РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 8 КЛАСС

Количество часов: всего – 34, в неделю – 1Планирование составлено на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного общего образования по обществознанию и авторской программы Л.Н. Боголюбова, Н.И. Городецкой и др. М.: Просвещение, 2011.Рабочая программа по обществознанию для 9 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного общего образ...
Раздел Обществознание
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 64 имени Героя России В. В. Талабаева г. о. Самара


Утверждаю

Директор ______/______________/

«__»____________2014 г.

Согласовано

«__»____________2014 г.

Зам. директора по УВР

______/________________/

Программа рассмотрена на заседании

МО учителей гуманитарных дисциплин

Протокол № __от «__»_________2014 г.

Председатель МО

______/________________/

ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА




Класс: 8 «А», «Б»

Учитель: Коваленко Т. А.

Борзых Н. Е.

Количество часов: всего - 34, в неделю - 1

Планирование составлено на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного общего образования по обществознанию и авторской программы Л.Н. Боголюбова, Н.И. Городецкой и др. М.: Просвещение, 2011.

Учебники, дополнительная литература:

  1. Обществознание. 8 класс. Под ред. Боголюбова Л.Н., Матвеева А.И. М.: Просвещение, 2012.

  2. Обществознание. 8 класс. Поурочные разработки. Под ред. Боголюбова Л.Н. М.: Просвещение, 2011.

Рабочую программу составил(и): Коваленко Т. А. ____________

(подпись)

Борзых Н. Е. ____________

(подпись)

Самара, 2014

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по обществознанию для 9 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного общего образования по обществознанию и авторской программы Л.Н. Боголюбова, Н.И. Городецкой и др. М.: Просвещение, 2011.

Изучение обществознания в основной школе призвано создавать условия для полноценного выполнения выпускником типичных для подростка социальных ролей; общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах; нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей; реализации защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей; первичного анализа и использования социальной информации; сознательного неприятия антиобщественного поведения. Выпускник основной школы должен получить достаточно полное представление о возможностях, которые существуют в современном российском обществе для продолжения образования и работы, для самореализации в многообразных видах деятельности, а также об условиях достижения успеха в различных сферах жизни общества. Курс призван помогать предпрофильному самоопределению.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ

Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта общего образования (основное общее образование), Фундаментального ядра содержания общего образования. Она опирается на опыт создания курса обществознания для основной школы.

Содержание основного общего образования по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, положение человека в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курсами являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Не менее важным элементом содержания учебного предмета «Обществознание» является опыт познавательной и практической деятельности, включающий работу с адаптированными источниками социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности в учебном процессе и социальной практике.

Изучение обществознания в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10-15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;

  • воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

  • освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; о позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;

  • формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношений; отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношений; семейно-бытовых отношений.


ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА

Структура курса и последовательность предъявления материала

Последовательность, предлагаемая в рабочей программе по обществознанию для основной школы, обусловлена, помимо учета общих принципов отбора содержания и логики его развертывания, также особенностями построения учебного содержания курса для школьников-подростков.

Программа предусматривает выделение двух относительно самостоятельных этапов изучения курса, связанных между собой, с учетом возрастных особенностей учащихся.

Содержание первого этапа курса (6-7 классы), обращенное к младшему подростковому возрасту, посвящено актуальным для растущей личности проблемам жизни человека в социуме. Даются элементарные научные представления об обществе, о социальном окружении, Родине. Эти вопросы должны быть раскрыты через противопоставление добра и зла, справедливости и несправедливости. Основой содержания являются моральные и правовые нормы. Это создаст условия для единства обучения и воспитания, определяющего нравственные ориентиры, формирующего образцы достойного поведения.

На втором этапе курса для старших подростков (8-9 классы) все его содержательные компоненты (социально-психологические, морально-этические, социологические, экономические, правовые и т. д.) раскрываются более обстоятельно, систематично, целостно.

В 8 классе предложены четыре темы. Первая - «Личность и общество» - вводит в круг проблем современного общества и общественных отношений. Следующая тема - «Сфера духовной жизни» - вводит ученика в круг проблем морали, важных для осознания себя кК существа нравственного. Кроме того, в этой теме учащиеся получают возможность познакомиться с функционированием в обществе системы образования, науки и религии, с информационными процессами в обществе. Тема «Экономика» углубляет знания учащихся об основных экономических проявлениях (производство, обмен, потребление) через раскрытие ключевых экономических понятий. Изучаются понятия относительно высокой степени обобщенности, охватывающие широкий спектр разнообразных явлений экономической жизни (экономическая система, рынок, собственность, ограниченность ресурсов). Преимущество отдано рассмотрению вопросов микроэкономики - экономическим отношениям между отдельными хозяйствующими субъектами (потребители, производители, фирмы). Специальное внимание уделено и некоторым макроэкономическим проблемам, включая роль государства в экономике, безработицу, международную торговлю. Тема «Социальная сфера» раскрывает ключевые социологические понятия: социальная структура, социальные группы, социальная роль, социальный статус, социальная мобильность, социальный конфликт, межнациональные отношения. На их основе характеризуются социальные отношения в современном обществе.

В 9 классе завершается рассмотрение основных сфер жизни общества. Тема «Политика» дает обобщенное представление о власти и отношениях по поводу власти, раскрывает роль государства, возможности участия граждан в управлении делами общества. Заключительная тема «Право», на которую отводится наибольший в 9 классе объем учебного времени, вводит учащихся в сложный и обширный мир права и закона. Часть уроков отводится вопросам теории права, другая - отраслям пава. Особое внимание уделено элементам конституционного права. Рассматриваются основы конституционного строя РФ, федеративного устройства РФ, государственного устройства РФ, а также механизм реализации и защиты прав и свобод гражданина РФ. Учащимся предъявляются в определенной мере систематизированные знания о праве.

Изучение содержания курса по обществознанию в основной школе должно осуществляться во взаимосвязи с содержанием программ дополнительного образования, деятельностью детских общественных организаций, реальной жизнью школьного коллектива. Одной из задач этой работы выступает создание иммунитета и формирование нетерпимости к правонарушениям, наркомании, другим негативным явлениям.

Достижение поставленных целей, успешное овладение учебным содержанием данного предмета предполагают использование разнообразных средств и методов обучения. На первой ступени основной школы, когда учащиеся только начинают систематическое изучение содержания курса по обществознанию, особое значение приобретают методы, помогающие раскрытию и конкретизации рассматриваемых понятий и положений, связи обобщенных знаний курса с личным социальным опытом (пусть пока и небольшим), с собственными наблюдениями детей м их уже сложившимися представлениями (а возможно, и со стереотипами и с предубеждениями) о социальной жизни и поведении людей в обществе. Развитию у учащихся 6-9 классов готовности к правомерному и нравственно одобряемому поведению поможет реконструкция и анализ с позиции норм морали и права типичных социальных ситуаций, сложившихся практик поведения. Особого внимания требует использование в учебном процессе компьютерных технологий.

Программа по обществознанию для основной школы призвана помочь выпускникам основной школы осуществить осознанный выбор путей продолжения образования, а также будущей профессиональной деятельности.

Место учебного предмета «Обществознание» в базисном учебном (образовательном) плане. Предмет «Обществознание» в основной школе изучается с 6 по 9 класс. Общее количество времени на четыре года обучения составляет 136 часов. Общая недельная нагрузка в каждом году обучения составляет 1 час.

УМК по предмету:

1. Обществознание. 8 класс. Под ред. Боголюбова Л.Н., Матвеева А.И. М.: Просвещение, 2012.

2. Обществознание: рабочие программы: 5-9 классы: предметная линия учебников под ред. Л.Н. Боголюбова. М.: Просвещение, 2013.

3. Обществознание. 8 класс. Поурочные разработки. Под ред. Боголюбова Л.Н. М.: Просвещение, 2011.

Количество учебных часов в соответствии с рабочей программой:

34 учебных недель 1 часа в неделю = 34 часов в год

  • 1 четверть - 9 недель - 9 уроков;

  • 2 четверть - 7 недель - 7 уроков;

  • 3 четверть - 10 недель - 10 уроков;

  • 4 четверть - 8 недель - 8 уроков.

Ведущие формы и методы, технологии обучения механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся: Объяснение учителя с использованием презентаций, дополнительного материала, материалов дисков по обществознанию, практические задания, игровые методики.

Здоровьесберегающие технологии:

- в течение урока смена видов деятельности;

- доброжелательная спокойная обстановка на уроках.

Используемые формы, способы и средства проверки и оценки результатов обучения по данной программе:

Формы: индивидуальная, групповая

Виды:

Устный: беседа по тексту учебника, устное тестирование, описание иллюстраций, работа по вопросам к документу, обсуждение фактов, использование таблиц и схем.

Письменный: письменные контрольные работы, тестирование, составление различных видов планов параграфов, таблиц, составление творческих рассказов по заданной теме, написание рефератов по заданной теме, составление кроссвордов по заданной теме.

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ И ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

В результате изучения обществознания ученик должен знать/понимать:

- биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;

тенденции развития общества в целом как сложной динамической системы, а также важ­нейших социальных институтов;

- необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;

- особенности социально-гуманитарного познания;

Уметь:

- характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, за­кономерности развития;

- анализировать информацию о социальных объектах, выделяя их общие черты и различия, устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социаль­ных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;

- объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объ­ектов (включая взаимодействие человека и общества, важнейших социальных институтов обще­ства и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);

- раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально- экономических и гуманитарных наук;

- осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых сис­темах;

извлекать из неадаптированных оригинальных текстов знания по заданным темам; систе­матизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию, различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;

- оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организа­ции, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

- формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суж­дения и аргументы по определенным проблемам;

- подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;

- применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения по­знавательных задач по актуальным социальным проблемам;

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повсе­дневной жизни: для успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;

- совершенствования собственной познавательной деятельности;

- критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массо­вой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собран­ной социальной информации;

- решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;

- ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах; определения личной и гражданской позиции;

- предвидения возможных последствий определенных социальных действий;

- оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;

- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;

- осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, куль­турными ценностями, социальным положением.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Тема 1. Личность и общество (6 ч)

Общество, его признаки и строение. Общество в узком и широком смысле. Общество как социальная организация страны. Основные при­знаки общества. Взаимосвязь четырех сфер общества. Представление о мировом сообществе и мировой системе. Процесс глобализации. Взаимосвязь природы и общества. Природа как предпосылка выделения человека и общества. Широкое и узкое значение природы. Влия­ние научно-технического прогресса на природу. Понятие антропогенных нагрузок. Опасность неконтролируемого изменения окружающей среды. Экологические программы и защита окружающей среды.

Типология обществ. Дописьменные и письменные, простые и сложные общества. Общество охотников и собирателей: особенности хозяй­ства и образа жизни. Скотоводство и приручение животных, кочевой образ жизни. Зарождение земледелия, появление письменности, горо­дов и возникновение государства. Доиндустриальные, индустриальные и постиндустриальные общества: их особенности и эволюция. Из­менение способа производства, форм собственности, социальной структуры общества, его политического устройства, культуры и образа жизни. Особенности индустриального и постиндустриального общества в России.

Социальный прогресс и развитие общества. Социальный прогресс и ускорение истории. Цена и последствия ускорения социального про­гресса. Закон неравномерного развития обществ. Соотношение прогресса и регресса в развитии человеческого общества. Реформы и ре­волюции: постепенный и скачкообразный виды социального развития. Сущность и признаки социальных реформ. Экономические и поли­тические реформы в обществе, их роль и значение. Прогрессивные и регрессивные реформы. Классификация революций по масштабу и продолжительности.

Личность и социальная среда. Прирожденные и приобретаемые качества человека. Роль семьи и социальной среды в воспитании ребенка. Представление о человеческой личности, особенностях и противоречиях ее становления. Роль моральных норм и духовных ценностей в раз витии личности.

Потребности человека. Сущность и иерархия потребностей. Первичные (врожденные) и вторичные (приобретенные) потребности. Процесс возвышения потребностей. Неудовлетворенные потребности. Роль духовных потребностей. Свобода выбора и приобщение к духовной культуре

Социализация и воспитание. Содержание и стадии процесса социализации. Негативное влияние социальной изоляции на развитие челове­ческой личности. Воспитание и социализация, сходство и различия. Составные элементы воспитания. Социализация и воспитание в подро­стковом возрасте. Последствия недостаточного воспитания в семье.

Социально-психологический процесс общения. Общение как социально-психологический процесс. Виды общения: речевое и неречевое. Основные формы общения: служебное (деловое), повседневное, убеждающее, ритуальное, межкультурное. Эмоциональная сторона обще­ния. Проблемы общения дома.

Тема 2. Сфера духовной культуры (8 ч)

Культурные нормы. Понятие о культурных нормах, их разновидности. Образ жизни. Привычки и манеры. Значение этикета в культуре. Обычай и традиции. Молодежная мода. Обряд и его символическое значение. Церемония и ритуал. Нравы и мораль. Обычное право и юридические законы. Санкции как регулятор человеческого поведения. Культурная относительность норм.

Формы культуры. Основные формы культуры. Характерные особенности эли тарной культуры. Отличительные черты народной культуры. Массовая культура, ее появление и средства распространения. Понятие о доминирующей культуре, субкультуре и контркульту ре, их от­личительные черты. Неформальные молодежные группы, их поведение и образ жизни. Молодежная субкультура и классовая принадлеж­ность.

Религия. Различные определения религии, ее значение и роль в обществе. Тотемизм, фетишизм и анимизм. Мировые религии: христиан ство, ислам, буддизм. Вера и верование. Миф и мифология. Культ и символ как важные элементы религии. Религиозные обряды и типы жертвоприношений. Культ предков и традиция уважения родителей. Вероучение в мировых религиях. Теология и Божествен ное открове­ние. Понятие о церковном и библейском каноне.

Искусство. Различные трактовки искусства. Структура и состав изобразительного искусства. Субъекты художественной культуры и деяте­ли искусства. Инфраструктура художественной культуры. Критерии произведений искусства. Изящные искусства, их ис тория и развитие. «Свободные искусства».

Образование. Основная задача и исторические формы образования. Приемы обучения, предметы и формы усвоения знаний школьника ми. Государственное и частное образование, школьное и домашнее. Общее образование и специальное образование. Школа как особый тип учебно-воспитательного учреждения. Правовые основы школьного образования.

Наука. Роль науки в современном обществе. Сочетание научной и педагогической функций в университете. Научно-исследовательские и академические институты. Классификация наук. Школа как способ приобщения к основам науки. Структура, функции, история и формы высшего образования. Зарождение и развитие университетов. История и разновидности академий.

Тема 3. Экономика (16 ч)

Сущность и структура экономики. Влияние экономики на поведение людей. Основные ресурсы экономики. Роль труда и капитала в разви­тии экономики. Понятие инвестирования капитала. Представление об информационных ресурсах. Человеческие ресурсы и их разновидно­сти. Основные агенты рыночной экономики. Понятие структуры экономики. Производство, потребление, распределение и обмен как ос­новные экономические функции общества. Фирмы и рынок - основные институты современной экономики. Отрасль и промышленные предприятия как главные производители товаров.

Товар и деньги. Понятие о товаре, его роль в экономической жизни общества. Коммерческие институты. Отличие товаров, услуг и продук­тов. Деньги, их функции в экономике и исторические формы. Основные свойства денег. Формула «деньги-товар-деньги». Основной закон бизнеса. Начальная цена и прибыль в бизнесе.

Спрос и предложение. Спрос и предложение как факторы рыночной экономики. Понятие о величине спроса и величине предложения. За­висимость между спросом и предложением. Роль маркетинга в рыночной экономике. Цены как регулятор спроса и предложения. Плановая и рыночная экономика.

Рынок, цена и конкуренция. Взаимосвязь обмена и рынка. Формы и виды рынков. Историческая эволюция рынка. Экономическая сущ­ность конкуренции. Основные функции цены. Влияние цены на производство. Колебания спроса и предложения. Механизм выравнивания цен. Идеальная модель рынка и совершенная конкуренция. Олигополия и монополия. Конкуренция производителей и продавцов. Предпринимательство. Экономическое содержание и функции предпринимательства. Механизм получения прибыли в бизнесе. Экономи­ческий статус предпринимателя. Отличительные черты экономического поведения и функции предпринимателя. Менеджер, предпринима­тель и наемные работники. Понятие о предпринимательском и профессиональном риске. Экономическая сущность малого бизнеса, его функции и роль в экономике. Проблемы российских «челноков».

Роль государства в экономике. Экономическая роль государства. Поддержание государством общественных институтов. Представление о социальном государстве. Способы воздействия государства на экономику. Налоги как источник доходов федерального правительства. Экономический, социальный, психологический и юридический аспекты налогообложения. Прямые и косвенные налоги. Подоходный и прогрессивный налог.

Бюджет государства и семьи. Бюджет как финансовый документ Составление бюджета. Долг и кредит. Основные статьи государственных расходов. Внешний и внутренний государственный долг. Проблема дефицита государственного бюджета и ее решение. Сокращение бюд­жетных расходов и его социальные последствия.

Труд, занятость, безработица. Сущность и виды труда. Труд и досуг. Формы и виды вознаграждения. Заработная плата и индивидуальный доход. Понятие о рабочей силе. Занятость и безработица. Причины и социальные последствия безработицы. Уровень и масштабы безрабо­тицы. Государственное регулирование занятости и помощь безработным. Подготовка и переподготовка рабочей силы, создание дополни­тельных рабочих мест, содействие найму, страхование безработицы.

Резерв времени отводится на повторение, закрепление, контроль.


№ п/п

Наименование раздела

Количество часов

1

Личность и общество

6

2

Сфера духовной культуры

8

Экономика

16

3

Повторение и контроль

4

Итого

34

Формы и средства контроля

Текущий контроль знаний, умений и навыков осуществляется в форме проверочных работ, тестирования , зачетов, подготовки презентаций, рефератов.

Изучение разделов завершается повторительно-обобщающими уроками (в форме тестирования, работы с документами, написанием эссе), самостоятельным составлением тестовых заданий, созданием презентаций.

Тематический план для изучения предмета "обществоведение" в 8 классе

Неделя

№ урока

Тема урока

Кол-во часов

Примеч.

I четверть

Глава I. Личность и общество

I

1

Вводный урок

1

II

2

Что делает человека человеком?

1

III

3

Человек, общество, природа

1

IV

4

Общество как форма жизнедеятельности человека

1

V

5

Развитие общества

1

VI

6

Как стать личностью

1

VII

7

Контрольно-обобщающий урок по главе "Личность и общество"

1

Глава II. Сфера духовной культуры

VIII, IX

8, 9

Сфера духовной жизни

2

II четверть

X

10

Мораль

1

XI

11

Долг и совесть

1

XII

12

Моральный выбор - это ответственность

1

XIII

13

Образование

1

XIV

14

Наука в современном обществе

1

XV

15

Религия как одна из форм культуры

1

XVI

16

Контрольно-обобщающий урок по главе "Сфера духовной культуры"

1

III четверть

Глава III. Экономика

XVII

17

Экономика и ее роль в жизни общества

1

XVIII

18

Главные вопросы экономики

1

XIX, XX

19, 20

Собственность

2

XXI, XXII

21, 22

Рыночная экономика

2

XXIII

23

Производство - основа экономики

1

XXIV

24

Предпринимательская деятельность

1

XXV

25

Роль государства в экономике

1

XXVI

26

Распределение доходов

1

IV четверть

XXVII

27

Потребление

1

XXVIII, XXIX

28, 29

Инфляция и семейная экономика

2

XXX, XXXI

30, 31

Безработица, ее причины и последствия

2

XXXII

32

Мировое хозяйство и международная торговля

1

XXXIII

33

Контрольно-обобщающий урок по главе "Экономика"

1

XXXIV

34

Итоговое повторение

1

ИТОГО: 34 ч

Список литературы:

  1. Обществознание. 8 класс. Под ред. Боголюбова Л.Н., Матвеева А.И. М.: Просвещение, 2012.

  2. Обществознание: рабочие программы: 5-9 классы: предметная линия учебников под ред. Л.Н. Боголюбова. М.: Просвещение, 2013.

  3. Обществознание. 8 класс. Поурочные разработки. Под ред. Боголюбова Л.Н. М.: Просвещение, 2011.

  4. Митькин А.С. Обществознание. 8 класс. Рабочая тетрадь к уч. Боголюбова. М.: Экзамен, 2013.

  5. Кашо В.С. Обществознание в схемах. Красноярск. 2006.

  6. Обществознание в схемах и таблицах. Ростов-н/Д: Феникс, 2012.


13

© 2010-2022