План консультаций по обществознанию ЕГЭ

Раздел Обществознание
Класс 11 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План консультаций по обществознанию ЕГЭ

Цель курса - целенаправленная и качественная подготовка учащихся к новой форме аттестации - ЕГЭ; повторение тем, вызывающих наибольшие трудности содержательного характера.

Для достижения поставленных целей наиболее целесообразными являются различные формы занятий: лекции, практикумы, тренинги.

Задачи курса:

- повторение курса обществознания;

- формирование умений и навыков решения тестовых заданий;

- знакомство со структурой и содержанием контрольных измерительных материалов по предмету;

- формирование позитивного отношения к процедуре ЕГЭ по обществознанию.

Основное содержание.

Требования к уровню подготовки выпускников.

Знать и понимать:

  • биосоциальную сущность человека;

  • основные этапы и факторы социализации личности;

  • место и роль человека в системе общественных отношений;

  • закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы;

  • тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;

  • основные социальные институты и процессы;

  • необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;

  • особенности социально-гуманитарного познания.

Уметь:

  • характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы;

  • анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;

  • объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека);

  • раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;

  • осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;

  • сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями; сопоставлять различные научные подходы; различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы;

  • оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

  • формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

  • подготавливать аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу;

  • применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам

Использовать приобретенные знания и умения для:

  • самостоятельного поиска социальной информации, необходимой для принятия собственных решений; критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации;

  • оценки общественных изменений с точки зрения демократических и гуманистических ценностей, лежащих в основе Конституции Российской Федерации;

  • решения практических проблем, возникающих в социальной деятельности;

  • ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;

  • предвидения возможных последствий определенных социальных действий;

  • ориентации в социальных и гуманитарных науках, их последующего изучения в учреждениях среднего и высшего профессионального образования;

  • оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права.



Номер урока

Название тем и уроков

Количество

часов

Дата

1

Введение. Особенности ЕГЭ по обществознанию в данном учебном году.

1


Тема 1. Общество.


2

Общество - сложная, динамично развивающаяся система.

1


3

Ступени развития общества.

1


4

Тренинг ЕГЭ

1


Тема 2. Человек .


5

Человек как результат биологической и социокультурной эволюции.

1


6

Многообразие видов деятельности человека.

1


7

Человек в системе социальных связей.

1


8

Тренинг ЕГЭ

1


Тема 3. Духовная сфера.


9

Формы и разновидности культуры. Искусство, его виды.

1


10

Наука и образование. Мораль. Религия.

1


Тема 4. Познание.


11

Познание мира.

1


12

Многообразие форм человеческого знания.

1


13

Тренинг ЕГЭ

1


Тема 5. Экономическая сфера.


14

Экономика: наука и хозяйство. Экономические системы

1


15

Многообразие рынков.

1


16

Рыночные отношения.

1


17

Тренинг ЕГЭ

1


Тема 6. Социальная сфера.


18

Социальная система.

1


19

Семья и брак как социальные институты.

1


20

Социальный конфликт и пути его разрешения.

1


21

Тренинг ЕГЭ

1


Тема 7. Политическая сфера.


22

Политическая система.

1


23

Признаки, функции и формы государства.

1


24

Политический плюрализм.

1


25

Структура полити­ческой власти в РФ.

1


26

Тренинг ЕГЭ

1


Тема 8. Право.


27

Право, система права. Источники права.

1


28

Права человека.

1


29

Конституция РФ.

1


30

Правоотношения и правонарушения. Юридическая ответственность.

1


31

Тренинг ЕГЭ

1


32-34

Эссе.

3


35

Итоговое тестирование.

1


Содержание.

Введение Особенности ЕГЭ по обществознанию в данном учебном году.

Организация и методика подготовки к ЕГЭ по обществознанию.

Требования к ЕГЭ по обществознанию.

Знакомство с демоверсией по обществознанию Федерального института педагогических измерений 2015.

Кодификатор и спецификация ЕГЭ по обществознанию - 2015.

Тема 1. Общество

Общество - сложная, динамично развивающаяся система. Общество и природа. Общество и культура. Сферы жизни общества, их взаимосвязь. Общественные отношения. Социальные институты.

Ступени развития общества. Типология обществ. Социальные изменения. Прогресс и регресс. Глобаль­ные проблемы человечества. Современный этап НТР.

Тема 2. Человек

Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Сущность человеческого бытия. Потребности и способности человека. Степени развития способно­стей.

Многообразие видов деятельности человека. Общение, труд, игра, учение, творчество.

Человек в системе социальных связей. Индивид, индивидуальность, личность. Социализация индивида. Социальная роль. Социальный статус челове­ка. Свобода и ответственность личности.

Тема 3. Духовная сфера общества

Формы и разновидности культуры. Искусство, его виды. Культура народная, элитарная, массовая. Основные направления искусства. СМИ.

Наука и образование. Мораль. Религия. Особенности современной науки. Роль науки в условиях НТР. Образование и самообразование.

Основные ценности и нормы морали. Религия, ее роль в жизни общества. Мировые религии.

Тема 4. Познание

Познание мира. Формы познания. Виды и уровни познания. Истина и её критерии. Истина абсолютная и относительная. Проблема познаваемости мира в философии.

Многообразие форм человеческого знания. Самопознание. Научное познание. Социальное познание. Науки о человеке и обществе.

Решение тестовых заданий части 1

Тема 5. Экономическая сфера общества

Экономика: наука и хозяйство. Роль экономики в жизни общества. Факторы производства: земля, труд, капитал, предпринимательство. Издержки производства.

Экономические системы: традиционная, плановая, рыночная.

Многообразие рынков. Собственность и её формы. Национализация и приватизация соб­ственности. Кон­куренция. Спрос и предложение. Многообразие рынков.

Рыночные отношения. Роль государства в экономике. Экономический рост. Государственный бюджет. Ценные бумаги. Деньги, их функции. Налоги, их виды и функции. Рынок труда и без­работица. Инфляция.

Тема 6. Социальная сфера общества

Социальная система. Соци­альные отношения. Социальные группы (касты, сосло­вия, классы). Социальные роли. Социальная дифференциация. Социальные нормы и социальная ответственность. От­клоняющееся поведение личности. Социальный контроль. Социальное государство. Социальная политика государства.

Семья и брак как социальные институты. Психологический климат семьи.

Социальный конфликт и пути его разрешения. Экстре­мизм. Компромисс. Толерантность. Межнациональные отношения. Национализм.

Тема 7. Политическая сфера общества

Политическая система. Структура политической системы; функции политической системы.

Признаки, функции и формы государства. Формы государства. Политическая идеология. Гражданское общество и правовое государство. Признаки правового государства.

Политический плюрализм. Многопартийность. Партийная система РФ.

Структура полити­ческой власти в РФ. Государственный аппарат. Избирательные системы. Выборы, ре­ферендум. Человек в политической жизни.

Тема 8. Правовая сфера общества

Право, система права. Источники права. Понятие права. Нормы права. Отрасли права. Основные понятия и нормы государственного, административного, гражданского, трудового и уголовного права в Российской Федерации.

Права человека. Правовые основы семьи и брака. Правовой статус ребенка. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени.

Конституция РФ. Основы консти­туционного строя Российской Федерации.

Структура высшей государственной власти в РФ. Федерация и ее субъекты. Правоохрани­тельные органы. Мест­ное самоуправление.

Правоотношения и правонарушения. Юридическая ответственность. Признаки и виды правонарушений. Проступок и преступление. Юридическая ответственность и ее виды.

Тема 9. Решение заданий различных типов

Основные типы заданий. Специфика заданий на сравнение, на классификацию. Задания на распределение позиций по группам и на установление соответствия. Задания на соотнесение понятий и определений; на конкретизацию. Решение задач с выбором ответа.

Тема 10. Решение заданий части 2

. Характер заданий к тексту документа. Умение выделять главную мысль и позицию автора и сформулировать ответ на вопрос.

Задание на перечисление признаков какого-либо явления, объектов одного класса

(задание на раскрытие какого-либо теоретического положения).

(Решение познавательных задач).

(Развернутый ответ по заданной теме. Составление плана).

Эссе. Алгоритм написания эссе по обществознанию. Структура письменного рассуждения. Определение проблемы и позиции автора по высказыванию (цитате). Использование понятийного аппарата и терминологии курса «Обществознание». Изложение своих мыслей и собственной позиции по теме высказывания. Приведение аргументов «за» и «против».

Итоговое тестирование Решение КИМов.


Список литературы.

1. Баранов П.А., Воронцов А.В., Шевченко С.В. Обществознание: полный справочник для подготовки к ЕГЭ/под редакцией П.А. Баранова.- М.: АСТ: Астрель, 2015.

2. ЕГЭ-2016. Федеральный банк экзаменационных материалов (открытый сегмент). Обществознание.

3. ЕГЭ-2016: Обществознание / ФИПИ авторы-составители: Т.Е. Лискова, О.А. Котова - М.: Астрель, 2016.

4. Отличник ЕГЭ. Обществознание. Решение сложных задач / ФИПИ авторы-составители: О.А. Котова, Т. Е. Лискова, Е.Л. Рутковская - М.: Интеллект-Центр, 2016.

Интернет-ресурсы.

  • еgе.edu.ru - портал информационной поддержки Единого государственного экзамена;

  • mon.ru.gov.ru - официальный сайт Министерства образования и науки РФ;

  • fipi.ru - портал федерального института педагогических измерений;

  • school.edu.ru - российский общеобразовательный портал

План консультаций по обществознанию ЕГЭ


© 2010-2022