- Преподавателю
- Обществознание
- Рабочая программа Обществознание (профильный уровень) - 11 класс
Рабочая программа Обществознание (профильный уровень) - 11 класс
Раздел | Обществознание |
Класс | 11 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Кокурина В.В. |
Дата | 14.07.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №7 г. Павлово
«Рассмотрено»
Руководитель ШМО
Краснова Н.А.__________
Протокол №1
от «29» августа 2015
«Согласовано»
Заместитель директора по УВР МБОУ СОШ №7
Коробова В.Г.__________
от «29» августа 2015
«Утверждаю»
Директор МБОУ СОШ №7
Михалкина М.Н.___________
Приказ № ___
от 29 августа 2015
Рабочая программа
«Обществознание (профильный уровень)»
11 класс
Разработала: учитель истории и обществознания
МБОУ СОШ №7 г.Павлово
Кокурина В.В.
2015 год
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая программа по обществознанию (профильный уровень) для 11 класса составлена на основе:
-
Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004 года № 1089; Приказ Минобразования РФ от 5 марта 2004 г. N 1089 "Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования" (с изменениями от 3 июня 2008 г., 31 августа, 19 октября 2009 г., 10 ноября 2011 г., 24 января 2012 г.)
-
Авторской программы по обществознанию: "Обществознание.10-11 классы, профильный уровень" (210 ч) под редакцией Л. Н. Боголюбова, академика РАО, доктора педагогических наук, профессора; Л. Ф. Ивановой, кандидата педагогических наук; А. Ю. Лазебниковой, доктора педагогических наук ("Просвещение".2007 год).
-
Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования.
Учебник: Обществознание: профильный уровень: учебник для 11 кл. общеобразовательных учреждений /Л. Н. Боголюбов, А. Ю. Лазебникова, Н. М. Смирнова и др. - М.: Просвещение, 2011, 2012;
Цели и задачи курса:
-
развитие социального мышления личности учащегося, познавательного интереса к изучению социально-гуманитарных дисциплин;
-
развитие критического мышления, позволяющего объективно воспринимать социальную информацию и уверенно ориентироваться в её потоке;
-
воспитание гражданственности, социальной ответственности, приверженности гуманистическим и демократическим принципам;
-
освоение системы знаний, составляющих основы философии, социологии, политологии, социальной психологии, необходимых для эффективного взаимодействия с социальной средой;
-
овладение умениями получения и осмысления социальной информации, освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности;
-
формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений.
Особенности учащихся 11 класса.
Рабочая программа составлена с учётом индивидуальных особенностей профильной группы обучающихся 11 класса. В профильной группе - 16 человек. В целом обучающиеся класса весьма разнородны с точки зрения своих индивидных особенностей: памяти, внимания, воображения, мышления, уровня работоспособности, темпа деятельности, темперамента. Это обусловило необходимость использования в работе с ними разных форм и методов восприятия учебного материала, разнообразных форм и методов работы, использование различных педагогических технологий обучения.
Все учащиеся группы предполагают сдавать ЕГЭ по обществознанию, поэтому имеют высокий уровень мотивации к изучению предмета.
С учётом выше сказанного, в содержание уроков включён материал разного уровня сложности, предлагаются дифференцированные, индивидуальные задания по типу ЕГЭ - части В и С.
2.ТРебования к УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ:
-
определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов;
-
использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа;
-
исследование реальных связей и зависимостей;
-
умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного);
-
объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах;
-
поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.);
-
отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации;
-
передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);
-
перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
-
выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
-
уверенная работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;
-
владение навыками редактирования текста;
-
самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;
-
участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы: выдвижение гипотез, осуществление их проверки, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос:«Что произойдет, если...»);
-
формулирование полученных результатов;
-
создание собственных произведений, идеальных моделей социальных объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий, реализация оригинального замысла, использование разнообразных (в том числе художественных) средств, умение импровизировать;
-
пользование мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;
-
владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).
3.ИЗМЕНЕНИЯ, ВНОСИМЫЕ В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ:
Рабочая программа ориентирована на 11 класс, рассчитана на 105 учебных часов из расчёта 3 часа в неделю. В данное планирование по обществознанию (профильный уровень) классах внесены следующие изменения: количество часов за учебный год не 105 часов, а 102 часа (34 *3=102 часа).
4.Тематическое планирование (102 ч) ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ-11 класс
№
урока
Наименование раздела и тем
Количество часов
Примерная дата проведения.
Примечание
Тема 1. Социальное развитие современного общества
35 ч.
1-3
Социальная структура и социальные отношения
3
4-5
Социальные институты
2
6-8
Роль экономики в жизни общества
3
9-10
Социальные статусы и роли
2
11-12
Социальные ценности и нормы
2
13-15
Отклоняющееся поведение и социальный контроль
3
16-17
Социальные интересы и формы социального взаимодействия
2
18-20
Этнос и нация
3
21-22
Межэтнические отношения и национальная политика
2
23
Демография современной России
1
24-25
Институт семьи и брака
2
26-27
Быт и бытовые отношения
2
28-30
Молодежь в современном обществе
3
31-33
Социальная структура российского общества
3
34-35
Обобщение по теме «Социальное развитие современного общества»
2
Т е м а 2. Политическая жизнь современного общества
34 ч.
36-38
Политическая система и политический режим
3
39-40
Демократия
2
41-43
Государство в политической системе
3
44-46
Гражданское общество и правовое государство
3
47-48
Место и роль СМИ в политической жизни
2
49-51
Политическая идеология
3
52-54
Политические партии и движения
3
55-56
Лидеры и элита в политике
2
57-59
Выборы в демократическом обществе
3
60-61
Человек в политической жизни
2
62-64
Истоки и опасность политического экстремизма. Политический конфликт
3
65-67
Политический процесс, его формы
3
68-69
Обобщение по теме «Политическая жизнь современного общества»
2
Т е м а 3. Духовная культура
21 ч.
70-71
Духовное развитие общества
2
72-73
Духовный мир личности
2
74-75
Мораль и нравственность
2
76-77
Наука.
2
78-80
Образование
3
81-83
Роль религии в жизни общества
3
84-85
Место искусства в духовной культуре.
2
86-88
Массовая культура
3
89-90
Обобщение по теме «Духовная культура»
2
Т е м а 4. Современный этап мирового развития
11 ч.
91-93
Многообразие современного мира
3
94-95
Глобализация и ее последствия.
2
96-97
Сетевые структуры в современной мировой политике
2
98-99
Целостность и противоречивость современного мира
2
100-101
Обобщение по теме «Современный этап мирового развития»
2
102
Итоговое обобщение по курсу.
1ч.
5.СОДЕРЖАНИЕ программы УЧЕБНОГО КУРСА.
Содержание среднего (полного) обществоведческого образования на профильном уровне представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера. Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. В данном курсе представлены основы важнейших социальных наук: философии, социологии, политологии, социальной психологии. Программа учитывает, что в профильных классах как самостоятельные курсы изучаются экономика и право. Успешное освоение содержания обществознания требует межпредметного взаимодействия с этими курсами.
Помимо знаний, содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям; система гуманистических и демократических ценностей.
Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами истории, географии, литературы и др.
Тема 1. Социальное развитие современного общества (35 ч)
Социальная структура и социальные отношения. Социальные группы, их классификация. Маргинальные группы.
Социальные институты. Типы и функции социальных институтов. Социальная инфраструктура. Социальная стратификация и мобильность.
Роль экономики в жизни общества. Экономические институты. Влияние экономики на социальную структуру. Качество и уровень жизни. Экономика и политика. Экономика и культура.
Социальные статусы и роли. Ролевое поведение. Ролевой набор. Ролевой конфликт. Социальные роли в юношеском возрасте.
Социальные ценности и нормы. Мораль. Право. Роль права в жизни общества. Правовая культура. Социализация индивида.
Отклоняющееся поведение и социальный контроль. Формы и проявления отклоняющегося поведения. Социальные последствия отклоняющегося поведения.
Социальное сотрудничество. Социальные интересы. Социальный конфликт и пути его разрешения.
Этнос и нация. Этническое многообразие современного мира. Этнокультурные традиции и ценности. Ментальные особенности этноса.
Межнациональное сотрудничество и конфликты. Проблемы регулирования межнациональных отношений. Конституционные основы национальной политики России.
Демографическая ситуация в России и в мире. Демографическая политика в России.
Семья и брак как социальные институты. Традиционные семейные ценности. Тенденции развития семьи в современном мире. Проблема неполных семей. Государственная политика поддержки семьи.
Культура бытовых отношений. Социально-бытовые интересы. Материально-вещественная среда обитания человека.
Молодежь как социальная группа. Особенности молодежной субкультуры. Проблемы молодежи в современной России.
Тенденции развития социальных отношений в России. Социальные проблемы современной России. Конституционные основы социальной политики РФ.
Тема 2. Политическая жизнь современного общества (34 ч)
Политическая система, ее структура и функции. Политический режим. Типы политических режимов. Тоталитаризм и авторитаризм, их общие черты и различия.
Демократия, ее основные ценности и признаки. Проблемы современной демократии. Делегирование властных полномочий. Парламентаризм. Развитие традиций парламентской демократии в России.
Государство в политической системе. Понятие бюрократии. Современная государственная служба, ее задачи. Основные направления политики государства.
Гражданское общество и правовое государство. Основы гражданского общества. Общественный контроль за деятельностью институтов публичной власти.
Место и роль СМИ в политической жизни. Типы информации, распространяемой СМИ. Влияние СМИ на избирателя.
Политическая идеология. Политическая психология и политическое поведение.
Истоки и опасность политического экстремизма. Политический терроризм, его особенности в современных условиях.
Политические партии и движения. Типология политических партий. Становление многопартийности в России. Сетевые структуры в политике.
Политическое лидерство. Понятие, и типология лидерства. Имидж политического лидера. Группы давления (лоббирование).
Политические элиты. Типология элит. Элита и контрэлита. Особенности формирования элит в современной России.
Выборы в демократическом обществе. Избирательная система. Избирательная кампания. Избирательные технологии.
Человек в политической жизни. Политическое участие. Понятие политической культуры.
Политический конфликт. Причины политических конфликтов, пути их урегулирования.
Политический процесс, его формы. Развитие политических систем. Особенности политического процесса в современной России. Современный этап политического развития России.
Тема 3. Духовная культура (21 ч)
Понятие «духовная культура». Духовное развитие общества. Многообразие и диалог культур. Толерантность.
Духовная жизнь людей. Мировоззрение, его виды и формы. Менталитет. Высшие духовные ценности. Патриотизм. Гражданственность.
Мораль и нравственность. Нравственные ориентиры личности. Нравственная культура.
Наука. Функции современной науки. Этика науки.
Социальная и личностная значимость образования. Тенденции развития образования в современном мире. Роль и значение непрерывного образования в информационном обществе.
Роль религии в жизни общества. Религия как одна из форм культуры. Мировые религии. Принцип свободы совести. Религия в современном мире. Межконфессиональные отношения.
Искусство. Виды и жанры искусства. Миф и реальность современного искусства.
Массовая культура. СМИ и культура. Роль телевидения в культурной жизни общества.
Тема 4. Современный этап мирового развития (11 ч)
Многообразие современного мира. Особенности традиционного общества. Достижения и противоречия западной цивилизации. Кризис индустриальной цивилизации.
Глобализация и ее последствия. Процессы глобализации и становление единого человечества.
Целостность и противоречивость современного мира. Глобальные проблемы современности. Взаимосвязь глобальных проблем.
Взгляд в будущее. Социально-гуманитарные последствия перехода к информационной цивилизации.
Итоговое обобщение по курсу (1 ч.)
6. Формы и средства контроля.
Среди форм и методов организации учебного процесса целесообразно использовать следующие: комбинированный урок, урок-диспут, урок-лекция.
Формы текущего контроля: устные ответы, тестовые задания, словарные диктанты, работа с периодической печатью, текстами, проверочные работы. Формы итогового контроля: итоговая аттестация в форме ЕГЭ.
7. Перечень учебно-методических средств обучения.
Презентации в электронном виде по темам учебного курса:
-
Социальное развитие современного общества
-
Социальная стратификация и мобильность.
-
Роль экономики в жизни общества.
-
Социальные ценности и нормы. Мораль. Право. Роль права в жизни общества.
-
Правовая культура.
-
Отклоняющееся поведение и социальный контроль.
-
Этнос и нация. Этническое многообразие современного мира.
-
Семья и брак как социальные институты.
-
Молодежь как социальная группа. Особенности молодежной субкультуры. Проблемы молодежи в современной России.
-
Политическая жизнь современного общества.
-
Государство в политической системе.
-
Гражданское общество и правовое государство. Основы гражданского общества.
-
Место и роль СМИ в политической жизни.
-
Политические партии и движения. Типология политических партий.
-
Становление многопартийности в России.
-
Политическое лидерство. Понятие, и типология лидерства.
-
Выборы в демократическом обществе. Избирательная система. -
-
Человек в политической жизни.
-
Духовная культура.
-
Роль религии в жизни общества.
-
Массовая культура. СМИ и культура.
-
Глобализация и ее последствия.
Литература:
-
Дидактические материалы по курсу «Человек и общество» / Под редакцией Л. Н. Боголюбова, А. Т. Кинкулькина. - М.: Просвещение, 2007;
-
Школьный словарь по обществознанию / Под редакцией Л. Н. Боголюбова, Ю. И. Аверьянова. - М.: Просвещение, 2007;
-
Лазебникова А. Ю., Брандт М. Ю. Обществознание. Е Г Э: методическое пособие для подготовки. - М.: Экзамен, 2012
-
Тесты. Обществознание. 11 класс. Варианты и ответы централизованного (итогового) тестирования. - М.:2014-2015гг.
-
Единый государственный экзамен. Обществознание. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ-Центр, 2014;
-
Единственные реальные варианты заданий для подготовки к единому государственному экзамену. ЕГЭ- 2015. Обществознание. - М.: Федеральный центр тестирования, 2015
Интернет-ресурсы
ihtik.lib.ru- библиотека Ихтика по общественным и гуманитарным наукам
levada.ru - Левада-Центр изучения общественного мнения
praviteli.narod.ru - сайт-информация о главах Российского государства. vciom.ru- Всероссийский Центр изучения общественного мнения
elibrary.ru/defaultx.asp- научная электронная библиотека
Оборудование:
Персональный компьютер, видеопроектор, экран, аудиоколонки.