Программа объединения Философия ХХ-ХХI века

Раздел Обществознание
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №51 имени А.М.Аблукова.







История философской мысли. Современная философская мысль.



Программа рассчитана на детей школьного возраста 15-16 лет

Срок реализации образовательной программы : 2015-2016 год.








Автор: Абрамова Любовь Юрьевна

Учитель истории и обществознания.



















Ульяновск 2015





Программа объединения.

История философской мысли. Современная философская мысль.

10 класс (144 ч)

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе авторской программы В.А.Канке -доктора философских наук, профессора для профильного и средне специального образования по курс «Философии» ( Москва»Логос» 2006г.

Рекомендовано Министерством образования.)

Современный век называют веком образования. Ныне образование рассматривается как реализация неотъемлемого правачеловека. Человек не бывает от природы тем, кем он должен быть, поэтому он нуждается в образовании. Человек воспитывает, как часто выражается, свою вторую натуру, вторую природу. Вопрос в том, какой он сделает эту вторую свою натуру. Поднимется ли он всего лишь чуть-чуть выше своих природных оснований? Или же овладеет специализированным знанием, усвоит ценности и науки, м культуры, и практики?

В наши дни мало кто сомневается в том, что действительное образование делает человека соучастником в знании целого, Образование включает человека в деяния человечества, а потом цель образования -человечность. Чем больше в мире новаций, творчества, тем больше философия необходима человеку, Это в полной мере относится к молодым, Кто более других дерзает? Молодые, где их дерзость находит максимальную поддержку? В философии. В философии не легкомысленной, не бездумной, а наполненной глубокими жизненными исканиями. Юный Ромео, влюбленный в Джульетту, назвал философию «несчастья сладким молоком» В беззаботной легкой жизни чудный голос философии заглушается выкриками необузданных страстей и грубых поступков. Но как только человек возвращается к самому сокровенному в себе, так сразу же в шумовом оркестре жизни философские мелодии начинают звучать и весомо, и привлекательно. Значимость философского курса очевидна и имеет реальные

Цели:

  • Иметь представление о философский , научных и религиозных картинах мира, смысле жизни человека, формах человеческого знания и особенностях его проявления в современном обществе, о соотношении духовных и материальных ценностей, их роли в жизнедеятельности человека, общества, цивилизации.

  • Иметь представление о роли науки и научного познания, его структуре, формах и методах, социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологии.

  • Иметь представление о биологическом и социальном, телесном и духовном началах в человеке, о сущности сознания, сознательного и бессознательного в его поведении.

  • Иметь представление об условиях формирования личности, ее свободы и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей природной среды.

  • Знать нравственные нормы регулирования отношений между людьми в обществе.

Задачи:

  • завершение формирования ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;

  • овладение учащимися основными знаниями по философии античности, средних веков, нового времени,XX - начала XXI вв., понимание ими места и роли России во всемирно-историческом процессе;

  • воспитание учащихся в взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;

  • развитие способности учащихся анализировать информацию, содержащуюся в философских источниках ;

  • формирование у школьников умения применять знания по философии для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном обществе.

К важнейшим личностным результатамизучения философии относятся следующие убеждения и качества:

  • осознание своей идентичности как гражданина;

  • осмысление социально-нравственного опыта;

  • уважение к культуре .

Мета предметные результаты:

  • способность сознательно организовывать и самостоятельно регулировать свою учебную деятельность;

  • владение на высоком уровне умениями работать с учебной и внешкольной информацией (систематизировать, анализировать и обобщать факты, составлять развернутый план, формулировать и обосновывать выводы, конспектировать), использовать современные источники информации;

  • способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, презентация, реферат, эссе, доклад, аналитическая записка).

Актуальность и новизна программы обусловлена тем, что в ней представлены задачи, входящие в список рекомендуемых для проведения итоговой аттестации полного курса общеобразовательной школы в виде ЕГЭ. Порядок изложения учебных тем в данной программе учитывает возрастные особенности учащихся и гуманитарной подготовки.

Возрастные особенности старшеклассников:

Ведущей деятельности старшеклассников является учебно-профессиональная деятельность. Личностное новообразования_ это чувство одиночества, первое глубокое чувство открытия своего внутреннего мира. Происходит существенное изменение самосознания - повышается значимость собственных ценностей, частные самооценки собственных качеств личности перерастают в целостное отношение к себе. Человек осознает себя принадлежностью мира.

Сроки реализации образовательной программы: сентябрь 2012 по май 2013 года. Занятия проводятся два раза в неделю по 2 часа в режиме групповых занятий.

Формы подведения итогов:

Участие школьников в предметных неделях, школьных и городских олимпиадах, конференциях, сдача ЕГЭ.

Условия реализации программы

Занятия с учащимися приводятся на базе кабинета истории и обществознания, оборудованного интерактивным материалом, компьютером, проектором, что позволит в полном объеме преподавать данный курс.

Отличительные особенности программы:

Ученики получают представления об основных особенностях развитиях философии в целом и в частности античности, средних веков, нового времени,XX - начала XXI вв. Темы данного курса не рассматриваются на уроках обществознания, но являются важными дляподготовке к ЕГЭ и понимания целостных явления обществоведческого курса. Данный курс поможет учащимся переосмыслить сущность происходящих событий, понять самого себя и окружающих. Открыть по новому общественные явления.






Тема1. История философии


  • Что такое философия?Смысл слова «философия». Философия как поиск и нахождение человеком ответов на главные вопросы своего бытия. Примеры философствования. Научная, чувственно-эстетическая и морально-практическая ориентации философии. Мировоззренческая, методологическая, гуманистическая и практическая функции философии. Назначение философии: возвышение человека, обеспечение его совершенствования.

  • Античная натурфилософия. Возникновение философии как результат творчества древних греков. Проблема единого и многого. Единое как: материальные субстанции (милетцы), числа (Пифагор) монолитное целое (элеаты), атомы и пустота (Левкипп и Демокрит).

  • Средневековая философия. Философия и религия. Основные библейские идеи философского значения; монотеизм, теоцентризм, креационизм, вера, добрая воля, этика морального долга, совесть, любовь, надежда, духовность человека, символизм. Можно ли доказать существование Бога?

  • Философия, эпохи Возрождения. Основные идеи: сдвиг в сторону антропоцентризма, понимание человека как творческой личности, эстетическое отношение к действительности, гуманизм.

Характерные черты нововременной философии: антропоцентризм, гносеологическая установка, выработка методов познания, стремление устроить жизнь человека на ясных и разумных началах.

Тема2. Философия наших дней


  • Феноменология.Философия Гуссерля. Интерес феноменологов к «работе», специфике сознания. Обогащение потока феноменов за счет воображения. Выработка эйдоса, его обозначение высказываниями. Оценка предмета созерцания на основе выработанного эйдоса. Критика обеднения жизненного мира в абстракциях науки и поверхностном понимании техники.

  • Герменевтика.Бытие человека в мире сущностей. Его вопрошание Соотносительность человека и мира (вещей). Заброшенность человек в мире, его забота, страх, временность. Горизонты человека и вещи. Понимание как интерпретация на основе вовлеченности человека в традицию, его образования, вкуса, таланта.

  • Аналитическая философия. Анализ языка. «Логико-философский трактат» Витгенштейна и его основные идеи: язык как граница мышления, соответствие предложений фактам, отнесение эстетического.этического и религиозного к сфере мистики. Логический позитевизм: отрицание философии, аналитические и синтетические предложения) принцип проверяемости, физикализм.Постпозитивизм: гипотетико-дедуктивное построение теории, ее фальсификация, сменяемость теорий и научно-исследовательских программ, научные революции. Философия естественного языка позднего.

  • Постмодернизм. Протест противлогоцентризма, единообразия, авторитетов, устоявшихся норм власти.

  • Философия в России. Основные положения диалектического и исторического материализма (первичность материи, познаваемость мира.практика как критерий истины, законы диалектики, определяющая роль в обществе экономического базиса, социалистические идеалы). Oосновные черты русской философии: идеал цельности, положительного единства. Оправдание абсолютного добра, соборность, интуитивизм.

  • Восточная философия. Основные черты индийской философии Формула: «Атман есть брахман». Основные черты китайской философии, ее этическая направленность. Соотношение западной и восточной философий.

Тема 3. Философия человека, общества и истории


Выбор начала систематического философствования.

  • Философия человека.Человек как микрокосмос и единство дуто и тела. Средневековая философия:трехчастность человека - духовность, душа, тело. Человек разумный (Новое время). Человек как со средоточие общественных отношений (Маркс). «Сверхчеловек» [Ницше).Бессознательное - базис, человека (Фрейд). Человек с позиций герменевтики, феноменологии, аналитической философии и постмодернизма. Человек, его уникальность и универсальность, историчность и творчество.

  • Философия общества. Соотношение личности и общества. Социальные действия и их смысл. Понимание общества в античности (идея справедливости), средневековье (идея «града земного»), Новом времени (концепция общественного договора) и в наши дни (идея ценностных установок).

  • Философия истории.Различные концепции историчности общества: цикличность (античность), разрыв цикличности библейскими историями (средние века), линейность и прогрессивность (Новое время), нелинейность (современность). Единство и многообразие истории. Запад - Россия - Восток.

Тема 4. Философия как аксиология

  • Учение о ценностях. Термин «аксиология». Характеристика природы ценности. Ценность как интерпретация, в которой субъект выражает свои предпочтения. Измерение ценностей. Чувства, эмоции, воля, сомнение, идеал и цель как ценности.

  • Философия искусства. Цивилизация и культура. Красота как эстетическая ценность. Характеристика красоты в различных философских направлениях и системах (от античности до современности).

  • Философия практики. Практика как деятельность человека по достижению цели. Структура практики: субъект, цель, целенаправленная деятельность, средства практики, объект практического действия, результат практики. Выяснение ценности практики в процессе философской интерпретации. Добро как основная ценность практики. Изменение представлений о добре (от античности до наших дней). Измерение добра. Справедливость, свобода и ответственность как идеалы практики. Этика ответственности: классическая и неклассическая концепции.

Тема 5. Философия познания и нанки

  • Философия познания. Чувственное познание по Локку, Канту и Гуссерлю. Ощущение, восприятие, представление. Рациональное познание: понятие, суждение, умозаключение. Природа понятия. Принятие как мысль-обобщение, позволяющее объяснить факты. Единство чувственного и рационального познания. Память и воображение, интуиция. Творчество. Строение психики: бессознательное, сознательное и надсознательное. Природа истины. Три концепции истины (концепция соответствия, когеренции, прагматизма). Шкала истинности. Вчувствование, объяснение, понимание. Многомерность истины.

  • Философия науки. Наука как деятельность человека по выработке, систематизации и проверке знаний. Эмпирический уровень научного познания: эксперимент, наблюдение, моделирование, измерение Теоретический уровень научного познания. Эмпирические и теоретические законы. Методы научного познания: аксиоматический, гипотетико-дедуктивный. Соотношение теории и практики. Идеалы и этика ученого. Философия, религия и наука.

Тема 6. Философия языка


  • Философия имени. Имя как выражение сущности вещи Имя как знак. Имя как символ мира.

  • Философия предложения. Предложение и его функция истинности/ложности. Значение и смысл предложения. Семантика и синтаксис.

  • Философия ценностных установок. Выражение ценностных установок в языке. Прагматика. Язык как символ нашей жизни. Метаязык объектный язык. Единство и многообразие языков. Формализованное и коммуникативное назначение языка.

Тема 7. Философия техники

  • Становление философии техники. Техника как символ деятельности человека, его ценностей. Техника как освоение вещества, энергии, информации. Критика техницизма Гуссерлеми Хайдеггером.. Г.П Щедровицкий о достоинствах технического подхода. Можно ли заменить человека техническим устройством? Техника и этика. Моральные кодексы.

Тема 8. Философия природы

  • Характеристика термина «природа». Исторические формы отношения человека к природе (от античности до наших дней). Концепция ноосферы В.И. Вернадского. Синергетика - наука о сложном. Гипотеза Большого взрыва. Уровни организации природы. Пространство и время. Природа и ответственность человека. Экологическая, биологическая, медицинская этики.

Тема 9. Второй пол и философия

  • Вторая, социальная природа мужчин и женщин. Господство мужчин над женщинами. Феминизм - борьба женщин за свои права. Характеристика ценностей, на основе которых формируются представления о мужественности и женственности. Философия любви.

Тема 10. Философия образования

  • Цель образования - человечность. Соотношение подготовки и образования. Единство истины, красоты и добра в образовании. Будущее - за творчеством. Непрерывность образования, самообразование. Место философии в образовании. Образование - это ответственность.

Тема11. Выдающиеся философы и их учения.


  • Сократ (469-399 до н.э.)- Сократ на суде: «Я вам сказал: не шумите, афиняне!».

Казнен в Афинах, будучи обвиненным в растлении молодежи. Открыл сущность человека. Человек - это душа, по возможности благая и совершенная.

  • Аристотель (384-322 до н.э.). «Искать истину - и легко и трудно, ибо очевидно, что никто не может ни целиком ее постигнуть, ни полностью ее не заметить, но каждый добавляет понемногу к нашему познанию природы, и из совокупности всех этих фактов складывается величественная картина».

Эти слова Аристотеля выгравированы на здании Национальной академии наук в Вашингтоне.Учился в академии Платона 20 лет. Был наставником Александра Македонского. Обладал энциклопедическими познаниями.

Разработал концепцию формы как динамической сущности единичных вещей. Превратил в науку логику и этику.

Провел обобщение философских воззрений античных авторов.

  • Эпикур (341-270 до н.э.). «Пусть никто не откладывает философию в юности.,.».

Философией начал заниматься с 14 лет, приобщал к ней рабов. Основал школу своего имени. По преданию перед смертью лег в ванну с горячей водой, выпил вина, пожелал друзьям не забывать его учений и скончался.

На основе атомизма разработал этическую концепцию отсутствия страданий, покоя души.


  • Платон (427-347 до н.э.). «В род богов никому не позволено попасть, если он не занимается философией».

Платон - это псевдоним Аристокла. Своему псевдониму Платон обязан мощным телом и широким лбом. Платон - ученик Сократа. Пытался внушить идею о правителе-философе тирану Сиракуз Дионисию I, но был продан им в рабство. По освобождении основал академию.

Разработал концепцию идей, без которой немыслима современная цивилизация.

  • Фома Аквинский (1221-1274). «Божественная истина есть мера всякой истины...».

Обладал поразительной способностью к учению, усидчивостью и целеустремленностью. Умел соединять различные знания в едином подчинении философии и религии. «Разложив по полочкам» как учение Аристотеля, так и учение о религии, сумел объединить их. По настоящее время там, где речь идет о единстве религии, философии и науки, при ведущей роли религии, католическая мысль своим «полномочным представителем» считает именно Фому Аквинского. И это несмотря на то, что незадолго до своей смерти Фома назвал свои многотомные теоретические работы «сплошной соломой», «трухой».

  • Декарт Рене (1596-1650). «Все науки настолько связаны между собой, что легче изучать их все сразу, нежели какую-либо одну из них в отдельности от всех прочих».

Декарт обладал ясным умом и широчайшими интересами. За какую бы науку он не брался, везде находил на первый взгляд простые, а по

сути новаторские решения. Это относится к философии, математике, физике, космологии, физиологии.

Главный вклад Декарта в философию - это развитый им метод научных размышлений.

Декарт чурался дрязг, политических разборок, грубых столкновений. По этой причине он покинул шумную Францию и прожил около 20 лет в более спокойной Голландии. Однако новаторские воззрения Декарта и здесь не остались без внимания. В Утрехтском университете против Декарта был предпринят настоящий крестовый поход. По этой причине Декарт принял приглашение шведской королевы Христины и переехал в Стокгольм. Здесь теплолюбивый француз, вынужденный беседовать с королевой в утренние, особенно холодные часы заболел воспалением легких, что и послужило причиной его смерти.

  • Локк Джон (1632-1704). «Девять десятых тех людей, с которыми мы встречаемся, являются тем, что они есть - добрыми или злыми, полезными или бесполезными,- благодаря воспитанию».

Локк принимал активное участие в общественно-политических событиях в Англии конца XVII в. Прекрасно ориентировался в философии, общественных науках, педагогике.

Автор широко известной концепции чувственного познания.

  • Кант Иммануил(1724-1804). «...Обязанность говорить правду... это безусловная обязанность, которая имеет силу во всяких отношениях».

Кант всю свою жизнь прожил в Кенингсберге, в Восточной Пруссии (ныне Калининград). Кант был равнодушен к богатству и славе, когда ему предлагали переехать в другой город, суля многократное повышение жалования, он отказывался. Но в научных вопросах i вопросах морали был максимально щепетилен. Кант знал себе цену: он не без основания утверждал, что совершил коперникианскую революцию в философии, имея в виду созданную им философию априорных принципов.

  • Гегель Георг Вильгельм Фридрих (1770-1831). «Философия есть современная ей эпоха, постигнутая в мышлении».

Гегель считается самым умелым системосозидателем в истории философии. В одиночку он сумел создать энциклопедию философских наук, главное содержание которой составляет диалектика идей.

Жизнь Гегеля оборвала эпидемия холеры. Говорят, что Гегель один из немногих философов, кто ушел из жизни, не познав горечи массированного критического наступления на свое учение.

  • Маркс Карл (1818-1883). «Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы его изменить».

С юных лет решил посвятить свою жизнь делу установления справедливого общественного порядка. Жил страстно. Уже после помолвки семь лет ждал возможности создать семью со своей возлюбленной Женни фон Вестфален. От этого брака родилось семеро детей, из которых взрослыми стали только три дочери. Маркс, не колеблясь, жертвовал свои личные сбережения на борьбу рабочего класса за свои права. Создал международную организацию рабочих и длительное время возглавлял ее.

Вклад Маркса в философию определяется проведенной им трансформацией гегелевской философии в диалектический и исторический материализм.

  • Соловьев Владимир Сергеевич (1853-1900). «В тумане утреннем неверными шагами я шел к таинственным и чудным берегам*.

Соловьев - самый видный русский философ XIX в. Его философия считается визитной карточкой всей русской философии. Соловьев оставил профессорскую должность после того, как призвал на публичной лекции не казнить убийц Александра II (1881). Для Соловьева на первом месте была не работа кабинетного ученого, а возможность отклика на животрепещущие вопросы русской общественно-политической и религиозной жизни.

Вклад Соловьева в философию определяется его философией положительного единства.

  • Бердяев Николай Александрович (1874-1948). «Душа есть творческий процесс, активность. Человеческий дух всегда должен себя транс-цендировать, подыматься к тому, что выше человека».

Бердяев в молодости участвовал в социалистическом движении. Позднее он отошел от него и занялся разработкой философско-'экзистен-циального миросозерцания. В 1922 г. был выслан из Советской России. С 1926 по 1939 г. был главным редактором религиозно-философского журнала «Путь». Скончался за рабочим столом.

В своих многочисленных трудах Бердяев отстаивал примат личности над обществом. Личность характеризуется в горизонтах свободы, духовности, творчества. Бердяев многократно давал свою трактовку судьбы России. Он считал, что России принадлежит мессианская роль.

  • Витгенштейн Людвиг (1889-1951). «Философская проблематика имеет форму: "Я попал в тупик"». «Какова твоя цель в философии? - показать мухе выход из мухоловки...».

Витгенштейн - одна из ключевых фигур всей философии XX в. Поведение Витгенштейна необычно, а некоторые поступки кажутся экстравагантными: он участвует в первой мировой войне, попадает в плен к итальянцам, носит в ранце написанный им философский шедевр, отказывается от огромного наследства, строит сестре по своему проекту дом, собирается уйти в монастырь, стать дирижером симфонического оркестра, посещает СССР с целью изучить северные народности, преподает детишкам в школе арифметику.

В философии Витгенштейн прославил свое имя анализом языка.

  • ГадамерХанс Георг (род. 1900). «Кто хочет мыслить, должен спрашивать». «Ожидание ответа уже предполагает, что спрашивающий затронут преданием и слышит его зов».

Гадамер - ученик Хайдеггера. Работал в Лейпцигском университете, переехал из ГДР в ФРГ. В 1960 г. опубликовал книгу «Истина и метод», которая принесла ему славу.

Гадамер считается главой современной герменевтической школы.

  • Гуссерль Эдмунд (1859-1938). «Философия должна всегда выполнять в европейском человечестве свою функцию - архонта (высшего должностного лица. - В.К.) всего человечестваРаботал во Фрейбургском университете (Германия). После прихода к власти нацистов Гуссерль по причине своего еврейского происхождения был лишен возможности принимать участие в официальной философской жизни Европы. В уединении, покинутый всеми своими друзьями-философами, кроме двух молодых ассистентов, он продолжал интенсивно работать. Уже после смерти Гуссерля случайно посетивший его родственников вчерашний студент, 27-летний бельгиец ван Бреда, к своему огромному удивлению обнаружил рукописи объемом 47 000 страниц. Тайно, по каналам дипломатической почты архив Гуссерля был вывезен в бельгийский город Левен. По сей день этот архив служит документальной основой многотомной гуссерлианы.Гуссерль - основатель феноменологии. Он мечтал сделать философию строгой наукой и тем самым выработать инструментарий для преодоления кризисов человечества.

  • Деррида Жак (род. 1930). «...Что же происходит сегодня в нашем мире и нашей «современности»... Все мои усилия - это усилия разобраться с этим необъятным вопросом».Деррида - лидер современной французской философии. Он популярен во всем мире. В философии занял достойное место благодаря разработанному им методу деконструкции. Чтобы нечто понимать, надо различать; в настоящем есть и прошлое, и будущее.

  • Карнап Рудольф (1891-1970). «...Объяснения с помощью фактов в действительности являются замаскированными объяснениями с помощью законов».Карнап - австрийский философ, участник знаменитого Венского кружка. В 1935 г. эмигрировал в США, где имел многочисленных учеников. Один из основателей логического позитивизма. Мечтал о создании такой логической системы, которая представляла бы если не все, то как можно больше эмпирических фактов.

  • КуайнУиллардванОрман(род. 1908). «Быть - значит быть значением связанной переменной».Куайн - старейшина американских философов-аналитиков, прекрасный логик, ученик английского философа Рассела. Успешно популяризирует свои работы в США. Согласно Куайну, философия должна основываться на экспериментальных фактах, иметь ясную логическую форму. Что и как существует, человек может понять только на основе теории, ее законов, которые формируются в виде уравнений с переменными. Отсюда его знаменитое определение, приведенное нами в качестве эпиграфа.

  • Ленк Ганс (род. 1935). «Никогда ранее западно-западноевропейский человек не должен был быть столь ответственным, как сегодня».Ленк - типичный западный философ конца XX в., причем философ новой формации. Став в 25 лет олимпийским чемпионом по гребле (в составе восьмерки гребцов), он затем всецело посвятил себя философии. Объездил весь мир, написал около сотни монографий, внес существенный вклад, может быть, больший, чем кто-либо другой, в дело объединения усилий философов различных континентов и стран. Он много сделал для взаимообогащения немецкой и американской философии. Очень доброжелателен по отношению ко многом российским философам.

Философию Ленка отличает ее практическая направленность, ориентация на самые злободневные вопросы науки, техники, социологии, обостренное, совестливое отношение к жизни.

  • Поппер Карл Раймунд(1902-1994). «...Свобода важнее равенства».Поппер родился в Вене, спасаясь от нацизма переехал в Новую Зеландию, а знаменитым философом стал в Англии. В 17 лет переселился в ветхое студенческое общежитие, многие годы проработал в социальной службе, помогая нуждающимся детям. Стал учителем и лишь в 35-летнем возрасте занялся философией профессионально. Длительное время считал себя социалистом, но критически оценивая социализм в России, подвергал теорию Маркса критике

Поппер считается основателем постпозитивизма. Он показал как, каким образом происходит рост научного знания.

  • Рассел Бертран (1872-1970). «Ты не должен следовать толпе в ее злых делах». Запись, которую сделала в подаренной Расселу библии его бабушка. Этой заповеди Рассел следовал всю свою жизнь.Рассел - выдающийся британский философ, математик, политический деятель, лауреат Нобелевской премии (по литературе). Всю свою жизнь бунтовал против всякой неправды, не раз попадал в тюрьму. Уже будучи стариком, вместе с молодежью выступал против проявлений милитаризма.Рассел - основатель аналитической философии.

  • Сартр Жан-Поль (1905-1980). «Вне зависимости от обстоятельств, времени и места человек свободен избрать себя предателем или героем, трусом или победителем».Сартр для Франции - это то же самое, что Рассел для Англии, а именно, философская совесть нации. Сартр не только философ, но и писатель (в 1964 г. ему была присуждена Нобелевская премия по литературеучастником французского сопротивления фашизму, активно поддерживал в мае 1968 года бунт парижской молодежи.В философии Сартр сторонник максимальной жизненной непосредственности. Рассказывают, что серьезная философская деятельность Сартра началась с эпизода в кафе, где он проводил вечер с женой, писательницей Симоной де Бовуар, и другом, социологом Ароном. Арон рассказывал о своей поездке в Германию, философии Гуссерля. Указав на стакан с коктейлем, Арон сказал Сартру: «Если ты феноменолог, то ты можешь судить об этом коктейле, а это настоящая философия». Сартр побледнел от волнения. Да, он хотел постичь философию не космических, а земных дел. Сартр стал усердно штудировать философию, посетил Германию, написал свои первые философские шедевры.В философии Сартр известен как один из основателей экзистенциализма. Исключительное внимание он уделил теме свободы, о чем, кстати, свидетельствует и эпиграф к данной статье.

  • Хайдеггер Мартин (1889-1976). «Все же, возможно, что человек до сих пор веками слишком много действовал и слишком мало мыслил».Хайдеггер - один из оригинальнейших философов XX века. Большую часть своей жизни провел во Фрейбурге (Германия). В нем видели философа, который сумеет противопоставить научно-техническому натиску глубокую мысль. Так и случилось.В 1933 г. Хайдеггер был избран ученым советом Фрейбургского университета на пост ректора. Хайдеггер вступает в ряды нацистской партии, поставив при этом условие, что он не будет выполнять каких-либо партийных функций. Хайдеггеру, по его собственным подсчетам, понадобилось 10 месяцев, чтобы полностью разувериться в нацизме. Он не порвал своих связей с философами еврейского происхождения, несмотря на непрекращающиеся требования нацистов размежеваться с ними продолжал открыто использовать их труды, а когда министерство культуры стало настаивать на увольнении по политическим мотивам одного социал-демократически настроенного профессора, отказался от ректорского поста. Тем не менее немецкие демократы не простили Хайдеггеру его нацистское прошлое.Философию Хайдеггер понимал как радикальное вопрошание, лекарство против легкомыслия, которое нельзя купить за деньги, а можно достичь лишь в результате глубоких раздумий. Хайдеггер - основатель герменевтики.

  • Хабермас Юрген (род. 1929). «Модерн - незавершенный проект». Хабермас на сегодняшний день - самый известный философ Германии. Известность Хабермаса объясняется не только содержанием многостраничных философских работ, но и его публицистической деятельностью, откликами на важнейшие события в стране и мире. Хабермас пользуется в ФРГ огромным уважением, с ним советуются самые известные политические деятели, он неоднократно награждался престижными премиями.В философии Хабермасизвестен более всего благодаря разрабатываемой им теории коммуникативного общества. Он считает, что современность, модерн всегда требует работы по наращиванию открытости общества, налаживанию продуктивного рационального диалога, критике различного рода не оправдывающих свое назначение идеологий и бюрократий.



Тематическое планирование

№ п/п

Наименование темы

Количество часов

Количество занятий

Формы занятий

Приемы и методы

Техническое оснащение

Формы подведения итогов

1

История философии.

18 часов

9



  • Что такое философия

  • Античная философия

8 часа

теория-4

практика-4

4

Лекция

Работа с документом

Метод объяснительно-

Иллюстративного

обучения

Компьютерная презентация

-источники

(документы)

Фронтальный опрос


  • Средневековая философия

  • Ново временная философия

10 часа

Теория-5

Практика-5

5

Тренинг навыков

Метод репродуктивного

обучения

Раздаточной материал

Творческая работа(эссе)

2

Философия наших дней

24 часов

12



  • Феноменология

  • Герменевтика

8 часа

Теория-4

Практика-4

4

Проблемное изложение

Метод проблемно-поискового обучения

Компьютерная презентация

-источники

(документы

Творческая работа


  • Аналитическая философия

  • Постмодернизм

8 часов

Теория-4

Практика-4

4

Проблемное изложение

Метод проблемно-поискового обучения

Компьютерная презентация

-источники

(документы

Творческая работа


  • Философия в России

  • Восточная философия

8 часов

Теория-4

Практика-4

4

Тренинг навыков

Метод репродуктивного

обучения

Раздаточнойматериал

Творческая работа(эссе)

3

Философия человека, общества и истории

14 часов

7



  • Философия человека

  • Философия общества

8 часа

Теория-4

Практика-4

4

Организационно-мыслительная игра

Имитационно- ролевой метод

обучения

Раздаточной материал

Творческо-поисковое задание


  • Философия истории

6 часа

Теория-3

Практика-3

3

Организационно-мыслительная игра

Имитационно- ролевой метод

обучения

Раздаточной материал

Творческо-поисковое задание

4

Философия как аксиология

12 часов

6



  • Учение о ценностях

4 часа

Теория-2

Пракика-2

2

Лекция

Работа с документом

Метод объяснительно-

Иллюстративного

обучения

Компьютерная презентация

-источники

(документы)

Фронтальный опрос


  • Философия искусства

4 часа

Теория-2

Практика-2

2

Тренинг навыков

Метод репродуктивного

обучения

Раздаточной материал

Творческая работа(эссе)


  • Философия практики

4 часа

Теория-2

Практика-2

2

Тренинг навыков

Метод репродуктивного

обучения

Раздаточной материал

Творческая работа(эссе)

5

Философия познания и науки

12 часов

6



  • Философия познания

6 часа

Теория-4

Практика-2

3

Лекция

Работа с документом

Метод объяснительно-

Иллюстративного

обучения

Компьютерная презентация

-источники

(документы)

Фронтальный опрос


  • Философия науки

6 часа

Теория-4

Практика-2

3

Проблемное изложение

Метод проблемно-поискового обучения

Компьютерная презентация

-источники

(документы

Творческая работа

6

Философия языка

12 часов

6



  • Философия имени

4 часа

Теория-2

Практика-2

2

Лекция

Работа с документом

Метод объяснительно-

Иллюстративного

обучения

Компьютерная презентация

-источники

(документы)

Фронтальный опрос


  • Философия предложения

4 часа

Теория-2

Практика-2

2

Проблемное изложение

Метод проблемно-поискового обучения

Компьютерная презентация

-источники

(документы

Творческая работа


  • Философия ценностных установок

4 часа

Теория-2

Практика-2

2

Проблемное изложение

Метод проблемно-поискового обучения

Компьютерная презентация

-источники

(документы

Творческая работа

7

Философия техники

8 часа

Теория-6

Практика-2

4

Организационно-мыслительная игра

Имитационно-ролевой метод

обучения

Раздаточнойматериал

Творческо-поисковое задание

8

Философия природы

10 часа

Теория-6

Практика-4

5

Лекция

Работа с документом

Метод объяснительно-

Иллюстративного

обучения

Компьютерная презентация

-источники

(документы)

Фронтальный опрос

9

Второй пол и философия

8 часа

Теория-6

Практика-2

4

Проблемное изложение

Метод проблемно-поискового обучения

Компьютерная презентация

-источники

(документы

Творческая работа

10

Философия образования

8 часа

Теория-6

Практика-2

4

Организацион

но-мыслительная игра

Имитационно- ролевой метод

обучения

Раздаточной материал

Творческо-поисковое задание

11

Выдающиеся философы и их учения.

18 часа

9



  • Сократ (469-399 до н.э), Платон (427-347 до н.э), Аристотель (384-322 до н.э), Эпикур (341-270 до н.э)

  • Платон (204-270),Фома Аквинский (1221-1274),Декарт Рене (1596-1650)

2 часа

Теория-1

Практика-1

1

Проблемное изложение

Коммуникативные методы обучения

презентация

Проект- презентации


  • Локк Джон (1632-1704), Спиноза Бахур (1632-1677), Кант Иммануил (1724-1804)

  • Гегель Георг Вильгельм Фридрих (1770-1831),

  • Маркс Карл (1818-1883), Ницше Фридрих (1844-1900).

2 часа

Теория-1

Практика-1

1

Проблемное изложение

Коммуникативные методы обучения

презентация

Проект-презентации


  • Соловьев Владимир Сергеевич(1853-1900), Витгенштейн Людвиг (1889-1951),ГадамерХанс Георг (род.1900г)

2 часа

Теория-1

Практика-1

1

Проблемное изложение

Коммуникативные методы обучения

презентация

Проект- презентации


  • Гадамер Ханс Георг (род.1900)

  • Гуссерль Эдмунд (1859-1938),

  • Деррида Жак (род.1930)

  • Карнап Рудольф (1891-1970)

2 часа

Теория-1

Практика-1

1

Проблемное изложение

Коммуникативные методы обучения

презентация

Проект- презентации


  • Куайн Уиллард ванн Орман (род.1908),

  • Ленк Ганс (род.1935).

2 часа

Теория-1

Практика-1

1

Проблемное изложение

Коммуникативные методы обучения

презентация

Проект- презентации


  • Поппер Карл Раймунд (1902-1994),

  • Рассел Бертран (1872-1970).

2 часа

Теория-1

Практика-1

1

Проблемное изложение

Коммуникативные методы обучения

презентация

Проект- презентации


  • Сартр Жан-Поль (1905-1980),

  • Хайдеггер Мартин (1889-1976),

  • Хадермас Юрген (род.1929).

2 часа

Теория-1

Практика-1

1

Проблемное изложение

Коммуникативные методы обучения

презентация

Проект- презентации

Итого:

144 часа

72 занятия



© 2010-2022