Работа с текстом

Раздел Обществознание
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Работа с текстом Эпиграф

Только грамотная устная и письменная речь даст сегодняшнему школьнику возможность реализоваться в современном обществе

Оглавление:

1.Планы

2. Пометки в текстах

3.Пометки в книгах

4. Работа с текстом

5.Тезисы

6. Конспекты

7.Правила составления плана презентации

8.Работа с текстом на компьютере

9.Приложение

1)Часто применяемые знаки

2).Презентация «Формы работы с текстом»

1.Планы

Это, пожалуй, наиболее знакомая всем форма работы. Если задуматься, то придешь к выводу, что человек только тем и занимается всю жизнь, что составляет планы - и свои личные, и фирмы, и государства. На бумаге или в уме. План действий на день или год, план ответа «у доски» в школе, план работы, план похода в театр (с кем идти, где встретиться, как доехать, с каким произведением автора пьесы заранее ознакомиться перед посещением театра)...

Можно утверждать, что чтение нередко сопровождается составлением - в уме или на бумаге - плана (осознаёте вы это или нет). Так определяются опорные пункты, отражающие содержание, логику и последовательность изложения. Это способствует более углубленному пониманию прочитанного, выборке нужного материала, его запоминанию и усвоению.

Не забывайте об этой форме работы! Именно планы, записываете ли вы их на бумаге или непроизвольно держите в уме, окрыляют вашу мысль, пускают ее в самостоятельный полет.

План - весьма важное средство организации умственного труда. Примером плана, правда, очень общего, отмечающего лишь узловые разделы, служит обычное оглавление. Просматривая его, без чтения самой книги можно получить представление о ее содержании и схеме построения. План же более подробно передает содержание, чем оглавление книги.

Слова К. Симонова "прожектор, по памяти шарящий" как бы определяют суть плана, его лучи выхватывают самое главное.
Удачный план прочитанной книги или статьи говорит в конечном итоге об умении анализировать текст, о степени усвоения содержания.
План имеет ряд достоинств, которые выдвигают его, наряду с конспектами, тезисами и рефератами во вполне независимую, самостоятельную форму записи.

Сейчас вы убедитесь, что эта запись хороша не только на школьных уроках, в техникумах, училищах и вузах. Она очень полезна и на уроках всей вашей жизни.

Что даёт план?

Немногие подозревают обо всех его великолепных качествах. Перечислим их.

Самая краткая запись. Эта незатейливая запись выражает в немногих словах смысл объемных текстов. Именно благодаря этому, набрасывая план, его легко переделывать, совершенствуя как по существу, так и по форме, при этом вновь и вновь продумывая содержание прочитанного.

Отражает последовательность изложения и обобщает. Никакие другие формы записи, кроме плана, не могут в такой яркой и легко обозримой форме отразить последовательность изложения материала, подать его "как на ладони".

Хорошо составленный план раскрывает содержание произведения. В нем есть уже элементы обобщения, которые могут быть в дальнейшем развиты в тезисах и конспектах.

Восстанавливает в памяти содержание. План, составляемый в процессе чтения, помогает легче уяснить суть прочитанного, способствует ускоренной его проработке, задает тон и темп восприятию. Кажется иногда, что содержание иной книги совсем забыто, но план легко воспроизводит в памяти когда-то прочитанное, при этом напоминает о самом главном и существенном.

Заменяет конспекты и тезисы. При хорошем владении материалом можно ограничиться в работе одним планом. Он поможет обобщить знакомый материал, систематизировать его. Так что, когда план может заменить конспект и тезисы, нет смысла корпеть над ними.
Помогает составлению записей. Руководствуясь пунктами плана и обратившись к подлиннику, можно сделать и другие, более подробные и обстоятельные записи - конспекты и тезисы. На основе и с помощью плана они составляются без особых усилий. Причем совершенно не обязательно делать более сложные виды записей одновременно с планом. Даже если с момента составления плана прошло довольно много времени, он поможет созданию конспекта или тезисов, легко сочетаясь с ними.

Улучшает сделанную запись. Путем составления, например, подробного плана к конспекту или к любым другим вашим "творениям" - от школьного сочинения до научной статьи, можно легко и быстро выявить повторения и непоследовательность в изложении текста, улучшить запись, сделав ее логически более четкой и последовательной.

Ускоряет проработку книг. Черновик плана, составляемый попутно с чтением, может ускорить овладение материалом.
Помогает при длительной работе над источником.

План, составляемый к крупным произведениям, которые изучают продолжительное время, позволяет рационально, без большой потери времени вспомнить прочитанное ранее перед возобновлением работы.

План помогает отдать себе отчет о содержании прочитанного. Он как путеводитель по содержанию.

Организует самоконтроль. С помощью плана читатель сам контролирует степень усвоения текста (при самоконтроле подробные ответы на вопросы плана говорят о хорошем усвоении).

Сосредоточивает внимание и стимулирует занятия. План настолько помогает сосредоточиться даже при сильно рассеянном внимании и умственном утомлении, что его можно рекомендовать как фактор, стимулирующий внимание. В этом случае обычно достаточно сделать подробный план к двум-трем страницам текста, как работа, которая ранее не ладилась и шла вяло, начинает продвигаться быстро. Процесс попутного с чтением составления плана не позволяет отвлекаться, заставляет вникать в работу, в смысл читаемого, отображать его в виде заголовков содержания. А если читающий все же отвлёкся, можно бегло прочесть пункты составленного ранее плана и мысленно раскрыть их содержание, потерянная, было, связь быстро восстановится.

Тренирует и вырабатывает краткость, сжатость речи эта форма концентрации мыслей, ориентирующая читателя на его внутренние возможности, на его память, которая "по указанию пункта плана" должна воскресить прочитанное.

Вызывает к жизни многие мысленные ассоциации и читательский опыт эта форма записи.

Пункты плана - как вопросы экзаменационных билетов. Легкое нахождение ответов на пункты плана означает знание предмета.
Берите в Жизнь эту запись, и вы постоянно будете легко отвечать на вопросы самой жизни! А их так много на нашем пути. Составляйте планы, и ваша жизнь изменится.

Планы простые и сложные

Сложный план в отличие от простого имеет, кроме основных пунктов, еще и подпункты, которые детализируют, разъясняют содержание. Это своеобразная анкета.

Сложный план не следует составлять в один прием, без черновика. Составляя сложный план, объединяют часть пунктов под одним заголовком или, наоборот, детализируют некоторые пункты, разбивая их на части. Другими словами, возможны два способа работы:
а) составляется подробный простой план, а далее он преобразуется в сложный путем группировки части пунктов под общими заголовками;
б) составляется краткий простой план, а затем при повторном чтении он разворачивается в сложный с детализирующими частями. Этот способ подходит для продолжительной работы над фундаментальными источниками, и требуют много времени.

В обычном случае целесообразно составлять подробный план к тексту книги при первом же ее чтении. Такой план легко превратить в сложный, объединяя те или иные пункты. Процесс обработки детального простого плана помогает лучше разобраться в содержании, поскольку, объединяя, обобщают, а, выбрасывая, выделяют главное, фильтруют его в своем сознании.

Чтобы избежать нерационального переписывания, выделяют главные заголовки сложного плана. Если этого сделать нельзя, заголовки вписывают в отдельные графы - слева или справа от текста простого плана. При уплотненной записи заголовки приходится выносить на поля и отсылать стрелкой к нужному месту. Вот почему опытные читатели стараются составлять план с большими интервалами между пунктами и с достаточными для дополнений полями. Запись планов желательно делать так, чтобы ее легко можно было увидеть в целом. Для этого используют один большой или несколько листов бумаги, на которых запись ведут лишь с одной стороны, тогда можно сразу увидеть все пункты, складывая листы один под другим. При составлении сложного плана в ряде случаев следует отдельно выписать его основные пункты, сделав самостоятельную запись.

Планы накапливают и хранят в отдельных тетрадях, в конвертах, в самом источнике (скажем, на полях газеты или на вкладных листах в книге), в каталоге - на карточках или на листках, сложенных гармошкой, наконец, в компьютере.

План как форма записи имеет и свои недостатки. Его "ахиллесова пята", уязвимая сторона, в том, что план часто не передает фактического содержания, а лишь упоминает о нем и о схеме его подачи. Отсюда вывод: планом можно пользоваться, чтобы оживить в памяти хорошо знакомый текст или воспроизвести в памяти текст вскоре после составления плана, когда еще свежи его наметки. В ряде случаев план - весьма индивидуальная форма фиксации мыслей. Покажите иной свой план человеку, не знакомому с текстом, ему такая запись может показаться абракадаброй.

Индивидуальность записей объясняется и тем, что человеку свойственно вводить в запись именно то, что неизвестно ему, и опускать известные ему места (или упоминать о них вскользь, намёком).

Формулируем

Пункты плана не обязательно записывать только в вопросительной или только в утвердительной форме. Приемлема как та, так и другая. Пункты, частично или полностью, могут текстуально совпадать с отдельными фразами источника. От этого план лишь выиграет. Как видим, варианты плана могут дополнять друг друга, уточняя и расширяя содержание. Вам не придет в голову писать два-три варианта конспекта, а вот план имеет смысл записывать в вариантах, особенно тогда, когда появляется естественное желание пришедшие в голову удачные, острые формулировки тут же, не откладывая, записать, чтобы их не забыть.

2.Пометки в тексте

Итак, вы раскрыли книгу, рука по привычке потянулась к карандашу. Читая, делать в книгах пометки, отчеркивая, подчеркивая, вынося на поля номерные пункты и вехи и всем этим выражая свое отношение к тексту, вошло в привычку многих. Все это будит мысль, заостряет внимание.

Возвратившись к книге, по своим пометам вы восстановите в памяти прочитанное, быстро извлечете ту информацию, которая вам необходима. Не сделав пометок в самой книге, вы работали бы с нею менее производительно.

Подчеркивания должны по-своему организовать текст. Полезно подчеркивать слова, невзирая на знаки препинания, опуская промежуточные слова текста. Пользуясь подобным приемом, вы как бы читаете по-новому текст, когда-то вами подчеркнутый.

Такого рода подчеркивания ведут особым способом: разрывы линий указывают на то, что читать части текста нужно не подряд, а лишь руководствуясь линиями подчеркиваний. Для связи подчеркнутых слов, разрозненных между собой в текстах, подчеркивания делают особым образом - снабжают стрелками или же пунктиром. Таким образом, из текста выхватываются именно те слова, которые образуют нужные утверждения или обозначают понятия. Читая только подчеркнутые слова и части фраз, мы получаем тексты, поначалу затерянные в абзацах или прямо не сформулированные. Правильно подчеркнуть - значит найти в тексте главное, полезное.

Подчеркивают лишь то, что действительно требует выделения. Иначе может получиться так, что подчеркнутым окажется весь текст, все его строки. Это в лучшем случае равносильно отсутствию какого бы то ни было подчеркивания.

Учитывая, что на книжной странице двусторонние боковые поля - внешние и внутренние, - нужно взять себе за правило делать пометки при первоначальном ознакомлении только с одной стороны (например, с внешней). Тогда внутренние поля, оставшиеся чистыми, можно использовать в дальнейшей работе.

Желательно завести некую систему условных значков, которые сокращали бы текст самих пометок. Полезно, что бы со временем у вас выработалась и была взята на вооружение неизменная система выделений. Вот некоторые обозначения, которые встречаются на полях и их смысловое значение:

Обратить внимание V

Важно W

Очень важно !

Сомнительно, разобраться ?

Вставка, дополнение <…>

Подчеркивания и отчеркивания. Первые употребляются в тексте, вторые - на полях сбоку текста (вертикальной чертой, фигурной скобкой и т.п.).

Ключевые слова. Это слова, которые выносят на поля или подчеркивают особым образом, например жирно или двойной чертой), привлекая этим к ним внимание.

Вехи. Полезно кроме отчеркиваний, проставлять на полях горизонтальные черточки - вехи, разделяющие части текста по смыслу. Чтобы избежать неопределенности, им необходимо дать направления. Вехи в самом тексте обозначаются значками Г, L, ⊥.

3.Пометки в книгах

Найти и отметить при чтении нужное - этому все посвящают многие часы. Отмечают найденное разными способами. Заметки пишут на отдельных листках бумаги или в тетрадках, а отсылки к тексту книг делают, подсчитывая абзацы и строки: "книга такая-то, с. 40, 3-й абз. св." (сверху).

Между тем подсчитывать абзацы и строчки совсем не обязательно. Можно взять обычную линейку и совместить ее нуль (край) с верхней или нижней строкой книги. Теперь любую часть текста можно "обозначить" в миллиметрах. Например, так: "110 - 185". Эти числа указывают границы текста, расположенного между 110 и 185 миллиметрами линейки. Или с указанием номера страницы (допустим, 95) "95.110 -185".

Имея такие записи, легко работать с одной и той же книгой дома и в библиотеке. Это уже небольшая рационализация.

Учитывая, что текст на книжной странице имеет двусторонние вертикальные поля, следует взять за правило размещать все пометки при первоначальном ознакомлении только с одной стороны, например, с внешней. Тогда внутренние поля, оставшиеся чистыми, используются в последующей работе. Этот прием позволяет избежать применения разноцветных пометок и видеть изменение вашего восприятия по мере чтения.

Делая пометки, надо стараться не наносить вреда книге - работать так, чтобы при необходимости можно было мягкой резинкой, не оставив следа, стереть пометки.

Разрывы линий при подчеркивании указывают, что читать текст нужно не подряд. Разрозненные подчеркнутые слова соединяют стрелками или пунктиром. Таким образом из текста выхватываются именно те слова, которые образуют нужные утверждения или понятия. Читая только подчеркнутые слова и части фраз, мы получаем тексты, поначалу затерянные в абзацах или прямо не сформулированные.

При всем том пометки в личных книгах - дело личное, и нам не хотелось бы навязывать этот прием как какой-то обязательный. Есть читатели, которые его не используют, бывают и обстоятельства, когда он оказывается лишним.

Пометки пометками, но ведь делать их можно лишь в собственных книгах и журналах, да и то не всегда (ценные издания трогать жалко.

4.Тезисы

Слова "получается лучше, сгущеннее" принадлежат А. Твардовскому. Все - от рабочего до поэта, от студента до академика - постоянно испытывают потребность в некоторых случаях изложить мысль в обобщенном виде, "лучше, сгущенное" подать главное, освободив формулировки от всего лишнего, подвести черту под вопросом.

Тезисы - это положения, вбирающие в себя существо значительной части текста, то, что доказывает или опровергает автор, в чем он стремится убедить читателя. В отличие от выписок, содержащих иллюстративный или фактический материал, тезисы всегда имеют доказательства.

Тезисы повторяют, сжато формулируют и, подытоживая, заключают прочитанное или излагаемое устно.

Главное - в содержании. Формулировки тезисов должны быть четкими и краткими. Они должны выявлять суть содержания. Но тут, однако, надо сделать важную оговорку; краткость не должна спорить с содержанием.

Тезисы, как никакая другая запись, позволяют обобщить изучаемый материал, выразить его суть в кратких формулировках. И если план заставляет читателя неотступно следовать за автором книги, то тезисы дают возможность обнаружить краеугольные камни книги, активнее разобраться в содержании.

Процесс составления тезисов позволяет продумать, изучить тот или иной вопрос, используя несколько книг и статей. Важно и то, что ни одна другая форма записи не помогает так хорошо составить доклад, выпукло представляя основную точку зрения автора книги или составителя тезисов.

Наконец, тезисы ценны, а часто и совершенно необходимы для критического анализа книги, статьи или доклада. При их использовании акцентируется, заостряется суть вопроса. Тезисы облегчают возможность противопоставить свои мысли мыслям и убеждениям исследуемых авторов. Обратите внимание - именно убеждениям! Ведь порою, автор может незаметно, четко не формулируя, проводить определенную мысль. Цель исследователя - выявить суть суждений и сделать нужные выводы, хотя бы они явно и не были сформулированы автором.

О тезисах говорят в двух смыслах, имея в виду и способ выражения собственных размышлений, и способ изложения содержания какого-либо текстового источника. Нас интересует вторая форма - записи. Различают три ее типа.

Основные тезисы

- принципиально важные, главные положения, обобщающие содержание источника, которые в своей совокупности иногда носят характер главных выводов. Они могут составить отдельную самостоятельную запись, при необходимости отображающую содержание всего материала под тем или иным углом зрения (тематическая запись). Основные тезисы составляются, как правило, к крупным законченным разделам или же целиком ко всему произведению.

Простые тезисы выделяются из многих частей произведения вне зависимости от его общей направленности, причем это можно сделать уже при первоначальном ознакомлении с текстом. Основные тезисы, наоборот, можно успешно составить лишь после уяснения сути всего произведения в целом. К каждому основному тезису может быть приложено несколько простых, разъясняющих тезисов. Если тезисы составляются к сложному плану, то главным пунктам такого плана могут соответствовать основные, а подпунктам - простые.

Таким образом, мы подошли к определению третьего типа тезисов. Запись, включающая эти два вида - простые и основные - называется

Сложные тезисы

Как в сложном плане за основными пунктами следуют подпункты, так и в сложных тезисах за основными идут простые, раскрывая и поясняя их содержание. Сложные тезисы в сочетании с планом и выписками, иллюстрирующими, раскрывающими детали, могут составить прекрасный конспект.

В самих тезисах не приводятся обосновывающие факты, примеры. Но тезисы сами по себе всегда должны быть обоснованы, доказаны. Поэтому полезно в записи отсылать к обоснованиям, доказательствам, остающимся в проработанной книге или статье. Стоит сохранять самобытную форму высказывания, оригинальность суждения автора, иначе тезисы рискуют потерять свою документальность, а значит, снизится острота восприятия материала.

Часть тезисов может быть записана в виде цитат. Этот метод применяют при подготовке рецензий и аннотаций, для сравнения разных точек зрения, а также в тех случаях, когда необходима особая осторожность в выводах. Но тезисы-цитаты иной раз могут быть очень длинными. Поэтому неплохо бы составлять к ним план. Для ускорения подготовки материалов можно пользоваться вкладными листками, шифрами и копиями текстов.

Тезисы, зафиксированные в виде шифров, к примеру: 13-11-4н, 13-14-2в ("н" - строка снизу, "в" - строка сверху), или отчеркнутые с помощью вкладных листков, не потребуют переписывания. Тогда в источниках (не только в одном, но одновременно и в нескольких) можно будет открыть нужные места и сравнить положения, отобранные с помощью шифров-цитат или отчеркиваний на вкладных листках.
В противоположность простым тезисам, которые в большинстве случаев могут быть составлены из цитат, основные тезисы чаще всего формулируют самостоятельно. После предварительного ознакомления текст необходимо прочитать вторично. При этом следует разбить текст (с помощью плана или без него - отчеркиванием и подчеркиванием, вехами) на ряд логически завершенных частей. В этих частях определяют, а затем записывают главные идеи или временно просто отмечают их с помощью вкладных листков. Затем, хорошо продумав выделенное, уяснив его суть, формулируют отдельные положения. Так будут выкристаллизованы основные тезисы.
Умело составленные тезисы вытекают один из другого. Первый, открывающий записи, или последний, завершающий их (наиболее общие в той или иной мере), определяют содержание остальных тезисов или подытоживают все предыдущие. Не исключено, что ряд положений потребуется объединить не в порядке изложения, а в их логической связи, важной для того, кто составляет тезисы. Чтобы не осложнять при этом поиск, полезно связывать тезисы и тексты источника ссылочными страницами, шифрами или вкладными листками, отсылающими к абзацам и даже к отдельным строкам.

Предварительно составленный план оказывает существенную помощь в подготовке тезисов, в частности при совершенствовании формулировок. Его делают не очень подробным. Если подробный план уже есть, его предельно сокращают, исключая второстепенные пункты, отражающие отдельные факты, примеры и т.д. Но не следует думать, что план остается лишь вспомогательным орудием. Это нужное пособие в дальнейшей работе над тезисами и с помощью тезисов. Его можно использовать для раскрытия тезисов при подготовке лекций, докладов или, скажем, при повторении пройденного к экзаменам. Вспомогательные пункты плана, которые при составлении тезисов не были приняты во внимание, теперь помогут обосновать, проиллюстрировать содержание. Все это окажется важным и тогда, когда на основе тезисов и плана потребуется составить конспект.

Некоторым людям необходимо заучивать, чтобы запомнить материал, другие схватывают суть и запоминают моментально, так как обладают тренированной цепкой памятью и хорошим фундаментом, например знанием предмета. Поэтому такая форма записи, как тезисы, может тренированными и знающими людьми использоваться с большим успехом, чем пространные и требующие большого и длительного труда конспекты, тем более, когда нет на их составление достаточного времени.

Не обязательно тезисы писать сухо. В зависимости от назначения записей можно писать, и это особенно хорошо для устного зачитывания тезисов, даже с задором, с заранее сформулированными вопросами к аудитории. Тогда тезисы активизируют аудиторию, делая их защиту надолго запоминающейся и яркой.

Тезисы, составленные вчерне, нелишне тщательно сверить с содержанием источника и после этого переписать начисто. Тут и поможет подробный план, связанный с текстом источника ссылочными страницами.

В окончательном виде тезисы нумеруют по порядку. Рациональная последовательность позволяет сделать их краткими, избежать повторений. Все это, как правило, ведет к коренной переработке записей, к их совершенствованию, другими словами, к улучшению восприятия материала, его глубокому изучению, анализу и к проверке усвоения пройденного.

5.Конспекты

Внимательный читатель, конечно же, обратил внимание на то, что описание записей мы не начали с самой, казалось бы, распространенной - с конспекта. Сейчас вы узнаете, почему мы так поступили. К сожалению, были основания.

Сейчас мы зададим два странных вопроса и ответим на них неожиданным образом.

Можно ли заниматься, не зная, чем?

Делать, не зная, что?

Оказывается, можно. С конспектами возникла парадоксальная ситуация, что-то вроде мистики. Тысячи людей составляют конспекты, о структуре которых понятия не имеют.

Да, да! Как ни странно, но далеко не каждый знает, что такое конспект, однако бойко это нечто создает.

Обычно так называют любую краткую запись, и составители иногда не знают, с чем имеют дело!

Между тем понятие конспект подразумевает объединение выписок, плана, тезисов или, по крайней мере, двух любых этих форм. Главное требование к конспекту - запись должна быть систематической, логически связной, чтобы ею можно было пользоваться не только составителю, но и другим читателям, скажем, ученикам одного класса. По этой же причине к правильно составленному конспекту можно с успехом обратиться через несколько лет после его написания, и этим он приближается к реферату. Одним словом, конспект - наиболее универсальный вид записей по сравнению с другими их формами. При работе с ним меньше риска заблудиться в чужих мыслях, чем при использовании выписок, планов и даже тезисов, не говоря уже о набросках - беглых заметках "для себя".

В случае если вы собираетесь давать свои конспекты товарищам или обращаться к этим записям спустя годы, следует аккуратнее, разборчивее вести записи.

Каждый знает, что конспект очень полезен. При его составлении обретаются не только знание предмета, но и уверенность в себе. Он бывает очень нужен, так как придает веру в твердую потенциальную возможность обратиться к конспекту в случае необходимости, и таким образом черпать знания.

Конспект - дворец

Читатели задают вопрос: «А кому нужно определение конспекта? Не все ли равно, из чего он состоит? Нам достаточно любой краткой записи существа текста или, скажем, лекции...»

Что можно ответить на это?

Ну, во-первых, читатели в своем вопросе по существу дали определение конспекта. Но сделали это не очень удачно, так как поставили знак равенства между тезисами, выписками и планами. Читатели как бы забыли, что любая из этих записей является кратким изложением сути текста или устного выступления.

А, во-вторых, давайте порассуждаем.

Если человек, начав строить жилище, возведет сначала подсобное помещение (выписки), затем приступит к строительству дома (по плану), затем, укрепив фундамент, водрузит второй этаж (назовем его тезисами), то каждое из этих действий улучшит сооружение.
Не стоит полагать, что «любая запись важна сама по себе, из каких бы элементов она ни состояла, как бы плохо ни была организована. Важно, чтобы она помогала осваивать содержание».

Рассуждать так, значит строить, не задумываясь о предназначении и облике сооружения, и о том, что в результате ваших усилий получится, большую или меньшую пользу принесет.

Но надо ли останавливаться в своем строительстве на сарае или окопе, или разумнее проектировать с самого начала добротный дом, который облегчит и украсит вашу жизнь.

Так вот, определение конспекта - это и есть тот проект, по которому создается полезное и красивое здание - конспект.
Определение конспекта - это и есть проект жилища мыслей - проект дворца-конспекта.

Типы конспектов

Конспекты можно условно подразделить на несколько типов.

Плановые конспекты
пишутся с помощью предварительно составленного плана произведения. Каждому пункту плана в такой записи отвечает определенная часть конспекта. Но если какой-то пункт плана не требует дополнений и разъяснений, его можно и не сопровождать текстом. Это одна из особенностей короткого плана-конспекта, помогающего лучше усвоить материал уже в процессе его изучения. Составление такого конспекта приучает последовательно и четко излагать свои мысли, работать над книгой, обобщая ее содержание в формулировках плана. Краткий, простой, ясный по своей форме план-конспект - незаменимое пособие при необходимости быстро подготовить доклад, выступление.

Если конспект создается на основе плана, то надо иметь в виду, что характерную для плана некоторую недосказанность, схематичность предстоит исправить в новой записи. Именно это одна из основных задач написания такого конспекта. Здесь есть возможность внести в запись недоступные для плана подробности, с нужной детализацией раскрыть его пункты.

Качество такого конспекта порой целиком зависит от качества плана, от того, насколько пункты плана будут не только раскрывать содержание, но и дополнять его по существу своими заголовками.

Однако работать с таким конспектом спустя какое-то время после составления довольно трудно, так как не всегда легко удается восстановить в памяти содержание источников. Существенную помощь тогда могут оказать вкладные листки или отметки в книге, сделанные в процессе чтения.

Самый простой плановый конспект составляется в виде ответов на пункты плана, сформулированные в вопросительной форме. Уже в процессе подготовки, а иногда и при последующей переделке плановый конспект может отразить логическую структуру и взаимосвязь отдельных положений.

Текстуальные конспекты
составляются в основном из цитат. Они связываются друг с другом логическими переходами. Конспект может быть снабжен планом и включать отдельные тезисы в изложении составителя или автора. Текстуальный конспект -прекрасный источник дословных высказываний авторов книг. Он помогает выявить спорные моменты. Особенно целесообразно использовать этот вид конспектирования при изучении материалов для сравнительного анализа положений, высказанных рядом авторов.

Текстуальный конспект в большинстве случаев является пособием, используемым длительное время. Иногда его делают и как временное пособие для ускоренной проработки произведений. Хотя при его подготовке требуется определенное умение быстро и правильно выбирать основные цитаты, этот тип конспекта составлять нетрудно.

Существенный недостаток текстуального конспекта заключается в том, что он мало активизирует внимание и память. Это особенно проявляется, когда конспект составлен на основе выписок, сделанных давно, а также без глубокой проработки материала, без его усвоения. Поэтому следует вовремя привлекать в помощь ссылочные страницы и вкладные листки, тем самым связывая конспект с источником.

Текстуальные конспекты при последующей их доработке или уже в процессе составления могут превращаться в

Свободные конспекты
- сочетание выписок, цитат, иногда и тезисов. Часть текста его может быть снабжена планом, который идет бок о бок с текстом.
Такой конспект требует умения самостоятельно четко и кратко формулировать основные положения. Для этого необходимы глубокое осмысление материала, большой и активный запас слов. Само составление такого конспекта успешно развивает эти качества. Свободный конспект, пожалуй, наиболее полноценный, но он довольно трудоемок, его не составить в один присест.

Тематические конспекты
дают вам более или, менее исчерпывающий ответ (в зависимости от числа привлеченных источников, в том числе и ваших же записей) на поставленный вопрос-тему. Специфика этого конспекта в том, что, разрабатывая определенную тему по ряду источников, он не отображает всего содержания каждого из используемых произведений.

Составление тематического конспекта помогает всесторонне обдумывать тему, анализировать различные точки зрения на один и тот же вопрос, мобилизовать свои знания. Собственный рабочий каталог, картотеки, наконец, другие конспекты и записи будут способствовать этому.

Обзорные конспекты
Это обзоры на определенную тему с использованием одного или, чаще, нескольких источников.
К таким конспектам можно отнести и

Хронологические конспекты
Как говорит само название, основное, чему подчинена запись, это обзор хронологической последовательности событий на фоне отражения самих событий. В отличие от обзорного конспекта на ту же тему хронологический конспект более краткий, конкретный. Конечно, чтобы в полной мере освоить работу над конспектами, первоначально следует овладеть методикой подготовки выписок, затем составлением планов, а в дальнейшем - тезисов. И все же можно не проходить последовательно всей цепочки. Студенты, скажем, уже на первом курсе неплохо составляют конспекты, аспиранты, да и школьники, с успехом выступают с рефератами. И тут есть своя логика. Если читатель, не имея навыка, составляет плохой план или плохие тезисы, а затем пытается ими заменить серьезную книгу, это кончается, как правило, конфузом. Но если к такой книге сразу же пишется конспект и позже на его основе составляется реферат, то в большинстве случаев по этим записям можно восстановить содержание источника. И тут нет ничего загадочного: план, как известно, дает некий ключ к содержанию выписок, тезисы с цитатами, поясняющими их положения, доказательны сами по себе. Наконец, даже хорошо тренированный читатель не всегда правильно выбирает для работы с конкретным источником сразу ту форму записи, которая окажется полезнее других; выбрав же конспект, реферат, он поневоле применит именно те записи, которые окажутся наиболее плодотворными.

Конспекты - эти синтетические записи - помогают использовать в нужном объеме различные формы работы над текстом, подходящие для каждого конкретного случая.

Если вы не успеваете составить конспект, то часть его текста можно попытаться ненадолго заменить подробным планом. Это минутное дело. В дальнейшем представится возможность восполнить упущенное (к плану добавить текст, завершить запись). Вы можете также любой конспект дополнить новым содержанием, озаглавливая часть его текстов пунктами плана, внося новые записи от себя и от автора.

6. Правила составления плана презентации


Грамотно построенная презентация способствует достижению успеха.Составление плана - ключевой момент в ее подготовке. Просто следуйте этим простым пошаговым советам, и Вы будете на верном пути в Вашей работе и карьере.

Что необходимо иметь

Бумага, ручка, компьютер .

Краткое пошаговое руководство

Итак, приступим к действиям, настроившись на положительный результат .
Шаг - 1
Определите цели презентации. Для этого проанализируйте, зачем она вам нужна, какого эффекта вы хотите добиться, что должна сделать аудитория после того, как презентация будет закончена. Цели определяют структуру доклада, выбор наглядных пособий и способ подачи информации в целом. Выполнив это, переходим к следующим действиям .
Шаг - 2
Узнайте как можно больше информации об аудитории, перед которой вам предстоит выступать. От этого напрямую зависит порядок составления плана выступления. Чем больше аудитория, тем ярче и понятнее должна быть презентация и, наоборот, чем присутствующих меньше, тем более конкретной и углубленной должна быть рассматриваемая проблема. Выполнив это, переходим к следующим действиям .

Шаг - 3
Начните построение плана с введения. Укажите в нем предпосылки возникновения рассматриваемой проблемы и обозначьте саму проблему. Обратите внимание на то, что информация, находящаяся на слайдах, не должна полностью дублировать ваш доклад. Она нужна для того, чтобы дополнять и подтверждать ваши слова. Выполнив это, переходим к следующим действиям .
Шаг - 4
Приступите к основной части после того, как введение будет готово. В этом блоке проблема должна быть рассмотрена более детально. Проведите анализ сложившейся ситуации, приведите какие-либо примеры, обозначьте тезисами ключевые моменты. Выполнив это, переходим к следующим действиям .
Шаг - 5
Уделите особенное внимание заключению. Именно оно во многом определяет успех вашего выступления. В этом блоке должны быть предельно наглядно отображены ваши выводы и предложения по решению обсуждаемой проблемы. Выполнив это, переходим к следующим действиям .

Шаг - 6
Выберите основные средства подачи информации, основываясь на тематике выступления и предрасположенностях аудитории. Определите, что лучше отобразит суть дела. Это могут быть рисунки, таблицы, графики, схемы и т.д. Выполнив это, переходим к следующим действиям .
Шаг - 7
Отметьте для себя на отдельном листе, какой слайд соответствует каждому из разделов. Это поможет вам быстро ориентироваться .

7.Приложение

1). Некоторые наиболее части применяемые пометы и их смысловое значение приведены ниже.

!!!? - согласен, правильно;

> < - более, менее;

+ О - интересно, красиво;

Х! - важно, очень важно;

~ ? - сомнение, проверить;

# ? - малопонятно, вопрос, сомнение;

- - слабое место;

? - не согласен;

г от, | - интервал;

L - до;

NB 0 - важно;

ГОД - главная, основная, дополнительная мысли;

??? - обобщение, сумма, итог;

?? - общий итог;

PS - приписка, написанное после.



© 2010-2022