Рабочая программа по обществознанию (9 класс)

Раздел Обществознание
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, Березовский район

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

ИГРИМСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2

Рассмотрена и одобрена на

заседании методического объединения

Протокол № 1 от

« 29 » августа 2014г.

Согласована на НКМЦ

Протокол №_____от

«___»_____2014 г.

Утверждена приказом

директора школы

от «__» августа 2014 года



Рабочая программа

по обществознанию

для обучающихся 9 А,Б классов

2015-2016 учебный год


Составитель: учитель истории

Кабиров Р.М






Игрим 2015 г

Пояснительная записка

Рабочая программа по обществознанию для 9 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного общего образования по обществознанию и авторской программы Л. Н. Боголюбова.

Данная программа адресована учащимся 9 А,Б, классов МБОУ ИСОШ № 2.

Курс «Обществознание» для основной школы представляет собой один из рекомендован­ных Министерством образования и науки Российской Федерации вариантов реализации новой структуры дисциплин социально-гуманитарного цикла. Этот курс интегрирует современные со­циологические, экономические, политические, правовые, этические, социально-психологи­ческие знания в целостную, педагогически обоснованную систему, рассчитанную на учащихся подросткового возраста. Он содержит обусловленный рамками учебного времени минимум зна­ний о человеке и обществе, необходимых для понимания самого себя, других людей, процессов, происходящих в окружающем природном и социальном мире, для реализации гражданских прав и обязанностей.

Изучение курса позволяет заложить у учащихся комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: правовое регулирование общественных отношений, человек в сфере экономи­ческих отношений. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Важный эле­мент содержания учебного предмета - опыт познавательной и практической деятельности, реше­ние познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации.

Изучение обществознания в 9 классе - это четвертый этап, который ориентирован на бо­лее сложный круг вопросов и не только сопровождает процесс социализации, но и способствует с учетом возрастных рубежей изменению социального статуса, социального опыта, познаватель­ных возможностей учащихся.

Система оценивания: наряду с традиционным устным и письменным опросом, тестирова­нием, проверкой качества выполнения практических заданий, могут быть использованы методы социологического исследования: анкетирование, самооценка и т. д.

Формы контроля:

тестирование;

задания на выявление операционных жизненных ситуаций;

моделирование жизненных ситуаций.

Предполагаемые результаты.

В процессе изучения курса у учащихся должны сформироваться:

знания и представления о нормах российского законодательства;

знания, достаточные для защиты прав, свобод и законных интересов личности;

коммуникативные способности; способность к творческому мышлению и деятельности
в ситуациях с незаданным результатом.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стан­дарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса. Она рассчитана на 35 учеб­ных часа (1 час в неделю).

Обществознание. 9 класс : учеб, для общеобразоват. учреждений / Л. Н. Боголюбов [и др.]; под ред. Л. Н. Боголюбова, А. И. Матвеева ; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Про­свещение». - М. : Просвещение, 2011.

Обществознание. 9 класс : рабочая тетрадь для учащихся общеобразоват. учреждений /О. А. Котова, Т. Е. Лискова. - М. : Просвещение, 2011.

Обществознание. 9 класс. Поурочные разработки : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Л. Н. Боголюбов [и др.] ; под ред. Л. Н. Боголюбова, А. И. Матвеева. - М. : Про­свещение, 20 !0.

И.А.Буйволова Рабочие программы по учебникам под редакцией Л.Н.Боголюбова. Волгоград, 2010г.



Общая характеристика

Реализация рабочей программы способствует:

- развитию личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к самоопределению и самореализации; интере­са к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;

- воспитанию общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правово­го самосознания, толерантности, уважения к социальным нормам, приверженности к гуманисти­ческим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ;

- освоению системы знаний об экономической и иных видах деятельности лю­дей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения социальных ролей человека и граждани­на, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреж­дениях системы среднего и высшего профессионального образования и самообразования;

- овладению умениями получать и критически осмысливать социальную информа­цию, анализировать, систематизировать полученные данные; осваивать способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимой для участия в жизни гражданского общества и государства;

- формированию опыта применения полученных знаний и умений для решения ти­пичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности; межличностных отношений; отношений между людьми разных национальностей и вероиспове­даний; в семейно-бытовой сфере, для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.

Место предмета «Обществознание» в учебном плане.

Обществознание в основной школе в 9 классе. Общее количество времени на 1 год обучения составляет 35 часов. Общая недельная нагрузка обучения составляет 1 час.


Учебно- тематическое планирование


№ п/п

Название тем и разделов

Количество часов

Практическая работа

Контрольная работа



Гражданин. Государство. Право.

9


2


2

Права человека и гражданина

21

1

1


3

Личность и мораль

5

1

1



Итого

35

3

4



Основное содержание программы


Политическая жизнь современной России

Теории происхождения государства. Правовой статус гражданина

Юридическая обязанность и моральная обязанность. Дееспособность и правоспособность у физических и юридических лиц

Современные проблемы народовластия.

Смысл суждения «право выше власти»

Право определяет меру свободы и равенства людей в обществе. Возможна ли «Безграничная свобода»

Юридическая обязанность и моральная обязанность. Дееспособность и правоспособность у физических и юридических лиц

Социальная политика государства: достижения и недостатки


Календарно-тематическое планирование

№ урока

Дата

Тема урока

Материал учебника

Количество часов

Элементы содержания

Планируемые

результаты

обучения учащихся

(знать и уметь)

корректировка

план

факт



Тема 1: Гражданин. Государство. Право.




1.

02.09

02.09

Гражданин, право, мораль

Урок систематизации знаний

1 час

Политическая жизнь современной России

Знать биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;


2.

09.09

09.09

Стартовый контроль по теме: « Человек и общество».

Роль права в жизни человека, общества, государства

§ 29

1 час

Теории происхождения государства. Правовой статус гражданина

Знать тенденции развития общества в целом как сложной динамической системы, а также важ-нейших социальных институтов;


3.

16.09

16.09

Правовая ответственность

§ 30

1 час

Юридическая обязанность и моральная обязанность. Дееспособность и правоспособность у физических и юридических лиц

Знать необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;


4.

23.09

23.09

Правовое государство

§ 31





5.

30.09

30.09

Творческий урок по теме: мое правовое государство

Урок обобщения

1 час




6

07.10

07.10

Гражданское общество и государство

§ 32

1 час


Знать особенности социально-гуманитарного познания;


7

14.10

14.10

Конституция России

§ 33

1 час




8

21.10

21.10

Основы конституционного строя в России

§ 34

1 час

Современные проблемы народовластия.

Уметь характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, за-кономерности развития;


9

28.10

28.10

Контрольная работа № 1 по теме: « Гражданское общество и государство».


1 час






Тема 2: Права человека и гражданина




10

11.11


Гражданин- человек свободный и ответственный

§ 35

1 час

Смысл суждения «право выше власти»

Уметь анализировать информацию о социальных объектах, выделяя их общие черты и различия, устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социаль-ных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;


11

18.11


Всеобщая декларация прав человека

§ 36

1 час




12

25.11


Международное гуманитарное право

§ 37

1 час

Право определяет меру свободы и равенства людей в обществе. Возможна ли «Безграничная свобода»

Уметь объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействие человека и общества, важнейших социальных институтов общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);


13

02.12


Частная и публичная жизнь гражданина

§ 38

1 час







14

09.12


Труд и трудовое право

§ 39

1 час

Юридическая обязанность и моральная обязанность. Дееспособность и правоспособность у физических и юридических лиц

Уметь формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;


15

16.12


Собственность, предпринимательство, гражданское право.

§ 40

1 час

Социальная политика государства: достижения и недостатки



16

23.12


Практическая работа по теме: « Права человека и гражданина».


1 час




17

13.01


Духовная жизнь

§ 41

1 час




18

20.01


Свобода совести

§ 42

1 час




19

27.01


Семейное право

§ 43

1 час




20

03.02


Домашнее строительство

§ 44

1 час




21

10.02


Социальные права человека

§ 45

1 час


Уметь подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;


22

17.02


Творческий урок - «Социальные права человека в моем государстве»

Урок обобщения

1 час


Уметь применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения по-знавательных задач по актуальным социальным проблемам;


23

24.02


Политические права и свободы

§ 46

1 час




24

02.03


Право на образование

§ 47

1 час




25

09.03


Контрольная работа № 2 по теме: «Права человека и гражданина».








Тема 3: Личность и мораль




26

16.03


Личность и личный выбор

§ 48

1 час


Уметь применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения по-знавательных задач по актуальным социальным проблемам;


27

30.03


Что такое мораль?

§ 49

1 час






28

06.04


Добро и зло

§ 50

1 час


Знать необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;


29

13.04


Долг и совесть

§ 51

1 час




30

20.04


Роль морали в жизни человека

§ 52

1 час




31

27.04


Нравственные основы любви, брака и семьи

§ 53

1 час




32

04.05


Контрольная работа № 3 по теме: «Политические права и свободы».


1 час




33

11.05


Нравственная культура

§ 54

1 час




34

18.05


Практическая работа по теме: «Личность в моем государстве»


1 час




35

25.05


Итоговое повторение


1 час









Перечень компонентов учебно-методического комплекса, обеспечивающего реализацию рабочей программы.

Учебное и дидактическое обеспечение

Методическое обеспечение

Материально-техническое обеспечение


Информационно-коммуникационные средства

Боголюбов, Л. Н. Общая методика преподавания обществознания в школе / Л. Н. Боголю­бов, Л. Ф. Иванова, А. Ю. Лазебникова. - М. : Дрофа, 2008.

Вакуленко, В. А. Методическое пособие по интерактивным методам преподавания права в школе. - Изд. 2-е / В. А. Вакуленко, Е. С. Королькова, И. Е. Уколова. - М.: Новый учебник, 2004.

Гордеева, В. В. Правовое воспитание : 9-11 классы : разработки организационно-деятельностных игр / В. В. Гордеева. - Волгоград : Учитель, 2007.

Лазебникова, А. Ю. Современное школьное обществознание : метод, пособие для учителя с дидакт. материалами / А. Ю. Лазебникова. - М.: Школа-Пресс, 2000.

Мавлютова, Е. А. Основы правовых знаний. 8-11 классы. Интерактивные методы препода­вания права / Е. А. Мавлютова. - Волгоград : Учитель, 2009.


Сборник нормативных документов. Обществознание. Примерные программы по обществознанию Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы. - М. : Дрофа, 2008.

Примерные программы основного общего образования. Обществознание. 5-9 классы. - М.: Просвещение, 2010.


Компьютер , мультимедийный проектор, телевизор, доска.

Компьютерные тесты и тестовые задания. ЦОРы. Электронные карты, презентации.


Требования к уровню подготовки

В результате изучения обществознания ученик должен знать/понимать:

- биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;

тенденции развития общества в целом как сложной динамической системы, а также важ¬нейших социальных институтов;

- необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;

- особенности социально-гуманитарного познания;

Уметь:

- характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, за¬кономерности развития;

- анализировать информацию о социальных объектах, выделяя их общие черты и различия, устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социаль¬ных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;

- объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объ¬ектов (включая взаимодействие человека и общества, важнейших социальных институтов обще¬ства и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);

- раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально- экономических и гуманитарных наук;

- осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых сис¬темах;

извлекать из неадаптированных оригинальных текстов знания по заданным темам; систе¬матизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию, различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;

- оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организа¬ции, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

- формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суж¬дения и аргументы по определенным проблемам;

- подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;

- применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения по¬знавательных задач по актуальным социальным проблемам;

Требования к результатам обучения и освоения содержания курса «Обществознание»

Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания курса по обществознанию, являются:

• мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;

• заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;

• ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями;

Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной школы проявляются в:

• умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

• умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;

• способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.);

• овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;

• умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:

1) использование элементов причинно-следственного анализа;

2) исследование несложных реальных связей и зависимостей;

3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;

4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;

5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;

6) объяснение изученных положений на конкретных примерах;

7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;

8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы по обществознанию являются в сфере:

познавательной

• относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;

• знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии, экономической теории, политологии, культурологии, правоведения, этики, социальной психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления социальной действительности;

• знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;

• умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;

ценностно-мотивационной

• понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;

• знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;

• приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности;

трудовой

• знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;

• понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;

эстетической

• понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;

• понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;

коммуникативной

• знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;

• знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;

• понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;

• понимание значения коммуникации в межличностном общении;

• умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;

• знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов

© 2010-2022