Урок по элективному курсу «Ориентир в лабиринте закона» в 9 классе

Тема:   Правонарушение, виды правонарушений и ответственность за них. 9 класс Цель: - подвести учащихся к пониманию отличительных черт и признаков                                                                                            правонарушения; -познакомить учащихся с видами правонарушений; -развить умения решать юридические задачи, работать в группе, выступать публично, выражать свое мнение и отношение о необходимости законов. Понятия:  статус, правонарушение, проступок, деликт. Ход урока: 1.      Организационный момент.(Замечательный день! Повернитесь друг к другу и улыбнитесь!) 2.      Мотивация к уроку:  представьте, что в школе произошла драка в коридоре. Сидоров, десятиклассник, разбил большое окно, один из его одноклассников порезал лицо осколками стекла. Неприятная история. - как вы думаете, что может грозить Сидорову за это? И почему! (  высказывают свое мнение) 3.      Учитель объявляет тему занятия  «Правонарушение и подросток» -в ходе занятия вы должны знать:   «Поведение, которое противоречить нормам права, опасно для жизни общества называется- правонарушением или проступком.» (слайд и запись в тетрадь) 4.      Человек по жизни совершает ежедневно различные действия, т.е. поступки. -назовите пожалуйста поступки , которые вы совершаете каждый день; -назовите поступки, по вашему мнению, которые могут быть опасны для окружающих (называют) это  деликты, или проступки.
Раздел Обществознание
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок по элективному курсу «Ориентир в лабиринте закона» в 9 классе.

Учитель истории, обще6ствознания, права Пелипенко Елена Викторовна

Тема: Правонарушение, виды правонарушений и ответственность за них.

Цель:

- подвести учащихся к пониманию отличительных черт и признаков правонарушения;

-познакомить учащихся с видами правонарушений;

-развить умения решать юридические задачи, работать в группе, выступать публично, выражать свое мнение и отношение о необходимости законов.

Понятия: статус, правонарушение, проступок, деликт.

Ход урока:

  1. Организационный момент.(Замечательный день! Повернитесь друг к другу и улыбнитесь!)

  2. Мотивация к уроку: представьте, что в школе произошла драка в коридоре. Сидоров, десятиклассник, разбил большое окно, один из его одноклассников порезал лицо осколками стекла. Неприятная история.

- как вы думаете, что может грозить Сидорову за это? И почему!

( высказывают свое мнение)

  1. Учитель объявляет тему занятия «Правонарушение и подросток»

-в ходе занятия вы должны знать:

«Поведение, которое противоречить нормам права, опасно для жизни общества называется- правонарушением или проступком.» (слайд и запись в тетрадь)

  1. Человек по жизни совершает ежедневно различные действия, т.е. поступки.

-назовите пожалуйста поступки , которые вы совершаете каждый день;

-назовите поступки, по вашему мнению, которые могут быть опасны для окружающих (называют) это деликты, или проступки.

5. Чем по-вашему поступок отличается от проступка( значит- переступить черту, через что-то)

- Нарушение закона всегда сопровождается признаками(слайд)

одновременно приводятся примеры самими учащимися по следующим признакам:

1.общественная опасность (убийство и др);

2.противоправность(запрещенность законом, нарушение ПДД и др.);

3. виновность (только суд признает вину);

4.наказание( только суд выносит вердикт).

Это можно увидеть в телепередачах: «Суд идет», «Федеральный судья», «Человек и закон».

5. Кроме этого, правонарушения бывают 4-х видов:

Дисциплинарный, служебный, поступок

Виды правонарушений (слайд)

Административный проступок

Гражданское правонарушение



преступление

Вывод: совершая любые проступки человек несет ответственность.

  1. Что значить-отвечать за содеянное! (ответы учащихся)

  2. Когда человек нарушил нормы права, морали и тем более суд его признал виновным то, наступает другой вид ответственности -юридическая ответственность.(слайд)

Юридическая ответственность - применение к правонарушителям предусмотренных санкций юридических норм государственного принуждения.(слайд)

  1. Как вы думаете, за что человек несет уголовную ответственность(слайд)

За преступление- самое опасное виновное противоправное поведение, нарушающее нормы уголовного права и наносящее ущерб самым существенным общественным отношениям

  1. (слайд) Виды юридической ответственности:

1.За административные проступки наступает административная ответственность:

-предупреждение;

- штраф;

-изъятие предмета, которым было совершено преступление;

- лишение специального права;

-исправительные работы до 2-х месяцев по месту работы с вычетом определенного % заработной платы;

- административный арест до 15 суток.

2.За гражданское правонарушение наступает гражданско-правовая ответственность, которая носить имущественный характер. Возникает частично с 14 лет, а полностью с 18 лет.

3. За дисциплинарный проступок наступает дисциплинарная ответственность в виде взысканий:

-замечание;

-выговор;

-увольнение.

4. за преступление наступает уголовная ответственность с 14 лет за серьёзные, а с 16 лет за все виды преступлений и выражается в применении уголовного наказания:

- обязательные и исправительные работы;

-арест;

-ограничение свободы;

-ограничения по военной службе;

-содержание в дисциплинарной воинской части;

-лишение свободы на определенный срок;

-пожизненное лишение свободы;

В совокупности к ним могут применяться:

- лишение специального звания;

-конфискация имущества;

-штраф;

-лишение права заниматься определенным видом деятельности или занимать определенную должность.

Работа с классом

  1. Познакомились с видами правонарушений и видами юридической ответственности, давайте вместе попробуем решить юридические задачи:

  1. Определить вид правонарушения (работа с классом)

-Работягина опоздала на работу (ДП)

-Жаднов не вернул деньги в долг(ГП)

-Бегунова перебежала дорогу на красный свет, что создало аварийную ситуацию;(АП)

-Нырялкин, спасая утопающего, угнал и сломал чужой катер(ГП)

-Козодоева не уследила за своей козой, которая проникла в соседский огород и съела всю капусту;

-Водкин приглашал к себе школьников и распивал с ними спиртные напитки(П);

-несчастный , обиженный своим соседом, все время обдумывал, как избить или убить соседа(П).

11. Работа в группах с заданиями:

1-я группа (задание 2) -виновен или невиновен (используя памятку)

2-я группа(задание 3)

Памятка «Случаи возникновения вины»

умышленно

По неосторожности

Когда правонарушитель осознает общественно опасный, вредный характер своих действий и их результатов и:

Преступная самонадеянность6 правонарушитель понимает и предвидит опасность своих действий, но легкомысленно полагает, что сумеет её избежать

Прямой -желает их наступления

Косвенный- допускает, что они наступят

Преступная небрежность: правонарушитель не предвидит вредных последствий, но обязан предвидеть.

3 группа(задание 4.1)

4 группа(задание4.2)

  1. Итоговая схема

ПРАВОНАРУШЕНИЕ

Подведение итогов урока.

5


© 2010-2022