Обществознание Факторы социогенеза (10 класс)

  Разработка урока по обществознанию , посвящена вводному занятию при ознакомлении с понятием, общество .При разработки данного урока важно  показать учащимся необходимость изучения курса «Человек и общество» ; актуализи­ровать их знания о причинах появления общества; развивать умения ана­лизировать, выделять главное, систематизировать учебный материал; со­здать Люди встречаются, обмениваются новостями, читают, за­нимаются спортом, путешествуют, развлекаются... Наиболее пытливые и активные раскр...
Раздел Обществознание
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: ФАКТОРЫ СОЦИОГЕНЕЗА

Учитель: Михейко Марина Александровна

Цели: показать учащимся необходимость изучения курса «Человек и общество» ; актуализи­ровать их знания о причинах появления общества; развивать умения ана­лизировать, выделять главное, систематизировать учебный материал; со­здать чувство новизны, заинтересовать проблематикой курса.

Тип урока: комбинированный.

Форма урока: беседа и работа с раздаточным материалом.

Основные понятия: общество, социогенез.

ПЛАН

1. Что будем изучать?

2. Для чего будем изучать?

3. Причины появления общества.

I. Введение в тему.

Что будем изучать?

Учитель. Люди встречаются, обмениваются новостями, читают, за­нимаются спортом, путешествуют, развлекаются... Наиболее пытливые и активные раскрывают тайны, проникают внутрь земли, производят архео­логические раскопки, другие - поднимаются над землей, совершают поле­ты в космос, исследуют глубины Вселенной... Деятельность человека в любой области невозможна без общения между людьми. Человек - суще­ство общественное. И поэтому неудивительно, что в вашем расписании есть урок «Человек и Общество».

Вопросы:

- Какой вам представляется макроструктура курса? {В виде двух час­тей: первая - человек, вторая - общество.)

-Разве вы не изучали эти большие и очень-очень важные вопросы? На каких уроках? По каким предметам?

Для чего будем изучать?

Учитель. У вас наверняка возник вопрос: Для чего изучать курс «Человек и Общество»?

Запишите одну мысль В. А. Сухомлинского:

«Ты рожден человеком. Но Человеком надо стать».

Я же вместо комментария расскажу вам миниатюру В. А. Сухомлин­ского. Заглавие не сообщаю: постарайтесь предложить свой вариант. Быть может, у кого-то он совпадет с авторским.

«В жаркой, сухой степи колодец. Возле колодца изба. В ней .живет дед с внуком.

У колодца на длинной веревке ведро. Идут, едут люди - поворачива­ют к колодцу, пьют воду, благодарят деда».

Чтение целесообразно прерывать вопросом : Почему деда, а не внука бла­годарят?

Прогнозируемый ответ: Он построил колодец; заслуги внука нет.

«Однажды ведро оборвалось и упало в глубокий колодец. Не было у деда другого ведра. Нечем воды достать и напиться.

На другой день утром подъезжает к дедовой избе мужик в телеге. Под соломой у него ведро. Проезжий посмотрел на колодец, глянул на деда с внуком, ударю кнутом лошадей и поехал дальше.

- Что это за человек? - спросил внук деда».

Вопрос: Что это за человек? Ответьте внуку.

Выслушиваются предположения. Быть может, кто- то повторит ответ деда.

«- Это не человек, - ответил дед.

В полдень проезжал мимо избы другой хозяин. Он достал из-под со­ломы ведро, привязал к веревке, достал воды и напился сам, дал напиться деду и внуку, вылил воду в сухой песок, спрятал ведро опять в солому и поехал.

- Что это за человек? - спросил внук деда».

Снова учащиеся должны ответить на тот же вопрос. И снова сверяем­ся с автором.

«- И это еще не человек, - ответил дед.

Вечером остановился у дедовой избы третий проезжий. Он достал ведро, привязал к веревке, напился, поблагодарил и уехал, а ведро оставил привязанным у колодца.

- А это что за человек? - спросил внук».

Учащимся также предлагается ответить на этот вопрос.

Обычно: «Человек с большой буквы», «замечательный», «порядочный», «ис­ключительный» и т. п.

А у Сухомлинского: « - Обыкновенный, - ответил старик».

Далее целесообразно предложить учащимся дать заглавие прочитанному тексту.

Кто-то обычно угадывает: «Обычный человек».

Учитель: Мы завершили предисловие. Есть вопросы? Начинаем курс.

II. Работа по теме урока (выполнение заданий).

Причины появления общества

Учитель. Человек- существо общественное. « единственная настоящая роскошь в мире - это роскошь человеческого общения» (А. Сент-Экзюпери).

Вопрос: Что способствовало появлению общества

Вводится повое понятие.

Процесс становления общества - это социогенез. То, что способство­вало появлению общества, называют факторами социогенеза.

На доске таблица:

Орудийная деятельность

Мышление

Язык

Отбор

Психика

Наследственность

Средство объединения, так как способствовала разделению труда, специализации индивидуальных способностей

Осмысление приобретенного опыта: отношение

части к

целому и наоборот; соотношение частей; пространственно- временные соотношения

Обмен информации

1) кинетика(жесты,

мимика)

2)вокализация(устная речь)

Выживают те кто лучше организовал совместную деятельность

АОбществознание Факторы социогенеза(10 класс)грессия

ЗОбществознание Факторы социогенеза(10 класс)ащита, контакность

Коллективы.

ВОбществознание Факторы социогенеза(10 класс)оля

БОбществознание Факторы социогенеза(10 класс)орьба с врагами. Разум

СОбществознание Факторы социогенеза(10 класс)редства к существованию. Чувства

сотрудничество

Обмен генами между популяциями

Вопрос: Какова роль каждого фактора в процессе социогинеза? Определите это, работая в парах.

На каждый стол кладется раздаточный материал (карточки), который позволяет за короткий срок каждой группе познакомиться с содержание своего фактора и сделать краткие тезисы его сути в таблице.

Карточка 1 (1-я группа)

Орудийная деятельность

Систематическое изготовление и использование орудий труда не только могло стать причиной качественных изменений внешнего вида гоминид, но и послужило средством объединения первобытных людей. Именно благодаря орудийной деятельности стали складываться зачатки производственных отношений в виде разделения труда. Каждый предста­витель первобытной общины выполнял свою часть работы по добыче средств существования. Орудия постепенно становились сложнее, спе­циализация усиливалась, а вместе с ней росла и зависимость отдельных индивидов от остальных членов первобытного сообщества.

Разделение труда, в свою очередь, способствовало более полной реали­зации индивидуальных способностей, что вело к увеличению продуктивно­сти совместной деятельности. Постоянная и целенаправленная орудийная деятельность стала тем первым шагом от запрограммированного природой разделения труда, которое существует у животных (например, у пчел).

Карточка 2 (2-я группа)

Мышление

Мышление как способ отражения действительности, как познаватель­ный процесс становится фактором социогенеза тогда, когда человек при­ступает к систематической орудийной деятельности. Стремление выжить побуждает к осмыслению приобретенного опыта, вычленению в нем по­зитивных и негативных моментов.

По мнению французского этнографа Л. Леви-Брюля, связь между ве­щами, явлениями и процессами внешнего мира у предлюдей устанавлива­лась на основе случайных совпадений и поверхностных аналогий. Эти совпадения и аналогии, отражающие окружающую действительность, фиксировались сознанием, однако логика оставалась нерациональной.

Выделяются четыре элементарных мыслительных действия наших предков:

1. Понимание отношения части к целому и наоборот.

2. Осознание соотношения частей.

3. Осознание пространственно-временных соотношений.

4. Понимание тождества объектов или операций.

В результате проделанной работы школьники осознано делают выводы о причинах появления общества и дают определения этого понятия. Вся работа групп систематизируется в тетрадях и на доске.

Общество- это жизнедеятельность связанных различными отношениями людей, взятая в совокупности ее конкретных форм на определенной территории и в определенное время.

III. Рефлексия.

1. Ответьте на вопросы( письменно):

- Самое интересное на уроке было…

- Мне понравилось…

2. Оцените по десятибалльной системе всю работу класса на уроке с трех позиций:

  • ЯОбществознание Факторы социогенеза(10 класс)Обществознание Факторы социогенеза(10 класс)( личный вклад собственного труда) Мы Дело

  • МОбществознание Факторы социогенеза(10 класс)ы (работа всего класса)

  • Дело (степень новизны темы)

Я

Домашние задание:

1. Какие факторы социогенеза можно, на ваш взгляд, добавить к уже рассмотренным?

2. Какие вам известны средства получения и передачи информации ( кроме рассмотренных на уроке) ? Могли ли они выступать как факторы социогенеза?

© 2010-2022