• Преподавателю
  • Обществознание
  • Проект Развитие ключевых компетенций учащихся на уроках общественных дисциплин на основе системно - деятельностного подхода в обучении

Проект Развитие ключевых компетенций учащихся на уроках общественных дисциплин на основе системно - деятельностного подхода в обучении

Раздел Обществознание
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ


Развитие ключевых компетенций учащихся на уроках общественных дисциплин

на основе системно - деятельностного подхода в обучении

Разработчик проекта:

Тютрюмова Татьяна Сергеевна, учитель истории и обществознания

Город Лянтор, Сургутского района


Структура проекта


  1. Краткая аннотация проекта

  2. Обоснование необходимости проекта

  3. Цели и задачи проекта

  4. Основное содержание проекта

  5. Инновационная направленность проекта

  6. Ожидаемые результаты и социальный эффект

  7. Результаты реализации проекта

  8. Перспективы дальнейшего развития проекта

  9. Литература

















Краткая аннотация проекта

Проект «Развитие ключевых компетенций учащихся на уроках общественных дисциплин на основе системно - деятельностного подхода в обучении» является обобщенным методическим материалом по организации образовательной деятельности с учащимися на уроках общественных дисциплин на основе системно - деятельностного подхода в обучении. Структура проекта отвечает всем требованиям разработки педагогического проекта, логически последовательна. Проект может стать пособием для работы учителя при компетентностном подходе обучения. Проект рассчитан на решение образовательных и социальных проблем современной школы, направлен на развитие личности ребенка, повышение мотивации обучения истории и обществознания, уровня ключевых компетенций учащихся. Содержание проекта в графическом варианте представлено в кластере «Системно-деятельностный подход в обучении на уроках общественных дисциплин» (приложение1).

Обоснование необходимости проекта


Системно - деятельностный подход продиктован стратегией модернизации содержания общего образования и национальной образовательной инициативой «Наша новая школа», требует поиска оптимальных путей обучения. Современный этап развития общества требует от человека новых видов и форм мышления: нестандартного, творческого, аналитического, поэтому образовательный процесс больше нельзя ориентировать исключительно на репродуктивные действия учащихся. Системно - деятельностный подход лежит в основе реализации основной образовательной программы и предполагает поиск учителем эффективного управления образовательным процессом и оптимальных путей обучения. Анализ развития современного общества невозможен без адаптации его к историческому прошлому. Помочь осмыслить учащимся историческую информацию - задача современного учителя. Изучение истории и обществознания предполагает как анализ теоретического материала, так и прочное знание фактов. Учащиеся получают достаточно качественные знания, но вся беда в том, что применить свои знания на практике удается незначительной части выпускников школы. Не всегда сумма знаний - залог успешности в будущем. Следовательно, необходимо переходить от формирования ЗУН к формированию компетенций, которые шире по своему содержанию, т.к. включают в себя формирование умений, позволяющих учащимся самостоятельно определять цели, принимать решения и действовать в обычных и нестандартных ситуациях. В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Общая дидактика и частные методики в рамках учебного предмета призывают решать проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития. А это предполагает поиск новых форм и методов обучения, обновление содержания образования.

Учитель определяет новые ориентиры в преподавании, направленные на развитие ключевых компетенций, формирование способностей использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. В коллективе нашей школы принята классификация образовательных компетенций, предложенная А.В. Хуторским: компетенции, относящиеся к общему (метапредметному) содержанию образования, общепредметные и предметные. Понимая, что образовательная система, на развитие компетенций, оказывается беспомощной в формировании знаниево - умениевого фундамента компетенций считаю необходимым использовать компетентностный подход в своей преподавательской деятельности, при активной деятельности ученика и эффективном управлении со стороны учителя. В соответствии с компетентностным подходом, исходя из темы школы «Формирование ключевых компетенций на основе мониторинговых исследований» разработан проект «Развитие ключевых компетенций на основе системно - деятельностного подхода в обучении», главная задача которого - помочь ребенку адаптироваться в социальном мире, стать компетентным, способным осознать сущность абсолютного большинства социальных явлений в постоянно меняющемся мире. Существование множества технологий преподавания истории не лишает современного учителя возможности расширить методический потенциал творческой лаборатории. Учитель, обогащая арсенал собственных средств и методов обучения и воспитания, вправе делать в этой области личный выбор.

Цели и задачи проекта

Цель: обеспечение перехода на стандарты второго поколения через высокий уровень эффективности управления образовательным процессом

Задачи:

1. Осуществлять модернизацию эффективности управления образовательным процессом через системно - деятельностный подход в обучении.

2. Формировать и развивать внутреннюю мотивацию, ключевые компетенции обучающихся.

4. Обеспечить высокую профессиональную компетентность педагога через систему непрерывного образования, внедрение современных подходов и технологий образовательного процесса.





Сроки реализации проекта: 2012 - 2016 гг.

Этапы реализации проекта

1. Ориентировочный этап (2012 - 2013 гг.). Данный этап предполагает выявление перспективных направлений педагогической деятельности, проектирование нового качественного процесса образования в условиях модернизации отечественной школы.

2. Преобразующий этап (2013 - 2014гг.). Данный этап предполагает реализацию стратегии перехода школы в новое качественное состояние в условиях эффективного управления образовательным процессом, направленным на реализацию федерального государственного образовательного стандарта.

3. Обобщающий этап (2014 - 2016 гг.). Данный этап предполагает анализ достигнутых результатов и определение перспектив дальнейшего развития, обобщение и распространение опыта работы.

Основное содержание проекта

Проект «Развитие ключевых компетенций на основе системно - деятельностного подхода в обучении» имеет целевой, содержательный и диагностический разделы. В целевом разделе системно - деятельностный подход рассматривается как методологическая основа стандартов начального общего и основного общего образования нового поколения и предполагает глубокие системные преобразования всего образовательного процесса, начиная с целеполагания, и заканчивая оцениванием результатов образования, поэтому вызывает высокую потребность пересмотра деятельности педагога на всех ступенях обучения учебных дисциплин. Это наиболее концентрированное понятие объединяет различные формы, методы и технологии компетентностного обучения. Решая задачи эффективности управления образовательным процессом, необходимо пересмотреть типологию уроков, критерии оценивания деятельности учащихся и урока в целом. При моделировании урока цели и задачи должны обеспечить дидактические принципы системно - деятельностного подхода:

- принцип деятельности - ученик сам добывает знания, а не получает их в готовом виде;

- непрерывности - преемственность между ступенями бучения на уровне технологий, содержания и методик обучения;

- целостности - обобщенного системного представления о мире;

- минимакса - определяется зона ближайшего развития и государственного стандарта знаний;

- психологической комфортности - педагогики сотрудничества, диалоговых форм общения;

- вариативности - формирования критического мышления;

-творчества - приобретения собственного опыта творческой деятельности. Исходя из формирования того или иного действия необходимо определить тип урока, пользуясь типологией уроков А.К. Дусавицкого. Урок:

- постановки учебной задачи;

- решения учебной задачи;

- моделирования и преобразования модели;

- решения частных задач с применением открытого способа;

- контроля и оценки.

Или по дидактической системе «Школа 2000…»:

- уроки «открытия нового знания;

- уроки рефлексии;

- уроки общеметодической направленности;

- уроки развивающего контроля.

Например, на этапе: самоопределение к деятельности (орг. момент) организуется положительный настрой ученика к деятельности на уроке, его внутренняя потребность («хочу») и выделяется содержательная область («могу»). На этапе актуализации знаний и фиксация затруднений в деятельности происходит подготовка мышления детей к проектировочной деятельности. На этапе постановки учебной задачи учащиеся соотносят свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.), и на этой основе выявляют и фиксируют во внешней речи причину затруднения. Исследование возникшей проблемной ситуации в форме эвристической беседы развивает коммуникативную компетенцию учащихся. Построение проекта выхода из затруднений («открытие» детьми нового знания) позволяет учащимся осуществить выбор метода разрешения проблемной ситуации, и на основе выбранного метода произвести выдвижение и проверку гипотезы
в форме мозгового штурма (подводящий диалог, побуждающий диалог и т.д.). При первичном закреплении учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием установленного алгоритма во внешней речи.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону позволяет учащимся самостоятельно выполнить задания на применение нового способа действий, осуществить самопроверку, пошагово сравнивая с образцом, и оценить ее. На этапе включения в систему знаний и повторения новое знание включается в систему знаний. «Рефлексия деятельности» (итог урока) - подводит ученика к самооценке деятельности на уроке. В завершение фиксируется степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности, и намечаются цели последующей деятельности. Домашнее задание дается с элементами выбора, творчества.

Эффективность управления образовательным процессом на уроке истории и обществознания рассматривается в создании методической системы, при которой необходимо разумное сочетание современных образовательных технологий с традиционными методами и глубоким осмыслением исторического материала. На уроках общественных дисциплин эффективны элементы технологии критического мышления и приникающей технологии: кластер-выделение смысловых единиц текста и его графическое оформление, метод инцидента, учебно-мозговой штурм, театрализация, интеллектуальная разминка, экспертиза, оживи картину, исследовательский проект, синквейн, ролевой проект, создание медиапрезентаций и другие.

Важная роль отводится работе с первоисточниками, документами, специально подобранными текстами. В текстах ученик должен найти ответ на интересующий именно его вопрос. Это создает возможность построения для каждого ученика самостоятельного образовательного маршрута. Этому способствуют, например, задания, связанные с поиском в тексте главного, самостоятельной постановкой вопроса по содержанию текста. Самостоятельные работы, проверки, взаимопроверки, интерактивное тестирование становятся привычным для учеников занятием. Используется и методика самопроверки знаний. Учащиеся выполняют тест, а затем проводят самопроверку и анализируют ошибки, выставляют оценки. Индивидуальный и дифференцированный подход прослеживается через систему минимакса. Слабый ученик ограничится минимумом, а сильный организует свою работу по максимому. Принцип минимакса связан с принципом вариативности. Принцип вариативности предполагает развитие нестандартного мышления учащихся, то есть понимания возможности различных способов решения задач и умения осуществлять анализ альтернатив. Принцип минимакса эффективно работает тогда, когда учителю удалось пробудить у значительной части интерес к рассматриваемым проблемам. Максимально погрузиться в изучаемую эпоху и вызвать такой интерес позволяют игровые моменты на уроке. Игра на уроке истории - активная форма деятельности, в ходе которой моделируется определенная ситуация прошлого или настоящего. Главная цель такого занятия - это создание игрового состояния - специфического эмоционального отношения субъекта к исторической действительности. Таким образом, ученики наполняют историю персонажами, которых они сами и изображают, хотя и по-разному в играх различного типа. Игра заставляет ребенка перевоплотиться в человека из прошлого или современности. Через понимание мыслей, чувств и поступков героев школьники моделируют историческую реальность. При этом приобретаемые знания становятся для каждого ученика-игрока личностно значимыми, эмоционально окрашенными, ребенок должен как бы прочувствовать свой персонаж изнутри благодаря глубокому познанию всей эпохи. Учащиеся, получая задания аргументировать позицию какого-либо исторического деятеля, с интересом изучают его биографию, приводят факты, далеко выходящие за рамки программы. Такая трудная задача требует от ученика мобилизации всех знаний и умений, побуждает осваивать все новые и новые знания и углублять их, расширяет его кругозор и, самое главное, заставляет осваивать компетенции, в первую очередь, коммуникативные, регулятивные. Практика изучения курсов истории показывает, что учащиеся с особым интересом относятся к уроку, если в нем присутствуют образы людей. Ученики вступают в прямой диалог с персонажами прошлого, размышляют, делятся своими идеями, мнениями. Отвечая на вопросы: Каково ваше отношение к событиям? Кого бы вы поддержали в этой ситуации? Почему? - школьники приобретают навыки анализа ситуаций, моделирования позиций участников, понимания их ролей. Накапливается опыт формирования своего отношения к событиям, особенно необходимый для самоопределения в окружающей действительности. Диалоговое общение позволяет достичь большей глубины взаимопонимания, самораскрытия, создает условия для глубокого общения. Происходит замена объяснения материала учителем на самостоятельное открытие нового учениками. Использование такого подхода в обучении приводит к полному изменению структуры и качества урока, что непременно скажется на результате.

Инновационная направленность проекта

Инновационную направленность проекта относится к модификационному или комбинаторному виду, что предполагает модернизацию, совершенствование, оптимизацию управления образовательным процессом.

Направленность опыта заключается:

- в модернизации эффективности управления образовательным процессом, методической, психологической помощи, диалогического взаимодействия учителя и ученика, подготовке личности ученика к социализации;

- формировании и развитии внутренней мотивации учащихся, и более качественного овладения материала;

- развитии индивидуальных особенностей учащихся, их самостоятельности, развитии критического мышления;

- реализации компетентности ученика.

Основная идея инновационного педагогического опыта заключается в решении противоречий знаниевого и компетентностного подходов обучения: Чему учить? И как учить?

Способы: групповая, парная, индивидуальная форма работы дают преимущества: активный тип занятий, взаимодействие учащихся, осуществление обратной связи, активизация мыслительной и познавательной деятельности учащихся, умение целенаправленно добывать информацию. Новизна: меняется роль учителя, он является консультантом, учащиеся учатся добывать знания самостоятельно. Данный опыт дает реальные положительные результаты: у учащихся возрастает интерес к истории, повышается мотивация обучения, наблюдается положительная динамика личностного роста ученика по предмету, приобретаемые ими знания и опыт могут и должны пригодиться в жизни.

Методологическая база проекта

Системно - деятельностный подход основывается на теоретических положениях концепции Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, П. Я. Гальперина, раскрывающих основные психологические закономерности процесса обучения и воспитания, структуру образовательной деятельности учащихся с учетом общих закономерностей онтогенетического возрастного развития детей и подростков. Понятие системно-деятельностного подхода было введено в 1985 г. как особого рода понятие, которым стремились снять оппозицию внутри отечественной психологической науки между системным подходом, классиков отечественной науки (таких, как Б.Г.Ананьев, Б.Ф.Ломов и др.), и деятельностным, который всегда был системным (его разрабатывали Л.С.Выготский, Л.В.Занков, А.Р.Лурия, .Б.Эльконин, В.В.Давыдов и многие др.). Системно-деятельностный подход является попыткой объединения этих подходов. Особенностью системно-деятельностного подхода является положение о том, что психологические функции и способности есть результат преобразования внешней предметной деятельности во внутреннюю психическую деятельность путем последовательных преобразований. При этом содержание образования проектирует определенный тип мышления ребенка - эмпирический или теоретический в зависимости от содержания обучения. Содержание же учебного предмета выступает как система научных понятий, конституирующих определенную предметную область. Согласно теории В. В. Давыдова, сформулированной в работе «Теория развивающего обучения», деятельность имеет преобразовательный, целенаправленный и культурно-исторический характер. Она неразрывно связана с общением и имеет коллективную форму реализации. Таким образом, желая сместить акцент в образовании с усвоения фактов (Результат - Знания) на овладение способами взаимодействия с миром (Результат - Умения), мы приходим к осознанию необходимости изменить характер учебного процесса и способы деятельности учащихся. Для включения ребёнка в активную познавательную коллективную деятельность необходимо:

- связывать изучаемый материал с повседневной жизнью и с интересами учащихся;

- планировать урок с использованием всего многообразия форм и методов учебной работы, и, прежде всего, всех видов самостоятельной работы, диалогических и проектно-исследовательских методов;

- привлекать для обсуждения прошлый опыт учащихся;

- оценивать достижения учащихся не только отметкой, но и содержательной характеристикой.

Системно-деятельностный подход - методологическая основа стандартов общего образования нового поколения, нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности.

В основе усвоения системы научных понятий лежит организация системы учебных действий. Как указывал В.В.Давыдов, первичная форма существования теоретического знания - это способ действия. Системно-деятельностный подход приводит к пониманию того, чем являются в широком смысле слова стандарты образования. Такой подход не отрицает ЗУНовского подхода. На оперционально-технологическом уровне без ЗУНов ничего не получится. Вместе с тем, действует еще одна формула: компетенция - деятельность - компетентность. Компетенция как объективная характеристика реальности должна пройти через деятельность, чтобы стать компетентностью, как характеристикой личности. Эта формула помогает нам понять, что такое компетентность. Это знание в действии. И компетентностный подход не противостоит деятельностному, а снимается им. Системно-деятельностный подход к результатам образования, означает, в частности, что изменяется представление о содержании образования. Его состав, в соответствии с принятым подходом к формированию стандарта и конкретизирующей его системой нормативных документов, определяется не только традиционной «ЗУНовской» составляющей, отражающей систему взглядов, идей, теорий, ключевых понятий и методов базовых наук, лежащих в основе школьных предметов, но и дополняется «деятельностной» составляющей, отражающей представления о структуре учебной деятельности на разных этапах обучения и при разных формах ее организации.

Системно-деятельностный подход позволяет на каждой ступени общего образования:

- представить цели образования в виде системы ключевых задач, отражающих направления формирования качеств личности;

- на основании построенных целей обосновать не только способы действий, которые должны быть сформированы в учебном процессе, но и содержание обучения в их взаимосвязи;

- выделить основные результаты обучения и воспитания как достижения личностного, социального, коммуникативного и познавательного развития учащихся.
К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы отнесены:

- личностные результаты - готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально - личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества;

- сформированность основ российской, гражданской идентичности;

- метапредметные результаты - освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);

- предметные результаты - освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира. Личностные результаты формируются за счёт реализации, как программ отдельных учебных предметов, так и программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни. Метапредметные результаты формируются за счёт реализации программы формирования универсальных учебных действий и программ всех без исключения учебных предметов. В результате изучения предметов на ступени начального общего образования у выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться. В сфере личностных универсальных учебных действий будут сформированы внутренняя позиция обучающегося, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы. В сфере регулятивных универсальных учебных действий выпускники овладеют всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы в образовательном учреждении и вне его, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение. В сфере познавательных универсальных учебных действий выпускники научатся воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты - тексты, использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач. В сфере коммуникативных универсальных учебных действий выпускники приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в сообщениях, важнейшими компонентами которых являются тексты. Системно-деятельностный подход обеспечивает достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего, основного общего образования и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности. В целом системно-деятельностный подход в обучении означает, что в этом процессе ставится и решается основная задача образования - создание условий развития гармоничной, нравственно совершенной, социально активной, профессионально компетентной и саморазвивающейся личности через активизацию внутренних резервов. Для реализации системно-деятельностного подхода необходимо перейти от освоения отдельных учебных предметов к межпредметному изучению сложных ситуаций реальной жизни. Соответственно, специфические для каждого учебного предмета действия и операции должны быть дополнены универсальными (метапредметными) учебными действиями. Деятельностная форма результатов образования предполагает ряд существенных изменений в образовании. Например, эти изменения коснутся системы оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы, в том числе не только оценки индивидуальных достижений обучающихся, но и деятельности педагога образовательного учреждения. Изменения в обязательном порядке будут затрагивать вопросы проектирования образовательного процесса с точки зрения его направленности на достижение требований Стандарта к результатам, в том числе и использование современных технологий деятельностного типа, к которым можно отнести технологии, основанные на уровневой дифференциации, на создании учебных ситуаций, на реализации проектной и исследовательской деятельности, на кооперации в обучении и др. Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности, указывает и помогает отследить ценностные ориентиры, которые встраиваются в новое поколение стандартов российского образования.

Педагогическая целесообразность проекта

Характеристика ключевых элементов, определяющих смысловую направленность педагогического опыта, представлена в виде кластера «Системно-деятельностный подход в обучении». Рассматриваем деятельностный подход в обучении как планирование и организацию учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности учащихся, ориентированной на заданный результат. Целью системно-деятельностного подхода является развитие универсальных учебных действий.

Главные задачи:

- воспитание и развитие качеств личности;

- саморазвитие и непрерывное образование;

-учебное сотрудничество;

- развитие личностного самосовершенствования, коммуникативной, учебно-познавательной, регулятивной, общекультурной компетенций.

Ожидаемыми результатами должны стать: личностные, метапредметные, предметные результаты.

Условия достижения цели и задач:

- активность обучающихся;

- универсальные учебные действия;

- эффективность управления образовательным процессом;

- сотрудничество субъектов образовательного процесса.

Средства обучения: материально- техническое обеспечение, технологии, выбор форм, методов и приемов обучения.

Пути повышения мотивации: учебно-исследовательская деятельность; проектная; ситуация успеха и учебная ситуация (ситуация - проблема, ситуация-иллюстрация, ситуация - оценка, ситуация-тренинг).

Деятельностный подход на уроке обеспечивает включение детей в деятельность:

- целеполагание и мотивация осуществляется на этапе постановки учебной задачи;

- прохождение всех необходимых этапов усвоения понятий, что позволяет существенно увеличить прочность знаний;

- учебные действия детей - на этапе "открытия" нового знания;

- действия самоконтроля и самооценки - в ходе выполнения самостоятельной работы, которую дети проверяют здесь же в классе.

Деятельностный подход создает благоприятные условия для разноуровневого обучения и практической реализации всех дидактических принципов. Составляя конспект очередного занятия, необходимо продумать: какой учебный материал отобрать и как подвергнуть его дидактической обработке; какие методы и средства обучения выбрать; как организовать собственную деятельность и деятельность учащихся; как сделать, чтобы взаимодействие всех этих компонентов привело к определенной системе знаний и ценностных ориентаций. При целеполагании можно воспользоваться таксономией, разработанной американским педагогом Б. Блумом. Деятельность учащихся на уроке характеризуется по уровням и представлена глаголами: знание (перечислить, назвать, показать); понимание (определить, сформулировать, рассказать); применение (выбрать, классифицировать, исследовать); анализ (сравнить, связать, противопоставить); синтез (сгруппировать, обобщить, составить); оценка (доказать, обосновать, оценить).

Учебная деятельность организована таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями. Для того чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управляя учащимися и развивать их познавательную деятельность. Использование системно-деятельностного подхода в образовании позволяет качественно изменить педагогическое взаимодействие: не только передавать ученику знания, но и развивать его мышление, сделать ученика соавтором урока.

Психологическая целесообразность проекта

Психологическую основу концепции системно-деятельностного подхода рассматриваем на тезисах А. Н. Леоньтьева, Сухова В. П. - автора концепции системно-деятельностного подхода в развивающем обучении школьников и Г.А. Цукермана, доктора психологических наук, которые нетрадиционную педагогику, построенную на психологической теории учебной деятельности, представляют следующим образом: «…не давать образцов, ставить ребенка в ситуацию, где его привычные способы действия с очевидностью непригодны и мотивировать поиск существенных особенностей новой ситуации, в которой надо действовать…». А. Н. Леоньтьев подчеркивал, что деятельность - особая целостность. Она включает различные компоненты: мотивы, цели, действия. Их нельзя рассматривать порознь, они образуют систему. Собственная учебная деятельность школьников, важная составляющая системно-деятельностного подхода, реализуется как личностно-деятельностный подход в обучении. Его можно выразить формулой «деятельность - личность», т. е. «какова деятельность, такова и личность» и «вне деятельности нет личности». Учащиеся являются основными субъектами, вовлеченными в осуществление данного опыта. Учитывая психологические, возрастные и индивидуальные особенности учащихся, необходимо оптимально отбирать методы, средства и формы обучения, педагогические технологии, предполагающие построение учебного процесса на игровой, развивающей, опережающей основе. Непременным условием, обеспечивающим эффективность применения системно-деятелностного подхода, является:

- логическая последовательность осуществления мотива, цели и действия;

- изменение существующей роли ученика в образовательном процессе: от послушного исполнителя к активному участнику образовательного процесса;

- различные формы организации учебно-познавательной деятельности учащихся: индивидуальной, групповой, коллективной.

Согласно экспериментальным данным, при лекционной подаче материала усваивается не более 20-30% информации, при самостоятельной работе с литературой - до 50%, при проговаривании - до 80%, а при личном участии в изучаемой деятельности - до 95%.

Учебная деятельность становится источником внутреннего развития школьника, формирования его творческих способностей и личностных качеств. Уроки истории и обществознания с учащимися 11-15 лет, более эффективно проводить с применением методов обучения, направленных на формирование коммуникативной, информационной, учебно-познавательной, общекультурной компетенций, компетенции личного самосовершенствования (деловые игры, творческие задания, дидактические игры, проекты, учебные ситуации, разминки, проблемные вопросы и задачи, экскурсии, из форм организации - индивидуальную, парную, групповую). С приближением возраста ранней юности, когда подросший человек начинает выбирать себе будущую профессию, оканчивает школу, думает о поступлении в институт и т.п., ведущей деятельностью становится учебно-профессиональная деятельность, в которой на первый план опять выходит задача совершенствования операционально-технической стороны деятельности и формирования новых систем значений. Здесь особое внимание уделяется применению подходов, формирующих учебно-познавательную, социально-трудовую, ценностно-смысловую компетенции, компетенции личного самосовершенствования (интерактивные лекции, семинары, защита учебно - исследовательской работы, проекты, учебные конференции, деловые игры, презентации). Необходимо учитывать и гендерные особенности учебной мотивации у обучающихся: девушки обладают более высоким уровнем выраженности внутренней мотивации по отношению к общественным дисциплинам, а юноши - к точным наукам. Таким образом, именно применение системно - деятельностного подхода в обучении способствует эффективному усвоению материала, стремлению подростков к сотрудничеству, совместной деятельности, развитию личности. Дети от 11 до 15 лет приобретают направленность на самостоятельный познавательный поиск, постановку учебных целей, освоение и самостоятельное осуществление контрольных и оценочных действий, развитие творческого потенциала обучаемого, повышение культуры учебной деятельности, интенсификации учебно-воспитательного процесса.

Ожидаемые результаты и социальный эффект

Школа должна подготовить молодое поколение к современным условиям жизни. Сегодня основные цели современного образования можно сформулировать следующим образом:

- формирование мышления через обучение деятельности: умению адаптироваться внутри определенной системы относительно принятых в ней норм (самоопределению), осознанно строить свою деятельность по достижению цели (самореализации) и оценивать собственную деятельность, и ее результаты (рефлексии);

- формирование системы ключевых компетенций и их проявлений в личностных качествах;

- формирование целостной картины мира, адекватной современному уровню научного знания.

Реализовывать новые цели невозможно, если ученик пассивно усваивает готовые истины. Необходим его самостоятельный поиск, в процессе которого как раз и приобретается опыт общения, целеполагания, достижения поставленных целей, опыт рефлексивной самоорганизации и самооценки. Деятельностный подход на уроке истории и обществознания предполагает формирование и развитие в ходе образовательного процесса качеств личности, отвечающих потребностям «знаниевого» общества, инновационной экономики, демократического строя и многонационального, поликультурного российского общества. Деятельность педагогов - участников данного проекта будет направлена на формирование у обучающихся способностей использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- определения собственной позиции в современной жизни, исходя из их исторической и общественной обусловленности;

- использования навыка исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;

- соотнесение своих действий и поступков с действиями и поступками окружающих, с исторически возникшими формами социального поведения;

- осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданина России.

Ресурсное обеспечение проекта

Ресурс

Содержание ресурса

Материально-технический

Учебные кабинеты и их оборудование, в том числе и современные информационно-технические средства, школьный сетевой ресурс, актовый зал, спортивные залы и их оснащение для учебных занятий и дополнительного образования, библиотека, учебные мастерские технического и обслуживающего труда, пришкольный участок с зеленой зоной и т. д. Медиа-ресурсы. Интернет.

Финансовый

Бюджетные ассигнования, целевые вложения отраслевых ведомств, спонсоров, коммерческих объединений, добровольные взносы родителей и благотворительных организаций и др.

Кадровый

Укомплектованность школы педагогическими кадрами, целесообразность и функциональность существующей в школе расстановки педагогических кадров, действенность организационных структур управления, уровень профессиональной квалификации педагогических кадров и системность повышения их компетентности, творческое отношение учителей к педагогической деятельности, использование в работе передового педагогического опыта, участие в инновационной и экспериментальной деятельности.

Научно - методический

Взаимодействие с образовательными учреждениями с целью использования потенциала этих организаций для повышения квалификации педагогических кадров, совершенствования системы непрерывности и преемственности образования и интеллектуального развития участников образовательного процесса.

Информационный

Организация единого информационного пространства, использование телекоммуникационных технологий, обеспечение современными средствами информационных технологий, обеспечение современными средствами информационных технологий, инфраструктура информационной школьной среды.

Ресурс социального партнёрства

Взаимодействие с муниципальными органами власти района, округа и города, с учреждениями здравоохранения, управлениями внутренних дел, органами социальной защиты, центрами дополнительного образования, спортивными клубами, учреждениями культуры и искусства, общественными организациями с целью создания оптимальных условий для развития личности каждого ребенка и удовлетворения его социальных потребностей. Реализация программы «Общественно-активная школа.

Организационно - управленческий

ресурс

Структура управления образовательным процессом, ее значение в реализации поставленных целей, структура организации учебного процесса, участие в управлении всех субъектов образовательного процесса.

Литература

1. Асмолов А. Г. Системно-деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения/ Педагогика М.: 2009 - №4. - С18-22.

2. Дусавицкий А.К., Кондратюк Е.М., Толмачева И.Н., Шилкунова З.И. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя. - М.:ВИТА-ПРЕСС, 2008.

3. Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Кудряшова Т.Г. Требование к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода. - М., 2006.

4. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования /Под ред.- М., 2000.

5. Сухов В.П. «Системно-деятельностный подход в развивающем обучении школьников», Уфа, 2004.

6. Шубина Т.И. Деятельностный метод в школе festival.1september.ru/articles

Приложение 1

Кластер

Проект Развитие ключевых компетенций учащихся на уроках общественных дисциплин на основе системно - деятельностного подхода в обучении

Проект Развитие ключевых компетенций учащихся на уроках общественных дисциплин на основе системно - деятельностного подхода в обучении

Метапредметные

Личностные

Дидактические игрыПроект Развитие ключевых компетенций учащихся на уроках общественных дисциплин на основе системно - деятельностного подхода в обучении

Решения учебной задачи

Результаты

Постановка учебной задачи

Эффективность управления образовательным процессом

Выбор типологии урока:Проект Развитие ключевых компетенций учащихся на уроках общественных дисциплин на основе системно - деятельностного подхода в обученииПроект Развитие ключевых компетенций учащихся на уроках общественных дисциплин на основе системно - деятельностного подхода в обученииПроект Развитие ключевых компетенций учащихся на уроках общественных дисциплин на основе системно - деятельностного подхода в обученииПроект Развитие ключевых компетенций учащихся на уроках общественных дисциплин на основе системно - деятельностного подхода в обученииПроект Развитие ключевых компетенций учащихся на уроках общественных дисциплин на основе системно - деятельностного подхода в обучении

Методическое обеспечение

Формы деятельности учащихся

Выбор средств обучения:

Моделирование и преобразования модели

Дискуссии

Технологии

Ресурсные

Учебно-мозговой штурм

Решения частных задач с применением открытого способа

Контроля и оценки

Дебаты

Ролевые игры

Методы

Формы обучения

Деловые игры

Турниры знатоков

Исследовательский проект

Синквейн, кластер

Приемы

ПредметныеПроект Развитие ключевых компетенций учащихся на уроках общественных дисциплин на основе системно - деятельностного подхода в обученииПроект Развитие ключевых компетенций учащихся на уроках общественных дисциплин на основе системно - деятельностного подхода в обученииПроект Развитие ключевых компетенций учащихся на уроках общественных дисциплин на основе системно - деятельностного подхода в обученииПроект Развитие ключевых компетенций учащихся на уроках общественных дисциплин на основе системно - деятельностного подхода в обученииПроект Развитие ключевых компетенций учащихся на уроках общественных дисциплин на основе системно - деятельностного подхода в обученииПроект Развитие ключевых компетенций учащихся на уроках общественных дисциплин на основе системно - деятельностного подхода в обученииПроект Развитие ключевых компетенций учащихся на уроках общественных дисциплин на основе системно - деятельностного подхода в обученииПроект Развитие ключевых компетенций учащихся на уроках общественных дисциплин на основе системно - деятельностного подхода в обучении





© 2010-2022