная, духовная, народная, религиозная, авторская, светская, массовая, контркультура, субкультура.
Внешняя культура - это созданные человеческими руками вещи.
Внутренняя культура - это совершенствующие умения, творческие способности воображение, творческое мышление и т.д.
Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника с. 27-30
Учащиеся отвечают на вопросы учителя
Запись в тетради характеристики качеств культуры человека.
Вариант ответа учащихся:
1.способен за художественными образами увидеть жизнь во всей ее полноте и сложности
2.стремление человека овладеть вершинами художественной культуры
3.стремление быть широко образованным
4.готовность и способность к сопереживанию и уважению
5.скромность и тактичность
6.глубокая человечность
Вариант ответа учащихся:
- в понятие воспитание входят усвоение человеком культурных норм, бытовых правил, ценностей и идеалов
- воспитание бывает целенаправленным и стихийным
- большую роль в воспитании играет семья
В процессе воспитания имеется две стороны: воспитание взрослыми детей и воспитание взрослых детьми
- в результате воспитания происходит приобщение к культурным нормам
V Этап закрепления нового материала
Проверочный тест
1.Укажите неверное суждение о культуре
А) Культура-это понятие, принятое для обозначения специфически человеческого способа жизнедеятельности
Б) Культура-это ступень развития и совершенствования самого человека
В) Культура-это совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человечеством
Г) Культура-это процесс организации и сохранения прошлого опыта
2.Культура человека может быть:
А) внешней
Б) внутренней
В) массовой
Г) верно все перечисленное
3.Какого пути приобщения к культуре не существует?
А) «царского» пути
Б) пути труда
В) пути присвоения престижных ценностей
4. Кого из перечисленных греков нельзя отнести к деятелям культуры?
А) Геродот
Б) Герострат
В) Гомер
Г) Евклид
5. Все виды преобразовательной деятельности человека, а также все ее результаты ученые обозначают понятием
А) общество
Б) культура
В) познание
Г) наука
6. Верны ли следующие суждения о культуре?
А. Различают материальную и духовную культуру
Б. К духовной культуре обычно относят науку, искусство, религию, мораль, политику и право
А) верно только А.
Б) верно только Б.
В) верны оба суждения
Г) оба суждения неверны
Проверка проверочного теста
Самостоятельная работа учащихся, каждому раздается проверочный тест
Вариант ответа учащихся
1-А,
2-Г,
3-Б,
4- А,
5-Б,
6-В.
Учащиеся читают ответы (работа ученика сразу оценивается)
V. Домашнее задание
Прочитать §5, ответить на вопросы для самопроверки, выполнить задание 3, стр. 30-31.
Запись д/з в дневник
VI. Подведение итогов урока
Фронтальная беседа
- Прочитать эпиграф и объяснить, как вы понимаете главную мысль отрывка Н.Заболоцкого?
- Кого можно считать культурным человеком?
- Почему понятие культура имеет множество толкований?
- Как уровень культуры человека зависит от его образования и воспитания?
Учащиеся отвечают на вопросы, делая свои выводы