«Правонарушения и юридическая ответственность»

Урок по обществознанию на тему:  «Правонарушения и юридическая ответственность»    Задачи: - проанализировать основные признаки правонарушения; - охарактеризовать понятие «юридическая ответственность»; - научить различать основные виды правонарушений и их взаимосвязь с видами юридической ответственности; - продолжить формирование умения работать с текстами, выделять главное, высказывать свою точку зрения; Тип урока: урок изучение нового материала. Учебное оборудование: Презентация (слайд – шоу п...
Раздел Обществознание
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок по обществознанию на тему:
«Правонарушения и юридическая ответственность»

Задачи:
- проанализировать основные признаки правонарушения;
- охарактеризовать понятие «юридическая ответственность»;
- научить различать основные виды правонарушений и их взаимосвязь с видами юридической ответственности;
- продолжить формирование умения работать с текстами, выделять главное, высказывать свою точку зрения;
Тип урока: урок изучение нового материала.

Учебное оборудование: Презентация (слайд - шоу по теме урока), учебник.

Предполагаемый результат: учащиеся получают представления о видах правонарушений, юридической ответственности, а также формируются понятия и чувства уважительного отношения к праву.

Технология проведения урока: элементы технологии проблемного обучения, развития критического мышления, формирования ключевых компетенций.

Ход урока
I. Организационный момент
Учитель сообщает тему урока, цели. Слайд 1, 2
II. Повторение.
Тесты «Правоотношения и субъекты права». Слайд 3.
1.Субъектом правоотношения является:
а) гражданин, сдавший квартиру в аренду б) арендная плата за квартиру
в) право гражданина сдать квартиру в аренду
2. Под понятием «юридическое лицо» имеют в виду:
а) директора фирмы б) коллектив предприятия в) коммерческий банк
3. Верно ли, что: А) право зародилось в древности; Б) право не безгранично, оно ограничено мерой дозволенного?
а) верно А б) верно Б в) верны оба ответа г) оба суждения неверны
4. Верно ли, что: А) правоспособность у физического лица наступает с совершеннолетием; Б) правоспособность юридического лица наступает одновременно с дееспособностью?
а) верно А б) верно Б в) верны оба ответа г) оба суждения неверны
5. Что является элементами правоотношения?
а) субъект в) мотив
б) объект г) цель
д) содержание е) действие
Проверь себя: 1- а; 2- в; 3 -в ; 4- б; 5 - а, б, д

III. Изучение нового материала
Учитель: Большинство людей в обществе ведут себя нормально: не нарушают норм права, уважают законы, исполняют обязанности. Но есть и такие, которые совершают и противоправные поступки. О них сегодня и пойдет речь. Слайд 4.
1. Правонарушение и его признаки.
Учитель: Внимательно вслушайтесь в звучание слова «правонарушение».
- Из каких оно слов состоит» Что означает? Слайд 5.
Задание учащимся:
- Прочитать стр. 85-86 учебника (Обществознание 9 класс под. редакцией Л.Н. Боголюбова, А.И. Матвеева М.Просвещение, 2013) и ответить на вопросы:
1) Назовите признаки правонарушения. Слайд 6.
2) Какой смысл имеет слово «деяние»? Слайд 6.
3) Приведите примеры активного и пассивного поведения.
4) Что такое вина? Слайд 7.
5) Какие существуют формы вины? Слайд 7.
6) Как можно установить форму вины?

ТРИЗ. Решить задачу. Слайд 8.
Поздней ночью Конев и его жена возвращались с дачи на своих «Жигулях». Неожиданно яркий свет фар высветил из темноты человека с поднятой рукой и рядом с ним другого - лежащего на обочине.
- Помогите! - обратился к Коневу незнакомец. - Моего товарища сбила машина. Водитель уехал, а мой товарищ в тяжелом состоянии. Надо срочно в больницу.
- Ну как же ты его повезешь? - поморщилась жена Конева. - Мы же торопимся домой. Пусть другие отвезут.
Супруги уехали, а через несколько дней Конева вызвали в милицию. Там он узнал, что сбитый на шоссе человек умер, т.к. ему не оказали вовремя медицинской помощи.
- Но не я же его сбил, - оправдывался Конев.
 Как можно оценить действия Конева?
 Как можно оценить деяние супругов Коневых?
(Ответ: правонарушение - это деяние, выраженное как в действии, так и в бездействии).

2. Виды правонарушений

Правонарушения

Проступки
характеризуются меньшей степенью общественной опасности
Преступление - виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное Уголовным кодексом под угрозой наказания

Проступки делятся на следующие виды: Слайд 10.
 Административные:
- Нарушения ПДД; безбилетный проезд; нарушение правил пожарной безопасности; мелкое хулиганство.
 Гражданско - правовые:
- Связаны с нарушением имущественных лил личных не
имущественных прав людей.
 Дисциплинарные:
- прогулы; опоздания на работу; невыполнение трудовых обязанностей.
Вопросы учащимся:
1) Почему все правонарушения разделяются на разные группы?
2) Какая разница между этими группами?
3. Юридическая ответственность Слайд 11.
Учитель: Понятие «юридическая ответственность» употребляется в двух смыслах.
Юридическая ответственность


Нравственное качество Применение мер
гражданина, черта его государственного
правовой культуры принуждения за
совершенное
правонарушение
Обратите внимание: меры государственного принуждения.
- Что это такое?
Наказание - мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда. Наказание применяется к лицу, признанному виновным в совершении преступления, и заключается в лишении или ограничении прав и свобод этого лица. Слайд 12.
- С какой целью применяется наказание?
- Только ли оно применяется с целью наказать осужденного?

Слайд 12. Наказание применяется в целях
1) восстановления социальной справедливости,
2) в целях исправления осужденного,
3) предупреждения совершения новых преступлений.
Учитель: Человек ответственный умеет предвидеть последствия своих поступков. В выборе поступка он свободен. Но ему же и отвечать за последствия. А умение предвидеть является результатом воспитания и самовоспитания, частью правовой культуры гражданина.

4. Виды юридической ответственности.
Работа с учебником. Стр. 90 - 91
Учитель: Прочитайте пункт «Виды юридической ответственности» и составьте кластер «Виды юридической ответственности».
1) Какие виды юридической ответственности вы выделили?
2) В чем заключается уголовная ответственность?
3) В чем заключается административная ответственность?
4) В чем заключается дисциплинарная ответственность?
5) В чем заключается материальная ответственность?
6) В чем заключается гражданская ответственность?
- Проверьте свои записи Слайд 13.
Учитель: Итак, виды юридической ответственности зависят от характера правонарушений. Наиболее суровый, жесткий и строгий вид ответственности - уголовная ответственность. Слайд 14 -17.

5. Презумпция невиновности Слайд 18.
Учитель: Итак, принцип презумпции невиновности базируется на следуюих принципах:
- никто не может быть признан виновным, кроме как по приговору суда;
- обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность;
- все сомнения толкуются только в пользу обвиняемого.
IV. Закрепление.
I. Задача. «Случай в тайге» Слайд 19.
1. Было ли совершено преступление? Какие признаки преступления налицо? Воспользуйтесь ст. 14 УК РФ. Слайд 20.
 (Статья 14 УК РФ. Понятие преступления
1. Преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное настоящим Кодексом под угрозой наказания.)
Учитель: Налицо преступление, подпадающее под признаки статьи Уголовного кодекса, предусматривающей уголовную ответственность за причинение смерти по неосторожности. Но на основании расследования было установлено, что смерть наступила только от одной пули. Другая же пуля, ударившись в патрон ракетницы, лежавший в кармане убитого, отлетела в сторону. Чья пуля - Петрова лил Широкова - была смертельной, установить оказалось невозможным.
Суд, рассмотревший это дело, признал виновными в убийстве обоих. Стреляли оба одновременно, оба проявили преступную неосторожность. И уж чистейшая случайность, что одна из пуль ударилась в патрон для ракетницы. И Петров, и Широков были осуждены к лишению свободы.
Слайд 21.
2) Согласны ли вы с решением суда?
3) Если бы вы были прокурором, государственным обвинителем, то на каком аргументе вы бы построили обвинение?
4) Если бы вы были адвокатом Широкова, то на каком аргументе вы бы построили защиту?
5) Можно ли признать приговор суда правильным?
Учитель: Как будто бы да. С точки зрения закона все логично. Но Верховный Суд с таким решением не согласился.
6) Как вы думаете, почему? Приведите аргументы.
Смерть наступила только от одной пули и, следовательно, приговором возложена ответственность на лицо, которое не причиняло смерти потерпевшему, а значит, заведомо является невиновным. И потому… Верховный Суд освободил от ответственности и Петрова и Широкова. Как же так? Почему обоих?
7) Какой конституционный принцип был применен судьями Верховного Суда? Слайд 22.
1V. Подведение итогов урока.
VI. Домашнее задание: п. 10, ответить на вопросы стр. 92 93 Слайд 23.



© 2010-2022