- Преподавателю
- Обществознание
- Урок обществознания по теме «Экономика как наука и хозяйство»
Урок обществознания по теме «Экономика как наука и хозяйство»
Раздел | Обществознание |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Зиннатуллина Э.Р. |
Дата | 20.11.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Зиннатуллина Элеонора Рауфовна, преподаватель истории и обществознания, Братский промышленный техникум
Урок обществознания по теме «Экономика как наука и хозяйство»
Разработка урока обществознания по теме «Экономика как наука и хозяйство» содержит план урока, рабочий лист, позволяющий организовать самостоятельную работу обучающихся на занятии. На этапе закрепления обучающимся предлагается выполнить творческое задание на анализ конкретных бизнес-ситуаций в малых группах. В ход его выполнения обучающиеся должны не только продемонстрировать умение применять теоретический материал, но и творческое мышление. Разработка предназначена для преподавателей обществознания и экономики техникумов, колледжей, школ.
ПЛАН УРОКА
№№ уроков 95, 96
Тема урока: Экономика как наука и хозяйство
Цели и задачи урока:
Образовательная: создать условия для усвоения знаний об экономике как науке и хозяйстве.
Задачи:
1. Определить черты экономики как науки и хозяйства
2. Выявить основные вопросы экономики.
3. Определить факторы производства.
Развивающая: создание условий для развития умения организовывать собственную деятельность, исходя из целей и способов ее достижения, определенных преподавателем, (ОК 2), анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы (ОК 3), осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного решения поставленных задач (ОК 4), работать в команде, эффективно общаться с преподавателем, одногруппниками (ОК 6), развитие критического мышления (составление кластера).
Воспитательная: создать условия для развития интеллектуальных, познавательных и творческих способностей обучающихся, формирования толерантности, политической культуры.
Тип урока комбинированный.
Средства обучения: ПК, проектор, учебник, раздаточный материал.
Структурные элементы урока и ориентировочные приемы его проведения
1. Организационная часть.
2. Проверка выполнения домашнего задания - выборочная проверка конспектов.
3. Подготовка к основному этапу занятия.
Эвристическая беседа по теме «Что вы знаете об экономике?».
4. Сообщение нового материала
1. Экономика как наука и хозяйство (лекция, выполнение заданий по рабочему листу, эвристическая беседа).
Рабочий лист представлен в Приложении 1.
2. Основные вопросы экономики (лекция, выполнение заданий по рабочему листу).
3. Факторы производства (выполнение заданий по рабочему листу, составление кластера).
5. Закрепление.
Выполнение творческого задания - анализ бизнес-ситуации в малых группах.
Ситуации представлены в Приложении 2, желателен групповой вариант работы (возможно в парах).
6. подведение итога урока.
А. выставление оценок.
Б. анализ и оценка успешности достижения цели.
-
7. Выдача домашнего задания - Задачи экономики;
-
Роль производства, распределения, обмена и потребления в экономике
-
Макроэкономика и микроэкономика;
-
Взаимодействие факторов производства;
-
Предпринимательские способности как один из факторов производства.
Литература: Литература: Важенин А.Г. Обществознание: учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений / А.Г. Важенин. - 5-е изд., испр. - М.: Академия, 2008. - С. 152-153; Обществознание. 11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. Базовый уровень / Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая; под ред. Л.Н. Боголюбова. - М.: Просвещение, 2009. - С. 6-15.
Приложение 1
Раздел 6. Экономика
6.1. Экономика как наука и хозяйство
Понятие экономики.
Изначально экономика (от греч. oikos - дом и nomos - закон) - наука о ведении домашнего хозяйства.
Авторы: Ксенофонт, Аристотель (384-322 гг. до н.э.).
В современном мире понятие «экономика» приобрело несколько более широкое значение.
Различают два основных значения термина «экономика»: экономика как наука и экономика как хозяйство.
Экономика как наука - системное отражение хозяйственной деятельности людей посредством экономических категорий, законов, представленное в форме определенных теорий.
Экономика как хозяйство - система общественного производства, народное хозяйство страны, области, района или отрасли.
3 вопроса экономики:
Что производить?
Как производить?
Для кого производить?
Главная проблема экономики: потребности человека безграничны, а доступные ресурсы ограничены (что такое потребности?)
В экономической жизни есть три главных участника:
-
семья;
-
фирмы;
-
государство.
Они взаимодействуют между собой, координируя свою деятельность как непосредственно, так и через рынки факторов производства (т.е. ресурсов, с помощью которых можно организовать производство благ) и потребительских товаров (благ, которые непосредственно потребляются людьми).
Трудно переоценить роль, которую играют в экономической жизни общества фирмы и государство. И все же главный из действующих лиц экономики - человек, семья.
Дело в том, что именно ради удовлетворения нужд людей, их конкретных потребностей в благах и должна осуществляться хозяйственная деятельность в любой стране.
Факторы производства (перенесите таблицу к себе в тетрадь
Факторы производства
Пояснение
1. Природные ресурсы
Естественные блага, необходимые при создании товаров и услуг
2. Труд
Физические и интеллектуальные усилия, затрачиваемые людьми при создании товаров и услуг
3. Капитал
Средства производства (оборудование, машины) и финансовые ресурсы, приносящие доход)
4. Управление
Процесс принятия решений, организация производства, контроль за деятельностью людей
5. Информация
Знания и сведения, накопленные человечеством
Проанализируйте следующие ситуации в соответствии с тремя вопросами экономики и соотнесите с факторами производства:
1. Вы открываете небольшую фирму по производству записных книжек, тетрадей
2. Вы переехали в деревню и решили стать фермером
3. Вы решили на дому заниматься фрилансом - писать статьи и продавать их различным сайтам
Блага - продукты питания, одежда, мебель, автомобили - это предметы, удовлетворяющие ту или иную человеческую потребность.
Макроэкономика и микроэкономика
Макроэкономика - исследует закономерности и экономические взаимоотношения на уровне всей экономики или крупных отраслей.
-
Денежная система и инфляция.
-
Безработица.
-
Внешняя торговля.
-
Экономический рост.
Микроэкономика - исследует закономерности организаций и функционирование экономики на уровне между отдельными фирмами и потребителями.
-
Экономика семьи.
-
Экономика региона.
-
Экономика фирм.
.
1. О каком разделе экономики идет речь?
Общая прибыль организаторов 8-го Международного авиационно-космического салона МАКС-2009 превысила 30 млн. евро.
А.Н. Пупкин открыл закусочную.
В Санкт-Петербурге принято решение не взимать плату за пользование лифтами с жильцов первого этажа.
В 2013 году Китай стал мировым лидером по объемам внешней торговли. Торговый оборот страны превысил $4 трлн.
Средний размер трудовой пенсии россиян по старости составит 11,4 тыс. руб.
Общий доход семьи Павловых составил 25 тысяч руб., из них 5 тысяч руб. уходит на погашение кредита
2. Объясните выражение "Бесплатный сыр бывает только в мышеловке".
Приложение 2
Творческое задание по теме «Факторы производства»
Карточка 1.
Определите, что изображено на иллюстрации. Подумайте об экономической ситуации, бизнесе, связанном с данным изображением. Проанализируйте ситуацию в соответствии с тремя вопросами экономики и соотнесите с факторами производства.
Карточка 2.
Определите, что изображено на иллюстрации. Подумайте об экономической ситуации, бизнесе, связанном с данным изображением. Проанализируйте ситуацию в соответствии с тремя вопросами экономики и соотнесите с факторами производства.
Карточка3.
Определите, что изображено на иллюстрации. Подумайте об экономической ситуации, бизнесе, связанном с данным изображением. Проанализируйте ситуацию в соответствии с тремя вопросами экономики и соотнесите с факторами производства.
Карточка 4.
Определите, что изображено на иллюстрации. Подумайте об экономической ситуации, бизнесе, связанном с данным изображением. Проанализируйте ситуацию в соответствии с тремя вопросами экономики и соотнесите с факторами производства.
Карточка 5.
Определите, что изображено на иллюстрации. Подумайте об экономической ситуации, бизнесе, связанном с данным изображением. Проанализируйте ситуацию в соответствии с тремя вопросами экономики и соотнесите с факторами производства.
Карточка 6.
Определите, что изображено на иллюстрации. Подумайте об экономической ситуации, бизнесе, связанном с данным изображением. Проанализируйте ситуацию в соответствии с тремя вопросами экономики и соотнесите с факторами производства.
Карточка 7.
Определите, что изображено на иллюстрации. Подумайте об экономической ситуации, бизнесе, связанном с данным изображением. Проанализируйте ситуацию в соответствии с тремя вопросами экономики и соотнесите с факторами производства.
Карточка 8.
Определите, что изображено на иллюстрации. Подумайте об экономической ситуации, бизнесе, связанном с данным изображением. Проанализируйте ситуацию в соответствии с тремя вопросами экономики и соотнесите с факторами производства.