- Преподавателю
- Обществознание
- План консультаций по обществознанию ЕГЭ
План консультаций по обществознанию ЕГЭ
Раздел | Обществознание |
Класс | 11 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Журавлева О.В. |
Дата | 31.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
План консультаций по обществознанию ЕГЭ
Цель курса - целенаправленная и качественная подготовка учащихся к новой форме аттестации - ЕГЭ; повторение тем, вызывающих наибольшие трудности содержательного характера.
Для достижения поставленных целей наиболее целесообразными являются различные формы занятий: лекции, практикумы, тренинги.
Задачи курса:
- повторение курса обществознания;
- формирование умений и навыков решения тестовых заданий;
- знакомство со структурой и содержанием контрольных измерительных материалов по предмету;
- формирование позитивного отношения к процедуре ЕГЭ по обществознанию.
Основное содержание.
Требования к уровню подготовки выпускников.
Знать и понимать:
-
биосоциальную сущность человека;
-
основные этапы и факторы социализации личности;
-
место и роль человека в системе общественных отношений;
-
закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы;
-
тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;
-
основные социальные институты и процессы;
-
необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
-
особенности социально-гуманитарного познания.
Уметь:
-
характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы;
-
анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
-
объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека);
-
раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
-
осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
-
сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями; сопоставлять различные научные подходы; различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы;
-
оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
-
формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
-
подготавливать аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу;
-
применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам
Использовать приобретенные знания и умения для:
-
самостоятельного поиска социальной информации, необходимой для принятия собственных решений; критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации;
-
оценки общественных изменений с точки зрения демократических и гуманистических ценностей, лежащих в основе Конституции Российской Федерации;
-
решения практических проблем, возникающих в социальной деятельности;
-
ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;
-
предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
-
ориентации в социальных и гуманитарных науках, их последующего изучения в учреждениях среднего и высшего профессионального образования;
-
оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права.
Номер урока
Название тем и уроков
Количество
часов
Дата
1
Введение. Особенности ЕГЭ по обществознанию в данном учебном году.
1
Тема 1. Общество.
2
Общество - сложная, динамично развивающаяся система.
1
3
Ступени развития общества.
1
4
Тренинг ЕГЭ
1
Тема 2. Человек .
5
Человек как результат биологической и социокультурной эволюции.
1
6
Многообразие видов деятельности человека.
1
7
Человек в системе социальных связей.
1
8
Тренинг ЕГЭ
1
Тема 3. Духовная сфера.
9
Формы и разновидности культуры. Искусство, его виды.
1
10
Наука и образование. Мораль. Религия.
1
Тема 4. Познание.
11
Познание мира.
1
12
Многообразие форм человеческого знания.
1
13
Тренинг ЕГЭ
1
Тема 5. Экономическая сфера.
14
Экономика: наука и хозяйство. Экономические системы
1
15
Многообразие рынков.
1
16
Рыночные отношения.
1
17
Тренинг ЕГЭ
1
Тема 6. Социальная сфера.
18
Социальная система.
1
19
Семья и брак как социальные институты.
1
20
Социальный конфликт и пути его разрешения.
1
21
Тренинг ЕГЭ
1
Тема 7. Политическая сфера.
22
Политическая система.
1
23
Признаки, функции и формы государства.
1
24
Политический плюрализм.
1
25
Структура политической власти в РФ.
1
26
Тренинг ЕГЭ
1
Тема 8. Право.
27
Право, система права. Источники права.
1
28
Права человека.
1
29
Конституция РФ.
1
30
Правоотношения и правонарушения. Юридическая ответственность.
1
31
Тренинг ЕГЭ
1
32-34
Эссе.
3
35
Итоговое тестирование.
1
Содержание.
Введение Особенности ЕГЭ по обществознанию в данном учебном году.
Организация и методика подготовки к ЕГЭ по обществознанию.
Требования к ЕГЭ по обществознанию.
Знакомство с демоверсией по обществознанию Федерального института педагогических измерений 2015.
Кодификатор и спецификация ЕГЭ по обществознанию - 2015.
Тема 1. Общество
Общество - сложная, динамично развивающаяся система. Общество и природа. Общество и культура. Сферы жизни общества, их взаимосвязь. Общественные отношения. Социальные институты.
Ступени развития общества. Типология обществ. Социальные изменения. Прогресс и регресс. Глобальные проблемы человечества. Современный этап НТР.
Тема 2. Человек
Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Сущность человеческого бытия. Потребности и способности человека. Степени развития способностей.
Многообразие видов деятельности человека. Общение, труд, игра, учение, творчество.
Человек в системе социальных связей. Индивид, индивидуальность, личность. Социализация индивида. Социальная роль. Социальный статус человека. Свобода и ответственность личности.
Тема 3. Духовная сфера общества
Формы и разновидности культуры. Искусство, его виды. Культура народная, элитарная, массовая. Основные направления искусства. СМИ.
Наука и образование. Мораль. Религия. Особенности современной науки. Роль науки в условиях НТР. Образование и самообразование.
Основные ценности и нормы морали. Религия, ее роль в жизни общества. Мировые религии.
Тема 4. Познание
Познание мира. Формы познания. Виды и уровни познания. Истина и её критерии. Истина абсолютная и относительная. Проблема познаваемости мира в философии.
Многообразие форм человеческого знания. Самопознание. Научное познание. Социальное познание. Науки о человеке и обществе.
Решение тестовых заданий части 1
Тема 5. Экономическая сфера общества
Экономика: наука и хозяйство. Роль экономики в жизни общества. Факторы производства: земля, труд, капитал, предпринимательство. Издержки производства.
Экономические системы: традиционная, плановая, рыночная.
Многообразие рынков. Собственность и её формы. Национализация и приватизация собственности. Конкуренция. Спрос и предложение. Многообразие рынков.
Рыночные отношения. Роль государства в экономике. Экономический рост. Государственный бюджет. Ценные бумаги. Деньги, их функции. Налоги, их виды и функции. Рынок труда и безработица. Инфляция.
Тема 6. Социальная сфера общества
Социальная система. Социальные отношения. Социальные группы (касты, сословия, классы). Социальные роли. Социальная дифференциация. Социальные нормы и социальная ответственность. Отклоняющееся поведение личности. Социальный контроль. Социальное государство. Социальная политика государства.
Семья и брак как социальные институты. Психологический климат семьи.
Социальный конфликт и пути его разрешения. Экстремизм. Компромисс. Толерантность. Межнациональные отношения. Национализм.
Тема 7. Политическая сфера общества
Политическая система. Структура политической системы; функции политической системы.
Признаки, функции и формы государства. Формы государства. Политическая идеология. Гражданское общество и правовое государство. Признаки правового государства.
Политический плюрализм. Многопартийность. Партийная система РФ.
Структура политической власти в РФ. Государственный аппарат. Избирательные системы. Выборы, референдум. Человек в политической жизни.
Тема 8. Правовая сфера общества
Право, система права. Источники права. Понятие права. Нормы права. Отрасли права. Основные понятия и нормы государственного, административного, гражданского, трудового и уголовного права в Российской Федерации.
Права человека. Правовые основы семьи и брака. Правовой статус ребенка. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени.
Конституция РФ. Основы конституционного строя Российской Федерации.
Структура высшей государственной власти в РФ. Федерация и ее субъекты. Правоохранительные органы. Местное самоуправление.
Правоотношения и правонарушения. Юридическая ответственность. Признаки и виды правонарушений. Проступок и преступление. Юридическая ответственность и ее виды.
Тема 9. Решение заданий различных типов
Основные типы заданий. Специфика заданий на сравнение, на классификацию. Задания на распределение позиций по группам и на установление соответствия. Задания на соотнесение понятий и определений; на конкретизацию. Решение задач с выбором ответа.
Тема 10. Решение заданий части 2
. Характер заданий к тексту документа. Умение выделять главную мысль и позицию автора и сформулировать ответ на вопрос.
Задание на перечисление признаков какого-либо явления, объектов одного класса
(задание на раскрытие какого-либо теоретического положения).
(Решение познавательных задач).
(Развернутый ответ по заданной теме. Составление плана).
Эссе. Алгоритм написания эссе по обществознанию. Структура письменного рассуждения. Определение проблемы и позиции автора по высказыванию (цитате). Использование понятийного аппарата и терминологии курса «Обществознание». Изложение своих мыслей и собственной позиции по теме высказывания. Приведение аргументов «за» и «против».
Итоговое тестирование Решение КИМов.
Список литературы.
1. Баранов П.А., Воронцов А.В., Шевченко С.В. Обществознание: полный справочник для подготовки к ЕГЭ/под редакцией П.А. Баранова.- М.: АСТ: Астрель, 2015.
2. ЕГЭ-2016. Федеральный банк экзаменационных материалов (открытый сегмент). Обществознание.
3. ЕГЭ-2016: Обществознание / ФИПИ авторы-составители: Т.Е. Лискова, О.А. Котова - М.: Астрель, 2016.
4. Отличник ЕГЭ. Обществознание. Решение сложных задач / ФИПИ авторы-составители: О.А. Котова, Т. Е. Лискова, Е.Л. Рутковская - М.: Интеллект-Центр, 2016.
Интернет-ресурсы.
-
еgе.edu.ru - портал информационной поддержки Единого государственного экзамена;
-
mon.ru.gov.ru - официальный сайт Министерства образования и науки РФ;
-
fipi.ru - портал федерального института педагогических измерений;
-
school.edu.ru - российский общеобразовательный портал