Урок обществознания по теме: «Человек и культура»

Конспект урока обществознания в 8 классе. Тема урока: «Человек и культура». УМК: 1.     Программа: Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова, А.И. Матвеев «Обществознание» 6-9 классы, «Просвещение», 2-е изд., 2010 2.     Учебник. Обществознание. 8-9 классы: учеб. Для общеобразоват. учреждений/ под ред. Л.Н. Боголюбова.- 14-е изд. - М.: Просвещение, -2009   Цели: Образовательная: подвести учащихся к пониманию многообразия понятия «культура», пониманию, кто такой культурный человек. Развивающая: формировать умение анализировать материал урока, делать выводы, работать по тексту учебника, излагать «сквозные» вопросы темы. Воспитательная: воспитывать у учащихся потребность в приобщении к культурным ценностям. Коррекционная: развивать умения выделять сходство и различие понятий; Тип урока: комбинированный Учебное оборудование: кроссворд, тексты дополнительного материала, проверочный тест
Раздел Обществознание
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Учитель истории и обществознания: Потемкина С.В.

Конспект урока обществознания

Программа: Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова, А.И. Матвеев «Обществознание» 6-9 классы, «Просвещение», 2-е изд., 2010


Урок обществознания - 8 класс.

Тема урока: «Человек и культура»

Два мира есть у человека:

Один, который нас творил,

Другой, который мы от века

Творим по мере наших сил.

Н. Заболоцкий


Цели:

Образовательная: подвести учащихся к пониманию многообразия понятия «культура», пониманию, кто такой культурный человек.

Развивающая: формировать умение анализировать материал урока, делать выводы, работать по тексту учебника, излагать «сквозные» вопросы темы.

Воспитательная: воспитывать у учащихся потребность в приобщении к культурным ценностям.

Коррекционная: развивать умения выделять сходство и различие понятий;

Тип урока:

комбинированный

Учебное оборудование:

кроссворд, тексты дополнительного материала, проверочный тест

Оформление доски:

тема урока, план изучения новой темы, новые понятия: культура, культура внешняя и внутренняя, ценности культуры, человек культурный, домашнее задание.

Литература:

  1. Обществознание. 8-9 классы: учеб. Для общеобразоват. учреждений/ под ред. Л.Н. Боголюбова.- 14-е изд. - М.: Просвещение, -2009

  2. Универсальные поурочные разработки по обществознанию: 8 класс. А.В. Поздеев. - М.: ВАКО, 2008




ЭТАПЫ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ


I. Организационный этап

Ведущая деятельность учителя

Ведущая деятельность учащихся

Здравствуйте, ребята! Садитесь.


II. Этап фронтальной проверки домашнего задания

На прошлом уроке мы познакомились с вами нормами морали, с основными правилами поведения в обществе, кто такой нравственный и безнравственный человек, сейчас мы проверим домашнее задание.

1.Ответьте на вопросы:

- Что отличает человека от животного?

- Почему поведение человека отличается от поведения животного?

- Что такое моральные нормы?

- Почему отличаются нормы поведения людей разных национальностей?

- Как изменились моральные нормы за последние века?

Учащиеся отвечают на вопросы учителя


III Этап всесторонней проверки знаний, умений и навыков

2. Решение кроссворда

1

2

3

4

5

6

7

Вопросы:

  1. Самое развитое, универсальное средство выражения мысли

  2. Преобразование человеком окружающего мира

  3. Высокая степень одаренности в какой-либо деятельности

  4. Общепринятое понятие о том, что такое хорошо и что такое плохо

  5. Умение целенаправленно и разумно найти полезное для себя и других дело

  6. Божество - прародитель рода, в римской мифологии

  7. Одна из ложных потребностей человека

3.Подведение итога Д/З

- Приведите примеры людей, литературных героев с положительными и отрицательными нормами поведения?

- Ответьте на 2 вопрос учебника стр.26

Существует так называемое «Золотое правило нравственности». Оно гласит: «Чего в другом не любишь, того и сам не делай»

- Выскажи свое отношение к этому правилу и готовность применить его в основе своего поведения.

Выставление оценок


Весь класс работает над кроссвордом (кроссворд раздает учитель каждому ученику)


Правильные ответы учащихся

1.речь

2.деятельность.

3.талант

4.мораль

5.воля

6.гений

7.курение





Учащиеся приводят примеры поведения людей с положительными и отрицательными нормами

Учащиеся подводят итог урока и высказывают свое отношение к «Золотому правилу нравственности.

III этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала

Сообщение новой темы и знакомство с планом урока.

ПЛАН:

  1. Что такое культура?

  2. Приобщение к культуре?

Задача для учащихся.

Выяснить, почему не существует единого толкования понятия «культура»? Как становятся культурными людьми?

Учащиеся записывают план в тетради.


IV.Этап усвоения новых знаний

1.Работа в группах.

Учитель делит класс на 3 группы, дает разные тексты, учащиеся записывают еще дополнительные определения о понятии «Культура»

.
























2.Подведение итога:

Ученые не могут дать общепризнанный ответ. Существует более 200 определений этого понятия.

Культура (от лат. cultura - возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание), совокупность созданных человеком в ходе его деятельности и специфических для него жизненных форм, а также самый процесс их создания и воспроизводства. Различные типы культуры характеризуют определенные исторические эпохи (античная культура), конкретные общества, народности и нации (культура майя), а также специфические сферы деятельности (культура труда, политическая культура, художественная культура и т.д.)

Внешняя культура - это созданные человеческими руками вещи.

Внутренняя культура - это совершенствующие умения, творческие способности воображение, творческое мышление и т.д.

3.Работа учащихся с текстом учебник

Задание: выяснить пути приобщения к культуре, кто влияет на формирование наших представлений, о культурных ценностях.

4.Беседа по прочитанному тексту

- Что такое «царский путь получения знаний?

- Как выглядит путь приобщения культурных ценностей? Чем он привлекает людей?

- Какую роль в приобщении к культуре играет воспитание человека?

- Кто формирует наше представление о вкусе и моде?

- Всегда ли нужно следовать моде?

- Какие профессии человека в области культуры ты знаешь?

5 . Составление плана (письменно в тетради)

- Какими качествами обладает человек культурный? (ответ в тетради)




- Какую роль играет воспитание в приобщении к культурным нормам? (ответ в тетради)



Выставление оценок

Учащиеся в группах читают предложенный текст и выбирают определение: что такое культура?

1 группа

Термин «культура» весьма многозначен. В специальной и художественной литературе можно встретить многие десятки его толкований. Так, в обыденной жизни под культурой обычно понимается уровень образованности и воспитанности человека, в отличие от невежества и невоспитанности. Для эстетики культура - это многочисленные произведения профессионального искусства и народного творчества. В общественной жизни широко применяются такие понятия, как «культура мышления», «культура речи», «политическая культура», «культура производства» и др.

2 группа

Впервые этот термин был применён римским оратором и философом Цицероном. Под культурой он понимал позитивное воздействие философии на ум человека. По его мнению, философия есть «культура ума», тонкий инструмент для познания мира и человека в нем.

В средние века культура ассоциировалась, прежде всего, с личным совершенством человека. Культура - это богоподобие человека, самопознание, его служение Богу и самоукрощение.

В эпоху Возрождения под культурой стало пониматься соответствие человека высокому гуманистическому идеалу. Культурным считался универсально развитый человек, разумный и деятельный.

Просветители XVIII в. (Ф. Вольтер, Д. Дидро и др.) смотрели на культуру как воплощение разумного. Соответственно, культурность нации противопоставлялась ими варварскому состоянию народов, их дикости. Культура измерялась достижениями наук и ремёсел, её целью считалось сделать всех людей счастливыми. В немецкой классической философии культура воспринималась как сфера духовной свободы человека. Эта философия решительно разделила весь окружающий мир на мир природы и мир культуры. Подчёркивалось, что культура - это мир идей и вещей, созданный в ходе человеческой деятельности. Рост культуры рассматривался как один из законов истории общества. Такой подход наиболее отчётливо проявился в творчестве И. Гердера. Он обосновывал идею о том, что культура - это прогресс в развитии способностей человеческого ума. Важнейшим проявлением культуры является, по мнению философа, язык. Каждый народ создаёт свою собственную самобытную культуру, которая выполняет цивилизующую функцию.

3 группа

Термин культуры переводится с латинского языка как'' возделывание'', ''уход'', ''обработка'', ''почитания'' и т.п. В основе культуры лежит деятельность человека как основной способ его существования в мире. Эта деятельность весьма разнообразна по форме и сферам своего проявления и, следовательно, культура тоже многолика. Однако культура- это не только живая деятельность человека, но и ее предметные воплощения, а также отношения между людьми как ее творцами. Культура - это сложнейший социальный организм, который рождается, живет и умирает, уступая дорогу новым культурным явлениям.

Учащиеся читают определения, которые они выделили

Запись в тетрадь:

Культура (от лат. cultura - возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание), совокупность созданных человеком в ходе его деятельности и специфических для него жизненных форм, а также самый процесс их создания и воспроизводства.

Виды культур: материальная, духовная, народная, религиозная, авторская, светская, массовая, контркультура, субкультура.

Внешняя культура - это созданные человеческими руками вещи.

Внутренняя культура - это совершенствующие умения, творческие способности воображение, творческое мышление и т.д.

Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника с. 27-30

Учащиеся отвечают на вопросы учителя



Запись в тетради характеристики качеств культуры человека.

Вариант ответа учащихся:

1.способен за художественными образами увидеть жизнь во всей ее полноте и сложности

2.стремление человека овладеть вершинами художественной культуры

3.стремление быть широко образованным

4.готовность и способность к сопереживанию и уважению

5.скромность и тактичность

6.глубокая человечность

Вариант ответа учащихся:

- в понятие воспитание входят усвоение человеком культурных норм, бытовых правил, ценностей и идеалов

- воспитание бывает целенаправленным и стихийным

- большую роль в воспитании играет семья

В процессе воспитания имеется две стороны: воспитание взрослыми детей и воспитание взрослых детьми

- в результате воспитания происходит приобщение к культурным нормам

V Этап закрепления нового материала

Проверочный тест

1.Укажите неверное суждение о культуре

А) Культура-это понятие, принятое для обозначения специфически человеческого способа жизнедеятельности

Б) Культура-это ступень развития и совершенствования самого человека

В) Культура-это совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человечеством

Г) Культура-это процесс организации и сохранения прошлого опыта

2.Культура человека может быть:

А) внешней

Б) внутренней

В) массовой

Г) верно все перечисленное

3.Какого пути приобщения к культуре не существует?

А) «царского» пути

Б) пути труда

В) пути присвоения престижных ценностей

4. Кого из перечисленных греков нельзя отнести к деятелям культуры?

А) Геродот

Б) Герострат

В) Гомер

Г) Евклид

5. Все виды преобразовательной деятельности человека, а также все ее результаты ученые обозначают понятием

А) общество

Б) культура

В) познание

Г) наука

6. Верны ли следующие суждения о культуре?

А. Различают материальную и духовную культуру

Б. К духовной культуре обычно относят науку, искусство, религию, мораль, политику и право

А) верно только А.

Б) верно только Б.

В) верны оба суждения

Г) оба суждения неверны

Проверка проверочного теста

Самостоятельная работа учащихся, каждому раздается проверочный тест



Вариант ответа учащихся

1-А,

2-Г,

3-Б,

4- А,

5-Б,

6-В.






























Учащиеся читают ответы (работа ученика сразу оценивается)

V. Домашнее задание

Прочитать §5, ответить на вопросы для самопроверки, выполнить задание 3, стр. 30-31.

Запись д/з в дневник







VI. Подведение итогов урока

Фронтальная беседа

- Прочитать эпиграф и объяснить, как вы понимаете главную мысль отрывка Н.Заболоцкого?

- Кого можно считать культурным человеком?

- Почему понятие культура имеет множество толкований?

- Как уровень культуры человека зависит от его образования и воспитания?

Учащиеся отвечают на вопросы, делая свои выводы






© 2010-2022