Методическая разработка деловой игры Нации и национальные отношения

Раздел Обществознание
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Разработка деловой игры по теме «Нации. Межнациональные отношения»

Этап I. Введение в проблему.
1. Актуализация знания учащихся о понятии "нация", ее основных признаках. Используется схема "Признаки нации

Методическая разработка деловой игры Нации и национальные отношения

Учитель подчеркивает, что каждому из этих признаков в отдельности нельзя придавать абсолютного значения.
Затем учащиеся обращаются к вопросам 1, 2 рабочего листа (приводится ниже).
2. Установление уже имеющихся у школьников ценностных представлений о проблеме беженцев и временных переселенцев.
Моделируется ситуация: в вагон По-езда входит мужчина с ребенком и обращается к пассажирам: "Люди добрые, извините, что мы к вам обращаемся. Сами мы не местные..."
3. Фиксация отношения учащихся к беженцам и вынужденным переселенцам в поведенческом аспекте их деятельности.
Учащимся предлагается заполнить начало индивидуального листа, выделив символ, выражающий их отношение к ситуации, и ответить на вопросы 3 и 4.
Этап II. Погружение в проблему.
Углубление знания школьников по проблеме, работа по формированию (или закреплению) ценностных пози-ций, основанных на толерантном отношении к людям другой национальности, на уважение национальных культур, по преодолению негативных стереотипов в этой области, выработке активной гражданской позиции в вопросах межэтнических отношений.
Старшеклассники обращаются к вопросам 5, 6, 7 рабочего листа.
Этап III. Выход из проблемы. Рефлексия.
Теоретическое обобщение знаний учащихся, раскрытие связи межнациональных проблем с политикой государства в сфере национальных отношений, с гражданской позицией членов общества. Перевод ценностных представлений по проблеме на уровень ценностных ориентаций. Фиксация этих изменений. Школьники работают с вопросами 8-11 рабочего листа.
Рабочий лист участника занятия
1. Вспомните, что понимают под словом "нация". Каковы признаки нации?
2. Как вы можете оценить проблему межнациональных отношений в современном мире?
3. Оцените свои знания по проблеме, которая будет обсуждаться в ходе занятия, по пятибалльной шкале ("5" - я хорошо знаком (-а) с данной проблемой, но хотелось бы узнать еще больше; "4" - я знаком (-а) с проблемой, буду участвовать в ее обсуждении; "3" - я мало знаком (-а) с данной проблемой, но попробую участвовать в ее обсуждении; "2" - я ничего не знаю по данной проблеме и не хочу ее обсуждать).
4. Выберите символ, отражающий ваше отношение к предложенной вам ситуации:
а) злость (2 балла)
б) недовольство (3 балла)
в) равнодушие (4 балла)
г) понимание, сопереживание (эмпатия) (5 баллов)
5. Что бы вы почувствовали и как бы поступили, если бы в одночасье лишились дома, близких, друзей и стали "чужими" в стране, где родились и жили все это время:
а) затрудняюсь ответить (2 балла)
б)только страх, ничего бы не смог сделать (3 балла)
в)составил бы план действий, как выжить (4 балла)
г) предложите свое (5 баллов)
6. Выполните задание. Прочитайте фрагмент сказки Е.Шварца "Дракон" и сформулируйте свое мнение, опираясь на вопросы в конце отрывка.
Итак, когда рыцарь Ланцелот прибыл в город, порабощенный жестоким Драконом, он, к своему удивлению, услышал о доброте Дракона. Во-первых, во время эпидемии холеры Дракон, дохнув на озеро, вскипятил в нем воду. Во-вторых, он избавил город от цыган. "Но цыгане - очень милые люди", - удивился Ланцелот. "Что вы! Какой ужас! - воскликнул архивариус Шарлемань. - Я, правда, в жизни своей не видал ни одного цыгана. Но я еще в школе проходил, что это люди страшные. Это бродяги по природе, по крови. Они враги любой господствующей системы, иначе они обосновались бы где-нибудь, а не бродили бы туда-сюда. Их песни лишены мужественности, а идеи разрушительны. Они воруют людей. Они проникают всюду".
Комментарий.
Обратите внимание, что хотя архивариус никогда сам не видел цыган, но он не сомневается в их отрицательных качествах. Для него даже реальный Дракон лучше мифологических цыган. Но самое главное, что источником информации о "цыганской угрозе" был сам Дракон. Именно таким образом и складываются негативные стереотипы в массовом сознании.
Ответьте на вопросы:
1. Как вы думаете, чем выгодно для правящей власти в деспотическом государстве поддерживать такого рода "националистические идеи"?
2. Как вы понимаете термин "стереотип"? Является ли описанное в сказке Е.Шварца отношение к цыганам стереотипом? Как можно избежать такого стереотипа?
3. Обменяйтесь выполненными заданиями с другими членами группы. Поставьте друг другу отметки.
7. Выполните задание:
Бэтти Э.Риэрдон, автор книги "Толерантность - дорога к миру", предлагает читателям советы, как надо и как не надо относиться к национальным группам, отличным от твоей.
Следует:
уважать данную национальную группу;
рассматривать данную национальную группу в историческом аспекте;
- уважать культурные традиции данной национальной группы, искать связи с культурными традициями своей национальной группы;
- осознавать, что каждый человек из данной национальной группы является личностью, не обязательно соответствует принятым обобщениям.
Не следует:
- рассматривать национальную группу изолированно, так как каждая группа живет и действует в определенном социальном и политическом контексте;
- представлять национальную группу как источник проблем в обществе (чаще всего эти проблемы связаны с восприятием доминирующей группы);
- представлять национальную группу как примитивную, нецивилизованную;
- гордиться своим якобы культурным превосходством;
- обращаться к стереотипам и сам задавать новые стереотипы;
- относиться к национальной группе покровительственно;
- бояться сказать, что вы чего-то не знаете.
Ответьте на вопросы:
1. Как вы думаете, каких из перечисленных принципов придерживаются в вашем школьном коллективе? А в нашем обществе (газеты, журналы, телевидение, политические партии, их лидеры)?
2. Каких принципов будете придерживаться вы, почему? "
3. Обменяйтесь выполненными заданиями с другими членами группы. Поставьте друг другу отметки.
8. В чем, на ваш взгляд, состоит связь между причинами возникновения межнациональных проблем и национальной политикой государства?
9. Оцените свои знания на данном этапе занятия по пятибалльной шкале (критерии оценок даны в пункте 3).
10. Выберите символ, отражающий ваше отношение к изучаемой проблеме
(символы даны в пункте 4).
11. Изменится ли в вашем поведении в повседневной жизни отношение к людям других национальностей, культур? А к беженцам:
а) изменится в положительную сторону (5 баллов)
б) останется прежней отрицатель-Ной, я не изменю своего отношения (3 балла)
в) останется прежней положительной, я не изменю своего отношения (4 балла)
г) ухудшится (2 балла)



© 2010-2022