Статья студента 211 группы Гусева С. Ю. Правовое ругулирование охраны окружающей среды

Раздел Обществознание
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Правовое регулирование охраны окружающей природной среды и природных ресурсов

Юнусова В.Р. преподаватель высшей категории

Г. Мелеуз

Актуальность данной темы исследования в современных условиях обусловлена происходящими изменениями в российской правовой системе в целом, рядом новелл в действующем законодательстве, а также формированием комплексного подхода к правовому регулированию отношений в сфере взаимодействия общества и природы. Эти обстоятельства определяют необходимость изучения и уточнения ряда вопросов, связанных с правовым регулированием отношений по охране окружающей природной среды и природных ресурсов.

Правовое регулирование охраны окружающей природной среды от загрязнения в России развивается в основном в рамках отраслевого законодательства - земельного, лесного, водного, законодательства о недрах, об охране атмосферного воздуха. При этом наряду с законами действуют обширный блок подзаконных нормативных правовых актов, постановлений и распоряжений правительства, санитарные правила, экологические нормы и стандарты. К сожалению, они составляют большинство в нормативной правовой базе охраны окружающей среды от загрязнения. На самом же деле, преобладающее значение в регулировании данных отношений должны составлять законы РФ. Однако действующие природоохранительные законы в большинстве своем - это рамочные законы, а не прямого действия. Это упрощает процесс законотворчества, но открывает широкое поле деятельности для нормотворчества министерств, ведомств и органов управления регионов, а следовательно, не
способствует устойчивости (стабильности) правовой основы экономических-реформ. Множество проблем, возникающих в связи с огромным загрязнением окружающей природной среды, связанных с пробелами в законодательстве, ставят перед законодателями задачу о разработке и принятии нового по вопросам Закона Об охране окружающей природной среды от загрязнения. Этот закон должен определить правовые, организационные и экономические основы, направленные на предотвращение загрязнения окружающей природной среды, в нем необходимо определить более строгие меры уголовной, административной, гражданско-правовой ответственности за загрязнение. Соответственно этому необходимо активизировать и правовые исследования в области охраны природы от загрязнения.

За последние годы возросли как масштабы, так и спектр экологических правонарушений. В настоящее время они относятся к числу распространенных противоправных деяний в российском законодательстве. Увеличение масштабов загрязнения окружающей среды обусловлено прежде всего развитием промышленности, тем, что технологии промышленного г производства не ориентированы на обеспечение экологической безопасности.
Наряду с традиционными видами экологических правонарушений, такими как, браконьерство, порубка леса, загрязнение водоемов и воздуха, появились и новые виды экологических правонарушений, заключающиеся в целенаправленной деятельности отдельных организаций по размещению на территории России опасных производств и технологий. В настоящее время последствия экологических правонарушений оказываются все более значимыми для общества.

Следовательно, загрязнение окружающей природной среды - это экологическое правонарушение. Оно выражается в несоблюдении, невыполнении норм, обеспечивающих гармоничное, научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов в процессе хозяйственной деятельности людей, в результате чего человек, удовлетворяя свои экономические потребности, воздействует на окружающую природную среду, а, воздействуя на нее, он посягает на другую сторону взаимодействия с природой - экологическую. Результатом такого противоречия является причинение вреда природной среде и связанного с ним вреда здоровью человека.

Таким образом, на основе анализа приведенных концепций и всей теории уголовного права можно дать определение экологического преступления как общественно опасного, виновно совершенного деяния, состоящего в причинении вреда (или угрозе его причинения) охраняемым уголовным законом общественным отношениям, регулирующим порядок реализации экологических прав и обязанностей всех субъектов в интересах экологического порядка и экологической безопасности. Данное определение имеет теоретическую и практическую значимость в деле борьбы с различными экологическими преступлениями.

Эффективность правовых мер охраны природы определяется не только хорошо развитым законодательством, но и наиболее целесообразной организацией государственного управления, касающегося оперативно-хозяйственного регулирования процесса использования природных богатств в народном хозяйстве и развития науки и техники обучения кадров и осуществления контроля за выполнением правовых требований охраны природы.

Охрану природы невозможно обеспечить вне отношений по использованию природных богатств, ибо в этой сфере происходит наиболее значительное воздействие общества на природную среду. Отсюда возникает необходимость установления правильной взаимосвязи правового обеспечения охраны природы и рационального использования природных богатств. Современное общество располагает мощными средствами воздействия на природную среду, используя их в целях производства материальных благ и приводя в действие в плановом порядке на основе решения компетентных государственных органов.


© 2010-2022