- Преподавателю
- Обществознание
- Урок обществознания Человек среди людей (8 класс)
Урок обществознания Человек среди людей (8 класс)
Раздел | Обществознание |
Класс | 8 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Сологуб С.С. |
Дата | 02.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Сологуб С.С., учитель истории и обществознания МБОУ СОШ № 21
Разработка урока на основе технологии
"Педагогическая мастерская"
Конспект урока
Образовательная область: обществознание.
Класс: 8.
Тема урока: Человек среди людей.
Тип урока: открытие нового.
Используемая технология: мастерская ценностно-смысловой ориентации. Данная технология ориентирована на личностно-деятельностный подход, на получение продукта диалоговой и полилоговой деятельности, что особенно актуально на уроках обществознания.
Цель урока: создать педагогические условия для осознания ценности своего "Я" в этом мире и ценности "Я" других людей.
Задачи урока:
-
Развитие познавательного интереса учащихся.
-
Совершенствование навыков работы с информацией.
-
Содействие самопознанию и само совершенствованию личности.
-
Развитие коммуникативных навыков.
Оборудование урока:
- мультимедийное оборудование;
- презентация к уроку;
- таблица "Человек среди людей";
- раздаточный материал в пакетах для групповой работы;
- канцелярские принадлежности для выполнения картины;
- галерея портретов людей разных возрастов, уровня дохода, воспитанности;
Литература:
Учебник А.И.Кравченко, Е.А.Певцовой "Обществознание" 8 класс.
Оформление кабинета: оформление выставки портретов людей, создание зон для групповой работы.
Этапы:
-
Формулирование задачи, мотивирующей творческую деятельность каждого учащегося.
-
Анализ информации по задаче.
-
Интеграция деятельности каждого учащегося с деятельностью группы в соотнесении с самооценкой и самокоррекцией.
-
Выход учащихся на новый уровень понимания задачи на основе усваиваемых культурных, научных понятий и интеграции результатов диалогового взаимодействия.
-
Осмысление результатов обучения на основе самоанализа.
Ход урока:
Вводное слово учителя и введение в проблему урока начинается с афоризма Л. Бёрне: "Без многого может обойтись человек, только не без человека" (слайд) (индукция). Учитель : "Наша задача на сегодняшнем уроке решить прав ли немецкий писатель XIX века или может быть он ошибался"...
Сегодня на уроке мы будем рассматривать проблему жизни человека среди других людей (слайд с темой урока)
Деконструкция. Организация групповой работы.
Игра «Доброе слово» (слайд) должна мотивировать обучающихся к деятельности на основе имеющегося у них социального опыта.
Класс заранее поделен на группы по 5-6 человек. Каждая группа выбирает лидера, который начинает игру: наклонившись к соседу и дотронувшись до его плеча тихо шепчет: «Я желаю тебе…(далее следует доброе слово)». Так говорят все по очереди, но доброе слово каждый придумывает своё.
Группы погружаются в проблему, анализируя галерею портретов (слайд), отвечая на вопросы анкеты. Отвечая на предложенные вопросы, они делают вывод о том, что все люди разные, с разным уровнем дохода, разные по возрасту, образованию, с разными привычками и пристрастиями.
На этапе реконструкции им предлагается игра "Прояви себя" (слайд). Каждая группа получает чистый лист с заданием нарисовать определенную картину, которая описывается словесно.
Задача: договориться о том, как следует нарисовать рисунок, распределить между членами группы элементы рисунка таким образом, чтобы каждый смог участвовать. Каждый участник, получивший лист, дорисовывает что-то своё, чтобы в результате получилась единая целая картина. Презентация получившихся в результате совместной деятельности работ.
Каждая группа получает пакет, который содержит текст с разными точками зрения на взаимоотношения людей, а также задания и вопросы к этому тексту. Учащиеся работают сначала парами, затем обсуждают в своей группе и представитель каждой группы выступает с отчетом перед остальными группами (социализация и афиширование). Выводы к которым они приходят: люди нуждаются друг в друге, мы все разные, поэтому дополняем и помогаем друг другу, необходимо учиться быть толернтными.
Рефлексия в ходе коллективного заполнения таблицы: "Человек среди людей" (слайд). Каждый ученик имеет возможность сделать только одну запись в любую из колонок таблицы, оформленной на ватмане (в дальнейшем эту таблицу можно использовать на уроках обобщения и систематизации знания учащихся).
Таблица "Человек среди людей"
Человеку нужны люди, потому что...
Человек сможет обойтись без людей, потому что...
Учитель анализирует данные, представленные в таблице.
Учащимся предлагается вернуться к афоризму, произнесенному в начале урока. Если вы согласны с высказыванием Людвига Бёрне, то встаньте, выйдите в центр класса и возьмитесь за руки.
Если вы считаете, что человек может жить и без людей - оставайтесь на месте (если дети остаются на местах, то учитель должен предложить им тоже собраться в свой круг, чтобы они тоже ощутили единство "несогласных").
Образованный круг, еще раз подчеркивает мысль о том, что человек среди людей не может и не должен быть один, сила людей в их единстве.
Учитель подводит итоги урока, благодарит ребят, задает домашнее задание.
3