- Преподавателю
- Обществознание
- Обществознание 10 класс рабочая программа
Обществознание 10 класс рабочая программа
Раздел | Обществознание |
Класс | 10 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Черёмушкина Л.В. |
Дата | 21.10.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Ильинская общеобразовательная школа I-III ступеней
Сакского районного совета Республики Крым
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по обществознанию
Среднее общее образование базовый уровень 10 класс
2014-2015 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая рабочая программа по обществознанию разработана на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, программы общеобразовательных учреждений по обществознанию 6-11 классы. Авторы: Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова, А. И. Матвеев, Москва «Просвещение», 2009 год.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса.
Учебник:
Обществознание. 10 класс : учебник для общеобразоват. учреждений : базовый уровень / Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова, [и др.] ; под ред. Л. Н. Боголюбова ; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования. - М. : Просвещение, 2014.
В соответствии с базисным учебным планом, количество часов: всего - 68 (из расчета 2 часа в неделю).
Рабочая программа предусматривает следующие формы промежуточной и итоговой аттестации: контрольные работы, тестирование, обобщающие уроки Реализация рабочей программы способствует:
- развитию личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
- воспитанию общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, уважения к социальным нормам, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ;
- освоению системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений; эти занятия необходимы для воздействия с социальной средой и выполнения социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования и самообразования;
- овладению умениями получать и критически осмысливать социальную информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; осваивать способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимые для участия в жизни гражданского общества и государства;
- формированию опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений, в сферах гражданской и общественной деятельности, в межличностных отношениях, в отношениях между людьми
разных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
Требования к уровню подготовки
В результате изучения обществознания ученик должен
знать/понимать:
- биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
- тенденции развития общества в целом как сложной динамической системы, а также важнейших социальных институтов;
- необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
- особенности социально-гуманитарного познания;
уметь:
- характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
- анализировать информацию о социальных объектах, выделяя их общие черты и различия, устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
- объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействие человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
- раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
- осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах;
- извлекать из неадаптированных оригинальных текстов знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
- оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
- формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
- подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
- применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- для успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
- совершенствования собственной познавательной деятельности;
- критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации, осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;
- решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
- ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах; определения личной и гражданской позиции;
- предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
- оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
- осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями, социальным положением.
Литература для учителя и обучающихся:
Обществознание. 10 класс : учебник для общеобразоват. учреждений : базовый уровень / Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова, [и др.] ; под ред. Л. Н. Боголюбова ; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования. - М. : Просвещение, 2014.
Дидактические материалы по курсу «Человек и общество» / под ред. Л. Н. Боголюбова, А. Т. Кинкулькина. - М. : Просвещение, 2006.
Школьный словарь по обществознанию / под ред. Л. Н. Боголюбова, Ю. И. Аверьянова. - М. : Просвещение, 2001.
Лазебникова, А. Ю. Обществознание. ЕГЭ : метод. пособие для подготовки / А. Ю. Лазебникова, М. Ю. Брандт. - М. : Экзамен, 2005.
Тесты. Обществознание. 11 класс. Варианты и ответы централизованного (итогового) тестирования. - М. : ООО «РУСТЕСТ», 2006.
Единый государственный экзамен 2007. Обществознание: учеб.-трениров. материалы для подготовки учащихся. - ФИПИ-Центр, 2007. Единственные реальные варианты заданий для подготовки к единому государственному экзамену. ЕГЭ-2007. Обществознание. - М. : Федеральный центр тестирования, 2007.
Изучение обществознания (включая экономику и право) на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
-
развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
-
воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
-
освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или самообразования;
-
овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;
-
формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
-
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
-
Человек как творец и творение культуры
-
Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Мышление и деятельность. Понятие культуры. Многообразие культур*. Потребности и интересы. Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Виды человеческих знаний. Мировоззрение. Философия. Проблема познаваемости мира. Понятие истины, ее критерии. Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные науки. Религия. Искусство. Мораль. Право.
-
Общество как сложная динамическая система
-
Системное строение общества: элементы и подсистемы. Социальное взаимодействие и общественные отношения. Основные институты общества.
-
Многовариантность общественного развития. Эволюция и революция как формы социального изменения. Понятие общественного прогресса. Процессы глобализации. Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI века.
-
Экономика и экономическая наука. Факторы производства и факторные доходы. Спрос и предложение. Рыночные структуры. Политика защиты конкуренции и антимонопольное законодательство.
-
Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль. Постоянные и переменные затраты. Основные источники финансирования бизнеса. Акции, облигации и другие ценные бумаги. Фондовый рынок. Основные принципы менеджмента. Основы маркетинга.
-
Банковская система. Финансовые институты. Виды, причины и последствия инфляции.
-
Рынок труда. Безработица и государственная политика в области занятости.
-
Роль государства в экономике. Общественные блага. Внешние эффекты. Налоги, уплачиваемые предприятиями.
-
Государственный бюджет. Государственный долг Понятие ВВП. Экономический рост и развитие. Экономические циклы. Основы денежной и бюджетной политики государства.
-
Мировая экономика. Государственная политика в области международной торговли. Глобальные экономические проблемы. Особенности современной жономики России. Экономическая политика Российской Федерации.
-
Социальные отношения. Социальные группы. Социальная стратификация. Социальный конфликт. Виды социальных норм. Социальный контроль. Социальная мобильность. Молодежь как социальная группа, особенности молодежной субкультуры.
-
Этнические общности. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения. Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации.
-
Семья и брак. Проблема неполных семей. Современная демографическая ситуация в Российской Федерации.
-
Религиозные объединения и организации в Российской Федерации.
-
Политика как общественное явление. Понятие власти. Государство, его функции. Политическая система. Типология политических режимов. Демократия, ее основные ценности и признаки. Гражданское общество и государство.
-
Политическая элита, особенности ее формирования в современной России. Политические партии и движения. Средства массовой информации в политической системе общества. Политическая идеология.
-
Политический процесс, его особенности в Российской Федерации. Избирательная кампания в Российской Федерации.
-
Человек в системе общественных отношений
-
Общественное и индивидуальное сознание. Социализация индивида. Социальная роль. Социальные роли в юношеском возрасте. Духовная жизнь человека. Самосознание индивида и социальное поведение. Ценности и нормы. Мотивы и предпочтения. Свобода и ответственность. Отклоняющееся поведение и его типы.
-
Общественная значимость и личностный смысл образования. Знания, умения и навыки людей в условиях информационного общества.
-
Рациональное экономическое поведение собственника, работника, потребителя, семьянина, гражданина.
-
Человек в политической жизни. Политическая психология и политическое поведение. Политическое участие. Политическое лидерство.
-
Правовое регулирование общественных отношений
-
Право в системе социальных норм. Система российского права. Законотворческий процесс в Российской Федерации.
-
Гражданство в Российской Федерации. Законодательство Российской Федерации о выборах. Воинская обязанность, альтернативная гражданская служба. Права и обязанности налогоплательщиков.
-
Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты. Экологические правонарушения.
-
Субъекты гражданского права. Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности. Имущественные права. Право на интеллектуальную собственность. Наследование. Неимущественные права: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав.
-
Порядок и условия заключения и расторжения брака. Правовое регулирование отношений супругов.
-
Правила приема в образовательные учреждения профессионального образования. Порядок оказания платных образовательных услуг.
-
Занятость и трудоустройство. Порядок приема на работу, заключения и расторжения трудового договора. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения.
-
Споры, порядок их рассмотрения. Основные правила и принципы гражданского процесса. Особенности административной юрисдикции. Особенности уголовного процесса. Конституционное судопроизводство.
-
Международная зашита прав человека в условиях мирного и военного времени.
Опыт познавательной и практической деятельности:
-
работа с источниками социальной информации, с использованием современных средств коммуникации (включая ресурсы Интернета):
-
критическое осмысление актуальной социальной информации, поступающей из разных источников, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений:
-
решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации;
-
анализ современных общественных явлений и событий;
-
освоение типичных социальных ролей через участие в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни. через самостоятельное формулирование правил и норм поведения (в школе, общественных местах и т. п.);
-
применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения, порядка действий в конкретных ситуациях;
-
аргументированная защита своей позиции, оппонирование иному мнению через участие в дискуссиях, диспутах, дебатах о современных социальных проблемах;
написание творческих работ по социальным дисциплинам;
Класс
Часы в неделю
Часы за год
Содержание разделов
Количество часов
10
2
2
2
2
68
Человек и общество
Общество как мир культуры
Правовое регулирование общественных отношений
Итоговое повторение
16 часов
15 часов
33 часа
4 часа
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ НА 2014-2015 УЧЕБНЫЙ ГОД (68ч.)
№
п/п
Тема урока
Кол-во
часов
Тип урока
Элементы содержания
Требования
к уровню подготовки
обучающихся
Вид
контроля.
измерители
Элементы
дополни-
тельного
содержания
Домашнее
задание
Дата
проведения
план
факт
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
Глава 1. Человек в обществе
1-2
§ 1. Что такое общество
2
Изучение нового материала
Комбинированный Индивидуальная, групповая работа.
Системное строение общества: элементы и подсистемы. Социальное взаимодействие и общественные отношения. Основные институты общества. Общество как динамическая система. Основные сферы жизни общества, их взаимосвязь. Общество и природа. Общество и культура (вторая природа). Важнейшие институты общества
Уметь высказывать свое мнение, работать с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы, давать определение понятию «общество», выделяя его характерные признаки; различать понятия «государство, общество, страна» и давать определения; объяснять сущность экономической сферы общества, приводя конкретные примеры, характеризующие явления экономической жизни; объяснять сущность политической сферы общества, иллюстрируя свой ответ примерами событий политической жизни страны и зарубежных государств; объяснять сущность духовной сферы жизни общества, приводя в подтверждение своих мыслей конкретные примеры из области науки, культуры, религии, образования;
Устный
опрос.
Проблемные задания
Эволюция и революция как формы социального
изменения
§ 1 учебника, вопросы после параграфа
3
§ 2. Общество как сложная система
1
Комбинированный Индивидуальная, групповая работа.
Общество, страна, государство. Общество в узком и широком смысле. Общество как социальная организация страны. Основные признаки общества. Взаимосвязь четырех сфер общества. Взаимосвязь, взаимоотношение общества и природы. Противоречивость воздействия людей на природную среду. Глобальные экологические проблемы. Природные бедствия. Развитие культуры, новаторство, традиции в культуре
Знать основные положения по теме урока.
Уметь объяснять взаимосвязь всех сфер жизни общества на конкретных примерах; анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные; уметь работать с текстом учебника, выделять главное; решать проблемные вопросы; работать с материалами СМИ
Устный
опрос
в форме диспута; проверка домашнего задания
Процессы глобализации
§ 2
учебника, вопросы после параграфа
Феномен «второй природы». Культура материальная. Проблема сохранения культурного наследия. Законодательство об охране памятников истории и культуры
4-5
§ 3 Динамика общественного развития
2
Повторение и обобщение Индивидуальная, групповая работа.
Системное строение общества: элементы и подсистемы. Социальное взаимодействие и общественные отношения. Основные институты общества.
Многовариантность общественного развития. Понятие общественного прогресса. Угрозы и вызовы XIX века
Знать основные положения раздела.
Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные; работать с текстом учебника, выделять главное, отвечать на поставленные вопросы, давать определение понятий
Самостоятельная
работа
§ 3 учебника, вопросы после параграфа
6
§ 4
Социальная сущность человека
1
Комбинированный
Биологическое и социальное в человеке, социальные качества личности, самосознание и самореализация
Знать основные понятие темы, осознавать значимость человеческого в человеке
Уметь, сравнивать и анализировать уровень развития личности , понимать важность принятия человеком самостоятельных решений и возможности самореализации
§ 4
учебника, вопросы после параграфа
7-8
§ 5. Деятельность - способ существования
людей
2
Комбинированный Индивидуальная, групповая работа.
Деятельность как способ человеческого бытия. Деятельность человека и поведение животных. Структура деятельности. Потребности человека,
Знать основные положения по теме урока: что такое деятельность; что такое потребности; иерархическая теория потребностей.
Опрос
§ 5, вопросы после параграфа
9-10
§ 6 Познавательная и коммуникативная деятельность
2
интересы и мотивы деятельности.
Виды деятельности. Творческая деятельность. Трудовая деятельность. Игра. Учебная деятельность. Соотношение деятельности и общения
Уметь характеризовать основные черты деятельности; определять мотивы деятельности; раскрывать на примерах многообразие видов деятельности; определять взаимосвязь деятельности и сознания
§ 6
учебника, вопросы после параграфа
11-12
§ 7. Свобода и необходимость деятельности человека
2
Комбинированные Индивидуальная, работа.
Свободное общество, свобода выбор и ответственность
Знать основные положения по теме урока: проблема познаваемости мира; что такое наука; объяснять противоречия реальной жизни и находить возможный вариант их разрешения
Тест
§ 7
вопросы после параграфа
13
§ 8. Современное общество
1
Комбинированный
Глобализация, постиндустриальное общество, доктрина информационной безопасности, интеллектуальный капитал
Знать особенности развития общества.
Давать оценку процессам влияющим на развитие общества; выделять основные признаки понятия «глобализация»;
Письменные задания
§ 8, вопросы к параграфу
14-15
§ 9
Глобальная угроза международного терроризма
2
Комбинированные.
Международный терроризм: понятие и признаки, идеология насилия и международный терроризм и идеология насилия, противодействие международному терроризму
Осознавать проблему международного терроризма как одну из глобальных угроз современного мира
Давать оценку понятиям «террор», и «терроризм»
§ 9
вопросы после параграфа
16
Обобщение темы «Человек и общество»
1
Знать основные положения раздела.
Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы
Контрольная работа
Глава 2. Общество как мир культуры
17-18
§ 10. Духовная культура общества
2
Комбинированные Индивидуальная, групповая работа.
Традиции и новаторство в культуре. Формы и разновидности культуры: народная, массовая, элитарная. Диалог культур. Проблемы современной отечественной культуры. Происхождение слова «культура» и его значение. Материальная и нематериальная культура, ее состав и структура. Элементы культуры и культурный комплекс. Этикет, его происхождение и правила. Культурное наследие и культурные универсалии
Знать основные положения по теме урока: культура у различных народов; что представляют собой правила этикета и как они могут выражаться.
Уметь анализировать особенности культурных ценностей
и объяснить сущность культурного наследия; делать выводы, отвечать на вопросы
Опрос, тест
§ 10
вопросы после параграфа
19-20
§11. Духовный мир личности
2
Комбинированные Индивидуальная
Духовные ориентиры личности. Мораль, ценности, идеалы.
Категорический императив. Патриотизм. Добро и зло. Мировоззрение и его роль в жизни человека
Знать основные положения по теме урока: виды и уровни человеческих знаний; что такое мировоззрение, философия; проблема познаваемости мира. Уметь высказывать свое мнение, работать с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы, давать определение понятий; характеризовать моральные ценности; объяснять сущность мировоззрения
Устный
опрос
§11.
21-22
§12.
Мораль
2
Категории морали. Становление нравственного в человеке. Этика ненасилия.
Знать основные положения по теме урока: роль морали в жизни человека и общества; становление нравственного в человеке;
иметь представление о фетишизме, мифологии, анимизме, тотемизме, магии и их проявлениях в истории человечества
§12
вопросы после параграфа
23-24
§13
Наука
и образование
2
Изучение нового материала.
Основная задача и исторические формы образования. Приемы обучения, предметы и формы усвоения знаний школьниками. Государственное и частное образование, школьное и домашнее. Общее образование и специальное образование. Школа как особый тип учебно-воспитательного учреждения. Правовые основы школьного образования. Роль науки в современном обществе. Сочетание научной и педагогической функций в университете. Научно-исследовательские и академические институты. Классификация наук. Школа как способ приобщения к основам науки
Знать основные положения по теме урока: что такое наука, каковы ее функции в обществе, какие существуют учреждения науки; что представляет собой высшая школа, какие виды высших учебных заведений есть в РФ.
Уметь осознанно выбирать вуз для продолжения обучения; разъяснять эволюцию системы образования с древнейших времен до наших дней; разъяснять особенности правового статуса ученика современной школы
Опрос
§ 9, вопросы после параграфа
25-26
§ 14. Религия и религиозные организации
2
Комбинированные Индивидуальная, групповая работа.
Особенности религии и религиозного мышления. Многообразие религий. Мировые религии: буддизм, христианство, ислам. Роль религий в современном мире. Различные определения религии, ее значение и роль в обществе. Тотемизм, фетишизм и анимизм. Вера и верование. Миф и мифология. Культ и символ как важные элементы религии. Религиозные обряды и типы жертвоприношений. Культ предков и традиция уважения родителей. Вероучение в мировых религиях
Знать основные положения по теме урока: роль религии в жизни человека и общества; становление нравственного в человеке; что такое религия; особенности мировых религий.
иметь представление о фетишизме, мифологии, анимизме, тотемизме, магии и их проявлениях в истории человечества
Устный
опрос
§ 10,
вопросы после параграфа
27-29
§ 11. Искусство
3
Комбинированный Индивидуальная
Различные трактовки искусства. Структура и состав изобразительного искусства. Субъекты художественной культуры и деятели искусства. Инфраструктура художественной культуры. Критерии произведений искусства. Изящные искусства, их история и развитие. «Свободные искусства»
Знать основные положения по теме урока: что такое искусство и как оно соотносится с художественной культурой.
Уметь объяснять, кто является субъектом художественной культуры; анализировать произведение искусства, определяя ценности, которыми оно обладает
Тест
§ 11, вопросы пара-
графа
30
Массовая культура
1
Комбинированный Индивидуальная
Характерные черты массовой культуры: общедоступность, массовость, занимательность, серийность, пассивность восприятия, коммерческий характер. Средства информации и массовая культура
Знать особенности развития и существования массовой культуры
Уметь анализировать, делать выводы, выделять основные черты массовой культуры
31
Обобщение темы «Общество как мир культуры»
1
Повторение и обобщение Индивидуальная
Духовная жизнь человека. Религия. Искусство. Мораль и право Роль культурного наследия в сохранении и развитии культуры. Культурное наследие в России, проблемы его сохранения
Знать основные положения раздела.
Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы
Устный
опрос
Глава 3. Правовое регулирование общественных отношений
32-33
§ 17. Современные подходы к пониманию права
2
усвоение нового учебного материала.
материала Индивидуальная, групповая работа.
Нормативный подход к праву. Естественное право: от идеи к юридической реальности. Взаимосвязь естественного и позитивного права. Законотворческий процесс в РФ
Понимать, в чем суть нормативного подхода к праву.
Уметь характеризовать основные особенности естественного права
Выборочное оценивание.
Ответы на вопросы
§ 17.
33-34
§ 18. Право
в системе
социальных норм
2
Изучение нового материала
Социальные нормы. Функции и сущность права. Представление о юридической ответственности. Права и обязанности. Понятие о естественных правах и гражданских правах. Уровень и содержание правосознания.
Правовая культура. Разновидности правовых норм
Знать основные положения по теме урока: чем отличаются подходы к определению права; общее в морали и праве; роль системы права в регулировании общественных отношений; что представляют собой социальные нормы и каково их видовое разнообразие
Тест
§ 18
35-36
§ 19. Источники права
2
Комбинированный Индивидуальная, групповая работа.
Что такое источники права.
Основные источники права.
Виды нормативных актов
Знать основные положения по теме урока.
Уметь пояснить систему права, раскрывая сущность основных отраслей российского права; определить, нормами каких отраслей права регулируется определенная жизненная ситуация и куда следует обратиться, чтобы узнать модель верного поведения участников правоотношений
Устный
опрос
§ 19
37-38
§ 20. Правоотношения
и правонарушения
2
Изучение нового материала.
Что такое правоотношение.
Что такое правонарушение. Юридическая ответственность. Система судебной защиты прав человека
Знать основные положения по теме урока.
Уметь разъяснять сущность таких понятий, как «правосознание» и «правовая культура личности»;
Устный
опрос
§ 20
39
§ 21. Предпосылки правомерного поведения
1
Комбинированный Индивидуальная работа.
Правосознание. Правовая культура. Правомерное поведение
Знать основные положения
по теме урока: что такое правосознание; основные элементы правосознания; каким образом взаимодействует право и правосознание; правомерное поведение и его признаки; предпосылки правомерного поведения;
Устный
опрос
§ 21
40-41
§ 22. Гражданин российской
федерации
2
усвоение нового учебного материала.
закрепление нового материала Индивидуальная, групповая работа.
Гражданство РФ. Права и обязанности гражданина РФ. Воинская обязанность. Альтернативная гражданская служба. Права и обязанности налогоплательщика
знать основные положения по теме урока: что такое гражданство, каковы принципы российского гражданства, каковы основания приобретения гражданства; в отношении каких категорий иностранных граждан и лиц без гражданства может быть применена упрощенная процедура приема в российское гражданство; каковы права гражданина РФ; что такое воинская обязанность, что такое альтернативная гражданская служба, кто имеет право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой.
Понимать, в чем отличие прав гражданина от прав человека; каковы основные права и обязанности налогоплательщика.
Уметь назвать конституционные обязанности, возложенные на гражданина РФ
Выборочное оценивание.
Ответы на вопросы
§ 22
42-44
§ 23. Гражданское право
3
усвоение нового учебного материала
Гражданские правоотношения. Имущественные права личные, неимущественные права. Личные неимущественные права. Право на интеллектуальную собственность. Наследование. Защита гражданских прав
знать основные положения по теме урока: что такое гражданские правоотношения, что понимают под их содержанием.
Понимать, какие особенности характерны для гражданских правоотношений
Выборочное оценивание.
Ответы на вопросы
§ 23.
45-46
§ 24. Семейное право
2
усвоение нового учебного материала
Субъекты и объекты семейных правоотношений. Вступление
в брак и расторжение брака. Права и обязанности супругов. Права и обязанности детей и родителей. Воспитание детей, оставшихся без попечения родителей
Знать права ребенка в семье.
Уметь определять субъекты и объекты семейных правоотношений; указывать, на какие права распределяется принцип равенства супругов в браке; объяснять, кем и как может осуществляться воспитание детей, оставшихся без попечения родителей
Выборочное оценивание.
§ 24.
47-48
§ 25. Правовое регулирование занятости и трудоустройства
2
усвоение нового учебного материала
закрепление нового материала Индивидуальная, групповая работа.
Трудовые правоотношения. Субъекты трудового права. Работник и работодатель. Порядок приема
на работу. Трудовая книжка, трудовой стаж, трудовой договор, испытательный срок. Занятость населения. Социальная защита и социальное обеспечение. Профессиональное образование
знать основные положения по теме урока: какие документы необходимы работнику при приеме на работу; каков порядок заключения, изменения и расторжения трудового договора; учреждения профессионального образования.
Уметь давать определение понятий; приводить пример трудовых правоотношений, выделив основные права
и обязанности субъектов трудового права; объяснять, чем отличается понятие «занятый», «незанятый», «безработный»; приводить примеры социальной защиты и социального обеспечения
Выборочное оценивание.
Ответы на вопросы
§ 25.
49-50
§ 26. Экологическое
право
2
усвоение нового учебного материала.
закрепление нового материала
Общая характеристика экологического права. Право человека на благоприятную окружающую среду. Способы защиты экологических прав. Экологические правонарушения
знать основные положения по теме урока: в чем особенности экологического правонарушения; какие виды ответственности за экологические правонарушения предусматривает законодательство.
Понимать, в чем состоит специфика экологических отношений; почему право на благоприятную окружающую среду принадлежит к числу общечеловеческих ценностей; почему важно использовать различные способы экологической защиты.
Уметь объяснять, каковы составные части окружающей среды; характеризовать основные экологические права, закрепленные в конституции РФ; называть основные способы защиты экологических прав граждан
Выборочное оценивание.
Ответы на вопросы
§ 26.
51-52
§ 27. Процессуальные отрасли права
2
усвоение нового учебного материала.
закрепление нового материала Индивидуальная, групповая работа.
Процессуальное право. Основные принципы гражданского процесса. Судопроизводство. Участники гражданского процесса.
Прохождение дела
в суде. Арбитражный процесс. Исполнение судебных решений
знать основные положения по теме урока: какие лица участвуют в деле в гражданском и арбитражном процессе; что такое процессуальные права; какой документ составляется для письменного обращения в суд с просьбой о рассмотрении гражданско-правового спора и каково его содержание; называть требования, которым должно отвечать решение суда
Выборочное оценивание.
Ответы на вопросы
§ 27.
53-54
§ 28
Конституционное судопроизводство
2
Усвоение нового материала Индивидуальная, групповая работа.
Конституционное судопроизводство.
Основные принципы конституционного судопроизводства. Стадии конституционного судопроизводства
административное правонарушение; что такое конституционность акта
Ответы на вопросы
§ 28
55-56
§ 29. Международная защита прав
человека
2
усвоение нового учебного материала.
закрепление нового материала Индивидуальная работа.
Защита прав и свобод человека средствами ООН. Европейская система защиты прав человека. Проблема отмены смертной казни. Международные преступления и правонарушения. Полномочия международного уголовного суда. Перспективы развития механизмов международной защиты прав и свобод человека
знать основные положения по теме урока: какие структурные подразделения ООН занимаются защитой прав человека; как организована зашита прав человека в рамках совета Европы; что такое международное преступление; каковы причины организации международного уголовного суда
Выборочное оценивание.
Ответы на вопросы
§ 29
57-58
§ 30
Правовые основы антитеррористической политики Российского государства
2
усвоение нового учебного материала
Правовая база противодействия терроризму. Законы и подзаконные акты РФ по противодействию терроризму
Противодействие международному терроризму
Давать оценку понятиям «террор», и «терроризм», «Национальный антитеррористический комитет», «контртеррористическая операция»
§ 30
59-60
Человек в ХХI веке
2
Повторение и обобщение
Человек и глобальные вызовы современного общества. Ускорение социально-экономического развития , глобализация, информационная модель мира
Уметь отстаивать собственную точку зрения или обосновывать известные; работать с текстом учебника, выделять главное
61-62
Обобщение по теме «Правовое регулирование общественных отношений»
2
Индивидуальная, фронтальная работа
Правосознание. Правовая культура. Правомерное поведение. Права и обязанности гражданина РФ. Международная защита прав и свобод человека
Уметь отстаивать собственную точку зрения или обосновывать известные; работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач
63
Итоговый урок
1
Обобщение и систематизация , урок контроля знаний
64- 68
Повторение
4