Урок по обществознанию для детей с ОВЗ Мы и Они

Раздел Обществознание
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок по обществознанию в 9 классе.

Тема: «Мы» и «Они».

Цель: продолжить работу над формированием у учащихся толерантного сознания и навыков партнерского межэтнического общения.

Задачи:
Образовательные:

  1. Помочь учащимся понять, почему так важно уважать окружающих.

  2. Объяснить ученикам, почему очень важно уметь решать проблемы мирным путём.

Развивающие:

  1. Развивать речь, обогащать словарный запас учащихся.

  2. Развивать умения формулировать и высказывать своё мнение, владеть собой, уважать чужое мнение.

Воспитательная:

  1. Воспитывать положительное отношение учащихся к себе, друзьям, одноклассникам, желание и умение прощать.

  2. Вырабатывать уважительно-доброжелательное отношение к непохожим на себя, идти на взаимные уступки в разных ситуациях.

Оборудование: раздаточный материал (карточка-след), магнитная доска, мультимедийное оборудование.

1. Организационный момент.
2. Введение в тему.

Учитель: сегодня мы начнём урок с китайской притчи. Притча называется «Ладная семья».
Слушайте внимательно.

(читаю притчу)

Китайская притча «Ладная семья»

Жила-была на свете семья. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Мир и лад царили в той семье, ни ссор, ни ругани, ни раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, мир, детям хорошо, старикам спокойно. Удивился владыка и спрашивает главу семьи: «Расскажи, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать, писал долго. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Три слова были начертаны на бумаге:

Любовь

Прощение

Терпение

И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочел владыка, почесал затылок и спросил: - И все? - Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. И, подумав, добавил: - и мира тоже.


Учитель: какие три слова стали законом в семье, где царили мир и согласие?
Дети: любовь, терпение, прощение.


Учитель: как вы думаете, о чём будем беседовать на уроке?
Дети: дружба, доброта, терпение, любовь, уважение…
Учитель: всё то, о чём вы сейчас говорили, предполагали, можно объединить, назвать одним словом «толерантность». Вам понятно значение этого слова?

Учитель: толерантность - (лат. tolerantia - терпение) - это способность терпеть что-то или кого-то.
Терпимость - способность и умение терпеть, быть терпеливым, мириться с чужим мнением.

Речевая зарядка:

ТОЛЕРАНТНОСТЬ

ТОЛЕРАНТ НОСТЬ

ТОЛЕРА______НТНОСТЬ

ТОЛЕРАНТНОСТЬ

Толерантность - это способность терпеть что-то или кого-то.

Запишите в тетрадь, тему урока и определение.

Упражнение «Странный человек»

Цель упражнения: рефлексия своего отношения к необычному человеку, анализ, оценка и корректировка данного отношения.

Вспомните случай, когда на улице или в общественном месте вы увидели человека, непохожего на всех остальных, опишите реакцию на него окружающих и собственные чувства. Составьте портрет этого странного человека по следующему алгоритму:

Как он выглядит?

Как он одет?

Сколько ему лет?

Чем он занимается?

Какой у него характер?

Какой он национальности?

Какая у него религия?

Как он проводит свободное время?

Где он живет?

Какая у него семья?

А теперь найдите три позиции, которые могут быть у вас общими со странным человеком, запишите их в тетради.

Вопросы для обсуждения

  • Как люди обычно реагируют на тех, кто на них не похож? Почему?

  • Непохожие на нас люди кажутся нам странными. А мы им?

Упражнение - ролевая игра «Мы - они»

Цель упражнения: развеять существующие мифы, установки общественного мнения об определённых группах людей, разрушить социально - психологические барьеры, мешающие формированию готовности благосклонно признавать, принимать поведение, убеждения и взгляды других людей, которые отличаются от собственных даже, если они человеком не разделяются и не одобряются.

Письменно ответьте на вопрос: «Кто из перечисленных ниже категорий людей вызывает у Вас в большей степени непонимание и неприятие? Почему?»

Вам разрешается сделать до трех выборов:

Список групп людей

1. Люди группы риска проститутки, бомжи, наркоманы,

2.Лица разных национальностей евреи, армяне, кавказцы, цыгане,

3.Члены неформальных объединений панки, эмо, бритоголовые

4. Люди с отклонениями в развитии умственно отсталые, глухонемые, инвалиды

5. Представители конфессий христиане, исламисты, буддисты

Обсуждение: Какие группы людей звучат наиболее часто? Давайте выберем две таких группы - ваших раздражителей. Что именно вас раздражает?

Дети называют то, что им неприятно видеть в них.

Можно сказать, что вы толерантны?

Учитель: итак, толерантная личность обладает следующими качествами…

Обсуждение после представления: Вызывают ли теперь эти группы у вас раздражение и неприятие? Какие чувства они вызывают у вас сейчас?


Физкультминутка.

в) решение проблемных ситуаций.

Учитель: все ли можем спокойно выслушать друг друга?
Поддержать в трудную минуту?
Из-за чего между вами возникают конфликты со своими друзьями, братьями или сестрами?
Предлагаю вам ситуацию. Покажите, как можно решить проблему мирным путем.

  • Вы играете с игрушкой или в игру, а кто-то подходит и забирает ее, даже не спросив, закончили вы играть или нет.

- Как поступите в этой ситуации?
- Что можно сделать, чтобы сохранить спокойствие в конфликтной ситуации?
- Как можно избежать драки?
Дети: обсудить проблему и разойтись, сменить тему, отложить обсуждение до тех пор, пока оба не успокоятся.
Учитель: а я хочу вам предложить памятку, которая научит вас, как правильно вести себя в конфликтной ситуации.

Памятка.

  • Сохраняй спокойствие, когда сердишься.

  • Владей собой, имей выдержку и хладнокровие.

  • Имей терпение выслушать собеседника.

  • Спокойно объясни свою точку зрения.

  • Подумай, из-за чего возник спор.

Другая ситуация.

  • Вы играете в игру, а один из участников команды не соблюдает правила.

- Как вы поступите в этой ситуации?

5. Обобщающая беседа.

Учитель: бывало ли такое, что кто-то говорил плохо о вас?
- Что вы чувствовали в тот момент?
- А вы когда-нибудь говорили о ком-либо плохо?
- Как вы думаете, что чувствовал тот человек?
- Ребята, в подобных ситуациях люди злятся друг на друга, и иногда возникает желание подраться. Люди должны вместе решать возникающие между ними проблемы мирно. Драка - не лучший способ решения проблем.
- Всегда очень приятно слышать, когда о вас говорят добрые и хорошие слова. А что вам приятнее делать - говорить людям добрые слова или гадости?
- Какое наставление вам помогает жить в мире?
Дети: Золотое правило: «Относись к людям так, как ты хотел бы, чтобы относились к тебе.

Учитель: а можем ли мы изменить себя в лучшую сторону?
- Человек должен стремиться к тому, чтобы изменить себя в лучшую сторону, жить в мире с собой и окружающими.
- Что нам помогает быть толерантными? Терпимыми?
Дети: знание и соблюдение заповедей.

6. Итог «В добрый путь».

Учитель: ребята, у вас на столах приготовлены карточки из цветного картона в виде человеческого следа. Выберите два качества, две черты характера, которые являются сильными сторонами вашего характера. То есть два положительных качества, которыми вы обладаете. Запишите эти качества на карточке-следе.
Развесим их на доску под заголовком «В добрый путь!»

Мои пожелания:

  • Ребята, поступайте с другими так же, как хотите, чтобы они поступали с вами.

  • Будьте добрыми: любящими, внимательными, терпеливыми, заботливыми, милосердными, прощайте.

  • Будьте надёжными: честными, правдивыми, имейте чистое сердце, выполняйте свои обещания.

  • Будьте заботливыми: вежливыми, внимательными, любезными.

  • Будьте щедрыми: не жадными, бескорыстными, великодушными, готовыми помочь.

- И всё это вам поможет жить в мире.






Памятка.

  • Сохраняй спокойствие, когда сердишься.

  • Владей собой, имей выдержку и хладнокровие.

  • Имей терпение выслушать собеседника.

  • Спокойно объясни свою точку зрения.

  • Подумай, из-за чего возник спор.


Памятка.

  • Сохраняй спокойствие, когда сердишься.

  • Владей собой, имей выдержку и хладнокровие.

  • Имей терпение выслушать собеседника.

  • Спокойно объясни свою точку зрения.

  • Подумай, из-за чего возник спор.



© 2010-2022